УДК 658.7.01:502.171
Основные направления развития логистики ХХ! века: ресурсосбережение, энергетика и экология
© И.Н. Омельченко, А.А. Александров, А.Е. Бром, О.В. Белова МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Освещены ключевые направления развития современной логистики, соответствующие основным принципам концепции устойчивого развития: ресурсо- и энергосбережение, экологичность, экономическая эффективность и социальная ответственность. Отражена необходимость создания и внедрения в учебный процесс новых дисциплин и программ магистерской подготовки, соответствующих мировой тенденции междисциплинарного подхода получения знаний в различных взаимодействующих областях наук (логистика, энергетика, экология), без чего невозможно обеспечить инновационное развитие и конкурентоспособность российского машиностроительного производства.
Ключевые слова: логистика, устойчивое развитие, ресурсосбережение, энергосбережение, экология, производство, машиностроение.
Концепция проводимых в стране социально-экономических реформ направлена на развитие инновационной деятельности и подъем эффективности производства в машиностроительных отраслях экономики. Главная проблема при управлении современным наукоемким производством заключается в моменте соблюдения определенного паритета между обеспечением развития его инновационных процессов и внедрения ресурсосберегающей экологической политики.
Поэтому в настоящее время весьма затруднительно успешное продвижение российских наукоемких разработок на мировых рынках без реализации принципов устойчивого развития: эколо-гичности, ресурсо- и энергосбережения производственных и постпроизводственных процессов.
Для того чтобы обеспечить в будущем подъем промышленного производства в стране и быть востребованной, современная молодежь должна обладать обширными знаниями во многих междисциплинарных областях: современных методах организации производственно-логистических систем, энергетики, экологии и экономики. Задача преподавателей вузов — давать такие знания и развивать интерес к современным тенденциям у будущих поколений, не забывая, что 2005—2014 гг. объявлены ООН десятилетием образования в интересах устойчивого развития.
В последние два десятилетия в Европе и США появился новый подход к проектированию объектов, названный экологически рациональным проектированием (Sustainable Design). Это понятие, полу-
чившее в мире широчайшее распространение, относится к общей концепции устойчивого развития (Sustainable Development) (рис. 1).
Рис. 1. Устойчивое развитие как синтез экономического и социального развития с проблемами окружающей среды
Термин «устойчивое развитие» впервые появился в 1987 г. в докладе Международной комиссии по окружающей среде и развитию, который назывался «Наше общее будущее». На заседании Генеральной Ассамблеи ООН было заявлено, что сделать развитие устойчивым — значит обеспечить, удовлетворение нужды настоящего, не подвергая риску способность будущих поколений удовлетворять свои потребности [5].
На конференции по окружающей среде и развитию (1992 г.) (или Встрече на высшем уровне «Планета Земля») была принята так называемая «Повестка дня на XXI век» [6].
В этом документе впервые провозглашена огромная роль молодежи и ее образования на пути к устойчивому развитию: «Молодежь составляет почти 30% численности населения мира. Вовлечение современной молодежи в процесс принятия решений по вопросам окружающей среды и развития и в осуществление программ имеет чрезвычайно важное значение в долгосрочном плане для успешного осуществления повестки дня на XXI век...» (раздел III, глава 25).
Следующим событием мирового масштаба в области устойчивого развития стала всемирная встреча на высшем уровне по устойчивому развитию 2002 г. (Йоханнесбург, ЮАР), или «Рио+10». В докладе Генерального секретаря ООН было сказано: «После встречи на высшем уровне «Планета Земля», состоявшейся в 1992 г., в деле обеспечения устойчивого развития был достигнут крайне незначительный прогресс с учетом происходящего дальнейшего обострения проблемы нищеты и ухудшения экологической обстановки.» [7].
Окоужаюшая
Устойчивое развитие
В 2012 г., через 20 лет после исторической встречи на высшем уровне «Планета Земля», мировые лидеры вновь собрались в Рио-де-Жанейро со следующими целями:
1) обеспечить возобновление политической приверженности концепции устойчивого развития;
2) оценить прогресс и выявить пробелы в выполнении уже принятых обязательств;
3) решить новые и возникающие проблемы.
