Научная статья на тему 'Основные направления реформирования жилищно-коммунального хозяйства'

Основные направления реформирования жилищно-коммунального хозяйства Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
237
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / ECONOMY / INFRASTRUCTURE / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА / ЭКОНОМИКА / ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Алиев Руслан Юсиф Оглы

Большую актуальность приобретают проблемы жилищно-коммунального хозяйства, то есть сохранения и использования существующего жилищного фонда, а также реконструкции, модернизации и капитального ремонта с перепланировкой жилых зданий старой застройки и доведение их до стандартов и уровня благоустройства современных комфортабельных жилищ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Алиев Руслан Юсиф Оглы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN DIRECTIONS OF REFORMING HOUSING AND UTILITY SERVICES

The problems of housing and communal services, that is, the preservation and use of the existing housing stock, as well as reconstruction, modernization and major repairs, with the redevelopment of residential buildings of the old building and bringing them to standards and the level of improvement of modern comfortable dwellings, are becoming increasingly important.

Текст научной работы на тему «Основные направления реформирования жилищно-коммунального хозяйства»

Aliyev Ruslan Yusif, Ph.D., of "Management and Service Sphere" Azerbaijan University Architecture and Construction

E-mail: tmr.azeri@yandex.ru

THE MAIN DIRECTIONS OF REFORMING HOUSING AND UTILITY SERVICES

Abstract: The problems of housing and communal services, that is, the preservation and use of the existing housing stock, as well as reconstruction, modernization and major repairs, with the redevelopment of residential buildings of the old building and bringing them to standards and the level of improvement of modern comfortable dwellings, are becoming increasingly important.

Keywords: housing and communal services, economy, infrastructure.

Алиев Руслан Юсиф оглы, кандидат наук.,

Азербайджанский Архитектурно-Строительный Университет

E-mail: tmr.azeri@yandex.ru

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Аннотация: Большую актуальность приобретают проблемы жилищно-коммунального хозяйства, то есть сохранения и использования существующего жилищного фонда, а также реконструкции, модернизации и капитального ремонта с перепланировкой жилых зданий старой застройки и доведение их до стандартов и уровня благоустройства современных комфортабельных жилищ.

Ключевые слова: жилищно-коммунального хозяйства, экономика, инфраструктура.

Обобщены методы анализа реформирования жилищного фонда требуют совершенствования

жилищно-коммунального хозяйства, а именно: со сложившийся системы управления и финанси-

финансирования, управления, реконструкции, рования, в которой ведущее место принадлежит

модернизации, обновления и капитального ре- социально-экономическим и технико-экономиче-

монта жилых зданий. Экономический анализ ским обоснованиям града строительных решений.

опыт отечественной и зарубежной практики Результаты работы и использованы при разработ-

жилищного строительства показал, что рекон- ке «Стратегической дорожной карты по развитию

струкция и модернизация жилых зданий первых коммунальных услуг (электрическая, тепловая

массовых серий домостроения, является одним из энергия, вода и газ) в Азербайджанкой Республи-

важных направлений реформирования жилищно- ке (2016 г)» и приняты к практическому приме-

коммунального хозяйства. нению Министерством Экономического развития

Проведенный анализ доказал, что рост жилищ- и Бакинской городской исполнительной власти.

ного строительства и увеличение объема рекон- Основные подходы и положения, сформулирован-

струкции, модернизации, и капитального ремонта ные в работе, могут служить пособием в вузах при

чтении курсов «Экономика ЖКХ», «Экономика градостроительства», «Основы менеджмента» и т.п. Статья предназначена для инженерно-технических работников строительных и проектных фирм, а также жилищно-коммунальных хозяйств.

Развитие жилищно-коммунального хозяйства и его инфраструктуры непосредственно затрагивает жизненные интересы всего населения и поэтому должно быть включено в число приоритетных задач Азербайджанкой Республике. Актуальность проблемы заключается в создании необходимых условий конкурентоспособности малых и средних предприятий и хозяйств, подлейший монополизации государственных органов, совершенствовании законодательством базы, финансовой поддержке и улучшение цен и тарифов на продукцию и услуги данной сферы.

