2007
ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Сер. 11. Вып. 1
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
УДК 614.2(470.230)
J1.B. Кочорова'2, E.H. Пенюгина2, К.С. Клюковкин2
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
1 Санкт-Петербургский государственный университет, медицинский факультет
2 Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова
Успешное решение стратегических задач отечественного здравоохранения требует продуманности тактических подходов к осуществлению реорганизационных мероприятий [1]. Причем при формировании разных уровней организации медицинской помощи необходимо помнить о разделении полномочий органов государственной власти и органов самоуправления в области охраны здоровья населения.
Развитие регионального здравоохранения в значительной степени определяется объемом полномочий соответствующего органа управления здравоохранением и принципами финансирования различных видов медицинской помощи [2, 3J. До недавнего времени деятельность государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения определялась «Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», принятыми в 1993 г. Принятие двух законодательных актов в последние годы существенно изменило полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в области охраны здоровья граждан. В частности, значительная часть статей Основ законодательства была пересмотрена в соответствии с Федеральным законом № 122 от 22.08.04 г. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"». В свою очередь, после вступления в силу Федерального закона о местном самоуправлении изменилась его территориальная организация.
В соответствии с Законом выделяется пять видов муниципальных образований: два вида поселений — сельское и городское, муниципальный район, городской округ, внутригородская территория города федерального значения. Территории поселений включают территории населенных пунктов, а муниципальные районы — территории поселений, являющихся муниципальными образованиями. Важно отметить, что полномо-
© Л.П. Кочорова, E.1I. Пенюгина, К С. Клюковкин, 2007
чия органов самоуправления в сфере здравоохранения вправе осуществлять только органы самоуправления муниципального района и городского округа.
Основные полномочия органов местного самоуправления в области здравоохранения были определены в 1993 г. «Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан». Однако в статью 8, регламентирующую компетенцию органов самоуправления, существенные изменения были внесены Федеральным законом от 22.08.04 I'. В настоящее время с учетом всех внесенных изменений и дополнений к ведению органов местного самоуправления в вопросах охраны здоровья граждан относятся:
- контроль за соблюдением законодательства в области охраны здоровья граждан;
- защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья;
- формирование органов управления муниципальной системы здравоохранения, развитие учреждений муниципальной системы здравоохранения, определение характера и объема их деятельности; создание условий для развития частной системы здравоохранения, организация первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поли-клиннческих, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, включая обеспечение указанных медицинских организаций лекарственными и иными средствами, а также донорской кровыо и ее компонентами, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов и скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационпой), обеспечение ее доступности, контроль за соблюдением стандартов медицинской помощи, обеспечение граждан лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на подведомственной территории;
- охрана окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности; регулярное информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о распространенности социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих;
- санитарно-гигиеническое образование населения.
Финансовое обеспечение мероприятий по оказанию первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационпой), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов является расходным обязательством муниципального образования. Оказание первичной медико-санитарной помощи может финансироваться за счет средств обязательного медицинского страхования и других источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Особое внимание необходимо обратить на значительные изменения законодательной базы, регламентирующей организацию и финансирование специализированной медицинской помощи. В соответствии со статьей 40 Основ законодательства, специализированная медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных медицинских технологий. При этом, если до внесения Федеральным законом № 122 от 22.08.04 I". в отраслевое законодательство изменений финансирование специализированной медицинской помощи должно было осуществляться за счет средств бюджетов всех уровней, целевых фондов, личных средств граждан и других источников, не запрещенных законодательством, то в новой редакции статьи 40 финансовое обеспечение мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи в кожно-веперологических, противотуберкулезных, наркологических, онкологических и других специализированных
медицинских организациях (за исключением федеральных) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Таким образом, изменения, внесенные Федеральным законом № 122, предполагают не только пересмотр системы финансирования специализированных учреждений, но и радикальное изменение системы организации диспансерных учреждений с централизацией на уровне субъектов Российской Федерации. В новых условиях необходимо обеспечить преемственность в деятельности учреждений первичной медико-санитарной помощи и диспансерных учреждений, оказывающих специализированную медицинскую помощь, по раннему выявлению, лечению заболеваний, проведению реабилитационных и профилактических мероприятий, их тесное взаимодействие в ходе реализации целевых медико-социальных программ и проведении контроля качества оказания медицинской помощи.
