Выполнение этого неравенства является основным условием платежеспособности предприятия.
При выполнении этого ограничения максимизируется величина экономического роста компании, и модель выглядит следующим образом:
ЭРК ^ тах.
При ограничении:
З < (Кс +ПС) + Зд + КЗС - Ав .
Для проведения анализа с использованием этой модели взяты исходные данные энергетической компании и проверено выполнение огра-
ничения по обеспечению финансовой устойчивости.
Исходные данные и рассчитанный экономический рост компании, который показал, какая доля собственного капитала на начало квартала пополнена за счет реинвестированной прибыли, при соблюдении ограничения по финансовой устойчивости, приведены в табл. 2.
Согласно полученным данным следует отметить замедление максимально возможного роста компании во втором квартале, но для данной отрасли характерна сезонность и, возможно, показатель экономического роста будет изменяться в динамике.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сысоева Е.Ф. Структура капитала и финансовая устойчивость организации: практический аспект [Электронный ресурс] / Е.Ф. Сысоева. - Режим доступа: www.google //http/ /1fin.ru
2. Инновации в управлении производственно-экономическими системами [Текст] / под ред. В.Ф. Комарова, А.Д. Колобова. - Новосибирск: ИЭОПП СОРАН, 2010. - 272 с.
УДК 338.45
М.В. Дмитриева, Л.Л. Каменик
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕРАБОТКОЙ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОТХОДОВ
С каждым годом вопрос обращения со строительными отходами в крупных мегаполисах России встает все более остро, поскольку на фоне крупномасштабных строительных работ оказываются переполнены имеющиеся полигоны, растут несанкционированные свалки и все это негативно сказывается не только на экологической, но и на экономической обстановке. В целом в России 60-80 % складируемых отходов относится к строительным, которые в большинстве случаев имеют 1У-У классы опасности и подлежат вторичному использованию после соответствующей подготовки (в них содержится 12-60 % ценных компонентов, обеспечивающих при обработке достаточные прочностные ха-
рактеристики строительных материалов). Сегодня уровень вторичного использования образующихся строительных отходов в России не превышает 10 % (в большинстве стран Европы он достигает 90 %) [1], что существенно сказывается на экономике производства строительных материалов и экологии региона. Одновременно стоит отметить, что состояние дел в сфере переработки строительных отходов напрямую зависит от имеющейся здесь системы управления, которая, как показывает практика, не удовлетворительна. В связи с этим анализ и оценка современной системы в сфере управления переработки строительных отходов, особенно в крупных городах, наиболее актуальны.
^НаучнО-Технические^ведомости^^СПбГПу^
Рассмотрим этот вопрос на примере Санкт-Петербурга. «Неблагоприятная экологическая ситуация в Санкт-Петербурге вызвана прежде всего тем, что в последние годы практически не уделялось внимание работе в области образования, сбора, вывоза, переработки и утилизации бытовых, строительных, промышленных, медицинских и токсичных отходов» [3].
По подсчетам специалистов при реконструкции с площади 1 тыс. м2 получается в среднем около 2 тыс. м3 строительного мусора, при новом строительстве - с 1 тыс. м2 - 1-2 тыс. м3; стоимость вывоза и размещения 1 м3 строительных отходов ориентировочно составляет 500 р. Можно представить, какие затраты понесут собственники строительных отходов и какие утраты экология города, учитывая, что не весь объем этих отходов попадет на специально предназначенные полигоны.
По оценкам специалистов ежегодно в Санкт-Петербурге образуется до 5 млн т строительных отходов, прирост составляет ориентировочно 3 % в год. В результате сегодня полигоны переполнены, а срок их службы исчисляется несколькими годами.
