Научная статья на тему 'Основные направления совершенствования организации внутреннего контроля расчётов с контрагентами'

Основные направления совершенствования организации внутреннего контроля расчётов с контрагентами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
891
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЁТ / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ / КОНТРАГЕНТЫ / ДЕБИТОРЫ / КРЕДИТОРЫ / ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / ACCOUNTING / COUNTER-AGENTS / DEBTORS / CREDITORS / DEBTS / INTERNAL CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галимова Эльмира Ильясовна

Изучена проблема организации внутреннего контроля расчётов с контрагентами. Обозначены основные направления совершенствования методики регулирования состояния расчётов контрагентов. Систематизирована последовательность этапов проведения внутреннего контроля расчётов с контрагентами. Показано, что их применение позволит оперативно проследить за всеми операциями с контрагентами с начала заключения договора до завершения операций расчётов, параллельно осуществляя контроль точности и своевременности отражения фактов хозяйственной жизни в регистрах бухгалтерского учёта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Галимова Эльмира Ильясовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN TRENDS OF IMPROVEMENT THE INTERNAL CONTROL OF SETTLEMENTS WITH COUNTER-PARTIES

The problem of internal control of settlements with counteragents has been studied. The basic trends of improvement the methods of settlements regulation with counter-agents are pointed out. The sequence of stages of exercising the internal control of settlements with counter-agents has been systematized. It is shown that their application will make it possible to trace all transactions with counter-agents from entering into the contract to the completion of settlement operations, at the same time controlling the accuracy and timeliness of reflecting the facts of economic life in the accounting registers.

Текст научной работы на тему «Основные направления совершенствования организации внутреннего контроля расчётов с контрагентами»

Основные направления совершенствования организации внутреннего контроля расчётов с контрагентами

Э.И. Галимова, аспирантка, ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ

В настоящее время методология проведения внутреннего контроля, как и методика оценки эффективности внутреннего контроля, законодательно не установлены и являются объектом исследований многих учёных.

Материал и методы исследования. В экономической литературе ещё не достигнуто единство мнений по определению сущности понятия «внутренний контроль». Так, С.А. Макаренко, Н.Ю. Илларионова, С.И. Хмелева определяют внутренний контроль как процесс, включающий в себя сбор и анализ данных для корректировки текущей деятельности и принятия управленческих решений по повышению эффективности различных направлений деятельности организации [1—3]. По мнению Е.А. Храмовой, внутренний контроль — это совокупность методик, процедур и правил организационных структур, необходимых для реализации мониторинга учётных данных хозяйствующих субъектов [4]. О.В. Котлячков и З.З. Фазульянова рассматривают контроль как одну из основных функций менеджмента, который позволяет разрабатывать и вводить в действие решения по эффективному управлению экономическим субъектом [ 5]. М.С. Коське, И.В. Воюцкая отмечают, что главная цель внутреннего контроля — это обеспечение предотвращения и выявления отклонений от установленных правил и процедур, а также искажений данных учёта и бухгалтерской финансовой отчётности [6].

По нашему мнению, внутренний контроль — это непрекращающийся цикл управления хозяйственной деятельностью организации, который направлен на своевременность, достоверность, точность, а также на эффективность и результативность совершения фактов хозяйственной жизни и ведения учёта.

При организации контроля внутрихозяйственного управления дебиторской и кредиторской задолженностью Т.И. Кришталева и Е.В. Шестакова выделяют следующие пункты [7, 8]: подтверждение

достоверности внутренней информации о величине и динамике дебиторской и кредиторской задолженности; оценка эффективности их использования; выявление отклонений фактических показателей задолженностей от запланированных величин, а также факторов, повлиявших на эти отклонения; поиск внутрихозяйственных резервов роста финансовой устойчивости.

Результаты исследования. На наш взгляд, для регулирования состояния расчётов контрагентов необходимо:

— проводить оценку и анализ оборачиваемости задолженностей;

— следить за соотношениями дебиторской и кредиторской задолженности;

— осуществлять наблюдение по просроченным долгам;

— проводить инвентаризацию поставщиков и покупателей;

— составлять акты сверок задолженностей;

— установить оценку рисков добросовестных дебиторов и кредиторов;

— создавать резервы по сомнительным долгам дебиторов;

— проверять соблюдение договорных условий с контрагентами;

— ввести аналитический учёт;

— проводить мониторинг расчётных операций с дебиторами и кредиторами;

— мотивировать контрагентов на своевременную оплату долгов путём предоставления бонусов и скидок [9, 10].