Конференция ООН на высшем уровне по вопросам окружающей среды и устойчивого развития «Рио+20» была сосредоточена на двух темах:
• зеленой экономике в контексте устойчивого развития и искоренения нищеты;
• институциональной основе для устойчивого развития.
Итоговый документ конференции, представленный Председателем Генеральной Ассамблеи ООН Пан Ги Муном под названием «Будущее, которого мы хотим» [8], поставил задачи для мирового сообщества по устойчивому развитию, особенно выделив в области ресурсосбережения энергетику: «Мы признаем чрезвычайно важную роль, которую энергетика играет в процессе развития, поскольку доступ к современным услугам в сфере экологически устойчивой энергетики способствует ликвидации нищеты ... помогает обеспечивать удовлетворение насущных потребностей людей. Мы вновь заявляем о поддержке осуществления национальных и субнациональных стратегий и программ . на основе более широкого использования возобновляемых источников энергии и других технологий, обеспечивающих сокращение выбросов, повышение эффективности энергопотребления, более широкое применение передовых энерготехнологий, включая более безопасные в экологическом отношении технологии использования ископаемого топлива, и устойчивое использование традиционных энергоресурсов. . Мы отмечаем начало осуществления объявленной Генеральным секретарем инициативы «Устойчивая энергетика для всех», в рамках которой внимание сосредоточено на обеспечении доступа к энергоресурсам, а также на энергоэффективности и возобновляемых источниках энергии».
По классификации рабочей программы (Global Tracking Framework) инициативы «Устойчивая энергетика для всех» (SE4ALL) [9] Россия находится в классе развивающихся стран по критерию всеобщего доступа к энергетическим ресурсам и на уровне стран Восточной Европы по критериям энергоэффективности и использованию возобновляемых источников энергии. В табл. 1 представлены планы ООН по развитию этих трех направлений.
Таблица 1
Задачи программы «Устойчивая энергетика для всех»
Задача 1 Задача 2 Задача 3
Обеспечение все- Удвоение гло- Удвоение доли возоб-
общего доступа бальных тем- новляемых источни-
к современным пов повышения ков энергии в миро-
энергетическим энергоэффектив- вом энергетическом
услугам ности балансе
Косвенный Доля населения, Темпы повыше- Доля возобновляемых
показатель имеющего доступ ния энергоемко- источников энергии
к электроэнергии сти в TFEC (общее конечное потребление энергии)
В 1990 г. 76 -1,3 16,6
Точка отсчета 83 18,0
2010 г.
К 2030 г. 100 -2,6 36,0
Россия на пути к устойчивому развитию и энергосбережению.
В 2009 г. в России принята Климатическая доктрина Российской Федерации, в которой сказано, что «стратегической целью политики в области климата является обеспечение безопасного и устойчивого развития Российской Федерации, включая институциональный, экономический, экологический и социальный, в том числе демографический, аспекты развития в условиях изменяющегося климата и возникновения соответствующих угроз...» [10].
Своим распоряжением от 27 декабря 2010 г. Правительство РФ утвердило госпрограмму «Энергосбережение и повышение энергоэффективности на период до 2020 года» [11].
Программа предполагает два этапа. В 2011—2015 гг. Россия перейдет на энергоэффективный путь развития экономики, в 2016— 2020 гг. будет двигаться в этом направлении. На первый этап планируется потратить из федерального и региональных бюджетов, внебюджетных источников соответственно 35 млрд, 208 млрд и 3 трлн 310 млрд руб., на второй — 35 млрд, 417 млрд и 5 трлн 527 млрд руб.
Планируется, что запуск программы позволит на 13,5% снизить энергоемкость ВВП и что в совокупности с другими факторами в 2007—2020 гг. энергоемкость ВВП уменьшится на 40%.
Кроме того, прогнозируется, что к 2016 г. первичная энергия будет сэкономлена не менее чем на 100 млн т условного топлива, к концу 2020 г. — не менее чем на 195 млн т.
