Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ, СВЯЗАННЫХ С АКУСТИЧЕСКОЙ НАГРУЗКОЙ В РАЙОНАХ С РАЗВИТОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ, СВЯЗАННЫХ С АКУСТИЧЕСКОЙ НАГРУЗКОЙ В РАЙОНАХ С РАЗВИТОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
58
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШУМ / АКУСТИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА / СВЕРХНОРМАТИВНОЕ АКУСТИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Копытенкова О.И., Афанасьева Т.А., Кузнецова Е.Б., Леванчук А.В., Носков С.Н.

В статье проведен анализ нормирования шума от потоков железнодорожного и автомобильного транспорта, представлены результаты исследования полученные при оценке шумоизоляционных свойств оконных блоков. Установлено, что звукоизолирующие преграды, устанавливаемые на пути распространения воздушного шума могут достаточно надежно защищать от него место пребывания человека, однако необходимо возвращение в действующее законодательство норм, которые регламентируют установление санитарно-защитной зоны размером 100 м.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ, СВЯЗАННЫХ С АКУСТИЧЕСКОЙ НАГРУЗКОЙ В РАЙОНАХ С РАЗВИТОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ»

К 185-летию великого русского российского ученого и гражданина России -Дмитрия Ивановича Менделеева и 150-летию его наследия -«Периодического закона для химических элементов». К 170-летию Ивана Петровича Павлова - выдающегося русского российского исследователя в области физиологии, первого нобелевского лауреата России. А.В., Применение низкоинтенсивного лазерного излучения в практике

профпатологии // Медицина труда и промышленная экология. - 2015. - № 2. -

С.16-18.

УДК: 614.3; 629.7

Копытенкова О.И.1'2, Афанасьева Т.А.1, Кузнецова Е.Б.2,

Леванчук1 А.В., Носков С.Н.2

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ, СВЯЗАННЫХ С АКУСТИЧЕСКОЙ НАГРУЗКОЙ В РАЙОНАХ С РАЗВИТОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ

гФБУН «Северо-Западный научный центр гигиены и общественного здоровья» Роспотребнадзора, 2-я Советская ул., д.4, Санкт-Петербург, 191036, Россия; 2ФГБОУ «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I», Московский пр., д.9 Санкт-Петербург, 190031,

Россия

Резюме. В статье проведен анализ нормирования шума от потоков железнодорожного и автомобильного транспорта, представлены результаты исследования полученные при оценке шумоизоляционных свойств оконных блоков. Установлено, что звукоизолирующие преграды, устанавливаемые на пути распространения воздушного шума могут достаточно надежно защищать от него место пребывания человека, однако необходимо возвращение в действующее законодательство норм, которые регламентируют установление санитарно-защитной зоны размером 100 м.

Ключевые слова: шум, акустическая нагрузка, сверхнормативное акустическое воздействие, железнодорожный транспорт, автомобильный транспорт.

Summary.

Kopytenkova O. I., Afanas'eva T.A., Kuznetsova E. B., Levanchuk A.V., Noskov S.N. The main directions of solving problems related to acoustic load in areas with developed transport infrastructure.

The article analyzes the normalization of noise from the flows of rail and road transport, presents the results of the study obtained in assessing the noise insulation properties of window blocks. It is established that sound-proofing barriers installed in the way of air

К 185-летию великого русского российского ученого и гражданина России -Дмитрия Ивановича Менделеева и 150-летию его наследия -«Периодического закона для химических элементов». К 170-летию Ивана Петровича Павлова - выдающегося русского российского исследователя в области физиологии, первого нобелевского лауреата России. noise propagation can reliably protect the place of human stay from it, however, it is

necessary to return to the current legislation the norms that regulate the establishment

of a sanitary protection zone of 100 m in size.

Keywords: noise, acoustic load, excess acoustic impact, railway transport, road transport.

