Научная статья на тему 'Основные направления развития государственного управления в системе государственной службы российской федерации'

Основные направления развития государственного управления в системе государственной службы российской федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2756
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО / SOCIETY / ГОСУДАРСТВО / STATE / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / PUBLIC ADMINISTRATION / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / PUBLIC MANAGEMENT / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ / CIVIL SERVANT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Арутюнова Сусанна Эдуардовна

В статье рассматриваются основные положения о тенденциях совершенствования профессионализма в деятельности государственного служащего на современном этапе развития Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main Lines of Public Management Improving Within the Russian Federation Public Administration System

The article deals with the main provisions concerning tendencies of professionalism improving in the activity of a civil servant as a representative at the modern stage of the Russian state development.

Текст научной работы на тему «Основные направления развития государственного управления в системе государственной службы российской федерации»

АДМИНИСТРАТИВНОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО

С.Э. Арутюнова

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье рассматриваются основные положения о тенденциях совершенствования профессионализма в деятельности государственного служащего на современном этапе развития Российской Федерации.

Ключевые слова: общество, государство, государственное управление, государственная служба, государственный служащий.

S.E. Arutyunova

MAIN LINES OF PUBLIC MANAGEMENT IMPROVING WITHIN THE RUSSIAN FEDERATION PUBLIC ADMINISTRATION SYSTEM

The article deals with the main provisions concerning tendencies of professionalism improving in the activity of a civil servant as a representative at the modern stage of the Russian state development.

Keywords: society, state, public administration, public management, civil servant.

Как известно, государственная служба направлена на достижение общенациональных целей, выступает необходимой составляющей механизма практической реализации государственных задач через уполномоченных субъектов - государственных служащих. Государственными служащими реализуются полномочия государственных органов во всех сферах жизни общества. Они играют важнейшую роль в управлении социально-экономической и административно-политической сферами, укреплении российской государственности и реформировании общества на принципах демократии и права.

Механизм государства без уполномоченного персонала представляет собой некую лишенную смысла структуру. Государственное управление, хотя и проявляется в системе всех ветвей публичной власти, однако в наибольшей степени находит свое выражение именно в системе управленческой деятельности - государственной служебной деятельности. В любом цивилизованном государстве управленцы - государственные служащие наделяются повышенной ответственностью наряду с предоставленными им привилегиями, льготами, иными компенсациями. Поэтому процессу совершенствования статуса государственных служащих в системе государственного аппарата законодатель всегда должен уделять достойное

© Арутюнова Сусанна Эдуардовна, 2014

Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин (Балаков-102 ский филиал Саратовской государственной юридической академии); zvezda777_06@mail.ru

внимание. Комплексные юридические исследования мер регулирования деятельности государственных служащих являются актуальными, поскольку позволяют оказывать благотворное влияние на развитие института государственной службы как с правотворческой, так и с правоприменительной точки зрения.

Надежность управления людьми в любых организационных структурах определяется точным установлением мотивации. Четкое осознание смысла этой мотивации связано в значительной мере с пониманием идеального образа современного чиновника, властные полномочия которого, исходя из занимаемой должности, направлены в порядке субординации к другим государственным служащим, а также к различным физическим, юридическим лицам, в отношении которых данный чиновник наделяется мерами государственного воздействия, в т.ч. мерами государственного принуждения.

Повышение профессионализма в системе государственной управленческой деятельности является одним из приоритетных направлений развития органов государственной власти всех уровней. Как отмечает Президент РФ, укреплять доверие людей - одна из стратегических задач государства, только в этом случае будет расти доверие граждан к власти. Чувство ответственности за страну - это лейтмотив, это нерв и стержень Конституции, призыв к каждому из нас1. Соответственно этому трансформируются цели, способы, социальная направленность правового закрепления интересов граждан с одной стороны, с другой стороны - запросов групп населения, призванных решать государственные задачи, т.е. государственных служащих.

