Научная статья на тему 'Основные направления развития системы управления пере работкой строительных отходов'

Основные направления развития системы управления пере работкой строительных отходов Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
159
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ / ПОЛИГОН / ПЕРЕРАБОТКА / ВТОРИЧНОЕ СЫРЬЕ / УТИЛИЗАЦИЯ / БЕЗОТХОДНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УПРАВЛЕНИЕ. СТРОИТЕЛЬНЫЕ ОТХОДЫ

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Дмитриева Марина Витальевна, Каменик Людмила Леонидовна

Рассмотрена современная система обращения со строительными отходами. Произведена оценка системы управления переработки и предложены мероприятия для совершенствования имеющейся модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Дмитриева Марина Витальевна, Каменик Людмила Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The modern system of the reference with a building waste is considered. The estimation of model of management of processing in Sankt-Petersburg is made and actions for perfection of available system are offered.

Текст научной работы на тему «Основные направления развития системы управления пере работкой строительных отходов»

Выполнение этого неравенства является основным условием платежеспособности предприятия.

При выполнении этого ограничения максимизируется величина экономического роста компании, и модель выглядит следующим образом:

ЭРК ^ тах.

При ограничении:

З < (Кс +ПС) + Зд + КЗС - Ав .

Для проведения анализа с использованием этой модели взяты исходные данные энергетической компании и проверено выполнение огра-

ничения по обеспечению финансовой устойчивости.

Исходные данные и рассчитанный экономический рост компании, который показал, какая доля собственного капитала на начало квартала пополнена за счет реинвестированной прибыли, при соблюдении ограничения по финансовой устойчивости, приведены в табл. 2.

Согласно полученным данным следует отметить замедление максимально возможного роста компании во втором квартале, но для данной отрасли характерна сезонность и, возможно, показатель экономического роста будет изменяться в динамике.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сысоева Е.Ф. Структура капитала и финансовая устойчивость организации: практический аспект [Электронный ресурс] / Е.Ф. Сысоева. - Режим доступа: www.google //http/ /1fin.ru

2. Инновации в управлении производственно-экономическими системами [Текст] / под ред. В.Ф. Комарова, А.Д. Колобова. - Новосибирск: ИЭОПП СОРАН, 2010. - 272 с.

УДК 338.45

М.В. Дмитриева, Л.Л. Каменик

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕРАБОТКОЙ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОТХОДОВ

С каждым годом вопрос обращения со строительными отходами в крупных мегаполисах России встает все более остро, поскольку на фоне крупномасштабных строительных работ оказываются переполнены имеющиеся полигоны, растут несанкционированные свалки и все это негативно сказывается не только на экологической, но и на экономической обстановке. В целом в России 60-80 % складируемых отходов относится к строительным, которые в большинстве случаев имеют 1У-У классы опасности и подлежат вторичному использованию после соответствующей подготовки (в них содержится 12-60 % ценных компонентов, обеспечивающих при обработке достаточные прочностные ха-

рактеристики строительных материалов). Сегодня уровень вторичного использования образующихся строительных отходов в России не превышает 10 % (в большинстве стран Европы он достигает 90 %) [1], что существенно сказывается на экономике производства строительных материалов и экологии региона. Одновременно стоит отметить, что состояние дел в сфере переработки строительных отходов напрямую зависит от имеющейся здесь системы управления, которая, как показывает практика, не удовлетворительна. В связи с этим анализ и оценка современной системы в сфере управления переработки строительных отходов, особенно в крупных городах, наиболее актуальны.

^НаучнО-Технические^ведомости^^СПбГПу^

Рассмотрим этот вопрос на примере Санкт-Петербурга. «Неблагоприятная экологическая ситуация в Санкт-Петербурге вызвана прежде всего тем, что в последние годы практически не уделялось внимание работе в области образования, сбора, вывоза, переработки и утилизации бытовых, строительных, промышленных, медицинских и токсичных отходов» [3].

По подсчетам специалистов при реконструкции с площади 1 тыс. м2 получается в среднем около 2 тыс. м3 строительного мусора, при новом строительстве - с 1 тыс. м2 - 1-2 тыс. м3; стоимость вывоза и размещения 1 м3 строительных отходов ориентировочно составляет 500 р. Можно представить, какие затраты понесут собственники строительных отходов и какие утраты экология города, учитывая, что не весь объем этих отходов попадет на специально предназначенные полигоны.

