Научная статья на тему 'Основные направления реализации инновационного проекта по созданию Байкальской консерватории в городе Иркутске «Мелодия Байкала»'

Основные направления реализации инновационного проекта по созданию Байкальской консерватории в городе Иркутске «Мелодия Байкала» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
132
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУЗЫКА / MUSIC / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MUSICAL EDUCATION / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО РЕГИОНА / SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT OF THE REGION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пуляевская Анастасия Олеговна

Представлены результаты исследования о роли музыки как социального института в развитии социокультурного пространства региона. Дано обоснование методики социологического исследования при разработке социологической концепции институционализации музыкального образования в социокультурном пространстве региона, в рамках которой реализован институциональный подход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Пуляевская Анастасия Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPAL IMPLEMENTATION DIRECTIONS OF THE INNOVATIVE PROJECT “BAIKAL MELODY” ON BAIKAL CONSERVATORY CREATION IN THE TOWN OF IRKUTSK

The paper presents the research results of the role of music as a social institute in the development of socio-cultural environment of the region. It substantiates the methodology of sociological research under development of the sociological conception of institutionalization of musical education in social and cultural environment of the region, on the basis of which the institutional approach has been implemented.

Текст научной работы на тему «Основные направления реализации инновационного проекта по созданию Байкальской консерватории в городе Иркутске «Мелодия Байкала»»

УДК 316; 316.7

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА ПО СОЗДАНИЮ БАЙКАЛЬСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ В ГОРОДЕ ИРКУТСКЕ «МЕЛОДИЯ БАЙКАЛА»

© А.О. Пуляевская1

Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Представлены результаты исследования о роли музыки как социального института в развитии социокультурного пространства региона. Дано обоснование методики социологического исследования при разработке социологической концепции институционализации музыкального образования в социокультурном пространстве региона, в рамках которой реализован институциональный подход.

Ключевые слова: музыка; музыкальное образование; социокультурное пространство региона.

PRINCIPAL IMPLEMENTATION DIRECTIONS OF THE INNOVATIVE PROJECT "BAIKAL MELODY" ON BAIKAL CONSERVATORY CREATION IN THE TOWN OF IRKUTSK A.O. Pulyaevskaya

Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The paper presents the research results of the role of music as a social institute in the development of socio-cultural environment of the region. It substantiates the methodology of sociological research under development of the sociological conception of institutionalization of musical education in social and cultural environment of the region, on the basis of which the institutional approach has been implemented. Keywords: music; musical education; socio-cultural environment of the region.

Результатом общественного развития является появление музыкального искусства, представляющего собой часть общей культуры, развивающейся под влиянием общественных преобразований. Появление новых стилей, жанров и направлений в музыке является ответом музыкальной культуры на общественное развитие. На сегодняшний день музыкальная культура интегрирует огромный потенциал культурного наследия, отражающего различные этапы человеческого развития. Таким образом, инициация различных пластов музыкальной культуры становится одновременно и механизмом, и ресурсом управления человеческим капиталом.

Согласно «Программе развития системы российского музыкального образования на период с 2015 по 2020 годы», современная система культурного развития Российской Федерации в качестве приоритетного направления обозначает формирование единого культурного пространства

посредством реализации системных инноваций, ориентированных на формирование культурных ценностей современного человека, актуализации творческой, предпринимательской и общественной инициатив [1-3]. В качестве регулирующего начала в решении поставленной задачи может выступать системная работа по совершенствованию деятельности современных социальных институтов. Усиление конструктивных преобразований, заложенных в процессе формирования единого социокультурного пространства, обеспечивается благодаря интеграции и укреплению партнерства организаций и учреждений культуры, образования и социальной сферы. Таким образом обеспечивается комплексный подход к решению приоритетных направлений в социальной политике.

Город Иркутск исторически является культурным центром Восточной Сибири. А музыкальная культура Иркутска представляет собой интегративный комплекс луч-

Пуляевская Анастасия Олеговна, методист кафедры психологии, тел.: 89025447848, e-mail: pulyayevsk21@mail.ru

Pulyaevskaya Anastasia, Methodist of the Psychology Department, tel.: 89025447848, e-mail: pulyayevsk21@mail.ru

ших образцов музыкального искусства как классического, так и национального.

