МАМСИРОВ А.Х., БИСЧОКОВА Ф.Р.
Кабардино-Балкарский государственный университет им.Х.М.Бербекова, старший преподаватель кафедры «Социальной сферы и туризма», e-mail: amam @mail.ru;
Кабардино-Балкарский государственный университет им.Х.М.Бербекова, ассистент кафедры «Экономической теории», e-mail: [email protected]
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЫНКА СФЕРЫ УСЛУГ
В ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ РЕГИОНА
В статье рассматриваются основные направления развития рынка сферы услуг в туристической отрасли региона . Важное место отводится анализу необходимых условий успешного функционирования и интенсивного развития сферы услуг в туристической отрасли. Определены основные компоненты социальной политики государства в курортно-рекреационной сфере услуг
Ключевые слова: рынок услуг; услуги курортно-рекреационного комплекса; денежные доходы и расходы населения; структура и объём платных услуг; стратегия развития сферы услуг
Коды классификатора JEL: L83
Основным макроэкономическим показателем развития субъектов Российской Федерации является валовый региональный продукт, отражающий результаты эффективности деятельности в регионах, преимущест- ^Г венно обусловленный сферой услуг. Основной объем валовой добавленной стоимости, начиная с конца 90-х ¡5 гг. ХХв., производится в сфере услуг. Кроме того, сфера услуг служит своеобразным катализатором развития О других отраслей экономики, выполняет ключевую социальную функцию - обеспечение занятости населения, ® предоставляя возможность жителям страны повысить свое благосостояние, и снижая социальную напряжен- ^ ность в стране. Анализируя сферу услуг с позиции маркетингового подхода, она, предоставляя определен- □ ное благо (товар, ценность) способствует удовлетворению потребностей личности, стимулируя, тем самым, ^ рост покупательной способности населения и обеспечивая воспроизводство национальной и региональной ^ экономик. Наметившийся рост в социально-экономическом развитии Российской Федерации, увеличение де- ^ нежных доходов, а также осознание населением факта превращения здоровья в мощную производительную |-силу как социума в целом, так и отдельного индивида, способствовали возникновению потребности в турист- 00 ских услугах. О Внимание исполнительных органов всех уровней к проблемам туристской отрасли в условиях политичес- ¡=у кой стабильности на Северном Кавказе и реальности олимпийских перспектив российского Юга, создают ^ реальный позитивный фундамент для ее восстановления и развития. 0 Природно-ресурсный потенциал Кабардино-Балкарской Республики предопределил развитие ряда терри- ф ториально-производственных комплексов, отражающих характерные черты структуры экономики, особен- ё ности размещения и специализацию отраслей хозяйства республики. Среди них можно выделить ключевые о, объекты различного масштаба [1-2]: Нальчикский хозяйственный и курортный узел, территориально-рекре- $ ационная система высокогорного типа - Приэльбрусье, сельскохозяйственные природно-территориальные х системы равнинного и горного типа. Все они находятся в неразрывной связи с главным туристским маршру- ^ том по Баксанскому ущелью с прилегающей территорией. 5 Нальчикский хозяйственный узел представляет собой совокупность предприятий различных отраслей, объ- ^ ектов курортно-рекреационной сферы, науки, культуры, административно-управленческого аппарата и т.д. ю Территориально-рекреационная система высокогорного типа - Приэльбрусье - является территорией, со- о четающей объекты отдыха, туризма, альпинизма, горнолыжного спорта и развивающихся крупных научных центров страны по изучению природной среды высокогорий, медико-биологических факторов лечения раз- ^ личных болезней и т.д. о Кабардино-Балкарская Республика располагает обширными и разнообразными рекреационными ресурса- о ми, значительность которых обусловила превращение республики в один из ведущих центров туризма страны еще в 60-х годах. Приэльбрусье - район уникального ландшафта и растительности, имеющий оздоровительную, научно познавательную и культурно-эстетическую ценность. Решением Совета Министров РСФСР ^ 22 сентября 1986г. здесь организован природный национальный парк «Приэльбрусье», охватывающий территорию верховий рек Малки и Баксана общей площадью более 100 тыс.га. [1-2]. Территория парка делится о на зоны: с заповедным режимом, режимом заказника, режимом регулируемого хозяйственного использова- ^ ния с двумя подзонами - интенсивного и экстенсивного рекреационного использования. Главными задачами х парка являются сохранение природных комплексов, имеющих особую эколого-экономическую, историчес- о кую и эстетическую ценность в силу благоприятного сочетания естественных и культурных ландшафтов, и ^ использование их в рекреационных, просветительских, научных и культурных целях.
