Научная статья на тему 'Основные направления социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья'

Основные направления социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
251
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

General trends of the social and economic development of the Far East and Zabaykalye

The article presents the analysis of economic reforms and the development of market relations in the Far East and Zabaykalye during the second half of the 90-s of the XX century. The general trends of the social and economic development of these regions are determined.

Текст научной работы на тему «Основные направления социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья»

Г.П. Пилипенко, А.Г. Соколов

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДАЛЬНЕГО

ВОСТОКА И ЗАБАЙКАЛЬЯ

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации

Дальний Восток и Забайкалье занимает по площади 7009.7 тыс. кв. км (41 % от территории Российской Федерации) с населением 9488.4 тыс. чел. Регион имеет протяженную границу с Китайской Народной Республикой и Монголией, незамерзающие морские порты на востоке, крупные транспортные артерии - Транссибирскую и Байкало-Амурскую магистрали.

На территории региона сосредоточены крупные запасы минерального сырья - 61 % общероссийских запасов руд цветных металлов, 88 % алмазов, 10 % железной руды, угля (более 20 млрд тонн), нефти (9.6 млрд тонн), природного газа (2.3 трлн м3). На Дальнем Востоке сконцентрировано около 3 % лесных ресурсов страны. В пределах 200-мильной зоны морская и океаническая акватория составляет 1.5 млн км2. По прогнозным оценкам на шельфе дальневосточных морей содержится до 30 млрд тонн углеводородов. Здесь добывается свыше 60 % рыбы и морепродуктов России.

Таким образом, Дальний Восток в силу своего географического положения и наличия мощной ресурсной базы является ключевым направлением геостратегической политики России. И основная государственная задача здесь видится в превращении региона в высоко экономически развитый форпост для осуществления связей и влияния на страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Для успешного становления и развития рыночных отношений и повышения эффективности региональной экономической системы необходимо, прежде всего, отказаться от в корне неверного тезиса о том, что российский Дальний Восток не может существовать без поддержки федерального центра. Факты опровергают этот обидное для всего региона мнение. При доле в населении Российской Федерации в 6.5 %, регион Дальнего Востока и Забайкалья производит около 7 % валового внутреннего продукта страны и занимает около 8 % в основных фондах. Доля региона в внешнеторговом обороте России достигает 5 %. Все это несмотря на действительно сложные условия, связанные с удаленностью Дальнего Востока от наиболее заселенных частей страны, то есть при значительной отдаленности от основных рынков сбыта.

Однако реформирование экономики Дальнего Востока долгое время осуществлялось при гос-

подстве унифицированных для всей страны нормативов и процедур. Явно недостаточный учет особых условий функционирования экономики региона привел к обострению прежних и появлению новых сложных проблем.

При этом приходится констатировать, что огромный ресурсный потенциал региона используется в настоящее время далеко не в полной мерс И главная причина здесь кроется в низкой к о н к \ р е н т о с и о с о 6 н о с т и экономики Дальнего Востока.

По такому показателю как число прибыльных предприятий и организаций в процентном отношении к общему количеству Дальний Восток занимает место ниже среднероссийского уровня (51 % против 60.1 %). Еще более низок этот показатель в Забайкалье: Бурятия 41.9 %. Читинская область - 35.1%, Агинский Бурятский АО -36 %.

Дальний Восток и Забайкалье отли 1 по я крайне низким уровнем инвестиционной деятельности. В 2001 г. по расчетам удельный вес инвестиций в основной капитал составит по Дальнему Востоку 2.4 % от итогового показателя по Российской Федерации. Еще ниже уровень инвестиций в основной капитал в Забайкалье. Здесь процент от итогового показателя по России составил: Бурятия 0.5 %, Читинская область - 0.5 %. Аналогичная тенденция характеризует и иностранные инвестиции.

Регион является самым дорогим в Российской Федерации. Стоимость минимального набора продуктов питания здесь выше среднероссийского уровня на 34 %, в то время как денежные доходы в расчете на душу населения лишь незначительно превышают среднероссийский показатель.

