Научная статья на тему 'Основные направления развития иностранного туризма в России и за рубежом в 1950–1960-е гг'

Основные направления развития иностранного туризма в России и за рубежом в 1950–1960-е гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
822
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / ИНОСТРАННЫЙ ТУРИЗМ / СИБИРЬ / 1950–1960 ГГ / 1950–1960-S / HISTORY / FOREIGN TOURISM / SIBERIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Колупанова Ирина Алексеевна

Показаны предпосылки развития иностранного туризма в СССР и за рубежом. Приведены статистические данные развития иностранного туризма в СССР и за рубежом в 1960-е гг., показаны темпы роста международного туризм в исследуемый период. Большой интерес представляют архивные данные показателей развития иностранного туризма в Сибири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the prerequisites for developing foreign tourism in the USSR and abroad. The paper introduces the statistic data of foreign tourism development in the USSR and abroad in 1960-s; the growth rates of the international tourism in the given period are shown. The historical data of the indices of foreign tourism development in Siberia are of major interest.

Текст научной работы на тему «Основные направления развития иностранного туризма в России и за рубежом в 1950–1960-е гг»

История

УДК 338.48:947

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНОСТРАННОГО ТУРИЗМА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ В 1950-1960-е гг.

И.А. Колупанова

Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, г. Барнаул E-mail: kolupanova@mail.ru

Показаны предпосылки развития иностранного туризма в СССР и за рубежом. Приведены статистические данные развития иностранного туризма в СССР и за рубежом в 1960-е гг, показаны темпы роста международного туризм в исследуемый период. Большой интерес представляют архивные данные показателей развития иностранного туризма в Сибири.

Ключевые слова:

История, иностранный туризм, Сибирь, 1950-1960 гг Key words:

History, foreign tourism, Siberia, 1950~1960-s.

Резкое возрастание миграционных туристских потоков в послевоенный период объяснялось рядом причин. Самой главной следует признать развитие процесса индустриализации - укрепление экономических связей между районами, странами и континентами на основе углубляющегося территориального разделения труда и непосредственно связанного с ним расширения научно-технических и культурных связей.

Важную роль играли достижения научно-технической революции, особенно в области транспорта, способствующие удешевлению транспортных тарифов, ускорению авиационных рейсов и накоплению большого количества личных автомобилей (в 1965 г. число авиапассажиров достигло 180 млн и насчитывалось около 130 млн автомобилей) [1].

Развитию туризма способствовал определенный рост денежных доходов населения ряда стран, увеличение продолжительности отпусков, а также растущее утомление от жизни в больших городах. В промышленно развитых странах поездки с целью отдыха совершали главным образом жители крупных индустриальных центров.

Известную роль играли и осуществляемые во многих странах специальные программы развития туризма: упрощение пограничных формальностей, отмена и ослабление ограничений на ввоз валюты, строительство аэродромов, дорог, отелей и широкая реклама объектов туризма.

Индустрия туризма приобретала все большее значение как экспортная отрасль экономики многих стран, и к концу 1960-х гг. продажа услуг индустрии туризма стала самой доходной статьей мировой торговли и важнейшим средством преодоления дефицитности платежного баланса некоторых стран. Поданным Международного Союза официальных туристских организаций, за 1958-1963 гг. промышленное производство в мире увеличилось на 44 %, объем мировой внешней торговли -на 45 %, а поступления от иностранного туризма -на 78 % [1].

В 1960-х гг. сфера туризма - первая по темпам роста сфера внешней торговли. За 16 лет (1950-1966 гг.) доходы от экспорта сырьевых продуктов увеличились в 2,4 раза (среднегодовой прирост 5,5 %), от экспорта промышленных товаров -в 4,3 раза (среднегодовой прирост 9,5 %), а поступления от международного туризма - в 6 раз (среднегодовой прирост 12 %). В результате доля иностранного туризма в общем объеме поступлений от мирового экспорта возросла с 3,4 % в 1950 г. до 6,5 % в 1967 г.

Уже к концу 1960-х гг. мировой туризм обогнал самую крупную статью мировой торговли - сырую нефть.

По данным Организации Объединенных Наций, внутренний и международный туризм в 1960-х гг. во всем мире приносил прибыль в 40 млрд долл.

в год. Наиболее высокие прибыли от туризма получали Италия, Испания и Соединенные Штаты -их годовой доход превышал 1100 млн долларов. Вслед за ними шли Франция, Мексика, ФРГ и Канада, получающие от 700 до 900 млн долл. в год. Австрия, Великобритания и Швейцария составляли третью группу - их доходы от индустрии туризма превышали 500 млн долл. [1].