Оценка состояния задолженностей сельскохозяйственных организаций нами выполнена на материалах Республики Башкортостан (табл. 1).

По данным таблицы 1 видно, что в сельскохозяйственных организациях республики в 2015 г. по сравнению с 2013 г. произошло увеличение кредиторской задолженности на 49,46% и дебиторской задолженности на 53,66%. При этом следует отметить также незначительное увеличение просроченных задолженностей: кредиторской — на 14,8% и дебиторской — на 3,5%.

1. Анализ состояния задолженностей в сельскохозяйственных организациях Республики Башкортостан, млн руб.

Вид задолженности Год 2015 г. к 2013 г., %

2013 2014 2015

Кредиторская, 11929,0 12072,0 17829,0 149,46

в том числе просроченная 411,0 220 472,0 114,84

Дебиторская, 6052,0 8236,0 14579,0 в 2,4 раза

в том числе просроченная 373,0 358,0 386,0 103,49

Коэффициент соотношения кредиторской 1,97 1,47 1,22 -

и дебиторской задолженности, раз

2. Анализ оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности в сельскохозяйственных организациях Республики Башкортостан, млн руб.

Показатель Год 2015 г, к 2000 г., %

2013 2014 2015

Выручка от реализации продукции 34330,537 41580,198 47378,535 138,01

Средний остаток дебиторской задолженности 11868,180 14357,024 18790,884 158,33

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности 2,89 2,89 2,52 -

Период оборота дебиторской задолженности, дн. 125 126 145 116,00

Среднегодовой остаток кредиторской задолженности 13636,211 15108,427 17248,615 126,49

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности 2,52 2,75 2,75 -

Период оборота кредиторской задолженности, дн. 143 133 133 93,01

3. Анализ задолженностей покупателей и поставщикам в сельскохозяйственных организациях Республики Башкортостан, млн руб.

Задолженность покупателей Задолженность поставщикам

Год всего в том числе просроченная то же в % к итогу всего в том числе просроченная то же в % к итогу

2013 3956 288 7,3 6309 228 3,6

2014 5629 354 6,3 5588 138 2,5

2015 10384 310 3,0 5700 275 4,8

2015 к 2013,% в 2,6 раза 107,64 - 90,35 120,61 -

4. Регистр сверки учёта задолженностей контрагентов, руб.

Контрагент Дата возникновения задолженности по договору Задолженность контрагентов по данным актов сверок на каждый квартал Расхождение Основание

исходящая поступившая

1-й квартал

Покупатели

ООО «Электроника» 15.01.2016 г 8989 8989 - -

Поставщики

ОАО «Олимп» 16.02.2016 г 750135 805975 55840 Неверно отразили сумму в учёте

Итого 759124 814964 55840 -

2-й квартал

Покупатели

Магазин «Снедь» 11.04.2016 г. 36000 30000 6000 Несвоевременно отразили в учёте 6000 руб.

Поставщики

ООО «Весна» 30.04.2016 г - 9680 9680 В учёте не отразили поступившие материалы

Итого 36000 39680 15680 -

3-й квартал

Покупатели

С-з «Черкассы» 07.07.2016 г 3445 3445 - -

Поставщики

ООО «Магнат» 01.12.2016 г 5172 5172 - -

Итого 8617 8617 - -

4-й квартал

Покупатели

Магазин «Миловский» 10.10.2016 г 16000 16000 - -

Поставщики

ЗАО «Урал» 11.11.2016 г. 4569 4569 - -

Итого 4569 4569

5. Этапы проведения внутреннего контроля расчётов с контрагентами в сельскохозяйственных организациях

Цель и задачи Действия внутреннего контроля Результат

1-й этап - подготовительный

Выявление неплатёжеспособного контрагента. Предотвращение возникновения неоправданной дебиторской задолженности Анализ финансового состояния контрагента Принятие решения о необходимости заключения сделки с тем или иным контрагентом

