Научная статья на тему 'Основные направления развития банковской системы Азербайджана'

Основные направления развития банковской системы Азербайджана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1477
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления развития банковской системы Азербайджана»

САДЫГОВ ЭЛЬНУР МАГОМЕД оглы

доктор экономических наук, Азербайджанский Государственнш Экономический Университет, г. Баку

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ АЗЕРБАЙДЖАНА

Развитие банковского дела в Азербайджане не может осуществляться в отрыве от международных банковских стандартов и требований, без взаимодействия с международными финансовыми организациями, без творческого использования имеющегося мирового опыта в данной сфере. Это необходимо и для обеспечения взаимодействия отечественной системы с зарубежными банками, так как процессы глобализации втягивают в свою орбиту все страны, строящие в своих национальных границах открытую для мирового сообщества либеральную рыночную экономику.

Ключевым словом, характеризующим процессы, происходящие сейчас в банковской системе Азербайджана, является слово «реформа». Реформирование финансового сектора Азербайджана ведется уже давно, но именно сейчас стали отчетливо видны качественные результаты в развитии банковской системы. Как дополнительный аргумент, в пользу повышения финансовой надежности банковской системы Азербайджана, можно рассматривать рост доверия населения к местным банкам, о чем красноречиво свидетельствует положительная динамика объемов частных вкладов. Новые тенденции можно обнаружить и в кредитовании экономики. Все последние годы банки предпочитали инвестировать средства преимущественно в небольшие проекты и только в быстроокупаемых и малорискованных сферах. За последний год темпы роста краткосрочных займов замедлились на фоне увеличения объема более долгосрочных инвестиций.

В последние годы банки Азербайджана достигли значительных успехов, в том числе уменьшив свою подверженность рискам. Тем не менее, экономика Азербайджана нуждается в более активном участии банков, учитывая, что в настоящее время доля участия последних составляет около 22 % (отношение кредитных вложений к ВВП). Банковская система, преодолев многие проблемы становления, вступила в стадию качественного реформирования. Основные ориентиры — капитализация, конкуренция и сокращение числа инертных банков. Проблемы экономики интегрируются в банковский сектор, сдерживание инфляции проявляется в многократном росте ставки рефинансирования Цен-

трального Банка. Экономика приспособилась к деноминации национальной валюты.

На сегодняшний день в Азербайджане действует основанная на рыночных принципах двухступенчатая банковская система: первый уровень — Центральный банк Азербайджана; второй уровень — коммерческие банки и иные небанковские кредитные организации.

Эволюцию Банковской системы Азербайджана условно можно подразделить на 3 этапа:

1 этап — 1992—1996 гг. — формирование банковского сектора Азербайджана.

Центральный банк Азербайджана (ЦБА) был создан 12 февраля 1992 года на базе азербайджанских контор Государственного банка СССР, Промстройбанка СССР и Агропромбанка СССР. В 1992 году были приняты законы «О Центральном банке» и «О банках и банковской деятельности», со вступлением в силу которых решением парламента от 7 августа 1992 года Промстройбанк и Агропромбанк были выведены из подчинения НБА. В 1992—1994 годах в стране функционировало порядка 230 банков. Эти структуры, уставной капитал которых по средним подсчетам составлял 10—12 тыс. долларов США, фактически не играли для экономики никакой роли, и основная их часть занималась финансовыми спекуляциями, что в целом соответствовало экономической обстановке того периода.

В 1994 году произошел перелом, и система стала все больше приобретать сугубо банковскую специфику. В первую очередь этому способствовало объявление маната единственным средством оплаты на территории Азербайджана (с 1 января 1994 года). В то время одной из основных проблем являлось подавление гиперинфляции.

Для достижения этой задачи ЦБА привел продажу централизованных кредитных ресурсов в соответствие с рыночным спросом и начал проводить политику реальных процентных ставок. Спекулятивный (искусственный) спрос на деньги и кредиты, порождавшие гиперинфляцию, был сбит. Плюс в Азербайджане был создан «белый» валютный рынок, и важным этапом развития стало проведение политики валютного регулиро-

вания. Для этого были привлечены средства Международного валютного фонда и Всемирного банка.

