Научная статья на тему 'Основные направления развития малых городов Казахстана'

Основные направления развития малых городов Казахстана Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
516
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Шахметов Б.К.

В данной статье определены перспективы развития малых городов, с учетом функций каждого города. Рассмотрены развитие городов промышленного направления, агропромышленного направления, развитие городов других направлений. Представлены приоритетные направления и механизм поддержки малых городов.Осы мақалада әрбір қаланың есепке ала отырып, шағын қалаларды дамыту келешегі анықталған. Өнеркәсіптік бағыттағы, аграрлық өнеркәсіп бағытындағы қалалардың дамуы, басқа бағыттағы қалалардын дамуы қарастырылған. Шағын қалалардың басқа бағыттармен оларды қолдау тетіктері көрсетілген.The outlooks of the towns development with the registration unctions of every town are determined in this article. The development of towns of industrial, aqroinduslrial directions, the development of another directions are considered in it. The main directions and the mechanism of support of towns are presented here.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления развития малых городов Казахстана»

I! УДК 338.2

; ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ГОРОДОВ КАЗАХСТАНА

Б.К. Шахметов

Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова

В данной статье определены перспективы развития малых го[юдов. ! с учетом функций каждого города. Рассмотрены развитие городов !!!! промышленного направ.кния. агропромыгиленного направления, развитие §11 городов других направлений. Представлены приоритетные направ.ения и Ml механизм поддерэюки малых городов.

Осы макалада opôip цаланыц есепке ала отырып, шагын цалаларды дамыту ке/ешег! аиыкталгаи. Онеркосииткбагыттагы, аграрлъщ внеркэст багытындагы цалалардыц дамуы, баска баоыттагы калалардын дамуы щрастырылгаи. Шагын цалалардыц басьш багыттар мен оларды цолдау memiKmepi корсетшен.

The outlooks of the towns development with the registration /unctions of every town are determined in this article. The development of towns of industrial, aqroinduslrial directions, the development of another directions are considered in it. The main directions and the mechanism of support oftowns are presented here.

Политика развития малых городов должна исходить из их типологии, наличия целого ряда городов, связанных однородными функциями, необходимости различных решений для городов разного типа.

При определении перспектив развития малых городов необходимо точно определить функции каждого города, разделив их на внешние, связанные с приоритетами развития всей страны, и внутренние, относящиеся только к данному городу и району. Кроме того, необходимо учитывать изменение значений отдельных градообразующих факторов для развития отдельно взятого города.

Промышленное производство уже не является единственным путем развития малых городов. Есть немало городов, где главную роль играют непромышленные функции - организационно-хозяйственные, торгово-распределительные, социально-культурные, рекреационные, транспортные. Важнейшее направление

развития малых городов -расширение состава функций, что повышает эффективность и устойчивость развития городов.

Одной из основных задач развития малых городов становится территориальная организация социальной инфраструктуры в целях повышения доступности населению основных видов услуг.

При определении перспектив малых городов необходимо учитывать благоприятные для развития и ограничивающие развитие факторы.

На основании анализа социально-экономического положения малых городов, их функциональной структу ры к ним можно отнести: наличие или отсутствие в окрестностях городов полезных ископаемых; численность населения и трудовых ресурсов;

транспортное положение города по отношению к железной дороге, трубопроводам, магистральным автодорогам;

ограниченность ресурсов для развития города (территориальных, водных, трудовых и т.д.), загрязнение окружающей среды; техническое состояние городского коммунального хозяйства и жилищного фонда.

Большую функциональную группу образуют города, специализирующиеся на добывающей промышленности. Эти города ориентированы на внешние рынки, зависимы от конъюнктуры мирового рынка. Наиболее перспективные из них по наличию и объемам запасов сырья, емкости рынка, развитости экономической базы и инфраструктуры могут пойти по пути формирования на их основе промышленного узла.

Основные направления развития этой группы городов связаны с проблемой смягчения моноспециализации, дополнения отраслями промышленности другого профиля. Здесь могут быть построены заводы по первичной переработке нефти и газа, подготовке сырья для нефте- и газохимического производства, обогащению металлических руд, переработке отходов основного производства.

В угольных городах, а также в других добывающих городах, где добыча сырья уже неэффективна, целесообразно развивать новые производства, которые компенсировали бы сокращение рабочих мест в основном производстве. Одним из источников средств для переспециализации таких городов могут быть специальные фонды, созданные предприятиями, эксплуатирующими эти месторождения, за счет отчислений в период подъема жизненного цикла.

