Файзуллаев М.А.
доцент
Каршинский государственный университет
Тожиев А.И. студент
Каршинский государственный университет
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ СЕРВИСНЫХ
СИСТЕМ
Аннотация: В статье описаны методы предоставления теоретических, методологических и практических знаний в области, раскрывается география службы, обоснование ее конструктивных возможностей, сущность основных фундаментальных понятий.
Ключевые слова: социальная сфера, социальная политика, социальная инфраструктура, сервисная деятельность, сервисология, общетеоретический анализ.
Fayzullaev M.A.
docent
Karshi State University Tozhiev A.I. student
Karshi State University MAIN DIRECTIONS OF REGIONAL SERVICE SYSTEMS
Abstract: The article describes the methods of providing theoretical, methodological and practical knowledge in the field, reveals the geography of the service, the rationale for its design capabilities, the essence of the main fundamental concepts.
Key words: social sphere, social policy, social infrastructure, service activity, serviceology, general theoretical analysis.
Методологической основой большинства современных наук является системный подход к исследованию объекта науки. В соответствии с общепризнанным определением под системой понимается совокупность взаимосвязанных элементов с присущими им свойствами, выполняющая определенную функцию. Объектом географии являются пространственные (территориальные, географические) системы различного иерархического уровня. Термин «территориальные системы» (геосистемы) используется для обозначения природных объектов и социально-экономических пространственных образований, а также для характеристики сложных
пространственных природно-социальных (социально-природных) систем, включающих природные и общественные компоненты [5].
Таким образом, территориальная система (геосистема) - это целостное пространственное образование, которое формируется на основе тесной взаимосвязи и взаимодействия природы, населения и хозяйства, единство которого определяется прямыми, обратными и преобразованными связями, развивающимися между подсистемами системы и в результате их взаимоотношений с внешней средой. Важнейший компонент пространственной организации общества -территориальные социально-экономические (общественные) системы, которые признаны большинством российских географов объектом социально-экономической географии [3, 10, 11]. По мнению Ю.Г.Саушкина, объектом изучения социальной и экономической географии являются «территориальные системы, которые формируются в процессе жизни общества, территориальные проявления производственной и некоторых других видов общественной деятельности людей» [9, с. 4].
Применительно к третичному сектору (сфере услуг) важно исследование территориальных систем обслуживания населения различного иерархического уровня - национальных, региональных и локальных. Под территориальной системой обслуживания населения понимается взаимосвязанная совокупность всех социально-экономических объектов определенной территории, главная функция которых заключается в удовлетворении потребностей населения (биологических, личностных, социальных, интеллектуальных и др.) путем оказания необходимых услуг. Пространственные социально-экономические системы, в том числе территориальные системы обслуживания населения, обладают огромным множеством свойств, а составляющие их подсистемы - большим числом 29 отношений. Это определяет многочисленные связи и отношения как внутри системы, так и между системой и факторами внешней среды.
Связь сервисной деятельности с геоландшафтными, почвенно-климатическими условиями жизнедеятельности опосредуется теми потребностями, которые эти условия порождают в обществе. Человек в историческом развитии освоил различные ландшафтно-климатические зоны - северные территории (тундру, прибрежные территории Северного Ледовитого океана), средние широты (полосу леса и лесостепей), а также пустыни, полупустыни, экваториальную область и др. Повсюду человек приспосабливал процессы удовлетворения своих потребностей к окружавшим его условиям жизни, климату, ландшафту.
Эта зависимость от географического фактора всегда отражалась на хозяйственных занятиях людей, порождая в обществе систему разделения труда. Исторический анализ позволил нам увидеть, что уже в древние времена появились земледельческие народы, жившие оседло, и народы -кочевники, мигрирующие со своими стадами по определенной территории.
У тех и других заметно разнились не только характер труда, но и уклад, образ жизни в целом.
