Основные направления российско-индонезийского экономического взаимодействия на современном этапе
The main directions of Russian-Indonesian economic cooperation at the present stage
Попов Александр Вячеславович
Старший научный сотрудник Центра Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании Института востоковедения Российской Академии наук, старший научный сотрудник Центра изучения Вьетнама и АСЕАН Института Китая и современной Азии Российской Академии наук, кандидат экономических наук
Alexander V. Popov
Senior Research Fellow, Center for Southeast Asia, Australia and Oceania, Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences/Senior Research Fellow, Center for Vietnam and ASEAN Studies, Institute of China and Modern Asia, Russian Academy of Sciences, PhD in Economics
Аннотация
Статья посвящена анализу основных направлений российско-индонезийского экономического сотрудничества в условиях западных санкций в отношении России. Автором анализируется текущее состояние и перспективы этого сотрудничества по трем основным направлениям: в сфере туризма, инвестиций и торговли. Отмечается, что западные санкции, несомненно, пагубно отразились на взаимодействии двух стран в торговой и инвестиционной сферах, хотя и до их введения ситуация была далека от идеальной, что особенно касалось российских инвестиционных проектов в Индонезии, которые практически топтались на месте. Отсутствие же реализации серьезных инвестиционных проектов не способствует и развитию двусторонней торговли, в сфере которой взаимная заинтересованность сторон, за исключением лишь некоторых торговых позиций, фактически минимальна. Наибольший же прогресс в двусторонних экономических отношениях наблюдается в сфере туризма, чему как раз способствовали и западные санкции, фактически отрезавшие российский турпоток от традиционных европейских направлений.
Abstract
The article is devoted to the analysis of the main directions of Russian-Indonesian economic cooperation in the context of Western sanctions against Russia. The author analyzes the current state and prospects of this cooperation in three main areas: tourism, investment and trade. It is noted that Western sanctions have undoubtedly had a detrimental effect on the interaction of the two countries in the trade and investment spheres, although even before their introduction the situation was far from ideal, which especially concerned Russian investment projects in Indonesia, which were practically marking time. The lack of implementation of serious investment projects does not contribute to the development of bilateral trade, in which the mutual interest of the parties, with the exception of only a few trade items, is actually minimal. The greatest progress in bilateral economic relations is observed in the field of tourism, which was facilitated by Western sanctions, which actually cut off the Russian tourist flow from traditional European destinations.
Ключевые слова
Сотрудничество, торговля, инвестиции, туризм, санкции, экономика, проект, реализация, пшеница, удобрения.
Keywords
Cooperation, trade, investment, tourism, sanctions, economy, project, implementation, wheat, fertilizers.
В условиях многочисленных западных санкций в отношении России экономическое взаимодействие нашей страны и крупнейшего государства Юго-Восточной Азии, Индонезии, осуществляется по целому ряду направлений. Западные санкции, несомненно, оказывают негативное воздействие на сотрудничество наших стран в части проведения банковских платежей в двусторонней торговле, перевозки грузов или получения кредитования для финансирования совместных проектов. Вместе с тем, эти же санкции в результате фактического отсечения российских туристов от традиционных европейских маршрутов, по сути, способствовали увеличению турпотока из РФ в Индонезию.