Такие результаты будут достигнуты за счет внедрения инновационных технологий и прогрессивного оборудования, вывода из эксплуатации старых неэффективных мощностей, оборудования и установок, решения проблемы рационального использова-
ния производственных ресурсов и перехода к ресурсосберегающим методам организации производства и эксплуатации техники.
Высокая себестоимость российского машиностроения обусловлена значительными затратами на сырье, энергоресурсы, воду, большие объемы отходов, которые не используются вторично и потенциально опасны для окружающей среды, снижают конкурентоспособность выпускаемой продукции. С ростом автоматизации современного наукоемкого производства доля живого труда в себестоимости продукции неуклонно снижается, а удельный вес материальных и энергетических затрат, наоборот, возрастает, поэтому в качестве важнейшей государственной задачи выдвигается сбережение всех видов материальных и энергетических ресурсов.
Вышеперечисленными обстоятельствами обусловлено необходимое в настоящее время объединение логистических подходов к организации производства, основанных на минимизации ресурсопотребления, с политикой энергосбережения и экологической оценкой воздействия процессов переработки ресурсов на окружающую среду.
Таким образом, логистика XXI в. в рамках концепции устойчивого развития должна рассматриваться как эффективный подход к управлению ресурсными и энергетическими потоками с целью снижения эколого-экономического ущерба, наносимого окружающей среде, и обеспечения эффективного инновационного развития производства в целом.
В связи с этим логистика устойчивого развития призвана сформировать следующие основные направления в организации производства:
• минимизация потерь, связанная с неэффективностью производственного процесса;
• эффективное использование энергетических ресурсов;
• эффективное использование материальных и сырьевых ресурсов;
• эффективное использование существующих мощностей (производственных, складских);
• минимизация экологических воздействий на окружающую среду;
• разработка и внедрение инновационных методов управления и организации производственных процессов.
Необходимо отметить, что начало «зеленой логистике» для реализации принципов устойчивого развития было положено еще в середине 1980-х гг. с появлением концепции «всеобщей ответственности». Как отмечает Р. Поист, данная концепция рассматривает, в отличие от общей теории предприятия, также и социальную составляющую логистической деятельности. Этот факт свидетельствует о достаточном потенциале использования логистики в ре-
шении социальных проблем, среди которых — рост потребления, низкий уровень экологической культуры персонала, обеспечение необходимого уровня безопасности и комфортности труда, экологические проблемы.
Действительно, в течение последнего десятилетия стало очевидно, что логистика обладает значительным потенциалом для осуществления экологического контроля транспортных систем, процессов утилизации продукции (возвратная, или реверсивная логистика), используемых упаковочных материалов, контроля и минимизации загрязнения, реализации процессов энерго- и ресурсосбережения.
Безусловно, в настоящее время научный интерес к данной проблеме возрос, и если за период с 1990 по 1996 г. было опубликовано лишь три научных статьи, исследующих логистический потенциал в решении экологических проблем, то сейчас в европейских странах уже можно наблюдать опыт успешного внедрения методов «зеленой логистики», в частности, при организации транспортных потоков и схем утилизации и переработки отходов. Толчком к этому послужило издание в 1992 г. Советом по логистическому менеджменту США монографии Дж. Стока «Reverse Logistics».
Ряд авторов (табл. 2) в своих работах используют термин «экологическая» или «зеленая логистика», вкладывая в данное понятие определенный экономический смысл. Из приведенных определений можно сделать вывод о том, что зеленая логистика охватывает все функциональные области логистики в рамках производства, эксплуатации и утилизации продукции.
Таблица 2
Содержание термина «Зеленая логистика»
Используемый термин Определение Литературный источник
«Зеленая» логистика Совокупность действий по оценке и минимизации экологических последствий логистической деятельности Д. Роджерс, Р. Тиббен— Лембке
«Зеленая» логистика Экологически приемлемая и эффективная транспортная система распределения Ж.-П. Ро- дриге и др.
