Научная статья на тему 'Основные направления развития исламоведения в республике Татарстан'

Основные направления развития исламоведения в республике Татарстан Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
332
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМ / ИСЛАМОВЕДЕНИЕ / ТАТАРСТАН / ЛИБЕРАЛИЗМ / КОНСЕРВАТИЗМ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гарипов Наиль Камилевич

В статье описывается современное состояние и основные тенденции в исламоведении, одной из гуманитарных дисциплин в Республике Татарстан. Автор статьи пытается проанализировать и систематизировать взгляды местных ученых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления развития исламоведения в республике Татарстан»

УДК 282 ББК 86.38

Наиль Гарипов

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИСЛАМОВЕДЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

Аннотация: В статье описывается современное состояние и основные тенденции в исла-моведении, одной из гуманитарных дисциплин в Республике Татарстан. Автор статьи пытается проанализировать и систематизировать взгляды местных ученых.

Ключевые слова: ислам, исламоведение, Татарстан, либерализм, консерватизм

1990-е годы для Республики Татарстан и татарского народа были ознаменованы подъемом национального и религиозного самосознания. Практически во всех сферах духовной жизни шло планомерное развитие, и данное движение оказало заметное влияние на состояние академической науки республики. До конца 1980-х гг. изучение ислама велось исподволь в рамках по сути атеистической пропаганды. В качестве примера можно

отметить работы Равиля Балтанова (1927107

1998) , Гульнары Балтановой (род. в

108

1958 году) , Зинната Ишмухаметова (1913-1991)109 и др. Однако при этом такие исследователи как Яхья Абдуллин (1920-2005), Равиль Амирханов (19462006) и др. пытались акцентировать внимание ученого мира на изучение общественно значимых явлений мусульманского общества в дореволюционную эпоху. Это были первые шаги по изменению общественного сознания. Вышли целые серии работ по изучению общественной жизни республики в дореволюционную эпоху.

107 Балтанов Р.Г. Социологические проблемы в системе научно - атеистического воспитания: проблемы конкретно-социологического анализа религии и атеизма в СССР. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1973. - 251 с.

108 Балтанова Г.Р. Ислам в СССР: Анализ зарубежных концепций. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1991. - 146 с.

109 Ишмухаметов З.А. Социальная роль и эволюция ислама в Татарии (исторические очерки). -Казань: Татарское книжное издательство, 1979. -224 с.

Долгие годы шло активное изучение наследия Каюма Насыри (1825-1902). Отдел по истории общественной мысли и исла-моведения Института истории начал работу по изучения наследия Шигабутдина Марджани (1818-1889). Необходимо отметить, что среди казанских учёных можно выделить деятельность Я.Г. Аб-дуллина. Он был одним из первых, кто поднял тему религиозного и общественного развития среди татар. Конечно, до него шло исследование в этом направлении. Однако по большей степени оно касалось революционного движения среди местных народов. Степень революционного самосознания среди татар была очень низка. Марксизм не был сильно популярен среди татар-мусульман. Дело в том, что мусульмане, особенно ханафи-ты и суфии, были очень терпимы к царским властям и считали, что власть дана Всевышним Аллахом. Примером может служить тезис, опубликованный в журнале Оренбургского Магометанского Духовного Собрания «Магълюмати Махка-маи Шаргия Оренбургия» (№1, 1908 г.), где было сказано о божественном происхождении монархической власти в России. Поэтому любые попытки выступления против властей татарскими мусульманами рассматривались как неблагодарность и выступление против Всевышнего Аллаха. Единственное оружие любого мусульманина является обращение к своему Создателю, каковым является Аллах. В новейшее время материализм стал до-

минировать в системе общественных ценностей. Поэтому тезис о божественном происхождении власти («Нет власти не от Бога») был заменен на тезис об эволюционном развитии государства, который был предложен Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. Владимир Ильич Ленин, как известно из истории, воплотил идеи марксизма в жизнь.

