РЕФОРМА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В УЗБЕКИСТАНЕ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Р.Д. Дусмуратов, д-р экон. наук, профессор Б.Ю. Менгликулов, канд. экон. наук, доцент Ташкентский государственный аграрный университет (Узбекистан, г. Ташкент)
Аннотация. Статья посвящена вопросам реформирования бухгалтерского учета на основе достижений мировой практики, в частности международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Изложены необходимость и основные направления реформирования бухгалтерского учета. В результате сравнительного изучения основополагающих принципов отечественного бухгалтерского учета и международных стандартов финансовой отчетности выявлены основные несоответствия. Охарактеризованы основные достижения по интеграции национальной системы бухгалтерского учета в мировое сообщество. В заключение сформированы рекомендации по приоритетным направлениям дальнейшего реформирования бухгалтерского учета на основе МСФО.
Ключевые слова: бухгалтерский учет, СНС, МСФО, нормативное регулирование, финансовая отчетность, методологические подходы, модель.
Введение. Реформирование бухгалтерского учета в Узбекистане происходит на основе использования достижений бухгалтерской науки, статистики и мировой практики, получивших отражение в системе национальных счетов (СНС) и международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) [1], а также с учетом особенностей национальной экономики.
Система национальных счетов (СНС) — это адекватный рыночной экономике национальный учет, завершаемый на макроуровне системой взаимосвязанных статистических показателей, построенной в виде определенного набора счетов и балансовых таблиц, характеризующих результаты экономической деятельности, структуру экономики и важнейшие взаимосвязи в национальном хозяйстве [2].
Цель реформирования системы бухгалтерского учета - обеспечить совмещение национальной системы бухгалтерского учета с требованиями рыночной экономики и МСФО.
Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) - это общепринятые правила по признанию, оценке и раскрытию финансово-хозяйственных операций для составления финансовых отчетов фирмами во всех странах мира [3].
Основная часть. Принципиальные различия в постановке организации отечественного бухгалтерского учета и многих международных стандартов определили первоочередность и последовательность реформирования системы бухгалтерского учета в Узбекистане.
На начальном этапе были выработаны общие подходы к разработке системы нормативно-правового регулирования, составлен перечень первоочередных национальных стандартов по бухгалтерскому учету. Проанализированы тенденции во взаимоотношениях систем бухгалтерского учета и налогообложения, а также вопросы регулирования бухгалтерского учета государственными органами и профессиональными общественными объединениями.
Первый шаг в данном направлении был сделан с принятием Государственной программы перехода Республики Узбекистан на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики. В основе Государственной программы была положена идея разработки такой системы национальных счетов, которая бы позволила исходя из единой методологической базы формировать адекватную оценку хозяйственной деятельности экономических субъектов всех уров-
Зб
ней: начиная от отдельного предприятия, затем отраслевого и государственного уровня. Получаемые показатели должны быть сопоставимы с аналогичными показателями, применяемыми в других странах. Такая прозрачность экономики способствует интеграции страны в мировое сообщество, создает более благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций.
Принятая в 1994 г. Государственная Программа реформирования системы бухгалтерского учета в Республике Узбекистан предусматривала четыре основных направления;
- приведение концепции бухгалтерского учета в соответствие с действующей новой экономической реальностью в стране. На базе новой концепции разработать правила и нормы организации и осуществления бухгалтерского учета и контроля за формированием финансовой информации, отвечающей требованиям ее пользователей;
- реорганизация системы нормативного регулирования бухгалтерского учета путем адаптации ее к новой складывающейся законодательной базе, при изначальном соблюдении наработанных положительных традиций в области бухгалтерского учета, максимально приближенных к требованиям международных стандартов;
- формирование профессии бухгалтера в объеме требований, которые предъявляются к ней современной экономической реальностью и созвучных требованиям к данной профессии в странах с развитой рыночной средой;
- реорганизация системы подготовки и повышения квалификации бухгалтерских кадров.
