Согласно теории диффузионного массопереноса, используемой в практике водоочистки при разработке процессов адсорбции, скорость процесса определяется скоростью переноса молекулы растворенного вещества через вязкий пограничный слой жидкости к внешней поверхности зерна адсорбента (внешнедиффузионная кинетика) и скоростью переноса молекул адсорбируемого вещества внутри зерна адсорбента (внутридиффузионная кинетика). До тех пор, пока общая скорость процесса определяется внешним массопере-носом, процесс можно интенсифицировать, увеличивая турбулентность течения жидкости. Если же скорость адсорбции контролируется внутренним массопереносом, то повышение скорости потока повлиять на процесс не может, и для заданного адсорбента единственным путем ускорения достижения адсорбционного равновесия является сокращение пути внутренней диффузии за счет уменьшения радиуса зерна адсорбента [3].
Вследствие этого, для адсорбционной технологии очистки воды представляется важным выявить характер массопереноса в конкретных условиях технологического процесса и определить граничные условия, при которых наступает переход от контролирующего скорость адсорбции внешнего массопереноса к контролирующему внутреннему массопереносу.
Наиболее наглядным способом разграничения внешне- и внут-ридиффузионных стадий массопереноса является исследование зависимости скорости адсорбции от гидродинамического режима движения жидкости [3][4].
В процессе экспериментальных исследований доочистки льяль-ных вод от нефтепродуктов зависимость скорости адсорбции от гидродинамического режима движения жидкости определялась на фильтровальной колонке при скоростях потока: V! = 2 м/ч, \2 = 4 м/
ч V3 = 6 м/ч. Следует отметить, что в данной серии опытов процесс адсорбции не достигал равновесного состояния.
Результаты экспериментальных исследований представлены в таблице 2.
Как следует из полученного экспериментального материала, скорость адсорбции при использовании в качестве адсорбентов
шунгита, керамзита, материала ТОРЛ наглядно возрастает при увеличении скорости подачи жидкости на фильтровальную колонку, что свидетельствует о том, что процесс адсорбции нефтепродуктов из судовых льяльных вод протекает по механизму внешнедиффузионной кинетики.
На основании полученных экспериментальных данных по равновесным характеристикам процесса, кинетике адсорбции нефтепродуктов из льяльных вод, а также с использованием фундаментального уравнения внешнедиффузионной кинетики адсорбции для исследуемых материалов были рассчитаны динамические характеристики процесса (длина неподвижного слоя, время защитного действия, скорость потока и др.) [3].
Подтверждением целесообразности использования технологии адсорбции для тонкой очистки судовых льяльных вод служит и тот факт, что адсорбция является практически единственным методом, позволяющим извлекать нефтепродукты из стойких мелкодисперсных нефтеводяных эмульсий до минимальных остаточных концентраций. Данная технология и обеспечивает требование резолюции МЕРС.107(49)) - «помимо проверки качества удаления из льяль-ной воды нефтепродуктов сепараторы (фильтры), предназначенные для очистки, должны тестироваться на стойких эмульсиях (с включением тонкодисперсных частиц и химикатов на основе ПАВ)» [1].
Литература:
1. Резолюция МЕРС.107(49) Пересмотренные руководство и технические требования по оборудованию для предотвращения загрязнения из льял машинных помещений судов. - С-Пб: ЦНИИМФ, 2004.
2. Когановский А. М. Адсорбция органических веществ из воды / А. М. Когановский, Н. А. Клименко. - С-Пб: Химия, 1996.
3. Фролов В.А. Процессы и аппараты химической технологии / В.А. Фролов. - С-Пб: Химиздат, 2003.