Механизм создания обозначенной зоны на понятийном уровне базируется на законодательно установлен- о
ном статусе территории (Национальный парк «Приэльбрусье»), в соответствии с которым ее социально-эко- ®
номическое развитие осуществляется преимущественно за счет имеющихся на этой территории естествен- §
ных природных богатств при непременном условии сохранения природно-ресурсного потенциала. °
К числу основных предприятий и организаций туристской отрасли Кабардино-Балкарской Республики 9
следует отнести: курорт федерального значения «Нальчик»; ОАО «Каббалктурист»; ОАО «Эльбрустурист»; О
ОАО «Каббалкапьпинист»; ведомственные санаторные учреждения; детские оздоровительные санатории (лагеря) сезонного действия; гостиничный комплекс; туристические агентства.
Природно-рекреационный потенциал республики характеризуется следующими условиями: дифференциацией природных условий, благоприятными климатическими условиями, разнообразием животного и растительного мира, сосредоточением памятников и культурно-исторического наследия, развитием народно-художественных промыслов и ремесел; наличием большого числа санаторно-курортных учреждений, пансионатов, домов, баз отдыха и других объектов рекреации. Таким образом, уникальные природно-климатические условия, имеющаяся материально-техническая, политическая и социальная база, настоятельно диктуют необходимость воссоздания традиционной для Кабардино-Балкарской Республики туристской отрасли.
На наш взгляд, развитие туристской отрасли в республике определяют две группы факторов: 1) усиливающие развитие - повышение качества услуг туристской отрасли, рост цен на услуги туристской отрасли, дифференциация предлагаемых услуг (продуктов) предприятий и организаций туристской отрасли, высокий уровень внедрения инноваций, насыщение рынка производителями услуг, ужесточение конкуренции между производителями услуг, освоение или выход на новые рынки, расширение ассортимента предоставляемых услуг, кооперация и интеграция с организациями и предприятиями смежных отраслей и 2) ослабляющие развитие - высокий уровень затрат, недостаток инвестиций, направленных на развитие организаций и предприятий туристской отрасли, слабое развитие системы профессиональных посредников, высокая стоимость научно-технической продукции, снижение числа потребителей услуг в связи с территориальной близостью к «горячим точкам», унификация и стандартизация используемых технологий, регулирование деятельности со стороны органов государственной власти, увеличение расходов на производство услуг, нестабильность конъюнктуры рынка услуг туристской отрасли. ^ Данный комплекс факторов развития туристской отрасли КБР указывает на их природу и определяет на-Ь правления управления и регулирования участников рынка со стороны государственных органов власти. На ^ практике эффективное развитие реализуется посредством адаптации предприятий и организаций турист-X ской отрасли к факторам внешней среды путем изменения их внутренней составляющей под воздействием внешних условий, поиск нового конкурентоспособного организационного поведения. Следовательно, □ туристская отрасль в большей степени регулируема и именно государство здесь может оказывать сильное ^ влияниенапроцессобеспеченияее эффективногоразвитиявцелом.
^ Ресурсы туристской отрасли представляют собой комплекс физических, биологических, психологических ^ и экологических факторов, которые используются в процессе восстановления физических сил и духовных I- качеств человека и их дальнейшего развития. Туристская отрасль сферы услуг является значимым социаль-00 но-экономическим фактором, влияющим на общее устройство и осуществляемую политику в Кабардино-О Балкарской Республике. В ней тесто взаимоувязаны интересы культуры и искусства, транспорта и связи, ¡=у информационно-инновационных технологий, безопасности и международных отношений, занятости и здоровья населения, малого бизнеса и государства. Кроме того, исследуемая отрасль имеет большое значение
0 для государства в целом, республики, муниципалитетов, отдельного индивида.
ф Устойчивость развития территориальной организации деятельности в туристской отрасли невозможна без ё эффективной государственной политики. Практика показала, что, несмотря на высочайший рекреационный о. и санаторно-курортный потенциал Кабардино-Балкарской Республики, на протяжении последних лет скла-$ дывалась плачевная ситуация. В настоящее время наблюдается выправление ситуации, однако по-прежнему
1 существуют инфраструктурные, экономические, социальные и политические проблемы, сдерживающие раз-ф витие туристской отрасли в регионе.
