Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ В ИЗРАИЛЕ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ В ИЗРАИЛЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
216
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ИЗРАИЛЯ / МИНИСТЕРСТВО НАЦИОНАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / social policy of Israel / Ministry of National Insurance / social programs / social projects / social services

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ромодина Анна Михайловна

В статье рассматриваются основные тенденции в социальной политике Израиля, а также Министерство национального страхования и его функции по оказанию помощи социально-уязвимым группам населения. Изучаются статистические данные по размерам различных выплат и пособий относительно 2022 и 2023 гг. Приводятся примеры социальной поддержки репатриантов, а также анализируются выплаты в рамках корзины абсорбции в зависимости от социального статуса новоявленных граждан (уровень дохода, наличие семьи и детей).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN DIRECTIONS OF SOCIO-ECONOMIC SUPPORT OF THE POPULATION IN ISRAEL

The article examines the main trends in the social policy of Israel, as well as the Ministry of National Insurance and its functions to assist socially vulnerable groups of the population. Statistical data on the amounts of various payments and benefits relative to 2022 and 2023 are being studied. Examples of social support for repatriates are given, as well as payments within the absorption basket are analyzed depending on the social status of newly-born citizens (income level, family and children).

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ В ИЗРАИЛЕ»

Для цитирования: Ромодина А.М. Основные направления социально-экономической поддержки населения в Израиле // Управление в современных системах. 2023. № 1. С. 42-50.

DOI: 10.24412/2311-1313-37-42-50

УДК 330.1 JEL: I38

ББК 60.94

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ В ИЗРАИЛЕ

Ромодина А.М.1 ОУ ВО «Южно-Уральский технологический университет»

Аннотация

В статье рассматриваются основные тенденции в социальной политике Израиля, а также Министерство национального страхования и его функции по оказанию помощи социально-уязвимым группам населения. Изучаются статистические данные по размерам различных выплат и пособий относительно 2022 и 2023 гг. Приводятся примеры социальной поддержки репатриантов, а также анализируются выплаты в рамках корзины абсорбции в зависимости от социального статуса новоявленных граждан (уровень дохода, наличие семьи и детей).

Ключевые слова: социальная политика Израиля, Министерство национального страхования, социальные программы, социальные проекты, социальное обслуживание.

Введение

Израильская система социального обслуживания зародилась в 1953 г. с принятием первого закона о национальном страховании. На сегодняшний день данная система включает экономическое и социальное обеспечение практически всех граждан Израиля на протяжении всей жизни.

Израиль - достаточно небольшая страна, которая постоянно находится в состоянии военного конфликта, это определяется сложными внешнеполитическими отношениями с соседними странами [Абд, 2022]. Часть арабских государств не признают суверенитета Израиля, именно из-за этих противоречий между ними достаточно длительно существует вооруженный конфликт, именуемый «арабо-израильским».

Среди исследований, посвященных теме внешнеполитических отношений Израиля с другими странами выделяются имена таких ученых как Звягельская И.Д., Викторов C.B., Симановский С.И. и др.). В работах данных авторов особое внимание уделяется военной сфере, в частности еврейским вооруженным силам, так как армия — это одним из важнейших факторов национальной безопасности страны [Звягельская, 2012; Симановский, 1994].

1 Ромодина Анна Михайловна - зав. учебно-научной лаборатории социально-экономических исследований, ОУ ВО «Южно-Уральский технологический университет, Россия, 454052, г. Челябинск, ул. Комаровского, 9-а; e-mail: soclab@bk.ru; SPIN-код: 4229-1269; Author ID: 959184; ORCID 0000-0001-7876-2572

Соответственно особое внимание в Израиле уделяется финансированию различных программ, направленных на оказание гуманитарной помощи гражданам страны, которые получили боевые ранения, а также особое внимание уделяется программам реабилитации пострадавших граждан от военного конфликта, причем как граждан Израиля, так и Палестины.

Значительный вклад в исследование роли Израиля в мировой политике внесли представители системного подхода: Волков А.Б., Тарасов П.Г., Носенко Т.В., Семенченко H.A., Шлаим Г., а также учёные, которых причисляют к марксистам и неомарксистам Иванов К.П., Перло В., Шейнис З.С. [Волков и др., 1991].

Особенностью социальной политики Израиля является то, что меры поддержки населению оказываются как на государственном уровне, так и с помощью негосударственных программ и проектов социально активных граждан.

Социальных проектов и различных программ очень много для всех категорий населения: молодых семей, детей и подростков, студентов, репатриантов, ветеранов ВОВ, бывших узников концлагерей, ветеранов боевых действий арабо-израильского конфликта, жертв работорговли, жертв домашнего насилия и пр.