Введение. Сверхнормативное акустическое воздействие можно считать одной из наиболее сложных проблем при обеспечении приемлемого качества окружающей среды в районах с развитой транспортной инфраструктурой [1,2]. Не смотря на всю очевидность неблагоприятного действия шума на качество жизни населения, исследования, касающиеся воздействия шума на человека в условиях проживания ограничены [1,6].

Основным документом, который систематизировал результаты имеющихся исследований европейских, американских и японских исследований воздействия шума в условиях проживания является «Европейское руководство по контролю шума: ВОЗ, 2018 г. [1].

ВОЗ рекомендованы следующие пороги шумовой нагрузки: для уличных шумов, вызывающих серьезное раздражение (LAday, 16) - 55 дБ(А); для уличных, вызывающих среднюю степень раздражения (LAday, 16) - 50 дБ(А); для внутренних помещений в дневное время (LAday, 16) - 35 дБ(А); для внутренних спальных помещений в ночное время (LAnight, 8) - 30 ДБ(А); вне спальных помещений в ночное время (LAnight, 8) - 45 дБ(А). Где LAeq - уровень эквивалентного звукового давления, дБ(А) за определенный период осреднения (днем - 16 часов, ночью 8 часов) [1,2].

Нормирование шума в жилой застройке от потоков автомобильного и железнодорожного транспорта базируется на рекомендациях ВОЗ. Сравнение потоков автомобильного и железнодорожного транспорта в жилой застройке выполненное на основании опросов населения показало, что: шум автомобильного транспорта - непрерывный, а шум поездов прерывисто -регулярный, т.е. медленно нарастает и также медленно убывает, что воспринимается легче; психологически железнодорожный шум воспринимается жителями с меньшим неприятием [1-3]. Это отражено в нормативах шума в различных странах (таблицы 1-4).

К 185-летию великого русского российского ученого и гражданина России -Дмитрия Ивановича Менделеева и 150-летию его наследия -«Периодического закона для химических элементов». К 170-летию Ивана Петровича Павлова - выдающегося русского российского исследователя в области физиологии, первого нобелевского лауреата России.

Таблица 1

Нормы шума железнодорожного и автотранспорта Японии по уровню звука

Тип застройки Линия Синкансен Существу ющая ж.д. Автодороги Вновь строящиеся железные дороги

День Ночь День Ночь

Жилая застройка 70 дБА 60 дБА 55 дБА 60 дБА 55 дБА

Индустриальная застройка 75 дБА 65 дБА 60 дБА 60 дБА 55 дБА

Анализ норм шума железных дорог Японии показал, что они на 10 дБА менее жёсткие, чем нормы шума автодорог.

В нормировании шума в жилой застройке в Германии также заложен дифференцированный принцип (таблица 2). В США нормы установлены в зависимости от категории, характера и плотности застройки, а нормативной характеристикой является максимальный уровень звука (таблица 3).

Таблица 2

Допустимые уровни шума от железнодорожного Транспорта в жилой застройке Германии

Тип линии Время суток Допустимые уровни шума, дБА

Строящиеся и реконструируемые День 59

Ночь 49

Действующие День 76

Ночь 65

Разность между значениями норм шума автодорожного и железнодорожного транспорта (так называемый, бонус за менее вредное восприятие шума) составляет от 5 до 7 дБА в Швейцарии, Нидерландах, Франции, Италии, Австрии.

Анализ санитарных норм шума, принятых в Российской Федерации показывает, что они не дифференцированы по источникам шумового воздействия [4-6].

К 185-летию великого русского российского ученого и гражданина России -Дмитрия Ивановича Менделеева и 150-летию его наследия -«Периодического закона для химических элементов». К 170-летию Ивана Петровича Павлова - выдающегося русского российского исследователя в области физиологии, первого нобелевского лауреата России.