о Современные рыночные условия ориентируют производителей туристской отрасли на индивидуализацию, гибко реагирующую на изменяющиеся и усложняющиеся запросы потребителей. В связи с этим необхо-® димо разрабатывать новые направления инфраструктурной сущности услуг туристской отрасли. о Разработка и реализация направлений развития туристской инфраструктуры на макро- и микроуровнях з обеспечит позитивные структурные сдвиги в региональной экономике. Новая система управления инфра-^ структурой туристской отрасли направлена на существенную реструктуризацию существующей и дальнейшее
0 совершенствование взаимовыгодного сотрудничества регионального и муниципального уровней управления. ^ Инфраструктура туристской отрасли представляет собой совокупность государственных и негосударс-^ твенных, общественных, образовательных и коммерческих организаций, целью которых является создание ^ благоприятных условий для развития туристской отрасли путем оказания всесторонней поддержки по сле-§ дующим направлениям: аналитико- консалтинговому, научно-техническому, методико-технологическому, £ финансово-правовому, инновационно-прогностическому, эколого-экономическому, информационно-комму-£ никативному, организационно-управленческому.
^ Инфраструктуру можно также представить как совокупность экономических форм, компоненты которой,
1 взаимодействуя и взаимодополняя друг друга, придерживаются единой концепции развития, увязывающих о деловые отношения при всем их разнообразии в единую общность. По нашему мнению, элементами инфра-ш структуры туристской отрасли в рыночной экономике являются: общественные объединения, отраслевые '! и профессиональные объединения, региональные и общефедеральные объединения; организации, осущест-о вляющие мониторинг окружающей природной среды; учреждения здравоохранения, науки и образования; ■т организации культуры; торговые, транспортные предприятия; строительные организации; предприятия об! щественного питания; кредитные учреждения и коммерческие банки; лизинговые и страховые компании; ° аукционы, ярмарки и другие формы внебиржевого посредничества; предприятия связи и жилищно-комму-9 нального хозяйства; специальные рекламные и информационные агентства; предприятия венчурного типа. О Ряд авторов исследовали проблемы инфраструктуры [3-8]. Проводя оценку состояния инфраструктуры
туристской отрасли Кабардино-Балкарской Республики, выражают негативное мнение: «...Общая инфраструктура рекреационной территории характеризуется слабой развитостью, практически полностью зависящей от работы его владельца ОАО «эльбрустурист», среднегодовая загруженность гостиничного комплекса которого не превышает 50%. В такой ситуации предприятие не может справиться с обслуживанием двух существующих канатных комплексов, которые морально и физически устарели, эксплуатируются в сложных климатических условиях, имеют пропускную способность всего 800 чел./час. От резких температурных и ветровых перепадов некоторые узлы и конструкции канатных дорог находятся в предельном для эксплуатации состоянии. горнолыжные трассы не соответствуют требованиям международной федерации горнолыжного спорта. Сложность рельефа, сход селевых потоков и лавин, слабое техническое оснащение, недостаточное финансирование обслуживающих дорожных организаций привели к тому, что сеть дорог в Приэльбрусье не отвечает современным требованиям.
Развитие инфраструктуры курортно-рекреационного комплекса, проведение мероприятий по привлечению дополнительных источников финансирования, создание благоприятного предпринимательского климата, расширение существующей материальной базы исследуемых рекреационных территорий, продвижение турпродукта на рынках в Российской Федерации являются приоритетными направлениями реализации эко-лого-экономического механизма развития территориальных рекреационных комплексов в Кабардино-Балкарской Республике.
