Научная статья на тему 'Основные направления развития логистики ХХI века: ресурсосбережение, энергетика и экология'

Основные направления развития логистики ХХI века: ресурсосбережение, энергетика и экология Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
750
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарный вестник
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОИЗВОДСТВО / ЛОГИСТИКА / РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ / ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / ЭКОЛОГИЯ / МАШИНОСТРОЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Омельченко Ирина Николаевна, Александров Анатолий Александрович, Бром Алла Ефимовна, Белова Ольга Владимировна

Освещены ключевые направления развития современной логистики, соответствующие основным принципам концепции устойчивого развития: ресурсои энергосбережение, экологичность, экономическая эффективность и социальная ответственность. Отражена необходимость создания и внедрения в учебный процесс новых дисциплин и программ магистерской подготовки, соответствующих мировой тенденции междисциплинарного подхода получения знаний в различных взаимодействующих областях наук (логистика, энергетика, экология), без чего невозможно обеспечить инновационное развитие и конкурентоспособность российского машиностроительного производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main directions of development of logistics of the XXI century: resource-saving, power and ecology

Article is devoted to the key directions of development of the modern logistics, the corresponding basic principles of the concept of a sustainable development: resource and energy saving, environmental friendliness, economic efficiency and social responsibility. Need of creation and introduction in educational process ofnew disciplines and the programs of master preparation corresponding to a world tendency of interdisciplinary approach of knowledge acquisition in various interacting areas of sciences (logistics, power, ecology) without what it is impossible to provide innovative development and competitiveness of the Russian machine-building production is reflected.

Текст научной работы на тему «Основные направления развития логистики ХХI века: ресурсосбережение, энергетика и экология»

УДК 658.7.01:502.171

Основные направления развития логистики ХХ! века: ресурсосбережение, энергетика и экология

© И.Н. Омельченко, А.А. Александров, А.Е. Бром, О.В. Белова МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

Освещены ключевые направления развития современной логистики, соответствующие основным принципам концепции устойчивого развития: ресурсо- и энергосбережение, экологичность, экономическая эффективность и социальная ответственность. Отражена необходимость создания и внедрения в учебный процесс новых дисциплин и программ магистерской подготовки, соответствующих мировой тенденции междисциплинарного подхода получения знаний в различных взаимодействующих областях наук (логистика, энергетика, экология), без чего невозможно обеспечить инновационное развитие и конкурентоспособность российского машиностроительного производства.

Ключевые слова: логистика, устойчивое развитие, ресурсосбережение, энергосбережение, экология, производство, машиностроение.

Концепция проводимых в стране социально-экономических реформ направлена на развитие инновационной деятельности и подъем эффективности производства в машиностроительных отраслях экономики. Главная проблема при управлении современным наукоемким производством заключается в моменте соблюдения определенного паритета между обеспечением развития его инновационных процессов и внедрения ресурсосберегающей экологической политики.

Поэтому в настоящее время весьма затруднительно успешное продвижение российских наукоемких разработок на мировых рынках без реализации принципов устойчивого развития: эколо-гичности, ресурсо- и энергосбережения производственных и постпроизводственных процессов.

Для того чтобы обеспечить в будущем подъем промышленного производства в стране и быть востребованной, современная молодежь должна обладать обширными знаниями во многих междисциплинарных областях: современных методах организации производственно-логистических систем, энергетики, экологии и экономики. Задача преподавателей вузов — давать такие знания и развивать интерес к современным тенденциям у будущих поколений, не забывая, что 2005—2014 гг. объявлены ООН десятилетием образования в интересах устойчивого развития.

В последние два десятилетия в Европе и США появился новый подход к проектированию объектов, названный экологически рациональным проектированием (Sustainable Design). Это понятие, полу-

чившее в мире широчайшее распространение, относится к общей концепции устойчивого развития (Sustainable Development) (рис. 1).

Рис. 1. Устойчивое развитие как синтез экономического и социального развития с проблемами окружающей среды

Термин «устойчивое развитие» впервые появился в 1987 г. в докладе Международной комиссии по окружающей среде и развитию, который назывался «Наше общее будущее». На заседании Генеральной Ассамблеи ООН было заявлено, что сделать развитие устойчивым — значит обеспечить, удовлетворение нужды настоящего, не подвергая риску способность будущих поколений удовлетворять свои потребности [5].