В результате сравнительного изучения основополагающих принципов отечественного бухгалтерского учета и международных стандартов выявлены:
1. Отсутствие законченной концепции бухгалтерского учета, ориентированной на развитие рыночные отношения.
2. Несоответствие действующей системы нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета нормам гражданско-
го, налогового законодательства и других отраслей права как в самой стране, так и указанным нормам прежде всего в развитых странах мира.
В рамках первого направления были устранены несоответствие по основным вопросам методологии системы бухгалтерского учета международным стандартам ведения учета и содержания финансовой отчетности. Определен порядок формирования текущих издержек по производству продукции, выполненным работам и оказанным услугам, а также формирования финансовых результатов. Точнее, принято «Положение о составе затрат по производству и реализации продук-ции(работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов» и разработан комментарий к нему. Упорядочены способы оценки отдельных видов имущества и обязательств: созданы инструменты, формирующие основополагающие подходы, обеспечивающие открытость (публичность) финансовой отчетности. Также была создана система вневедомственного независимого аудиторского контроля, обеспечивающая достоверность учетной и отчетной финансовой информации.
В рамках второго направления были созданы условия, позволяющие обеспечить доступ всем заинтересованным пользователям к сопоставимой информации о финансовом положении хозяйствующих субъектов. В результате чего были решены вопросы переориентации нормативного регулирования бухгалтерского учета с учетного процесса на финансовую отчетность. Осуществлены переориентация методологического обеспечения бухгалтерского учета на организацию финансового учета, предоставив самой организации в пределах действующего законодательства и рекомендаций профессиональных структур определить модель управленческого учета, учитывая стратегию своего развития.
Методологические подходы, заложенные в Государственной Программе реформирования системы бухгалтерского учета в Республике Узбекистан и в Законе Республики Узбекистан «О бухгалтерском
учете», в дальнейшем были отражены в национальных стандартах бухгалтерского учета. По состоянию на 1 января 2016 г. Министерством финансов РУз разработано более 25 национальных стандартов бухгалтерского учета (НСБУ).
В указанных нормативных документах нашло отражение разумное сочетание национальных традиций в области бухгалтерского учета с некоторыми международными стандартами финансовой отчетности.
Дальнейшее использование этих стандартов немыслимо без участия профессиональных (общественных) организаций, что потребует поднятия статуса самой профессии бухгалтера. Тем самым, будет востребовано третье направление в реформировании бухгалтерского учета. Его основу должно составить создание саморегулирующих объединений, способных подготовить такие стандарты по методическому обеспечению отдельных объектов бухгалтерского учета. Для того чтобы решить поставленные задачи, требуется сформировать систему профессиональной аттестации бухгалтеров и аудиторов, а также организовать общественный контроль за их деятельностью. Эти подходы требуют разработки комплекса мер по модернизации всей системы подготовки и повышения квалификации бухгалтерских кадров.
За истекший период после принятия Государственной программы реформирования системы бухгалтерского учета в Республике Узбекистан в концептуальном плане реформирования бухгалтерского учета были заложены основы новой нормативно-правовой базы, решены вопросы наработки методик учета новых объектов, ранее не характерных для нашей экономики: по нематериальным активам, финансовым вложениям, движению денежных потоков и пр. Сформированы и нормативно закреплены основные концепции учета при рыночной экономике, базовые подходы в формировании публичной отчетности. Определены допустимые отступления от международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Установлено понимание того, какое место должен занять в
экономике аудит как специфичный вид предпринимательской деятельности.
Оформлена модель сосуществования бухгалтерского и налогового учета. На базе данной концепции определены:
- общая структура системы нормативного регулирования бухгалтерского учета;
- оптимальная схема сочетания государственного регулирования и деятельности профессиональных кругов;
- и созданы законодательные основы бухгалтерского учета.
Как было отмечено, адаптация отечественного учета к международным стандартам финансовой отчетности предполагает его переориентацию с чисто учетного процесса на подготовку прозрачной финансовой отчетности. Сложность решения данной проблемы в первую очередь, обусловлена несостыкованностью во взаимодействии бухгалтерского и налогового учета. Действующие до последнего времени нормативные документы давали много примеров разграничения бухгалтерских и налоговых норм.