Туризм
В российско-индонезийских отношениях наибольший прогресс в последние годы, несмотря на все сложности, связанные с отсутствием прямого авиасообщения между двумя странами, был достигнут в сфере туризма, правда, пока только в части посещения Индонезии российскими туристами. Хотя их доля в абсолютных цифрах в общем турпотоке в Индонезию пока невелика, однако она устойчиво растет, и присутствие российских туристов в стране, прежде всего на острове Бали, более, чем заметно, поскольку значительная их часть проживает на этом острове практически на постоянной основе. По некоторым данным, на Бали постоянно живет несколько десятков тысяч россиян, часть которых составляют специалисты ИТ-технологий, работающих удаленно, однако все больше приезжает в страну и обычных туристов. Наиболее популярный среди российских релокантов район острова Чангу стали даже называть «Новой Москвой».[1]
В 2019 г. общее число иностранных туристов, посетивших Индонезию, составило 16,1 млн человек (16.106,9 тыс.), из которых россиян было 158,9 тыс. человек, т.е. всего около 0,99%. Основную часть зарубежных туристов составляли выходцы из стран Азиатско – Тихоокеанского региона (АТР) – 13,0 млн человек, из которых, однако, основную часть, очевидно, составляли граждане соседних с Индонезией государств, многократно в течение года приезжавших в страну с деловыми целями. В 2019 г. Индонезию посетило около 3,0 млн граждан Малайзии, 2,0 млн – Китая, 1,9 млн – Сингапура и 1,2 млн – Тимора Лесте. Наибольшее же число реальных туристов из АТР было из Австралии – около 1,4 млн человек. Среди же государств, географически более удаленных от Индонезии, Россия по числу своих туристов в 2019 г. уступала лишь пяти странам: США – 457,8 тыс. человек, Великобритании – 397,6 тыс. человек, Франции – 283,8 тыс. человек, Германии – 277,7 тыс. человек и Нидерландам – 215,3 тыс. человек. [2, h.460]
В период пандемии туротрасль Индонезии капитально «просела», однако в 2020 г. на россиян пришлось более 15% всех европейских туристов – 67,5 тыс. человек, что было лишь немногим меньше числа туристов из Великобритании – около 70 тыс. человек. В 2021 г. Индонезию смогло посетить 8,4 тыс. россиян, что вновь составило несколько больше 15% всех туристов из Европы. Всего же в 2021 г. Индонезию посетило 1,56 млн иностранцев, из которых более половины, 819,5 тыс. человек, пришлось на граждан Тимор Лесте, при том, что все население этого государства составляло 1,34 млн человек. [3, p.1]
В 2022 г. туристическая отрасль Индонезии начала восстанавливаться, и страну посетило 5,9 млн иностранных туристов, включая 1,2 млн граждан Малайзии. Число же российских туристов составило 75,6 тыс. человек, или уже почти 1,3% всех иностранцев, прибывших в страну «с туристической целью». Сохранились указанные тенденции и в 2023 г., когда общий иностранный турпоток составил 11,7 млн человек, из которых россиян было уже 161,3 тыс. человек, или почти 1,4%. Росту российского турпотока в Индонезию, несомненно, способствовало фактическое закрытие для россиян европейского направления. Среди стран дальнего для Индонезии зарубежья Россия по-прежнему занимает 6-е место, существенно уступая США (392,1 тыс. человек) и Великобритании (335,2 тыс. человек). [2, h.460]
Большое значение для туротрасли Индонезии имеет щедрость российских туристов, которые, как правило, тратят больше, чем туристы из стран Запада. При всей условности статистики по данным показателям можно отметить, что в 2018 г. больше россиян, которые в среднем потратили в Индонезии 2100 долл., расходы были лишь у саудитов – 2277 долл. [2, h.461] Гораздо более объективным показателем расходов иностранных туристов является средняя продолжительность их пребывания в стране, и здесь россияне далеко впереди туристов из других стран: уже в 2019 г. средняя продолжительность пребывания российских туристов составляла 19,7 ночей, следом шли голландцы – 18,0 ночей, а у немцев этот показатель составлял 15,9 ночей. После же пандемии преимущество россиян стало просто абсолютным: в 2022 г. 48,3 ночей и в 2023 г. - 43,9 ночей, тогда как у голландцев, соответственно, 21,0 и 9,7 ночей; у американцев 14,9 и 9,5 ночей; у немцев 19,8 и 17,6 ночей [2, h.462] и т.д. Таким образом, из стран дальнего зарубежья Россия фактически вышла в лидеры по числу общих дней, проведенных туристами в Индонезии: в 2023 г. 161,3 тыс. туристов х 43,9= 7,08 млн ночей; американцы – 392,3 тыс. человек х 9,5= 3,7 млн ночей; британцы – 335,2 тыс. человек х 12,1=4,06 млн ночей; французы – 273,7 тыс. человек х 16,5= 4,5 млн ночей; немцы – 263,5 тыс. человек х 17,6= 4,6 млн ночей; голландцы – 250,2 тыс. человек х 9,7= 2,4 млн ночей .