На конференции по окружающей среде и развитию (1992 г.) (или Встрече на высшем уровне «Планета Земля») была принята так называемая «Повестка дня на XXI век» [6].

В этом документе впервые провозглашена огромная роль молодежи и ее образования на пути к устойчивому развитию: «Молодежь составляет почти 30% численности населения мира. Вовлечение современной молодежи в процесс принятия решений по вопросам окружающей среды и развития и в осуществление программ имеет чрезвычайно важное значение в долгосрочном плане для успешного осуществления повестки дня на XXI век...» (раздел III, глава 25).

Следующим событием мирового масштаба в области устойчивого развития стала всемирная встреча на высшем уровне по устойчивому развитию 2002 г. (Йоханнесбург, ЮАР), или «Рио+10». В докладе Генерального секретаря ООН было сказано: «После встречи на высшем уровне «Планета Земля», состоявшейся в 1992 г., в деле обеспечения устойчивого развития был достигнут крайне незначительный прогресс с учетом происходящего дальнейшего обострения проблемы нищеты и ухудшения экологической обстановки.» [7].

Окоужаюшая

Устойчивое развитие

В 2012 г., через 20 лет после исторической встречи на высшем уровне «Планета Земля», мировые лидеры вновь собрались в Рио-де-Жанейро со следующими целями:

1) обеспечить возобновление политической приверженности концепции устойчивого развития;

2) оценить прогресс и выявить пробелы в выполнении уже принятых обязательств;

3) решить новые и возникающие проблемы.

Конференция ООН на высшем уровне по вопросам окружающей среды и устойчивого развития «Рио+20» была сосредоточена на двух темах:

• зеленой экономике в контексте устойчивого развития и искоренения нищеты;

• институциональной основе для устойчивого развития.

Итоговый документ конференции, представленный Председателем Генеральной Ассамблеи ООН Пан Ги Муном под названием «Будущее, которого мы хотим» [8], поставил задачи для мирового сообщества по устойчивому развитию, особенно выделив в области ресурсосбережения энергетику: «Мы признаем чрезвычайно важную роль, которую энергетика играет в процессе развития, поскольку доступ к современным услугам в сфере экологически устойчивой энергетики способствует ликвидации нищеты ... помогает обеспечивать удовлетворение насущных потребностей людей. Мы вновь заявляем о поддержке осуществления национальных и субнациональных стратегий и программ . на основе более широкого использования возобновляемых источников энергии и других технологий, обеспечивающих сокращение выбросов, повышение эффективности энергопотребления, более широкое применение передовых энерготехнологий, включая более безопасные в экологическом отношении технологии использования ископаемого топлива, и устойчивое использование традиционных энергоресурсов. . Мы отмечаем начало осуществления объявленной Генеральным секретарем инициативы «Устойчивая энергетика для всех», в рамках которой внимание сосредоточено на обеспечении доступа к энергоресурсам, а также на энергоэффективности и возобновляемых источниках энергии».

По классификации рабочей программы (Global Tracking Framework) инициативы «Устойчивая энергетика для всех» (SE4ALL) [9] Россия находится в классе развивающихся стран по критерию всеобщего доступа к энергетическим ресурсам и на уровне стран Восточной Европы по критериям энергоэффективности и использованию возобновляемых источников энергии. В табл. 1 представлены планы ООН по развитию этих трех направлений.

Таблица 1

Задачи программы «Устойчивая энергетика для всех»

Задача 1 Задача 2 Задача 3

Обеспечение все- Удвоение гло- Удвоение доли возоб-

общего доступа бальных тем- новляемых источни-

к современным пов повышения ков энергии в миро-

энергетическим энергоэффектив- вом энергетическом

услугам ности балансе

Косвенный Доля населения, Темпы повыше- Доля возобновляемых

показатель имеющего доступ ния энергоемко- источников энергии

к электроэнергии сти в TFEC (общее конечное потребление энергии)

В 1990 г. 76 -1,3 16,6

Точка отсчета 83 18,0

2010 г.

К 2030 г. 100 -2,6 36,0

Россия на пути к устойчивому развитию и энергосбережению.

В 2009 г. в России принята Климатическая доктрина Российской Федерации, в которой сказано, что «стратегической целью политики в области климата является обеспечение безопасного и устойчивого развития Российской Федерации, включая институциональный, экономический, экологический и социальный, в том числе демографический, аспекты развития в условиях изменяющегося климата и возникновения соответствующих угроз...» [10].