2-й этап - заключение договора

Заключение и согласование условий договора с контрагентом Расчёт плановых показателей. Определение сроков и порядка поставки (реализации) товаров выполняемых работ, оказанных услуг Правовая основа системы расчётов организации с контрагентом

3-й этап - финансово-экономический

Выполнение условий договора. Сбор и анализ информации о совершении фактов хозяйственной жизни. Своевременное и точное отражение первичных документов, подтверждающие расчётные операции с контрагентами. Использование автоматизированных систем расчётов Отражение операций в учёте и специализированных программах

4-й этап - учётный

Соблюдение законодательства, учётной политики и локальных документов организации Отражение на счетах бухгалтерского учёта возникновения долгов, а также их группировка в разрезе каждого контрагента на основе оправдательных документов. Формирование информации о наличии и динамике изменения долгов Отражение расчётных операций в бухгалтерских документах

5-й этап - внутренний контроль

Выявление причин искажений информации о расчётных операциях Проверка соблюдения правил, норм и требований законодательства по совершению фактов хозяйственной жизни. Контроль над осуществлением процесса платежей, проверка правильности отражения данных по расчётам с контрагентами Обеспечение достоверности финансовой информации о расчётах с контрагентами в БФО

Был проведён анализ оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженностей в сельскохозяйственных организациях Республики Башкортостан (табл. 2).

По данным таблицы 2 видно, что за анализируемый период произошло увеличение периода оборота дебиторской задолженности на 16%, что свидетельствует о несвоевременности осуществления расчётов дебиторов по своим обязательствам перед сельскохозяйственными организациями.

Период оборота кредиторской задолженности уменьшился на 6,99%, что свидетельствует об ухудшении расчётов сельскохозяйственных организаций по своим обязательствам.

Так как основной частью обязательств являются долги покупателей и задолженность перед поставщиками организации, нами выполнен анализ задолженностей покупателей и перед поставщиками в сельскохозяйственных организациях Республики Башкортостан (табл. 3).

Данные таблицы 3 свидетельствуют о том, что за анализируемый период произошло увеличение задолженности покупателей в 2 раза, в том числе просроченной — на 7,64%. В то же время задолженность перед поставщиками уменьшилась на 9,65%, а просроченная задолженность, наоборот, увеличилась на 20,61%.

Основным поводом увеличения кредиторской задолженности является несостоятельность сель-

скохозяйственных организаций, которая сложилась в результате недобора продукции, особенно в последние годы из-за засухи и роста диспаритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию.

В целях обобщения данных нами предлагается регистр учёта задолженностей контрагентов по актам сверок (табл. 4).

Применение данного регистра позволит выявить достоверность отражения возникновения задолженностей и их соответствия результатам сверок на момент их осуществления.

В целях совершенствования организации внутреннего контроля нами систематизированы последовательности этапов проведения внутреннего контроля расчётов с контрагентами (табл. 5).

Применение предложенных этапов проведения внутреннего контроля позволит оперативно проследить за всеми операциями с контрагентами с начала заключения договора до завершения операций расчётов, параллельно осуществляя контроль точности и своевременности отражения фактов хозяйственной жизни, в регистрах бухгалтерского учёта.

Вывод. Вышеизложенные рекомендации по совершенствованию организации внутреннего контроля расчётов с контрагентами будут способствовать оптимизации состава и структуры задолженностей и укреплению финансового состояния сельскохозяйственных организаций.

Литература

1. Макаренко С.А. Построение модели внутреннего контроля дебиторской и кредиторской задолженности в организациях оптово-розничной торговли // Научный журнал КубГАУ. 2011. № 72. С. 170-185.

2. Илларионова Н.Ю. Внутренний контроль: пробелы и параллели // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. № 9. С. 34-43.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Хмелева С.И. Соотношение понятий внутренний контроль и система внутреннего контроля // Вестник магистратуры. 2014. № 10 (37). С. 79-81.

4. Храмова Е.А., Колесников Н.Ф. Сегментный подход к организации внутреннего контроля в агрохолдингах // Международный бухгалтерский учёт. 2014. № 31 (325). С. 12-19.