4. Пономарев В.Г. Образование и очистка сточных вод нефтеперерабатывающих заводов / В.Г. Пономарев, Э.Г. Иоакимис. - М.: Союз Дизайн, 2009.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕКРЕАЦИОННОТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ АБХАЗИЯ
Абухба Г., аспирант кафедры общего и стратегического менеджмента Института бизнеса и делового администрирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
В данной статье рассматриваются актуальные проблемы совершенствования рекреационно-туристического комплекса Республики Абхазия. Восстановление и развитие туристического сектора Республики Абхазия определяется необходимостью ускоренного развития экономики. Охарактеризованы главные условия, которые могут обеспечить выполнение этой задачи, а также выделены основные факторы, препятствующие формированию современной и конкурентоспособной курортно-туристской сферы.
Ключевые слова. Туризм, экономика, государственное регулирование, туристический сектор, рекреационные ресурсы.
THE MAIN DIRECTIONS OF IMPROVING THE RECREATIONAL AND TOURISM ACTIVITIES IN THE REPUBLIC OF ABKHAZIA
Abuhba G., the post-graduate student, Department of General and Strategic Management Institute of Business Administration of the Russian
Academy of National Economy and Public Service at the RF President
This article discusses the current problems of improving the recreational-tourist complex of Abkhazia. Restoration and development of the tourism sector of the Republic of Abkhazia is determined by the need to boost the economy. We characterize the main conditions that can ensure compliance with this problem and identified the main obstacles to building a modern and competitive resort and tourist areas.
Keywords: Tourism, economy, government regulation, the tourism sector, and recreational resources.
Туристическая сфера в настоящее время является одной из самых динамично развивающихся отраслей мировой экономики. Влияние туризма на экономику стран, обладающих рекреационно-туристическими ресурсами, увеличивается из года в год. Доля туризма в мировой торговле услугами составляет более 35% и имеет тенденцию к увеличению. Данные Всемирной Туристской Организации (ВТО) свидетельствуют о том, что по доходности и динамичности развития данная отрасль на мировом рынке лидирует нарав-
не с нефтяной1. Туризм стал одним из самых прибыльных видов бизнеса и сегодня использует до 10% мирового капитала2. Фактором, который характеризует туризм как одно из приоритетных направлений развития экономики, является то, что туристическая сфера наиболее адаптивно реагирует на изменения в мировой экономике и восстанавливается намного быстрее, чем другие отрасли народного хозяйства, в частности, промышленность и сельское хозяйство.
1 UNWTO World Tourism Barometer - Vol. 09/Issue 02 and Statistical Annex (October 2011).
2 Быстров С.А., Воронцова М.Г. Туризм: макроэкономика и микроэкономика. - СПб.: «Издательский дом Герда», 2007. - с. 328.
Сегодня в развитии внутреннего и международного туризма значительную роль играет расширение объемов деловых встреч и поездок с познавательными целями, удешевление поездок за счет совершенствования всех видов транспорта, повышение материального и культурного уровня населения и получение трудящимися более продолжительных отпусков, развитие межгосударственных связей и культурного обмена, расширение межличностных связей между регионами мира и внутри них.
С экономической точки зрения привлекательность туризма как составной части услуг состоит в более быстрой окупаемости вложенных средств и получении дохода в свободно конвертируемой валюте. Туристический бизнес стимулирует развитие других отраслей народного хозяйства: строительства, торговли, сельского хозяйства, транспортной инфраструктуры, производства товаров народного потребления, связи и т. д. Данный бизнес привлекает предпринимателей по многим причинам: небольшие стартовые инвестиции, растущий спрос на туристские услуги, высокий уровень рентабельности и минимальный срок окупаемости затрат. В туристической индустрии динамика роста объёмов предоставляемых услуг приводит к увеличению числа рабочих мест намного быстрее, чем в других отраслях. Временной промежуток между ростом спроса на туристические услуги и появлением новых рабочих мест в туристическом бизнесе минимальный. В случае если индустрия туризма в регионе позиционируется как бюджетообразующая, то этот фактор определяет место рекреационно-туристической деятельности как главенствующее3.
