Научная статья на тему 'Основные направления развития государственно-частного партнерства при реализации стратегических интересов государства в условиях глобализирующейся экономики'

Основные направления развития государственно-частного партнерства при реализации стратегических интересов государства в условиях глобализирующейся экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1498
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / КОНТРАКТЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА / ИНВЕСТИЦИИ / КРИЗИС / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / МЕГАПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шеховцов Николай Николаевич, Климовец Ольга Валентиновна

Снижение темпов развития территорий в глобализирующейся экономике приведет к снижению конкурентоспособности региона и страны в целом. Но в условиях кризиса остро ощущается нехватка финансирования на содержание и модернизацию уже имеющихся проектов. Выйти из этой ситуации можно только за счет финансирования с помощью механизмов государственно-частного партнерства. А создание глобальных проектов позволит не только не останавливаться в это сложное время, но и получить конкурентные преимущества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шеховцов Николай Николаевич, Климовец Ольга Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления развития государственно-частного партнерства при реализации стратегических интересов государства в условиях глобализирующейся экономики»

ИССЛЕДОВАНИЕ

1 1 Шеховцов Н.Н. , Климовец О.В.

1 Академия маркетинга и социально-информационных технологий ИМСИТг. Краснодар

Основные направления развития государственно-частного партнерства при реализации стратегических интересов государства в условиях глобализирующейся экономики

АННОТАЦИЯ:

Снижение темпов развития территорий в глобализирующейся экономике приведет к снижению конкурентоспособности региона и страны в целом. Но в условиях кризиса остро ощущается нехватка финансирования на содержание и модернизацию уже имеющихся проектов. Выйти из этой ситуации можно только за счет финансирования с помощью механизмов государственно-частного партнерства. А создание глобальных проектов позволит не только не останавливаться в это сложное время, но и получить конкурентные преимущества.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: государственно-частное партнерство, контракты жизненного цикла, инвестиции, кризис, конкурентоспособность, мегапроект

JEL: D92, E22, G32, L50

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Шеховцов Н.Н., Климовец О.В. Основные направления развития государственно-частного партнерства при реализации стратегических интересов государства в условиях глобализирующейся экономики // Креативная экономика. — 2015. — Т. 9. — № 6. — с. 711-720. — DOI: 10.18334/ce.9.6.326

Шеховцов Николай Николаевич, аспирант кафедры бизнес-процессов и экономической безопасности Академии маркетинга и социально-информационных технологий ИМСИТ г. Краснодар; менеджер ООО «Луис+» (Hookah86@mail.ru)

Климовец Ольга Валентиновна, д-р экон. наук, профессор, Академия маркетинга и социально-информационных технологий ИМСИТ г. Краснодар

ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 08.06.2015 / ОПУБЛИКОВАНО: 29.06.2015 ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП:

http://journals.creativeconomy.ru/index.php/ce/article/view/326/

(с) Шеховцов Н.Н., Климовец О.В. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"

Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/)

ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский

712 Шеховцов Н.Н., Климовец О.В. Основные направления развития государственно-частного

партнерства при реализации стратегических интересов государства в условиях глобализирующейся экономики // Креативная экономика. — 2015. — Т. 9. — № 6. — с. 711-720. — DOI: 10.18334/ce.9.6.326

Введение

В условиях глобализирующейся экономики развитие территорий напрямую зависит от реализации инновационной политики и высокотехнологичных и наукоемких производств, они, в свою очередь, служат привлечению инвестиций и, что особенно важно, внедрению современных методов управления и международной кооперации в научной сфере.

Создание объектов и комплексов объектов мирового уровня невозможно без четкой политической и экономической составляющей в виде политической воли и экономической инициативы. Потребность в инвестициях испытывает каждый из регионов России.

Каждый из субъектов РФ испытывает недостаток финансирования и имеет потребность в развитии, но возможности и потребности у каждого региона свои. Тем более, что конкуренция среди субъектов федерации за право обладать необходимыми инвестициями растет с каждым годом, руководство субъектов должно способствовать уменьшению административных барьеров [4].