Невостребованность санаторно-курортных услуг в период проведения экономических реформ и использование в течение продолжительного времени учреждений курорта «Нальчик» не по назначению привели к большим потерям материальной базы, оборудования и другого имущества; значительная часть сооружений санаторно-курортного комплекса изношена и не в состоянии обеспечить предоставление конкурентоспособного комплекса услуг, требуются модернизация, реконструкция и капитальный ремонт. Финансовое поло- ^Г жение рекреационного комплекса в значительной степени осложняется высоким налогообложением, резко ^ возросшей стоимостью энергоносителей и другими проблемами» [6]. О
Качественные структурные сдвиги в туристской отрасли могут быть обеспечены за счет внедрения и развития информационных технологий и решения инфраструктурных проблем внедрения информационных технологий в сферу услуг. В связи с этим нами разработана модель управления инфраструктурой туристской отрасли, обеспечивающая реструктуризацию существующей системы и совершенствование взаимовыгодного и плодотворного сотрудничества через сеть центров развития туристской отрасли и направленная на решение проблемы обеспечения необходимых условий для эффективного развития предприятий и организаций туристской отрасли и система управления развитием туристской отрасли. Модель направлена на обеспечение эффективного функционирования и развития туристской отрасли за счет формирования системы взаимодействия фе- (д деральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации □ и местного самоуправления через сеть центров развития туристской отрасли сферы услуг. ^
Положительный эффект обеспечивается за счет использования системы управления инфраструктурой ту ристской отрасли, аккумулирующей в себе ключевые функции центров развития: стратегическое планиро вание туристской отрасли; прогнозирование тенденций и мониторинг развития туристской отрасли; организация эффективной деятельности предприятий туристской отрасли; координация оперативной деятельности ^ туристской отрасли; разработка и реализация нормативных решений; мотивация персонала предприятий ^ и организаций туристской отрасли; контроль запланированных результатов с фактически достигнутыми и ® разработка мероприятий по совершенствованию.
При создании модели управления инфраструктурой туристской отрасли необходимо постоянно следо- ^ вать основным принципам ее построения - структурные элементы и звенья модели должны следовать четкой ^ цепи команд в ходе своей повседневной трудовой деятельности или при решении внезапных проблем, которые возникают на рабочем месте. Это помогает оптимально организовать потоки информации, исключить ш дублирование работ и укрепить единство системы. £
Комплексный анализ реального состояния и развития туристской отрасли Кабардино-Балкарской Респуб- ^ лики, позволил выявить основные факторы внешней и внутренней среды, влияющие на инфраструктурное ^ развитие: о
- факторы макроуровня, определяющие состояние экономики региона (глобализация и вступление Рос- 2 сии в ВТО, законодательство и тенденции его изменения, политическая обстановка, уровень инфляции, 2 тенденции в сфере государственного регулирования, налоговая политика, бюджетная политика, состоя- ^ ние финансов, миграционная политика, объемы производства, потребления и накопления в регионе); ^
- факторы мезоуровня, определяющие состояние отрасли (объем валового регионального продукта и его ^ структура, состояние рынка услуг и степень его соответствия потребностям и возможностям турист- о ской отрасли, динамика изменения цен на ресурсы туристской отрасли, инвестиционный, научно-техни- ^ ческий, инновационный и трудовой потенциал отрасли, состояние инфраструктуры); 1
- факторы микроуровня, определяющие состояние отдельных предприятий и организаций туристской о отрасли (государственное регулирование и поддержка по осуществлению капиталовложений, исполь- & зуемых на модернизацию основных фондов, и капиталовложений, направляемых на расширение имеющихся и приобретение новых основных фондов, с учетом экономии рекреационных ресурсов, ре- о конструкцию действующих рекреационных комплексов, налаживание механизма партнерства между ^ пользователями рекреационных ресурсов и органами государственного надзора и контроля за качес- | твом ресурсов, расширение кооперационных связей, внедрение обязательной системы страхования о рисков, льготное кредитование развития производств туристской отрасли, формирование конкурент- о ного рынка туристских услуг). О
И Ш
О
О о
Система управления развитием туристской отрасли с точки зрения общественных интересов способна в конкретных экономических условиях обеспечить повышение уровня жизни и обслуживания населения. Внедрение данной системы основывается на ряде принципов:
- детальное исследование состояния наиболее значимых для населения услуг комплексов с целью получения данных о рыночных тенденциях и процессах для определения степени эффективности функционирования предприятий туристской отрасли;
- использование маркетинговых аспектов и его инструментария: исследование спроса на услуги и их предложения, позволяющее региональным и муниципальным органам управления получить достоверную информацию и повысить обоснованность принимаемых решений по поддержке предприятий, организаций и учреждений туристской отрасли региона;
- объектами исследования являются процессы и явления, возникающие в ходе развития туристской отрасли. Кроме того, в качестве объекта исследования может быть также проанализирована совокупность различных факторов (экологических, экономических, демографических, технических, политических, информационных и др.), которые оказывают непосредственное влияние на функционирование отрасли. Основными результатами исследования являются прогнозы развития, определение факторов эффективности, выявление ключевых тенденций в будущем, возможности выхода на новые рынки и проводится анализ позиций в конкурентной борьбе.
