Научная статья на тему 'Основные направления социальной поддержки семьи и детства в Вологодской области: проблемы и перспективы'

Основные направления социальной поддержки семьи и детства в Вологодской области: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
677
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления социальной поддержки семьи и детства в Вологодской области: проблемы и перспективы»

здоровья в широком его понимании (как единство физической, духовной и материальной составляющих). Только в этом случае мы можем рассчитывать на преодоление демографического кризиса и сохранение жизнеспособности страны и ее регионов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Основные показатели деятельности лечебно-профилактических учреждений Вологодской области за 1990 г., 1992 г., 1993 г., 1995 г., 1998 г., 1999 г., 2001 г., 2002 г.

2. Сборник современных правовых документов по вопросам репродуктивных прав и репро-

дуктивного здоровья населения. Т .2. — М., 2002.

- 512 с.

3. Регионы России. Социально-экономические показатели: Официальное издание / Госкомстат России. — М., 2002.

4. Стратегический план «Охрана и укрепление здоровья населения Вологодской области» (на 2003 — 2010 годы). — Вологда, 2003.

5. Позгалев В.Е. Жить можно лучше, но для этого надо работать // Речь. — 2003. — 3 декабря.

6. Сергеева О.А. Демографические аспекты цивилизованной динамики // Народонаселение.

— 2002. — №1.

7. http://www.spprmfo.m/content/mbr9/mbr-94.азр.

Е. К. Артемов

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОМ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ И ДЕТСТВА В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Определяя основные направления социальной поддержки семьи и детства, мы говорим сегодня о необходимости всемерно поддерживать институт семьи. Без этого не будет здоровых и счастливых детей, молодежи, разделяющей ценности старшего поколения, а значит, не будет и цивилизованного общества.

Среди приоритетов семейной политики в нашей области выделены следующие:

1. Совершенствование законодательства по обеспечению прав и интересов семьи и детей.

2. Развитие системы социального обслуживания семьи и детей и обеспечение социальных гарантий.

Артемов Евгений Константинович —

начальник департамента труда и социального развития Вологодской области.

ш

3. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

4. Организация комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями.

5. Повышение уровня жизни семей с детьми.

В 2002 г. в области принята Концепция семейной политики, суть которой состоит прежде всего в переориентации на работу по активизации жизненного потенциала каждой семьи, а не только в осуществлении выплаты социальных пособий и в оказании материальной помощи. В 2003 г. принят закон области «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства», который нацелен на активизацию социально-правовой защиты детей, улучшение положения семей с детьми.

Правительством области разработана система мер:

- по оказанию адресной помощи малообеспеченным семьям с детьми, детям-инвалидам, студентам и другим категориям;

- по развитию сети учреждений социального обслуживания;

- по поддержке новых форм семейного воспитания;

- по профилактике безнадзорности.

Аналогичные программы и нормативно-правовые акты имеются во всех муниципальных образованиях области. Здесь активно формируется сеть социозащит-ных учреждений по работе с семьей и детьми. Их численность за последние три года выросла в 6 раз.

На сегодняшний день в области действует 31 самостоятельное учреждение социального обслуживания семьи и детей и 9 отделений по работе с семьей и детьми при центрах социального обслуживания. Открытие новых центров и отделений позволило значительно увеличить количество социальных услуг, оказываемых семье и детям (в 2003 г. оказано более 165 тыс. различных социальных услуг почти 30 тыс. семей с детьми).

День ото дня усложняются задачи, решаемые специалистами учреждений социальной защиты населения. Если ранее они сводились в основном к оказанию материальной поддержки, организации бесплатного питания, то сейчас это:

> вопросы профилактики социального сиротства и детской безнадзорности, наркомании и алкоголизма среди подростков;

> реабилитация детей-инвалидов;

асоциальная помощь и поддержка

родителей.

Характерный оттенок особенностям социального обслуживания семьи и детей придает то немаловажное обстоятельство, что оно через присущие ему механизмы обеспечивает помощь коллективному клиенту, каким является семья.

В сферу реабилитационной деятельности социозащитных учреждений кроме детей все чаще включаются родители этих детей, ближайшее семейное окружение, которые остро нуждаются в психологическом сопровождении, помощи в правильном осмыслении ситуации со своим ребенком, определенной коррекции. Спе-

циалисты организуют работу с ребенком и семьей на основе индивидуальной программы реабилитации.

Численность детей-инвалидов в области составляет свыше семи тысяч человек, из них более 6,5 тыс. проживают в семьях. Среди детей-инвалидов самая многочисленная возрастная группа (около 2000 чел.) - дети от 10 до 14 лет. Как показывает анализ, детей такого возраста родители чаще всего помещают в дома-интернаты. Именно эта группа семей является группой повышенного риска и нуждается в серьезном внимании и поддержке со стороны работников центров социальной помощи семье и детям (их в области насчитывается 13).

