200
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
Инсар. Организовываем совместные с родителями выставки поделок из природного материала «Времена года». Весной вешаем скворечники, облагораживаем свой участок, вкладываем посильный труд в благоустройстве города в целом. Провели консультации: «Исчезающие растения», «Мусор -враг природы», «Защити муравья» и другие.
Совместная работа с родителями по воспитанию в детях любви к родному краю не проходит даром. Проведя диагностику детей подготовительной группы 2013-2014 г. были выявлены положительные результаты по таким направлениям: представления ребенка о живом, отношения к природе, понимания ценностей природные объекты, умение осуществлять уход за растениями, знания о названии страны, города, своего адреса, достопримечательностей родного края, интерес к народным игрушкам, праздникам, предметам быта, забота о близких, дружелюбие, анализ своих поступков.
Воспитывая детей, мы верим, что они вырастут полноценными личностями и будут достойными гражданами нашей страны.
Список литературы:
1. Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. Жизнь вокруг нас. - Ярославль: Академия развития, 2003.
2. Жариков А.Д. Растите детей патриотами. - М.: Просвещение, 1995.
3. Подрезова Г.И. Патриотическое воспитание. - М.: Айрис пресс, 2008.
4. Рянжин С.В. Для детей и взрослых «Экологический букварь». - СПб., 1999.
5. Солонович М.А. Педагогическое краеведение и развитие самостоятельности дошкольников // Вестник ПГЛУ. - Пятигорск, 2008. - № 3. -С. 281-285.
6. Терешкин И.Г. У себя дома. - Саранск: Модовиздат, 2005.
7. Программа «Валдоня», МО РМ. - Саранск, 2001.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАЧАЛАМ МАТЕМАТИКИ
© Жуйкова Т.П.*, Томчак Е.В.*
Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан
В статье печь идет об особенностях предматематической подготовки дошкольников, которая является частью общей подготовки детей к
* Доцент кафедры Дошкольного и специального образования, кандидат педагогических наук, доцент.
* Студент.
Теория и методика дошкольного образования
201
школе. Значительное внимание уделяется методам обучения, так как образовательная деятельность в детском саду должна учитывать закономерность развития детей, исходить из требований дошкольной педагогики и дидактики.
В качестве ключевого доказательства в статье авторы раскрывают основные аспекты исследователей по вопросам гуманизации математического образования дошкольников.
Ключевые слова математические представления, проблемное обучение, математические понятия, свойства предметов.
Математика - это явление общечеловеческой культуры, а предматематическая подготовка, осуществляемая в детском саду, является частью общей подготовки детей к школе и заключается в формировании у них элементарных математических представлений. Этот процесс связан со всеми сторонами воспитательно-образовательной работы детского дошкольного учреждения и направлен, прежде всего, на решении задач умственного воспитания и математического развития дошкольников.
Задача обучения состоит в том, чтобы руководить познанием, направлять процесс усвоения понятий от случайных признаков к существенным, от изолированных и разрозненных связей к пониманию закономерностей и взаимозависимостей предметов и явлений окружающей действительности.
Процесс обучения надо организовать так, чтобы появилась собственная, активность ребенка, чтобы дети могли спорить, доказывать истину, свободно общаться друг с другом.
Особо выделяется в педагогике в настоящее время проблемно-поисковый метод. Проблемное обучение характеризуется, прежде всего, самостоятельным поиском решения различных проблем, способствует осмысленному усвоению знаний, развитию навыков творческой деятельности, самостоятельности, активности. Потребность ребенка в этом способе возникает тогда, когда невозможно решить задачу с помощью известных способов.
В связи с этим при разработке содержания развивающего обучения, особенно пристального внимания, требует отбор не только тех знаний, которые дети должны усвоить в процессе самостоятельной - поисковой деятельности, но и тех, которые предназначаются для прямой передачи, так как именно на эти знания дошкольник должен опираться, осуществляя самостоятельную поисковую деятельность.
Создание проблемных ситуаций, постоянное сотрудничество детей с воспитателями позволяет не заботиться о поддержании дисциплины, не надо следить за тем, чтобы дети не отвлекались. При такой организации никаких побочных средств для привлечения внимания не требуется.
Одновременно возникает я деловое сотрудничество внутри детского коллектива. Дети активно включаются в поисковую ситуацию и в процесс решения игровой или практической задачи, помогают друг другу.