Помимо конкуренции среди субъектов федерации, такая же конкуренция за право обладать инвестициями приходит и внутри каждого из них. Каждый муниципалитет стремится предоставить все условия для того, чтобы именно его проект выбрал инвестор. Сочинский форум наглядно показывает конкуренцию, которая проходит среди субъектов и в частности в самом Краснодарском крае за право обладать инвестициями.

Региональное неравенство присуще не только России. Так, по оценкам Американского Национального бюро экономических исследований, из 82 проанализированных стран мира (1503 регионов) Россия занимает третье место после Венесуэлы и Таиланда. В среднем, различия регионов составляет 5,2 раза по отношению самого богатого к самому бедному. Если приводить пример, то в России отношение доходов населения от самого бедного к самому богатому составляет 25 раз [7].

Количество дотационных регионов возрастает с каждым годом, регионы за годы новой России еще не научились зарабатывать, некоторые еще живут по принципам плановой экономики - «все равно дадут денег». Если повысить конкуренцию среди субъектов федерации, то они станут сами стремиться зарабатывать деньги, а не будут

Шеховцов Н.Н., Климовец О.В. Основные направления развития государственно-частного 713

партнерства при реализации стратегических интересов государства в условиях глобализирующейся экономики // Креативная экономика. — 2015. — Т. 9. — № 6. — с. 711-720. — DOI: 10.18334/ce.9.6.326

дожидаться дотаций из бюджета. Не нужно давать им денег, нужно научить их зарабатывать, и именно руководство субъекта федерации должно принимать непосредственное участие в разработке стратегии развития своего региона и делать так, чтобы стратегия государственного развития совпадала с их стратегией и была выгоднее, чем у конкурирующих субъектов [5].

России необходимо развитие инфраструктур: в связи с колоссальными размерами необходимо развитие транспортной инфраструктуры; в связи с огромными запасами ресурсов необходимо развитие производственной инфраструктуры [3].

С учетом международных глобализационных процессов в России начинают использовать механизмы партнерства при реализации инфраструктурных проектов, но основное их количество приходится на Санкт-Петербург, Москву и Московскую область. Срок окупаемости подобных проектов больше, да и сами проекты достаточно капиталоемкие. Проанализировав законодательство на уровне субъектов федерации, можно сделать определенные выводы о том, что: в региональном законодательстве некоторых регионов нет законов о ГЧП, но что еще хуже, практически нет и информации у бизнес-сообщества и органов власти о возможности такого взаимодействия.

На данном этапе становления международной экономики ведущие мировые державы использует одинаковую модель привлечения финансирования извне. Но привлечь по назначению, именно в необходимый проект, из-за усилившейся конкуренции достаточно сложно, и здесь незаменимы партнерства власти и бизнеса.

Основоположницей одного из механизмов партнерства власти и бизнеса можно считать Англию. Здесь впервые была применена новая организация процессов реализации проектов - Контракты Жизненного Цикла (далее КЖЦ). Данная форма взаимодействия партнеров полностью отвечает рамкам партнерства власти и бизнеса, отличием можно считать то, что, помимо строительства и передачи или эксплуатации, как в других механизмах ГЧП, у частного бизнеса есть определенный круг обязанностей и ответственностей за сделанный им объект, и ответственность эта распространяется на весь срок службы объекта.

В России частного партнера необходимо приучать к ответственности. Частный бизнес вполне в состоянии нести ответственность за решение необходимых вопросов в рамках

714 Шеховцов Н.Н., Климовец О.В. Основные направления развития государственно-частного

партнерства при реализации стратегических интересов государства в условиях глобализирующейся экономики // Креативная экономика. — 2015. — Т. 9. — № 6. — с. 711-720. — DOI: 10.18334/ce.9.6.326

партнерства, но брать на себя финансовую функцию пока не готов. Но при одном из механизмов ГЧП, Контрактах Жизненного цикла (КЖЦ), для соблюдения условий партнерства необходимо брать на себя все функции, присущие стандартам механизма ГЧП, плюс финансирование, снимая бремя единомоментных расходов с бюджета. Это связанно, в первую очередь, с тем, что выплаты по условиям партнерства исходят из расчета жизненного цикла проекта и выплачиваются по мере его работоспособности.