Следует отметить, что государственные служащие выступают специальными субъектами права, наделенными государством властными (публичными) полно- е

п

мочиями, эффективность деятельности которых, безусловно, определяет качество и реализации тех или иных государственных целей и задач. Вместе с тем в настоя- а щее время исследования правового статуса государственного служащего, в т.ч. о

в

ответственности, стимулирования и поощрения носят преимущественно либо о управленческо-отраслевой характер, либо непосредственно связываются с функ- з циональной ролью отдельно взятого государственного служащего. Его проводили, Р например, А.П. Алехин, Г.В. Атаманчук, Д.Н. Бахрах, И.Л. Бачило, В.М. Бара- е

нов, Б.Н. Габриадзе, В.Н. Галузо, А.А. Гришковец, Н.М. Конин, В.А. Козбаненко, °

й

П.И. Кононов, А.В. Кудашкин, Н.И. Кузнецов, В.М. Манохин, А.Ф. Ноздрачев, р

A.В. Оболонский, Л.Л. Попов, П.П. Сергун, Ю.Н. Старилов, Ю.А. Тихомиров, Ч

B.Е. Чиркин и др. В частности, Д.Н. Бахрах толкует процесс государственного О

*> 2 й управления как процесс целенаправленного воздействия на сложную систему2. к

На сегодняшнем этапе политико-правовая значимость профессионального чи- м новника заключается в том, что его основное призвание направлено на оператив- I ное, качественное и своевременное исполнение доверенных ему государственных ¡§

СП

полномочий. На разных этапах существования государства и общества закономер- 00 но возникают те или иные проблемы в структуре управленческой деятельности, ) при разрешении которых имеющихся средств и методов оказывается недостаточно. 4

Своеобразным объединяющим все разновидности государственной служебной деятельности негативным фактором ее значимости, к сожалению, остается проблема коррупции. В связи с этим действующая государственная политика направлена на решительное противодействие коррупционным связям в системе государственной службы. Как социальное явление коррупция представляет реальную угрозу эффективному и прогрессивному функционированию всех 103

механизмов публичной власти, государственной службы в т.ч., а значит, как следствие, развитию правового государства, демократии, социальной справедливости. Господствующее у населения отрицательное отношение к власти в связи с этим является вполне оправданным. Возможность ухода от ответственности должностного лица, призванного действовать от имени и в интересах своего государства, в случае совершения им противоправного правонарушения, преступления, должна быть доведена государством хотя бы до минимальных пределов.

Представляется, что повышение результативности работы всего государственного аппарата зависит от того, в каком состоянии правового обеспечения находится статус государственного служащего. Следовательно, речь идет об осознании начала периода устойчивого, стабильного развития государственной службы на качественно новой социально-политической и экономической основе, когда государство начинает ценить наиболее профессиональные кадры государственных служащих. Именно поэтому от него требуются четкая организация процесса управления и высокий профессионализм кадрового потенциала в системе государственной службы3.

В целях обеспечения качественного исполнения государственными служащими должностных обязанностей, реализации предоставленных им правомочий, соблюдения установленных ограничений и запретов, законодатель должен объективно определять гарантии их служебной профессиональной деятельности (организационные, материальные, правовые средства - компенсации).

Как справедливо отмечает И.Г. Булгакова, повышение качества государственного управления непременно способствует совершенствованию нормативно-правовой базы регулирования организационно-управленческих отношений, что во многом ° зависит в аспекте рассматриваемого вопроса от профессионализма представителя власти, в т.ч. от его нетерпимого отношения к коррупционным составляющим4. ш Основные направления современной государственной антикоррупционной

о| и _ _

=т политики четко отражены в задачах национальной стратегии РФ, в которых

1 особое внимание уделяется качественному исполнению законов и подзаконных

ф

| актов. Исходя из этого, И.Г. Булгакова отмечает, что на национальном уровне >§ коррупция выступает мощным фактором, ослабляющим безопасность государ-й ства. Открытое обсуждение проблемы коррупции всегда актуально. Это в той

1 или иной мере способствует ее противодействию5.

® Тенденции реформирования правового института государственной службы в

§ настоящее время осуществляются по различным направлениям. По каждому виду | государственной служебной деятельности действует множество нормативных ак-| тов, которые в качестве критериев отбора достойных кадров устанавливают проце-

2 дуру сдачи квалификационного экзамена и проведение аттестации уже в процессе § прохождения действительной государственной службы. Отмечается повышенное ? внимание законодателя к вопросу дисциплинарной, административной и уголов-<3 ной ответственности чиновника в целях укрепления служебной дисциплины и 1 законности. Вместе с тем в настоящее время отсутствует единый нормативный £ правовой акт, определяющий отправные начала в вопросе определения критериев профессионализма, условий и оснований применения мер стимулирования и поощрения к государственным служащим всех видов государственной службы.

Всегда необходимо помнить о том, что государственная власть - это мощный механизм воздействия на многие социальные явления и процессы.