Таблица 3

Допустимые уровни от железнодорожного транспорта в жилой застройке США

Жилая застройка Максимальный уровень звука, дБА

Категория Описание Коттеджи Многоквартирные дома Коммерческие здания

Неплотная застройка

Средней плотности

Высокой плотности

Коммерческая

Индустриальная

Шум нормируется для ночного и дневного времени, ПДУ эквивалентных уровней звука на территории жилой застройки составляют соответственно 45 и 55 дБА (в точном соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения). Кроме того нормируются и максимальные уровни звука, которые составляют 60 и 70 дБА. В качестве сравнения, например, в Германии нормы шума на 4 дБА больше и составляют 49 дБА ночью и 59 дБА днем.

Сравнивая отечественный и западный подходы к нормированию шума представляется целесообразным пересмотр норм на основе дифференцированного по основным источникам (авиация, автомобильный транспорт, железнодорожный транспорт).

Материалы и методы. Исследования были проведены на территориях жилых застроек, вдоль автомобильных и железнодорожных трасс, с различной интенсивностью транспортных потоков в соответствии с ГОСТ 23337-2014 Шум. Методы измерения шума на селитебной территории и в помещениях жилых и общественных зданий, МУК 4.3.2194-07 «Методы измерения шума на селитебной территории и в помещениях жилых и общественных зданий».

Выполнены экспериментальные исследования материалов оконных блоков, применяемые для шумозащищенных домов. Осуществлены измерения уровней звукового давления в октавных полосах (дБ) и уровней звука (дБА) в звукомерной реверберационной камере в соответствии с ГОСТ 27296-2012.

К 185-летию великого русского российского ученого и гражданина России -Дмитрия Ивановича Менделеева и 150-летию его наследия -«Периодического закона для химических элементов». К 170-летию Ивана Петровича Павлова - выдающегося русского российского исследователя в области физиологии, первого нобелевского лауреата России. Использованы шумомер-виброметр, анализатор спектра ЭКОФИЗИКА-110А,

генератор белого шума с линейно-спадающим уровнем спектра шума со скоростью 3 дБ/октаву DL301, усилитель мощности АМ 301. Рассчитан индекс изоляции воздушного шума Rw, дБ.

Результаты. Анализ шумозащитных мероприятий показывает ограниченную эффективность акустических экранов и зеленых насаждений в районах высоко этажной застройки [7-18]. Перспективными мерами шумозащиты можно считать использование правильно установленных и грамотно рассчитанных оконных блоков. Сравнительный анализ результатов полученных при оценке шумоизоляционных свойств исследуемых наиболее часто применяемых оконных блоков позволил установит, что, несмотря на близость полученных результатов испытаний оконных блоков Rehau Delight с рамкой двухкамерного стеклопакета ПВХ с заполнением створок F1 и S1 - 6-414-12-4 и Rehau Euro/Blitz с рамкой двухкамерного стеклопакета ПВХ с заполнением створок F1 и S1 - 4-10-4-10-4, первый оконный блок имеет более высокий индекс звукоизоляции воздушного шума Rw, по сравнению со вторым на 1 дБА. Установка климатического клапана Air-Box Comfort, позволяет повысить индекс звукоизоляции воздушного шума Rw по сравнению с климатическими клапанами Aereco ЕММ и Aereco EHA2-EFA2 на 1 дБА в первом случае и 2 дБА - во втором.

Обсуждение. Физические особенности распространения звука зачастую делают невозможным проводить мероприятия по снижению шума после постройки дома без учета его конструкции, так как они часто касаются, в том числе, основных вопросов проектирования и строительства зданий. Поэтому мероприятия по снижению шумового воздействия и обеспечению требуемой звукоизоляции строительных конструкций должны быть определены и внедрены уже на стадии проектирования здания.