Одной из основных задач реформирования жилищного-коммунальной сферы является поиск возможностей обновления жилищного фонда, его модернизации и повышения эффективности использования. Возведение жилых домов и объектов коммунального хозяйства по сравнитель-

но дешевым типовым проектам приводил к тому, что затраты на теплоэнерго и газоснабжение были отчёты высокими, более чем в три раза превосходили подобные расходы в хозяйстве западных стран. Необходимо отметить, что удельный вес эксплуатационных расходов в жизненном функционировании жилья составляет 95% по сравнению с затратами на его возведения в размере 5% (Воуегке^ 1994).

Реформирование жилищно-коммунальной сферы должно затронуть и использования производственных фондов: объектов водоснабжения, энерго- обеспечения, теплоснабжения, благоустройства территории. Следует отметить, что в последние годы в республике наблюдается снижение уровня обеспеченности жилищного фонда магистралями водопровода, газа, горячей воды и др..

Связано это, с сокращением размера инвестиции, а так же со значительными на устройстве измерительных приборов и счетчиков расхода основных ресурсов. Уровень обеспеченности жилищного фонда Азербайджанкой Республике водопроводом, газом и др. услугами приведен в таблице 1.

Таблица 1.- Уровень благоустройства жилищного фонда Азербайджана (на конец года)

№ Годы 2000 2005 2010 2015 2017

1. Уделенный вес жилой площади обеспеченный государственным, общественными фондами и фондом строительных кооперативов, в%

2. С водопроводом 9,31 92,4 87,2 87,4 87,5

3. С канализацией 91,1 90,6 84,6 85,2 85,4

4. Центральной тепловой системой 77,4 72,6 64,6 64,3 64,7

5. С газом 93,3 92,5 85,0 91,9 92,1

6. С горячей водой 23,9 16,9 4,7 6,7 6,8

7. С ванной 78,0 78,4 71,9 75,0 76,2

8. С электроплитой 1,5 1,6 0,9 0,6 0,59

Источник: Государственной статистический ческие показатели Азербайджана»

В жилищно-коммунальной сфере значительна изношенность инженерного оборудования (68%) и инженерных сетей (67%). При нормативе 16% тепло потери оставляют 65%. В расчете на 10 км

митет Азербайджанкой Республики «Статисти-

трассы теплоснабжения в среднем за год наблюдается 18 аварийных ситуаций. В таблице 2 приведены данные, характеризующие обеспеченность населения республики водой и тепловой энергией.

Таблица 2.- Степень обеспеченности населения водой и тепловой энергией

№ Годы 2000 2005 2010 2015 2017

1. Отпущенная вода в расчете на 1 человека в течение дня, литр

Всего 153,5 151,5 95,7 63,0 62,9

2. В городах 299,4 - 164,9 107,1 106,5

3. В сельской местности 2,4 - 17,5 13,1 13,0

4. Потребление тепловой энергии в Окал. На 1 человека:

5. В городах 0,8 0,3 0,2 0,3 0,29

Источник: ГСКАР «Статистические показат

Для нормального функционирования жилищно-коммунальной сферы требуется до 40% средств городского бюджета. В настоящее время в неотложном капитальном ремонте нуждаются 2,7 млн. кв. метров жилой площади, что составляет 10%объема жило во фонда страны; 24,6 млн. кв.метров - в реконструкции; неблагоустроенным является примерно 15% фонда [13]. Объясняется это нехваткой равнений (контор) и недостаточным уровнем дохода значительной части населения страны.

Важными вопросами при реформировании жилищно-коммунальной сферы остаётся система организации управления и совершенствование нормативной документации. Система управления жилищно-коммунальным хозяйством должна быть нацелена на применение энерго- и ресурсосберегающих технологий качество предоставляемых услуг старое соответствие продукции и оказываемых услуг действующих нормативам и стандартам.