Формирование валютного рынка, создание и работа Бакинской межбанковской валютной биржи, а также проведение валютных торгов по рыночным правилам положило начало созданию инфраструктуры валютного рынка. «Черный» валютный рынок был сломлен. Все это проводилось параллельно с принятием ряда важных экономических законов, в частности «О защите иностранных инвестиций», «Об акционерных обществах», «О залоге», «О ценных бумагах», «О земельной реформе», и других. Банковская система Азербайджана в нынешнем формате получила свое реальное развитие, начиная с 1996 года.

1-й этап эволюции банковской системы страны характеризовали мероприятия по реструктуризации и оздоровлению государственных банков, обеспечению институционального формирования частного банковского сектора. Для достижения эти целей были установлены либеральные условия по вхождению в систему, в частности невысокие требования по капиталу и мягкие инструменты регулирования банковской системы.

2-й этап — 2000—2004 гг.— начало реструктуризации и кардинального реформирования.

Очередной этап банковской реформы, начиная с 2000 года, был направлен на интенсивное оздоровление частных банков, глобализацию банковского сектора, что создало условия для повышения устойчивости банковской системы. Процесс консолидации банковского сектора, проходивший с 1996 г., результатом которого стало сокращение к 2000 г. количества банков со 136 до 70, продолжился и в последующие годы. Последовательное повышение требований ЦБА по минимальному размеру капитала обусловило ежегодное сокращение числа банков на рынке, итого за период 2000—2004 гг. — с 59 до 44 банков.

Начавшийся приток в страну нефтяных доходов определил необходимость существенного повышения уровня финансовой системы страны, в частности банковского сектора. Учитывая данный факт, была подготовлена новая Стратегия развития национальной банковской системы на период с 2002 по 2005 год. Главная цель стратегии заключалась в обеспечении эффективной трансформации нефтяных доходов в ненефтяной сектор, повышение возможностей доступа населения и регионов к банковским услугам, создание по-настоящему конкурентной среды на банковском рынке.

Для достижения целей, обозначенных в стратегии, новая доктрина ЦБА на ближайший период включала: усовершенствование банковского законодательства и приведение его в соответствие с международными стандартами, в частности, окончательный переход на Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО); повышение уровня прозрачности банковской системы; улучшение качества корпоративного управления банками; организация эффективного банковского контроля.

Как ответ на все возрастающий интерес к местной банковской системе со стороны иностранных инвесторов, 1 января 2004 г. решением ЦБА были сняты ограничения на участие в азербайджанском банковском рынке иностранного капитала. В 2004 г. были внесены существенные поправки в закон «О Центральном Банке»,

касающиеся конкретизации миссии ЦБА по макроэкономическому регулированию. В частности, в качестве основной задачи Центрального банка было обозначено «...обеспечение стабильности цен в рамках, имеющихся у него полномочий денежно-кредитной политики».

В течение 2004 года Азербайджан увеличил стратегические валютные резервы с 1,4 до 1,8 млрд. долларов США. Ставка рефинансирования ЦБА осталась на уровне 7 %. Инфляция за 2004 год составила 10,4 %. Главными факторами инфляции стали рост денежной массы, стоимости энергоресурсов, рост которой в 2004 году составил 31,9 %, влияние на потребительский рынок естественных монополий и увеличение доходов населения.

3-й этап — 2005 г. — по настоящее время — первые качественные достижения, деноминация национальной валюты, политика «дорогих денег».

Для регулирования инфляционных процессов ЦБА усилил монетарные меры, в частности, подняв в 2005 году ставку рефинансирования с 7 % до 9 % (ранее ставка рефинансирования в 7 % оставалась неизменной с 2002 года), в 2006 году — с 9 % до 9,5 %, довел ее 5 июня до 13 %, трижды повысив в 2007 году. ЦБА не скрывает своей политики дорогих денег и планомерно укрепляет курс национальной валюты к доллару США.

Решением Правления Центрального банка Азербайджана со 2 апреля 2007 года утверждены максимальный и минимальный пределы «процентного коридора» и новая ставка рефинансирования. Максимальный коридор определен на уровне 19 %, минимальный — 5 %, а учетная ставка — на уровне 12 % (с июля 2006 года действовала ставка 9,5 %). По итогам 2010 года максимальный коридор определён на уровне 7 %, минимальный — 1 %, а учётная ставка — 5 %. Основной целью внедрения нового подхода «процентного коридора» и изменения учетной ставки является ограничение избыточного денежного предложения и, тем самым, оказание влияния на снижение инфляции. Согласно новой тактике, ЦБА будет проводить операции на денежном рынке в двух направлениях — посредством рамочных инструментов и операций на открытом рынке. Оценка параметров процентного коридора будет проводиться раз в два месяца, и в случае необходимости он может быть определен решением правления ЦБА. Такое изменение процентных ставок приведет к повышению уровня сбора и за счет привлечения дополнительных средств будет расширена ресурсная база банков. В результате, такие меры должны адекватно повлиять на структуру расходов населения и будут производить важный антиинфляционный эффект.

