Научная статья на тему 'Основные направления реформирования налоговой системы Латвии'

Основные направления реформирования налоговой системы Латвии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
198
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ С НАСЕЛЕНИЯ / ПЛАТЕЖИ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ / ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ С ПРЕДПРИЯТИЙ / НАЛОГ С МИКРОПРЕДПРИЯТИЙ / НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андреева Т. С., Низаев Р. Р., Мухаметзянов М. С.

В статье рассматриваются основные направления реформирования налоговой системы Латвии. Налоговые изменения будут введены с 1 января 2018 года. Автором изложена новая налоговая политика в отношении основных бюджетообразующих налогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления реформирования налоговой системы Латвии»

УДК 336.02

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ

СИСТЕМЫ ЛАТВИИ

1Андреева Т.С., доцент, [email protected] 2Низаев Р.Р., студент 2Мухаметзянов М.С., студент

балтийская Международная академия, Рига, Латвия 2Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия

В статье рассматриваются основные направления реформирования налоговой системы Латвии. Налоговые изменения будут введены с 1 января 2018 года. Автором изложена новая налоговая политика в отношении основных бюджетообразующих налогов.

Ключевые слова: подоходный налог с населения, платежи социального страхования, подоходный налог с предприятий, налог с микропредприятий, налог на добавленную стоимость.

28 июля 2017 года законодательный орган страны - Сейм Латвийской Республики - в окончательном чтении поддержал реформу налоговой политики и 12 связанных с ней законопроектов. Налоговая реформа будет введена в Латвии с 1 января 2018 года. Разрабатывая реформы, Министерство финансов Латвийской Республики получило и проанализировало предложения Банка Латвии, Латвийской конфедерации работодателей, Латвийской торгово -промышленной палаты, Организации экономического сотрудничества и развития, Всемирного банка, исследовательского центра «Certus» и других организаций [1].

Налоговой реформой предусмотрены кардинальные изменения в уплате подоходного налога с населения и социальных взносов, новый режим уплаты подоходного налога с предприятий, изменения для плательщиков налога с микропредприятий, а также предоставление больших льгот для семей с детьми и для населения с низкими доходами. Для осуществления крупных реформ предусмотрены также механизмы компенсации, и они в основном связаны с ограничением теневой экономики и улучшением налогового администрирования.

Налоговые изменения будут введены почти во всех сферах налогообложения.

Подоходный налог с населения

Существенные изменения произойдут в расчете и порядке уплаты подоходного налога с населения [4]. Изменениями в законе «О подоходном налоге с населения», которые вступят в силу 1 января 2018 года, вводится прогрессивная ставка налога, устанавливается единая ставка налога для большинства видов доходов, меняется порядок применения необлагаемого минимума в течение года, а также вводятся другие изменения в порядок расчета подоходного налога с населения.

С 1 января 2018 года будет введена прогрессивная ставка подоходного налога с населения:

Наиболее существенным изменением в порядке расчета подоходного налога с населения является ведение прогрессивной ставки налога:

• 20% - для годового дохода до 20 000 евро, или месячного дохода до 1667 евро;

• 23% - для части годового дохода, которая превышает 20 000 евро, но не превышает 55 000 евро, или для части месячного дохода, которая превышает 1667 евро;

• 31,4% - для части годового дохода, которая превышает 55 000 евро.

Прогрессивная ставка налога будет применяться как по месту выплаты

дохода, так и при составлении годовой декларации о доходах.

В законе осталось право плательщика налога на применение необлагаемого минимума, льгот за иждивенцев и оправданных расходов.

В 2018 году планируется увеличить дифференцированный необлагаемый минимум с действующих 115 евро до 200 евро в месяц. В 2019 году он будет повышен до 230 евро, а в 2010 году - до 250 евро. Дифференцированный необлагаемый минимум постепенно снижается в зависимости от размера годового дохода, и полностью он не будет применяться к доходу свыше 1000 евро в месяц в 2018 году, свыше 1100 евро - в 2019 году и свыше 1200 евро - в 2020 году.

В законе «О подоходном налоге с населения» предусмотрено увеличение размера льготы подоходного налога с населения за находящееся на иждивении лицо с нынешних 175 евро в месяц до 200 евро в месяц в 2018 году, до 230 евро в месяц - в 2019 году и до 250 евро в месяц - в 2020 году.

В законе планируется увеличить месячный необлагаемый минимум для пенсионеров (в 2017 году он составляет 235 евро в месяц):

• в 2018 году - 250 евро;

• в 2019 году - 270 евро;

• в 2020 году - 300 евро.

