Основные направления совершенствования организации внутреннего контроля расчётов с контрагентами
Э.И. Галимова, аспирантка, ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ
В настоящее время методология проведения внутреннего контроля, как и методика оценки эффективности внутреннего контроля, законодательно не установлены и являются объектом исследований многих учёных.
Материал и методы исследования. В экономической литературе ещё не достигнуто единство мнений по определению сущности понятия «внутренний контроль». Так, С.А. Макаренко, Н.Ю. Илларионова, С.И. Хмелева определяют внутренний контроль как процесс, включающий в себя сбор и анализ данных для корректировки текущей деятельности и принятия управленческих решений по повышению эффективности различных направлений деятельности организации [1—3]. По мнению Е.А. Храмовой, внутренний контроль — это совокупность методик, процедур и правил организационных структур, необходимых для реализации мониторинга учётных данных хозяйствующих субъектов [4]. О.В. Котлячков и З.З. Фазульянова рассматривают контроль как одну из основных функций менеджмента, который позволяет разрабатывать и вводить в действие решения по эффективному управлению экономическим субъектом [ 5]. М.С. Коське, И.В. Воюцкая отмечают, что главная цель внутреннего контроля — это обеспечение предотвращения и выявления отклонений от установленных правил и процедур, а также искажений данных учёта и бухгалтерской финансовой отчётности [6].
По нашему мнению, внутренний контроль — это непрекращающийся цикл управления хозяйственной деятельностью организации, который направлен на своевременность, достоверность, точность, а также на эффективность и результативность совершения фактов хозяйственной жизни и ведения учёта.
При организации контроля внутрихозяйственного управления дебиторской и кредиторской задолженностью Т.И. Кришталева и Е.В. Шестакова выделяют следующие пункты [7, 8]: подтверждение
достоверности внутренней информации о величине и динамике дебиторской и кредиторской задолженности; оценка эффективности их использования; выявление отклонений фактических показателей задолженностей от запланированных величин, а также факторов, повлиявших на эти отклонения; поиск внутрихозяйственных резервов роста финансовой устойчивости.
Результаты исследования. На наш взгляд, для регулирования состояния расчётов контрагентов необходимо:
— проводить оценку и анализ оборачиваемости задолженностей;
— следить за соотношениями дебиторской и кредиторской задолженности;
— осуществлять наблюдение по просроченным долгам;
— проводить инвентаризацию поставщиков и покупателей;
— составлять акты сверок задолженностей;
— установить оценку рисков добросовестных дебиторов и кредиторов;
— создавать резервы по сомнительным долгам дебиторов;
— проверять соблюдение договорных условий с контрагентами;
— ввести аналитический учёт;
— проводить мониторинг расчётных операций с дебиторами и кредиторами;
— мотивировать контрагентов на своевременную оплату долгов путём предоставления бонусов и скидок [9, 10].
Оценка состояния задолженностей сельскохозяйственных организаций нами выполнена на материалах Республики Башкортостан (табл. 1).
По данным таблицы 1 видно, что в сельскохозяйственных организациях республики в 2015 г. по сравнению с 2013 г. произошло увеличение кредиторской задолженности на 49,46% и дебиторской задолженности на 53,66%. При этом следует отметить также незначительное увеличение просроченных задолженностей: кредиторской — на 14,8% и дебиторской — на 3,5%.
1. Анализ состояния задолженностей в сельскохозяйственных организациях Республики Башкортостан, млн руб.
Вид задолженности Год 2015 г. к 2013 г., %
2013 2014 2015
Кредиторская, 11929,0 12072,0 17829,0 149,46
в том числе просроченная 411,0 220 472,0 114,84
Дебиторская, 6052,0 8236,0 14579,0 в 2,4 раза
в том числе просроченная 373,0 358,0 386,0 103,49
Коэффициент соотношения кредиторской 1,97 1,47 1,22 -
и дебиторской задолженности, раз
2. Анализ оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности в сельскохозяйственных организациях Республики Башкортостан, млн руб.
Показатель Год 2015 г, к 2000 г., %
2013 2014 2015
Выручка от реализации продукции 34330,537 41580,198 47378,535 138,01
Средний остаток дебиторской задолженности 11868,180 14357,024 18790,884 158,33
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности 2,89 2,89 2,52 -
Период оборота дебиторской задолженности, дн. 125 126 145 116,00
Среднегодовой остаток кредиторской задолженности 13636,211 15108,427 17248,615 126,49
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности 2,52 2,75 2,75 -
Период оборота кредиторской задолженности, дн. 143 133 133 93,01
3. Анализ задолженностей покупателей и поставщикам в сельскохозяйственных организациях Республики Башкортостан, млн руб.
Задолженность покупателей Задолженность поставщикам
Год всего в том числе просроченная то же в % к итогу всего в том числе просроченная то же в % к итогу
2013 3956 288 7,3 6309 228 3,6
2014 5629 354 6,3 5588 138 2,5
2015 10384 310 3,0 5700 275 4,8
2015 к 2013,% в 2,6 раза 107,64 - 90,35 120,61 -
4. Регистр сверки учёта задолженностей контрагентов, руб.
