ХАРАКТЕР И НЕОБХОДИМОСТЬ ПОДГОТОВКИ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ НА ОСНОВЕ МСФО НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ В УЗБЕКИСТАНЕ
Алишер Хасан ртли Сатторов Доцент кафедры «Финансовый анализ и аудит» Ташкентский государственный
экономический университет [email protected]
АННОТАЦИЯ
В данной статье показаны возможности, подготовка и правовые основы финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО на предприятиях электроэнергетического сектора в стране, преимущества финансовой отчетности по МСФО, текущие проблемы МСФО в электроэнергетическом секторе и способы решить их.
Ключевые слова: Финансовая отчетность, финансовая информация, электроэнергетика, МСФО, бухгалтерский учет, инвестиции, корпорация.
THE NATURE AND NECESSITY OF PREPARING FINANCIAL STATEMENTS BASED ON IFRS IN ELECTRIC POWER INDUSTRY
ENTERPRISES IN UZBEKISTAN
ABSTRACT
This article shows the possibilities, preparation and legal framework of financial statements prepared in accordance with IFRS in the electricity sector in the country, the advantages of financial reporting in accordance with IFRS, the current problems of IFRS in the electricity sector and ways to solve them.
Keywords: Financial statements, financial information, electric power industry, IFRS, accounting, investments, corporation.
Введение.
В последние годы особое внимание уделяется быстрому развитию экономики, привлечению иностранных инвестиций, предоставлению инвесторам точной и необходимой информации, а также совершенствованию деятельности акционерных обществ, страховых компаний и банков и выводу их на международные рынки. Для ускорения процессов связанных с внедрением МСФО в практике руководством Республики принимаются конкретные меры, которые в свою очередь дает толчок для их развития.
Одним из толчков внедрения международных стандартов послужил подписание Указа Президента Республики Узбекистан от 24 апреля 2015 года № УП-4720 «О мерах по внедрению современных методов корпоративного управления в акционерных обществах» отмечено, что в течение 2015-2018 годов все акционерные общества перейдут к публикации ежегодной финансовой отчетности и проведению ее внешнего аудита в соответствии с Международными стандартами аудита и Международными стандартами финансовой отчетности.
Следующим толчком на наш взгляд является то что, в соответствии со Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, утверждённой Указом Президента Республики Узбекистан №УП-4947 от 07.02.2017 года и Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12.05.2017 года за №274 «О дополнительных мерах по обеспечению дальнейшего совершенствования правовых основ деятельности аудиторских организаций», Постановление Президента Республики Узбекистан от 24 февраля 2020 года № ПП-4611 «О дополнительных мерах по переходу на международные стандарты финансовой отчетности».
Бухгалтерский учет является функцией управления, осуществляется субъектами хозяйственной деятельности всего мира, он призван аккумулировать всю экономическую информацию деятельности организации. Бухгалтерский учет, без преувеличения, называют «финансовым языком бизнеса». Но до семидесятых годов XX века не существовало единого «экономического языка», и это было одним из препятствий на пути движения капиталов.
Активный рост транснациональных корпораций, глобализация финансовых рынков, международная экономическая интеграция стали основными причинами унификации бухгалтерского учета. Рост международной деловой активности в современных условиях не возможен без введения единых стандартов финансовой отчетности для удовлетворения интересов всех заинтересованных пользователей.
Литературный обзор.
Одной из основных причин применения МСФО различными странами В.А. Терехова называет сокращение расходов компании на формирование отчетности. На наш взгляд, данная позиция нуждается в комментарии, т.к. МСФО предусмотрены несколько иные правила оценки статей финансовой отчетности (широко используется понятие «справедливая стоимость»), чем в нормативном регулировании учета. Мы считаем, что расходы на формирование отчетности в соответствии с МСФО значительно превышают расходы на формирование отчетности по национальным правилам. Сокращение расходов на формирование отчетности может быть только в случае составления единой отчетности по
правилам МСФО именно на сумму расходов по составлению отчетности по правилам.
По мнению О.В. Соловьевой, «международные стандарты финансовой отчетности имеют действительно международное значение, объединяя опыт многих стран» [8]. На наш взгляд, данная позиция не совсем верна. В МСФО отсутствуют элементы континентальной модели учета; отсутствует (даже рекомендательный) единый план счетов финансово-хозяйственной деятельности, что усложняет стандартизацию учетных процедур; в Правлении КМСФО представлены не все развитые страны.
Методология исследования.
При обработке данных, полученных в ходе исследования, использовались методы логического наблюдения, критического изучения литературы, индукции и дедукции, систематического анализа, экономического анализа, сравнительных методов, анализа и синтеза, группировки, экспертной оценки, абстрактно-логического мышления.
