Жумаев М. ©
ТГПУ им.Низами г.Ташкент (Узбекистан)
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАМ МАТЕМАТИКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ВОЗРАСТА
Аннотация
Рассматривается методическое обеспечение подготовки будущих учителей начальных классов, ориентированное на формирование у них готовности к деятельности по развитию информационной грамотности у младшего школьника.
Ключевые слова: формирования, прёмы, методы, математическых, наглядные, игровые.
Summary
It Is Considered methodical provision of preparing the future teachers of the initial classes, oriented on shaping beside them readiness to activity on development of information literacy beside younger schoolboy.
Keywords: shaping, methods, mathematical, demonstrative, playing.
В целях сохранения единого образовательного пространства, реализации преемственности государственных стандартов на всех уровнях и ступенях образования. Правительством Республика Узбекистан был утверждён «Национальной программы подготовка кадров» обязательный минимум содержания образования, требования к уровню подготовки и оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу, базисный учебный план и примерная программа.
Современный выпускник, будущий учитель начальной школы, должен быть готов к необходимости работы в той системе, которую предложит ситуация.
Основными задачами предматематической подготовки детей в дошкольном учреждении являются:
1. Формирование системы элементарных математических представлений у дошкольников. Для решения этой задачи ребёнку необходимо усвоить программу развития элементарных математических представлений.
2. Формирование предпосылок математического мышления и отдельных логических структур, необходимых для овладения математикой в школе и общего умственного развития у детей.
Предпосылки математического мышления, их процесс строится с учётом уровня развития наглядно-действенного и наглядно - образного мышления дошкольника и перехода к более абстрактным формам ориентировки в окружающем (от конкретного к абстрактному).
3. Формирование сенсорных процессов (восприятие, представление) и способностей (наблюдательность, глазомер).
4. Расширение словаря детей и совершенствование связной речи.
5. Формирование начальных форм учебной деятельности у дошкольников:
Для решения вышеперечисленных задач требуется:
1. Задачи обучения дошкольников элементам математики в детском саду.
2. Общая характеристика содержания предматематической подготовки детей в детских
садах.
3. Методы предматематической подготовки детей дошкольного возраста.
4. Средства формирования элементарных математических представлений у детей в детском саду.
5. Формы организации работы по развитию элементарных математических представлений у дошкольников.
© Жумаев М., 2014 г.
- знание педагогом проблемы развития элементарных математических представлений не только той группы, в которой он работает, но и других групп;
- использование средств, методов и форм организации работы, адекватных задачам и уровню развития детей.
- систематическая работа по реализации задач на занятиях по формированию элементарных математических представлений и в повседневной жизни.
Содержание обучения детей элементам математики отражается в разделе "Математика" "Учинчи минг йилликнинг боласи.Таянч дастури." (Базовая программа),- Т., 2001.
В каждой возрастной группе, а их четыре: младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе, программа развития элементарных математических представлений состоит из одинаковых по количеству разделов: "Количество и счёт", "Величина", "Геометрические фигуры", "Ориентировка в пространстве", "Ориентировка во времени". Все эти пять разделов тесно связаны между собой и дают возможность научить детей выделять в предметах и явлениях окружающей действительности их стороны, свойства, отношение, являющиеся предметом изучения математики. Предматематическая подготовка включает все требования к уровню развития качественных, пространственных и временных представлений у детей на каждом возрастном этапе, что даёт возможность использовать её для контроля и проверки степени усвоения основных программных задач.
Наибольшее влияние на математическое развитие детей оказывает овладение специальными видами деятельности. Среди них выделяют 2 группы: 1) математические виды деятельности (счёт, измерения, простейшие вычисления); и 2) пропедевтические, специально сконструированные в дидактических целях, т. е. доматематические виды деятельности: сравнение предметов путём наложения и приложения, уравнивание и комплектование и др.
Основной принцип, лежащий в основе формирования элементарных математических представлений, предполагает в каждом возрастном этапе повторение на более высоком уровне того, что было освоено на предыдущей ступени, и дальнейшее продвижение вперёд. Однако в каждом году обучения выделяется одно главное направление. Например, в рамках раздела "Количество и счёт", во II млд.гр. - формирование представлений о равенстве и неравенстве групп по количеству входящих в них предметов; в средних группах - формирование представлений о числах в пределах 5, в старшей - формирование представлений о числах и отношениях между последовательными числами в пределах 10.
Методы, используемые в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников: практические, словесные, наглядные, игровые.
Под методами следует подразумевать способы и приёмы работы воспитателя с детьми.
Практический метод на занятии математики является ведущим. Сущность его заключается в организации практической деятельности детей:
- выполнение разнообразных практических упражнений;
- широкое использование дидактического материала;
- развитие представлений о предстоящей деятельности;
- формирование вычислительных навыков;
- использование математических представлений в практической деятельности, в быту.
В ходе работы по формированию элементарных математических представлений у детей используются приёмы, относящиеся к наглядным, словесным и практическим методам и применяемые в тесной взаимосвязи друг с другом.
Литература
1. Каримов И.А.Юксак маънавият - енгилмас куч. Тошкент. 2008
2. Алёхина О.Н. Об этапах информатизации начальной школы в контексте формирования информационной грамотности учащегося / О.Н. Алёхин // Научно-технический журнал «Новые технологии в образовании». - Воронеж: Мастеринг, 2009. - № 4. - с.3-6.
3. Петухова Т.П. Формирование информационной грамотности младшего школьника в учебной деятельности: Монография / Т.П. Петухова, И.Н. Ващук. Нижний Новгород: ВГИПУ, 20073.
4. Жумаев М.Э.. Болаларда бошлангич математик тушунчаларни ривожлантириш назарияси ва методикаси, укув кулланма, «Илм Зиё», Тошкент, 2013 й., 240 с.