- исследование внутренней среды предприятий туристской отрасли предполагает сравнение влияния факторов внутренней среды на само предприятие с соответствующими показателями предприятий-конкурентов. Результатом данного исследования является определение направлений деятельности на будущее.
- исследование внешней среды включает исследование конъюнктуры на рынке туристских услуг, иссле-Ь дование конкурентов и покупателей.
^ - исследование конъюнктуры проводится с целью получения информации о возможных посредниках и J партнерах. К числу посредников относятся предприятия, с помощью которых производители услуг будут ^ иметь возможность присутствовать на выбранных рынках. К числу партнеров также следует отнести организации, которые помогут сформировать правильное представление о рынке и его субъектах - рекламные агентства, страховые компании, экспедиторские фирмы, финансовые и консалтинговые организации и др.
- при исследовании конкурентов определяются собственные конкурентные преимущества, проводится h SWOT-анализ, включающий изучение занимаемой конкурентами доли на рынке, качество сервиса и 00 отношение потребителей. Изучается финансовый, кадровый, информационный, инновационный и уп-
0 равленческий потенциал конкурентов. Результатом такого исследования является выявление способов, (=у приемов и методов достижения наиболее выгодного положения на рынке относительно конкурентов,
определение преимущества перед конкурентами за счет качества предоставляемых услуг. ö - исследование потребителей проводится с целью получения данных о тех факторах, которыми они ру-ф ководствуются при осуществлении выбора. Для этого изучается структура потребления в том или ином s регионе, тенденции покупательского спроса. Проводится разработка прогнозов ожидаемого спроса, сего. ментация рынка и выбор целевых сегментов.
iE - при проведении исследования самих услуг определяется качество, соответствие ГОСТам, технико-эко-
1 номическим показателям, запросам потребителей. Результаты исследования дают возможность разра-Q ботать индивидуальный перечень услуг с учетом требований рынка, повысить конкурентоспособность, о провести анализ возможности оказания новых видов услуг и т.д.
- исследование каналов сбыта преследует цель определить эффективные способы и средства скорейшего ® доведения услуг туристской отрасли до потребителя и их реализация.
о - исследование системы репьютинга направлено на выявление тех средств и приемов, которые позволяют Q создать новый или улучшить существующий имидж предприятия туристской отрасли. Такие сведения ^ позволят повысить эффективность сервисных коммуникаций.
0 - исследование рекламы и брендинга ставит целью провести оценку рекламной и брендиговой кампаний и определить перспективы их улучшения.
Таким образом, анализ факторов инфраструктуры туристской отрасли позволяет определить оптимальные направления развития, выделить ключевые элементы и компетенции внутри каждой группы, распределить g полномочия и задачи, мобилизовать ресурсы для их выполнения, что приведет к расширенному воспроизводству экономики региона и выведет туристскую отрасль сферы услуг на качественно новый уровень раз-£ вития. Лишь полноценное взаимодействие и взаимовлияние, всесторонняя помощь и поддержка со стороны g всех участников сферы туристских услуг, а также органов государственной власти, способно многократно
1 улучшить сложившееся положение в отрасли. о
® ЛИТЕРАТУРА
1. Бураев, Р.А. География Кабардино-Балкарии: что? где? когда?/Р.А. Бураев. Нальчик: Эльбрус, 1997. о 2. Бураев, Р.А. Нальчик: экономико-географический очерк/Р.А. Бураев. Нальчик: Эльбрус, 1985. ■т 3. Ветитнев, А.М. Маркетинг санаторно-курортных услуг/А.М. Ветитнев. М.: Медицина, 2001. Ц 4. Ветитнев, А.М. Конкурентоспособность санаторно-курортных организаций/ А.М. Ветитнев, М.А. Боков, ° Е.С. Угрюмов. Сочи: СГУТиКД, 1999.
Q 5. Земляк, С.В. Управление маркетинговыми технологиями в сфере малого бизнеса (проблемы, теория, прак-Ю тика): Автореф.... докт.экон.наук/ ВЗФЭИ.- М.: ВЗФЭИ, 2007.