Анализ и результаты.
Энергетический сектор играет ключевую роль в мировой экономике, и в настоящий момент все больше компаний выходят на внешний рынок, а некоторые начинают осуществлять свою операционную деятельность на мировом уровне. Внедрение МСФО предлагает многим энергетическим компаниям существенные долгосрочные преимущества, но вместе с тем ставит и серьезные задачи. Энергетический сектор характеризуется необходимостью значительных инвестиций предварительного периода, что часто сопровождается неопределенностью в отношении возможных результатов в долгосрочной перспективе. Трудности, возникающие в области геополитики, охраны окружающей среды, поставок энергии и природных ресурсов, а также торговли, в совокупности со сложными взаимоотношениями компаний с заинтересованными сторонами и другими предприятиями, означают, что переход на МСФО требует определенных комплексных суждений в отношении внедрения новых стандартов.
С первых лет независимости энергетическая политика Узбекистана направлена на обеспечение энергетической безопасности страны и использование потенциала национальной энергетики для решения социальных и экономических задач. В условиях формирования новых экономических отношений государство оказало огромную поддержку базовым отраслям промышленности, в частности предприятиям топливно-энергетического комплекса, где политика государства была направлена на реализацию приоритетов энергетической стратегии, предусматривающей:
• обеспечение топливной независимости путем увеличения добычи нефти и газового конденсата;
• создание надежной сырьевой базы энергетической отрасли;
• максимальное расширение доступа населения к природному и сжиженному газу, электроэнергии и современным видам топлива;
• поддержание финансовой стабильности энергетического сектора и привлечение дополнительных инвестиций в его отрасли;
• разработку нормативно-правовой базы, совершенствование финансово-налоговой системы, учитывающей особенности ценообразования и взаимоотношений энергетики со смежными отраслями;
• повышение эффективности использования энергетических ресурсов;
• последовательное формирование конкурентной среды в энергетике путем создания полноценных субъектов рынка и рыночной инфраструктуры.
Результатом проведенных мероприятий доля Узбекистана в объеме производства электроэнергии по СНГ составляет около 4% и по основным показателям занимает 4-е место в Содружестве, уступая только энергосистемам России, Украины и Казахстана.
Узбекистан относится к тем странам, которые полностью обеспечивают свои потребности за счет собственных энергоресурсов. Республике принадлежит около 50% установленной мощности объединенной энергосистемы в Центральной Азии.
"Иссиклик электр станциялари" АЖ являясь специально уполномоченным органом в области электроэнергетики, осуществляет централизованное электроснабжение отраслей экономики и населения республики, а также отпуск тепловой энергии промышленным и коммунально-бытовым потребителям в ряде городов республики.
Особенность технологического процесса производства, распределения и потребления электроэнергии обуславливает необходимость сохранения централизованного управления, с входящими в состав общества электростанциями, магистральными и распределительными электрическими сетями.
Вопросы подготовки первой отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности в настоящее время представляют особый интерес и являются актуальными как для национальных, так и для зарубежных компаний. В связи с этим важно проанализировать зарубежный опыт подготовки первой отчетности по МСФО, а также основные проблемы, которые возникали у зарубежных компаний при ее подготовке.
К целям реформирования бухгалтерского учета и отчетности Республики Узбекистан можно отнести следующие:
-создание условий для внедрения системы эффективного регулирования процессов, имеющих место в экономике республики;
- приближение системы бухгалтерского учета, а также Национальных стандартов бухгалтерского учета к международным стандартам финансовой отчетности (МСФО);
-своевременное выявление на основе системы сбора, обработки и передачи информации ретроспективных тенденций развития экономики, прогнозирование и оценка последствий управленческих решений.
Процесс реформирования системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Узбекистане можно разделить на следующие этапы (Таблица №1).
Таблица №1
Этапы становления системы бухгалтерского учета в Республики Узбекистан
Этапы Года Краткое описание
1 этап 1992 -1997 гг Принятие и постепенное внедрение в практику учета и отчетности данных нормативных актов положило начало коренного реформирования прежде существующей системы бухгалтерского учета.
2 этап 1998 -2001 гг. Принятие большинства Национальных стандартов бухгалтерского учета (НСБУ), а также весьма важный законодательно-нормативный акт - Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов (№ 54), которые внесли ясность во многие вопросы, связанные с налогообложением, определением финансового результата и составлением финансовой отчетности
3-этап 20022014гг. Охарактеризован дальнейшим совершенствованием и реформированием уже существующей законодательной базы по бухгалтерскому учету с принятием различных Положений по учету отдельных объектов.