Народы, живущие на берегах морей, осваивают рыболовство, морское дело, морскую торговлю. Их жизнь связана с морской стихией, с продолжительными, опасными путешествиями и долгой разлукой с близкими. Отсюда определенный уклад их жизни и бытовые традиции, связанные с частым и долгим отсутствием на берегу мужской части населения. Торговое дело, лежащее в основе жизненного благополучия многих жителей приморских городов, способствовало тому, что здесь формировались профессиональные корпорации и кодекс чести работников, чей труд так или иначе был связан с морской торговлей. В этом случае обособляется также семейный уклад и частная жизнь, в то время как общественная жизнь начинает развиваться на институционально-правовой основе. В обществе данного типа рано выделяются и занятия, связанные с разного рода услугами.
Во многом иная картина повседневных привычек и возможностей для удовлетворения потребностей наблюдается у народов, живущих в пустынной или полупустынной местности, где в дефиците вода и растительность. Например, арабские кочевые племена, издавна жившие на Аравийском полуострове, разводили здесь верблюдов, занимались караванной торговлей. Они вели исключительно тяжелую борьбу за существование. Залогом безопасности человека являлась прочная связь не столько с близкими родственниками, сколько с племенем в целом. Все это вело к тому, что образ жизни подчинялся, с одной стороны, необходимости преодоления суровых условий жизни в пустыне, с другой, важности выполнения племенных обычаев, требований племенного патриотизма и чести. В культурах, связанных с жизнью в пустыне, более развиты обычаи взаимопомощи и самообслуживания, в то время как принципы оказания услуг на рыночной основе распространялись медленнее.
В настоящее время связь экономики, включая и сервисную деятельность, с природно-ландшафтными и климатическими условиями не всегда носит столь однозначный характер. Технический прогресс, глобализация и государственная политика во многом смягчают издержки неблагоприятных природных условий жизни, но не устраняют их совсем. И в настоящее время мировое разделение труда, мировое хозяйство развиваются с учетом географического расселения людей. Продолжает сохраняться связь между природной средой и повседневными потребностями людей, что заставляет современный сервис приспосабливаться к ландшафту и климату.
Зависимость развития сферы услуг от географического фактора была рассмотрена выше. В этом отношении отечественная практика сервиса не составляет исключения. Во всех странах с продолжительной, холодной зимой и с коротким, прохладным летом предъявляются особые требования
к жилищу: зимой помещения должны сохранять тепло, но летом в них следует предусмотреть возможность беспрепятственного проникновения солнечных лучей. Сходные требования, направленные на сохранение тепла и доступность солнечного света в разные сезоны, предъявляются производственным и общественным зданиям, пассажирскому транспорту. Эти сезонно-климатические особенности жизни людей учитываются также в процессе проектирования и производства одежды, обуви, в пищевой индустрии, в медицинском обслуживании и т.п.
В регионах мира с влажным, жарким климатом вырабатываются иные требования к сервису. Если говорить о потребительских требованиях к жилищу, то здесь предпочитают дома из легких строительных материалов, которые позволяли бы часто проветривать помещения или даже оставлять их открытыми большую часть года. Здесь широко распространены кондиционеры для жилых домов и офисов. В таких странах многие формы повседневного обслуживания - уличная торговля вразнос, несложный ремонт обуви и костюма, парикмахерские услуги -осуществляются почти круглогодично либо под легким тентом, либо на открытом воздухе.
Наряду с этим во многих регионах мира в настоящее время процветают виды сервисной деятельности, использующие благоприятные природно-климатические условия как необходимое условие удовлетворения потребностей клиентов и неотъемлемую часть бизнеса. Речь идет о медицинском, оздоровительном, туристском сервисе.
Одним из главных критериев уровня развития сферы обслуживания и оптимальности ее территориальной организации является доступность услуг. Она может быть территориальной (временной) и финансовой (доходной). Каждая территориальная система обслуживания включает организации и учреждения обслуживания вместе со своей зоной влияния. Доступность выражается в доле людей, пользующихся услугой, от всего количества населения в зоне влияния, которое нуждается в данной услуге. Территориальные системы обслуживания включают три уровня: 1) город; 2) жилой район; 3) микрорайон.