В законе предусмотрено увеличение размера льготы подоходного налога с населения за находящееся на иждивении лицо с нынешних 175 евро в месяц до 200 евро в месяц в 2018 году, до 230 евро - в 2019 году идо 250 евро в месяц - в 2020 году. Планируется также увеличить ставку налога на доход от капитала и прирост капитала до 20% вместо действующих сейчас 15% и 10%.

Платежи социального страхования

Изменениями к закону «О государственном социальном страховании» предусмотрено увеличить ставку обязательных взносов государственного социального страхования, ввести обязательные платежи взносов страхования для получателей авторского вознаграждения, установить дополнительный платеж социальных взносов для самозанятых лиц [5]. Для увеличения финансирования здравоохранения планируется увеличить ставку обязательных взносов государственного социального страхования на один процентный пункт, до 35,09% от объекта социальных взносов. С работополучателей будут удерживаться социальные взносы в размере 11% (в настоящее время - 10,5%), а работодатели будут платить 24,09% (в настоящее время 23,59%) от начисленной работникам оплаты труда. Эти дополнительные платежи будут зачисляться в фонд страхования здоровья.

В настоящее время в Латвии существуют следующие виды государственного социального защиты страхования [2]:

• государственное пенсионное страхование;

• социальное страхование на случай безработицы;

• социальное страхование от несчастных случаев на работе и профессиональных заболеваний;

• страхование по инвалидности;

• страхование по материнству и болезни;

• родительское страхование.

С 2018 года будет действовать еще один вид государственного социального страхования - страхование здоровья.

С 2018 года планируется ввести обязанность для плательщиков авторского вознаграждения производить минимальные обязательные взносы за получателей авторского вознаграждения. В настоящее время получатели авторского вознаграждения обязаны платить за себя взносы социального страхования только в тех случаях, когда размер вознаграждения превышает минимальную месячную заработную плату и получатель авторского вознаграждения дополнительно не является работополучателем - не получает вознаграждения по трудовому договору. Ставку обязательных социальных взносов для получателей авторского вознаграждения планируется установить в размере 5% от авторского вознаграждения.

С 2018 года планируется также ввести аналогичный режим уплаты обязательных взносов для лиц, ведущих хозяйственную деятельность, -самозанятых лиц. В настоящее время самозанятые лица платят за себя обязательные взносы только в тех случаях, когда месячный доход (доходы минус расходы) достиг или превысил минимальную месячную заработную плату. Начиная с 2018 года планируется, что самозанятые лица, доходы которых в месяц достигли или превысили минимальную месячную заработную плату, будут платить обязательные взносы хотя бы с минимальной месячной заработной платы по ставке, установленной для самозанятых лиц, и еще по ставке 5% с дохода, превышающего минимальную месячную заработную плату. Если месячный доход меньше минимальной месячной заработной платы, самозанятые лица должны будут платить обязательные взносы по ставке 5% на пенсионное страхование в частный пенсионный фонд.

Подоходный налог с предприятий

28 июля 2017 года Сейм принял новый закон «О подоходном налоге с предприятий», который вступит в силу 1 января 2018 года [3]. Этим законом будет введен концептуально новый режим уплаты подоходного налога с предприятий - модель реинвестированной прибыли. Это означает отсрочку уплаты налога до момента распределения прибыли или направление ее для задач, которые не обеспечивают дальнейшего развития предприятия. Планируется, что налог с реинвестированной прибыли платить не надо будет. С распределенной прибыли надо будет уплатить налог по ставке 20%. То есть уплата налога с начисленных дивидендов в дальнейшем будет производиться на уровне предприятия с применением ставки 20%. Соответственно, дивиденды, полученные физическим лицом, не будут облагаться подоходным налогом с населения.

В настоящее время ставка подоходного налога с предприятий составляет 15%. Новый режим предусматривает также отказ после 1 июля 2018 года от уплаты авансов подоходного налога с предприятий, а также

двухлетний переходный период для выплаты ранее накопленной прибыли с обложением ее подоходным налогом с населения по ставке 10%.

Налог с микропредприятий

Реформирование режима микропредприятий предполагает следующие нововведения [6]. Изменениями в режиме уплаты налога с микропредприятий предусмотрено сохранить единую ставку налога в размере 15% от оборота. В то же время максимальный оборот, при котором можно сохранить статус плательщика налога с микропредприятий, планируется сократить со 100 тысяч евро до 40 тысяч евро в год. Другие ограничения на деятельность микропредприятий (число работников - не более пяти, месячная заработная плата работников - не более 720 евро) планируется оставить прежними.