По официальным данным, представленным на сайте региона, на территории Иркутской области зарегистрировано (проживает) более 150 национальных сообществ [2]. Отметим, что жители региона проявляют высокую степень толерантности к многообразию культурного наследия народов, проживающих на территории Восточной Сибири, что, несомненно, отражается на неповторимой самобытности музыкальной культуры нашего региона.

Своеобразие музыкальной культуры региона находит свое отражение в специфике музыкального образования. История развития музыкального образования Иркутска восходит к лучшим традициям классического музыкального образования, которое было привнесено в рамках адаптации традиций музыкального образования центральной России конца XVIII - XIX века. Прототипом первых музыкальных образовательных учреждений города можно считать музыкальные сообщества, представляющие традиции русского вокала и фортепианной педагогики. Первые организации музыкального образования - музыкальные классы, появились в Иркутске в 1901 году. В 1933 году было открыто первое профессиональное музыкальное образовательное учреждение - музыкальный техникум (впоследствии переименован в музыкальное училище, затем - в музыкальный колледж) [4-6].

Современное музыкальное образование в Иркутске имеет достаточный потенциал для становления нового этапа развития музыкальной культуры региона. В социальном сообществе формируется потребность в создании инновационного социального института развития социокультурного пространства региона - музыкальной консерватории, способной воплотить лучшие традиции музыкального классического и народного наследия. Реализация данной потребности посредством интеграции усилий представителей культуры, образования и социальной сферы может стать эффективным механизмом управле-

ния и регулирования социокультурных особенностей региона [4-6].

Цель исследования - определить место и роль музыки как социального института в развитии социокультурного пространства сибирского региона и обосновать необходимость создания Байкальской консерватории в городе Иркутске. Теоретико-методологическую основу исследования представляют научные идеи и концептуальные положения в области социологии музыки, социологии культуры, социологии личности, социологии духовной жизни. Основную методологическую нагрузку в исследовании выполняет социокультурный подход, базирующийся на институциональном, процессуальном и нормативно -правовом подходах. Очевидно, что для осуществления эффективного развития музыкальной культуры необходима организация многоуровневой и непрерывной системы музыкального образования на уровне региона.

Методы и методика исследования. Для решения поставленных задач применялись общенаучные и социологические методы исследования. Активно использовались теоретико-познавательные методы: анализ научной литературы и синтез имеющихся знаний по изучаемой проблеме, категоризация содержания обобщенных и осмысленных материалов, классификация и типологизация полученных данных. Практическая реализация поставленных задач осуществлена посредством применения таких методов, как статистический анализ данных, теоретический анализ документальных источников, вторичный анализ материалов социологических исследований, анализ сайтов, экспертное интервьюирование и анкетирование.

Всего было опрошено 218 респондентов. Из общего числа: 200 человек -студенты Иркутского областного колледжа им. Ф. Шопена; 18 человек - эксперты в музыкальной сфере (представитель Министерства культуры и архивов по Иркутской области, руководители и преподаватели музыкальных образовательных учреждений). При этом ошибка выборки составила

5%, что свидетельствует о ее репрезентативности. В процессе исследования были использованы метод экспертного интервью и метод анкетирования целевой аудитории.

Экспертное интервьюирование было заявлено как один из основных методов сбора эмпирических данных. В качестве экспертов выступили специалисты в области культуры, директора и преподаватели музыкальных образовательных учреждениях. Особенность метода состояла в том, что он предусматривал выявление мнений и оценок по вопросам создания Байкальской консерватории в городе Иркутске «Мелодия Байкала».

В качестве основного метода также был заявлен метод анкетирования целевой аудитории студентов Иркутского областного музыкального колледжа им. Ф. Шопена на предмет создания Байкальской консерватории в городе Иркутске «Мелодия Байкала». Данный метод дал возможность за сравнительно короткий срок обследовать значительное количество людей, что особенно важно при оперативном изучении общественного мнения.

Результаты и новизна исследования. Новизна проведенного исследования состоит в разработке социологической концепции институционализации музыкального образования в социокультурном пространстве региона, в рамках которой реализован институциональный подход. Предложенная автором институциональная модель уров-невого музыкального образования в социокультурном пространстве региона представляет собой систему непрерывного многоуровневого музыкального образования -общего, предпрофессионального и профессионального уровней. Каждый компонент модели включает самостоятельные социальные институты музыкального образования, в рамках которого решаются специфические для данного уровня задачи. Реализация заданной модели в общем объеме всех ее структурных компонентов позволяет обеспечить благоприятный музыкальный микроклимат в социокультурном пространстве региона.