Частный партнер берет на себя максимальную ответственность и вместе с тем риски, сам финансирует все стадии проекта. Но по окончании проекта денежные средства перечисляются не сразу, а выплачиваются определенными долями по мере уменьшения жизненного цикла проекта. Государство получает максимальный эффект, минимизируя риски, подстерегающие их в партнерстве такого рода.

Если рассматривать партнерство со стороны бизнеса: то это большие риски, но и большие возможности. Ни один из участников данного партнерства не обладает гарантиями успешности реализации проекта. Рискованность подобного начинания достаточно велика, и единственным выходом из подобной ситуации является создание ряда мер, стимулирующих участие частного партнера в проекте.

Применение механизмов КЖЦ в международной практике имеет безграничные возможности, но применяется однообразно. При строительстве значимых проектов применение механизмов партнерства, тем более в условиях финансового кризиса, может проходить безболезненно для экономики только при использовании данного механизма. Основной задачей остается заинтересовать частного партнера в необходимости вкладывать деньги в тот или иной проект выгодный государству [9].

Под контекстом КЖЦ подразумевается весь период эксплуатации объекта, т.е. его жизненный цикл. Компании, которые принимают участие в партнерстве, несут суммарную ответственность в течении всего срока эксплуатации объекта. В случае некорректного выполнения условий своей части контракта, убытки понесут все участники партнерства [10].

Для участия в крупных проектах необходимо обладание значительными ресурсами, и только большие корпорации способны пойти на подобные траты и риски, но охватить весь спектр

Шеховцов Н.Н., Климовец О.В. Основные направления развития государственно-частного 715

партнерства при реализации стратегических интересов государства в условиях глобализирующейся экономики // Креативная экономика. — 2015. — Т. 9. — № 6. — с. 711-720. — DOI: 10.18334/ce.9.6.326

жизнедеятельности общества им не под силу. И здесь возникает потребность в частных партнерах различного плана и размера. Но зачастую более мелкие партнеры не обладают запасами прочности и не способны нести дополнительные расходы с отсроченным получением прибыли на долгий период, это им просто не по карману [10].

Из вышеизложенного следует, что в подобных проектах будут выступать объединения компаний, где одним из основных партнеров выстцпает финансовая организация. А как известно, нет лучшего контролирующего органа, чем собственник, лично следящий за расходованием средств. Данную функцию на себя способен взять Банк или другое финансовое учреждение. Вторым участником объединения должна выступать компания, которая возьмет на себя функцию проектирования. Еще одним участником партнерства должна стать строительная организация. В таком тандеме любые нарушения норм будут не выгодны, т.к. от результата действий каждого из партнеров будет зависеть результат в целом.

Заказчиком проекта является государство, и оно должно озаботиться о содействии финансовых институтов для разработки льготных кредитных программ.

Частный партнер будет готов замораживать денежные средства при наличии серьезной перспективы ввиду компенсации. Но в условиях рыночных отношений привлечь население в город будет возможным только при серьезном снижении цен.

Масштабы деятельности в проектах подобного рода играют определяющее значение и положительным образом сказываются на себестоимости самого проекта. На любой товар либо объем работы можно будет получить эксклюзивные условия и цены, мотивируя производителей товара, миновав посредников, давать эксклюзивные условия на свой продукт.

Для того чтобы заинтересовать инвесторов в проекте, выгодном публичному партнеру, необходимо создание заманчивых и привлекательных условий и стимулирующих программ для бизнеса. Территории, на которых будет располагаться масштабный проект, необходимо присвоить статус СЭЗ на определенный период времени, лимитировав его и по срокам входа компаний в проект [12].

Средний и малый бизнес будут готовы войти в проект только после создания спроса на его товары и услуги. Спрос на товары и услуги будет только при наличии населения, ну а население будет готово

716 Шеховцов Н.Н., Климовец О.В. Основные направления развития государственно-частного

партнерства при реализации стратегических интересов государства в условиях глобализирующейся экономики // Креативная экономика. — 2015. — Т. 9. — № 6. — с. 711-720. — DOI: 10.18334/ce.9.6.326

прийти в город при наличии рабочих мест. Рабочие места создаются при наличии спроса на продукцию. Своего рода «замкнутый круг» [11].