В глобальном плане научная новизна и теоретическая значимость работы состоит в следующем: комплексное решение проблемы реконструкции городских территорий с целью получения социального эффекта; совершенствование организации и эффективности управления ЖКХ; выработка механизма финансирования проектов модернизации коммунальной инфраструктуры.

и Азербайджана»

Данная работа направлена на решение теоретических и практических проблем по определению реконструкции жилых зданий.

Рыночная экономика Азербайджана развивается по следующим направлением:

- использование опыта зарубежных стран, особенно в сфере малого и среднего бизнеса, что способствует сокращению доли импорта продукции и материалов в отраслях экономики, в том числе в жилищно-коммунальной;

- расширение своего внутреннего рынка, дающего возможность включения в экономику отечественных производителей продукции и услуг и их законодательную защищенность;

- совершенствование организации управления с включением в эту систему значительных слоев населения страны с широким использованием государственно-частного партнерства в сфере жилищно-коммунального обслуживания. Государственно-частное партнерство способствует эффективной и быстрой реализации проектов жилищно-коммунального хозяйства, модернизации и внедрению инновационных технологий, совершенствованию инфраструктуры. Для получения прав на осуществлению проекта государственно-частное предприятие обязано обеспечить его прибыльность и социальную пользу для населения (А. МозкаЪк, 2011).

Дальнейшие реформы в сфере жилищно-коммунального хозяйства предусматривают тесную

совокупность государственных, муниципальных и рыночных механизмов и регуляторов, особенно при учете возможных рисков и потерь при проектировании, строительства и эксплуатации объектов. При государственно-частном партнерстве государственные органы (правительства страны, муниципалитеты) осуществляют законодательную защиту рыночного субъекта (предприятия, компании) на внутреннем и внешнем рынках, возмещают часть его издержек, создают условия для его укрепления в определенной нише рынка, помогают выявить и уменьшить возможные риски, способствуя таким образом повышению его вклада в экономику страны.

Государственное регулирование должно основываться на научной организации управления, информационной прозрачности и отчетности субъекта рынка, обеспечивая его конкурентоспособность с частными компаниями.

Необходимо отметить, что рентабельность жилищно-коммунального хозяйства зависит от уровня установленных тарифов, которые включают необходимые потребности отрасли в развитии, и возможности потребителей услуг. В стране наблюдается довольно высокий уровень изношенности инженерных сетей и оборудования в жилищно-коммунальной сфере. Поэтому основная задача состоит в создании условий для воспроизводства основных фондов жилищно-коммунального хозяйства, и дотации ЖКХ из бюджета следует рассматривать в сочетании с их адресностью. Адресность должна стимулировать ответственность жильцов за качественное содержание и сохранность жилища, экономию ресурсов и необходимость поддержки малообеспеченных семей.

Уровень издержек на содержание жилищно-коммунального хозяйства можно уменьшить за счет эффективного использования земельных участков, сокращения затрат на производство энергии и снижении потребности в определенных видах ресурсов за счет реструктуризации отраслей.

Реформирование жилищно-коммунального хозяйства требует регионального и территориального управления. Эффективность реформирования характеризуется рентабельностью всех звеньев, включая низовые отрасли и компаний.

Функционирование жилищного рынка предопределяет наличие товара (жилья), спроса и предложения. Спрос возникает из необходимости населения в приобретении жилья, а предложение - от строительной и жилищно-коммунальной сферы. Объекты жилья характеризуются длительными сроками возведения и эксплуатации, значительной стоимостью и закрепленностью за конкретным земельным участком. В качестве потребителей жилья выступают семьи, а основной единицей жилья являются индивидуальный дом и квартира. Спрос на жилье зависит от численности семей на жилищном рынке, от их требований и предпочтений, доступности цен и кредитов на жилье, величины платы за коммунальные услуги в приобретаемом доме или квартире. Емкость рынка жилья и перспективы его развития определяются на основе данных демографического анализа по стране, региону. Предложение жилья находиться в зависимости от количества застройщиков, строительных фирм-подрядчиков и их прогнозов по объемам и стоимости жилья.