Исходя из опыта развитых стран, доходы бюджетов от туристической деятельности которых составляют более 50 %, данный вид деятельности нуждается в государственной поддержке. Сама по себе роль государства в экономике очень велика. Государство создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, реализует условия для удовлетворения потребностей социума в общественных товарах, предоставляет социальную защиту малообеспеченным слоям населения, решает вопросы национальной обороны. Государственное регулирование экономики ставит своей главной целью соблюдение интересов государства, общества в целом, социально незащищённых слоёв населения. Это необходимо для того, чтобы в условиях экономической свободы они не были подавлены интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц. Безусловно, туризм, как одна из наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики, остро нуждается в действенном и своевременном государственном регу-лировании4.
В настоящее время Республика Абхазия находится в условиях укрепления государственности при одновременной трансформации своих экономических, политических и социальных институтов. В этой связи перед народным хозяйством Республики стоит конкретная задача - создание национальной модели стратегического развития5. Спецификой современной абхазской экономики является узость национального рынка в силу ограниченности ресурсов. В связи с этим Абхазия придерживается модели развития, заключающейся в использовании сравнительных преимуществ страны, в первую очередь, в области оказания и продвижения туристических услуг на внешние рынки.
Восстановление и развитие рекреационно-туристического сектора Республики Абхазия определяется необходимостью ускоренного развития экономики. Став самостоятельным и независимым государством, Абхазия столкнулась с проблемой максимально эффективного использования имеющегося потенциала как фактора социально-экономического развития и повышения уровня жизни населения. Одно из главных условий, которое может обеспечить выполнение этой задачи - это развитие рекреационно-туристического комплекса.
Республика унаследовала основательный курортный и туристический потенциал, созданный в советский период. Однако он был в значительной степени разрушен. Условия, в которых оказалась Абхазия в постсоветский период, не способствовали модернизации имеющихся активов. В настоящее время формируются и реализуются проекты по проведению восстановительных работ исходя из имеющихся возможностей, что позволило увеличить количество восстановленных предприятий курортного и туристического назначения. Уже сегодня, несмотря на наличие ряда ограничений для развития этого сектора абхазской экономики, он отличается высокой динамикой, постоянно растущим числом отдыхающих. Только
в 2010 г. в Абхазии побывало свыше одного миллиона рекреантов. Из них каждый десятый посетил Абхазию по путевкам, каждый пятый - с однодневной экскурсией, а остальные отдохнули в республике, воспользовавшись услугами частного сектора6.
На современном этапе требуется поиск путей наиболее эффективного использования рекреационно-туристического комплекса, а также формирования экономического механизма его функционирования в рыночных условиях.
Практически все районы республики обладают широким потенциалом для развития этой отрасли. Самым крупным районом, с наибольшим числом здравниц и соответствующей сервисной инфраструктурой, является Гагрский район. Однако емкость данного сектора на сегодняшний день освоена минимально. Так как действующий комплекс санаториев, пансионатов, гостиниц и баз отдыха составляет примерно четверть от уровня 1992 года, остается немалое поле для краткосрочных и долгосрочных инвестиций. Среди них выделяются несколько направлений:
- модернизация и переоборудование действующих здравниц;
- совершенствование транспортной системы республики;
- строительство новых объектов санаторно-курортного комплекса;
- реконструкция городских пляжей, парков культуры и отдыха;
- развитие оздоровительных комплексов, сервисных служб.
Сегодня туризм является одной из важнейших отраслей экономики Республики Абхазия (табл.1,2)7.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что по мере стабилизации политической и экономической ситуации в Абхазии и вокруг нее все больше курортных и туристических объектов восстанавливается, увеличивается поток отдыхающих и туристов. Тем не менее, существует ряд причин, мешающих быстрому темпу развития туризма. К основным из них можно отнести:
- значительный физический и моральный износ большого числа объектов туристской индустрии, построенных еще в советское время;
- недостаточное развитие транспортной и социальной инфраструктуры;
- постоянный рост цен на услуги различных организаций, ведущих к удорожанию туристского продукта;
- обилие негативной и не всегда объективной информации о криминогенной обстановке в стране;
- нехватка квалифицированных профессиональных кадров;
- недостаточный объем финансовых средств, выделяемый на развитие и продвижение туризма;
- несовершенная государственная налоговая политика, которая не учитывает фактор сезонности работы и не стимулирует развитие санаторно-курортного комплекса;
- неразвитая маркетинговая и рекламная системы, расширяющие и популяризующие курортные и туристические возможности Республики Абхазия.