Это дает основание сделать вывод об отходе от принципа соответствия бухгалтерской информации данным, используемым для целей налогообложения и принятия норм, предусматривающих построение учета, не ориентированного на потребности налоговых органов.
Такой отход вписывается в один из принципов бухгалтерского учета, практикующийся на Западе — это принцип «истинного и непредвзятого представления». Его содержание соответствует §8 «Пояснительная записка» «Правил по заполнению форм финансовой отчетности» (утв. МФ РУз №140 от 27.12.2002 г.). Он гласит: «Пояснения к финансовой отчетности должны раскрывать учетную политику предприятия и обеспечивать пользователей отчетности дополнительными данными, которые необходимы для реальной оценки имущественного и финансового положения предприятия».
Когда требования действующих нормативных документов и их методологическое обоснование не позволяют объективно оценить факты экономических событий с
точки зрения влияния их на финансовое состояние фирмы, применение других, более адекватных подходов в оценке этих событий, тем не менее, требует от бухгалтера, по возможности, отразить в пояснительной записке к годовому отчету абсолютные показатели таких изменений.
Тем самым, признавая приоритет налогового законодательства и необходимость следования ему, требуется от организации раскрытия в учетной политике обстоятельств, заставивших ее принять такие приоритеты.
Отмеченные тенденции по снижению зависимости учетного процесса, правил бухгалтерского учета от налогового законодательства созвучны и мировой практике. В ней характерным является тот факт, что для получения необходимой информации о взимании налоговых платежей используются подходы, исключающие прямой их расчет согласно итоговым данным бухгалтерского учета.
Общая структура системы нормативного регулирования бухгалтерского учета базируется на законе РУз «О бухгалтерском учете» (навая редакция принята 13.04.2016 г.). На его основании разрабатываются новые национальные стандарты бухгалтерского учета Республики Узбекистан (НСБУ РУз).
Разработкой оптимальной схемы сочетания государственного регулирования и общественного контроля за соблюдением национальных стандартов бухгалтерского учета занимается Национальная Ассоциация бухгалтеров и аудиторов Республики Узбекистан (НАБАРУз).
НАБАРУз является:
- ассоциированным членом Международной Федерации Бухгалтеров (ШАС);
- членом координационного совета стран СНГ по методологии и развитию бухгалтерского учета;
- членом Ассоциации бухгалтеров и аудиторов «Содружества»;
- имеет прочные связи с национальными ассоциациями бухгалтеров и аудитор-
скими палатами США, Англии, Франции, Германии и др. развитых стран мира.
Основными целями её деятельности является:
- формирования нового экономического мышления;
- развитие профессий бухгалтеров и аудиторов в Республике Узбекистан и приближение их к мировым стандартам, отвечающим критериям членства в ШАС;
- обеспечение профессиональной защищенности бухгалтеров и аудиторов;
- формирование и использование банка данных о профессиональных достоинствах и профессиональном уровне работы бухгалтеров и аудиторов в условиях рыночных отношений.
В результате проведенных реформ на сегодняшний день в Узбекистане сформирована четырехуровневая система нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета (рис).
Вхождение Узбекистана в международные профессиональные организации позволяет ускорить решение указанных проблем. В этой связи важное значение имеет вступление Национальной ассоциаций бухгалтеров и аудиторов Республики Узбекистан (НАБА РУз) в Международную федерацию бухгалтеров (МФБ - ШАС). Предстоит наладить более тесное сотрудничество с другими специализированными международными организациями в области бухгалтерского учета: Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО), секцией по бухгалтерскому учету Комитета по торговле и развитию ООН, Организацией экономического сотрудничества и развития и др. Международное сотрудничество с целью реформирования отечественного бухгалтерского учета рассматривается как самостоятельное направление. Предусматривается более тесное взаимодействие с национальными профессиональными организациями по бухгалтерскому учету в части разработки стандартов бухгалтерского учета.