С переходом Азербайджана к рыночной экономике была осуществлена приватизация жилищного фонда, изменена его структура в сторону уменьшения доли арендного жилья и увеличения его сектора в частной собственности. В стране в качестве арендного жилья появился сектор социального жилья для семей с низкими доходами в форме государственного (муниципального) жилого фонда, который не относиться к категории рыночного. Однако зачастую домовладельцы арендного жилья по своему усмотрению устанавливают размер арендной платы. Следует отметить, что в стране развит и рынок коммерческого жилья.

Анализ системы управления жилищно-коммунальной сферы, проведенный автором, в Азер-

байджане и в г. Баку, свидетельствует о реальных положительных результатах в последние годы а именно: налицо создание товариществ - собственников квартир, сокращение монополии на реализацию многих видов услуг, улучшение инфраструктуры инженерных коммуникаций, массовое внедрение эффективных приборов для учета потребления природного газа, воды, электроэнергии, повышение качества хозяйственных договоров, использование прогрессивных стандартов, изменение тарифов и постоянная работа с населением за экономное расходование ресурсов.

Возрастающие объемы жилищного строительства и процесс реконструкции районов со сложившейся застройкой в крупных городах страны - постоянно развивающийся процесс, обуславливаемый непрерывным развитием производительных сил.

Для ограничения возрастания крупных городов, требуется активизация мероприятий, регулирующих развитие городов и способствующих рациональному использованию городских территорий и решению проблем по улучшению жизни населения: ликвидация мелких нерентабельных предприятий с малоценными фондами, вынос промышленных предприятий за пределы города, объединение и размещение их в специально крупные коллекции, максимальное использование подземных пространств и т.п.

Участки городских территорий, подлежащих реконструкций, неоднородны по плотности застройки, структуре и техническому состоянию основных производственных и непроизводствен-

ных фондов, инженерному оборудованию, коммуникациям, благоустройству и т.п. Поэтому требуется различные инвестиции на реконструкцию территорий со сложившейся застройкой.

Гарантийные городские подразделения имеют права выкупа займа по облигациям и размещения его на рынке ценных бумаг, выдачи поручительств по сумме долга или процентным выплатим.

Создание региональных гарантийных служб способствует открытости и прозрачности системы финансирования модернизации жилищно-коммунальных проектов, развитию рынка ценных бумаг, оценке рисковых ситуаций, повышению эффективности проектов ЖКХ.

Выводы:

1. Повышение экономического и технического уровня жилищного фонда необходимо прежде всего для создания комфортных условий проживания населения, а также для решения экономических задач, стоящих перед жилищным хозяйством страны.

2. Рост требований к эксплуатации и сохранности жилищного фонда вызывает необходимость повышения уровня экономической работы в отрасли, т.е. разработку механизма финансирования проектов реконструкции и модернизации коммунальной инфраструктуры.

3. Реконструкция, модернизация и капитальный ремонт жилищного фонда осуществляются в непрерывной связи с реконструкцией исторически сложившихся районов города и представляют собой многоцелевую систему, в которой планировочное решение сочетаются с социальными, экономи-

ческими, архитектурно-эстетическими аспектами. Список литературы:

1. Buzuryev V. and Chekalin V. Economy of the housing sphere. - Moscow: INFRARA- M. 2016.

2. O'Callivan А. Экономика города: 4-е издание / Пер. с англ.-in.: ИНФРА, 2002.

3. Кириллов C. H. Эколого-экономический механизм городского землепользования - М: ТЕИС, 2005.

4. Ковальский М. И. Управление строительством: опыт США, Японии, Великобритании, Канады -М.: Стройиздат, 1994.