По оценкам специалистов ежегодно в Санкт-Петербурге образуется до 5 млн т строительных отходов, прирост составляет ориентировочно 3 % в год. В результате сегодня полигоны переполнены, а срок их службы исчисляется несколькими годами.

Согласно ст. 21 Закона «Об отходах производства и потребления» экологические платежи взимаются с хозяйствующих субъектов не просто за любое образование отходов, а именно за их размещение [6]. Основная проблема заключается в том, что, с одной стороны, чем опаснее отход, тем выше плата за его размещение на полигоне, а следовательно, выше вероятность того, что он отправится на одну из несанкционированных свалок. Также образованию несанкционированных свалок способствует плата за вывоз отходов, которая прямо пропорциональна величине плеча перевозки до лицензированных полигонов в Ленинградской области. Только на территории Санкт-Петербурга официально зарегистрировано около 300 несанкционированных свалок, ежегодно тысячи тонн строительных отходов извлекаются со дна водоемов города и области; если проанализировать состав мусора, то 70 % - это строительные отходы, которые не разлагаются веками, не распадаются, а только накапливаются в местах их складиро-

вания. С другой стороны, плата за размещение экологически безопасных отходов в РФ ничтожна, вследствие чего существующие лицензированные полигоны стремятся вместить постоянно возрастающий поток строительных отходов и получить за это большее денежное вознаграждение. Таким образом, экономя на экстернальных издержках, загрязнители не компенсируют экологического ущерба, наносимого их деятельностью, т. е. механизм реализации экологической политики в России несо-вершеннен.

Развитие системы управления переработки отходов является одним из направлений ресурсосбережения. Наряду с проблемой увеличения объемов строительных отходов существует проблема ресурсосбережения, т. е. исчерпания природных ресурсов. Решение данной проблемы -замена первичных ресурсов на материалы из вторичного сырья, в то время как повторное использование отходов повлияет положительно на экологическую ситуацию. Таким образом, одна проблема становится решением другой.

Возникает вопрос, почему образующиеся объемы отходов не утилизируются, учитывая, что данный принцип прописан в законодательстве следующим образом:

1. «При прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен <...> осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора» [8].

2. «Строительные отходы должны направляться на переработку, использование или обезвреживание при условии наличия в Санкт-Петербурге соответствующих перерабатывающих предприятий» [5].

3. «Обращение со строительными отходами должно быть направлено на их максимальное использование в целях получения товарной продукции. Строительные отходы в максимально возможных объемах должны подвергаться переработке и последующему использованию при наличии в Санкт-Петербурге соответствующих перерабатывающих мощностей» [4].

Определенное сдерживающее воздействие на уровень переработки отходов оказывает убежденность в высокой обеспеченности промыш-

ленности России природными сырьевыми ресурсами. Прогнозные расчеты показывают противоположные результаты: несмотря на большое количество месторождений, объемы природных ресурсов конечны и постоянно снижаются.

Ежегодно наблюдается рост объемов переработки отходов от строительства и сноса сооружений, но он незначителен: около десяти фирм в Санкт-Петербурге (например, ЗАО «ОЛЬВЕКС», ООО «ПетроЭкоСтрой», ГК «Крашмаш», ГК «Размах», ООО «Терминатор» и др.) с 2002-2004 гг. специализируются на приеме и переработке бетонных, железобетонных и кирпичных отходов, получая доход от приема строительных отходов и от реализации полученного из данных отходов вторичного щебня. На сегодняшний день производственных мощностей данных компаний недостаточно: имеющиеся мощности могут перевести во вторичный щебень около 2 млн м3 в год отходов бетона, железобетона, кирпича при объеме образования данных отходов 4-5 млн м3. Очевидно, что необходим прирост производственных мощностей, чтобы обеспечить уровень переработки отходов железобетона, бетона и кирпича наравне с европейским, особенно если брать в расчет тот факт, что компании-переработчики работают автономно. Единой системы и цельного решения проблемы в сфере обращения со строительными отходами нет. Основным направлением развития данной отрасли должно стать формирование единой системы управления и взаимодействия участников процесса утилизации строительных отходов.

