2009
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУГА серия Аэромеханика, прочность, поддержание летной годности ВС
№141
УДК 656.7.072
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2009-2015 ГОДЫ
М.А. БОРОДИН, И.В. ЛЕСНИЧИЙ, А.И. ПЛЕШАКОВ, И.А. САМОЙЛОВ,
О.Ю. СТРАДОМСКИЙ, В.С. ШАПКИН
В статье представлены результаты исследований по разработке документа " Основные направления развития гражданской авиации Российской Федерации на 2009-2015 годы" и плана его реализации как сводного отраслевого документа и инструмента сквозного программно-целевого планирования, координирующего действия по развитию воздушного транспорта в соответствии с целями Транспортной стратегии Российской Федерации.
Ключевые слова: воздушный транспорт, Транспортная стратегия, программа, безопасность.
Воздушный транспорт является важной частью производственной и социальной инфраструктуры страны, обеспечивая транспортную доступность и осуществляя функции интегратора экономики. Особенностью отрасли является широкий спектр решаемых ею задач. Российский воздушный транспорт является частью мировой гражданской авиации и на него распространяются все требования международных авиационных стандартов.
Цели развития воздушного транспорта определены в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, приоритетные задачи развития отрасли сформулированы в ряде действующих программных документов, таких, как Федеральные целевые программы (ФЦП): «Развитие транспортной системы России», «Модернизация единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2010-2015годы)», «Государственная программа обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации» и др.
Наличие этих документов определило необходимость координации их выполнения. Централизация государственного управления в сфере авиации подразумевает разработку единого плана действий по развитию воздушного транспорта в рамках Транспортной стратегии.
С этой целью приказом Росавиации № 480 от12.11.2008 года была поставлена задача разработки документа "Основные направления развития гражданской авиации Российской Федерации на 2009-2015 годы" (далее - Основные направления) в качестве инструмента программноцелевого планирования, координирующего действующие программы развития воздушного транспорта на уровне общего реализационного плана. Разработка общего плана направлена на реализацию целей Транспортной стратегии путем формирования и контроля выполнения системы мероприятий организационного, инвестиционного и научного характера, направленных на сбалансированное развитие всей гражданской авиации.
В подготовке материалов по Основным направлениям принимали участие члены рабочей группы, сформированной Росавиацией.
Основой для формирования перечня мероприятий Основных направлений послужили Транспортная стратегия, действующие Федеральные целевые программы, Государственная программа обеспечения безопасности полетов, решения Правительства и Президента России в сфере воздушного транспорта. Также были учтены предложения отраслевых научноисследовательских институтов ГосНИИ ГА, ГПИиНИИ ГА "Аэропроект", авиакомпании "Аэрофлот-РАЛ", МГТУ ГА, СПб ГУ ГА, летных училищ и других организаций.
Представленные материалы были обсуждены и одобрены на заседании Общественного Совета гражданской авиации.
Сегодня воздушный транспорт, в основном, обеспечивает удовлетворение платежеспособного спроса на авиаперевозки, но его объемные, экономические и качественные характеристики
в дальнейшем должны быть кратно повышены для эффективного решения задач инновационного развития экономики страны.
В числе проблем, сдерживающих развитие воздушного транспорта, следует выделить тенденцию старения основных фондов, необходимость совершенствования нормативной базы и повышения качества подготовки кадров:
• значительный износ основных фондов (объектов аэродромной и аэропортовой инфраструктуры, парка воздушных судов и др.);
• дефицит летных, инженерно-технических и управленческих кадров (необходимо увеличить выпуск пилотов более 1000 в год);
• недостаточный уровень качества предоставляемых авиауслуг (низкий показатель регулярности полетов, низкий уровень комфорта и др.);
• необходимость повышения уровня безопасности полетов и авиационной безопасности (превышение количества авиакатастроф по сравнению со средним уровнем ИКАО и ведущих авиационных держав);
• необходимость совершенствования нормативно-правовой базы, в том числе в части гармонизации российского авиационного законодательства с международным;
• тенденция технического и технологического отставания отрасли (низок технологический уровень оснащенности авиапредприятий, доля затрат на топливо российских авиакомпаний вдвое выше, чем в мире и др.).
Цели развития воздушного транспорта России определены в «Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. Это:
• развитие эффективной авиатранспортной инфраструктуры;
• обеспечение доступности и качества авиатранспортных услуг;
• развитие экспорта авиатранспортных услуг;
• повышение уровня безопасности воздушного транспорта;
• снижение вредного воздействия гражданской авиации на окружающую среду.