Международная Федерация Бухгалтеров (МФБ - 1РАС)
f I-уровень Закон Республики Узбекистан N
4 «0 бухгалтерском учете» (новая редакция)
/ II- уровень Национальные стандарты бухгалтерского учета Республики Узбекистан (НСБУ РУз) \
I )
1
III -уровень
Нормативные документы отраслевых министерств и ведомств (методические указания, положения и др.)
IV- уровень
«Учетная политика предприятия» (внутренние рабочие документы предприятия по учету и отчетности)
Рисунок 1. Система нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета в
Узбекистане
Конечная цель совершенствования нормативного регулирования бухгалтерского учета - обеспечение прозрачности учетной информации о финансовом положении и результатах деятельности хозяйствующих субъектов и возможности доступа к ней всех заинтересованных пользовате-лей.Также требуется обеспечить органичное сочетание нормативных документов отраслевых министерств и ведомств с национальными стандартами бухгалтерского учета (НСБУ).
Наконец, важно обеспечить разумное сочетание национальных подходов в постановке бухгалтерского учета с международными стандартами в этой области.
Реализация указанных подходов в реформировании бухгалтерского учета, в том числе его составляющей — нормативно-правового регулирования, в значительной степени зависит от сохранения стабильности развития самой системы учета.
Основная задача состоит в том, чтобы постепенно отойти от жесткого государственного регулирования бухгалтерского учета, переложив часть этих функций на общественные профессиональные организации бухгалтеров, прежде всего на Национальную ассоциацию бухгалтеров и аудиторов в центре и на местах, через его территориальные образования.
Заключение. Для дальнейшего реформирования бухгалтерского учета на основе МСФО рекомендуем следующие приоритетные направления:
- провести подготовительной работы по применению МСФО с учетом последних изменений;
- совершенствование существующей системы нормативно- правового регулирования на основе МСФО;
- обеспечение качественного перевода МСФО, соответствующего оригиналу и
лингвистическим нормам узбекского языка;
- ликвидация несостыкованности методических аспектов бухгалтерского и налогового учета;
- разработка и внедрения методического обеспечения (инструкций, методических указаний, комментариев) на отраслевом уровне;
- согласование терминологического аппарата бухгалтерского учета, аудиторской деятельности, налогообложения и других сфер;
- кадровое обеспечение (формирование
повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);
- дальнейшее развитие международного сотрудничества.
Совершенствование нормативно-
правового регулирования должно осуществляться в направлении приведения к международным требованиям не только норм бухгалтерского учета, но и гражданского, налогового законодательства и других отраслей права, а также использования всего положительного опыта, который наработан в ходе проведения экономических реформ.
бухгалтерской профессии, подготовка и
Библиографический список
1. Международные стандарты финансовой отчетности, 2011: издание на русском языке. М.: Аскери-АССА, 2011. - 998 с.
2. Рябушкин Б.Т, Хоменко Т.А. Система национальных счетов. - М.: Финансы и статистика, 1993. - 96 с.
3. Маренков Н.Л., Веселова Т.Н. Международные стандарты бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудита в российских фирмах: М.: Едиториал УРРС, 2002. - 200 с.
ACCOUNTING REFORM IN UZBEKISTAN: EXPERIENCE, PROBLEMS AND
PROSPECTS
R.D. Dusmuratov, doctor of economic sciences, professor B.Y. Menglikulov, candidate of economic sciences, associate professor Tashkent state agrarian university (Uzbekistan, Tashkent)
Abstract. The article is devoted to the reform of accounting based on the achievements of the world practice, in particular the international financial reporting standards (IFRS). It sets out the necessity and the main directions of accounting reform. As a result, the comparative study of the fundamental principles of the national accounting and international financial reporting standards revealed major discrepancies. Outlined the main achievements in the integration of the national accounting system in the world community. In conclusion formed recommendations on priority directions offurther reforming of accounting based on IFRS.
Keywords: accounting, SNA, IFRS, regulation, financial reporting, methodological approaches, model.