Повышаются требования современного промышленного производства к технологии, оборудованию, наличию квалифицированной рабочей силы, инфраструктуре. В связи с этим малые города с обрабатывающей промышленностью, как правило, не располагают условиями д ля организации крупного современного промышленного предприятия. В этих городах могут развиваться небольшие предприятия с высо-

ким уровнем подетальной и технологической специализации, а также филиалы крупных предприятий при наличии хорошей транспортной сети, позволяющей осуществлять эффективные производственные связи с главным предприятием, расположенным в крупном городе. На небольших предприятиях могут производиться стандартизированные узлы и детали, трикотажные и швейные изделия, строительные материалы из местного сырья, товары народного потребления.

В процессе разработки Программ развития малых городов промышленного направления необходимо исходить из Концепции индустриального развития Республики Казахстан.

Наиболее многочисленную группу малых городов составляют города агропромышленного направления, центры сельскохозяйственных районов. Малые города этой группы не имеют объективных условий для ускоренного промышленного развития, они являются местом размещения отраслей местного назначения. Развитие промышленного

производства, направленного вовне, сдерживается неразвитостью сферы переработки сельскохозяйственной продукции.

Районоорганизующая роль этой группы малых городов -объективная реальность, с которой надо считаться. Здесь размещены районные административные, общественные, хозяйственные, социальные учреждения, обслуживающие тяготеющий к данному городу сельский район.

Активизация их экономического развития должна идти по пути укрепления этой роли, то есть расширения сети учреждений и предприятий обслуживания населения и хозяйства, как самих городов, так и тяготеющих к ним сельских районов.

В малых городах - районоорганизующих центрах целесообразно размещать различные отрасли промышленности, перерабатывающие местное сельскохозяйственное сырье (мясная, молочная, плодоовощная, мукомольная и др.), а также предприятия, обслуживающие сельское хозяйство и строительство (по ремонту сельскохозяйственной техники, элеваторы, холодильники, склады и т.д.).

Отставание развития агропромышленных районоорганизующих городов в значительной степени вызвано отставанием сельского хозяйства. Меры, принимаемые по стимулированию развития сельского хозяйства в республике, положительно скажутся на их развитии. В связи с этим, разрабатываемые Программы развития малых городов агропромышленного направления должны быть взаимоувязаны с Государственной агропродовольственной Программой. Малые города - транспортные центры обслуживают преимущественно железнодорожный транспорт. Проблемы этой группы малых городов связаны со снижением интенсивности и изменением направления грузоперевозок, закрытием локомотивных депо, сокращением работающих на транспорте.

В таких городах, в соответствии с мерами по развитию инфраструктуры транспорта, предусмотренными в Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2010 года, целесообразно развивать небольшие мастерские по ремонту подвижного состава, производству запасных частей, сопутствующий сервис, а также градообслуживающие производства и предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья.

Малые города - рекреационные центры республиканского значения располагают природными ресурсами, позволяющими предоставлять

оздоровительные услуги не только местным жителям, но и всему населению респу блики. Перспективы развития данной группы малых городов связаны с расширением номенклатуры и улучшением качества услуг. Здесь должны быть реализованы проекты по строительству туристической инфраструктуры.

Перспективы малых городов научно-экспериментального направления зависят от востребованности в обществе и экономике научной продукции, общего повышения уровня инновационной деятельности в стране. Основным направлением развития наукоградов является соединение науки и производства, организация экспериментальных малых предприятий по внедрению научных достижений в производстве.

Для малых городов, потерявших свои прежние функции, актуальным становится поиск новых отраслей специализации при условии наличия соответствующего потенциала, выполнение функций по обслуживанию населения прилегающих районов.

Особо следует рассмотреть перспективы развития малых городов находящихся в зонах экологического бедствия. Невозможность в короткие сроки устранить причины экологического неблагополучия, высокая заболеваемость населения, неэффективность мер текущей социальной поддержки населения диктуют необходимость принятия мер по постепенному переселению населения в районы, благополучные в экологическом отношении.

Разработка механизма поддержки развития малых городов исходит из постулата сохранения и развития малых городов как центров системы расселения, территориальной организации производства и социальной инфраструктуры, необходимости управления процессом развития малых городов.

Решение проблем малых городов во многом зависит от научной разработки и решения более общих вопросов развития и размещения производительных сил и расселения населения, экономики и культуры страны.

Основными приоритетными направления инвестирования правительством республики и акимата области являются развитие производственной и социальной инфраструктуры, туризма, а также реализация проектов и программ, направленных на решение республиканских, межрегиональных и регионально-отраслевых проблем.

Инфраструктура в немалой степени обусловливает характер развития, территориальные и отраслевые пропорции размещения производства. Производственная инфраструктура является предпосылкой формирования новых поселений, а также фактором расширения и дальнейшего развития существующих поселений.