Инвестиции
В 2023 г. объем иностранных инвестиций в индонезийскую экономику составил 50,3 млрд долл., которые были вложены в 70,9 тыс. проектов. Самые крупные капиталовложения осуществили компании из Сингапура – 15,4 млрд долл. (значительная их часть представлена индонезийским капиталом преимущественно китайского происхождения, действующим через сингапурские фирмы), Китая – 7,4 млрд долл., Гонконга – 6,5 млрд долл., Японии – 4,6 млрд долл., США – 3,3 млрд долл., Южной Кореи – 2,5 млрд долл. и Нидерландов – 1,3 млрд долл. На эти страны в целом приходится 25,6 млрд долл., или более половины всех иностранных инвестиций. Россия пока среди крупных инвесторов не значится, хотя с участием ПАО «НК «Роснефть» на Восточной Яве должен реализовываться крупный проект по строительству НПЗ стоимостью не менее 15 млрд долл. В СП «PT Pertamina Rosneft Pengolahan dan Petrokimia» (PRPP), созданном в 2017 г. госкомпанией «Пертамина» в лице ее «дочки», «ПТ Киланг Пертамина Интернасионал» (КПИ), и «Роснефтью», российской компании принадлежит 45%, однако по состоянию на середину 2024 г. совместным предприятием была лишь освобождена земля под завод и разрабатывалась проектная документация. В условиях же западных санкций в отношении «Роснефти» встал вопрос и о возможности участия российской компании в финансировании данного проекта. В 2021 г. СП осуществило выкуп земли под строительство завода. В трех деревнях кабупатена (области) Тубан у местных жителей было выкуплено 370 га земли по цене 600-800 тыс. рупий за кв. м [4, 17.02.2021], те в среднем примерно за 40 долл. – 3,7 млн кв. м х 40 долл.=около 150 млн долл. Таким образом, только на эти цели «Роснефть» должна было потратить порядка 67 млн долл (150 млн х 45%). Затраты индонезийской стороны на реализацию данного проекта на конец 1-го квартала 2024 г. составили 538 млн долл., а общая его стоимость, по словам главного директора КПИ Тофика Адитьявармана, составляет уже около 21 млрд долл. Данный завод, который в Индонезии входит в число Национальных стратегических проектов, должен производить до 230 тыс. баррелей в день бензина, дизельного и авиационного топлива на основе тяжелой и высокосернистой российской нефти. [5, 21.03.2024] Пларируется, что ежегодно завод будет перерабатывать 15 млн тонн нефти. [6]
НПЗ должен быть интегрирован с нефтехимическим комплексом для выпуска в том числе стирола, полипропилена и полиэтилена. Между тем, окончательное решение о финансировании данного строительства может быть принято только в 2024 г., о чем в октябре 2023 г. заявил Генеральный директор по нефти и газу Министерства энергетики и минеральных ресурсов Индонезии проф. Тутука Арьяджи. [7, 11.10.2023]
Если вопрос с реализацией проекта НПЗ с участием «Роснефти» остается пока открытым, то деятельность другой российской госкомпании в нефтяной сфере Индонезии – АО «Зарубежнефть» подходит к концу, едва начавшись. В 2020 г. «Зарубежнефть» через свою дочернюю структуру «ZN Asia Ltd.» приобрела у британской «Премьер Ойл Туна БВ», входящей в группу компаний «Харбор Энерджи», 50%-ную долю участия в разработке нефтегазового блока «Туна» в морской экономической зоне Индонезии, в Южно-Китайском море, недалеко от границы с Вьетнамом. В состав блока входит два месторождения: «Куда Лаут» и «Синга Лаут», на которых в 2021 г. были успешно проведены испытания двух разведочных скважин. [8] На конец 2022 г. расходы российской компании на блоке Туна составляли 5,2 млрд рублей, и в течение последующих двух лет планировалось