Согласно ст. 21 Закона «Об отходах производства и потребления» экологические платежи взимаются с хозяйствующих субъектов не просто за любое образование отходов, а именно за их размещение [6]. Основная проблема заключается в том, что, с одной стороны, чем опаснее отход, тем выше плата за его размещение на полигоне, а следовательно, выше вероятность того, что он отправится на одну из несанкционированных свалок. Также образованию несанкционированных свалок способствует плата за вывоз отходов, которая прямо пропорциональна величине плеча перевозки до лицензированных полигонов в Ленинградской области. Только на территории Санкт-Петербурга официально зарегистрировано около 300 несанкционированных свалок, ежегодно тысячи тонн строительных отходов извлекаются со дна водоемов города и области; если проанализировать состав мусора, то 70 % - это строительные отходы, которые не разлагаются веками, не распадаются, а только накапливаются в местах их складиро-
вания. С другой стороны, плата за размещение экологически безопасных отходов в РФ ничтожна, вследствие чего существующие лицензированные полигоны стремятся вместить постоянно возрастающий поток строительных отходов и получить за это большее денежное вознаграждение. Таким образом, экономя на экстернальных издержках, загрязнители не компенсируют экологического ущерба, наносимого их деятельностью, т. е. механизм реализации экологической политики в России несо-вершеннен.
Развитие системы управления переработки отходов является одним из направлений ресурсосбережения. Наряду с проблемой увеличения объемов строительных отходов существует проблема ресурсосбережения, т. е. исчерпания природных ресурсов. Решение данной проблемы -замена первичных ресурсов на материалы из вторичного сырья, в то время как повторное использование отходов повлияет положительно на экологическую ситуацию. Таким образом, одна проблема становится решением другой.
Возникает вопрос, почему образующиеся объемы отходов не утилизируются, учитывая, что данный принцип прописан в законодательстве следующим образом:
1. «При прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен <...> осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора» [8].
2. «Строительные отходы должны направляться на переработку, использование или обезвреживание при условии наличия в Санкт-Петербурге соответствующих перерабатывающих предприятий» [5].
3. «Обращение со строительными отходами должно быть направлено на их максимальное использование в целях получения товарной продукции. Строительные отходы в максимально возможных объемах должны подвергаться переработке и последующему использованию при наличии в Санкт-Петербурге соответствующих перерабатывающих мощностей» [4].
Определенное сдерживающее воздействие на уровень переработки отходов оказывает убежденность в высокой обеспеченности промыш-
ленности России природными сырьевыми ресурсами. Прогнозные расчеты показывают противоположные результаты: несмотря на большое количество месторождений, объемы природных ресурсов конечны и постоянно снижаются.
Ежегодно наблюдается рост объемов переработки отходов от строительства и сноса сооружений, но он незначителен: около десяти фирм в Санкт-Петербурге (например, ЗАО «ОЛЬВЕКС», ООО «ПетроЭкоСтрой», ГК «Крашмаш», ГК «Размах», ООО «Терминатор» и др.) с 2002-2004 гг. специализируются на приеме и переработке бетонных, железобетонных и кирпичных отходов, получая доход от приема строительных отходов и от реализации полученного из данных отходов вторичного щебня. На сегодняшний день производственных мощностей данных компаний недостаточно: имеющиеся мощности могут перевести во вторичный щебень около 2 млн м3 в год отходов бетона, железобетона, кирпича при объеме образования данных отходов 4-5 млн м3. Очевидно, что необходим прирост производственных мощностей, чтобы обеспечить уровень переработки отходов железобетона, бетона и кирпича наравне с европейским, особенно если брать в расчет тот факт, что компании-переработчики работают автономно. Единой системы и цельного решения проблемы в сфере обращения со строительными отходами нет. Основным направлением развития данной отрасли должно стать формирование единой системы управления и взаимодействия участников процесса утилизации строительных отходов.
Учитывая экономическую выгоду безотходного производства, как для собственников отходов и города, так и для организаций-переработчиков, целесообразно лимитировать размещение строительных отходов 1У-У классов опасности на полигонах и направлять их на переработку.