Экологическая логистика Один из видов современной логистики, нацеленный на интеграцию экономической выгоды, социальных и экологических аспектов Дж. Янг, X. Пэн
Экологическая логистика Система планирования, проектирования и управления с использованием передовых технологий логистики и методов экологического проектирования в сфере уменьшения загрязнения и ресурсопотребления, продиктованных экологическими принципами. Основная цель — координация логистической деятельности и социально-экологического эффекта Л. Янбо, Л. Сонгхьян
Окончание табл. 2
Используемый термин Определение Литературный источник
«Зеленая» логистика Новое научное направление, предполагающее применение прогрессивных технологий логистики и современного оборудования с целью минимизации загрязнений и увеличения эффективности использования логистических ресурсов. С точки зрения бизнеса, методы зеленой логистики в основном включают: управление системой транспортировки (объединенные перевозки, 3PL-логистика), управление процессом упаковки (с целью уменьшить воздействие упаковочных материалов на окружающую среду), организацию «зеленых» коммуникаций и производства, управление складским хозяйством и отходами
Экологическая логистика Наука и комплекс мер, который обеспечивает движение материала при осуществлении любых производственных процессов вплоть до его превращения в товар и отходы производства с последующим доведением отходов до утилизации или до безопасного хранения в окружающей среде, а также сбор и сортировку отходов потребления, их транспортировку, утилизацию или безопасное хранение в окружающей среде Алан Маккинон
Как отмечалось выше, общепринятое в мире понятие SustamaЫШty (устойчивое производство/продукция) подразумевает оптимальное использование ограниченных ресурсов и использование экологически чистых природо-, энерго- и материалосбе-регающих технологий на всех стадиях жизненного цикла, включая добычу и переработку сырья, минимизацию и уничтожение отходов, создание экологически приемлемой продукции.
В табл. 3 представлены примеры логистических показателей устойчивости производственного процесса.
Таблица 3
Логистические показатели устойчивости производственного процесса
Группа пока-зате-лей Подгруппа показателей Показатели
Экологические Входные показатели Энергопотребление: • общее количество потребляемой энергии в производстве; • доля использования возобновляемых энергетических ресурсов в общем энергопотреблении; • суммарные энергетические затраты на производственный процесс;
Продолжение табл. 3
Группа пока-зате-лей Подгруппа показателей Показатели
• доля энергетических затрат в общей стоимости производственного процесса. Материалоемкость: • количество использованных материалов в производственном процессе; • доля использования возобновляемых видов материальных ресурсов в производственном процессе; • доля использования переработанных материальных ресурсов в производственном процессе; • общая стоимость используемых материальных ресурсов в производственном процессе; • доля материальных затрат в общей стоимости производственного процесса.
Потребление водных ресурсов: • количество используемых водных ресурсов в производственном процессе; • общая стоимость водных ресурсов в производственном процессе; • доля затрат на водные ресурсы в общей стоимости производственного процесса
Выходные показатели Продукция: • массовая доля экологически чистого материала в конечной продукции; • массовая доля возобновляемых видов материалов в конечной продукции; • массовая доля продукции, способная к переработке и повторному использованию; • срок службы полезного использования продукции; • выручка от экологически чистой продукции; • доля выручки от экологически чистой продукции; • общая масса упаковки; • массовая доля упаковки в общей массе продукции; • массовая доля упаковки из переработанных материалов; • стоимость упаковки Твердые отходы: • масса твердых отходов от производственного процесса; • доля твердых отходов, направленных к переработке; • доля твердых отходов для их утилизации; • расходы на утилизацию твердых отходов; • удельная стоимость твердых отходов в общей стоимости производственного процесса
Окончание табл. 3
Группа пока-зате-лей
Подгруппа показателей
Показатели
Жидкие отходы:
• объем жидких отходов от производственного процесса;
• доля загрязненных жидких отходов;
• доля незагрязненных жидких отходов;
• расходы на утилизацию жидких отходов;
• удельная стоимость жидких отходов в общей стоимости производственного процесса
Выбросы в атмосферу:
• массовая доля парниковых газов;
• массовая доля фотооксидантов;
• расходы по очистке воздуха;
• доля затрат на очистку воздуха в общей стоимости производственного процесса
Эко-
номи-
ческие
• Доля добавленной стоимости в ВВП;
• Инвестиции, направленные на устойчивое ресурсосберегающее развитие
• Инвестиции, направленные на защиту окружающей среды!