обустроить месторождения и создать транспортную инфраструктуру для поставки газа в СРВ, добыча которого намечалась на начало 2025 г. [9, 20.04.2023] Запасы газа на блоке Туна оцениваются в 100 млн барр. в нефтяном эквиваленте, [10, 20.04.2023] а добыча ожидается на уровне 100 – 150 млн куб футов/день, и, хотя уже в декабре 2022 г. правительство Индонезии одобрило «План развития» блока до 2025 г., в середине 2023 г. стало очевидно, что британская сторон в условиях антироссийских санкций Запада стремится «выдавить» российскую госкомпанию из данного проекта. В августе 2023 г. «Харбор Энерджи», которая является оператором эксплуатации блока Туна, отложила принятие «окончательного инвестиционного решения» (Final Investment Decision – FID) до 2025 г. под предлогом невозможности дальнейшего сотрудничества с «Зарубежнефтью». [11]
Между тем, правительство Индонезии, крайне заинтересованное в продолжении реализации данного проекта, который должен принести стране доход в 1,2 млрд долл., активно взялось за подборку потенциальных покупателей доли «Зарубежнефти», и в начале февраля 2024 г. таковых из числа зарубежных компаний было уже 14. [12, 05.02.2024] Тем не менее, по состоянию на середину мая 2024 г. замену российской компании найти не удалось, хотя наиболее вероятными претендентами на покупку российской доли в проекте, по признанию главы индонезийского регулятора в этой сфере СКК Мигас (Специальной рабочей группы по нефти и газу) Дви Сучипто, выступают компании сопредельных стран, Вьетнама (т.е. «Петровьетнам») и Малайзии [12, 14.06.2024] (т.е. «Петронас»).
Еще более печально закончился крупный инвестиционный проект ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) на о.Калимантан, где российская компания планировала построить 200–км железнодорожную магистраль для вовлечения в оборот запасов каменного угля в глубинных районах провинции Восточный Калимантан. Пропускная способность железной дороги планировалась в 20 млн тонн угля и прочих грузов в год. [13, 16.11.2015] Помимо собственно железной дороги, которая должна была соединить угольные месторождения с новым морским портом провинции, в районе последнего предполагалось создать промышленно-технологический кластер, где на основе российских технологий и инвестиций планировалось производство судов малого тоннажа, оптоволоконных труб и переработка угля. Общие инвестиции в этот проект, старт которому был дан 19 ноября 2015 г. при участии президента Индонезии Джоко Видодо, оценивались в 2 – 2,5 млрд долл., а завершить его планировалось уже в 2019 г. [14, 08.01.2016]
К сожалению, строительство дороги так и не началось, и в 2020 г. РЖД официально уведомило правительство Индонезии о выходе из проекта, хотя его оператор, СП российской госкомпании и правительства провинции Восточный Калимантан, «ПТ. Крета Апи Борнео», только в кабупатене Пенаджам Пасер Утара, через который должна была пройти ветка железной дороги, выкупило 70 га земли. [15, 04.03.2022] На момент выхода РЖД из проекта его стоимость уже оценивалась в 53,3 трлн рупий, т.е. более 3 млрд долл, и российской стороной на него уже было потрачено около 18 млн долл. [16, 20.07.2020] Помимо чисто экономических причин неудачи данного проекта, его отмена с российской стороны обусловливалась и попаданием части прокладки железнодорожного пути на территорию новой столицы Индонезии, города Нусантара, решение о строительстве которого именно в провинции Восточный Калимантан было обнародовано президентом Джоко Видодо 26 августа 2019 г.