Среди зарубежных исследований, касающихся проблем социальной политики, справедливости и равенства граждан, перераспределения финансов внесли Д. Кейнс, У. Льюис, К. Маркс., А. Маршал, Д. Рикардо, А.Смит, Р. Тибольд, М. Фридмен. [Маршалл, 1993].

На современном этапе развития социальная политика Израиля направлена прежде всего на уменьшение разрыва между богатыми и бедными слоями населения [Ромодина, 2020].

В статье доктора наук Люблинского В.И. Института социологии Российской академии наук приводятся данные о том, что Правительство Израиля планирует к 2028 г. увеличить доход населения страны до 50 тыс. долл. на душу населения.

Министерство национального страхования берет страховые взносы со всех граждан страны. Размер взносов зависит от статуса и уровня доходов каждого жителя. С налогов и взносов граждан государство выплачивает пособия, предусмотренные законом.

Министерство национального страхования выплачивает пособия следующим социально-уязвимым группам населения: женщинам, находящимся в декретном отпуске, инвалидам, безработным, лицам, получившим производственную или иную травму, лицам, участвующим в военных действиях, вдовам и сиротам, лицам с низким уровнем доходов, работникам обанкротившихся компаний и т.д.

Особое значение в поддержке граждан Израиля играют различные социальные программы, финансируемые непосредственно из государственного бюджета, а также при поддержке представителей большого и малого бизнеса [Асон, 2022].

В целом социальные программы призваны предоставить материальную помощь людям, которые не в состоянии обеспечить себе необходимый прожиточный минимум своим трудом.

Выплаты и пособия гражданам Израиля в 2022-2023 гг.

Весной 2023 г. в Израиле социальная ситуация весьма напряженная, в основном это связано с попыткой Правительства изменить судебную систему в стране, что вызвало волну негодования среди граждан.

Государственные программы социальной помощи обеспечивают минимальный доход или дополняют имеющийся доход у гражданина до уровня минимального - престарелым и вдовам, не имеющим иного источника дохода, кроме пособия национального страхования, неработающим женщинам, которые согласно судебному решению имеют право на алименты,

и лицам, не имеющим дохода для поддержания своего существования и не способным найти работу самостоятельно [Мельянцев, 2021].

В отношении граждан страны действуют различные льготные налоговые единицы.

Часть доходов обеспеченных групп населения в виде налогов перераспределяется на нужды и потребности социально-уязвимых категорий граждан. Люди с низким доходом - 20% населения страны, вносят лишь 1,5% в бюджет Министерства национального страхования, а получают около 40% всех выплачиваемых сумм. Люди с более высоким доходом - 20% населения страны, вносят порядка 70% в бюджет Министерства национального страхования, получая в итоге всего лишь 10% всех выплачиваемых сумм \

Израиль в плане проживания является одной из самых дорогих стран мира. В начале 2023 года, можно сказать, было некое снижение цен, но в целом, цена на базовые продукты и товары осталась на том же уровне.

Средняя заработная плата в Израиле составляет порядка 2700 долларов в месяц (при курсе доллара в 80 руб. = 216 000 руб.), минимальная около 1366 долларов месяц (= 109 280

руб)2.

Лицам, которые не являются гражданами страны приходится платить достаточно высокие налоги, порядка 22% от своих доходов.

Отчисления с доходов населения в среднем идут на следующие направления: медицинская страховка - 12%, социальная страховка - 12%, в пенсионный фонд всего лишь 2,6%. Размер прожиточного минимума зависит от многих факторов, таких как возраст, семейное положение, уровень заработной платы, наличие детей, а также их количество [Абд, 2022].

Таблица 1

Повышение размеров пособий в сравнении 2022-2023 годах в Израиле

Вид социальной помощи 2022 2023

В шекелях В рублях (курс шекеля в 2022 году = 17,6 руб.) В шекелях В рублях (курс шекеля в 2023 году = 22 руб.)

Пособие по общей инвалидности:

Пособие по общей инвалидности для одиночки 3 700 65 120 4 063 89 386

Полное пособие для одиночки с надбавкой на супругу 4 892 86 099,2 5 373 118 206

Полное пособие для одиночки с ребенком 4 645 81 752 5 111 112 442

Полное пособие для одиночки с 2 детьми 5 608 98 700,8 6 159 135 498

1 Повышение размеров пособий в 2023 году // Сайт Битуах Леуми Израиля - Национальное страхование. [Электронный ресурс]. URL: btl.gov.il/RussianHomePage/Odot_ru/hodaotLeItonut/Pages/HalatKizbeot2023.asx (Дата обращения: 20.02.2023).