Учитывая экономическую выгоду безотходного производства, как для собственников отходов и города, так и для организаций-переработчиков, целесообразно лимитировать размещение строительных отходов 1У-У классов опасности на полигонах и направлять их на переработку.

Использование отходов в качестве вторичного сырья позволяет экономить первичное сырье и материалы. Например, использование 1 т макулатуры экономит 3,5 м3 древесины; 1 т вторичного полимерного сырья - 0,7 т первичного

полимерного сырья; 1 т изношенных шин -0,33 т каучука синтетического; 1 т вторичного текстильного сырья - 0,7 т натуральных или синтетических волокон; 1 м3 вторичного щебня - 1 м3 природного щебня. Можно утверждать, что размещение на полигонах таких отходов не только приводит к загрязнению окружающей среды, но и лишает промышленность значительного объема дорогостоящего материала.

Получаемый в результате переработки железобетона и кирпича вторичный щебень может использоваться при строительстве дорог, как сырье для строительных материалов, для замены грунта при засыпке и под фундаментное основание, а также при благоустройстве, в частности, в ландшафтной архитектуре, обустройстве щебеночных оснований под полы и фундаменты зданий [2].

Проблема перевода отходов в категорию вторичного сырья должна решаться с учетом научно-технических, экологических и экономических требований. Следует отметить, что перспективным считается направление с замкнутым циклом строительные работы - переработка -производство вторичных материалов - строительные работы, который выгоден как потребителям, так и обществу.

Одним из важных аспектов поддержки бизнеса, занятого производством продукции из вторичного сырья и отходов производства, могла бы стать финансовая поддержка НИОКР, направленных на создание конструкторско-технологической базы производства специального оборудования для переработки отходов на малых предприятиях. Развитие такого немаловажного направления, как упорядочение рынка вторичных ресурсов, координация работы сборщиков и переработчиков отходов, требует разработки и проведения единой политики в отрасли. В связи с этим очевидна необходимость разработки самой концепции развития рынка вторичных ресурсов, совершенствования организационных методов, дополнения административных подходов нормативными требованиями и экономическими мерами.

Самостоятельным направлением системы управления переработки отходов является фор-

^НаучнО-Технические^ведомости^^СПбГПу^

мирование рынка вторичных материалов. Формирование упорядоченной системы взаимодействия и управления смежными сегментами рынка вторичных ресурсов, а также поддержка со стороны государства позволит, по нашему мнению, проводить общую технологическую, ценовую и поведенческую политику на рынке, обеспечивать его динамичное развитие и прогнози-руемость, будет способствовать установлению прочных связей между хозяйствующими субъектами, эффективности их работы.

Вопрос о создании новых сырьевых источников в регионах должен решаться на основе экономической целесообразности с учетом затрат и выгод при переводе отходов в категорию вторичного сырья. Цены на продукцию из вторичного сырья должны устанавливаться исходя из уровня затрат на заменяемые материалы. Тем самым народнохозяйственный экономический эффект от переработки отходов строительства и сноса представляет собой суммарную экономию всех производственных затрат (труда, сырья, материалов, финансовых и капитальных вложений), которую получает предприятие за счет замены первичного сырья отходами, а также за счет предотвращения или сокращения воздействия отходов на окружающую среду.

Отсутствует отлаженный экономический механизм и единая организационная система переработки строительных отходов, что не позволяет быстро и эффективно решить данную проблему. В зависимости от изменения приоритетов в области рационального использования первичных ресурсов темпы, объемы и направления вторичного ресурсопользования можно регулировать путем воздействия на его экономический механизм через: а) квоты и платы за лицензии на использование первичных ресурсов;

б) транспортные тарифы на перевозку сырья;

в) платежи за размещение отходов; г) инвестиционную политику; д) кредитную и налоговую политику; е) приоритетное финансирование разработок по внедрению ресурсосберегающих технологий и др. Таким образом, финансируемая за счет государственного бюджета часть работ по использованию отходов строительства

и сноса должна содержать, главным образом, мероприятия организационного, информационно-аналитического и маркетингового обеспечения экономического механизма ресурсопользо-вания.