В то же время на развитие туризма в Абхазии оказывает влияние целый ряд факторов, как положительных, так и отрицательных. К положительным факторам можно отнести высокий рекреационно-туристический потенциал республики, возможность одновременного развития сразу нескольких перспективных видов туризма, быструю окупаемость в данном секторе, выгодный инвестиционный климат и налоговые льготы.
К числу условий, отвечающих интересам развития рекреационно-туристической сферы, относятся выгодное географическое положение страны, транспортная инфраструктура (в Абхазии осуществляется регулярное грузопассажирское сообщение по маршруту Сухум-Москва, также функционирует морское сообщение между Абхазией и Краснодарским краем. Помимо этого, производятся ремонтные работы по восстановлению аэропорта г. Сухум, расположенного в 25 км от столицы, взлетно-посадочная полоса которого рассчитана на прием широкофюзеляжных корпусных пассажирских лайнеров и бортов специального назначения с грузоподъемностью до 200т., а исключительно благоприятный климат и погодные условия позволяют транспортным узлам функционировать круглогодично и бесперебойно), дешевая электроэнергия, сравнительно недорогие основные фонды и рабочая сила, высокая доходность бизнеса при низких барьерах для входа на рынок. Более того, существует достаточно гибкая система налогообложения. Например, подоходный налог равен 10%, налог на прибыль - 18%, налог на добавленную стоимость - 10%, платежи во внебюджетные социальные фонды снизились с 27% до 20%, что на наш взгляд, явля-
Санатории, учреждения отдыха и туризма (табл. 1)
2006 2007 2008 2009 2010
Число санаториев и пансионатов с лечением В них мест 5 691 5 745 5 754 5 700 5 707
Число домов и пансионатов отдыха В них мест 30 7174 36 8393 34 8102 35 8605 40 8939
Число других учреждений отдыха В них мест 10 799 10 944 14 1248 19 1450 20 1648
Численность лечившихся и отдыхавших в санаториях и учреждениях отдыха (табл. 2)
2006 2007 2008 2009 2010
Всего лечилось и отдыхало в санаториях и учреждениях отдыха В том числе: 71838 97597 61367 94739 98777
В санаториях 8130 8046 5902 7666 7035
В домах и пансионатах отдыха 56899 82068 48997 74558 70826
В других учреждениях отдыха 6809 7483 6468 12515 20916
ется положительным фактором. Закон «Об иностранных инвестициях» предоставляет значительные льготы предприятиям с иностранным капиталом.
Помимо этого, преимущества вложений в индустрию туризма Республики Абхазия определяются небольшой, особенно по сравнению с соседними областями, стоимостью вхождения в бизнес; положительным инвестиционным климатом, который создают власти страны, максимальной поддержкой на всех уровнях делового партнерства; простотой пограничных формальностей, так как гражданам СНГ не нужно виз и загранпаспортов для посещения Абхазии; постоянно растущим числом отдыхающих.
Отрицательные факторы включают в себя сезонность деятельности рекреационно-туристической сферы в целом и слаборазвитую индустрию развлечений. В связи с этим, главной целью государственных органов по продвижению конкурентоспособного туристского продукта должно стать создание высокоэффективного рекреационно-туристического комплекса, который, с одной стороны, будет обеспечивать широкие возможности для удовлетворения спроса потенциальных потребителей туристических услуг, а с другой, - вносить весомый вклад в развитие экономики республики в целом. В первую очередь, этот рост может произойти за счет увеличения рабочих мест и налоговых поступлений в бюджет, а также за счет сохранения, рационального использования и развития культурного и природного наследия страны.