2 Прожиточный минимум в Израиле. [Электронный ресурс]. URL: https://visasam.ru/emigration/europe-emigration/prozhitochniy-minimum-v-izraile.html (Дата обращения: 28.02.2023)

Вид социальной помощи 2022 2023

В шекелях В рублях (курс шекеля в 2022 году = 17,6 руб.) В шекелях В рублях (курс шекеля в 2023 году = 22 руб.)

Полное пособие для супружеской пары 4 892 86 099,2 5 373 118 206

Полное пособие для супружеской пары с одним ребенком 5 846 102 889,6 6 421 141 262

Полное пособие для супружеской пары с 2 детьми 6 800 119680 7 469 164 318

Пособие в размере 74% для одиночки 2 522 44 387,2 2 770 60 940

Пособие в размере для одиночки 65% 2 273 40 004,8 2 496 54 912

Пособие в размере 60% для одиночки 2 135 37 576 2 345 51 590

Пособие на ребенка-инвалида и пособие по особым услугам:

Пособие в размере 50% 1 527 26 875,2 1 676 36 872

Пособие в размере 100% на ребенка-инвалида 3000 52 800 3 295 72 490

Пособие в размере 112% 3 534 62 198,4 3 882 85 404

Пособие в размере 188% 5 641 99 281,6 6 194 136 268

Пособие в размере 235% 7 168 126 156,8 7 872 173 184

Надбавка для инвалида, подключенного к аппарату искусственной вентиляции легких 8 462 148 931,2 9 293 204 446

Пособие на детей:

Пособие на первого ребенка в семье 156 2 745,6 164 3 608

Пособие на второго, третьего и четвертого ребенка в семье 197 3 467,2 207 4 554

Пособие на пятого (и далее) ребенка составит ту же сумму, которую составляет пособие на первого ребенка 164 3 608

Пособие по старости:

Пособие для одиночки 1 596 28 089,6 1 680 36 960

Пособие с надбавкой на супруга/-гу 2 398 42 204,8 2 525 55 550

Вид социальной помощи 2022 2023

В шекелях В рублях (курс шекеля в 2022 году = 17,6 руб.) В шекелях В рублях (курс шекеля в 2023 году = 22 руб.)

Пособие по старости с надбавкой до прожиточного минимума

Пособие для одиночки, не достигшего возраста 70 лет 3 799 66 862,4 4 000 88 000

Пособие для супружеской пары в той же возрастной категории 6 002 105 635,2 6 320 139 040

Пособие для одиночки в возрасте 70 - 79 лет 3 836 67513,6 4 039 88 858

Пособие для супружеской пары в той же возрастной категории 6 062 106 691,2 6 383 140 426

Пособие для одиночки в возрасте 80 лет и старше повысится с 3 873 68 164,8 4 078 89 716

Пособие для супружеской пары в той же возрастной категории повысится с 6 120 107 712 6 445 141 790

Пособие по обеспечению прожиточного минимума для застрахованных, не достигших возраста выхода на пенсию:

Пособие для одиночки, не достигшего возраста 55 лет 1 803 31 732,8 1899 41 778

Пособие для одиночки в возрасте от 55 лет и до возраста выхода на пенсию 2 254 39 670,4 2373 52 206

Пособие для родителя-одиночки с одним ребенком повысится с 3 020 53 152 3180 69 960

Пособие для родителя-одиночки в возрасте от 55 лет и до возраста выхода на пенсию 4 588 80 748,8 4831 106 282

В среднем минимальный прожиточный уровень составляет на одинокого человека около 1778 шекелей (при курсе шекеля 22 руб. = 39 116 руб.), на молодую пару без детей порядка 2799 шекелей (= 61 578 руб.), а молодых людей с одним ребенком - 3699 шекелей (= 81 378 руб.).

В 2023 году в Израиле планируется повышение размера пособий для граждан страны (см. табл. 1). Как видно из таблицы 1 увеличение в среднем происходит на 300 шекелей (= 6 600 руб.), а также есть градация в зависимости от возраста, наличия детей и пр.1.

Израиль - это государство, которое располагает мощной программой поддержки мигрантов (репатриантов), прибывших в него на основании своего происхождения.

Различные льготы и пособия для репатриантов в Израиле помогают ускорить и сделать более эффективным процесс адаптации.

Корзина репатрианта в Израиле (корзина абсорбции) - это своего рода материальная помощь от государства новым гражданам израильского общества.