Туризм представлял собой особую статью экспорта. Возрастала ценность нетронутых уголков природы, увеличивалось стремление состоятельной части населения посетить новые места, познакомиться с самобытными чертами жизни народов. Развивать иностранный туризм в его начальной стадии было намного легче, чем завоевать место на мировом рынке для любого другого товара. Это означало, что индустрия туризма должна была играть роль своеобразного экономического трамплина. Развитие данной отрасли позволило бы сравнительно быстро аккумулировать иностранную валюту для осуществления более широкой экономической программы.

В 1960-е гг. в нашей стране наблюдался быстрый рост отложенного спроса населения. С 1960 по 1967 гг. общая сумма вкладов населения в сберегательных кассах возросла в два с половиной раза (с 10,9 до 26,9 млрд р.) [1]. Рост отложенного спроса был связан не только с определенным разрывом между скоростью изменения запросов населения к качеству приобретаемых товаров и темпами перестройки производства. Это явление в немалой степени было связано с недостаточным развитием производства платных услуг, в частности с ограниченным предложением услуг индустрии туризма.

В 1960-х гг. интерес людей всей планеты был направлен к экономическим, научным и культурным достижениям первого в мире пролетарского государства, отличающегося богатством туристских ресурсов, а именно разнообразием климатических зон и многочисленными историческими памятниками. Это богатейшие ресурсы Сибири и Дальнего Востока, это Алтай, Саяны, Уссурийский край, это и Тихоокеанское побережье, Сахалин, Курилы, Камчатка, это легендарный Северный морской путь, это крупнейшие в мире гидростанции и мощные индустриальные комплексы, характеризующие стремительный рост социалистической экономики, и наконец, это всемирно известный Академгородок - город советских ученых.

В 1967 г. Советский Союз принял приблизительно 1,8 млн иностранных туристов и имел около 10 млн внутренних туристов. По данным Центрального совета по туризму ВЦСПС, среди внутренних туристов 4,2 млн отдыхало по путевкам (плановые туристы), 2,3 млн - в Домах рыбака и охотника и примерно 3,4 млн организовывали отдых самодеятельно (самодеятельные туристы) [1].

На протяжении 1960-х гг. среднегодовой прирост иностранного туризма в нашей стране соста-

влял 15 %, а внутреннего (плановый туризм) -13 %.

Размеры туристских потоков в большей степени определялись развитием авиационного транспорта. Достаточно отметить, что в 1967 г. нарегу-лярных авиалиниях было перевезено около 230 млн человек [1].

В 1960-х гг. в нашей стране широко использовался железнодорожный транспорт как средство проведения туристских путешествий. Туристические поезда вывозили людей на отдых в конце недели и в праздничные дни, росла популярность и многодневных путешествий в поездах. По данным Центрального совета по туризму ВЦСПС, в 1967 г. 1200 туристических поездов обслужили 720 тыс. человек [1].

Мировые миллионные потребители сферы туризма требовали создания массового производства дешевых услуг, что предполагало создание мощной материально-технической базы. Интересно отметить, что только за два года (1964-1965 гг.) капитальные вложения в развитие материальной базы составили: в Испании - 355, в Италии - 333, во Франции 145, в ФРГ - 125, и в СФРЮ - 104 млн долларов [1].

Страны, поощряющие развитие туризма, придавали первостепенное значение созданию гостиничной промышленности. В Европе в 1966 г. насчитывалось 3750 тыс. мест в гостиницах и мотелях, в Северной Америке - 2800., в Латинской Америке -750, в Азии - 700, на Среднем Востоке - 91, в Африке - 22 тыс. мест. По отдельным странам места в 1966 г. распределялись следующим образом (в тыс.): в Испании - 2600, в Италии - 2415, во Франции - 1740, в ФРГ - 1450, в Великобритании - 1180, в ПНР - 440, в СФРЮ - 405, в Болгарии - 375 [1].

Мировой гостиничной промышленности придавалось такое же значение, как и индустриальному развитию. При этом целый ряд стран (в том числе Югославия, Болгария, Португалия) в 1960-е гг. в своих пятилетних планах заявили об увеличении гостиничного фонда на 70...80 % (на 280-300 тыс. мест).

Гостиничное хозяйство нашей страны оставалось недостаточным по числу мест, не всегда отвечало требованиям международных стандартов и не удовлетворяло возрастающему спросу населения. Отсталость гостиничного хозяйства являлось самым узким звеном, сдерживающим развитие туризма. Было очевидно, что увеличение числа мест в гостиницах даже в течение 1970-1975 гг. в два и даже в три раза было совершенно недостаточным. Отставание нашей страны от стран развитого туризма не только не уменьшилось бы, но еще и возросло.

Необходимо было выработать такую программу строительства и модернизации гостиничного хозяйства, которая позволила бы в следующие 1970-е гг. принципиально изменить положение в этом ведущем звене туризма.