В период с 2006 по 2007 годы завершилась деноминация азербайджанского маната, изменившего в ходе процесса свой номинал в соотношении 1:5000. В настоящее время в обращении находятся банкноты достоинством 1, 5, 10, 20, 50 и 100 манатов, а также монеты номиналом от 1 до 50 гяпик. По предварительной информации, руководство ЦБА рассматривает вопрос о выпуске металлических монет номиналом в 1 манат и печатании новых купюр достоинством в 200 и 500 манатов.

Эволюция банковского сектора идёт в полной зависимости от экономических реалий республики.

Следует отметить, что количество банков, работающих в Азербайджане, равно 45. Доминирующую роль в банковском рынке играет частный сектор, включающий

44 банка. Сектор частных банков выглядит более разнообразным. С 2005 года наметились первые тенденции к ослаблению монополии госбанков, частный сектор по основным параметрам приблизился к 50 % рынка, а по итогам 2010 года составил 58,74 %.

Количество лицензированных Центральным банком Азербайджана кредитных организаций по итогам 2010 года увеличилось за счет 5 небанковских кредитных структур, составив 146. Из них 101 — небанковские кредитные организации, 45 — банки. Филиальная сеть банков пополнилась за год 18 структурной единицей и насчитывает на 1 января 2011 года 644 филиала.

Суммарное количество небанковских кредитных организаций возросло в 2010 году с 96 до 101 и сохранилось на 1 января 2011 года. В течение 2010 года ЦБА выдал лицензии на открытие 10 новых кредитных союзов. Отозванных лицензий в течение 2010 года не было. В Азербайджане действует всего 22 банка с иностранным капиталом, из них в шести банках долевое участие иностранного капитала составляет от 50 до 100 %, в 13 — до 50 %. Также функционируют 5 филиалов банков-нерезидентов: Национального банка Ирана, Национального банка Пакистана, Банка ВТБ, Никойл Банка и Япы Креди Банк (Турция).

Таблица 1

Количественная динамика банковской системы Азербайджана [по данным Центрального Банка Азербайджанской Республики]

Год 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Количество банков, в т. ч. 46 44 44 44 46 46 46 45

государственных 2 2 2 2 2 1 1 1

частных 44 42 42 42 44 45 45 44

Регулирующим органом банковской деятельности в Азербайджанской Республике является Центральный Банк.

Глобальная цель Центрального банка Азербайджана — приведение банковской системы к форме полностью соответствующей международным стандартам. Роль регулятора отчетливо прослеживается в виде положительного прогресса банковской системы. Ожидаемые изменения банковского законодательства сделают возможным решение многих существующих проблем, при условии сохранения эффективной надзорной деятельности.

Центральный банк Азербайджана (ЦБА), как и любой центральный банк государства, обладающий всеми необходимыми этому статусу правами и полномочиями, несёт основное бремя проблем по реформированию банковского сектора. В качестве глобальной цели проводимых реформ, ЦБА декларирует создание банковской системы соответствующей международным стандартам. Учитывая масштабность проблем, стоящих на этом пути, достигнутые уже сейчас результаты позволяют говорить о большом прогрессе банковской системы, как основном вкладе ЦБА.

В целом в 2010 году банковская система сохранила свою устойчивость, продолжила своё развитие, а также было увеличение основных параметров банковской деятельности. В 2010 году банковские активы возросли на 1626 млн. манатов или 13,6 % и к 1 январю 2011 ода составили 13,3 млрд. манатов

Рост активов в основном пришёлся на 4 четверть и был связан с ростом депозитной базы банков. Максимальный объём кредитования наблюдался во второй четверти (график № 2).