Историческая эпоха наложила свой отпечаток и на развитие собственно ис-ламоведения. Если рассматривать историю изучения ислама в Казани в XIX и начале XX вв., то мы можем увидеть, что исламоведение развивалось в недрах православных учебных заведений (в частности, в Казанской духовной академии), поскольку знания об исламе были необходимы для ведения православной миссионерской деятельности среди мусульман. Основные работы в этой области были написаны ведущими востоковедами и миссионерами своей эпохи: Николаем Ильминскими (1822-1891), Яковым Коб-ловым (1876-1937), Николаем Остроумовым (1846-1930), Гордием Саблуковым (1803-1880) и т.д. Конечно же, в этих работах чувствуется предвзятость автора по отношению к исламу и мусульманам. Однако если на это не обращать внимания, то можно отметить, что все эти исследования профессоров Казанской духовной академии составляют золотой фонд исламоведения России. Для них характерен скрупулезный анализ исламских источников, их систематизация, переводы на русский язык: все это дает нам возможность сегодня больше понимать историю изучения ислама в Казани.

В советское время, конечно же, произошёл резкий крен от научного подхода в сторону идеологизации в сфере научного познания. Однако и в советское время шло изучение источников по истории ислама среди татар. Например, изучение академиком Миркасымом Усмано-вым (1934-2010) известного труда Хиса-муддина ибн Шарафуддина аль-Муслими «Таварихе Булгария», навсегда оставила исторический памятник в культурном

своде памятников татарского народа110. Таких примеров, конечно же, было немного, можно сказать единицы, но они были и по-разному влияли на ход изучения собственно религии. Конечно же, необходимо отметить, что в советскую эпоху изучение татарских и других арабо-графичных источников не велось в полном объеме. Однако оно имело место быть в связи с изучением движения, например, джадидизма среди татар.

В 1970-е гг. период антирелигиозной пропаганды меняется на период изучения культуры татарского народа в просветительском ключе. В этом деле очень много сделал, например, Яхъя Габдулло-вич Абдуллин, который поднял вопрос о татарском просветительском движении в ХУШ-Х1Х вв. В конце 1980-х гг. ситуация стала меняться коренным образом. В 1989 году выходит книга татарского мыслителя Шихабутдина Марджани (1818-1889) «Мустафадаль ахбар фи ах-вали Казан ва Булгар» («Сведения, привлечённые для истории Казани и Булгара»)111 на татарском языке, которая стала, по сути, предтечей новой волны изучения татарского культурного наследия. Были намечены тогда планы планомерного изучения не только татарской светской, но и религиозной мысли.

Однако стремительные 1990-е изменили планы татарстанских исследова-

110 Усманов М. А. Татарские исторические источники XVII—XVIII вв.: «Сборник летописей», «Дафтар-и Чингиз-наме», «Таварих-и Булгария». Татарские шаджара. — Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 1972. — 223 с.

111 Мэрщани Ш. Мустафад аль-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар. - Казань, 1989 (на татарском языке). Данная книга является сводом исторических источников и представляет собой первое научное исследование по истории татарского народа, выполненное татарским историком. Труд был написан Шигабутдином Марджани на татарском языке и состоит из 2 книг (1-я была издана при жизни автора в 1885 году и переиздана после его смерти в 1895 году; 2-я - в 1890 году уже после смерти Марджани). Работа Марджани содержит сведения по истории булгар, хазар, татар и других тюркских народов. В 1989 году была переиздана в Казани в сокращённом варианте на современном татарском языке; в 1998 году была издана в Турции на турецком языке.

телей. В начале 1990-х годов формируется, во-первых, несколько общественных мусульманских организаций (в частности, Центр исламской культуры «Иман»), появляется Духовное управление мусульман Республики Татарстан. Эти организации во многом заинтересованы в изучении ислама в Татарстане. Во-вторых, в структуре Казанского филиала Академии наук СССР происходят преобразования. Институт языка, литературы и истории им. Г. Ибрагимова Казанского филиала АН РАН вышел из состава РАН и вошел в Академию наук Республики Татарстан. Тогда было заявлено, что такое чудесное обновление вызовет оживление в области гуманитарных знаний. Но чуда, увы, не произошло. Наоборот, кризис, особенно финансовый, низвел научную интеллигенцию до состояния прислуги местной элиты. Элита в данном случае понятие не совсем адекватное, возможно, что введенное в оборот Раи-сом Сулеймановым термин «этнократия» более подходит для определения властных структур, но и он не до конца отражает сущности современной власти в Татарстане. Потому как в этническом составе элита явно неоднородна и т.д. Возможно, что в будущем специалисты найдут более подходящий термин. Так вот, исламоведение стало развиваться в структуре Академии наук Республики Татарстан.