Использование отходов в качестве вторичного сырья позволяет экономить первичное сырье и материалы. Например, использование 1 т макулатуры экономит 3,5 м3 древесины; 1 т вторичного полимерного сырья - 0,7 т первичного
полимерного сырья; 1 т изношенных шин -0,33 т каучука синтетического; 1 т вторичного текстильного сырья - 0,7 т натуральных или синтетических волокон; 1 м3 вторичного щебня - 1 м3 природного щебня. Можно утверждать, что размещение на полигонах таких отходов не только приводит к загрязнению окружающей среды, но и лишает промышленность значительного объема дорогостоящего материала.
Получаемый в результате переработки железобетона и кирпича вторичный щебень может использоваться при строительстве дорог, как сырье для строительных материалов, для замены грунта при засыпке и под фундаментное основание, а также при благоустройстве, в частности, в ландшафтной архитектуре, обустройстве щебеночных оснований под полы и фундаменты зданий [2].
Проблема перевода отходов в категорию вторичного сырья должна решаться с учетом научно-технических, экологических и экономических требований. Следует отметить, что перспективным считается направление с замкнутым циклом строительные работы - переработка -производство вторичных материалов - строительные работы, который выгоден как потребителям, так и обществу.
Одним из важных аспектов поддержки бизнеса, занятого производством продукции из вторичного сырья и отходов производства, могла бы стать финансовая поддержка НИОКР, направленных на создание конструкторско-технологической базы производства специального оборудования для переработки отходов на малых предприятиях. Развитие такого немаловажного направления, как упорядочение рынка вторичных ресурсов, координация работы сборщиков и переработчиков отходов, требует разработки и проведения единой политики в отрасли. В связи с этим очевидна необходимость разработки самой концепции развития рынка вторичных ресурсов, совершенствования организационных методов, дополнения административных подходов нормативными требованиями и экономическими мерами.
Самостоятельным направлением системы управления переработки отходов является фор-
^НаучнО-Технические^ведомости^^СПбГПу^
мирование рынка вторичных материалов. Формирование упорядоченной системы взаимодействия и управления смежными сегментами рынка вторичных ресурсов, а также поддержка со стороны государства позволит, по нашему мнению, проводить общую технологическую, ценовую и поведенческую политику на рынке, обеспечивать его динамичное развитие и прогнози-руемость, будет способствовать установлению прочных связей между хозяйствующими субъектами, эффективности их работы.
Вопрос о создании новых сырьевых источников в регионах должен решаться на основе экономической целесообразности с учетом затрат и выгод при переводе отходов в категорию вторичного сырья. Цены на продукцию из вторичного сырья должны устанавливаться исходя из уровня затрат на заменяемые материалы. Тем самым народнохозяйственный экономический эффект от переработки отходов строительства и сноса представляет собой суммарную экономию всех производственных затрат (труда, сырья, материалов, финансовых и капитальных вложений), которую получает предприятие за счет замены первичного сырья отходами, а также за счет предотвращения или сокращения воздействия отходов на окружающую среду.
Отсутствует отлаженный экономический механизм и единая организационная система переработки строительных отходов, что не позволяет быстро и эффективно решить данную проблему. В зависимости от изменения приоритетов в области рационального использования первичных ресурсов темпы, объемы и направления вторичного ресурсопользования можно регулировать путем воздействия на его экономический механизм через: а) квоты и платы за лицензии на использование первичных ресурсов;
б) транспортные тарифы на перевозку сырья;
в) платежи за размещение отходов; г) инвестиционную политику; д) кредитную и налоговую политику; е) приоритетное финансирование разработок по внедрению ресурсосберегающих технологий и др. Таким образом, финансируемая за счет государственного бюджета часть работ по использованию отходов строительства
и сноса должна содержать, главным образом, мероприятия организационного, информационно-аналитического и маркетингового обеспечения экономического механизма ресурсопользо-вания.
Прежде всего, необходимо организовать ведение базы данных, предоставить достоверную информацию всем участникам рынка, причастным к проблеме использования ресурсов и обращения с отходами на всех уровнях.