Создание привлекательного имиджа Абхазии как страны, благоприятной для туризма, и повышение качества предоставляемых туристических услуг может быть достигнуто путем организации туристической деятельности согласно мировым стандартам качества, формирования представления у потенциальных потребителей о Республике Абхазия как стране, привлекательной для туризма,
разработки нормативно-правовых актов, направленных на совершенствование законодательства в области туризма, анализа сложившейся практики разработки и реализации инвестиционных программ развития туризма. В то же время максимально эффективное использование историко-культурных и рекреационно-туристических ресурсов, формирование современной системы подготовки и переподготовки кадров в индустрии туризма и организация активной рекламной деятельности, направленной на создание положительного имиджа страны обеспечит развития всех видов туризма на территории Республики Абхазия.
В сложившейся ситуации можно говорить о необходимости взаимной кооперации по продвижению и развитию курортов Черноморского побережья юга России и Абхазии. Данная необходимость продиктована оттоком российских туристов в страны ближнего зарубежья и падением спроса на Черноморские курорты среди отдыхающих. В то же время выбор Сочи столицей Зимних Олимпийских игр 2014 г. также является позитивным фактором для дальнейшей кооперации в туристической сфере. 23 сентября 2009 г. было подписано Соглашение между администрацией Краснодарского края и Правительством Республики Абхазия о торгово-экономическом, научно-техническом, гуманитарном и культурном сотрудничестве. Статья 10 данного Соглашения подчеркивает особую значимость содействия и поддержки процесса развития прямых связей между исполнительными органами государственной власти Краснодарского края и Республики Абхазия в сфере туристской индустрии для развития приоритетных направлений туризма8.
Успешное и эффективное проведение вышеперечисленных мероприятий совместно с активными действиями бизнес структур может привести к значительному подъёму рекреационно-туристического сектора, и, как следствие, экономики региона в целом.
3 Чудновский А. Д., Жукова М. А., Сенин В. С. Управление индустрией туризма. - М.: Кнорус, 2006.
4 Ветитнев A.M. Курортное дело. М.: Кнорус, 2007. С. 145.
5 Шалашаа З.И. Индикативное планирование - комплексное средство государственного влияния на экономику Республики Абхазия. «Научная мысль Кавказа». Приложение. - Ростов-на-Дону, 2006, № 1.
6 URL: http://www.abkhaziagov.org/ru/.
7 Абхазия в цифрах - 2010г. Официальное издание / Управление государственной статистики Республики Абхазия. - Сухум, 2011г. -
с.47
8 Соглашение между администрацией Краснодарского края (Российская Федерация) и Правительством Республики Абхазия о торгово-экономическом, научно-техническом, гуманитарном и культурном сотрудничестве от 23.09.2009 г. // Кубанские новости. - 2009. - 23 сент.
Туризм помимо огромного экономического значения играет большую роль в расширении границ взаимопонимания и доверия между людьми разных религий и культур. Эта сфера не ограничивается только торговлей товарами и услугами и поиском новых торговых партнеров. Она направлена также на установление добрых взаимоотношений между гражданами разных стран в гуманитарных целях, для сохранения и процветания мира.
В перспективе рекреационно-туристический сектор должен стать фундаментом развития экономики Абхазии. Регион с его природными ресурсами, рекреационными возможностями и геополитическим значением обладает ощутимым потенциалом для развития курортной отрасли. В долгосрочной перспективе развитие страны будет во многом зависеть от характера их использования.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СЕТЕЙ
Романова А.Т., проф., д.э.н. (МИИТ)
Тхан Тхи Кхан Линь, аспирант (МИИТ)
В статье анализируются интеграционные тенденции в бизнесе, их последствия и использование динамической модели оценки конкурентоспособности продукции для выбора варианта интеграции.
Ключевые слова: предпринимательские сети, интеграционные тенденции, оценки конкурентоспособности.
PERFORMANCE EVALUATION OF ENTERPRISE NETWORKS
Romanova A., professor, Doctor of Economics, MIIT Thanh Thi Khan Linh, the post-graduate student, MIIT
The article analyzes the integration trends in the business, their effects and the use of dynamic models for assessing the competitiveness of products to select the option of integration.