Хотелось обратить внимание, что с середины 1990-х гг. в исламоведении Татарстана сформировался так называемый либеральный подход в изучении ислама. Либеральный подход характерен тем, что он признает плюрализм трактовок ислама, толерантен к разнообразию исламских течений, которых стало много в Татарстане в постсоветский период, допускает их присутствие и не видит в этом ничего предосудительного. К

либеральным исламоведам можно отнести молодое поколение

исследователей 1990-х годов: Азат Ахунов, Лейла Алмазова, Резеда Сафиуллина.

Другая группа исламоведов - это условные "консерваторы": это те, кто

считает, что многообразие исламских течений в Татарстане, ставшее реальностью на рубеже ХХ-XXI вв. таит в себе определенную опасность. Они попытались обосновать концепцию традиционного ислама. К ним можно отнести Валиуллу Якупова, Раиса Сулейманова и др. Отметим, что консервативных взглядов

придерживается и автор статьи. Рафика Мухаметшина можно отнести к центристам.

Консерватизм в научных исследованиях начал появлятся в исследованиях не случайно и был связан с проблемой определения некоторых устоявшихся терминов. Как мы указывали выше, многих не устраивали подобные термины и связывали их с исламофобией. На самом деле никакой исламофобии здесь нет. Здесь прежде всего наиболее выбор подходящего для определенного течения знаковой личности. Например термин "ваххабизм" не связан с именем Всевышнего Аллаха ("Ваххаб" в переводе с арабского "Вседарящий" и является одним из имен Аллаха), он связан прежде всего с именем основателя данного

идеологического движения Мухаммадом Абд аль-Ваххабом (1703-1792). Либеральная трактовка была связана прежде всего с влиянием объектов исследования на научные работы о них. Порой объектам исследования не нравится, когда появляются подобные термины (ваххабиты не любят, когда их называют ваххабитами), но ведь ученые должны каким-то образом обозначать то или иное явление.

Интересным феноменоменом в 1990-е годы стало то, что многие татарские исторические источники изучали и публиковали энтузиасты на собственные средства. Большим подспорьем в этом деле стала деятельность Валиуллы хазрата Якупова (1963-2012). Он по собственной инициативе и по рекомендации своих сподвижников заказывал изучение многих исторических источников, касающихся истории религии ислама, а

затем публиковал эти труды. Многие современные исламоведы в Татарстане первые свои книги выпустили именно в издательстве "Центра исламской культуры "Иман" г. Казани, созданного в 1990 году Валиуллой хазратом. Он помимо современных исламоведов переиздавал работы исламоведов XIX-ХХ вв., а также способствовал изданию источников по истории татарской мысли таких, как, к примеру, работы аль-Муслими «Таварихи Булгария», Кильде-бяки «Музыка ва Ислам» и т.д. В этом деле ему помогали различные люди, но в основном знающие исторические источники, а главное - умеющие читать их. К сожалению, за неимением средств многие издания были без научного аппарата, но они были интересны тем, что это были оригиналы, и их можно было изучать дальше.

Сам Валиулла хазрат по своим взглядам принадлежал к «консерваторам». Хотя в некоторых моментах он принимал позиции и «либералов». В большинстве же своём он был больше консерватором, поэтому, наверное, мало кто из его современников понимал позицию хазрата. До сих пор в среде исламоведов неоднозначно относятся к деятельности Валиуллы хазрат. Есть исследователи, которые его осуждают, но открыто об этом не пишут. Помимо Валиуллы хазрата сегодня есть плеяда исламоведов-«консерваторов», которых традиционно «либеральные» исследователи не долюб-ливают. Первым в этом списке стоит Раис Сулейманов, которому оппоненты стремятся приклеить ярлык исламофоба. Однако на чем базируются эти обвинения? Например, о Раисе Сулейманове в интервью казанской интернет-газете «Бизнес-онлайн» Азат Ахунов сказал следующее: «В деятельности Сулейма-нова есть и отрицательный результат, и положительный. Хотя больше всего, наверное, отрицательного было. Потому что было привлечено много внимания к нашей республике. Татарстан, Казань стали позиционироваться в отрицательном смысле благодаря его многочисленным заявлениям. Причем не только в об-