Не случайно при этих учреждениях стали открываться отделения и группы дневного пребывания таких детей (например, в Междуреченском, Устюженском, Усть-Кубинском районах). Кроме того, открыта группа дневного пребывания в Сокольском областном детском доме-интернате для умственно отсталых детей.

В центрах социального обслуживания населения прорабатываются вопросы организации надомного обслуживания семей, имеющих детей с ограниченными возможностями. В Череповце эта работа уже проводится, идет подготовка к внедрению данной технологии в ряде муниципальных образований.

С целью осуществления квалифицированной социальной помощи семьям, имеющим детей с функциональными ограничениями, в Череповце в 1998 г. был открыт центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями. В банке данных этого учреждения — сведения почти о 2000 детей. В центре работает 9 реабилитационных классов, проводятся различные социально-меди-цинские мероприятия, решаются вопросы профессиональной ориентации, обучения и трудоустройства инвалидов детства в возрасте от 18 до 25 лет.

Значительный опыт работы с семьями, где имеются дети с особыми нуждами, накопил с 1994 г. центр социальной

помощи семье и детям г. Вологды. Были разработаны и успешно апробированы технологии групповой работы с детьми-астматиками, индивидуальной работы со слабовидящими и слепыми детьми, программы индивидуальных занятий на дому для детей с ДЦП.

Одним из центральных направлений в деятельности департамента становится профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. У нас в области, так же как и в других регионах России, наблюдается рост числа безнадзорных детей, подростков и детей, оставшихся без попечения родителей, и, как следствие, преступлений и правонарушений, совершенных несовершеннолетними; обостряются проблемы ранней алкоголизации, наркомании и другие негативные проявления в детской среде. В формируемом в органах социальной защиты областном межведомственном информационном банке данных о семьях и детях, находящихся в социально опасном положении, на 01.04.2004 г. содержится информация о 4 987 семьях и 9 699 несовершеннолетних указанной категории.

В настоящее время в регионе действует 8 социально-реабилитационных центров и 9 социальных приютов для детей и подростков на 312 мест, где проводится реабилитация детей в стационарных условиях (в 2003 г. в них были направлены более 900 несовершеннолетних, 67% детей прошли социальную реабилитацию и выбыли в родные семьи, остальные стали воспитанниками специализированных учреждений для детей-сирот).

Мы уверены, что в ближайшие шд-два во всех муниципальных районах области будут открыты социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних или приюты. Сегодня эти центры и приюты — в полном смысле спасательные учреждения, от успеха деятельности которых выигрывает и обездоленный ребенок, и общество. Основной задачей этих учреждений становится содействие развитию различных семейных форм жизнеустройства детей. Приоритет — их

возвращение в биологическую семью. Если это невозможно, то посредством семейной воспитательной группы будет проводиться подготовка к последующей опеке или усыновлению, патронаж таких семей.

В настоящее время департаментом подготовлены все методические рекомендации для муниципальных приютов и социально-реабилитационных центров по созданию семейных воспитательных групп. Их суть состоит в том, что семейные люди берут на воспитание одного или нескольких детей из приюта, учат тому, как жить в семье, вести хозяйство. Семейная воспитательная группа становится структурным подразделением учреждения, а люди, взявшие детей, — его штатными сотрудниками, получающими за свою работу заработную плату. Этот пилотный проект, отработанный на базе областного социально-реабилитационного центра, дал положительные результаты и будет распространен в дальнейшем на все социально-реабилитационные учреждения области.

В последние годы ухудшилось состояние здоровья детей и подростков. К этому ведут, наряду с другими факторами, и чрезмерная учебная нагрузка, и некачественное питание, и разрегулированный распорядок дня. В системе гарантий прав детей сложно переоценить роль оздоровления и отдыха. Начиная с 2002 г. координация данной деятельности передана департаменту труда и социального развития, и сейчас накапливается опыт организации этой работы.

Укрепление здоровья в детских оздоровительных учреждениях предусматривает комплексный подход и тесное сотрудничество медиков, педагогов, психологов. Сбалансированное питание, рациональный распорядок дня, оптимальный режим оздоровительных мероприятий, закаливающие процедуры, занятия физкультурой, спортом и туризмом — все это позволяет достигнуть цели оздоровления — расширения адаптационных возможностей организма ребенка, повышения его устойчи-

вости к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Конечно, мы хорошо понимаем, что осуществлять весь этот комплекс мер под силу только оздоровительным учреждениям, имеющим хорошую материально-техническую базу, подготовленный персонал. Это, главным образом, загородные лагеря и круглогодичные оздоровительные лагеря санаторного типа — на сегодня их по области 60.

Основная же нагрузка по организации отдыха и оздоровления детей приходится на лагеря дневного пребывания. Этим летом их работает в области более 700. Здесь основным фактором укрепления здоровья детей является в первую очередь организация их полноценного питания, привитие навыков здорового образа жизни, общение со сверстниками.