Между тем, строительство на Восточном Калимантане новой столицы Индонезии, которая позиционируется как «зеленый» и «умный» город, открывает новые возможности и для российских компаний, работающих в сфере строительства, транспорта и цифровых технологий. Огромный позитивный опыт, накопленный в развитии городской инфраструктуры в Москве и других российских городах, в том числе, в части цифровизации транспортной инфраструктуры, применения транспортных средств на электротяге, жилищном строительстве, вполне может быть использован и при строительстве Нусантары. Об этом говорил и президент РФ В.В. Путин в совместном заявлении после переговоров с президентом Джоко Видодо 30 июня 2022 г., отмечая, что и «компания «РЖД» могла бы подключиться к реализации масштабной инициативы руководства Индонезии о переносе столицы страны на остров Калимантан.» В этой работе, по мнению российского президента, «могла бы принимать участие и российская столица, Москва, которая демонстрирует очень хорошие темпы и качество собственного развития.» [17, 30.06.2022]
В этой связи необходимо отметить, что еще в начале 60-х гг. прошлого века советские специалисты трудились на прокладке дорог в джунглях Центрального Калимантана, где по инициативе первого президента Индонезии Сукарно в 1957 г. был заложен новый город Палангкарая, который как раз и мыслился как будущая новая столица Индонезии. В частности, в условиях торфяных болот была построена 34 –км дорога от Палангкараи до заповедника Тангкилинг, которую здесь до сих пор именуют «Jalan Rusia», т.е. «Русская дорога», и, что крайне примечательно, дорога, по мнению местных пользователей, до сих пор находится в прекрасном состоянии. Последнее связывают с технологией укрепления основания дорожного полотна за счет полного замещения торфа на гравий. [18, 30.03.2015]
Именно на Калимантане есть у наших стран хорошие возможности сотрудничества и в сфере энергетики. Взятый в Индонезии курс на достижение углеродной нейтральности и постепенный отказ от угольных электростанций предполагает для ее нового руководства необходимость серьезно рассмотреть возможность развития атомной энергетики, что ранее, особенно после аварии на Фукусиме, сдерживалось по соображениям безопасности. Действительно, основная часть территории Индонезии характеризуется высокой сейсмичностью, и в различных частях страны регулярно происходят извержения вулканов, однако это не относится к Калимантану, где, в силу особенностей геологического строения острова, практически не бывает сильных землетрясений, и отсутствуют вулканы. При этом, именно на Калимантане есть и серьезная экономическая причина для строительства АЭС. Дело в том, что в западной его части сосредоточены основные запасы бокситов Индонезии, запасы которых в стране оцениваются в 3,2 млрд тонн, тогда как ежегодно в глинозем перерабатывается лишь 27,4 млн тонн. Основным же фактором производства глинозема и его последующей переработки в алюминий является дешевая электроэнергия, которую как раз и может обеспечить АЭС на Западном Калимантане, что открывает хорошие перспективы для госкорпорации «Росатом» по инициированию данного проекта в Индонезии. Проект АЭС на Западном Калимантане может быть увязан и со строительством в этом регионе глиноземного завода силами компании «Русал», которая, из-за западных санкций, оказалось отрезанной от поставок глинозема из Австралии, необходимого для сибирских алюминиевых предприятий компании.
Торговля
Несмотря на неоднократно декларируемое руководством обеих стран стремление добиться оборота взаимной торговли в 5 млрд долл в год, этого сделать пока не удается, и в данном случае приходится надеяться на достижение договоренности о Зоне Свободной торговли (ЗСТ) между ЕАЭС и Индонезией. В 2019 году был подписан меморандум о сотрудничестве между ЕАЭС и правительством Индонезии, а переговоры о ЗСТ начались в конце 2022 г.