4-этап 2015-по н.в. Принятие закона "О бухгалтерском учете" в новой редакции в 2016 году 13 апреля, отличающийся статьями, которые регулируют соблюдение принципов международного требования и обеспечивают прозрачность финансовой отчетности. Реформирование системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Узбекистане в части внедрение МСФО: -принятие, в дополнение к уже существующим, новых
Национальных стандартов бухгалтерского учета, приближенным к МСФО;
-создание условий в практику внедрения и применения МСФО
Рынок электроэнергии может нормально функционировать только при условии, что в каждый момент времени обеспечивается баланс производства и потребления. Электроэнергетический рынок - это сфера операций по купле продаже не только электроэнергии, но и следующих основных видов продукции и услуг:
• электрической мощности;
• услуг по транспортировке и распределению электроэнергии;
• технологических услуг, связанных с обеспечением надежного функционирования основной электросети и поддержанием качественных параметров электроснабжения на нормативном уровне;
• услуг по сбыту энергии (включая расчеты и измерения);
• услуг по повышению энергоэффективности, предоставляемых потребителям. Особенностями рынка электроэнергии являются:
• территориальная ограниченность (локальный характер) рынка;
• участие в рынке различных видов электростанций, имеющих разные издержки производства;
• длительные сроки ликвидации дефицита на рынке электроэнергии, если он по каким-то причинам образовался.
В условиях рынка принципиально изменяются критерии, стимулы и механизм финансирования строительства новых электростанций по сравнению с регулируемой монополией. При этом при переходе к рыночным отношениям и разделении сфер генерации и транспорта электроэнергии сохраняется доминирование производителей над потребителями электроэнергии.
Субъектами рынка электроэнергии являются юридические лица, осуществляющие куплю-продажу электроэнергии (мощности) и/или предоставляющие услуги по передаче ее потребителям. Ими выступают предприятия-производители (электрические станции, региональные), предприятия-потребители (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, коммунальные и приравненные к ним потребители), предприятия, обеспечивающие их связь (электрические сети) и оператор рынка. В идеале производители должны иметь возможность конкурировать между собой, а для потребителя должна существовать принципиальная возможность выбора производителя или их совокупности.
Следует отдельно выделить что энергетическая сфера в лице "Иссиклик электр станциялари" АЖ представляет собой изолированную систему, которая включает себя все составные функции энергетики. Следовательно, актуально сначала описать особенность энергетическую отрасль в целом, а потом дать описание каждому отдельно взятому компоненту с последующим выражения особенностей их в бухгалтерском учете.
80 70 60 50 40 30 20 10 0
59,3 52,9
61,36 54,6
62,3 55,6
63,73 57,6
64,7 58,9
60,675,34 62,66,25 63,56
,68
2012
2013
2014
2015
I Производство электроэнергии, млрд.кВт.с
2016 2017 2018 2019
Спрос на электроэнергию, млрд.кВт.с
1-
рис. Реальная динамика производства электроэнергии и спроса на нее в 20122019 гг.
Снижение энергопотребления экономики - основная задача электроэнергетической политики, невыполнение этой задачи неизбежно препятствует социально-экономическому развитию страны. В 2012-2019 годах производство электроэнергии увеличивалось в среднем на 2,6 процента в год. Однако спрос на электроэнергию не был полностью удовлетворен, при этом дефицит спроса составил 9,4 процента (Рисунок 3).
После проведения аналитических исследований на предприятиях ОАО «ТЭЦ» разработан перечень импортных и кооперационных товаров на 2020 год. По его словам, в 2018-2021 годах годовой объем импорта продукции для нужд ОАО «Тепловые электрические станции» составил в среднем 33,2 миллиона долларов США. Текущее снижение импорта в 2019 году за счет расширения производственной кооперации составило 4,98 млн долларов США. [17].
Развитие электроэнергетики до 2021 года предусматривает реализацию 52 инвестиционных проектов, затрагивающих все сферы деятельности электроэнергетической отрасли позволяющих обеспечить [18]:
• реализацию мероприятий по дальнейшему обновлению технологий энерго производства, повышение эффективности использования природного газа, снижение энергоемкости продукции отрасли;
0
• сохранение тенденции ускоренного освоения значительного потенциала гидроэнергетических ресурсов естественных водотоков республики;
• дальнейшую диверсификацию топливно-энергетического баланса с использованием нетрадиционных возобновляемых источников энергии (создание ветровых и солнечных электростанций);
• формирование оптимальной конфигурации магистральных электрических сетей для повышения устойчивости энергосистемы, удовлетворение возрастающих потребностей в электроэнергии отраслей экономики, населения и экспортных поставок;
• повышение устойчивости функционирования единой электроэнергетической системы, надежности электроснабжения потребителей, укрепление энергетической безопасности страны.