В соответствии с Постановлением 87 «Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» описание архитектурно-строительных мероприятий, обеспечивающих защиту помещений от шума, является необходимой составной частью раздела «Архитектурные решения» проектной документации на объекты капитального строительства. В соответствии с СП 51.13330.2011 (Актуализированная редакция СНиП 23-032003 «Защита от шума») в данном разделе должны быть выполнены расчеты ожидаемых уровней шума в помещениях с нормируемыми уровнями шума,

К 185-летию великого русского российского ученого и гражданина России -Дмитрия Ивановича Менделеева и 150-летию его наследия -«Периодического закона для химических элементов». К 170-летию Ивана Петровича Павлова - выдающегося русского российского исследователя в области физиологии, первого нобелевского лауреата России. определена требуемая звукоизоляция воздушного и ударного шума

ограждающими конструкциями здания и разработаны технические решения.

Звукоизолирующие преграды, устанавливаемые на пути распространения

воздушного шума могут достаточно надежно защищать от него место

пребывания человека. Однако эффективность их ограничена. В связи с этим

необходимо вернуть в действующее законодательство норму, которая

регламентирует установление санитарно-защитной зоны размером 100 м,

утраченную в процессе «совершенствования» гигиенического нормирования.

Следует обратить внимание на то, что расчеты реальных показателей LAday,

LAnight и LAden (24) должны проводиться в соответствии с требованиями ГОСТ

20444-2014 Шум. Транспортные потоки. Методы определения шумовой

характеристики и Методики измерений эквивалентного уровня звука и

эквивалентного уровня звукового давления за период оценки по составляющим

событиям (МИ Ш.СОБ-01.03-2017). Данный подход обеспечивает возможность

применения методологии оценки риска здоровью населения.

Международный опыт свидетельствует, что запрещение жилой застройки

по акустическим показателям, происходит при эквивалентном уровне звука

LAday 65 дБА и LAnight 55 дБА. Как дополнительный показатель используется

значение максимального уровня звука при обосновании градостроительных

решений, шумозащитных мероприятий и необходимой конструкции и

звукоизоляции зданий.

Выводы. Следует отметить, что в части основополагающих требований к уровням шума на прилегающих территориях, действующие санитарные нормы РФ подтверждены многолетней практикой их применения в РФ и соответствием действующего в РФ санитарно-гигиенического нормирования современным международным требованиям. Вместе с тем анализ нормативной документации, регламентирующей параметры шума на территории жилой застройки показал необходимость актуализации действующих санитарных норм. Предлагаемые изменения касаются гармонизации санитарных норм с требованиями строительных правил, ГОСТов, международных документов на основе устранения противоречий в части использования поправочных коэффициентов, а также корректировки нормирования уровней звука от различных источников.

Необходимо разработать алгоритм подбора комплекса шумозащитных мероприятий для обеспечения максимально возможно комфортных условий проживания в районах с развитой транспортной инфраструктурой.

291

К 185-летию великого русского российского ученого и гражданина России -Дмитрия Ивановича Менделеева и 150-летию его наследия -«Периодического закона для химических элементов». К 170-летию Ивана Петровича Павлова - выдающегося русского российского исследователя в области физиологии, первого нобелевского лауреата России. Список литературы:

1. Европейское руководство по контролю ночного шума: ВОЗ, 2014, 28 с.

2. Европейское руководство по контролю шума: ВОЗ, 2018. 85 с.

3. Директива 2002/49/ЕС об оценке и контроле шумового загрязнения окружающей среды.

4. Комкин A.K, Готлиб Я.Г., Смирнов С.Г. Нормирование шума. Реальный подход к проблеме. Журнал: Безопасность жизнедеятельности. Издательство: Издательство "Новые технологии" (Москва) Номер: 10 (178) Год: 2015 Страницы: 23-30.