В первую очередь приходится констатировать небольшую значимость РФ и Индонезии друг для друга, как торговых партнеров. Так, по данным ФТС РФ, в 2023 г. стоимость российского экспорта составила 425,1 млрд долл, из которых на Индонезию пришлось 1,935 млрд долл, или всего 0,45%. Аналогичные цифры по импорту, стоимость которого у РФ в 2023 г. составила 285,1 млрд долл, из которых 1,95 млрд долл, или 0,68% пришлось на импорт товаров из Индонезии. [19, 13.02.2024]
Важнейшим направлением индонезийского экспорта в РФ являются поставки продукции пищевой промышленности. В целом в 2023 г. стоимость индонезийского экспорта этой продукции в ценах ФОБ составила 42,2 млрд долл, или 22,6% стоимости всего промышленного экспорта Индонезии (186,9 млрд долл). Из этой суммы на экспорт в РФ пришлось 665,4 млн долл, включая экспорт пальмового масла – 532,9 млн долл, или более 80% стоимости экспорта продукции пищевой промышленности. Всего же в 2023 г. Индонезия экспортировала пальмового масла на 23,9 млрд долл, т.е. доля РФ составила 2,2%. Для сравнения, стоимость экспорта пальмового масла в Индию в 2023 г. составила 4,5 млрд долл, в Китай – 4,1 млрд долл, в Пакистан – 2,2 млрд долл и в США – 1,7 млрд долл. [2, h.661] Из других статей этого экспорта в РФ можно отметить: кокосовое масло – 28,9 млн долл (весь экспорт Индонезии – 780,1 млн долл, доля РФ – 3,7%); маргарин – 19,4 млн долл (1,77 млрд долл – 1,1%); морепродукты прочие переработанные или замороженные – 21,8 млн долл (698,8 млн долл – 3,1%); сушеные фрукты и овощи – 10,6 млн долл (170,4 млн долл – 6,2%); порошок какао – 17,0 млн долл (283,3 млн долл – 6,0%); карагинан – 5,4 млн долл (133,2 млн долл – 4,1%). При этом, следует отметить, что практически по всем этим позициям стоимость индонезийского экспорта в РФ сократилась по сравнению с 2022 г. Так, экспорт пальмового масла сократился более, чем на 38% с 860,8 млн долл; кокосового масла – почти на 40%, с 48,0 млн долл; маргарина – на 32,5%, с 28,7 млн долл и карагинана – почти на 59%, с 13,1 млн долл. Вырос же только экспорт какао-порошка – на 93%, с 8,8 млн долл.
Другим важным направлением индонезийского экспорта в РФ являются поставки необработанной сельскохозяйственной продукции. В целом в 2023 г. сельскохозяйственный экспорт Индонезии в стоимостном выражении составил 4,4 млрд долл, из которых 915,9 млн долл пришлось на экспорт кофе, основные поставки которого были в США – 215,5 млн долл и Египет – 84,5 млн долл, тогда как поставки в РФ составили 17,4 млн долл [2, h.653], или 1,9% всей стоимости «кофейного» экспорта. При этом, стоимость этого экспорта по сравнению с 2022 г. сократилась в 2,5 раза, с 44,2 млн долл. По целому ряду других позиций также произошло сокращение индонезийского сельхозэкспорта в нашу страну: по гвоздике – с 798,3 до 489,7 тыс. долл; по лекарственным и ароматическим растениям – с 1,5 до 1,1 млн долл; по табаку с 447,7 тыс. долл до 0, по чаю – с 335,5 тыс. долл до 0.
По ряду других направлений произошел рост индонезийского экспорта при относительно незначительных его величинах и небольшой доле РФ в нем. Так, в 2023 г. Индонезия экспортировала черного перца на 36 млн долл, из которых 1,5%, или 540,6 тыс. долл пришлось на РФ против 243,6 тыс. долл в 2022 г.; фруктов было экспортировано на 335,3 млн долл в т.ч. в РФ на 238,2 тыс. долл против 92,2 тыс долл в 2022 г.; живой рыбы, выращенной в водоемах, экспортировано на 40,1 млн долл в т.ч. в РФ на 345,1 тыс. долл против 227,7 тыс. долл годом ранее. В целом на долю РФ пришлось по стоимости менее 0,5% сельхозэкспорта Индонезии (немногим больше 20 млн долл).
Индонезия также экспортирует в РФ продукцию текстильной промышленности: в 2022 г. на 27,7 млн долл, в т.ч. штапельное волокно на 11,0 млн долл и готовую одежду – на 8,0 млн долл, при том, что в том же году общий экспорт индонезийской готовой одежды составил 8,0 млрд долл, в т.ч. в США – 4,4 млрд долл; а также кожевенно-обувную продукцию – на 16,3 млн долл, вкл. спортивную обувь – на 8,3 млн долл. Общий же экспорт спортивной обуви Индонезией в 2022 г. составил 5,8 млрд долл, вкл. поставки в США на 2,0 млн долл.