Транспортная стратегия формулирует задачу государства в сфере транспорта, как создание
условий для экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения через обеспечение доступа к безопасным и качественным транспортным услугам, превращение географических особенностей России в ее конкурентное преимущество. Государственная поддержка развития воздушного транспорта осуществляется в первую очередь за счет реализации ряда Федеральных целевых программ. Базовой программой является ФЦП "«Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)".
Принятые в обеспечение целей Транспортной стратегии программные документы охватывают различные направления развития гражданской авиации России:
• "Концепция развития аэродромной (аэропортовой) сети Российской Федерации на период до 2020 года" планирует формирование эффективной национальной опорной аэродромной (аэропортовой) сети Российской Федерации до 2015 года, а также разработку и принятие основных нормативно-правовых документов, регулирующих аэропортовую деятельность;
• ФЦП "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)", а с 2010 года -ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)" в части воздушного транспорта в основном ориентирована на поддержку развития сети аэродромов и аэропортовой инфраструктуры, а также на техническое развитие летных образовательных учреждений Минтранса России. Фактические затраты по подпрограмме "Гражданская авиация" за 2002-2007 годы составили 140,63 млрд. руб., в том числе из федерального бюджета - 47,6 млрд. руб.(33,9%) и бюджетов субъектов РФ - 2,38 млрд. руб. (1,7%);
• ФЦП "Модернизация единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009-2015 годы)" обеспечивает поддержку модернизации системы организации воз-
душного движения, реконструкции и переоснащения ее объектов и взаимодействующих с ней систем с учетом создания и развития аэронавигационной системы России на основе новых технологий в соответствии с международными стандартами;
• "Государственная программа обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации" направлена на внедрение системного подхода к управлению безопасностью полетов для обеспечения приемлемого уровня безопасности полетов при эксплуатации воздушных судов, соответствующего международным стандартам. (Программа не финансируется);
• Отраслевая "Программа авиационной безопасности гражданской авиации Российской Федерации" направлена на обеспечение безопасности эксплуатантов, а также объектов, средств и служб аэронавигационного обслуживания посредством развития Федеральной системы авиационной безопасности в соответствии со стандартами и рекомендуемой практикой ИКАО. (Программа не финансируется);
• ФЦП "Глобальная навигационная система" направлена на внедрение российской системы спутниковой навигации, что обеспечит повышение национальной безопасности и безопасности функционирования воздушного транспорта;
• ФЦП, направленные на социально-экономическое развитие отдельных регионов России (Дальний Восток, Забайкалье, Курильские острова, Чеченская республика), также предусматривают мероприятия по развитию ряда объектов наземной авиатранспортной инфраструктуры.
Каждая из программ решает свою часть проблем развития воздушного транспорта, но при этом неизбежно размывается системный подход. Назрела задача координации действий по выполнению действующих программных документов, а также других мероприятий, реализуемых в сфере воздушного транспорта, организационного, инвестиционного и научного характера. Особенно это важно в условиях 2009-2010 годов, на которые будет приходиться «пик» финансово-экономического кризиса.
С этой целью разработан документ "Основные направления развития гражданской авиации Российской Федерации на 2009-2015 годы" (рис. 1).
Рис. 1. Структура Основных направлений
Уточнение макроэкономических прогнозов в связи с финансово-экономическим кризисом, естественно, затронет значения целевых индикаторов, но не изменит долговременные цели развития воздушного транспорта и не отменит необходимость решения имеющихся в отрасли проблем.
Для формирования плана в соответствии с Транспортной стратегией были сформулированы 12 основных задач развития гражданской авиации, решение которых обеспечит достижение стратегических целей (рис. 2, табл. 1). Например, для достижения цели эффективного развития инфраструктуры предусмотрено решение задач развития аэродромной сети и развития объектов аэронавигации. Для каждой задачи определены основные направления ее решения (всего 42 направления для двенадцати задач и пяти целей). Каждое такое направление предполагает проведение комплекса мероприятий по определенной тематике, которые формируют сводный реализационный план. Мероприятия характеризуются сроками их реализации, потребными финансовыми ресурсами, ожидаемыми результатами.
5 целей
12 задач
42 направления
Для канщой задачи определены основные направления действий (всего 42 направления для 12 задач).
Каждое направление предполагает проведение комплекса мероприятий по определенной тематике, которые формируют общий реализационный план.
681 мероприятие на период 2009-2015 гг.