Анализ экономической ситуации на Дальнем Востоке и в Забайкалье позволяет выявить три основных причины тех трудностей, которые испытывает экономика региона в процессе рыночного реформирования и повышения конкурентоспособности: высокие энерготарифы, удаленность от основных рынков сбыта и неадекватность нормативно-правовой базы современным требованиям.

Проблема высоких энерготарифов является наиболее важной для Дальнего Востока и Забайкалья. Так в целом по системе РАО «ЕЭС» по

прогнозам на август 2001 г. этот показатель составит 48,88 копеек за кВт/ч, в то время как для энергоси.темы Дальнего Востока и Забайкалья -84.91 копеек. При э том по Якутскэнерго этот показатель 99.02, а по Камчатскэнерго - 231.8 копеек за кВт/ч. Если в целом по системе РАО «ЕЭС» рост энерготарифов составил 128.8 % к соответствующему периоду предыдущего года, то по Дальнему Востоку и Забайкалью тарифы возросли на 141 %.

Наличие этой проблемы обусловлено двумя основными факторами: во-первых, большая часть регионов Дальнего Востока и Забайкалья имеют отрицательное сальдо между производством и потреблением первичных топливно-энергетических ресурсов и нефтепродуктов, а во-вто-рых, существует необходимость переброски энергии и энергоносителей на дальние расстояния при отсутствии эффективной системы их транспортировки.

Так нефти в регионе добывается 3.8 млн тонн при фактической переработке 6.8 млн тонн. При этом порядка 4 млн тонн приходится транспортировать на расстояние более 3 тысяч километров. Дефицит собственного производства нефтепродуктов покрывается ежегодно завозом более 4 млн тонн с Урала и из Сибири.

При внутрирегиональном потреблении угля в объеме 43.2 млн тонн, добывается 32.2 млн тонн. Таким образом, дефиците 11 млн тонн приходится компенсировать дальнепривозными углями.

Учитывая, что доля угля в структуре потребления котельно-печного топлива на энергетических предприятиях региона составляет 71 %, а нефти 22 %, то проблема обеспеченности собственными энергоресурсами стоит на Дальнем Востоке и в Забайкалье крайне остро.

Начиная с 1997 г. энергетика региона работает в условиях постоянного чрезвычайного режима, вызванного хроническим недостатком топлива и отсутствием оборотных средств у предприятий топливно-энергетического комплекса. При росте валового внутреннего продукта за 2000 г. в среднем на 8.8 % производство электрической энергии выросло только на 4.5 %, тепловой - на 2.4 %.

Энергосистемы имеют значительную кредиторскою задолженность за использованную энергию, приблизившуюся к годовой стоимости реализации продукции всей объединенной энергосистемой Востока (около 15.1 млрд руб.), почти двукратный рост цен на энергоносители, более чем 7 млрд руб. задолженности энергетиков поставщикам топлива, дефицит твердого топлива в объеме 5.3 млн тонн (более 17 %).

Особенно острая ситуация с энергоснабжением отмечается в Приморском крае. Сахалинской, Амурской и Камчатской областях.

Проблемой для всех регионов Дальнего Востока и Забайкалья является выбывание генерирующих мощностей из-за исчерпания своего эксплуатационного ресурса. Износ основных фондов по выработке электроэнергии составляет 40 %, по тепловой - 55 %. На поддержку работоспособности энергетических мощностей в этом регионе ежегодно расходуется около 4.8 млрд руб.

На этом фоне крайне неудовлетворительно осуществляется перевод энергосистемы региона на использование возобновляемых источников энергии, развитие малой энергетики, газификация населенных пунктов.

Не менее остро стоит на Дальнем Востоке и транспортная проблема. Регион имеет слабо развитую транспортную сеть. Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования составляет всего лишь 13.8 % от эксплуатационной длины железных дорог России, соответственно, протяженность автомобильных дорог (общего пользования и ведомственных) с твердым покрытием - 9.5 %, протяженность внутренних судоходных путей - 28.7 %. Плотность железнодорожных путей общего пользования в расчете на 10 тыс. км2 на Дальнем Востоке в 3.6 раза, а автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в 5.6 раза меньше, чем в среднем по стране. Наиболее узкими звеньями воздушного транспорта региона являются эксплуатация морально и физически устаревшего самолетно-вертолетного парка (степень износа - около 80 %), относительная неразвитость аэропортовых сооружений. Существующие перегрузочные мощности южных материковых портов и пропускная способность железнодорожных подходов к ним позволяют переработать не более 35 млн тонн, что настоятельно требует развития соответствующих транспортных систем.