Экономическая ситуация, сложившаяся на данный момент, имеет ряд сдерживающих факторов, которые не в полной мере позволяют развивать необходимые инфраструктуры. И хотя в России достаточно обширная инфраструктура, которая досталась по наследству от Советского союза, она давно устарела и перестала отвечать современным экономическим потребностям и удовлетворять нужды современного общества. Необходимо потратить много времени и денег для того, чтобы встроить в уже существующие пределы города инфраструктуру, отвечающую современным потребностям. В бюджете нет таких денег, чтобы осуществлять все это, и приходится делать все выборочно, по узлам. Но зачастую загруженность инфраструктуры растет быстрее, чем бюджет может изыскивать деньги. И это тормозит экономическое развитие.

Одним из возможных выходов из этой ситуации является строительство городов «с нуля», произойдет отток населения и бизнеса из крупных городов. Но это достаточно рискованный шаг, требующий четкой проработки и рассмотрения данной позиции с разных сторон. Эти города «с чистого листа» могут быть вполне автономными, т.е. иметь промышленность, районы для проживания населения и инфраструктуру, которая способна увязать все воедино. То есть город будет полностью самостоятельной единицей, умеющей зарабатывать деньги и имеющей возможности их потратить.

Другим вариантом можно считать «города-спутники», которые обладают не всем набором возможностей полноценного города и отличаются отсутствием промышленности, выполняют роль спальных районов [2].

Каждый регион вправе сам выбирать стратегию развития и строить города «с чистого листа», строить «города-спутники» или же расстраивать уже существующие инфраструктуры. Необходимо пользоваться уроками истории, и какого-то одного решения данного вопроса не существует. Строительство «городов-спутников» и городов «с чистого листа» не всегда способно решить проблемы крупных городов, потому что бизнес по-прежнему остается в крупных городах и квалифицированному населению приходится работать там же.

Шеховцов Н.Н., Климовец О.В. Основные направления развития государственно-частного 717

партнерства при реализации стратегических интересов государства в условиях глобализирующейся экономики // Креативная экономика. — 2015. — Т. 9. — № 6. — с. 711-720. — DOI: 10.18334/ce.9.6.326

В Советском союзе были прецеденты строительства городов «с нуля», но в современных условиях рыночных отношений построить город с наличием всех необходимых инфраструктур не так уж и просто.

Еще в Советском союзе был опыт добровольно-принудительного заселения территорий, но в данное время такие методы не отвечают веяниям времени и невозможны. Да и международный опыт, в частности Китая, показывает, что только при наличии рыночных механизмов, способных к саморегулированию в условиях современной экономики, проекты подобного рода могут иметь успех [8].

Благодаря крупным проектам федерального или регионального уровня появляется потребность и возможность в инновациях, возможность концентрировать и применять научные разработки, коммерциализировать их. Осуществляется прорыв в фундаментальных знаниях, а потом и в технике и технологиях, проекты подобного рода служат достижением прогресса [4].

Обобщая описанное выше, можно сделать вывод о том, что в условиях глобализации мирового хозяйства возрастает необходимость в современной, более прозрачной и открытой экономике. Это необходимо сделать, чтобы привлекать в экономику финансирование извне, а вкладывать деньги в «русскую рулетку» с надеждой выиграть никто не хочет.

Инвестиции, в свою очередь, могут помочь решить ряд проблем, связанных с отсутствием финансов в полном объеме. Тем более, что в условиях финансового кризиса российская экономика испытывает затруднения, связанные с отсутствием инфраструктур, необходимых для развития современного общества.

Заключение

В соответствии с курсом правительства, взятым с приходом В.В. Путина, повсеместно растет уровень благосостояния населения, а вместе с ним и уровень потребностей. Население начинает тратить деньги, об этом можно понять по росту экономики, но вместе с тем растет и уровень загруженности инфраструктур. Инфраструктуры во многих регионах работают на пределе, и для решения данного вопроса необходимо много ресурсов.