в том числе:
410 инвестиционных; 184 НИОКР;
87 прочих.
Реализационный план на каждый год
Реализационный план детализирует содержание и сроки работ по мероприятиям на тевдщий календарный год
Рис. 2. Этапы формирования сводного реализационного плана Основных направлений
Таблица 1
Система целей и индикаторов развития воздушного транспорта в рамках Транспортной стратегии
Основные цели Целевые индикаторы (на 2015 год)
1. Обеспечение формирования единого транспортного пространства России путем сбалансированного развития эффективной авиатранспортной наземной инфраструктуры Увеличение строительства и реконструкции взлетнопосадочных полос в 6,3 раза по отношению к 2007 г.
Численность аэродромов гражданской авиации - 335 ед.
Численность посадочных площадок гражданской авиации - 1800 ед.
2. Обеспечение доступности и качества авиатранспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами и для грузовладельцев на уровне потребностей инновационного развития экономики страны Коэффициент авиационной подвижности -0,7 поездок/чел.
Доля пассажирских самолетов, эксплуатируемых менее 10 лет в составе коммерческого парка - 30%
Регулярность пассажирских перевозок воздушным транспортом - 0,95
3. Интеграция в мировое авиатранспортное пространство и реализация транзитного потенциала страны Доля экспорта в общем объеме авиатранспортных услуг российских авиакомпаний - 21% Число авиакатастроф на 100 тыс. час налета на регулярных перевозках - 0,01 ед.
4. Повышение уровня безопасности воздушного транспорта
Ежегодный выпуск авиационных специалистов учебными заведениями Минтранса России - 1200 чел.
Продолжение табл. 1
5. Снижение вредного воздействия гражданской авиации на окружающую среду Доля в общем объеме перевозок авиакомпаний самолетов, соответствующих требованиям главы 4 ИКАО - 70%
Средний расход топлива на единицу транспортной продукции - 0,38 кг/ткм
Детализация содержания и стоимости работ по мероприятиям в годовом разрезе формирует реализационный план на календарный год. Планируется, что реализационный план должен стать основанием для формирования планов НИОКР в области воздушного транспорта на конкретный год, планов работы управлений Росавиации, основой при подготовке бюджетных заявок.
По мероприятиям, включенным в реализационный план на конкретный год, должны быть предусмотрены контролируемые результаты выполняемых в течение года этапов работ. Это обеспечит возможность мониторинга хода выполнения Основных направлений и принятия решений о необходимости корректировки реализационного плана на очередной календарный год.
На сегодняшний день проект сводного реализационного плана на 2009-2015 годы включает почти 700 мероприятий различного характера. В их числе около 400 инвестиционных мероприятий и около 180 НИОКР, которые предусматривают повышение качества и доступности авиаперевозок, развитие конкурентной среды и инфраструктуры в отрасли, использование передовых технологий и повышение безопасности функционирования воздушного транспорта, а также усиление внимания к социальным и экологическим факторам.
Мероприятия основных направлений развития в разной мере отражены в действующих, обеспеченных финансированием программах. Наиболее детально прописаны в составе действующих ФЦП основные направления решения задач сбалансированного развития авиатранспортной инфраструктуры.
Проблемы повышения безопасности полетов, качества и доступности авиационных услуг лишь частично отражены и финансируются в рамках ФЦП и отдельных постановлений Правительства.
В целом, около 190 мероприятий (или почти 30%), необходимых для решения поставленных задач и достижения целей Транспортной стратегии, не предусмотрены к финансированию действующими отраслевыми программами (рис. 3), как, например, комплекс вопросов повышения экологической безопасности воздушного транспорта (~20 мероприятий). Невыполнение этих мероприятий не позволит в полной мере решить поставленные Транспортной стратегией задачи в установленные сроки.
Большинство «неучтенных» мероприятий (около 80%) относятся к НИОКР, по стоимости -к инвестициям в развитие лабораторной базы образовательных и научных учреждений, а также к субсидированию социально значимых местных авиаперевозок.
5? 400
Цель 1 Цель 2 Цель 3 Цель 4 Цепь 5
[инфра- (доступ- (экспорт (резопас- (экология)
стр^тура) ность) услуг) ность)
Рис. 3. Количество мероприятий в сводном реализационном плане Основных направлений
Предлагаемый механизм реализации Основных направлений включает:
• формирование реализационного плана на каждый календарный год, который будет основой для составления планов работы Росавиации, планов НИОКР, подготовки бюджетных заявок;
• осуществление мониторинга и научного сопровождения хода выполнения Основных направлений;
• регулярное информирование о ходе реализации Основных направлений и подготовка предложений по корректировке действующих программ, при необходимости.