Важнейшей задачей реформирования здравоохранения является приоритетное развитие амбулатОрно-пол и клинической помощи, увеличение объемов внебольничноп помощи и сокращение госпитализированной заболеваемости населения. Вместе с тем в Санкт-Петербурге в связи с ошибочной тарифной политикой и внедрением в 2002 г. системы оплаты стационарной помощи, стимулирующей стационары к увеличению числа госпитализаций, прежде всего за счет значительного сокращения сроков лечения, I! XXI в. произошел существенный рост числа госпитализаций больных в стационары городского подчинения для взрослого населения. Число госпитализированных больных на койки круглосуточного пребывания в этих стационарах увеличилось с 611833 в 2001 г. до 695576 человек в 2005 г. (+13,7%).
В связи с этим по-прежнему актуальной проблемой остается развитие стациона-розамещающих технологий. До настоящего времени в амбулаторно-поликлиническпх учреждениях города работает лишь 11 центров амбулаторной хирургии. Недостаточное развитие получили дневные стационары в больничных учреждениях. В 2005 г. в больницах города было развернуто 271 койки дневного стационара (0,9% от общего числа коек в городских больницах), а в стационарах федерального подчинения — 247 коек (2,4% от общего числа коек).
В соответствии с Национальным проектом в сфере здравоохранения решением Коллегии Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.10.05 г. «О задачах по реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения» важнейшими задачами отрасли на ближайшие годы являются следующие.
• Развитие первичной медицинской помощи:
- денежные выплаты врачам общей (семенной) практики, участковым терапевтам, участковым педиатрам и медицинским сестрам врачей общей (семейной) практики, участковых терапевтов, участковых педиатров с учетом объема и качества оказываемой медицинской помощи;
- подготовка и переподготовка врачей общей (семейной) практики, участковых терапевтов и педиатров;
- оснащение диагностическим оборудованием амбулаторно-пол иклшшческих учреждений (в том числе рентгенографическим оборудованием, оборудованием для ультразвуковых исследований, электрокардиографами, лабораторным оборудованием);
- оснащение автомобилями скорой медицинской помощи, в том числе реанимобилями.
• Профилактические мероприятия:
- проведение иммунизации населения в рамках национального календаря прививок;
- выявление и лечение инфицированных вирусом иммунодефицита человека, гепатитом В и С;
- обследование новорожденных детей;
- проведение диспансеризации работающего населения.
• Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью:
- увеличение объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи в 4 раза к 2008 г.;
- строительство центров тиражирования высоких медицинских технологий.
Приоритетные направления развития высокотехнологичной медицинской помощи — это:
- сердечно-сосудистая хирургия;
- травматология, ортопедия и эндопротезирование;
- нейрохирургия;
- репродуктивные технологии;
- эндокринология.
Одним из важнейших направлений Национального проекта в сфере здравоохранения является диспансеризация работников муниципальных и государственных организаций в возрасте 35-55 лет. Реализация данного направления, безусловно, будет способствовать росту и числа обращений, и числа посещений амбулаторных учреждений. Поэтому уже в ближайшие годы необходимо развертывание в составе крупных поликлиник отделений профилактики.
По сути, важнейшие направления данного программного документа имеют своей целью решение основных медико-социальных задач, включающих:
- улучшение демографической ситуации вследствие роста рождаемости и снижения смертности населения, прежде всего от предотвратимых причин;
- повышение профилактической направленности деятельности учреждений здравоохранения, в том числе за счет диспансеризации работающего населения;
- повышение качества медицинской помощи в связи с внедрением современных эффективных технологий.