Своим распоряжением от 27 декабря 2010 г. Правительство РФ утвердило госпрограмму «Энергосбережение и повышение энергоэффективности на период до 2020 года» [11].

Программа предполагает два этапа. В 2011—2015 гг. Россия перейдет на энергоэффективный путь развития экономики, в 2016— 2020 гг. будет двигаться в этом направлении. На первый этап планируется потратить из федерального и региональных бюджетов, внебюджетных источников соответственно 35 млрд, 208 млрд и 3 трлн 310 млрд руб., на второй — 35 млрд, 417 млрд и 5 трлн 527 млрд руб.

Планируется, что запуск программы позволит на 13,5% снизить энергоемкость ВВП и что в совокупности с другими факторами в 2007—2020 гг. энергоемкость ВВП уменьшится на 40%.

Кроме того, прогнозируется, что к 2016 г. первичная энергия будет сэкономлена не менее чем на 100 млн т условного топлива, к концу 2020 г. — не менее чем на 195 млн т.

Такие результаты будут достигнуты за счет внедрения инновационных технологий и прогрессивного оборудования, вывода из эксплуатации старых неэффективных мощностей, оборудования и установок, решения проблемы рационального использова-

ния производственных ресурсов и перехода к ресурсосберегающим методам организации производства и эксплуатации техники.

Высокая себестоимость российского машиностроения обусловлена значительными затратами на сырье, энергоресурсы, воду, большие объемы отходов, которые не используются вторично и потенциально опасны для окружающей среды, снижают конкурентоспособность выпускаемой продукции. С ростом автоматизации современного наукоемкого производства доля живого труда в себестоимости продукции неуклонно снижается, а удельный вес материальных и энергетических затрат, наоборот, возрастает, поэтому в качестве важнейшей государственной задачи выдвигается сбережение всех видов материальных и энергетических ресурсов.

Вышеперечисленными обстоятельствами обусловлено необходимое в настоящее время объединение логистических подходов к организации производства, основанных на минимизации ресурсопотребления, с политикой энергосбережения и экологической оценкой воздействия процессов переработки ресурсов на окружающую среду.

Таким образом, логистика XXI в. в рамках концепции устойчивого развития должна рассматриваться как эффективный подход к управлению ресурсными и энергетическими потоками с целью снижения эколого-экономического ущерба, наносимого окружающей среде, и обеспечения эффективного инновационного развития производства в целом.

В связи с этим логистика устойчивого развития призвана сформировать следующие основные направления в организации производства:

• минимизация потерь, связанная с неэффективностью производственного процесса;

• эффективное использование энергетических ресурсов;

• эффективное использование материальных и сырьевых ресурсов;

• эффективное использование существующих мощностей (производственных, складских);

• минимизация экологических воздействий на окружающую среду;

• разработка и внедрение инновационных методов управления и организации производственных процессов.

Необходимо отметить, что начало «зеленой логистике» для реализации принципов устойчивого развития было положено еще в середине 1980-х гг. с появлением концепции «всеобщей ответственности». Как отмечает Р. Поист, данная концепция рассматривает, в отличие от общей теории предприятия, также и социальную составляющую логистической деятельности. Этот факт свидетельствует о достаточном потенциале использования логистики в ре-

шении социальных проблем, среди которых — рост потребления, низкий уровень экологической культуры персонала, обеспечение необходимого уровня безопасности и комфортности труда, экологические проблемы.

Действительно, в течение последнего десятилетия стало очевидно, что логистика обладает значительным потенциалом для осуществления экологического контроля транспортных систем, процессов утилизации продукции (возвратная, или реверсивная логистика), используемых упаковочных материалов, контроля и минимизации загрязнения, реализации процессов энерго- и ресурсосбережения.

Безусловно, в настоящее время научный интерес к данной проблеме возрос, и если за период с 1990 по 1996 г. было опубликовано лишь три научных статьи, исследующих логистический потенциал в решении экологических проблем, то сейчас в европейских странах уже можно наблюдать опыт успешного внедрения методов «зеленой логистики», в частности, при организации транспортных потоков и схем утилизации и переработки отходов. Толчком к этому послужило издание в 1992 г. Советом по логистическому менеджменту США монографии Дж. Стока «Reverse Logistics».