Практические результаты иссле-

дования. Анализ ответов экспертов и участников целевой группы (студенты Иркутского областного колледжа им. Ф. Шопена) показал, что мнения респондентов разделились: большинство экспертов (55,6%) считают, что в Иркутске недостаточно благоприятный музыкальный микроклимат, так как музыкальным образованием охвачены не все категории населения и отсутствует широкий доступ к музыкальной жизни города, в то время как участники целевой группы (79,5%), напротив, отмечают благоприятный музыкальный микроклимат, способствующий развитию музыкальной культуры и музыкального образования, включенности различных категорий населения в музыкальную сферу жизни города.

Результаты исследования по выявлению отношения респондентов к созданию Байкальской консерватории в Иркутске в преобладающем большинстве случаев позитивны: 88,9% экспертов в области музыкального образования, 98,5% студентов музыкального колледжа поддерживают идею создания Байкальской консерватории в городе Иркутске, поскольку посчитали ее своевременной и оправданной. Основной проблемой на пути создания Байкальской консерватории, по мнению экспертов и участников целевой группы, являются организационно-управленческие трудности при реализации данного проекта. В связи с этим разработанный нами проект предусматривает поэтапную реализацию организационно-управленческих мероприятий:

Первый этап направлен на проведение подготовительных работ по созданию Байкальской консерватории в городе Иркутске. Суть этих мероприятий состоит в следующем: - обоснование необходимости и готовности региона для создания Байкальской консерватории;

- сбор информации, в частности, разработка инструментария, проведение опроса среди экспертов и целевой аудитории на предмет создания в городе Байкальской консерватории;

- согласование проекта с органами федерального, регионального и муниципального управления.

Второй этап, направленный на ресурсное обеспечение проекта, предусматривает:

- согласование строительных, материально-технических, нормативно-правовых и иных требований к деятельности консерватории с учетом специфики музыкально-образовательной, научно-исследовательской и концертной деятельности учащихся и преподавателей;

- установление и налаживание сети партнерских отношений;

- разработку и создание сайта организации;

- проведение рекламной политики.

Третий этап - организация непосредственной деятельности консерватории с учетом целевых ориентиров и задач, которые состоят в реализации серии мероприятий, где основными являются:

- организация и реализация образовательных услуг для подготовки высококвалифицированных кадров в музыкальной сфере;

- расширение партнерской сети (выход на федеральный и международный уровни);

- организация научно-исследовательской деятельности по направлениям развития музыкальной культуры Восточной Сибири в контексте преобразований социокультурного пространства России и мира.

Таким образом, реализацию инновационного проекта по созданию Байкальской консерватории «Мелодия Байкала» следует начать с организации и проведения социально-значимых акций по привлечению внимания населения к проблемам музыкального образования и воспитания. Необходимо разработать образовательные программы по подготовке высококвалифицированных кадров в музыкальной сфере с учетом преемственности направлений подготовки, реализуемых на базе Иркутского областного музыкального колледжа им. Ф. Шопена: организация и проведение курсов

повышения квалификации для преподавателей музыкального колледжа предусмотрена как неотъемлемая часть деятельности Байкальской консерватории. Также необходимо создание материально-технической базы: приобретение музыкальных инструментов, расширение фонотеки, в том числе за счет собрания музыкальных произведений национального искусства. Заключение сетевых договоров с консерваториями центральной части России о совместной организации и проведении исследований, направленных на формирование музыкальных предпочтений и создание благоприятного микроклимата в городе Иркутске. Всю информацию можно будет расположить на специально созданном сайте Байкальской консерватории.

Следующим этапом реализации проекта является выход на муниципальный уровень, где можно начать с создания и оснащения специализированных музыкальных учреждений, чья деятельность будет направлена на формирование ценностных музыкальных ориентиров посредством распространения лучших образцов музыкального искусства. Например, музыкальные библиотеки и фонотеки, малые концертные залы для организации публичных выступлений, центры диагностики музыкальных способностей с целью ранней музыкальной профориентации и выявления одаренных детей.