щероссийском, но и в мировом пространстве из-за интервью как российским, так и зарубежным корреспондентам. Те задачи, которые, я думаю, ставили перед ним и которые он сам ставил перед собой, ему удалось выполнить. Я думаю, эта задача совпала с его внутренними мироощущениями, с его взглядами на жизнь. То есть представить Татарстан рассадником ваххабизма и экстремизма»112. Таким образом, «исламофобия» Раиса Сулейманова, по мнению Ахунова, заключается в том, что он пытается показать регион России «рассадником ваххабизма и экстремизма», и нет ни слова, что Сулейманов где-то обмолвился оскорблениями в адрес религии и мусульман. А ведь исламофобия является разновидностью ксенофобии по отношению к исламу как к религии. Ну так и где тут исламофобия? Кстати, сам Раис Сулейманов об исламе среди татар говорит следующее: «Под традиционным исламом применительно к татарам следует понимать ту форму ислама, которая была принята предками современных татар, гармонично сочетающуюся с национальными обычаями, имея опыт мирного сосуществования в окружении православного большинства и уважительного отношение к своей стране, России, воспринимая ее как свою Родину. В богословском плане речь идет о ханафитском мазхабе (религиозно-правовой школе) и матуридитской акыде (вероубежде-

113

нии)»» . Ну и где здесь оскорбление ислама?

Это весьма показательный прием, когда одни исламоведы стараются навешать на других исламоведов ярлык исла-мофобии. Например, исламофобия сегодня приписывается тем исследователям,

112 Шагулин А., Билалов Р., Гавриленко А. Раиса Сулейманова уволили в день встречи с Путиным // "Бизнес Онлайн", 22 октября 2013 года. URL: https://www.business-gazeta.ru/article/90110 (Режим доступа свободный)

113 Раис Сулейманов: «Проблема ваххабизма в Татарстане никуда не делась» // «Агентство политических новостей», 23 сентября 2014 года. URL:

http://www.apn.ru/publications/article32334.htm (Режим доступа свободный)

которые открыто, заявляют, что в России существуют нетрадиционные для нашей страны течения в Исламе.

В Татарстане к консерваторам можно причислить также таких исследователей как Ринат Патеев, который является директором Центра исламоведческих исследователей Академии наук Республики Татарстан, и Фарида Салмана, который сегодня возглавляет Центр изучения Благородного Корана и Пречистой Сунны. Их деятельность не так заметна в российских СМИ, как например, Раиса Сулей-манова, однако оба в своих работах пытаются проводить глубокий анализ современных явлений в религиозном обществе.

Исламоведение как наука об исламе должна поступательно изучать и анализировать тенденции и течения в среде мусульман. В этом и заключается её главная задача.

Исходя из вышесказанного, можно отметить, что для исламоведения в Республике Татарстан в постсоветский период наступил настоящий расцвет. Татарское общество переживает заметный подъём интереса к исламу.

На сегодняшний день в Татарстане появилось несколько центров, занимающихся изучением ислама. Самым «древним» является Отдел истории религий и общественной мысли Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан. В 1975 году в составе Института языка, литературы и истории им. Г. Ибрагимова был создан сектор изучения общественной мысли. В 1993 году его преобразовали в Отдел общественной мысли и исламоведения. В 1996 году этот отдел и ряд других отделов были выделены из состава ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова и на их основе был создан Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ. В 2015 году его переименовали в Отдел истории религий и общественной мысли. За сорокалетнюю деятельность отдела его сотрудниками сделано было очень многое. За эти годы были переведены работы дореволюционных татарских мусульманских богословов и мыслителей Шигабутдина Марджани (1818-1889),

Габденнасыра Курсави (1776-1812), Мусы Бигиева (1873-1949), Зия Камали (1873-1942), Габдрахима Утыз Имяни (1752-1836), Садри Максуди (1878-1957) и др. С 2001 года издается «Антология татарской богословской мысли» (запланировано издать 12 томов, в настоящее время издано 9). Однако сегодня отдел практически на грани закрытия. Ситуация такова, что сегодня отдел пришёл в упадок: в нем осталось всего два исследователя и руководитель Дамир Шагави-ев.