Важные условия для получения корзины репатрианта - это общее пребывание на территории страны в течение двух лет из последних трех, которые предшествовали получению статуса репатрианта, и он должен впервые приехать в страну по соответствующей визе [Марьясис, 2022].

Для тех, кто приезжает с визой репатрианта, первая выплата «корзины репатрианта» производится наличными сразу в здании аэропорта по прибытии в страну.

Для тех, кто приезжает без визы репатрианта и планирует получить статус репатрианта, уже в Израиле, первая выплата переводится на банковский счет.

Следующие выплаты денежных средств осуществляются в виде 6 равных ежемесячных платежей (см. табл. 2).

Чтобы выплаты корзины репатрианта поступали на банковский счет, нужно открыть совместный счет на имя обоих супругов в любом из коммерческих банков Израиля, в удобном для вас месте, и сообщить данные этого счета в Министерство алии и интеграции. Необходимо сделать это в первые дни после приезда в страну.

Таблица 2

Выплаты репатриантам в 2023 г.

Выплаты Одиночка Неполная семья Супружеская пара

шек. руб. шек. руб. шек. руб.

Наличными в аэропорту 1 250 27 500 2 300 50 600 2 500 50 000

Перевод в банк (после открытия счета) 1 437 31 614 1 471 32 362 3 826 84 172

1-я выплата 2 857 62 854 4 714 103 708 5 246 115 412

2-я выплата 2 857 62 854 4 714 103 708 5 246 115 412

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3-я выплата 2 857 62 854 4 714 103 708 5 246 115 412

4-я выплата 2 857 62 854 4 714 103 708 5 246 115 412

5-я выплата 2 857 62 854 4 714 103 708 5 246 115 412

1 Повышение размеров пособий в 2023 году // Сайт Битуах Леуми Израиля - Национальное страхование.

[Электронный ресурс]. URL: btl.gov.il/RussianHomePage/0dot_ru/hodaotLeItonut/Pages/HalatKizbeot2023.asx

(Дата обращения: 20.02.2023)

Выплаты Одиночка Неполная семья Супружеская пара

шек. руб. шек. РУб. шек. РУб.

6-я выплата 2 857 62 854 4 714 103 708 5 246 115 412

Всего 19 829 436 238 32 055 705 210 37 802 826 644

Для репатриантов также учитывают социальные факторы такие как, один человек приехал или с семьей. «Одиночка» получит всего в рамках корзины абсорбции всего 19 829 шек. (при курсе шекеля в 22 = 436 238 руб.), а супружеская пара больше почти на 18 000 шек. (=831 644 руб.).

Таблица 3

Примерная стоимость продуктов в Израиле в 2023 г.

Продукты питания Цена в шекелях, ILS В рублях (курс шекеля в 2023 году = 22 руб.)

батон, 400 г. 4 88

пита, упаковка 5x100 г 7,5 165

маца, 100 г. 1,5-5 33-110

молоко, 1 л. 5-6 110-132

йогурт, 100 г. 1,5-4 33-88

сыр, 1 кг. 40-60 880-1 320

равиоли, 0,4 кг. 20 440

бананы, 1 кг. 10-11 220-242

яблоки, 1 кг. 9-11 198-242

вода, 0,5 л. 8-10 175-220

Итого 2 530

В таблице 3 приведен список базовых продуктов, примерно за один поход в супермаркет без покупки мясных изделий обойдется в 2 539 руб. Мясо стоит примерно 50-130 шекелей (при курсе шек. в 22 руб. = 1 100 - 2 860 руб.), курица стоит от 20 до 50 шек. (440-1 100 руб.). Аренда жилья в среднем стоит 2 600 шек. и выше, в переводе на наши деньги -57 200 руб.

Заключение

В целом можно, сделать вывод, что в периоды социальных потрясений, неблагоприятных эпидемиологических ситуаций, государство заботится о своих гражданах и реагирует в виде дополнительных мер поддержки, много программ направлено на социально -уязвимые категории населения.

В Израиле размеры социальных выплат зависят от многих факторов, таких как возраст, семейное положение, уровень заработной платы, наличие детей, а также их количество, уровень дохода, стаж работы. Конечно, пособия и выплаты не покроют всех финансовых затрат граждан, но тем не менее, данные меры поддержки позволяют обеспечить гражданам прожиточный минимум. Хочется также отметить, что в стране есть не только государственные

программы поддержки, но и также различные фонды, которые реализует негосударственные меры, которые работают не менее эффективно.

Список источников

1. Абд Э.В.Н.С. Особенности культуры государства Израиль // Тезисы докладов XLIX научной конференции студентов и молодых ученых вузов Южного федерального округа, Краснодар, 01 февраля 2022 года. Том Часть 3. Краснодар: ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», 2022. С. 112-113.