5. Котлячков О.В., Фазульянова З.З. Необходимость организации внутреннего контроля экономического субъекта и вопросы оценки его эффективности // Международный бухгалтерский учёт. 2014. № 29 (323). С. 29-43.

6. Коське М.С., Воюцкая И.В. Внутренний контроль как обязанность экономического субъекта и объекта оценки аудитора // Аудитор. 2015. № 1-2. С. 40-47.

7. Кришталева Т.И. Внутренний контроль расчётов с поставщиками и подрядчиками // Бухгалтерский учёт в издательстве и полиграфии. 2010. № 3 (35). С. 30-35.

8. Шестакова Е.В. Аудит и работа с контрагентами // Аудитор. 2011. № 8. С. 14-21.

9. Галимова Э.И., Хабиров Г.А. Совершенствование учёта и контроля расчётов с контрагентами // Вестник Башкирского государственного аграрного университета. 2014. № 1 (29). С. 109-111.

10. Галимова Э.И. Дебиторская и кредиторская задолженность: организация внутреннего контроля расчётов с контрагентами в сельскохозяйственных организациях // Вестник Башкирского государственного аграрного университета. 2015. № 4 (36). С. 114-118.

Учёт материально-производственных запасов в соответствии с МСФО

З.З. Сафина, к.э.н., Р.Р. Халилова, магистрант, ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ

Для осуществления бесперебойного процесса производства организации необходимо иметь в достаточном количестве различные производственные запасы.

Материально-производственные запасы (МПЗ) — понятие, неотъемлемо присущее экономике в целом и требующее адекватного отражения в бухгалтерском учёте, применения в целях налогообложения.

Материал и методы исследования. Принципы учёта запасов установлены международным стандартом IAS 2 «Запасы».

Запасы — активы, предназначенные для продажи в ходе обычной деятельности или для производства товаров (услуг) для такой продажи, а также сырьё и материалы, используемые в процессе производства. Запасы также включают недвижимость, предназначенную для перепродажи.

В соответствии со стандартом МСФО 2 запасы классифицируются следующим образом: товары, земля и другое имущество, закупленные и хранящиеся для перепродажи; готовая продукция, выпущенная компанией; незавершённая продукция, выпущенная компанией и включающая сырьё и материалы, предназначенные для дальнейшего использования в производственном процессе.

Стандарт МСФО 2 не содержит отдельной нормы, раскрывающей критерии признания активов в качестве запасов. К данной категории активов применяются общие положения признания активов: актив признаётся в балансе, когда существует вероятность притока будущих экономических выгод в компанию, актив имеет стоимость или оценку, которая может быть надёжно оценена.

Стандарт МСФО 2 применяется ко всем запасам, за исключением: незавершённого производства, возникающего по договорам на строи-

тельство, включая непосредственно связанные с ним договоры на предоставление услуг (IAS 11 «Договоры на строительство»); финансовых инструментов; биологических активов, связанных с сельскохозяйственной деятельностью и сельскохозяйственной продукцией в момент её сбора (международный стандарт IAS 41 «Сельское хозяйство») [1].

Во исполнение программы реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с международными стандартами финансовой отчётности и в целях разъяснения особенностей по бухгалтерскому учёту материально-производственных запасов в сельскохозяйственных организациях утверждены «Методические рекомендации по бухгалтерскому учёту материально-производственных запасов в сельскохозяйственных организациях» (утв. Приказом Минсельхоза России от 31.01.2003 № 26; далее — методические рекомендации). В методических рекомендациях в качестве основных задач учёта МПЗ в сельскохозяйственных организациях указываются: своевременное и полное оприходование готовой продукции, кормов, семян и прочих материалов из собственного производства; формирование фактической себестоимости приобретённых и изготовленных производственных запасов; правильное и своевременное документальное оформление операций и обеспечение достоверных данных по производству, заготовлению (приобретению), поступлению и отпуску запасов; разработка обоснованных учётных цен, своевременное отражение отклонений плановой себестоимости от фактической (калькуляционной разницы) и их отражение в бухгалтерском учёте; систематический контроль за сохранностью запасов по материально ответственным лицам в местах их хранения (эксплуатации) и на всех этапах их движения; контроль за соблюдением установленных организацией норм запасов, обеспечивающих бесперебойный выпуск продукции, выполнение работ и оказание услуг;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.