Эффективное функционирование транспортного комплекса играет важнейшую роль в экономике региона в силу его удаленности от рынков сбыта, источников сырья и комплектующих. Средние расстояния межобластного обмена Дальнего Востока и Забайкалья превышают 3.1 тысяч километров, что существенно выше, чем в Европейской части России. Регион удален от рынков Восточной Сибири в среднем на 4.8 тысяч километров, Западной Сибири - на 6.5 тысяч километров, Урала - на 7.3 тысяч километров. Европейской части России - на 9.7 тысяч километров.

Ускорение развития транспортного комплекса региона является важнейшим фактором как для решения энергетической проблемы, так и для более эффективного использования ресурсного потенциала региона.

Четкое функционирование транспортного комплекса является особенно важным для обеспече-

ния закрепления населения на территории Дальнего Востока и Забайкалья. Не для кого не является секретом высокая стоимость авиа и железнодорожных пассажироперевозок, что делает зачастую невозможным для многих жителей Дальнего Востока побывать в Европейской России.

Во многом наличие описанных выше проблем обуславливается неадекватностью нормативно-законодательной базы в экономической сфере современным требованиям. Очевидно, что при отсутствии законодательных мер, направленных на формирование благоприятного инвестиционного климата, интенсивное и устойчивое развитие экономики просто невозможно.

Основная цель законодательно-институциональных преобразований состоит в формировании высокоэффективной инвестпроводящей системы в регионе. Одним из основных элементов данной системы должны стать организации, аккумулирующие как российские, так и зарубежные инвестиционные ресурсы, и направляющие их на реализацию тех или иных коммерческих проектов. При этом государство берет на себя финансирование объектов инфраструктуры, создающих основу для развития экономики Дальнего Востока и Забайкалья.

В этой связи необходимо принятие ряда новых и совершенствование ныне действующих нормативных правовых актов как на федеральном, так и на региональном уровнях, устраняющих вышеуказанные препятствия.

На федеральном уровне это прежде всего Налоговый кодекс, Земельный кодекс, Закон о Свободных экономических зонах, Закон о Соглашениях о разделе продукции, законодательство в сфере природопользования.

На региональном уровне наиболее значимым является осуществление мер по дебюрократизации экономики на основное широкого внедрения принципа «единого окна» для регистрации коммерческих организаций, упорядочение системы проверки предприятий со стороны административных и надзорных органов.

Поскольку все эти три проблемы тесно взаимосвязаны, то решение их должно носить комплексный характер, что и предопределило необходимость разработки федеральной целевой программы.

В 1996 г. была принята Федеральная целевая программа экономического и социального развитая Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 гг. В ней были закреплены мероприятия, которые требуется осуществить как на федеральном, так и на региональном уровнях для преодоления дез и нтеграц и о н н ы х тенденций, вывода экономики региона из кризиса, устойчивого функционирования хозяйственного комплекса и решения жизненно-важных проблем населения.

Программа является управляющей и координирующей по отношению ко всем федеральным целевым программам, реализуемым на территории Дальнего Востока и Забайкалья и охватывает 13 субъектов Российской Федерации! Республику Саха (Якутия), Республику Бурятия, Приморский и Хабаровский края, Амурскую, Камчатскую, Магаданскую, Сахалинскую и Читинскую области. Еврейскую автономную область, Агинский Бурятский, Корякский и Чукотский автономные округа.

Ежегодно, начиная с 1997 г. Программа включается в перечень федеральных целевых программ, финансируемых за счет средств федерального бюджета. Таким образом, при всей ограниченности возможностей федерального бюджета, федеральный центр стремится обеспечить известный приоритет Дальнему Востоку в выделении средств государственной поддержки.