Налог на добавленную стоимость

В законе «О налоге на добавленную стоимость» планируется расширить применение реверсивного порядка уплаты налога на выполнение всех строительных работ, включая проектирование и поставки строительных конструкций, ввести реверсивный порядок уплаты налога за поставки металлоизделий и связанные с поставками услуги, а также поставки бытовой электронной и электрической техники [7].

Реверсивный порядок уплаты налога на добавленную стоимость - мера, которая применяется в целях борьбы с мошенничеством в сфере уплаты налогов. Налог на добавленную стоимость за товары и услуги платит последний поставщик или исполнитель услуг, который продает товары или оказывает услуги физическим лицам. На промежуточных этапах налог только рассчитывается к уплате и к вычету и отражается в налоговой декларации. Это исключает возможность вовлечения фиктивных фирм в цепь сделок.

С 1 января 2012 года особый режим уплаты налога на добавленную стоимость применяется к оказанию услуг, связанных со строительством, - от подготовки строительной площадки до благоустройства территории перед сдачей объекта в эксплуатацию. Однако согласно проведенным исследованиям, строительство все еще остается отраслью с высоким риском уклонения от налогов. Поэтому изменениями в законе предложено распространить реверсивный порядок уплаты налога на выполнение строительных работ любого вида, а также на поставки строительных материалов.

С 1 апреля 2016 года реверсивный порядок налогообложения применяется к поставкам мобильных телефонов, планшетных компьютеров, ноутбуков, устройств на интегральных схемах. Изменениями в законе этот порядок будет распространен также на поставки игровых консолей.

В законе также установлено, что расчеты за товары и услуги, к которым применяется особый режим налогообложения, разрешено производить только безналичными деньгами.

Кроме того, планируется снизить с 50 000 до 40 000 евро в 12-месячный период порог, при превышении которого необходимо регистрироваться в качестве плательщика налога на добавленную стоимость, и с 1 430 евро до 150 евро - порог для расшифровки сделок в приложениях к декларации.

Литература

1. Андреева Т.С. Реформирование налоговой системы Латвии. Менеджмент и маркетинг: опыт и проблемы: сборник научных трудов. Под общей редакцией д.э.н., проф. И.Л. Акулича. Минск: А.Н. Вараксин, 2017. С. 18-21.

2. Андреева Т.С. Совершенствование системы социального страхования в Латвии // Научные труды Белорусского государственного экономического университета. Минск: БГЭУ, 2017. Вып. 10. С. 8-15.

3. Закон «О подоходном налоге с предприятий». Закон принят Сеймом 28.07.2017 г., провозглашен 08.08.2017 г., в силе с 01.01.2018 г. (LV № 156 (5983) от 08.08.2017 г.).

4. Изменения в законе «О подоходном налоге с населения». Закон принят Сеймом 28.07.2017 г., провозглашен 08.08.2017 г., в силе с 01.01.2018 г. (LV № 156 (5983) от 08.08.2017 г.).

5. Изменения в законе «О государственном социальном страховании». Закон принят Сеймом 28.07.2017 г., провозглашен 08.08.2017 г., в силе с 01.01.2018 г. (LV № 156 (5983) от 08.08.2017 г.).

6. Изменения в законе «О налоге с микропредприятий». Закон принят Сеймом 28.07.2017 г., провозглашен 08.08.2017 г., в силе с 01.01.2018 г. (LV № 156 (5983) от 08.08.2017 г.).

7. Изменения в законе «О налоге на добавленную стоимость». Закон принят Сеймом 28.07.2017 г., провозглашен 08.08.2017 г., в силе с 01.01.2018 г. (LV № 156 (5983) от 08.08.2017 г.).

THE MAIN DIRECTIONS OF THE REFORMING OF THE TAX SYSTEM OF LATVIA T.S. Andreeva1, Associate Professor, [email protected] R.R. Nizayev2, student M.S. Mukhametzyanov2, student 1Baltic International Academy, Riga, Latvia 2Kazan (Privolzhsky) Federal University, Kazan, Russia The main directions of reforming the tax system of Latvia are examined in the article. Tax changes will be introduced from January 1, 2018. The author outlines a new tax policy in relation to the main budget-forming taxes.

Keywords: personal income tax, social insurance payments, corporate income tax, microenterprise tax, value-added tax.

Дата поступления статьи в редакцию 16.09.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.