Особое внимание мы стремимся уделить обеспечению качественного отдыха и оздоровления детей, нуждающихся в особой заботе государства. При активном содействии Минтруда РФ более чем 20 тысячам детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, оказано в прошлом году содействие в организации оздоровительного отдыха и занятости.

Мы хорошо понимаем, что реформировать систему социальной защиты населения невозможно без хорошо подготовленных кадров. В связи с развитием системы социозащитных учреждений, совершенствованием работы органов управления в нашу сферу в последнее время пришло много новых работников из других профессиональных сфер. Кроме того, в системе надомного социального обслуживания области трудится более 2000 человек, многие из которых получили среднее образование. Естественно, они имеют слабое представление о технологиях работы с различными категориями населения, например о том, что реабилитационная и коррекционная работа значительно отличается от преподавательской и воспитательной. Из них редко кто получил профессиональное социальное образование.

Отрадно, что у нас много новых учреждений, но если в них не появятся специалисты по социальной работе, психологи, социальные педагоги, то эти учреждения не смогут решать поставленные задачи.

В вопросах подготовки кадров мы нашли поддержку у преподавателей Вологодского государственного педагогического университета. Между департаментом и университетом заключен договор об участии в курсах повышения квалификации социальных работников и о целевом направлении сотрудников органов и учреждений нашей сферы в университет на отделения «Социальная работа» и «Психология». Мы, в свою очередь, будем принимать на практику в наши учреждения студентов этих отделений и решать в дальнейшем вопросы их трудоустройства. Обсуждаются в настоящее время и вопросы формирования социального заказа для Вологодского педагогического университета на подготовку специалистов для работы с определенными категориями населения.

Уже более двух лет департамент труда и социального развития Вологодской области успешно сотрудничает со Швецией (область Емтланд) по повышению квалификации социальных работников в соответствии с международными стандартами. В Швеции прошли стажировку и получили сертификаты 47 сотрудников органов и учреждений системы социальной защиты населения. Все они сегодня являются инструкторами -преподавателя -ми на областных курсах подготовки социальных работников, на которых прошли обучение уже 534 человека.

В департаменте создан учебный центр (укомплектованы необходимым для учебного процесса оборудованием два учебных класса); открыт филиал учебного центра в Череповце; создана библиотека, книжный фонд которой насчитывает около 2000 экземпляров специальной литературы, не считая большого количества периодики; разработана модульная (из 14 модулей) программа обучения соци-

альных работников; за счет средств проекта издано четыре модуля. Начат выпуск серии сборников по различным направлениям практики социальной работы.

В рамках этого проекта департамент в пяти муниципальных районах области осуществляет мини-проекты по организации работы семейных консультаций, «телефонов доверия», по профессиональной ориентации детей с ограничениями функций и др. Наши сотрудники прошли дополнительное обучение по этим направлениям работы.

Социальное обслуживание семьи и детей как система только формируется, только нащупывает основные ориентиры и целевые установки. Но мы отчетливо понимаем, что от того, как эта система

будет функционировать, во многом зависит возможность достижения социальной гармонии в обществе, общего благосостояния. Неслучайно проблемы семьи и детства поставлены в центр внимания при формировании областных целевых программ. Они определяют конкретные задачи и нацеливают на поиск путей их решения: совершенствование законодательства по обеспечению прав и интересов семьи и детей; создание условий для эффективного развития системы учреждений социального обслуживания; улучшение кадрового, информационно-технического состояния учреждений социального обслуживания; содействие повышению уровня жизни семей с детьми.

И. А. Макарцева

О ЦЕЛЕВЫХ УСТАНОВКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: САМОРЕАЛИЗАЦИЯ, ИДЕНТИФИКАЦИЯ, КУЛЬТУРОТВОРЧЕСТВО

Для образования, как и для любой другой сферы человеческой деятельности, чрезвычайно важен принцип целепо-лагания. Для образования, может быть, даже больше, чем для других сфер, поскольку основной его смысл сводится к обеспечению прогрессивного развития как отдельного субъекта, так и общества в целом. Постановка ясных, реально достижимых и мировоззренчески конструктивных целей повышает прогнозируемость результатов педагогического процесса. Кроме того, целеполагание в данной сфере

Макарцева Ирина Анатольевна —

начальник департамента образования Вологодской области.

продолжает сохранять прочную связь с ценностными ориентациями, несмотря на резкое падение значимости «аксиологической вертикали» в культуре конца XX

- начала XXI в.

Между тем реализация принципа целеполагания в современных условиях связана со значительными трудностями, обусловленными целым рядом причин различного уровня — от тех, которые связаны с общецивилизационными процессами, до сугубо личностных, мотивированных неустойчивым положением человека в современном мире.

В одной из своих последних статей Б.С. Гершунский сетовал на то, что в основополагающих документах формулировки ценностей и целей образования носят предельно общий, по существу тривиальный характер: «формирование всесторонне развитой личности», «обеспечение исторической преемственности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.