Главным экспортным товаром России при поставках на рынок Индонезии являются удобрения, импорт которых последней в период 2022 – 2023 гг. вырос с 1,0 до 1,1 млн тонн, хотя в стоимостном выражении, очевидно, из-за падения мировых цен, снизился, соответственно, с 811,2 млн долл до 480,6 млн долл в ценах СИФ. В целом в 2023 г. Индонезия закупила удобрений на 2,0 млрд долл [2, h.683], т.е. доля РФ составила 24%.
Другим важным экспортным товаром РФ на рынок Индонезии является пшеница. «Подсев» на массовое потребление лапши быстрого приготовления, а в последнее время и на хлебо-булочные изделия, Индонезия оказалась зависимой от поставок пшеницы, которая в местном климате не произрастает. До 2019 г. на РФ приходилось примерно 12% индонезийского рынка пшеницы, и в 2018 г. индонезийские закупки российской пшеницы составили 258,9 млн долл. В дальнейшем, сначала из-за фито-санитарных проблем , а затем в силу причин ценовой конкуренции и логистических трудностей, этот импорт сошел на нет, (в 2022 г. Индонезия закупила 9,35 млн тонн пшеницы на 3,8 млрд долл, но поставок из России не было) и лишь в мае 2023 г. эти поставки удалось возобновить, несмотря на жесточайшую конкуренцию со стороны австралийских поставщиков. В результате, в 2023 г. Индонезия импортировала 909,4 тыс. т российской пшеницы (примерно 8,6% всего импорта в физическом выражении – 10,6 млн т) на сумму в 257,6 млн долл (примерно 7,2 всего импорта в стоимостном выражении – 3,7 млрд долл). Лидерами же на индонезийском рынке пшеницы пока остаются Австралия – в 2023 г. 4,2 млн т на 1,5 млрд долл и Канада – 2,4 млн т на 0,9 млрд долл. [2, h.700]
Кроме того, Индонезия импортирует из России железные и стальные заготовки (в 2022 г. на 461 млн долл), каменный уголь (421 млн долл), чугун (110 млн долл) и рыбу (58 млн долл). Следует отметить, что, являясь крупнейшим в мире экспортером каменного угля (в 2022 г. 360 млн т на 46,7 млрд долл), недостающие его виды, в частности, коксующийся уголь, Индонезия вынуждена импортировать, в т. ч. из РФ. Перспективным направлением российского экспорта в Индонезию могут стать поставки говядины и баранины из мусульманских регионов РФ, Татарстана, Башкортостана и Дагестана, где большое внимание уделяется приведению в соответствие местных стандартов халяля с требованиями индонезийской стороны. Заинтересована в поставках мяса на рынок Индонезии и крупная российская компания «Мираторг». Пока же никому из российских экспортеров на этот рынок пробиться не удалось, а в 2023 г. Индонезия закупила 238,4 тыс. т говядины на 834,3 млн долл, из которых 112,6 тыс. т (47,2%) пришлось на Индию и 104,2 тыс. т (43,7%) – на Австралию. [2, h.695]
Сокращение взаимной торговли в 2023 г., несомненно, связано с западными санкциями в отношении России и возникшими, в частности, в этой связи большими проблемами для участников ВЭД с обеих сторон в проведении банковских платежей своим контрагентам по экспортно-импортным операциям. Опасаясь вторичных санкций со стороны финансовых властей стран коллективного Запада, многие банки Индонезии задолго до начала СВО стали блокировать любые платежи индонезийских компаний в адрес российских контрагентов, оказавшихся под западными санкциями. Последние же 2,5 года уже любые платежи в адрес российских компаний проходят "«со скрипом», а зачастую индонезийские банки просто отказываются принимать заявки на оплату российских товаров и услуг, что, конечно, серьезно тормозит взаимную торговлю.