Контрагент Дата возникновения задолженности по договору Задолженность контрагентов по данным актов сверок на каждый квартал Расхождение Основание
исходящая поступившая
1-й квартал
Покупатели
ООО «Электроника» 15.01.2016 г 8989 8989 - -
Поставщики
ОАО «Олимп» 16.02.2016 г 750135 805975 55840 Неверно отразили сумму в учёте
Итого 759124 814964 55840 -
2-й квартал
Покупатели
Магазин «Снедь» 11.04.2016 г. 36000 30000 6000 Несвоевременно отразили в учёте 6000 руб.
Поставщики
ООО «Весна» 30.04.2016 г - 9680 9680 В учёте не отразили поступившие материалы
Итого 36000 39680 15680 -
3-й квартал
Покупатели
С-з «Черкассы» 07.07.2016 г 3445 3445 - -
Поставщики
ООО «Магнат» 01.12.2016 г 5172 5172 - -
Итого 8617 8617 - -
4-й квартал
Покупатели
Магазин «Миловский» 10.10.2016 г 16000 16000 - -
Поставщики
ЗАО «Урал» 11.11.2016 г. 4569 4569 - -
Итого 4569 4569
5. Этапы проведения внутреннего контроля расчётов с контрагентами в сельскохозяйственных организациях
Цель и задачи Действия внутреннего контроля Результат
1-й этап - подготовительный
Выявление неплатёжеспособного контрагента. Предотвращение возникновения неоправданной дебиторской задолженности Анализ финансового состояния контрагента Принятие решения о необходимости заключения сделки с тем или иным контрагентом
2-й этап - заключение договора
Заключение и согласование условий договора с контрагентом Расчёт плановых показателей. Определение сроков и порядка поставки (реализации) товаров выполняемых работ, оказанных услуг Правовая основа системы расчётов организации с контрагентом
3-й этап - финансово-экономический
Выполнение условий договора. Сбор и анализ информации о совершении фактов хозяйственной жизни. Своевременное и точное отражение первичных документов, подтверждающие расчётные операции с контрагентами. Использование автоматизированных систем расчётов Отражение операций в учёте и специализированных программах
4-й этап - учётный
Соблюдение законодательства, учётной политики и локальных документов организации Отражение на счетах бухгалтерского учёта возникновения долгов, а также их группировка в разрезе каждого контрагента на основе оправдательных документов. Формирование информации о наличии и динамике изменения долгов Отражение расчётных операций в бухгалтерских документах
5-й этап - внутренний контроль
Выявление причин искажений информации о расчётных операциях Проверка соблюдения правил, норм и требований законодательства по совершению фактов хозяйственной жизни. Контроль над осуществлением процесса платежей, проверка правильности отражения данных по расчётам с контрагентами Обеспечение достоверности финансовой информации о расчётах с контрагентами в БФО
Был проведён анализ оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженностей в сельскохозяйственных организациях Республики Башкортостан (табл. 2).
По данным таблицы 2 видно, что за анализируемый период произошло увеличение периода оборота дебиторской задолженности на 16%, что свидетельствует о несвоевременности осуществления расчётов дебиторов по своим обязательствам перед сельскохозяйственными организациями.
Период оборота кредиторской задолженности уменьшился на 6,99%, что свидетельствует об ухудшении расчётов сельскохозяйственных организаций по своим обязательствам.
Так как основной частью обязательств являются долги покупателей и задолженность перед поставщиками организации, нами выполнен анализ задолженностей покупателей и перед поставщиками в сельскохозяйственных организациях Республики Башкортостан (табл. 3).
Данные таблицы 3 свидетельствуют о том, что за анализируемый период произошло увеличение задолженности покупателей в 2 раза, в том числе просроченной — на 7,64%. В то же время задолженность перед поставщиками уменьшилась на 9,65%, а просроченная задолженность, наоборот, увеличилась на 20,61%.
Основным поводом увеличения кредиторской задолженности является несостоятельность сель-
скохозяйственных организаций, которая сложилась в результате недобора продукции, особенно в последние годы из-за засухи и роста диспаритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию.
В целях обобщения данных нами предлагается регистр учёта задолженностей контрагентов по актам сверок (табл. 4).
Применение данного регистра позволит выявить достоверность отражения возникновения задолженностей и их соответствия результатам сверок на момент их осуществления.
В целях совершенствования организации внутреннего контроля нами систематизированы последовательности этапов проведения внутреннего контроля расчётов с контрагентами (табл. 5).
Применение предложенных этапов проведения внутреннего контроля позволит оперативно проследить за всеми операциями с контрагентами с начала заключения договора до завершения операций расчётов, параллельно осуществляя контроль точности и своевременности отражения фактов хозяйственной жизни, в регистрах бухгалтерского учёта.
Вывод. Вышеизложенные рекомендации по совершенствованию организации внутреннего контроля расчётов с контрагентами будут способствовать оптимизации состава и структуры задолженностей и укреплению финансового состояния сельскохозяйственных организаций.