Тем не менее, трудности с финансированием как из бюджетных так и внебюджетных источников не могли не сказаться на выполнении Программы, которая до настоящего момента осуществлялась с существенным отставанием от намеченных в ней параметров, хотя по ряду показателей удалось достичь положительных результатов.

Основным недостатком данной Программы является отсутствие должного учета специфики Дальнего Востока в решении социально-экономических проблем региона. Анализ показал, что для преодоления этого сдерживающего фактора необходимо: во-первых сконцентрировать инвестиционные ресурсы на ключевых отраслях, обеспечивающих высокую конкурентоспособность экономики - энергетике и транспорте, а во-вторых существенно реформировать нормативно-правовую базу как на федеральном, так и на региональном уровнях в целях повышения инвестиционной привлекательности региона и поддержки предпринимательской инициативы. Не менее важно также уделить внимание развитию коммунального хозяйства и социальной сферы региона, что сл\жит основой обеспечения закрепления населения на Дальнем Востоке, без чего по существу не возможно устойчивое развитие региона.

Все это в конечном итоге обусловило необходимость корректировки Программы. Такая задача была обозначена на совещании «О перспективах развития Дальнего Востока и Забайкалья», проходившем 21 июля 2000 г. в г. Благовещенске с участием Президента Российской Федерации В.В. Путина.

Министерство экономического развития: и торговли Российской Федерации, являющееся государственным з а к а з ч и к о м - к о о р д и н а т о р о м Программы, организовало работу по ее корректировке с продлением срока действия до 2010 г. В марте нынешнего года новая редакция Про-

граммы была утверждена постановлением Правительства Российской Федерации.

В соответствии с изложенным выше подходом были определены основные направления инвестиционной деятельности государства в регионе. Средства федерального бюджета на реализацию Программы распределились следующим образом: топливно-энергетический комплекс - 43 %, транспортная система - 29 %, коммунальное хозяйство и социальная сфера - 19 %.

Инвестиционный пакет Программы будет ре-ализовыватьсЯ за счет средств бюджетов всех уровней с самым широким привлечением внебюджетных источников. При этом как перед федеральными органами исполнительной власти, так и перед администрациями субъектов Федерации ставится задача осуществления законодательно-институциональных преобразований как основы успешного осуществления инвестиционных проектов Программы и развития рыночных отношений в Дальневосточном регионе. Особенно важное значение приобретает работа по заключению международных договоров и соглашений в экономической сфере со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, как важнейшего условия привлечения инвестиций в экономику Дальнего Востока.

Весь комплекс программных мероприятий структурирован по уровням их значимости, и включает в себя как проекты, обеспечивающие реализацию геостратегических приоритетов и общефедеральных задач, так и мероприятия межрегионального и регионального значения, требующие федеральной поддержки.

Цель развития топливно-энергетического комплекса на Дальнем Востоке и в Забайкалье заключается в формировании условий для сравнительно надежного, экономически и экологически приемлемого обеспечения текущих и перспективных потребностей экономики и населения Дальнего Востока и Забайкалья в топливно-энергетических ресурсах.

Для обеспечения энергетической безопасности на Дальнем Востоке и в Забайкалье необходимо решить следующие программные задачи: обеспечить энергетическую независимость территорий по поставкам топлива, повысить диверсификацию структуры энергетического баланса за счет развития гидроресурсов, других возобновляемых источников энергии, ввести в действие новые генерирующие мощности, а также технически перевооружить действующие тепловые электростанции с заменой устаревшего оборудования.

Основными приоритетами по модернизации структуры электроэнергетики Дальнего Востока и Забайкалья на период 2002-2010 гг. должны стать: строительство ГЭС с высокой степенью

освоения капиталовложений, принимая во внимание огромный гидроэнергетический потенциал региона, дальнейшее увеличение использования «малых» источников энергии (небольшие модульные электростанции на местном топливе, возобновляемых источников энергии (ГеоТЭС, малых ГЭС, ВЭС, солнечных коллекторов) прежде всего в уда"с*"ь-х и изолированных районах, реконструкция техническое перевооружение и расширение 01 новных тепловых электростанций, повышение безопасности действующей АЭС, развитие электрических сетей, обеспечивающих надежную передачу электроэнергии потребителям.