Как известно, ротация кадров - это закономерный и естественный процесс ка-104 дрового обновления государственного аппарата. Она предусматривает установленное

служебным контрактом осуществляемое назначение государственного служащего, замещающего соответствующую должность государственной службы, на иную должность государственной службы, предусмотренную специальным перечнем.

В целях обеспечения реализации процедуры ротации федеральных государственных гражданских служащих, а также обеспечения единообразного применения федеральными органами исполнительной власти положений Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в ред. от 2 апреля 2014 г. № 53-Ф3)6 с 1 января 2013 г. Президентом РФ В.В. Путиным перед уполномоченными федеральными министерствами и ведомствами была поставлена задача разработать и утвердить перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, по которым предусматривается ротация федеральных гражданских служащих и программы ее проведения.

Необходимо отметить, что по истечении срока служебного контракта государственный гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, подлежит ротации. В настоящее время Министерство труда и социальной защиты РФ разрабатывает системные методические рекомендации по организации единообразного применения кадровыми службами процедуры ротации государственных гражданских служащих7. Думается, что регулярная ротация государственных гражданских служащих, по убеждению главы государства, будет четко отражать степень их профессионализма и компетентности.

Понимание сущности государственного управления в неразрывном соотношении с государственной службой демонстрируют многие ученые-административисты. По мнению Г.В. Атаманчука, управление представляет собой целеполагающее, организующее, регулирующее воздействие на обществен-

го

ную, коллективную и групповую жизнедеятельность, которое осуществляется т как непосредственно, так и посредством специально учрежденных структур8. 1

п

В.В. Путин в качестве одного из базовых называет принципов работы всех а органов государственного управления, правоохранительных органов и военнос- § лужащих в частности называет уважение и соблюдение прав и свобод человека I и гражданина, деятельность в полном соответствии с законом. В этой связи, как у

отмечает Ф.П. Васильев, внедрение административных регламентов в повседнев- с

т

ную деятельность органов внутренних дел РФ должно способствовать реализации н

намеченных главой государства программ. С позиции глобализации регламенти- |

рования деятельности органов правопорядка первостепенными задачами МВД РФ |

являются четкое и перспективное планирование по разработке и совершенствова- |

нию деятельности не только МВД РФ, но и издание регламентов, определяющих §

правовой статус полиции, а также подразделений, не являющихся полицейскими. | Значимость регламентов заключается в том, что авторитет органов правопорядка М

будет заслуженным, если каждый сотрудник способен высокопрофессионально и

подходить к выполнению возложенных на него профессиональных должностных 6

обязанностей по исполнению функций государства и предоставлению государ- 11

ственных услуг, принимать правильные решения в пределах вверенных полно- 22

мочий в целях защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения их 4 безопасности. Представляется возможным согласиться с Ф.П. Васильевым в том, что на современном этапе деятельности органов внутренних дел присущи инно-вационность и глобальность, которые необходимы в процессе реформирования системы государственных органов исполнительной власти9.

Законодательное регулирование института государственной военной службы также не остается без внимания государства. Постановлением Правительства 105

РФ от 29 декабря 2011 г. № 1198 «О присвоении, изменении и лишении классной квалификации военнослужащих» (в ред. от 30 октября 2014 г. № 1121)10 утверждены новые правила присвоения, изменения и лишения классной квалификации в отношении военнослужащих. Отличительной чертой этого документа является уровень регламентированности различных процессуальных вопросов, касающихся классной квалификации по военной службе.

Классная квалификация является показателем, характеризующим профессиональный уровень подготовки военнослужащего в соответствии с замещаемой воинской должностью (имеющейся специальностью), и присваивается по результатам проведенных испытаний. В случае выявления фактов несоответствия военнослужащего квалификационным требованиям, классная квалификация понижается, а при действии или бездействии на военной службе, которые повлекли увечье или гибель людей, иные тяжкие последствия, - исключается11.

Создание на современном этапе благоприятных условий для подготовки высокопрофессиональных управленческих кадров; совершенствование правовых механизмов, обеспечивающих развитие института государственной службы; повышение престижа государственной службы; формирование эффективной системы управления государственной службой; обеспечение гласности (открытости) государственной службы в целях развития гражданского общества; повышение степени социальной защищенности и материального обеспечения государственных служащих; внедрение новых методов планирования, финансирования, стимулирования, мотивации и оценки деятельности государственных служащих в целях оптимизации кадрового состава подразумевают применение адекватных методов а отбора квалифицированных кадров.12 Проблема поощрения и стимулирования в ? деятельности государственного служащего никогда не перестанет быть актуальной, 3 однако по настоящее время отсутствует какой-либо единый нормативный источник, | закрепляющий определение правовой природы понятий «стимул», «заслуга».