Необходимость применения МСФО может определяться несколькими факторами. В разных странах инвесторы и акционеры смогут лучше анализировать финансовую отчетность потенциальных компаний на основе одних и тех же принципов, то есть сопоставимости. Многие инвесторы рассматривают финансовую отчетность как основной источник финансовой информации. Поэтому финансовую отчетность следует составлять и представлять с учетом их потребностей.
Заключение и рекомендации
На наш взгляд, подход реформирования учета, путем принятия Концепции, соответствует логике проводимой реформы, является компромиссным вариантом, при этом, концепция должно исключить ряд недостатков:
1. Исключение отсутствия конкретных сроков ее реализации, четкого выделенных этапов и сроков их выполнения, что является негативным фактором ее реализации.
2. Акцентирование внимание на высоких затратах, связанных с подготовкой консолидированной отчетности организаций по МСФО путем трансформации из данных НСБУ. Однако, не учитывается тот факт, что затраты на подготовку конверсионной отчетности по МСФО являются более значительными. В концепции должно быть подчеркнуто, что дублирование отчетности в формате МСФО и НСБУ, явление временное, связанное с подготовкой инфраструктуры для применения МСФО.
3. В Концепции справедливо надо указать на недостаточность участия профессиональных бухгалтерских организаций в регулировании учета, но при этом упускается из виду, что этому есть объективные причины -законодательством предусмотрено государственное регулирования учета и отчетности. Усиление роли бухгалтерских объединений, на наш взгляд, возможно при четком определении функций этих профессиональных организаций в
процессе разработки правил учетного процесса.
4. В Концепции необходимо отметить, что полезность бухгалтерской информации достигается применением МСФО в качестве основы построения национального учета.
Таким образом, реформирование системы бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с требованиями МСФО - это важный шаг на пути к цивилизованным рыночным отношениям. В настоящее время этой проблеме уделяется большое внимание как со стороны государственных органов, так и со стороны профессиональных организаций. В результате проводимой реформы в Республике Узбекистан активно работают профессиональные организации бухгалтеров, среди них Национальная Ассоциация Бухгалтеров и аудиторов Узбекистан и Палата аудиторов, которые являются членами Международной федерации бухгалтеров, участвую в разработке национальных стандартов бухгалтерского учета и внедрения международных стандартов финансовой отчетности и.т.д.
REFERENCES
1. Узбекистан Республикаси Президентининг 2020 йил 24 февралдаги "Молиявий хисоботнинг халкаро стандартларига утиш буиича кушимча чора-тадбирлар тугрисида"ги ПК-4611-сонли карори. www.lex.uz
2. Терехова В.А. Международные и национальные стандарты бухгалтерского учета и отчетности: Практическое пособие. - М.: Издательство «Перспектива», Издательство «АКДИ Экономика и жизнь», 2000. - 302 с.
3. Соколов Я.В., Терентьева Т.О. Профессиональное суждение бухгалтера: итоги минувшего века // Бухгалтерский учет. - 2001. - № 12.-е. 53 -57
4. Бакаев А.С. Основные направления развития бухгалтерского учета в России // Бухгалтерский учет. - 2001. - № 3. - с. 3-6.
5. Островский О.М., Ковалев В.В. XXVII конгресс ЕАА: новые возможности развития учета // Бухгалтерский учет. - 2004. - № 13. - с. 5 - 10.
6. Международные стандарты финансовой отчетности 1999: издание на русском языке. -М.: Аскери-АССА, 1999. - 1135 с
7. Международные и российские стандарты бухгалтерского учета: Сравнительный анализ, принципы трансформации, направления реформирования / под ред. Николаевой С.А. - М.: «Аналитика-Пресс», 2001. - 624 с.
8. Узбекистан Республикаси Президентининг 2019 йил 27 мартдаги "Узбекистан Республикасида электр энергетика тармогини янада ривожлантириш ва ислох килиш стратегияси тугрисида"ги ПК-4249-сон карори.
9. https://tpp.uz/uz/
10. Ушаков В.Я. Современные проблемы электроэнергетики: учебное пособие / В.Я. Ушаков; Томский политехнический университет. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2013. - 448 с.
11. https://www.tpp.uz/uz/page/2020-2021-yillarda-maalliylashtirish-va-kooperaciya