В пику этому отделу в 2010 году был создан Центр исламоведческих исследований Академии наук Республики Татарстан: в 2010-2013 гг. его возглавлял Рафик Мухаметшин, с 2014 года и по настоящее время его директором является Ринат Патеев, переехавший из Ростова-на-Дону, где он работал в Южном федеральном университете, в Казань. Пока, правда, трудно оценить работу ЦИИ АН РТ, потому что мы очень мало видим печатной научной продукции этой структуры, чтобы можно было по достоинству охарактеризовать его достижения и потенциал.

В 2006-2011 гг. в Казанском государственном университете функционировал Центр евразийских и международных исследований (ЦЕМИ), руководителем которого был востоковед Булат Ягудин. Эта структура выпускала научный журнал «Евразийские исследования», в котором публиковались статьи по исламове-дению, а также проводилось много научных мероприятий, среди которых был регулярный международный симпозиум «Исламоведческие исследования в России и СНГ: достижения, проблемы, перспективы» (он проводился 1 раз в два года, начиная с 2009 года). После его расформирования (происходило это в результате создания Казанского федерального университета, когда многие прежние структуры Казанского государственного университета были ликвидированы или преобразованы) Булат Ягудин создал Казанский институт евразийских и международных исследований (КИЕМИ), который стал преемником ЦЕМИ. Тот про-

должил исламоведческое направление: например, 10-11 июня 2016 года КИЕМИ провел уже IV симпозиум «Исламоведче-ские исследования в России и СНГ: достижения, проблемы, перспективы».

В 2010 году в Казанском (Приволжском) федеральном университете была открыта кафедра исламоведения. Она периодически меняла свои названия (вначале она называлась кафедра исламоведе-ния и регионоведения, затем звалась кафедрой исламоведения и востоковедения, сейчас именуется кафедрой востоковедения, африканистики и исламоведения), также менялись заведующие кафедрой (в 2010-2015 гг. - Ренат Беккин, с конца 2015 по сентябрь 2016 гг. - Айдар Хабут-динов, с сентября 2016 года исполняет обязанности заведующего Яков Гришин). Среди ее достижений можно отметить проведение ежегодного международного форума «Ислам в мультикультурном мире» с 2011 года.

Отдельного внимания заслуживает деятельность Российского института стратегических исследований (РИСИ), который в 2011 году в Казани открыл в Казани свой филиал - Приволжский (Казанский) региональный центр этнорелигиозных исследований (его тогда возглавил Раис Сулейманов). В 2011-2013 гг. этот центр регулярно проводил конференции и круглые столы по многим нетрадиционным для татарского народа течениям зарубежного ислама. Более того, во многом Сулейманов сумел актуализировать изучение проблемы радикальных форм ислама в Татарстане. Однако после того, как Сулейманова в сентябре 2013 года сменил на посту руководителя регионального центра РИСИ Фирдус Дев-баш (Фатклисламов), о деятельности РИСИ в деле изучения ислама в Татарстане практически мало, что известно. В медийном пространстве Татарстана с того момента о РИСИ мало, что слышно.

Раис Сулейманов с марта 2014 года стал работать экспертом в негосударственном Институте национальной стратегии, соответственно, изучение современного ислама в Поволжье осуществляется этим учреждением с 2014 года по настоящее время.

Среди других негосударственных организаций, которые специализируются на изучении ислама в Татарстане, можно назвать Центр исламской культуры «Иман» г. Казани, который ежегодно проводит конференции и круглые столы по современным проблемам ислама в регионе. Издается ежеквартальный печатный научный журнал «Мусульманский мир».