Наиболее важными объектами электроэнергетики федерального уровня, строительство которых предусматривается на Дальнем Востоке и в Забайкалье, являются Бурейская ГЭС, Вилюйс-кая ГЭС-3, Усть-Среднеканская ГЭС, Харанорс-кая ГРЭС, реконструкция Якутской ГРЭС, Хабаровская ТЭЦ-3, Улан-Удэнская ТЭЦ-2, Мутнов-ская ГеоТЭС, каскад ГЭС на р. Толмачева, системообразующие линии электропередачи напряжением 500 кВ. Строительство всех этих объектов осуществляется за счет РАО «ЕЭС России» и требует безотлагательных мер государственной поддержки.

Изучаются возможности совместной реализации крупного международного проекта по сооружению энергомоста для поставки электроэнергии из России в Японию после завершения строительства Бурейской ГЭС в Амурской области.

С учетом имеющегося потенциала собственных природных энергетических ресурсов, действующих и модернизируемых предприятий ТЭК, предлагаемых инвестиционных проектов по всем, источникам финансирования в различных отраслях комплекса основные показатели развития ТЭК и ТЭБ Дальнего Востока и Забайкалья на программный период прогнозируются в следующих величинах:

- потребность в электроэнергии, исходя из предпосылок макроэкономического прогноза социально-экономического развития региона, должна составить в 2005-2006 гг. 55.7 млрд кВт/ч, в 2010 г. - 65-66 млрд кВт/ч. Производство электроэнергии соответствует объективным требованиям самобаланса (кроме Забайкалья), а также обладает резервами для расширения ее экспорта в Китай, Монголию (до 1-2 млрд кВт/ч);

- гарантированное производство электроэнергии на независимых от топливной конънкту-ры гидростанциях, а также ГеоТЭС, Билибинской АЭС должно составить к 2005-2006 гг. 12.2 млрд кВт/ч (22 % от суммарного производства электроэнергии), к 2010 г. - 18.2 млрд кВт/ч (28.2 %).

Широкий диапазон мероприятий предполагается осуществить в транспортном комплексе региона.

Для освоения перспективных объемов грузовых перевозок требуется обновление транспортного флота Дальневосточного бассейна, пополнение его сухогрузными и наливными судами для обслуживания портопунктов с рейдовой погрузкой-выгрузкой, судами усиленного ледового класса для плавания в замерзающих морях, специализированными судами для обслуживания экспортно-импортных перевозок. Требует обновления пассажирский флот для обслуживания жителей Сахалина, Курил, Камчатки, Чукотки, Республики Саха (Якутия).

Приоритетными направлениями развития транспортной системы региона являются: завершение формирования опорной магистральной железнодорожной сети (развитие Транссиба и БАМа), создание совместно с другими видами транспорта эксплуатационно-технологических и экономических условий для привлечения на российские железные дороги международного транзитного потока (МТК «Транссиб», «Приморье 1», «Приморье 2»), развитие перегрузочных мощностей базовых материковых портов - Владивостока, Находки, Восточного, Ванино, Посьета, Зарубино, развитие международных пограничных переходов и терминального хозяйства, обеспечивающих ускорение технологической и таможенной обработки, комфортных условий для пассажиров.

Главной задачей в автодорожном строительстве является формирование опорной магистральной дорожной сети. Потребуется завершение сооружения автодороги Чита - Хабаровск - Находка, реконструкция автомобильных дорог вдоль БАМ и АЯМ, построить автодороги Зеленый Мыс - Билибино ~ Певек, Петропавловск-Камчатский - Палана, завершить строительство автодорог Якутск -Магадан, Якутск - Вилюй -Сунтар - Мирный - граница с Иркутской областью, Якутск - Амга - Усть-Мая - Югоренок - граница с Хабаровским краем, соорудить автодорожные части совмещенных мостовых переходов через р. Амур у гг. Хабаровск и Благовещенск.

Во всех административных центрах республик, краев, областей и автономных округов Дальнего Востока и Забайкалья необходима реконструкция аэропортов, пополнение их современным парком воздушных судов.