С развитием международного и внутреннего туризма рос спрос на дешевые средства размещения

- кемпинги. Их число быстро увеличивалось. В начале 1967 г. в Западной Европе насчитывалось свыше 15600 кемпингов. По их числу на первом место была Великобритания (4800), за ней следовала Франция (3500), потом Италия и Голландия (по 1200) и, наконец, Испания (450) [1].

В конце 1960-х гг. в нашей стране насчитывалось около 500 кемпингов (баз, лагерей, пансионатов), насчитывающих 114 тыс. мест, что немало, но все же недостаточно.

Кемпинги требовали весьма небольших капительных вложений и могли бы быть сооружены очень быстро. Поэтому они представлялись наиболее перспективными для размещения быстро расширяющегося потока туристов.

Малораспространенной, но весьма перспективной формой размещения туристов были Дома рыбака и охотника. Добровольное спортивное общество рыболовов и охотников в 1960-е гг. насчитывало 3 млн человек, однако фактически услугами этого общества пользовалось почти в три раза большее число людей. Популярность Домов рыбака и охотника быстро росла, хотя его единственными пропагандистами являлись сами любители рыболовы и охотники.

О темпах развития международного туризма в нашей стране в исследуемый период свидетельствуют следующие цифры: если в 1956 г. СССР посетило 500 тыс. иностранных граждан, то в 1981 г. их было более 5 млн чел.; если в 1956 г. за рубеж выехало около 500 тыс. советских граждан, то в 1981 г. - свыше 4 млн человек [2-4].

Большое значение для повышения культурнотехнического уровня и интернационального воспитания трудящихся имело расширение международных связей трудящихся СССР путем не только приема иностранных делегаций у себя, но и организации в широких масштабах иностранного туризма советских рабочих, служащих и студенческой молодежи. Центральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС принимал активное участие в работе по осуществлению международного туристского обмена, проводя ее в тесном контакте с Главинтуристом. ВЦСПС возложил на областные советы профсоюзов организацию таких туристских поездок за границу, как в страны народной демократии, так и капиталистические страны. Достаточно сказать, что около 90 % всех туристских поездок советских трудящихся за границу осуществлялись профсоюзами.

Областные советы профсоюзов проводили большую работу по организации поездок за границу. Вопросы иностранного туризма обсуждались на президиумах областных советов профсоюзов, семинарах-совещаниях профактива.

Улучшался подбор туристов и руководителей групп. Руководителями групп, как правило, подбирались лица из числа партийно-профсоюзного ак-

тива, а в специализированные группы - из числа работников тех же предприятий, откуда комплектовалась группа. Большое внимание уделялось пропагандистско-разъяснительной работе по привлечению трудящихся области к поездкам за границу и рекламе зарубежных путешествий. Впечатления от поездок и информационные материалы публиковались на страницах областных газет. По телевидению наряду с выступлением участников туристских поездок демонстрировались кинофильмы, рассказывающие о путешествиях туристов в зарубежные страны, снятые туристами.

С конца 1950 - начала 1960-х гг. вследствие развития мирового туристского движения и значительно возросшего интереса к Советской стране резко расширились международные туристские связи СССР. Активизировалась деятельность «Интуриста», ставшего одной из крупнейших туристских фирм мира, создано Бюро международного молодёжного туризма «Спутник» (крупнейшая в мире молодёжная туристская организация, 1958), в ЦСТ образован отдел по международному туризму (1958), в 1964 г. образовано Управление по иностранному туризму при Совете Министров СССР (с 1969 г. Главное управление по иностранному туризму - ГУИТ при Совете Министров СССР). «Интурист» предлагает свои услуги в более чем 100 городах страны, «Спутник» имеет 19 крупных молодёжных лагерей. В 1975 г. СССР посетили 3,7 млн иностранных граждан (в 1956 - около 0,5 млн чел.), около 2,5 млн советских граждан выезжали за рубеж (в 1956 - около 0,5 млн чел.) [3].

Из протокола межсоюзной конференции профсоюзов Томской области 20-21 марта 1954 г.: «Большое значение для повышения культурно-технического уровня и интернационального воспитания трудящихся имеет расширение международных связей трудящихся СССР путем не только приема иностранных делегаций у себя, но и организации в широких масштабах иностранного туризма советских рабочих, служащих и студенческой молодежи». Первая группа туристов Томской области отправилась в апреле 1954 г. в ПНР, в мае - в ГДР, в июле - в Финляндию, а в сентябре

- в КНР [5].

В Томской области иностранный туризм приобретал все большую популярность. В 11 стран выезжало 207 туристов. В связи с реорганизацией профсоюзов путевки туристы стали получать непосредственно в Совете профсоюзов. Это позволило лучше пропагандировать туризм. Например, на 34 путевки в ЧССР в июне 1955 г. оказалось 85 желающих [6].