2. Асон Т.А. Современные тенденции развития национальной экономики Израиля // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. 2022. № 1. С. 136-139.

3. Волков А.Б., Тарасов П.Г. Государство Израиль и Всемирный еврейский конгресс. М.: Наука, 1991. 175 с.

4. Звягельская И.Д. История государства Израиль. М.: Актион Пресс, 2012. 360 с.

5. Карасова Т. А., Федорченко А.В., Звягельская И.Д. Государство Израиль. М.: Институт Востоковедения РАН. 2005. 559 с.

6. Кобзева, А. Г. Социальная политика государства / А. Г. Кобзева, А. С. Парахина // Современные проблемы горно-металлургического комплекса. Наука и производство: Материалы девятнадцатой Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Старый Оскол, 07 декабря 2022 года. - Старый Оскол: Старооскольский технологический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский технологический университет "МИСиС", 2023. - С. 182187.

7. Маршалл А. Принципы экономической науки. М.: Прогресс, 1993. 350 с.

8. Марьясис Д.А. Роль государства в развитии инновационной экономики Израиля // Системное моделирование социально-экономических процессов: аннотации к докладам 41 -ой Международной научной школы-семинара имени академика С.С. Шаталина, Нижний Новгород, 30 сентября 2018 года / Под редакцией В.Г. Гребенникова, И.Н. Щепиной. Нижний Новгород: Истоки (Воронеж), 2018. С. 110.

9. Марьясис Д.А., Якимова Д.А. Экономическая политика 35-го правительства Израиля: достижения и просчеты // Проблемы национальной стратегии. 2022. № 2(71). С. 228249.

10. Мельянцев В.А. Инновация как фактор развития Израиля // Вестник МГИМО Университета. 2021. Т. 14, № 4. С. 154-163.

11. Носенко Т.В. Напрасная вражда: очерки советско-израильских отношений 19481991 гг. М.: ИВ РАН, 2015. 259 с.

12. Ромодина А.М. Социальная поддержка населения в Израиле в период распространения коронавирусной инфекции // Управление в современных системах: Сборник трудов X Всероссийской (национальной) научно-практической конференции научных, научно-педагогических работников и аспирантов, Челябинск, 15 декабря 2020 года / Науч. редакторы А.В. Молодчик, Д.В. Валько. Челябинск: Южно-Уральский технологический университет, 2020. С. 174-179.

13. Ромодина А.М., Мишунин И.В. Выплата пособий как форма социальной поддержки населения Израиля // Управление, экономика и общество: проблемы и пути развития: Сборник статей участников II Международной научно-практической конференции III ReФОРУМа «Управлять мечтой!», Челябинск, 20 мая 2021 года. Челябинск: Челябинский государственный университет, 2021. С. 89-91.

14. Саакян А.А. Предпосылки создания государства Израиль // Молодой ученый. 2020. № 50(340). С. 368-369.

15. Симановский С.И., Стрепетова М.П. Израиль. М.: Международные отношения, 1994. 206 с.

16. Тарасова Т.А. Израиль - Китай - США. Углубляющиеся расхождения // Контуры трансформаций в политике, дипломатии и обществе Государства Израиль: Сборник статей по материалам I Международной израилеведческой научной конференции, Москва, 19-20 октября 2021 года / Отв. редакторы Д.А. Марьясис, Е.А. Якимова, С.Г. Мелконян, науч. редактор Е.Э. Носенко-Штейн. М.: Институт востоковедения РАН, 2022. С. 150-168.

17. Труды Института востоковедения РАН. Вып. 13: Государству Израиль - 70. Достижения и проблемы развития / Отв. ред. Д.А. Марьясис. М.: ИВ РАН, 2018. 244 с.

18. Люблинский В.И. Социальные образы современного Израиля. Проблемы и политика // Вестник Института социологии. 2016. № 1. С. 74-100.

THE MAIN DIRECTIONS OF SOCIO-ECONOMIC SUPPORT OF THE POPULATION IN ISRAEL

Romodina A.M., South Ural University of Technology

Abstract

The article examines the main trends in the social policy of Israel, as well as the Ministry of National Insurance and its functions to assist socially vulnerable groups of the population. Statistical data on the amounts of various payments and benefits relative to 2022 and 2023 are being studied. Examples of social support for repatriates are given, as well as payments within the absorption basket are analyzed depending on the social status of newly-born citizens (income level, family and children).

Keywords: social policy of Israel, Ministry of National Insurance, social programs, social projects, social services.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.