Решение ряда проблем малых городов связаны с необходимостью внесения в существующие нормативно-правовые акты изменений и дополнений, предусматривающие:

приведение статуса малых городов в соответствии с требованиями Закона Республики Казахстан «Об административно-территориальном устройстве Республики Казахстан»;

повышение ответственности собственников градообразующих предприятий за дальнейшее развитие малого города в случае ликвидации предприятия, создание альтернативных производств и рабочих мест, взамен выбывающих за счет градообразующего предприятия; внесение изменений в жилищное законодательство в отношении изменения прав собственности на брошенное и длительно пустующее жилье.

Все малые города не могут быть объектами государственной помощи и поддержки. Неизбежно возникает вопрос отбора малых городов, нуждающихся в первоочередной поддержки. Механизм государственной поддержки распространяется только на малые города с депрессивной экономикой, отобранные по объективным, заранее установленным критериям.

Определение критериев отбора и отбор их должно осуществляться Межведомственной комиссией по вопросам региональной политики, утвержденной Постановлением Правительства Республики Казахстан №581 от 28 мая 2002 года.

Для вывода указанных городов из депрессивного состояния по каждому городу должна быть разработана целевая комплексная программа его социально-экономического развития, предусматривающая разносторонние меры поддержки, осуществляемые при помощи центральной и областной властей. Её разрабатывают и осуществляют все заинтересованные стороны: правительство, акиматы области и города, руководство предприятий. В программе должны быть четко определены ответственность каждого их них и принципы их взаимодействия.

Контуры этих мер по каждой из решаемых задач могут быть следующими:

Задачи модернизации и оздоровления производства

На основе анализа выявляются причины продолжения кризисного состояния, простаивания или недостаточно успешного функционирования основных или градообразующих предприятий;

Оцениваются возможности их реанимирования путем привлечения инвестиций ити реструктуризации и перепрофилирования с диверсификацией производства или их закрытия;

Разрабатываются меры по развитию новых видов конку рентоспособных производств, соответствующих местным условиям и совпадающих с нуждами развития с условием вывоза выпускаемой продукции за пределы города, а также требующих нетрадиционных технологий и имеющих серьезные рыночные перспективы. При этом главный упор делается на развертывание сети малых и средних предприятий, бизнес единиц.

Определяются возможные рынки сбыта продукции и возможности выхода на эти рынки, оцениваются конкурентоспособность выпускаемой продукции и пути её повышения.

Задача создания новых рабочих мест предусматривает реализацию таких мер, как:

широкое информирование о потребности работодателей в кадрах, создание единой информационной сети о спросе на рабочую силу и предложений;

профессиональное консультирование и переобучение высвобождаемых и высвобожденных работников различных категорий; развитие и поддержка малого и среднего бизнеса; развитие производственной и рыночной инфраструктуры; организация общественных работ.

задача развития производственной инфраструктуры предполагает: оценку уровня развития железнодорожного, автомобильного и воздушного транспорта;

оценку стоимости энергии и надежности источников энергоснабжения; оценку состояния коммуникационной инфраструктуры; разработку и обоснование путей и проектов развития транспорта и коммуникационных инфраструктур, энерго - и водообеспечения города, обеспечивающие доступность к рынкам сбыта продукции и ресурсов, конкурентоспособность продукции и условий жизнеобеспечения населения.

Задача развития производственных и торговых связей с другими регионами республики и соседними государствами предполагает следующие меры:

разработку и реализацию проектов развития межрегиональных инфраструктурных систем: транспорта, связи, энергетики, водоснабжения, информации и др.;

поиск и обоснование ускоренного развития конкурентных преимуществ города, особенно в приграничной торговле с регионами соседних государств;

развитие экономически эффективных и целесообразных, технологически обусловленных производственных связей с предприятиями приграничных регионов соседних стран.

Задача привлечения инвестиций предусматривает:

создание благоприятного инвестиционного климата в городе: строгое соблю-

дение установленных Законами Республики Казахстан защиты прав собственности и права собственников, защиты интересов и прав инвесторов, отказ от каких-либо форм предела собственности в городе;

обеспечение условий для привлечения ресурсов частных инвесторов (казахстанских и иностранных) к созданию и эксплуатации малых и средних предприятий в городе для развития производства продукции, в которой заинтересовано государство или продукция которых находит спрос за пределами города;

создание условий для привлечения инвестиций других регионов и иностранных инвесторов в развитие инфраструктуры;

создание надежной системы энерго- и водообеспечения, транспортной, коммуникационной и информационной инфраструктуры; оздоровление экологической обстановки;