Keywords: business network integration trends, assessing competitiveness.
Конкурентоспособность фирмы по М. Портеру, как известно, определяется, во-первых, правильностью структурного анализа отрасли, а, во-вторых, точностью и успешностью стратегии фирмы. Конкурентоспособности продукции тесно связана с конкурентоспособностью предприятия. При этом под конкурентоспособностью следует понимать наличие у экономического субъекта определенного набора специальных свойств, которые позволяют этому субъекту получить преимущества перед соперниками и возможность дальнейшего развития. Индикатором конкурентоспособности является производительность труда, быстрый рост которой базируется на инновациях. Для постоянного повышения уровня производительности труда необходим непрерывный процесс создания инноваций и их внедрения в производство. В связи с этим все большее распространение в современном бизнесе приобретает система договорных отношений между субъектами малого, в том числе инновационного, и крупного бизнеса.
Предпринимательские сети, в которые входят субъекты крупного и малого инновационного бизнеса, являются иерархизирован-ными: крупное предприятие занимает доминирующее положение в деловых операциях, являясь головным заказчиком.
Установление взаимодействия и тесного сотрудничества между предприятиями разных размеров обеспечивает одновременно достижение как экономии на масштабах, так и экономии на разнообразии.
Преимущества интегрированных структур, в которые входят субъекты крупного и малого бизнеса обусловлены следующими факторами:
- снижением транзакционных издержек в связи с использованием современных коммуникационных и информационных технологий, а также сокращением:
- расходов;
- компетентностью;
- высокой скоростью управленческих решений из-за отсутствия промежуточных звеньев;
- наличием интерактивной системы передачи информации;
- устойчивостью работы сети и наличием сильной поддержки;
- свободным доступом к передовым технологиям и информации;
- ускорением внедрения инноваций;
- быстрым освоением новых рынков;
- распределением риска между всеми предприятиями.
Сетевая организация отличается наличием специфических слабых мест, среди которых:
- возможность потери независимости малыми и средними предприятиями;
- предпочтение специализации;
- подверженность рискам из-за текучести кадров;
- высокая степень неопределенности в планировании деятельности предпринимательской сети;
- возможность усложнения структуры в связи с разнородностью членов организации.
Для повышения эффективности кооперационного взаимодействия субъектов малого инновационного и крупного бизнеса можно использовать различные критерии. Это:
1. Минимизация транзакционных издержек на основе заключения долгосрочных договоров
2. Максимизация долгосрочных конкурентных преимуществ интегрированной структурой предприятия
3. Максимизация эффективности интеграционной стратегии, что определяется потенциалом взаимовыгодных деловых отношений. Они обусловлены:
- развитием системы взаимных поставок, основанной на доверительных принципах;
- наличием системы внутрикорпоративного планирования;
- использованием общей сбытовой сети;
- обменом финансовыми, кадровыми, информационными ресурсами;
- развитием системы перекрестного владения акциями внутри структуры;
- привлечением крупных заёмных средств с использованием в необходимых случаях солидного залога предприятий;
- созданием гармоничных внутрикорпоративных отношений на основе разумной дифференциации доходов между предприятиями
- приданием «совету» руководителей предприятий важной координирующей.
4. Максимизация синергетического эффекта:
- на основе снижения себестоимости с ростом масштабов производства. Эффект от усиления возможности привлечения заёмных ресурсов, что усиливает привлекательность корпорации для кредиторов за счет увеличения размеров организационной структуры, роста взаимных гарантий и групповой ответственности интегрированных предприятий;
- «чистого» выигрыша, который равен разности между дисконтированной стоимостью будущих доходов и ценой, уплачиваемой за интегрируемые предприятия;
- роста прибыли в расчете на одну акцию для акционеров интегрированных предприятий.
Сотрудничество малых и крупных предприятий в научно-технической сфере является наиболее молодой формой экономических отношений, в которой принимает активное участие малый биз-