Ряд авторов (табл. 2) в своих работах используют термин «экологическая» или «зеленая логистика», вкладывая в данное понятие определенный экономический смысл. Из приведенных определений можно сделать вывод о том, что зеленая логистика охватывает все функциональные области логистики в рамках производства, эксплуатации и утилизации продукции.

Таблица 2

Содержание термина «Зеленая логистика»

Используемый термин Определение Литературный источник

«Зеленая» логистика Совокупность действий по оценке и минимизации экологических последствий логистической деятельности Д. Роджерс, Р. Тиббен— Лембке

«Зеленая» логистика Экологически приемлемая и эффективная транспортная система распределения Ж.-П. Ро- дриге и др.

Экологическая логистика Один из видов современной логистики, нацеленный на интеграцию экономической выгоды, социальных и экологических аспектов Дж. Янг, X. Пэн

Экологическая логистика Система планирования, проектирования и управления с использованием передовых технологий логистики и методов экологического проектирования в сфере уменьшения загрязнения и ресурсопотребления, продиктованных экологическими принципами. Основная цель — координация логистической деятельности и социально-экологического эффекта Л. Янбо, Л. Сонгхьян

Окончание табл. 2

Используемый термин Определение Литературный источник

«Зеленая» логистика Новое научное направление, предполагающее применение прогрессивных технологий логистики и современного оборудования с целью минимизации загрязнений и увеличения эффективности использования логистических ресурсов. С точки зрения бизнеса, методы зеленой логистики в основном включают: управление системой транспортировки (объединенные перевозки, 3PL-логистика), управление процессом упаковки (с целью уменьшить воздействие упаковочных материалов на окружающую среду), организацию «зеленых» коммуникаций и производства, управление складским хозяйством и отходами

Экологическая логистика Наука и комплекс мер, который обеспечивает движение материала при осуществлении любых производственных процессов вплоть до его превращения в товар и отходы производства с последующим доведением отходов до утилизации или до безопасного хранения в окружающей среде, а также сбор и сортировку отходов потребления, их транспортировку, утилизацию или безопасное хранение в окружающей среде Алан Маккинон

Как отмечалось выше, общепринятое в мире понятие SustamaЫШty (устойчивое производство/продукция) подразумевает оптимальное использование ограниченных ресурсов и использование экологически чистых природо-, энерго- и материалосбе-регающих технологий на всех стадиях жизненного цикла, включая добычу и переработку сырья, минимизацию и уничтожение отходов, создание экологически приемлемой продукции.

В табл. 3 представлены примеры логистических показателей устойчивости производственного процесса.

Таблица 3

Логистические показатели устойчивости производственного процесса

Группа пока-зате-лей Подгруппа показателей Показатели

Экологические Входные показатели Энергопотребление: • общее количество потребляемой энергии в производстве; • доля использования возобновляемых энергетических ресурсов в общем энергопотреблении; • суммарные энергетические затраты на производственный процесс;

Продолжение табл. 3

Группа пока-зате-лей Подгруппа показателей Показатели

• доля энергетических затрат в общей стоимости производственного процесса. Материалоемкость: • количество использованных материалов в производственном процессе; • доля использования возобновляемых видов материальных ресурсов в производственном процессе; • доля использования переработанных материальных ресурсов в производственном процессе; • общая стоимость используемых материальных ресурсов в производственном процессе; • доля материальных затрат в общей стоимости производственного процесса.

Потребление водных ресурсов: • количество используемых водных ресурсов в производственном процессе; • общая стоимость водных ресурсов в производственном процессе; • доля затрат на водные ресурсы в общей стоимости производственного процесса

Выходные показатели Продукция: • массовая доля экологически чистого материала в конечной продукции; • массовая доля возобновляемых видов материалов в конечной продукции; • массовая доля продукции, способная к переработке и повторному использованию; • срок службы полезного использования продукции; • выручка от экологически чистой продукции; • доля выручки от экологически чистой продукции; • общая масса упаковки; • массовая доля упаковки в общей массе продукции; • массовая доля упаковки из переработанных материалов; • стоимость упаковки Твердые отходы: • масса твердых отходов от производственного процесса; • доля твердых отходов, направленных к переработке; • доля твердых отходов для их утилизации; • расходы на утилизацию твердых отходов; • удельная стоимость твердых отходов в общей стоимости производственного процесса

Окончание табл. 3

Группа пока-зате-лей

Подгруппа показателей

Показатели

Жидкие отходы:

• объем жидких отходов от производственного процесса;

• доля загрязненных жидких отходов;

• доля незагрязненных жидких отходов;

• расходы на утилизацию жидких отходов;

• удельная стоимость жидких отходов в общей стоимости производственного процесса

Выбросы в атмосферу:

• массовая доля парниковых газов;

• массовая доля фотооксидантов;

• расходы по очистке воздуха;

• доля затрат на очистку воздуха в общей стоимости производственного процесса

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эко-

номи-

ческие

• Доля добавленной стоимости в ВВП;

• Инвестиции, направленные на устойчивое ресурсосберегающее развитие

• Инвестиции, направленные на защиту окружающей среды!

• Инвестиции, направленные на развитие социальных активностей

• Экономический эффект от внедрения концепции устойчивого ресурсосберегающего развития

Соци-

аль-

ные

• Доля затрат на персонал в общей стоимости производственного процесса

• Инвестиции в развитие персонала

• Расходы на охрану здоровья сотрудников

• Соблюдение безопасности труда

Поэтому в современной концепции логистики принципы ре-сурсо- и энергосбережения составляют неотъемлемую часть. Разработанные национальные стандарты в области ресурсосбережения определяют и унифицируют основные понятия, связанные с ресурсосбережением [1, 2].

Таким образом, можно констатировать новую цель в развитии логистики — создание ресурсосберегающей, экологически эффективной и социально ответственной бизнес-модели предприятия.

Разработка и внедрение в учебный процесс программ магистерской подготовки «Логистика ресурсосбережения наукоемкого производства», «Энергетический менеджмент», «Устойчивое развитие в энергетике» и соответствующих дисциплин позволят качественно улучшить уровень подготовки студентов и обеспечат приобретение ими компетенций в различных, но взаимосвязанных в современном мире научных областях.

ЛИТЕРАТУРА

[1] ГОСТ 52107—2003 Ресурсосбережение. Классификация и определение показателей.

[2] ГОСТ Р 52106—2003 Ресурсосбережение. Общие положения.

[3] Покараев Г.М. Ресурсосбережение: проблемы и решения. Москва, Экономика, 1990, 141 с.

[4] Чижиков Ю.В. Экологическое сопровождение проектов. Москва, Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010, 308 с.

[5] Report of the World Commission on Environment and Development: Our Common Future. URL: http://upload.wikimedia.org/wikisource/en/d/d7/ Our-common-future.pdf.

[6] Повестка дня на XXI век. Принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3—14 июня 1992 года. URL: http://www.un.org/ru/documents / decl_conv/conventions / agenda21.shtml.

[7] Доклад Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию, Йоханнесбург, Южная Африка, 26 августа — 4 сентября 2002 года. URL: http://daccess-dds-ny.un.org / doc / UNDOC/ GEN/ N02 /636 / 95/ PDF / N0263695.pdf?0penElement.

[8] Resolution adopted by the General Assembly 66/288. The future we want. URL: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=A/RES/66/288.

[9] «Sustainable Energy for all» web-site. URL: http://www.sustainable-energyforall.org/.

[10] Климатическая доктрина Российской Федерации. URL: Ы^://прези-дент. рф/acts/6365.

[11] Государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года». URL: http://minenergo.gov.ru/upload/iblock/b61/b612746a17d6ada e790262ad58b4c9d9.doc.

Статья поступила в редакцию 18.10.2013

Ссылку на эту статью просим оформлять следующим образом:

Омельченко И.Н., Александров А.А., Бром А.Е., Белова О.В. Основные направления развития логистики XXI века: ресурсосбережение, энергетика и экология. Гуманитарный вестник, 2013, вып. 10. URL: http://hmbul.bmstu.ru/catalog/econom/log/ 118.html

Омельченко Ирина Николаевна — д-р техн. наук, д-р экон. наук, заведующая кафедрой «Промышленная логистика», декан факультета «Инженерный бизнес и менеджмент»МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Александров Анатолий Александрович — д-р техн. наук, заведующий кафедрой «Экология и промышленная безопасность», ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Бром Алла Ефимовна — д-р техн. наук, профессор кафедры «Промышленная логистика» МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Белова Ольга Владимировна — канд. техн. наук, доцент кафедры «Вакуумная и компрессорная техника» МГТУ им. Н.Э. Баумана. e-mail: ovbelova@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.