продажу' земельных участков под строительство предприятий на льготных условиях; поддержание в городе правопорядка, решительную борьбу с коррупцией, организованной преступностью и друтими противозаконными явлениями;

разработку и конкурсный отбор инвестиционных проектов и программ для города. Задача по социальной защите определенных групп населения предусматривает: обеспечение мониторинга производств и технологий, видов экономической деятельности, опасных для природной среды и на этой основе прогнозирования, планирования и программирования экологе - и экономической ситуации в малых городах;

подготовки проектных предложений, отбора приоритетных с эколого-эконо-мических позиций проектов технико-технологического обновления промышленности малого города;

развитие инновационной инфрастру ктуры (технопарков, инновационных центров, технологических бизнес-инкубаторов), обеспечивающих переход промышленных предприятий на производство экологически чистых продуктов, ресурсосберегающие, безотходные технологии;

широкое использование экономических инструментов для предотвращении аварийных, залповых выбросов, сбросов вредных веществ в воздушный и водный бассейны.

Как уже отмечалось, в разработке и осуществлении программ социально экономического развития малых городов с депрессивной экономикой, направ ленной на возобновление экономического роста и вывода их из депрессивно« состояния, участвуют правительство республики и акиматы областей и горо дов, предприятия, находящиеся в депрессивных городах.

Финансовая поддержка государства должна осуществляться преимуществен но в инвестиционной форме.

За счет бюджетных средств должны инвестироваться проекты, направленные на: обновление основных фондов предприятий, обеспечивающих город теплом; обеспечение населения питьевой водой; развитие инфраструктуры, образования, здравоохранения; охраны окружающей среды; строительство и эксплуатация дорог;

софинансирование строительства и модернизации отдельных предприятий с последующим их акционированием и продажей доли участия государства в установленном порядке.

Финансирование инвестиционных проектов, связанных с реальным сектором экономики, должно осуществляться в приоритетном порядке за счет средств ЗАО «Банк развития Казахстана» и ЗАО «Фонд развития малого предпринимательства».

В числе мер поддержки малых городов могут использоваться и такие, как: предоставление налоговых преференций предприятиям для инвестирования производства;

формирование государственных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд;

продажа земли на льготных условиях для застройки предприятий и жилья; выделение субсидий и предоставление гарантий на льготные кредиты. Кроме того, для осуществления важнейших программ и проектов, направленных на развитие малых городов, могут привлекаться иностранные инвестиции.

Субсидии и гарантии на льготные кредиты, налоговые преференции могут представляться тем, кто будет производить новые виды товаров, требующих нетривиальных технологий, реализуемых преимущественно за пределы города и тем самым создающих дополнительные доходы для города. Под эту поддержку может быть включена и поддержка частных предпринимателей, занятых развитием туризма. Подобные формы поддержки могут быть оказаны и на создание НИОКР, информационных и коммуникационных центров, профессиональную переподготовку и др.

ЛИТЕРАТУРА

1. Концепция региональной политики Республики Казахстан на 2002 -2006 годы // Постановление Правительства Республики Казахстан от 7 декабря 2001 года№ 1598.

2. Концепция развития малых городов // Одобрена Правительством Республики Казахстан от 24 декабря 2002 года.

3. Концепция разграничения полномочий между уровнями государственного управления и совершенствования межбюджетных

отношений // Постановление Правительства Республики Казахстан от 10 февраля 2003 года№ 147.

4. Гранберг А., Масакова И., Зайцева Ю. Валовой региональный продукт как индикатор дифференциации экономического развития регионов // Вопросы статистики. - 1988. - № 9.

5. О миграции населения Республики Казахстан: Аналитическая записка от 1 марта 2000 года. - Алматы: Агентство Республики Казахстан по статистике.

6. Краткий статистический справочник. - Алматы: Агентство Республики Казахстан по статистике, 2003. - 104с.

7. Экономическая статистика: Статистический сборник / Под ред. А.А.Сма-илова. - Алматы: Агентство Республики Казахстан по статистике, 2002. - 104с.

8. Демографический ежегодник Казахстана 2000: Статистический сборник / Под ред. A.A. .Смаилова. - Алматы: Агентство Республики Казахстан по статистике, 2002. - 108с.

9. Краткие итоги переписи населения 1999 года в Республики Казахстан: Статистический сборник / Под ред. A.A. .Смаилова. - Алматы: Агентство Республики Казахстан по статистике, 1999. - 211с.

Ю.Уровень жизни населения. Статистический сборник / Под ред. A.A. .Смаилова. - Алматы, 2002. - 268с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.