Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ПЕДАГОГОВ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
164
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ЭКОНОМИКА / ПОЛИТИКА / ФИНАНСЫ / НАЛОГИ / БЮДЖЕТ / БАНКОВСКОЕ ДЕЛО / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФИНАНСОВОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / БЛАГОПОЛУЧИЕ И ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА / КАЧЕСТВО ЦЕННОСТЕЙ / ЗНАНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабабекова Г.Б.

В данной статье изложены значение и основные направления финансовой грамотности учителей. Вопросы устойчивого обеспечения социально-экономического развития страны строится в знаниях о регулярных экономических реформах, происходящих в экономике, бюджете, финансах, банковской и налоговой системах нашей страны, роль и значение его развития основываются в повышения финансовой грамотности учителей, которое отражаются в знаниях подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF FINANCIAL LITERACY OF TEACHERS

This article outlines the meaning and main directions of financial literacy of teachers. The issues of sustainable provision of the country's socio-economic development are based on knowledge of regular economic reforms taking place in the economy, budget, finance, banking and tax systems of our country, the role and importance of its development are based on improving the financial literacy of teachers, which is reflected in the knowledge of the younger generation.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ПЕДАГОГОВ»

Бабабекова Г.Б. соискатель

Ташкентский государственный педагогический университет

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ПЕДАГОГОВ

Аннотация: В данной статье изложены значение и основные направления финансовой грамотности учителей. Вопросы устойчивого обеспечения социально-экономического развития страны строится в знаниях о регулярных экономических реформах, происходящих в экономике, бюджете, финансах, банковской и налоговой системах нашей страны, роль и значение его развития основываются в повышения финансовой грамотности учителей, которое отражаются в знаниях подрастающего поколения.

Ключевые слова: финансовая грамотность, экономика, политика, финансы, налоги, бюджет, банковское дело, экономическое образование, финансовое благополучие, благополучие и жизнь человека, качество ценностей, знания, компетентность, навыки.

Bababekova G.B. researcher

Tashkent State Pedagogical University

MAIN DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF FINANCIAL LITERACY

OF TEACHERS

Annotation: This article outlines the meaning and main directions of financial literacy of teachers. The issues of sustainable provision of the country's socio-economic development are based on knowledge of regular economic reforms taking place in the economy, budget, finance, banking and tax systems of our country, the role and importance of its development are based on improving the financial literacy of teachers, which is reflected in the knowledge of the younger generation.

Keywords: financial literacy, economics, politics, finance, taxes, budget, banking, economic education, financial well-being, well-being and human life, quality of values, knowledge, competence, skills.

Стабильное и сбалансированное развитие нашей страны, повышение уровня жизни и благосостояния населения во многом зависят от сознательного отношения граждан к экономическим явлениям и процессам, развития экономического мышления, навыков и умений. Потому что, если наши граждане будут иметь активность и финансовую

грамотность в процессах доведения социально -экономических процессов до качественной стадии, это будет основой для их глубокого понимания нормативных документов и принятия правильных решений для дальнейшего улучшения своего будущего. жизнь. Среди них одними из актуальных считаются вопросы повышения финансовой грамотности наших педагогов, активно работающих в системе образования. Потому что на основе повышения финансовой грамотности наших учителей неизбежно, что наши будущие молодые люди в будущем станут зрелыми специалистами, и это будет основой для выбора их профессий. Такая ситуация неизбежно приводит к финансовой грамотности, с одной стороны, к дальнейшему повышению финансовой грамотности наших преподавателей, а с другой стороны, к повышению знаний наших студентов в области финансов, бюджета, банковского дела, экономики и большинства главное, интерес наших студентов к этим направлениям. Также эти процессы создадут благоприятную возможность для дальнейшего развития бизнес-среды в нашей стране и расширения деловой активности.

На данный момент, в выступлении Президента Ш.Мирзиёева на встрече открытого диалога с предпринимателями нашей страны, «... мы предоставим все возможности нашим предпринимателям для повышения их знаний и навыков в области управления бизнесом, для широкого внедрения инновации и передовые технологии в своей деятельности готовы творить.

«...Необходим глубокий пересмотр образовательных направлений, учебных программ и методики предпринимательства и управления бизнесом, преподаваемых в вузах, на основе современных подходов, совместимых с практикой». [1;]

На наш взгляд, мнения наших преподавателей заключаются в повышении финансовой грамотности наших преподавателей, широкой пропаганде предпринимательства среди наших студентов, привитии студентам навыков финансовой грамотности на основе профессиональных навыков каждого преподавателя. должны способствовать тому, чтобы наша молодежь повышала свои финансово-экономические знания и навыки управления бизнесом, широко использовала современные инновации и передовые технологии. Также, исходя из мнения Уважаемого Президента, это свидетельствует о том, что мы должны уделять особое внимание вопросам повышения финансовой, экономической и финансовой грамотности преподавателей не только высших учебных заведений, но и начальных классов

Известно, что любой преподаватель, стремящийся повысить финансовую грамотность, стремящийся приобрести педагогическое мастерство, несомненно, должен овладеть научно-теоретическими знаниями, наряду с занимаемой должностью он должен быть финансово,

экономически, социально прогрессивным, личностно оптимистичным и отражают передовые идеи современной педагогики, психологии и методологии. Все это является основой для реорганизации нашей экономики на принципах демократического рынка. Однако здесь следует отметить, что полное содержание ее принципов на основе эффективных и современных рыночных отношений в экономике зависит от уровня экономических и финансовых знаний и умений педагогов, а также их экономической культуры.

