Ташназаров С.Н.
Самаркандкий институт экономики и сервиса
Узбекистан г. Самарканд
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В УЗБЕКИСТАНЕ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА МСФО
Аннотация: В данной статье обозначены этапы развития бухгалтерского учета в Узбекистане за годы независимости, необходимость перехода на МСФО и работа, которую необходимо провести для ускорения перехода на МСФО в новом Узбекистане. Эти предложения вступят в силу в контексте первого применения МСФО.
Ключевые слова: Международные стандарты финансовой отчетности, новой Узбекистан, нормативная база бухгалтерского учета, реформирования бухгалтерского учета.
Tashnazarov S.N.
Samarkand Institute of Economics and Service
Uzbekistan Samarkand
MAIN DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF ACCOUNTING IN
UZBEKISTAN IN CONDITIONS OF TRANSITION TO IFRS
Annotation: This article outlines the stages of development of accounting in Uzbekistan over the years of independence, the need for transition to IFRS and the work that needs to be done to accelerate the transition to IFRS in the new Uzbekistan. These proposals will become effective in the context of the first adoption of IFRS.
Keywords: International Financial Reporting Standards, new Uzbekistan, regulatory framework for accounting, accounting reforms.
За годы независимости в Узбекистане период развития бухгалтерского учета, его реформирования и гармонизации с международными стандартами можно разделить на четыре этапа:
• первый этап (1991-1994 гг.) - создание основы нормативной базы бухгалтерского учета;
• второй этап (1995-2014 гг.) - разработка нормативно-правовых документов, соответствующих требованиям международных стандартов;
• третий этап (2015-2017 гг.) - переход на финансовую отчетность на основе МСФО;
• четвертый этап ( с 2017 новый качественный уровень по переходу на МСФО в новом Узбекистане)
Первый этап (1991-1994 гг.) - создание основы нормативной базы бухгалтерского учета.
9 декабря 1992 года Узбекистан одной из первых стран СНГ принял Закон Республики Узбекистан «Об аудиторской деятельности». 1992 году в Республики создана Ассоциация бухгалтеров и аудиторов, вызванные осуществлять защиту прав бухгалтеров и аудиторов, разработать основные направления развития бухгалтерского учета в республики, устанавливать связи с ведущими профессиональными организациями мира, повысить профессиональный уровень бухгалтеров и аудиторов. С мая 2001 года ассоциация переименовались на Национальную Ассоциацию Бухгалтеров и Аудиторов (НАБА) Узбекистана. В настоящее время НАБА Узбекистана является ассоциированным членом Международной Федерации Бухгалтеров (IFAC), налаживает связи с национальными ассоциациями многих государств, в.т.ч. государств Центральной Азии, СНГ, США, Великобритании, Франции, Германии и др.
второй этап (1995-2014 гг.) - разработка нормативно-правовых документов, соответствующих требованиям международных стандартов.
Для выполнения задач по переходу к МСФО и осуществления модернизации бухгалтерского учета и финансовой отчетности принята постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 24 августа 1994 года №433 «О государственной программе перехода Республики Узбекистан для перехода в международной практике систему учета и статистики», где предусматривался приведение национальной системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности с требованием МСФО.
В связи с этим В 1995 году Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан разработано и введено в действие Положение «О составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и порядке формирования финансовых результатов». Необходимо отметит, что большое значения для перехода к МСФО и реформирования системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Республике Узбекистан имеет новая редакция «Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирование финансовых результатов» утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 5 февраля 1999 года №54. На основание этого документа предприятие и организации перешли на новый порядок формирования себестоимости и определения конечных финансовых результатов, отвечающих современным требованием времени и соответствует принципам финансовой отчетности.
В 1996 году было принята Закон «О бухгалтерском учете», где было введена цели и концепции финансовых отчетов, общепринятые принципы ведения бухгалтерского учета, состав финансовых отчетов, порядок консолидации финансовых отчетов. Согласно этого Закона введен следующие основные принципы бухгалтерского учета: ведение
бухгалтерского учета методом двойной записи; непрерывность; денежная оценка хозяйственных операций, активов и пассивов; достоверность; начисление; предусмотрительность; преобладание содержания над формой; сопоставимость показателей; нейтральность финансовой отчетности; соответствие доходов и расходов отчетного периода; фактическая оценка активов и обязательств.
При переходе к МСФО Республика Узбекистан выбрал свой собственный путь, который можно назвать "путь создания национальных стандартов бухгалтерского учета (НСБУ) соответствующих требованиям МСФО и отвечающим национальным особенностям Республики Узбекистан".
С августа 1998 года в республике было начато введения в действие национальных стандартов бухгалтерского учета. В настоящее время утверждена концептуальная основа и 22 национальных стандартов бухгалтерского учета, что дало возможность приблизить национальную систему учета к международным системам учета
Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 25 июня 2002 года «О мерах по дальнейшему совершенствованию статистики и финансовой отчетности» послужило важным документом для гармонизации отчетности с международными стандартами.
В нормативных документах принятых до 2015 года не было предусмотрены непосредственное применения МСФО. И закон и другие подзаконные акты не дало возможность компаниям применения МСФО.