Но государственный бюджет и так находится под постоянной нагрузкой, и решать данный вопрос только за его счет не представляется возможным. Следовательно, необходимо искать финансирование извне,

718 Шеховцов Н.Н., Климовец О.В. Основные направления развития государственно-частного

партнерства при реализации стратегических интересов государства в условиях глобализирующейся экономики // Креативная экономика. — 2015. — Т. 9. — № 6. — с. 711-720. — DOI: 10.18334/ce.9.6.326

но в условиях санкций это сделать достаточно тяжело. Необходимо обратиться внутрь страны с призывом о помощи и предложением заработать, и здесь на помощь могут прийти механизмы государственно-частного партнерства. Данный вид взаимодействия государства и бизнеса позволит государству передать часть обязанностей и рисков на плечи частного партнера, оставив за собой функцию надзирающего и контролирующего органа. Частный партнер будет получать пропорционально своим вкладам [6].

С помощью механизмов ГЧП государство способно высвободить денежные средства для реализации стратегических целей или для дальнейшего развития социальных программ. Таким образом, механизмы ГЧП способствуют увеличению эффективности расходования бюджетных средств.

ИСТОЧНИКИ:

1. Марухно А. Города с нуля // Журнал РБК.

2. Знания - стратегический ресурс российской экономики: Материалы Всероссийской

студенческой научной конференции, 20 ноября 2009 г. / Отв. ред. Е.Н. Шереметьева. — Самара: Самарский институт (филиал) ГОУ ВПО «РГТЭУ», 2009. -300с.

3. Осипов С. Кто в России кого кормит. Полный список регионов-доноров и получателей

помощи.

4. Мегапроекты для развития науки и инноваций обсудили в Дубне // Портал «Nano News

Net».

5. Панельная дискуссия «Как активизировать развитие ГЧП в дотационных регионах?»:

Программа Форума регионов России: «Государственно-частное партнёрство в комплексном развитии территорий».

6. Нелюбова, Н.Н. Практика и перспективы развития государственно-частного партнерства

в реализации стратегии региона // Российское предпринимательство. — 2007. — Т. 6. . — № 1. — 175-179.

7. Россия - на третьем месте по региональному неравенству // По материалам

Информационного агентства Regnum.

8. Климовец О.В. Маркетинговые стратегии бренда «Сочи-2014» в постолимпийский

период // Вестник ИМСИТ. — 2014. — № 3-4 (59-60). — С. 3-5.

9. Климовец О.В. Конкурентные преимущества стран-экспортеров нефти в условиях

волатильности цен на углеводороды // Международный журнал экспериментального образования. — 2015. — № 3-3. — С. 375-377.

10. Климовец О.В. ТНК России // Международный журнал экспериментального

образования. — 2013. — № 5. — С. 118-119.

Шеховцов Н.Н., Климовец О.В. Основные направления развития государственно-частного 719

партнерства при реализации стратегических интересов государства в условиях глобализирующейся экономики // Креативная экономика. — 2015. — Т. 9. — № 6. — с. 711-720. — DOI: 10.18334/ce.9.6.326

11. Климовец О.В., Шеховцов Н.Н. Влияние государственно-частного партнерства на

эффективное решение социальных проблем общества // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — №5. — С. 384.

12. Климовец О.В., Шеховцов Н.Н. Международный опыт развития государственно-

частного партнерства // Экономические науки. — 2013. — №101. — С. 175-178.

720 Шеховцов Н.Н., Климовец О.В. Основные направления развития государственно-частного

партнерства при реализации стратегических интересов государства в условиях глобализирующейся экономики // Креативная экономика. — 2015. — Т. 9. — № 6. — с. 711-720. — DOI: 10.18334/ce.9.6.326

Nikolay N. Shekhovtsov, Postgraduate student of the Chair of Business Processes and Economic Security in the Academy of Marketing and Social-Information Technologies IMSIT, Krasnodar; Manager of LLC «Luis+»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Olga V. Klimovets, Doctor of Science, Economics, Professor, the Academy of Marketing and Social-Information Technologies IMSIT, Krasnodar

Main directions of public and private partnership development upon implementation of the state's strategic interests in the conditions of the globalizing economy

ABSTRACT:

Decreased rates of territorial development in the globalizing economy will lead to decreased competitiveness of the region and the country as a whole. But the lack of funds for keeping and modernizing already existing projects is strongly felt under crisis conditions. The only way out of this situation is funding with the help of the public and private partnership tools. And creation of global projects will allow not only to keep going in this difficult period, but also to acquire competitive strengths.

KEYWORDS: public and private partnership, life cycle contracts, investements, crisis, competitiveness, megaproject

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.