Рост активов в основном был связан с увеличением кредитного портфеля (46 %). В 2010 году кредиты составили 68—71 % от общего объёма активов. По сравнению с 2009 годом объём банковских кредитов, увеличившись на 741,3 млн. манат или 9 % достигли 1 января 2011 года отметки 8971,8 млн. манат. Рост кредитного портфеля был обеспечен за счёт увеличения депозитов, межбанковских операций и роста привлечённых средств из других финансовых управлений.

В 2010 году объём кредитов, выданных юридическим лицам вырос на 3,3 % и составил 5,96 млрд. манатов. С начала 2010 года объём кредитов, выданных

домашним хозяйствам, вырос на 16,6 % и составил 2,53 млрд. манатов. Кроме того кредиты, выданные физическим лицам, составили порядка 27—28 % в общем объёме выданных за год кредитов (график № 4).

Наряду с восстановлением и расширением финансового посредничества банков также продолжилось институциональное развитие и оздоровление банковской системы. Также наряду с расширением сети банков расширилась сфера деятельности других образований. Так с целью расширения выхода жителей регионов к финансовым услугам Центральный Банк Азербайджана выдал лицензию ООО «Азерпочт» национальному оператору почтовой связи на проведение ограниченного количества банковских операций.

Итак, хотелось бы привести топ-10 самых больших банков Азербайджана по размеру активов. В связи с этим также в нижеследующей таблице приведены основные показатели банковской статистики по итогам 2010 года (таблица№2).

Итак, банковская система Азербайджана находится на этапе качественного реформирования, активно проводимого Центральным банком. Перспективные изменения в банковском законодательстве, ужесточившаяся конкуренции на рынке, активная позиция Национального банка в вопросах реформирования банковского сектора и участие международных финансовых институтов позволяют рассчитывать на более видимые положительные изменения в банковской системе Азербайджана в обозримом будущем.

Центральный банк Азербайджана, согласно действующему законодательству, является проводником экономической политики государства — осуществляя макроэкономическое регулирование экономики на основе денежно-кредитных механизмов. В условиях либеральной рыночной экономики существует два вида банковского регулирования: валютное и пруденциальное.

Задача валютного регулирования — проведение разумной денежно-кредитной политики в условиях рыночной экономики. Оно является инструментом достижения макроэкономических целей государства. Что касается валютного регулирования, то здесь следует отметить наличие весьма солидной теоретической основы и разработанности данного вида регулирования и, соот-

График № 1. Основные показатели банковской системы Азербайджана (млн. АЗН)

График № 3. Доля кредитов в активах (в %)

График № 2. Темпы роста основных банковских показателей

Таблица 2

Топ-10 самых больших банков по размеру активов

График № 4. Структура кредитного портфеля по субъектам

Таблица 3

Топ-10 самых больших банков по прибыльности

№ Банки Активы (в тыс. манатов) Рыночная доля (в %)

1 Международный Банк Азербайджана 5095392 41,26

2 Капитал Банк 660799 5,35

3 Банк Стандарт 589360 4,77

4 Халг Банк 511713 4,14

5 Техникабанк 472940 3,83

6 Пашабанк 381120 3,09

7 Аксесбанк 376060 3,04

8 Юнибанк 358884 2,91

9 Демирбанк 299593 2,43

10 Банк Республика 279067 2,26

№ Банки Прибыль (в тыс. манатов) Доля в общей прибыли (в %)

1 Международный Банк Азербайджана 40172 29,81

2 Аксесбанк 20548 15,25

3 Банк оф Баку 10756 7,98

4 Пашабанк 9616 7,14

5 Техникабанк 8208 6,09

6 Халг Банк 6924 5,14

7 Япы Креди Банк 6339 4,70

8 ЭкспрессБанк 3897 2,89

9 Капитал Банк 3175 2,36

10 Туранбанк 2789 2,07

ветственно, отсутствие необходимости дополнительного рассмотрения данного вопроса. Но мы все же хотели бы остановиться на двух моментах, связанных с валютным регулированием и вызывающих противоречивую реакцию в обществе:

— растущие доходы от нефти и возможность возникновения так называемой «голландской болезни»;

— полная либерализация экономики, обусловленная вступлением страны в ВТО.

И так, растущие доходы от нефти (помимо ценового фактора, рост производства нефти в соответствии с контрактами заключенными с транснациональными нефтяными корпорациями) способствуя экономическому росту в Азербайджане, могут также стать источником несбалансированного экономического развития (так называемой «голландской болезни»), которое характеризуется значительным повышением реального обменного курса национальной валюты и вытеснением из экономики отраслей, не связанных с нефтью.