На сегодняшний день осуществление государственного управления в области обращения с отходами производства и потребления в Санкт-Петербурге является задачей комитета по благоустройству, ранее этот вопрос находился в ведении комитета по природопользованию, охраны окружающей среды и обеспечения безопасности СПб, а также жилищного комитета. В 2009 г. было создано Управление по обращению с отходами производства и потребления СПб, основным направлением деятельности которого стала реализация Концепции обращения с отходами в Санкт-Петербурге на 2009-2014 гг. Оценка современной ситуации показывает, что такие запланированные мероприятия, как разработка и внедрение логистической схемы, целевой программы обращения с отходами производства и потребления, проектирование и строительство комплексов по переработке мусоросортировоч-ных комплексов, информирование населения/организаций по вопросам обращения с отходами, не реализованы.
Для администрации города проблема строительных отходов должна решаться на более глобальном уровне: необходимо развивать малоотходные и безотходные технологии, проводить прямые природоохранные мероприятия, стимулировать создание рынков экологических услуг, продукции, технологий и оборудования и наладить действенность административных рычагов и нормативно-правовых механизмов. Очевидно, что на первом этапе становления данной системы управления отходами необходимы жесткие меры административного принуждения, включая повышение штрафных санкций против нарушителей, целенаправленную лицензионную политику, объективное решение вопросов пла-
тежей за отходы, их хранение, транспортирование, а также вопросов эффективной переработки; целесообразна разработка программ по повышению эффективности работ с отходами, ресурсосбережению. Разработка и реализация таких программ требует во многом создания нового организационно-экономического механизма.
Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы.
Действующая система управления в сфере переработки строительных отходов в Санкт-Петербурге (и в отрасли в целом) только еще зарождается, находится в начальной стадии своего формирования, фрагментарна, отсутствует единая система управления процессом, в связи
с чем она является неудовлетворительной и не соответствует ни современным требованиям экономического развития, ни рынка.
Новая система управления в сфере переработки строительных отходов должна включать создание целостной концепции управления утилизации строительных отходов в Санкт-Петербурге (и в отрасли в целом), разработку принципов и основ формирования рынка вторичных ресурсов в данной сфере, создание инвестиционно-финансовой системы, экономического, организационного, правового механизма, обеспечивающих реализацию замкнутого цикла строительные работы - переработка -производство вторичного сырья - строительные работы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Головацкий, Л.В. Управление отходами: вчера, сегодня, завтра [Текст] / Л.В. Головацкий, П.Г. Гаса-нов, С.В. Васильев // Федеральный строительный рынок. - 2008. - № 5 (70).
2. Лунева, Г. Строительным отходам - вторую жизнь, бизнесу - прибыль, обществу - улучшение экологии [Текст] / Г. Лунева // Рециклинг отходов. -2006. - № 2 (2).
3. О Концепции реформирования городского хозяйства Санкт-Петербурга на 2004-2010 гг. (в ред. постановлений Правительства № 868 от 09.07.08 г. и № 992 от 02.09.09 г.) [Текст] : Постановление № 431 от 23.03.2004 г.
4. Об экологической политике Санкт-Петербурга на 2008-2012 гг. [Текст] : Постановление № 1662 от 25.12.07 г.
5. Правила обращения со строительными отходами в Санкт-Петербурге (с изменениями от 14.12.2006 г.) [Текст] : [утв. распоряжением Администрации Санкт-Петербурга № 1112-ра от 15.03.03 г.].
6. Об отходах производства и потребления; с изм. и доп. от 01.01.2010 г. [Текст] : Федер. закон № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. (ред. от 30.12.08 г.); [принят ГД ФС РФ 22.05.1998 г.].
7. Об охране окружающей среды [Текст] : Федер. закон № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. (ред. от 27.12.2009 г.); [принят ГД ФС РФ 20.12.2001 г.].
8. Технический регламент о безопасности зданий и сооружений [Текст] : Федер. закон № 384-ФЗ от 30.12.2009 г.; [принят ГД ФС РФ 23.12.2009 г.].
9. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gov.spb.ru/