• Инвестиции, направленные на развитие социальных активностей
• Экономический эффект от внедрения концепции устойчивого ресурсосберегающего развития
Соци-
аль-
ные
• Доля затрат на персонал в общей стоимости производственного процесса
• Инвестиции в развитие персонала
• Расходы на охрану здоровья сотрудников
• Соблюдение безопасности труда
Поэтому в современной концепции логистики принципы ре-сурсо- и энергосбережения составляют неотъемлемую часть. Разработанные национальные стандарты в области ресурсосбережения определяют и унифицируют основные понятия, связанные с ресурсосбережением [1, 2].
Таким образом, можно констатировать новую цель в развитии логистики — создание ресурсосберегающей, экологически эффективной и социально ответственной бизнес-модели предприятия.
Разработка и внедрение в учебный процесс программ магистерской подготовки «Логистика ресурсосбережения наукоемкого производства», «Энергетический менеджмент», «Устойчивое развитие в энергетике» и соответствующих дисциплин позволят качественно улучшить уровень подготовки студентов и обеспечат приобретение ими компетенций в различных, но взаимосвязанных в современном мире научных областях.
ЛИТЕРАТУРА
[1] ГОСТ 52107—2003 Ресурсосбережение. Классификация и определение показателей.
[2] ГОСТ Р 52106—2003 Ресурсосбережение. Общие положения.
[3] Покараев Г.М. Ресурсосбережение: проблемы и решения. Москва, Экономика, 1990, 141 с.
[4] Чижиков Ю.В. Экологическое сопровождение проектов. Москва, Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010, 308 с.
[5] Report of the World Commission on Environment and Development: Our Common Future. URL: http://upload.wikimedia.org/wikisource/en/d/d7/ Our-common-future.pdf.
[6] Повестка дня на XXI век. Принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3—14 июня 1992 года. URL: http://www.un.org/ru/documents / decl_conv/conventions / agenda21.shtml.
[7] Доклад Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию, Йоханнесбург, Южная Африка, 26 августа — 4 сентября 2002 года. URL: http://daccess-dds-ny.un.org / doc / UNDOC/ GEN/ N02 /636 / 95/ PDF / N0263695.pdf?0penElement.
[8] Resolution adopted by the General Assembly 66/288. The future we want. URL: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=A/RES/66/288.
[9] «Sustainable Energy for all» web-site. URL: http://www.sustainable-energyforall.org/.
[10] Климатическая доктрина Российской Федерации. URL: Ы^://прези-дент. рф/acts/6365.
[11] Государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года». URL: http://minenergo.gov.ru/upload/iblock/b61/b612746a17d6ada e790262ad58b4c9d9.doc.
Статья поступила в редакцию 18.10.2013
Ссылку на эту статью просим оформлять следующим образом:
Омельченко И.Н., Александров А.А., Бром А.Е., Белова О.В. Основные направления развития логистики XXI века: ресурсосбережение, энергетика и экология. Гуманитарный вестник, 2013, вып. 10. URL: http://hmbul.bmstu.ru/catalog/econom/log/ 118.html
Омельченко Ирина Николаевна — д-р техн. наук, д-р экон. наук, заведующая кафедрой «Промышленная логистика», декан факультета «Инженерный бизнес и менеджмент»МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Александров Анатолий Александрович — д-р техн. наук, заведующий кафедрой «Экология и промышленная безопасность», ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Бром Алла Ефимовна — д-р техн. наук, профессор кафедры «Промышленная логистика» МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Белова Ольга Владимировна — канд. техн. наук, доцент кафедры «Вакуумная и компрессорная техника» МГТУ им. Н.Э. Баумана. e-mail: ovbelova@yandex.ru