Другим центром исламоведения сегодня можно считать Ресурсный центр по развитию исламского и исламоведческого образования Казанского (Приволжского) федерального центра (директор - Рамиль Хайрутдинов), созданный в 2014 году. Ресурсный центр занимается повышением квалификации исламского духовенства и государственных служащих, а также проводит школы мусульманского лидерства.

Таким образом, сегодня можно выделить две основные группы исследователей, которые занимаются изучением ислама в Республике Татарстан. Первая и самая многочисленная группа исследователей - это так называемые «либералы». В каком-то роде оппонентами им является вторая группа исследователей - так называемые «консерваторы». Организационно существует несколько центров ис-ламоведения в Татарстане. Для результативности исламоведческих исследований необходимо предоставить возможность полноценно работать всем исследователям, поскольку только таким образом можно оценить потенциал, значимость и полезность научной работы ученого.

Источники и литература:

1. Балтанов Р.Г. Социологические про- воспитания: проблемы конкретно-

блемы в системе научно - атеистического социологического анализа религии и ате-

62

изма в СССР. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1973. - 251 с.

2. Балтанова Г.Р. Ислам в СССР: Анализ зарубежных концепций. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1991. - 146 с.

3. Ишмухаметов З.А. Социальная роль и эволюция ислама в Татарии (исторические очерки). - Казань: Татарское книжное издательство, 1979. - 224 с.

4. Мэрщани Ш. Мустафад аль-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар. - Казань, 1989 (на татарском языке).

5. Раис Сулейманов: «Проблема ваххабизма в Татарстане никуда не делась» // «Агентство политических новостей», 23

сентября 2014 года. URL: http://www.apn.ru/publications/article32334 .htm (Режим доступа свободный)

6. УсмановМ. А. Татарские исторические источники XVII—XVIII вв.: «Сборник летописей», «Дафтар-и Чингиз-наме», «Таварих-и Булгария». Татарские шаджа-ра. — Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 1972. — 223 с.

7. Шагулин А., Билалов Р., Гавриленко А. Раиса Сулейманова уволили в день встречи с Путиным // "Бизнес Онлайн", 22 октября 2013 года. URL: https://www.business-

gazeta.ru/article/90110 (Режим доступа свободный)

Nail Garipov

THE MAIN DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF ISLAMIC STUDIES IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN

Summary: The article describes the current state of Islamic studies as one of the Humanities in the Republic of Tatarstan. The author attempts to analyze and systematize the views of local scientists.

Keywords: Islam, Islamic Studies, Tatarstan, liberalism, conservatism

Sources and Literature:

1. Baltanov R.G. Sociological problems in the system of science - atheistic education: Problems concrete sociological analysis of religion and atheism in the Soviet Union. -Kazan: Publishing House of Kazan University, 1973. - 251 p. (in Russian)

2. Baltanova G.R. Islam in the Soviet Union: Analysis of foreign concepts. - Kazan: Publishing House of Kazan University, 1991. - 146 p. (in Russian)

3. Ishmukhametov Z.A. Social role and evolution of Islam in Tatarstan (historical essays). - Kazan: Tatar Book Publishing House, 1979. - 224 p. (in Russian)

4. Marjani Sh. Mustafad al-ahbar fi ahvali Kazan va Bulgar. Kazan, 1989 (in Tatar).

5. Rais Suleymanov: "The problem of Wahhabism in Tatarstan will not go away" // «Agentsrvo politicheskih novostey», September 23, 2014. URL: http://www.apn.ru/publications/article32334 .htm (Free Access) (in Russian)

6. Usmanov M.A. Tatar historical sources XVII-XVIII centuries: "Collection of annals", "Daftar-i Chingiz-name", "Tawarih-i Bulgaria." Tatar Shajares. - Kazan: Publishing House of Kazan State University, 1972. - 223 p. (in Russian)

7. Shagulin A. Bilalov R., Gavrilenko A. Rais Suleymanov was fired on the day of the meeting with Putin // "Business Online October 22, 2013. URL: https://www.business-

gazeta.ru/article/90110 (Free Access) (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.