ние российскими предпринимателями схем, с помощью которых владение акциями отечественных компаний осуществляется через акции иностранных, получило широкое распространение, особенно в преддверии сделок по слиянию и поглощению»1.
Действительно, многие российские предприниматели строят свой бизнес таким образом, что акции российских предприятий, осуществляющих хозяйственную деятельность, в конечном счете, контролируются иностранными компаниями, в том числе созданными в оффшорных зонах. Возникает вопрос — должны ли иностранные компании при продаже акций (долей в уставном капитале) других иностранных компаний, которым, в свою очередь, принадлежат акции российских компаний, получать согласие российского антимонопольного органа?
В юридической литературе по данному вопросу существуют различные точки зрения. Согласно одной из них, «приобретение акций, по смыслу Закона о защите конкуренции, — это не просто заключение договора в отношении акций, а скорее приобретение возможности осуществления прав по акциям, причем возможность осуществления права по акциям возникает и существует по любым основаниям. Иными словами, если лицо по какому-либо основанию получает возможность осуществлять права по акциям российских компаний, то такое лицо должно считаться приобретателем акций российских компаний»2. Другие авторы полагают, что если соглашение напрямую не касается акций или активов российских компаний, прав в отношении них, то применять положения о государственном антимонопольном контроле таких сделок со стороны ФАС РФ в большинстве случаев представляется необоснованным3.
На первый взгляд, исходя из буквального толкования нормы п. 2 ст. 3 Федерального закона от 26 июля 2006г. № 135-Ф3, следует, что если предметом сделки являются ценные бумаги иностранных компаний, то данные сделки действительно не должны включаться в сферу государственного антимонопольного контроля со стороны ФАС РФ, по крайней мере, по первому из указанных в п. 2 ст. 3 оснований. Однако в данной норме говорится в том числе и о приобретении прав в отношении российских организаций как основании применения к соглашению российского антимонопольного законодательства. Поэтому представляется, что приобретение акций, даже если они и не являются непосредственно акциями российской компании, а являются акциями иностранного холдинга, контролирующего данную компа-
1 Чернышов Г., Родионов А. Антимонопольное согласование сделок с акциями иностранных компаний // Корпоративный юрист. 2007. № 5. С. 59.
2 Там же. С. 60.
3 Ворзило Е.Ю. Новое в российском антимонопольном законодательстве // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
нию, это, тем не менее, влечет приобретение прав в отношении российской компании. Кроме того, п. 16 ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-Ф3 говорит о приобретении акций (долей) хозяйственных обществ не только как об их покупке, но и о приобретении иной возможности осуществления предоставленного ими права голоса, что, в конечном счете, позволяет согласиться с первой из изложенных выше позиций. Таким образом, в подобных случаях также требуется получение согласия ФАС РФ на совершение сделки при наличии прочих необходимых условий.
Ванян А.Э.,
аспирант МГЮА
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО РЫНКА И ПРЕДПОСЫЛКИ ЕГО РАЗВИТИЯ В РФ
В процессе перехода к рыночной экономике в России происходят системные преобразования во всех сферах жизнедеятельности: политической, правовой, экономической, социальной и т.д. Динамизм и новизна изменений требуют творческого переосмысления многих фундаментальных и прикладных проблем правоведения. Это в полной мере касается и такой важной сферы социальной деятельности, как туризм. В настоящее время туризм — один из наиболее развивающихся видов организованного отдыха, а также сектор мировой экономики. Он вносит весомый вклад в экономические показатели многих стран. Развитие туризма оказывает стимулирующее воздействие на такие секторы экономики, как коммунальное хозяйство, связь, транспорт, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, создает новые рабочие места. Не менее важно и то, что туризм способствует укреплению здоровья, расширяет познания людей об окружающем мире, способствует сближению мировых культур.
В России же в силу ряда причин туристическая сфера в сравнении со многими другими странами еще не получила должного развития. Современное состояние туризма в России проанализировано в Концепции развития туризма в РФ на период до 2005 года, одобренной распоряжением Правительства РФ от 11 июля 2002 года, в которой, в частности, указывается, что на долю России приходится около 1% мирового туристического потока Однако на сегоднящний день количество приезжающих в Россию иностранных гостей с деловыми, туристскими и частными целями составляет 7,4 млн чело-
1 Собрание законодательства РФ. 2002. № 28. Ст. 2902.