202
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
Воспитательно-образовательная работа в детском саду должна учитывать закономерность развития детей, исходить из требований дошкольной педагогики и дидактики. В соответствии с этими требованиями обучение детей должно опираться на непосредственное восприятие действительности, что особенно важно в дошкольном возрасте. Первоисточником знаний детей о действительности являются ощущения, чувственное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Ощущения дают необходимый материал для образования представлений и понятий. Характер этих представлений, их полнота и точность зависят от степени развития сенсорных процессов у детей.
Многообразный сенсорный опыт дошкольники получают в процессе бучения элементарной математике. Они сталкиваются с многообразными проявлениями свойств предметов: цветом, формой, величиной, количеством, пространственным расположением предметов. Усвоение сенсорного опыта не должно быть эмпирическим. Первостепенное значение имеет дидактический материал в обучении дошкольников математике.
Игры, занятия, упражнения с дидактическим материалом позволяют развить зрительно-различительное восприятие размеров, форм, цветов, распознавание звуков, определение пространства и времени, способствуют математическому развитию и развитию речи.
Дидактические средства обучения выполняют важные функции в деятельности педагога и детей при формировании у них элементарных математических представлений. Они постоянно изменяются, новые конструируются в тесной связи с совершенствованием теории и практики предматематической подготовки детей в детских дошкольных учреждениях [1].
Развитие элементарных математических представлений является той областью, где при условии систематического обучения, возможно, не только дать определенную сумму знаний, умений, навыков, но и сформировать высокую познавательную активность, самостоятельность мышления, которые становятся в дальнейшем основой интеллектуальной и творческой деятельности человека.
Особое место в проблеме обучения дошкольников началам математики занимает формирование у детей этого возраста представлений о числе.
Подходом к решению этого вопроса во многом определяются различные направления в работах исследователей. Так, по мнению А.М. Леушиной и ее учеников, операцией, лежащих в начале формирований математических представлений и действий является сравнение множеств через установление взаимно-однозначного соотнесения их элементов. Овладевая способами непосредственного сопоставления множеств, а затем и определяя их численность с помощью счета, ребенок образует представление о числе и количественных отношениях [2].
В соответствии с этим, можно утверждать, что формирование представлений о числе должно строиться на достаточно полном опыте ребенка восприятии величины предметов и способов определения величины.
Теория и методика дошкольного образования
203
Знакомство ребенка с величиной, формой, пространственными ориентировками начинается у ребенка очень рано, еще с младенческого возраста и является одной из сторон чувственного познания.
Основой познания для ребенка-дошкольника является чувственное познание - восприятие и наглядное мышление. От уровня сформированности восприятия, наглядно-действенного и нагдядно-образного мышления зависит развитее познавательных возможностей, логических форм мышления.
При восприятии предметов, его свойств (цвета, формы, величины) всегда включается обследование и сравнение. Развитие восприятия в дошкольном возрасте идет путем совершенствования перцептивных обследовательских действий, то есть действий рассматривания, ощупывания, выслушивания и усвоения системы сенсорных эталонов, выработанных человечеством на протяжении всей истории (цветов спектра, геометрических форм, мер веса, величин, времени и т.д.).
В дошкольном возрасте должны сформироваться правильные представления об окружающих ребенка предметах, об их цвете, форме, величине.
Формирование адекватного восприятия и представлений о величине предметов обеспечивает ребенку ориентировку в окружающем мире. Вместе с тем, соотношение величин предметов, умение ориентироваться в параметрах протяженности предметов - путь перехода от конкретного к абстрактному, от чувственного познания к логическому, от эмпирического к научному.
Именно от практического сравнения величины предметов идет путь ребенка к познанию количественных отношений «больше-меньше», «равенствонеравенство», что является необходимым условием математического развития ребенка.
Формирование представлений о величине предметов и понимание отношений «длиннее-короче», «выше-ниже», «шире-уже», «больше-меньше» позволяют наглядно показать ребенку скрытые от него математические зависимости, углубить представления о числе, представив число в новой для ребенка функции отношений.
Форма, также как и величина, является важным свойством окружающих предметов. Форма предметов получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Другими словами, геометрические фигуры - это эталоны, при помощи которых можно определить форму предметов и их частей.
Проблему знакомства детей с геометрическими фигурами и их свойствами следует рассматривать в двух аспектах: в плане сенсорного восприятия форм геометрических фигур и использование их как эталонов в познании форм окружающих предметов, а также в смысле познания особенностей их структуры, свойств, основных связей и закономерностей в их построении, т.е. собственно геометрического материала.