Данный проект позволит привлечь внимание к проблемам музыкального воспитания и образования не только представителей профессионального музыкального сообщества, родителей, обучающих своих детей в музыкальных образовательных учреждениях, а также любителей музыки. Проект будет способствовать ознакомлению с дальнейшим развитием музыкального образования и музыкального воспитания, а также установлению благоприятного музыкального микроклимата в г. Иркутске.

Статья поступила 15.06.2015 г.

Библиографический список

1. Государственная программа Росийской Федера- 15.04.2014 г. № 295 // КонсультантПлюс - надежная

ции «Развитие образования» на 2013-2020 годы; правовая поддержка [Электронный ресурс]. URL:

утв. постановлением Правительства РФ от http://informikaservice.ru/files/contentfile/39/postanovle

nie-pravitelstva-rf-ot-15-04-2014-n-295-ob-utver.pdf (03.05.2015).

2. Иркутская область: официальный портал // ИР-КОБЛ [Электронный ресурс]. URL: http://www. i rkobl. ru/sites/soci ety/news/detai l.php?ID=15 8049&sphrase_id=656697 (03.05.2015).

3. Программа развития системы российского музыкального образования на период с 2015 по 2020 годы и план мероприятий по ее реализации // Министерство культуры Российской Федерации. Официальный сайт [Электронный ресурс]. URL:

http://mkrf.ru/ministerstvo/departament/list.php?SECTI ON_ID=59536 (03.05.2015).

4. Пуляевская О.В., Дзятковская Е.Н. Развитие психических функций дошкольников на музыкальных занятиях: монография. М.: Центр «Образование и экология», 2005. 184 с.

5. Сохор А.Н. Социология и музыкальная культура: монография. М.: Советский композитор, 1975. 202 с.

6. Чепурова К.И. Музыка в структуре социального пространства. Социологический анализ: дис. ... канд. социолог. наук: 22.00.06. Саратов, 2005. 199 с.

УДК 377.031; 378.147

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕТЕВОЙ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1 о о

© Ж.Г. Тимергалеева1, Р.М. Тимергалеев2, О.В. Пуляевская3

1Иркутский региональный колледж педагогического образования, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. 5-я Железнодорожная, 53. 2,3Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Дано нормативно-правовое обоснование возможности организации сетевых форм реализации образовательных программ профессионального образования. Представлены вариативные модели взаимодействия различных организаций по реализации образовательных программ профессионального образования. Раскрыты основные подходы к организации сетевого образования по реализации компетентностно-ориентированных, инновационных и отраслевых образовательных программ профессионального образования.

Ключевые слова: профессиональное образование; сетевая форма реализации образовательной программы; модели сетевого образования.

PROBLEMS AND DEVELOPMENT PROSPECTS OF NETWORK IMPLEMENTATION FORMS OF EDUCATIONAL PROGRAMS OF VOCATIONAL EDUCATION Zh.G. Timergaleeva, R.M. Temergaleev, O.V. Pulyaevskaya

Irkutsk Regional College of Pedagogical Education, 53 5th Zheleznodorozhnaya St., Irkutsk, 664074, Russia. Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The article provides a regulatory basis of the possibility to organize network implementation forms of educational programs of vocational education. Variative models of interaction between different organizations on implementation of educational programs of vocational education are introduced. The main approaches to the organization of network education on the implementation of competence-oriented, innovative, and industry-specific educational programs of vocational education are described.

Keywords: vocational education; network form of educational program implementation; models of network education.

1Тимергалеева Жанна Георгиевна, кандидат технических наук, зам. директора по общеобразовательной деятельности, тел.: 89025662231, e-mail: janetta@inbox.ru

Timergaleeva Zhanna, Candidate of technical sciences, Deputy Director on General Educational Work, tel.: 89025662231, e-mail: janetta@inbox.ru

2Тимергалеев Роман Михайлович, студент, тел.: 89087784067, e-mail: timroman@inboz.ru Timergaleev Roman, Student, tel.: 89087784067, e-mail: timroman@inboz.ru

3Пуляевская Ольга Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой психологии, тел.: 89148720592, e-mail: pulyayevsk@mail.ru

Pulyaevskaya Olga, Candidate of Psychology, Associate Professor, Head of the Psychology Department, tel.: 89148720592, e-mail: pulyayevsk@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.