209
век, что не соответствует ее туристическому потенциалу. В качестве основных факторов, сдерживающих развитие въездного туризма, в Концепции, в частности, названы: образ России как страны, неблагоприятной для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации; действующий порядок выдачи российских виз гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении; неразвитая туристическая инфраструктура; несоответствие цены и качества размещения в гостиницах1 и др.
С каждым годом растет число российских граждан, желающих совершить туристическую поездку, особенно в зарубежные страны, что вполне понятно, если учесть, что еще 10 лет назад поездка рядового гражданина нашей страны за границу составляла серьезную проблему. Так, в последние годы среднее число российских туристов, выезжающих в страны дальнего и ближнего зарубежья, составляет около 13 млн человек. Это свидетельствует о том, что туристическая деятельность, пройдя период хаотичного развития, переходит на качественно высокий этап.
Государственное управление туристической деятельностью в РФ осуществляется различными способами. При этом государство, разрешив туристическую деятельность как вид предпринимательской деятельности, устанавливает лишь рамочные ограничения, в пределах которых туристическая деятельность может развиваться, исходя из инициативы хозяйствующих субъектов в сфере производства (формирования) и продвижения туристических услуг.
Практика последних лет показывает, что такая стратегия управления туризмом себя оправдывает. Например, в городах российского Черноморья (Сочи, Анапа, Геленджик, Туапсе) открываются все новые и новые туристские объекты (так, в Анапе с 2000г. стал функционировать аквапарк, построенный по европейским стандартам), и в целом можно констатировать быстрые темпы развития туризма в России2.
Координацию туристской деятельности в соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в РФ» осуществляет федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма. В настоящее время таким органом является Министерство экономического развития и торговли РФ. Министерство осуществляет руководство деятельностью представительств Министерства в иностранных государствах по вопросам туризма, их кадровое обеспечение и финансирование.
Органы публичной организации туристской деятельности создаются также в субъектах РФ.
2 Менеджмент туризма. Туризм и отраслевые системы. М.: Финансы и статистика, 2001. С. 162.
2 Бордюга Т. Туристический бизнес требует регулировки // Коммерсант. 2001. 28 марта.
На наш взгляд, самыми важными функциями органов публичной организации туристской деятельности являются функции контроля за качеством туристических услуг, для чего указанные органы наделены полномочиями по организации лицензирования, совершенствования государственной системы стандартизации и сертификации товаров и услуг, а также разработке международных и отечественных норм и правил в сфере туризма.
Значительный застой был отмечен в сфере туризма также в Республике Армения, что просто неприемлемо для такой древней страны, представляющей исторический интерес. Это было связано с распадом СССР, военным положением, с упадком социальной и политической жизни в стране. Однако нельзя не заметить, что в последнее время в РА также отмечается значительный приток туристов, которым интересны исторические и культурные ценности древней страны.
Тем не менее, развитие туризма как в Российской Федерации, так и в Республике Армения невозможно без совершенствования законодательства. Конкретные предложения по изменению и дополнению нормативно -правовых актов, регулирующих туристскую деятельность, требуют глубокой проработки и могут составлять предмет самостоятельных научных исследований.
Степанова Д. С.,
аспирантка МГЮА
ВАЛЮТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Не вызывает сомнения, что регулирование органами государственной власти валютных отношений, осуществляемое непосредственно путем принуждения к соблюдению установленных на законодательном уровне валютных ограничений, в первую очередь, направлено на защиту экономической безопасности государства. В то же время уровень либерализации внешнеэкономических отношений непосредственно влияет на темпы развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества. Стремление к достижению поставленной Президентом В.В. Путиным задачи по вступлению России во Всемирную Торговую Организацию и признание рубля с июля 2006 года конвертируемой валютой способствовали значительному изменению законодательства в сфере валютных ограничений вплоть до упразднения некоторых из них. Однако тенденция к снижению интенсивности валютного регулирования прослеживалась уже задолго до 2006 года.