5. Мартин Клод. Частное финансирование коммунальных служб и отраслей инфраструктуры. Французский опыт. - Париж, 1995.

6. Тимонина И. Япония: Опыт регионального развития.- М.: Наука, 1992.

7. Цукерман Г., Авард Н., Блевинс Джордж Д. Недвижимость: Зарубежный опыт развития / Пер, с англ.- М.: АО «Тема», диамант меркурий, 1994.

8. Карпов А. В. Реформирование жилищно-коммунальной сферы городов. Препринт. СПб: изд- во СПбГУЭФ, 2000.

9. Фаррестер Дж. Динамика развития города - М.: Прогресс, 1992.

10. Чернышов Л. Н. Экономика городского хозяйства.- М.: «Люберцкая газета», 1999.

11. Черняк В. З. Жилищно-коммунальное хозяйство: развитие, управление, экономика. Учебное пособие. «КНОРУС» - М.: 2007.

12. Ширалиев В. М., Халилов Р. Р. Жилищно - коммунальное хозяйство крупного города.- Баку, «Нур-лан», 2008.

13. Ширалиев В. М. Развитие жилищного строительства в Азербайджане.- Баку, «Нурлан», 2012.

14. Boverket. Bostadsmarknaden och 90-talets forandnngar (Housing market changes in the 90s), E. Hed-man (ed.). Rapport 1994:1.

15. Danermark B. and Blander I. Social Rented Sector in Europe: Policy, Tenure and Design, Delft, Delft University Press. 1994.

16. Moskalyuk A. Public - private partnerships in housinq and urban development. Nairobi: UN Habitat. 2011.

17. Saiz А. The Geographic Determinants of Housing Supply. Quarterly Journal of Economics, 125(3), 2010.- P. 1253-1296.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Mekshun L. Current trends of housing and communal services management reform under decentralization in Ukraine. Scientific bulletin of polissia, (1), 2016.- P. 30-36.

19. Calza A., Monacelli T. and Stracca I. Housing finance and monetary ро^у Journal of the European Economics Association, 11, 2013.- P. 101-122.

20. Shulepina S., Govdja V. and Degaltseva G. Mechanisms for Improving the Functioning of the Subjects of Housing and Communal Services in Russia. Applied Economics and Finance, 3(3). 2016.

21. Buzdugan A. Ways to Optimize the Labourin the Communal Housing Complex. Economie Si Sociologie Revista Teoretico- Stiintifica. Institutul National De Cercetari Economice. 2013.- P. 169-178.

22. Shulepina S. A. The state and development of housing and communal sector of Russia, Eurasian journal of economic and finance, 2015. 3(3),- P. 65-71. URL: http://dx.doi.org/10.15604/ejef2015.03.03.006.

23. Swan L., and Ugursal V. Modeling of end-use energy consumption in the residential sector: A review of modeling techniques. Renewable and Sustainable Energy Reviews, 13(8). 2009.- P. 1819-1835.

24. Gurlev V., and Khomyakova T. The Development and Application of Information Technology of а Complex Assessment of Economic and Energy Security of the Enterprises of Housing and Communal Services. In: 2nd International Conference on Industrial Engineering, Applications and Manufacturing (ICIEAM). 2016. 2nd International Conference On Industrial Engineering, Applications And Manufacturing (ICIEAM).

25. Skrypnik O. Reform of housing-and-communal services at the federal, regional and municipal levels of management, as the basis of improvement of communication of the state and its population. MATEC Web of Conferences, 106, 2017.- P. 80-99.

26. Agapitova E., Chahkiev G. and Gerasimova V. The factors to assess the quality of management of housing and communal services. MATEC Web of Conferences, 106, 2017.- P. 08075.

27. Hegedrjs J., Mayo S. and Tosics I. Transition of the housing sector in the East Central European countries. Paper prepared for the Habitat II Conference (lstanbul,June 1996), to be published in Review of Urban and Regional Development Studies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.