Третий этап (2015-2017 гг.) - переход на финансовую отчетность на основе международных стандартов финансовой отчетности
Указ Президента Республики Узбекистан от 24 апреля 2015 года «О мерах по внедрению современных методов корпоративного управления в акционерных обществах» служит правовой основой для подготовки финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами, где обязаваль составления фин. отчетности по МСФО акционерным обществам.
Требования этого указа по переходу на Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) изложена в новой редакции Закона Республики Узбекистан «О бухгалтерском учете», принятой 13 апреля 2016 года. В Статьи 10 Закона говорится что, «Субъекты бухгалтерского учета могут применять международные стандарты финансовой отчетности в порядке, установленном законодательством.» Пункт 3 статьи 22 Закона, гласит «требования к финансовой отчетности, основанной на международных стандартах, определяются международными стандартами финансовой отчетности» [1].
На этом этапе составления финансовой отчетности согласно МСФО осуществлялось путем трансформации финансовой отчетности составленных по требования национальных стандартов к форматам
финансовой отчетности по МСФО. Это требовало большие затраты. Трансформации занимались в основном международные аудиторские организации какие как KPMG • Deloitte • PricewaterhouseCoopers • Ernst & Young и другие ведущие узбекские аудиторские компании.
Четвертый этап ( с 2017 новый качественный уровень по переходу на МСФО в новом Узбекистане)
В новом Узбекистане отношения к бухгалтерском учету полностью изменились. Необходимость перехода на МСФО обуславливается следующими факторами (таблица 1)
Таблица 1
Нео бходимость непосредственного внедрения МСФО
Первая необходимость Для улучшения инвестиционного климата для иностранных инвесторов необходимо предоставлять им информацию на основе МСФО. Экономика Республики Узбекистан нуждается зарубежные инвестиции и передовые технологии.
Вторая необходимость Котировки на международных фондовых биржах, финансовых (валютных и капитальных) рынках для узбекских компаний для реализации своей продукции по мировым ценам с целью расширения своего экспортного потенциала.
Третья необходимость Разработка национальных стандартов в соответствии с МСФО, разработанными после 2002 года, и активное участие в процессе международной унификации и гармонизации бухгалтерского учета.
Четвертая необходимость Сертификация бухгалтеров при формировании компетенций бухгалтеров, которые могут работать на основе квалифицированных МСФО, включая Сертифицированный международный профессиональный бухгалтер (CIPA), ACCA (Ассоциация присяжных сертифицированных бухгалтеров), Сертифицированный общественный бухгалтер (CPA), Диплом в области международных финансов. Тренинги по отчетности (ДипИФР).
В целях обеспечения и ускорения перехода на МСФО в нашей стране Президентом Республики Узбекистан принято Постановления «О дополнительных мерах по переходу на международные стандарты финансовой отчетности» (таблица 2). Таблица 2
Задачи, поставленные постановлениям Президента Республики _Узбекистан по ускоренному внедрению МСФО_
Указы и постановления Задачи по внедрению МСФО и МСА
Постоновление Президента Республики Узбекистан от 24 февраля 2020 года ПП-4611 "О дополнительных мерах по переходу на международные стандарты финансовой отчетности»[2] 1. Акционерные общества, коммерческие банки, страховые организации и юридические лица, отнесенные к крупным налогоплательщикам: с 1 января 2021 года организуют ведение бухгалтерского учета и начиная с итогов 2021 года составляют финансовую отчетность на основе МСФО; Обеспечивают до окончания 2021 года достаточную для качественного применения МСФО численность работников бухгалтерских служб в количестве не менее
трех специалистов, имеющих документ об успешной сдаче предмета «Финансовая отчетность по МСФО» в рамках международной сертификации бухгалтеров либо один из сертификатов «Сертифицированный международный профессиональный бухгалтер (CIPA)», «Сертифицированный присяжный бухгалтер (АССА)», «Сертифицированный общественный бухгалтер (СРА)» и «Диплом по международной финансовой отчетности (DipIFR)»_
Нам необходимо обеспечить, чтобы акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и другие предприятия в стране добровольно перешли на финансовую отчетность на основе МСФО по собственной инициативе. Компании и организации должны извлечь выгоду из перехода на МСФО и ощутить его преимущества. Обеспечение финансовой устойчивости предприятий за счет достижения инвестиционной привлекательности с помощью МСФО следует рассматривать как задачу стратегической важности.
Использованные источники:
1. Закон о бухгалтерском учете в Республике Узбекистан от 14 апреля 2016 года. https://www.lex.uz/acts/2931251
2. Постоновление Президента Республики Узбекистан от 24 февраля 2020 года ПП-4611 "О дополнительных мерах по переходу на международные стандарты финансовой отчетности». https://lex.uz/ru/docs/4746049
3. Постановление Президента Республики Узбекистан от 4 августа 2021 года ПП №5210 «О дополнительных мерах по совершенствованию системы сертификации аудиторов»https://lex.uz/ru/docs/5552286
4. Ташназаров С.Н. Компоненты финансовой отчетноси: проблемы и их решения. - Монография. -LAP Lamber Academic Publishing. 2018-10-09. 104 p. ISBN-13:978-613-9-92598