1 Таким образом, квалификационные требования к профессиональным знани-| ям и навыкам, которые необходимы для выполнения должностных обязанностей,

го

| закрепляются нормативно-правовым актом соответствующего государственно-

| го органа власти с учетом его задач и функций, следовательно, включаются в

| должностной регламент государственного служащего.

2 Во всех государственных органах управления руководителем при решении ° кадрового вопроса, помимо общих, закрепленных профильным правовым актом « квалификационных требований, во внимание должны приниматься такие крите-| рии, как почетные звания, результаты стажировки, переподготовки, повышения

0 квалификации, наличие ученой степени, звания, состояние в кадровом резерве.

1 Эффективное использование кадрового потенциала государством - одна из его ° основных задач общенационального масштаба. Проводимое реформирование го-

го

сударственной службы должно обеспечивать эффективную и слаженную работу 1 всего государственного аппарата, исключать или хотя бы сводить к минимуму | возможность использования власти в личных интересах. Честное выполнение своего профессионального долга перед обществом и государством должно стать объективной реальностью, входить в должностные обязанности, за которые государственный служащий получает материальное вознаграждение. Главное, чтобы все предпринимаемые меры утверждаемых государственных программ отвечали бы интересам государственных служащих, а значит, государства и общества в

106

целом. Необходимо превратить государственную службу в важнейшее средство

Т.С. Мангушева • Вопросы децентрализации в сфере охраны общественного порядка

правового формирования деятельности государственного аппарата, т.е. государственная служба - это сфера целенаправленного государственно-правового регулирования, направленная на совершенствование механизма взаимодействия с потребностями граждан, организаций, общественными объединениями. Привлечение в государственный аппарат квалифицированных специалистов, повышение престижа государственной службы неразрывно связаны с проведением последовательной кадровой, в т.ч. антикоррупционной, политики в рядах чиновничества, достойным уровнем материального содержания, стимулирования и поощрения труда, социальной и правовой защиты государственного служащего.

1 См.: Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 12 декабря 2013 года // Российская газета. 2013. 13 дек.

2 См.: Бахрах Д.Н. Административное право России. М., 2000. С. 1.

3 См.: Тихомиров Ю.А., Шахрай С.М. Риск и право. М., 2012. С. 21-23.

4 См.: БулгаковаИ.Г. Некоторые аспекты профилактики коррупции в органах государственной власти // Журнал российского права. 2012. № 8. С. 75.

5 См.: Там же.

6 См.: Российская газета. 2004. 31 июля; 2014. 4 апр.

7 См.: Путин В.В. Демократия и качество государства. О ротации федеральных государственных гражданских служащих (фрагменты статьи) // Государственная служба. 2012. № 1, С. 4-9.

8 См.: Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М., 1997. С. 29.

9 См.: Васильев Ф.П. Совершенствование регламентирования деятельности органов внутренних дел (полиции) // Административное право и процесс. 2012. № 9. С. 51.

10 См.: Российская газета. 2012. 10 янв.; Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 45, ст. 6218.

11 См.: Там же.

12 См.: Путин В.В. Указ. раб. С. 4-9.

Т.С. Мангушева

ВОПРОСЫ ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИИ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

В статье рассматриваются различные аспекты возрождения муниципальной милиции: организационные, экономические, социальные.

Ключевые слова: муниципальная милиция, общественный порядок, децентрализация, законопроект.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

T.S. Mangusheva

QUESTIONS OF DECENTRALIZATION

IN THE SPHERE OF PUBLIC ORDER PROTECTION

The article considers various aspects of revival of municipal militia: organizational, economic, social.

Keywords: municipal militia, public order, decentralization, bill.

Проведенная в 2011 г. реорганизация в органах внутренних дел (с переименованием милиции в полицию) согласно Федеральному закону от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» (в ред. от 21 июля 2014 г. № 258-ФЗ)1 (далее - Закон о полиции), исключила какую либо децентрализацию в системе полиции, в т.ч. отказалась от существовавшего ранее по Закону РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» (утратил силу)2 деления милиции на милицию общественной безопасности, финансируемую за счет феде-

© Мангушева Тамара Сергеевна, 2014

Кандидат социологических наук, доцент кафедры административного и муниципального права (Саратовская государственная юридическая академия)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.