5. Куклин ДА., Иванов Н.И., Буторина М.В. Решение проблемы снижения шума на железных дорогах Российской Федерации. Сборник докладов VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Защита от повышенного шума и вибрации», 21-23 марта 2017 - С.79-92

6. Зинкин В.Н., Aхметзянов И.М., Солдатов С.К, Свидовый В.И. Риск развития шумовой патологии как критерий нормирования шума на территории жилой застройки. Материалы Международной научно-практической конференции. Памяти профессора, заведующего кафедрой "Экология и безопасность жизнедеятельности" Aнaтолия Павловича Кузьмина. В 2 томах. Курган, 20-21 октября 2010 г. С.120-123

7. Кустов A.A. Оценка шумового загрязнения в селитебных и рекреационных зонах Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы развития естественных и технических наук. приоритетные направления научных исследований и разработок в сфере инноваций» Новосибирск-Волгоград, 26-31 октября 2017 г. С 48-51.

S. Снижение шума железнодорожного транспорта / Н.И. Иванов, ДА. Куклин, П.В. Матвеев, М.В Буторина // Приложение к журналу «Безопасность жизнедеятельности». - М: Новые технологии, 2012. - №12. - С. 1-23.

9. Anna Preis. The annoyance scale of different rail noises / Anna Preis, Antoni Sobucki, Truls Gjestland and Barbara Griefahn // Inter-Noise 2007 (Istanbul, Turkey 2S-31 Augugt 2007). - Istanbul, 2007.

10. Barbaro S. City-railway noise: assessment of the noise climate along arailway network in the urban area of Palermo (Italy) / S. Barbaro, R. Caracausi, B. Chaix, R. Chinesi // The 9th International Congress on Sound and Vibration (ICSV9) (Orlando, USA 0S-11 July 2002). -Orlando, 2002.

11. Hirzel Verlag S. Experimental Investigation of Noise Annoyance Caused by

К 185-летию великого русского российского ученого и гражданина России -Дмитрия Ивановича Менделеева и 150-летию его наследия -«Периодического закона для химических элементов». К 170-летию Ивана Петровича Павлова - выдающегося русского российского исследователя в области физиологии, первого нобелевского лауреата России.

High-speed Trains / S. Hirzel Verlag // Acta Acustica united with Acustica. - 2007. -Vol. 93. - Р. 589-601.

12. Moehler U. Differences between railway and road traffic noise / U. Moehler, M. Liepert, R. Schuemer, and B. Griefahn // Journal of Sound and Vibration. - USA, 2000. - Vol. 231(3). - Р. 853-864.

13. Monika Kudrna. Methodology to predict Loudnessimpact of rail noise /Monika Kudrna, Manfred Kalivoda // 5th International Symposium Transport Noise and Vibration (St. Petersburg, Russia, June 2000). - St.Petersburg, 2000.

14. Interoperability of the Trans-European high-speed rail system - Directive 96/48/EC.

15. Interoperability of the conventional Trans-European speed rail system -Directive 2001/16/EC.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Commission Decision 2004/446/EC of 29 April 2004 specifying the basic parameters of the 'Noise', 'Fright Wagons' and 'Telematic applications for freight' Technical Specifications for Interoperability referred to in Directive 2001/16/EC (OJ L 193 p.1).

УДК:613.644:340.134

Кузнецова Е.Б. Булавина И.Д.

ИЗМЕНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К НОРМИРОВАНИЮ ШУМА В СВЕТЕ РЕАЛИЗАЦИИ «РЕГУЛЯТОРНОЙ ГИЛЬОТИНЫ»

ФБУН «Северо-Западный научный центр гигиены и общественного здоровья» Роспотребнадзора, ул. 2 -ая Советская, 4, 191036, Санкт-Петербург, Россия,

sound_kuzn @mail. ru

Резюме. В ходе реформы нормативного регулирования, проводимой в РФ, положения актов, которые содержат обязательные требования и которые не будут специальным образом одобрены или изменены, автоматически потеряют свою силу. К первому февраля 2020 года предполагается пересмотреть все требования к предпринимателям. В статье обосновывается необходимость актуализации основного нормативного документа, регулирующего уровни шума на территории жилой застройки, в помещениях жилых и общественных зданий1, критерии актуализации, предложения в переработанный документ. Ключевые слова: шум, нормирование, нормативно-правовые акты, критерии,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.