Для каждого уровня формируется свой набор учреждений сферы обслуживания. В пределах микрорайона, как правило, предоставляются все повседневные услуги. Главное - близость к потребителю (в пределах пешеходной доступности, 5-10 мин) при минимальном уровне качества. В пределах района предоставляется большинство периодических услуг. Организации наиболее часто концентрируются в транспортных узлах (пересечение магистралей, станции метро и т.п.). Территориальная доступность - 5-10 мин на общественном транспорте. На уровне города предоставляются практически все услуги, в том числе эпизодические. Для них главное - это качество при доступности для максимального
количества потребителей. Поэтому соответствующие организации концентрируются обычно в центре города.
В сельской местности относительно полный набор учреждений повседневного обслуживания присутствует только в населенных пунктах с более чем 1 тыс. жителей. В более мелких поселениях имеются только отдельные учреждения (магазины, школы, больницы и др.), а в большинстве сельских населенных пунктов вообще нет никаких учреждений обслуживания. Эпизодические и большинство периодических услуг сельским жителям предоставляются в городах, что является одним из проявлений центральных функций городов. Важной научной проблемой является обоснование классификации и типологии территориальных систем обслуживания населения. При типологическом районировании в качестве частных классификационных признаков могут выступать также генетические (однотипная история формирования социальной инфраструктуры и сходство современных процессов развития), структурные (соотношение различных компонентов территориальных систем обслуживания населения), функциональные (сходство выполняемых функций), а также результирующие (эффективность оказываемых услуг в стоимостном выражении). Следует выделить следующие перспективные направления развития теории и методологии экономико-географического исследования территориальных систем обслуживания населения: - выработка четкого понятийно -терминологического аппарата исследования территориальных систем обслуживания (ТСОН); - изучение взаимообусловленности функций ТСОН, их структуры и процессов организации или самоорганизации; -проблема взаимоотношений отдельных компонентов ТСОН и отдельных социальных групп потребителей услуг; - изучение стремительно возрастающего сектора информационных услуг и его трансформации в экономически развитых странах в четвертичный сектор экономики, т.е. формирование территориальных информационно-коммуникационных систем; - выявление механизма диффузии инноваций в ТСОН, формирование их новых элементов; - анализ особенностей формирования ТСОН в государствах различного социально-экономического типа и др. Таким образом, системы обслуживания населения представляют собой территориальные образования, включающие комплекс взаимосвязанных отраслей третичного сектора экономики. В настоящее время отрасли этого сектора формируют экономическую базу регионов и городов и создают условия для конкурентоспособности других отраслей.
Использованные источники:
1. Абрамов М.А. География сервиса (Сфера обслуживания).- М.:Мысль, 1985.
2. Алексеев А.И., Ковалев С.А., Ткаченко А.А. География сферы обслуживания. Учеб. пособие. Калинин, 1988.
3. Бакланов П. Я. Территориальные структуры хозяйства в региональном управлении / П. Я. Бакланов; Тихоокеанский институт географии ДВО РАН. - М.: Наука, 2007. - 239 с.
4. Бурьян А.П., Меркушева Л.А., Чепкасов П.Н. География социальной инфрастуруктуры Урала. Учеб. пособие. Пермь, 1984.
5. Голубчик М. М. Территория, территориальные ресурсы и территориальная организация как важнейшие географические категории / М. М. Голубчик, С. П. Евдокимов, А. М. Носонов. - География в школе. -2001. - № 7. - С. 33-41
6. Немец Л. Н., Сегида Е. Ю., Сильченко Ю. Ю. Основы социальной географии: учебное пособие. - Харьков, Харьковский национальный университет имени В. Н. Каразина, 2014. - 112 с.
7. Лёш А. Географическое размещение хозяйства.М., 1959.
8. Меркушева Л.А. География сферы обслуживания (Теория и методология). Красноярск, 1989.
9. Саушкин Ю. Г. Экономическая география: история, теория, методы, практика. - М.: Мысль, 1973. - 259 с.
10. Социально-экономическая география: понятия и термины: словарь-справ. / отв. ред. А. П. Горкин. - Смоленск: Ойкумена, 2013. - 328 с.
11. Тархов С. А. Эволюционная морфология транспортных сетей. -Смоленск. - М.: Универсум, 2005. - 384 с.