Нам бы хотелось более подробно остановиться на вопросах связанных с причинами возникновения «голландской болезни», её последствиями и мерами экономической политики направленными на её недопущение. Повышенный интерес к данной проблеме обусловлен дискуссиями, продолжающимися в научной среде страны в связи с ростом доходов Азербайджана от нефтеэкспорта и возможностью национальной экономики столкнуться с «голландской болезнью».

В случае, когда значительную долю валютных доходов страны составляют поступления от экспорта одного товара, резкий рост или снижение цен на него (или колебания объема его производства) могут привести к серьезным экономическим последствиям. Повышение цен или увеличение объема экспорта вызывает рост реальных доходов в стране, что, однако оказывает неоднозначное воздействие на развитие разных отраслей. При увеличении валютных поступлений происходит завышение реального обменного курса, что ведет к сокра-

щению доходов остальных экспортных отраслей. Такое отрицательное воздействие на развитие других отраслей получило название «голландская болезнь» после того, как подобное произошло в экономике Голландии вследствие роста экспорта природного газа. То же самое происходило и в других странах с другими товарами.

Несмотря на негативный оттенок в названии, «голландская болезнь» необязательно вредна. Повышение обменного курса является признаком необходимости изменений в распределении ресурсов страны в соответствии с изменениями относительных цен на внешнем рынке. Однако если ответная экономическая политика будет разработана в расчете не на временный, а на постоянный характер такого повышения цен, она может иметь серьезные отрицательные последствия на макроэкономическом уровне. В период нефтяного бума правительства ряда стран — экспортеров нефти в расчете на будущие доходы резко увеличивали расходы на потребление и внешнее заимствование, полагая, что долг можно будет погасить за счет будущих поступлений от экспорта нефти. Так, в Нигерии такая политика интенсифицировала процесс связанного с нефтяным бумом повышения реального обменного курса, привела к сокращению доходов в сельском хозяйстве и после окончания бума вызвала серьезные нарушения макроэкономического равновесия. К аналогичным результатам привела подобная политика во время бумов на товарных рынках в Кот-д Ивуар (кофе, какао) и в Сенегале (фосфаты).

Эффективная экономическая политика, основанная на детальном анализе имеющегося зарубежного опыта и направленная на ускоренное развитие ненефтяного сектора, позволит, на наш взгляд, избежать «голландской болезни» и рационально использовать нефтедоходы страны, тем более в этом направлении эффективно функционирует Государственный нефтяной фонд Азербайджанской Республики. Помимо этого, представляется целесообразным чтобы ЦБА перешел к осуществлению политики гибкого валютного курса (управляемый плавающий валютный курс).

Другой момент валютного регулирования, на котором нам бы хотелось остановиться, связан с планами вступления страны в ВТО и возможностями использования наиболее эффективных инструментов государственного регулирования экономического развития, не запрещенных ВТО. Как известно, после вступления страны в ВТО, отменяется большинство действовавших видов субсидий, теряют силу требования по обязательному использованию местных кадров и ресурсов, ликвидируются количественные ограничения импорта и после снижения таможенных тарифов остается фактически единственная реальная возможность защиты отечественных производителей — это регулирование обменного курса национальной валюты. Главное направление такого регулирования — предотвращение удорожания реального курса национальной валюты по сравнению со странами-конкурентами на основных экспортных рынках для поддержания конкурентоспособности экспорта, создание конкурентной налоговой системы. Практически такое регулирование сводится к систематической постепенной девальвации реального обменного курса национальной валюты, при кото-

рой импорт становится дороже, а экспорт выгоднее, и ценовое конкурентное преимущество оказывается на стороне стран, проводящих девальвацию. Реально производители товаров и услуг в Азербайджане могут быть защищены в основном только девальвацией реального курса национальной валюты, но не торговыми мерами. Поэтому при политике систематической девальвации национальной валюты открытие внутреннего рынка не приведет к полной утрате конкурентоспособности предприятиями страны. Это наиболее логичная политика на ближайшие годы в условиях высокой конкуренции и снижения экспортных цен. Помимо этого, осуществление политики гибкого валютного курса предотвращает истощение валютных резервов государства.