На речном транспорте главными проблемами являются: в Ленском бассейне перенос базового порта в Якутск, поддержание глубин в реках Лена, Яна, Индигирка, Колыма, Алдан, пополнение флота Ленского и Амурского бассейнов судами смешанного «река-море» плавания, разработка и использование экономичных судов и аппаратов на воздушной подушке.

На морском транспорте предполагается развитие и реконструкция мощностей порта Влади-

восток, создание единой автоматизированной системы управления движением судов в заливе Петра Великого, приобретение сухогрузного флота для Дальневосточного морского пароходства и наливного флота для Приморского морского пароходства.

На воздушном транспорте будет осуществлена peKOHCTPvvimn ячппппптп* «R пя пin»nr"rnn-Yi

Якутск, Магадан, реконструкция ИВПП в аэропортах Благовещенск, Улан-Удэ, Чита.

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию «О бюджетной политике на 2002 год» восстановление инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства обозначена как одна из важнейших задач.

В этой связи в программе предполагается осуществлять развитие коммунальной сферы по трем направлениям: обеспечение населения питьевой водой, развитие и реконструкция систем канализации, защита территорий Дальнего Востока и Забайкалья от наводнений.

Для обеспечения населения питьевой водой планируется осуществить наращивание мощности Богатинского гидроузла (г. Владивосток), восстановление водозаборов в г. Партизанок и по-с. Углекаменск в Приморском крае, в Хабаровском крае - реконструкцию водозаборных сооружений в гг. Хабаровск и Комсомольск-на-Аму-ре; в Амурской области - строительство и реконструкция систем водоснабжения в г. Благовещенск; в Магаданской области ~ проектирование и строительство водопроводных очистных сооружений в г. Магадан; в Сахалинской области -реконструкция водозаборных сооружений в г. Южно-Сахалинск; в Еврейской автономной области - строительство третьей очереди очистных сооружений в г. Биробиджан; в Республике Бурятия - строительство и реконструкция водозабора в г. Улан-Удэ; в Читинской области - реконструкция сетей водоснабжения в г. Чита.

Реализация этих проектов позволит обеспечить население региона питьевой водой нормативного качества. Кроме того, одной из систем, обеспечивающих надежное теплоснабжение, является водоснабжение котельных. Уровень надежности систем водоснабжения во многих городах и населенных пунктах региона низок, что приводит к аварийным ситуациям объектов теплоснабжения.

В Программе предусматривается реконструкция систем канализации в гг. Якутск, Южно-Сахалинск, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Благовещенск, Чита и других городах.

Реализация данных проектов позволит уменьшить загрязнение водоемов и улучшить санитарно-эпидемиологическую ситуацию.

В связи с постоянной паводковой опасностью в Программе предусматривается проведение бе-

регоукрепительных работ на реках Якутии в районе гг. Якутск, Ланск, система мер по защите от наводнений Приморского и Хабаровского краев, инженерная защита г. Чита.

В социальной сфере региона предполагается осуществление комплекса мероприятий по строительству и реконструкции медицинских и образовательных учреждений, что даст возможность снизить уровень дифференциации в обеспечении населения социальными услугами по сравнению с другими регионами страны.

Особое внимание в Программе уделяется решению экологических вопросов, в частности в Республике Бурятия. При реализации всех мероприятий в данном регионе экологическая составляющая будет определяющей, поскольку сохранение природного комплекса озера Байкал является важнейшим государственным приоритетом.

В результате реализации Программы планируется достичь следующих основных показателей (по сравнению с 2000 г.): рост объема ВРП на душу населения в 1.7 раза, увеличение общего объема инвестиций в регионе в 2.6 раза, рост экспорта в 3.8 раза, рост производства электроэнергии в 1.4 раза, объем транспортных перевозок в 1.5 раза, рост доходов населения в 2.5 раза. В ходе осуществления программных проектов будет сохранено около 200 тысяч и создано более 600 тысяч рабочих мест.

Но, пожалуй главным результатом Программы явится широкая интеграция региона как в общероссийскую, так и в международную экономическую систему, и Дальний Восток перестанет быть дальней окраиной страны, а будет высокоразвитым центром Азиатско-Тихоокеанского региона. .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.