Прежде всего, необходимо организовать ведение базы данных, предоставить достоверную информацию всем участникам рынка, причастным к проблеме использования ресурсов и обращения с отходами на всех уровнях.

На сегодняшний день осуществление государственного управления в области обращения с отходами производства и потребления в Санкт-Петербурге является задачей комитета по благоустройству, ранее этот вопрос находился в ведении комитета по природопользованию, охраны окружающей среды и обеспечения безопасности СПб, а также жилищного комитета. В 2009 г. было создано Управление по обращению с отходами производства и потребления СПб, основным направлением деятельности которого стала реализация Концепции обращения с отходами в Санкт-Петербурге на 2009-2014 гг. Оценка современной ситуации показывает, что такие запланированные мероприятия, как разработка и внедрение логистической схемы, целевой программы обращения с отходами производства и потребления, проектирование и строительство комплексов по переработке мусоросортировоч-ных комплексов, информирование населения/организаций по вопросам обращения с отходами, не реализованы.

Для администрации города проблема строительных отходов должна решаться на более глобальном уровне: необходимо развивать малоотходные и безотходные технологии, проводить прямые природоохранные мероприятия, стимулировать создание рынков экологических услуг, продукции, технологий и оборудования и наладить действенность административных рычагов и нормативно-правовых механизмов. Очевидно, что на первом этапе становления данной системы управления отходами необходимы жесткие меры административного принуждения, включая повышение штрафных санкций против нарушителей, целенаправленную лицензионную политику, объективное решение вопросов пла-

тежей за отходы, их хранение, транспортирование, а также вопросов эффективной переработки; целесообразна разработка программ по повышению эффективности работ с отходами, ресурсосбережению. Разработка и реализация таких программ требует во многом создания нового организационно-экономического механизма.

Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы.

Действующая система управления в сфере переработки строительных отходов в Санкт-Петербурге (и в отрасли в целом) только еще зарождается, находится в начальной стадии своего формирования, фрагментарна, отсутствует единая система управления процессом, в связи

с чем она является неудовлетворительной и не соответствует ни современным требованиям экономического развития, ни рынка.

Новая система управления в сфере переработки строительных отходов должна включать создание целостной концепции управления утилизации строительных отходов в Санкт-Петербурге (и в отрасли в целом), разработку принципов и основ формирования рынка вторичных ресурсов в данной сфере, создание инвестиционно-финансовой системы, экономического, организационного, правового механизма, обеспечивающих реализацию замкнутого цикла строительные работы - переработка -производство вторичного сырья - строительные работы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Головацкий, Л.В. Управление отходами: вчера, сегодня, завтра [Текст] / Л.В. Головацкий, П.Г. Гаса-нов, С.В. Васильев // Федеральный строительный рынок. - 2008. - № 5 (70).

2. Лунева, Г. Строительным отходам - вторую жизнь, бизнесу - прибыль, обществу - улучшение экологии [Текст] / Г. Лунева // Рециклинг отходов. -2006. - № 2 (2).

3. О Концепции реформирования городского хозяйства Санкт-Петербурга на 2004-2010 гг. (в ред. постановлений Правительства № 868 от 09.07.08 г. и № 992 от 02.09.09 г.) [Текст] : Постановление № 431 от 23.03.2004 г.

4. Об экологической политике Санкт-Петербурга на 2008-2012 гг. [Текст] : Постановление № 1662 от 25.12.07 г.

5. Правила обращения со строительными отходами в Санкт-Петербурге (с изменениями от 14.12.2006 г.) [Текст] : [утв. распоряжением Администрации Санкт-Петербурга № 1112-ра от 15.03.03 г.].

6. Об отходах производства и потребления; с изм. и доп. от 01.01.2010 г. [Текст] : Федер. закон № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. (ред. от 30.12.08 г.); [принят ГД ФС РФ 22.05.1998 г.].

7. Об охране окружающей среды [Текст] : Федер. закон № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. (ред. от 27.12.2009 г.); [принят ГД ФС РФ 20.12.2001 г.].

8. Технический регламент о безопасности зданий и сооружений [Текст] : Федер. закон № 384-ФЗ от 30.12.2009 г.; [принят ГД ФС РФ 23.12.2009 г.].

9. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gov.spb.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.