Управление обменным курсом лучше импортных тарифов, так как, в отличие от тарифов, обменный курс нельзя обойти, его регулирование не нарушает соотношения цен в экономике. Однако при высокой эффективности данного инструмента он не дает возможность целенаправленно изменять искаженные ценовые пропорции между отраслями, поддерживать именно те отрасли и предприятия, которые могут стать «точками роста».

Политика, проводимая Центральным банком Азербайджана в последние годы, свидетельствует о том, что в стране делаются усилия по созданию системы пруденциального регулирования.

Задача пруденциального регулирования — обеспечение стабильности и надежности банков, защита интересов акционеров и вкладчиков. Пруденциальное регулирование — это издание законов, а так же нормативных актов и предписаний центральным банком страны, направленных на создание таких условий банковской деятельности, которые снижают риск неликвидности, неплатежеспособности и финансовой надежности кредитной организации. Пруденциальное регулирование — не самоцель. Оно необходимо для предотвращения нестабильности в банковской системе: кризисов, угроз клиентам и вкладчикам кредитных организаций. Поэтому регулирование является средством надзора в широком смысле слова, то есть за банковской системой в целом. В то же время надзор — средство обеспечения пруденциального регулирования. Это банковский надзор в узком смысле слова, то есть надзор за отдельными кредитными организациями, как частью банковской системы.

Смысл пруденциального регулирования состоит в том, чтобы уменьшить риск банковских операций и предотвратить крах и системный кризис банков. Крах банка имеет место в любой стране с рыночной экономикой. Причины самые разные, начиная от неправильного или неудачного управления активами и заканчивая склонностью к махинациям со стороны руководства кредитной организации. Не последнее место занимает слабое реагирование на ситуацию со стороны центральных банков, недостаточное взаимодействие между кредитными организациями и органами банковского надзора.

Особенностью деятельности коммерческих банков Азербайджана является то, что они пока весьма слабо кредитует реальный сектор экономики. Все виды банковского кредита в Азербайджане на конец 2008 года

составляют около 19 % ВВП, в то время как, например, в Швейцарии этот показатель равен 164 %, Гонконге — 154 %, Соединенных Штатах Америки — 146 %, Нидерландах кредиты составляют 142 % от ВВП, Португалии — 140 %.

Половина активов коммерческих банков размещается внутри самой банковской сферы, где риски невозврата кредитов гораздо ниже, чем в целом в национальной экономике. Крайне низок уровень банковского кредитования капиталовложений. Об этом свидетельствуют данные, об источниках финансирования инвестиций в промышленности. Так, по нашим оценкам, банковский кредит в структуре инвестиций азербайджанских промышленных предприятий составляет всего лишь около 5 %. Эта доля примерно в пять раз меньше, чем в западных странах. Главные причины этого две: во-первых, слабость коммерческих банков Азербайджана, общая сумма активов которых меньше активов многих отдельных западных банков. Во-вторых, нежелание банков заниматься кредитованием на долгосрочной основе из-за недостаточно благоприятного инвестиционного климата и существующих рисков.

На протяжении ряда последних лет удельный вес предприятий и населения в пассивах коммерческих банков устойчиво превышает их долю в активах. Это означает, что и так недостаточные финансовые средства вкладчиков банки перераспределяют в пользу других сфер экономики (государственные ценные бумаги и др.)

В этих условиях главная цель, которую ставит Центральный банк Азербайджана — повышение капитализации и совершенствовании механизма деятельности кредитных организаций. Именно в недостаточном уровне развития существующих банков Центральный банк Азербайджана усматривают причину того, что азербайджанские банки не в состоянии выполнять традиционные банковские функции — кредитовать предприятия и население, аккумулировать национальные сбережения и трансформировать их в инвестиции. Отсюда делается вывод о том, что решить проблему слабого участия банков в кредитовании экономики можно путем реализации хорошо известных принципов и мер: усилить конкуренцию на рынке банковских услуг, укрепить ресурсную базу банков, улучшить качество управления банками (внедрение правил корпоративного управления), совершенствовать законодательство с тем, чтобы оно позволяло банкам предоставлять синдицированные кредиты, использовать в банковской деятельности электронные документы, завершить переход на международные правила бухгалтерского учета (МСФО) и т. д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Увеличение кредитных ресурсов банковского сектора страны ставит перед ним задачу мобилизации денежных ресурсов населения и трансформации их в инвестиционные ресурсы. На стимулирование притока вкладов населения в банки и активизацию рынка ценных бумаг направлен закон о предоставлении «налоговых каникул» по налогу на доходы с банковских вкладов и дивидендов с ценных бумаг.