Известно, что сегодня вопросам повышения финансовой грамотности и ее дальнейшего совершенствования уделяют большое внимание наши ведущие ученые и специалисты, и она широко анализируется. Конечно, в зависимости от их точки зрения, сложность этого процесса возрастает. Прежде всего, если остановиться на широко используемом нами и нашими читателями определении этого понятия в русском языке (Википедия), то в социальных словарях и толкованиях к нему подходят следующим образом:

«Финансовая грамотность - это совокупность знаний, умений и ценностей, ведущих к улучшению благосостояния и качества жизни человека в сфере финансового поведения; степень, которая представляет собой способность и решимость управлять личными финансами посредством принятия краткосрочных решений и долгосрочного финансового планирования с учетом изменений жизненных событий и экономических условий, а также понимания основных финансовых концепций». [2].

А. Судакова констатировала, что «В настоящее время понятие финансовой грамотности неразрывно связано с финансовой информацией, компетентностью, осведомленностью и другими терминами. Основное отличие финансовой грамотности от вышеперечисленных понятий заключается в широте реализации и глубине описания основных элементов, связанных с ней....Понятие финансовой грамотности человека можно интерпретировать как совокупность компетенций, позволяющих принимать финансово обоснованные решения для улучшения своего благосостояния. В то же время позволяет свести финансовые и временные потери к минимуму» [3;]. Эти понятия описаны О. Кузиной относительно подробно и достаточно понятно. [4;]. Также на основе 71 анализа, собранного С. Хастоном в 52 базах данных, касающихся финансовой грамотности, были определены некоторые предварительные определения

[5;].

Официальное определение финансовой грамотности в документах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) звучит так: «Финансовая грамотность - это осознание, знания, умения, ценности (жизненные направления), позволяющие принимать взвешенные

финансовые решения для достижения личное финансовое благополучие» и набор таких элементов, как поведение» [6;].

Э. Гарцуева констатировала, что финансовая грамотность - это «способность человека сознательно участвовать в качестве инвестора в общественном воспроизводстве, которое при рациональном и ответственном подходе к выбору финансовых рычагов может приносить доход или, по крайней мере, обеспечивать финансовую устойчивость держателя знаний должен обеспечить" [7;].

Финансовая грамотность - это умение управлять своими деньгами и приумножать их. Это также означает знать особенности финансового рынка, быть в курсе продуктов и услуг, предлагаемых участниками рынка, и нести ответственность за принятое на этой основе решение. [8;].

Маликов Т.С., Кабулов К.А. «Повышение финансовой грамотности в статье «Зеленый свет» - веление времени», «В современном развитом и быстро меняющемся мире все большее значение приобретает вопрос финансовой культуры. Финансовая грамотность позволяет человеку не зависеть от ситуации, желаний других людей и системы. Образованный человек может выбирать наиболее привлекательные пути, создающие для него материальную основу в жизни. [9; 18-b]

Безусловно, мы считаем целесообразным проводить анализы и исследования, раскрывающие экономическое содержание этого понятия и его значение в экономике, системно подходя к различным определениям финансовой грамотности и ее основным аспектам, описанным в различных источниках.

Мы являемся свидетелями того, что в ходе нашего исследования вопросам повышения финансовой грамотности в нашей стране уделяется особое внимание, и ряд организаций проводят встречи, семинары, мероприятия по этому поводу в наших учебных заведениях. В частности, проведение мероприятий Global Money Week по инициативе Центрального банка Республики Узбекистан стало традицией и в Узбекистане.

В рамках «Всеобщей денежной недели-2022», ставшей уже традицией отмечаемой в Узбекистане по инициативе Центрального банка, проводятся различные конкурсы, мастер-классы, онлайн-тесты для учителей, школьников, студентов-волонтеров и молодежи. люди.

Образовательная акция «Всемирная неделя денег» Центрального банка Республики Узбекистан с 2020 года широко отмечается среди детей и молодежи по всей стране, а просветительские мероприятия этого года «Построй свое будущее на свои деньги, с правильным настроем» проводится под лозунгом.

В частности, в рамках «Месяца финансовой грамотности» среди учителей будет проводиться конкурс «Лучшие уроки финансовой грамотности». Победители конкурса (https://t.me/finlituzb/1763) (учителя) будут награждены ценными подарками.

Также проводится онлайн-тестирование по финансовой грамотности и финансовой математике для учащихся 5-11 классов школ. Узнайте больше об этом мероприятии на Finlit.uz (https://t.me/finlituzb).