Возможными направлениями финансового обеспечения «неучтенных» мероприятий являются:
- принятие постановлений Правительства РФ по особо важным мероприятиям (таким, как субсидирование авиаперевозок по местным социальным маршрутам);
- привлечение внебюджетных и региональных средств;
- внесение мероприятий в действующие ФЦП.
В связи с кризисом увеличение бюджетного финансирования воздушного транспорта в ближайшие годы проблематично. Это определяет необходимость формирования системы приоритетов развития гражданской авиации.
Наиболее важными на ближайшие годы представляются:
- обновление парка воздушных судов;
- сбалансированное развитие аэропортовой сети;
- реорганизация системы подготовки авиационного персонала, увеличение количества и повышение качества подготовки специалистов.
Но важнейшей антикризисной мерой является совершенствование методов государственного регулирования эффективного функционирования гражданской авиации, привлечения частного капитала, средств региональных бюджетов.
Разрабатываемый документ направлен на повышение эффективности функционирования и качества планирования в гражданской авиации. На сегодняшний день определены основные направления развития отрасли, сформирован проект сводного реализационного плана на 20092015 годы.
Следующим этапом разработки Основных направлений должно стать формирование реализационного плана на 2009 и 2010 годы. Это требует скоординированных усилий органов управления воздушного транспорта, научных и образовательных учреждений.
THE BASIC DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF CIVIL AIRCRAFT THE RUSSIAN FEDERATION FOR THE PERIOD 2009-2015 YEARS
Borolin М.А., Lesnichiy I.V., Pleshakov A.I., Samoylov I.A., Stradomskiy О.и., Shapkin V.S.
In clause results of researches on development "the Basic directions of development of civil aircraft of the Russian Federation for the period 2009-2015 years" and the plan of their realization as summary branch document and tool of the through program-target planning coordinating actions on development of air transport according to the purposes of Transport strategy of the Russian Federation are submitted.
Сведения об авторах
Бородин Михаил Александрович, 1951 г.р., окончил МАИ (1974), заместитель начальника отдела технико-экономических исследований перспективных воздушных судов ГА Авиационного сертификационного центра ГосНИИ ГА, автор более 15 научных работ, область научных интересов - сертификация гражданской авиационной техники, технико-экономические вопросы развития гражданской авиации, прогнозирование развития российского рынка авиаперевозок и парка ВС.
Лесничий Игорь Владимирович, 1968 г.р., окончил МАИ (1991), главный специалист по перспективам развития парка ВС, автор более 10 научных работ, область научных интересов - сертификация гражданской авиационной техники, технико-экономические вопросы развития гражданской авиации, прогнозирование развития российского рынка авиаперевозок и парка ВС.
Плешаков Анатолий Иванович, 1950 г.р., окончил КИИГА (1973), кандидат технических наук, старший научный сотрудник, ученый секретарь ГосНИИ ГА, автор более 45 научных работ, область научных интересов - эксплуатация воздушного транспорта; математические методы в исследованиях перспектив развития гражданской авиации; экономика и управление на воздушном транспорте.
Самойлов Игорь Анатольевич, 1954 г.р., окончил МАИ (1977), кандидат технических наук, начальник отдела технико-экономических исследований перспективных воздушных судов ГА Авиационного сертификационного центра ГосНИИ ГА, заместитель директора Центра, автор более 30 научных работ, область научных интересов - сертификация гражданской авиационной техники, техникоэкономические вопросы развития гражданской авиации, прогнозирование развития российского рынка авиаперевозок и парка ВС.
Страдомский Олег Юрьевич, 1947 г.р., окончил МАИ (1972), кандидат технических наук, заместитель генерального директора ГосНИИ ГА - директор Авиационного сертификационного Центра ГосНИИ ГА, автор более 30 научных работ, область научных интересов - сертификация гражданской авиационной техники, технико-экономические вопросы развития гражданской авиации, прогнозирование развития российского рынка авиаперевозок и парка ВС.
Шапкин Василий Сергеевич, 1961 г.р., окончил МИИГА (1984), доктор технических наук, генеральный директор ФГУП ГосНИИ ГА, эксперт Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Минтранса России и Межгосударственного авиационного комитета, профессор кафедры АКПЛА МГТУ ГА, автор более 160 научных работ, область научных интересов - эксплуатация воздушного транспорта, прочность летательных аппаратов.