Это является конкретным шагом к укреплению дружественных связей советских профсоюзов с трудящимися зарубежных стран. Проявлением патриотических действий в расширении культурных международных связей СССР [7].

Областные обкомы ВЛКСМ подбирали и направляли туристов в социалистические, капиталисти-

ческие и развивающиеся страны из числа лучших комсомольских активистов, передовиков промышленности и сельского хозяйства, интеллигенции, представителей творческой и студенческой молодежи. Все кандидатуры для поездок за границу в обязательном порядке утверждались по определенной схеме: первичная комсомольская организация-ГК ВЛКСМ-обком комсомола. По этой схеме практически исключалась возможность попадания в группы для поездки за границу «случайных» людей.

С расширением сотрудничества ВЛКСМ и союзов молодежи в разных сферах возрастало число участников обменов, вовлеченных непосредственно в структуру общения, взаимного обогащения опытом и более глубокого знакомства с социально-культурными и хозяйственными успехами стран социализма. Это обусловило повышение интереса к массовым и политически оправданным видам туристских поездок.

Важным направлением в туристском обмене 1960-х гг. стали поездки групп студентов, учащихся системы профессионально-технического образования, студенческих отрядов. Вместе с тем следует отметить трудности развития сотрудничества с капиталистическими и социалистическими государствами. Прежде всего, это отсутствие экономических возможностей, значительная удаленность большинства стран от Советского Союза, незначительное количество организаций, занимающихся непосредственно вопросами молодежного и студенческого туризма.

Учитывая эти проблемы, ВЛКСМ настойчиво стремилось к развитию обмена с молодежью этих стран, направляя все большее число групп молодых советских туристов в страны Азии, Африки, Латинской Америки. Количество стран посещения в этих регионах только в 1968-1981 гг. увеличилось с 24 до 50 [8].

Обслуживание туристов за границей проводилось по программам, рекомендуемым ВАО «Интурист». Туристы обслуживались, в основном, квалифицированными гидами, встречали теплый прием обслуживающего персонала.

Уделяя особое внимание развитию и углублению этих контактов, ВЛКСМ активно поощряло деятельность Бюро молодежного международного туризма «Спутник» по расширению каналов туристского обмена с различными органами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Проблемы развития индустрии туризма / под ред. П.Г. Олдака. - Новосибирск: Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, 1970. - 259 с.

2. Долженко ГП. История туризма в дореволюционной России и СССР. - Ростов н/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 1988. -192 с.

3. Абуков А.Х. Туризм на новом этапе: Социальные аспекты развития туризма в СССР - М.: Профиздат, 1983. - 295 с.

4. Азар В.И. Экономика и организация туризма. - М.: Экономика, 1972. - 184 с.

Международная конференция по студенческому туризму, основанная в 1951 г. получила универсальное международное признание в 1968 г. Таким образом, участие ВЛКСМ в международном молодежном туристском обмене способствовало его демократизации, что в свою очередь оказывало существенное влияние на расширение масштаба вовлечения молодежи мира в различные формы международного молодежного сотрудничества и общения. Это соответствовало линии, проводимой КПСС по активизации движения прогрессивных общественных сил в защиту мира и социального прогресса.

Таким образом, можно сделать вывод, что в конце 1950-х - начале 1960-х гг. наступил очередной этап развития внутрисоюзного и зарубежного туризма в СССР. Это явилось следствием улучшения политического климата в мире, развития туристского движения в целом и значительно возросшего интереса народов разных государств к Советской стране - первому в мире социалистическому государству [3].

В исследуемый период начинался процесс практического обмена группами советской молодежи с зарубежными сверстниками по линии Бюро молодежного международного туризма «Спутник». Указанные направления международных туристских связей способствовали комплексному развитию молодежных обменов, осуществляемых ВЛКСМ с зарубежными организациями, повышению роли и эффективности участия Ленинского комсомола в международном молодежном туристском движении в интересах мира, дружбы и сотрудничества юного поколения планеты. Формы международных туристских связей были разнообразными. Это были направление и прием поездов дружбы, взаимные поездки туристских групп в породненные города, поездки по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа. Центральный совет по туризму и экскурсиям поддерживал активные деловые связи со многими зарубежными туристскими организациями и фирмами. Эти связи осуществлялись путем обмена группами туристов на безвалютной основе, обмена группами трудящихся, направляемых на отдых, приема туристов социалистических, капиталистических и развивающихся стран по линии социального туризма.

5. ГАТО Ф. 1598. Оп. 1Д. 59. Л. 50.

6. ГАТО Ф. 1598. Оп. 1Д. 92. Л. 51.

7. ГАТО Ф. 1598. Оп. 1Д. 59. Л. 51.

8. Квартальнов В.А., Федорченко В.К. Орбиты «Спутника»:

из истории молодежного туризма. - Киев: Молодь, 1987. -

152 с.

Поступила 09.01.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.