Литература
1. Макаренко С.А. Построение модели внутреннего контроля дебиторской и кредиторской задолженности в организациях оптово-розничной торговли // Научный журнал КубГАУ. 2011. № 72. С. 170-185.
2. Илларионова Н.Ю. Внутренний контроль: пробелы и параллели // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. № 9. С. 34-43.
3. Хмелева С.И. Соотношение понятий внутренний контроль и система внутреннего контроля // Вестник магистратуры. 2014. № 10 (37). С. 79-81.
4. Храмова Е.А., Колесников Н.Ф. Сегментный подход к организации внутреннего контроля в агрохолдингах // Международный бухгалтерский учёт. 2014. № 31 (325). С. 12-19.
5. Котлячков О.В., Фазульянова З.З. Необходимость организации внутреннего контроля экономического субъекта и вопросы оценки его эффективности // Международный бухгалтерский учёт. 2014. № 29 (323). С. 29-43.
6. Коське М.С., Воюцкая И.В. Внутренний контроль как обязанность экономического субъекта и объекта оценки аудитора // Аудитор. 2015. № 1-2. С. 40-47.
7. Кришталева Т.И. Внутренний контроль расчётов с поставщиками и подрядчиками // Бухгалтерский учёт в издательстве и полиграфии. 2010. № 3 (35). С. 30-35.
8. Шестакова Е.В. Аудит и работа с контрагентами // Аудитор. 2011. № 8. С. 14-21.
9. Галимова Э.И., Хабиров Г.А. Совершенствование учёта и контроля расчётов с контрагентами // Вестник Башкирского государственного аграрного университета. 2014. № 1 (29). С. 109-111.
10. Галимова Э.И. Дебиторская и кредиторская задолженность: организация внутреннего контроля расчётов с контрагентами в сельскохозяйственных организациях // Вестник Башкирского государственного аграрного университета. 2015. № 4 (36). С. 114-118.
Учёт материально-производственных запасов в соответствии с МСФО
З.З. Сафина, к.э.н., Р.Р. Халилова, магистрант, ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ
Для осуществления бесперебойного процесса производства организации необходимо иметь в достаточном количестве различные производственные запасы.
Материально-производственные запасы (МПЗ) — понятие, неотъемлемо присущее экономике в целом и требующее адекватного отражения в бухгалтерском учёте, применения в целях налогообложения.
Материал и методы исследования. Принципы учёта запасов установлены международным стандартом IAS 2 «Запасы».
Запасы — активы, предназначенные для продажи в ходе обычной деятельности или для производства товаров (услуг) для такой продажи, а также сырьё и материалы, используемые в процессе производства. Запасы также включают недвижимость, предназначенную для перепродажи.
В соответствии со стандартом МСФО 2 запасы классифицируются следующим образом: товары, земля и другое имущество, закупленные и хранящиеся для перепродажи; готовая продукция, выпущенная компанией; незавершённая продукция, выпущенная компанией и включающая сырьё и материалы, предназначенные для дальнейшего использования в производственном процессе.
Стандарт МСФО 2 не содержит отдельной нормы, раскрывающей критерии признания активов в качестве запасов. К данной категории активов применяются общие положения признания активов: актив признаётся в балансе, когда существует вероятность притока будущих экономических выгод в компанию, актив имеет стоимость или оценку, которая может быть надёжно оценена.
Стандарт МСФО 2 применяется ко всем запасам, за исключением: незавершённого производства, возникающего по договорам на строи-
тельство, включая непосредственно связанные с ним договоры на предоставление услуг (IAS 11 «Договоры на строительство»); финансовых инструментов; биологических активов, связанных с сельскохозяйственной деятельностью и сельскохозяйственной продукцией в момент её сбора (международный стандарт IAS 41 «Сельское хозяйство») [1].
Во исполнение программы реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с международными стандартами финансовой отчётности и в целях разъяснения особенностей по бухгалтерскому учёту материально-производственных запасов в сельскохозяйственных организациях утверждены «Методические рекомендации по бухгалтерскому учёту материально-производственных запасов в сельскохозяйственных организациях» (утв. Приказом Минсельхоза России от 31.01.2003 № 26; далее — методические рекомендации). В методических рекомендациях в качестве основных задач учёта МПЗ в сельскохозяйственных организациях указываются: своевременное и полное оприходование готовой продукции, кормов, семян и прочих материалов из собственного производства; формирование фактической себестоимости приобретённых и изготовленных производственных запасов; правильное и своевременное документальное оформление операций и обеспечение достоверных данных по производству, заготовлению (приобретению), поступлению и отпуску запасов; разработка обоснованных учётных цен, своевременное отражение отклонений плановой себестоимости от фактической (калькуляционной разницы) и их отражение в бухгалтерском учёте; систематический контроль за сохранностью запасов по материально ответственным лицам в местах их хранения (эксплуатации) и на всех этапах их движения; контроль за соблюдением установленных организацией норм запасов, обеспечивающих бесперебойный выпуск продукции, выполнение работ и оказание услуг;