Развитию последней не способствует и отсутствие сколь-нибудь значимых инвестиционных проектов с обеих сторон, реализация которых, очевидна, привела бы и к соответствующим поставкам материалов и оборудования со стороны государства – инвестора, как это происходит с китайскими или японскими инвестициями в экономику Индонезии. Следует также отметить, что локомотивом двусторонней торговли могло бы стать сотрудничество наших стран по линии ВТС, которое успешно развивалось, начиная с 2001 г. вплоть до принятия в США в августе 2017 г. пресловутого закона «CAATSA» (Закон о противодействии противникам Америки посредством санкций), направленного в первую очередь против России. Именно опасаясь американских санкций на основе данного закона, руководство Индонезии фактически отказалось от реализации выгодного стране контракта на поставку 11 российских истребителей «Су-35» и другой военной техники на сумму в 1,1 млрд долл, хотя, по условиям этого контракта, российская сторона брала на себя обязательство закупить товары традиционного индонезийского экспорта на половину этой суммы. Очевидно, в Индонезии еще хорошо помнят судьбу некогда всесильного президента Сухарто, пришедшего к власти в стране в 1965 г. в результате госпереворота и поддержки западных спецслужб, который эту власть потерял в 1998 г. в ходе валютно-финансового кризиса, когда он стал неугоден коллективному Западу, решившись на военно-техническое сотрудничество с Россией.
Библиографический список / References
1. https://www.news.com.au/travel/travel-updates/incidents/not-funny-tensions-high-among-locals-and-russians-in-bali/news-story/8dcd594d8706af0a98f8f72a616acda7 (30.05.2024)
2. Statistik Indonesia 2024. Jakarta, 2024, BPS, 804 h.
3. Timor-Leste. Population and Housing Census 2022. Preliminary Results. Dili, 2022
4. https://www.cnnindonesia.com/ekonomi/20210217202328-85-607598/pertamina-buka-harga-tanah-yang-buat-warga-tuban-borong-mobil
5. https://finance.detik.com/energi/d-7254619/ini-kabar-terbaru-proyek-kilang-minyak-ri-rusia-di-tuban
6. https://www.rosneft.ru/business/Downstream/refining/Construction/
7. https://tass.ru/ekonomika/18972203
8. https://www.zarubezhneft.ru/ru/deyatelnost/razvedka-i-dobycha/?ELEMENT_ID=61
9. https://neftegaz.ru/news/shelf/777528-zarubezhneft-planiruet-nachat-dobychu-gaza-na-shelfe-indonezii-v-2025-g-/
10. https://oilcapital.ru/news/2023-04-20/shelf-indonezii-poradoval-zarubezhneft-2908475
11. https://www.bloombergtechnoz.com/detail-news/26956/kronologi-rusia-campakkan-2-proyek-migas-raksasa-di-indonesia/2
12. https://katadata.co.id/berita/energi/664375901913e/perusahaan-bumn-rusia-hengkang-dari-ri-bagaimana-nasib-blok-tuna
13. https://gudok.ru/news/infrastructure/?ID=1315096
14. https://finance.rambler.ru/economics/32416571-rzhd-za-pyat-let-postroyat-i-oboruduyut-zheleznuyu-dorogu-v-indonezii/
15. https://www.kompas.com/properti/read/2022/03/04/190000821/investor-rusia-mundur-proyek-kereta-api-borneo-senilai-rp-533-triliun
16. https://kalimantan.bisnis.com/read/20200720/407/1268301/mengintip-proyek-ka-kaltim-senilai-rp53-triliun-yang-ditinggal-pemodal-rusia
17. http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/68789
Контактная информация / Contact information
Институт востоковедения Российской академии наук, 107031, Москва, ул. Рождественка, 12 / Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences, 12 Rozhdestvenka St., 107031, Moscow, Russia.
Институт Китая и современной Азии Российской академии наук, 117997, Москва, Нахимовский пр., 32 / Institute of China and Modern Asia of the Russian Academy of Sciences
32 Nakhimovsky Ave., 117997, Moscow, Russia.
Попов Александр Вячеславович / Alexander V.Popov