В связи с предполагаемым ростом рождаемости и снижением уровня смертности населения уже в ближайшие годы следует ожидать увеличения потребностей населения в акушерско-гинекологической и педиатрической помощи. Широкое внедрение высокотехнологичных методов лечения и усиление профилактической направленности здравоохранения приведет к снижению смертности населения, особенно среди лиц трудоспособного возраста, а соответственно, и к росту средней продолжительности предстоящей жизни. Снижение смертности обусловит и возрастание численности населения пожилого и старческого возраста, а значит, и рост потребностей населения в различных видах специализированной медицинской помощи, в гериатрической помощи и в медико-социальном уходе.
С другой стороны, легализация трудовой миграции с установлением лимита притока трудовых мигрантов (как это имело место в доперестроечный период) не только потребует увеличения мощности медицинских учреждений, но и увеличит потребности населения в видах медицинской помощи, наиболее востребованных лицами трудоспособного возраста.
Таким образом, основными направлениями развития городского здравоохранения на ближайшую перспективу являются:
- увеличение мощностей учреждений родовспоможения и детства, развитие перинатальной службы с учетом предполагаемого роста рождаемости, увеличения числа вторых и последующих родов, увеличения возраста рожающих (особенно повторно) женщин;
- повышение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи с учетом территориальных особенностей (численности, плотности населения, перспектив социально-экономического развития) с сохранением в качестве основных амбулаторных учреждений территориальных поликлиник для взрослых и детей и развитием сети офисов общеврачебной практики в муниципальных образованиях с небольшой численностью населения, территориально удаленных от соответствующих амбулаторно-по-ликлинических учреждений;
- реструктуризация стационарной помощи с учетом реальных потребностей населения в разных видах стационарной помощи, принципа дифференциации коечного фонда по степени интенсивности лечения и ухода, широкого внедрения высокотехнологичных видов медицинской помощи, развития стационарозамещающих технологий;
- развитие сети учреждений и подразделений, ориентированных на оказание медико-социального ухода (хосписов и домов сестринского ухода);
- совершенствование системы медицинской реабилитации и восстановительного лечения больных и инвалидов в амбулаторных и стационарных условиях;
- развитие специализированных учреждений (диспансеров и больниц), предназначенных для лечения социально-значимых заболеваний;
- повышение эффективности использования ресурсов здравоохранения, и в первую очередь коечного фонда больниц и мощностей амбулаторно-поликлинических учреждений;
- модернизация учреждений здравоохранения, в том числе за счет капитального ремонта и реконструкции ЛГ1У с высоким уровнем износа основных фондов и несоответствием современным требованиям и условиям размещения оборудования, а также требованиям к учреждениям здравоохранения, оказывающим помощь маломобильным группам населения.
Реализация перечисленных направлений требует новых подходов к планированию и финансированию лечебно-профилактических учреждений, оказывающих медицинскую помощь населению крупного города.
Summary
Kochorova /.. V., Penugina E.N.. Klukovkin K.S. The main directions of the reforms in the Health care system in St.-Petersburg.
The changes of legislation define important changes in health care system especially on regional level. The article shows the priority derections of the health care development in St.-Petersburg according with modern tendencies and region conditions.
Key words: legislation in public health, reforms of health care.
Литература
l. Архипов B.B. Отечественное здравоохранение на рубеже веков/ Под ред. С.Ф. Багненко. СПб., 2004. 255 с. 2. Вялков А.И. Основные задачи по развитию здравоохранения России в 2001 — 2005 годах и на периоддо 2010 года // Проблемы управления здравоохранением. 2001. № 1. С. 5— 10. 3. Царик Г.Н. Проблема и перспективы развития регионального здравоохранения // Там же. С. 43-46.
Статья примята к печати 20 декабря 2006 г.