«На пути к финансовой стабильности с Finlit.uz» (Ы^://!теЯтШ;игЫ1797) проходят мастер-классы для молодежи в «Молодежном центре» всех регионов. Участники мероприятия получат возможность получить консультации и рекомендации от отраслевых экспертов по навыкам сбережения, принципам ответственного заимствования, цифровой финансовой грамотности, страховым услугам и основам предпринимательства.

По инициативе ЦБ запущен волонтерский проект среди студентов в сотрудничестве с Университетом мировой экономики и дипломатии, Ташкентским филиалом Российского экономического университета имени Плеханова, Институтом финансов и государственными вузами в регионах. В рамках проекта 300 студентов-добровольцев готовятся стать тренерами по финансовой грамотности и организуют тренинги в 84 высших учебных заведениях страны по направлению неэкономического образования.

Мероприятия проводятся совместно с коммерческими банками, страховыми компаниями, платежными организациями и Агентством по делам молодежи, а также рядом заинтересованных организаций. [10;]

Со своей стороны можем привести мнения, высказанные нашими учеными и ведущими экспертами, и проводимую работу по повышению финансовой грамотности. Однако вместе с вышеуказанными обстоятельствами требуется, чтобы наши преподаватели имели больше знаний и навыков относительно позитивных преобразований, которые происходят в рамках реформ в финансовой, банковской и налоговой сферах. При этом следует подчеркнуть, что финансовая грамотность представляет собой сумму финансово-экономических отношений, включающую в себя все финансово-экономические процессы.

Сегодня в обществе формируется новая современная финансово -экономическая среда. Соответственно, в соответствии с требованиями рыночных отношений повышаются и требования к уровню финансовой грамотности человека, действующего в сферах жизненного процесса.

С этой точки зрения, на наш взгляд, нашим преподавателям целесообразно, исходя из их квалификации и навыков, проводить работу по следующим направлениям с целью повышения целостности и эффективности финансово-экономической грамотности в образовательном процессе.

1. Предназначен для дачи в рамках различных учебных предметов. обеспечить их стратегическую направленность на основе определения содержания финансово-экономического образования и формы и содержания педагогического образования.

2. В рамках повышения финансовой грамотности обеспечить регулярное внимание обучающихся к нормативным документам, зафиксированным в средствах массовой информации нашим правительством по экономическим знаниям и умениям.

3. Учет физиологических и психологических особенностей студентов.

4. Добиться того, чтобы представляемая научная, экономическая, социальная информация способствовала формированию общей экономической грамотности и культуры учащихся.

5. Обеспечить задание задач практического характера (экономические ситуации, тест по экономике и т.п.) наряду с экономической теорией.

6. Обеспечить соответствие изложения экономических материалов содержанию намеченной темы.

7. Организация семинаров, совещаний, конкурсов по вопросам повышения межрайонной и межрегиональной финансовой грамотности в образовательных учреждениях.

В заключение можно сказать, что мы можем рассматривать проблему реализации интеграции и методики обучения в экономическом образовании, анализа и синтеза научных знаний, как конкретное выражение дифференциации предметов методологическим воззрениям педагогов. Теоретическое и практическое решение этой проблемы меняется в зависимости от социального строя экономических наук и развития общества.

Использованные источники:

1. O'zbekiston Respublikasi Prezidenti Shavkat Mirziyoevning mamlakatimiz tadbirkorlari bilan ochiq muloqot shaklidagi uchrashuvda so'zlagan nutqi https://xs.uz/uzkr/post/ozbekiston-respublikasi-prezidenti-shavkat-mirziyoevning-mamlakatimiz-tadbirkorlari-bilan-ochiq-muloqot-shaklidagi-uchrashuvda-sozlagan-nutqi

2. Finansovaya gramotnost. - https://ru.wikipedia.org/wiki/

3. Судакова А.Е. Финансовая грамотность: теоретическое осмысление и практическое исследование // Финансы и кредит, 2017, т. 23, вып. 26, стр. 1563-1582.

4. Кузина О. Финансовая грамотность и финансовая компетентность: определение, методики измерения и результаты анализа в России // Вопросы экономики. 2015. № 8. C. 129-148.

5. Huston S.J. Measuring Financial Literacy. The Journal of Consumer Affairs, 2010, vol. 44, no. 2, pp. 296-316.

6. Measuring Financial Literacy: Core Questionnaire in Measuring Financial Literacy: Questionnaire and Guidance Notes for conducting an Internationally Comparable Survey of Financial literacy, Paris, OECD, 2011, 31 p.

7. Гарцуева Е.В. Финансовая грамотность индивида - условие его успехов в рыночной экономике // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2017. № 38. С. 91-105.

8. Ulug'murodov D. Moliyaviy savodxonlik nima? - http://old.xs.uz/ index.php/homepage/zhamiyat/item/10461-moliyavij-savodkhonlik-nima.

9. T.S.Malikov, X.A.Qobulov. Moliyaviy savodxonlikni oshirishga "yashil chiroq" - davr talabi Jurnal Moliya 3/2020

10. Markaziy bank tashabbusi bilan Global Money Week O'zbekistonda ham an'anaga aylandi https://kun.uz/news/2022/04/11/markaziy-bank-tashabbusi-bilan-global-money-week-ozbekistonda-ham-ananaga-aylandi

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.