Ознакомление с геометрическими фигурами в плане сенсорной культуры отличается от изучения этих фигур в процессе формирования элемен-
204
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
тарных математических представлении. Однако без чувственного восприятия формы невозможен переход к ее логическому осознанию.
Сенсорное восприятие формы предмета должно быть направлено не только на то, чтобы видеть, узнавать форму наряду с другими его признаками, но и уметь, абстрагируя форму, видеть ее и в других вещах. Такому восприятию формы предметов и ее обобщению и способствует знание детьми эталонов - геометрических фигур. Поэтому задачей сенсорного развития является формирование у ребенка умений узнавать в соответствии с эталонами (той лил иной геометрической фигурой) форму разных предметов.
Во многих психологических и педагогических работах доказано, что познание структуры предметов, их формы и размера осуществляется не только в процессе восприятия той или иной формы зрением, но и путем активного осязания, ощупывания ее под контролем зрения и названием словом. Совместная работа этих анализаторов способствует более точному восприятию формы предметов [3].
Одно зрительное восприятие предмета не удовлетворяет ребенка. Чтобы лучше познать его, дети стремятся коснуться предмета, взять его в руки, потрогать, иногда повернуть; причем разглядывание и ощупывание различны в зависимости от формы и конструкции предмета. Кроме того, через обследовательские действия дети познают основные свойства геометрических фигур: сторона, вершина, угол и в процессе обучения усваивают, что геометрическая фигура являются эталоном, пользуясь которыми дети определяют форму предмета. Форма, как и размер, ограничивает один предмет от другого в пространстве.
Пространственная ориентация осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами). В понятие пространственной ориентации входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно ориентирующегося. Дети на протяжении всего дошкольного возраста овладевают системой отсчета: ориентировка на себе, от себя, от других предметов, от другого человека.
Понимание и применение слов, обозначающих пространственные отношения между предметами, является важным фактором, помогающим ребенку осмыслить свой чувственный опыт.
Опыт показывает, что детей необходимо научить свободно, ориентироваться на плоскости, т.е. в двухмерном пространстве, что не сразу удается и к чему не всегда оказываются достаточно подготовленными дети. Они часто не знают, где у листа тетради верх, где низ. Прежде всего, необходимо объяснить детям значения выражений: в центре, посередине, справа, справа сбоку, слева сбоку, по верхней, по нижней, по боковой стороне справа, по боковой - слева и др., затем предложить ряд практических упражнений [4].
Теория и методика дошкольного образования
205
В развитии пространственных ориентировок особую роль играют прогулки. Экскурсии, подвижные игры, физкультурные упражнения и бытовая ориентировка детей не только в группе, но и в помещении всего детского сада.
Ориентировка в пространстве и временные ориентиры, развиваются постоянно - от рождения до поступления в школу. Временные ориентировки и соответствующая лексика закрепляется в повседневной жизни и при знакомстве с окружающим миром. Важно, чтобы ребенок довольно часто сталкивался с определением и обозначением времени, сравнительными характеристиками продолжительности разных отрезков времени.
Систематизировать и закреплять представления о времени рекомендуется в дидактических играх на занятиях и вне занятий.
Таким образом, гуманизация математического образования дошкольников видится нами в создании условий для вариативности и творчества, использованию разнообразных форм организации обучения, что позволяет педагогу сочетать прямые и опосредованные методы, направлять внимание не только на появление у детей математических представлений. Но и на развитие ребенка в целом.
Список литературы:
1. Белошистая В.А. Обучение математике в ДОУ: методическое пособие. - М.: Айрис-прес, 2005.
2. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М., «Просвещение», 1974.
3. Фрейлах Н.И. Методика математического развития / Н.И. Фрейлах. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИД «ФОРУМ»; ИНФРА-М, 2014 - 240 с.
4. Демина Е.С. Развитие элементарных математических представлений. Анализ программ дошкольного образования. - М: ТЦ Сфера, 2009. - 128 с.
ЗДОРОВЬЕ ВОСПИТАТЕЛЯ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ
© Красношлык З.П.*
Северо-Осетинский государственный педагогический институт, г. Владикавказ
В статье отмечено, что культура здоровья педагога является важным ресурсом успешности педагогической деятельности, поскольку, только педагог, как носитель культуры здоровья, может воспитать ответственное отношение у ребёнка к личному здоровью и здоровью окружаю-
* Декан коррекционно-педагогического факультета, к.п.н., доцент кафедры Начального и дошкольного образования.