Представляется весьма своевременным и важным для развития банковской системы страны, принятый в 2007 году Закон «О страховании вкладов». В соответствии с ним, в Азербайджане создан Фонд страхования вкладов физических лиц. В настоящее время, при насту-

плении страхового случая размер компенсации, выплачиваемой по вкладу, застрахованному в одном банке, составит 30 тысяч манатов. (1 манат = 40.00 рубль.2012 год.)

Данный закон повысит доверие населения — потенциальных вкладчиков, к банковской системе страны. Вместе с тем, нам представляется полезным сравнить принятые в соответствии с данным Законом нормативы с нормативами, действующими в этой области в других странах, так как развитие банковского дела в Азербайджане не может осуществляться без творческого использования имеющегося мирового опыта.

Несколько лет назад, мы явились свидетелями банковских кризисов в Турции и России. За последние 50 лет большинство стран-участниц МВФ неоднократно сталкивались с кризисом их банковских систем. Это заставило их в целях защиты интересов вкладчиков и банковских систем от банкротств отдельных банков ввести страхование банковских депозитов. В США, Великобритании, Японии, Италии подобные системы находятся под государственным контролем. Коммерческие банки первых трех из перечисленных стран выплачивают ежегодные взносы в фонд страхования депозитов. Например, максимальные ежегодные отчисления для американского банка-члена Федеральной корпорации страхования депозитов установлены в размере 0,325 % от общей суммы депозитов.

В Великобритании создан Фонд защиты депозитов, в который все банки вносят средства пропорционально величине своих депозитов. При банкротстве банка вкладчики Фонда получают компенсацию в размере, не превышающем 15 тыс. фунтов стерлингов на одного вкладчика.

В Италии для этих целей существует Межбанковский фонд страхования депозитов, куда вносятся средства на покрытие расходов по выплате компенсаций клиентам того или иного разорившегося кредитного учреждения лишь при необходимости, а не в порядке регулярных отчислений.

В Нидерландах компенсацию кредиторам при банкротстве банковского учреждения выплачивает центральный банк. А коммерческие банки покрывают его расходы единовременными взносами пропорционально величине активов каждого из них.

Помимо стран с давно сложившейся либеральной рыночной экономикой, для нас представляет особый интерес ситуация в этой области в постсоциалистиче-ских странах.

Банковские кризисы активизировали процесс институционально-правового оформления системы защиты вкладчиков. Фонды страхования частных вкладов были созданы в 1993 году в Венгрии, в 1994 году — Чехии, в 1995 году — Болгарии и Польше, в 1996 году — Румынии. Общей при этом для стран Центральной и Восточной Европы стала ориентация на создание «самофинансирующейся», то есть не обременяющей дополнительными расходами дефицитный государственный бюджет, системы страхования частных вкладов, когда основные расходы по ее функционированию оплачивают сами банки.

В большинстве стран государство практически полностью устраняется от участия в финансировании гаран-

тийных фондов. Средства последних формируются из страховых взносов банков (как правило, в размере 0,4— 0,5 % от суммы страхуемых вкладов), доходов от их инвестирования, пожертвований, средств безвозвратной иностранной помощи. Так, в Польше участие государства в финансировании фонда страхования банковских вкладов ограничилось внесением Министерством финансов и Центральным банком страны на счет фонда при его учреждении около 20 млн. долл. США; в Венгрии — отчислением в фонд до 80 % от суммы штрафов, взимаемых надзорным органом с кредитных учреждений; в Чехии — представлением фонду, в случае нехватки у него средств для выплаты требуемого объема возмещения вкладчикам, возвратных дотаций из государственного бюджета и беспроцентного кредита от Центрального банка (в этом случае страховые отчисления банков в фонд увеличиваются в следующем году в два раза).

Вплоть до последнего времени «выпадала» из общего контекста лишь Болгария, которая в 1996 году — под давлением кризисной ситуации в банковском секторе — ввела систему государственного страхования банковских вкладов, предусматривающую возмещение государством понесенного ущерба в полном объеме для физических лиц и в размере 50 % для юридических лиц. Однако, ввиду огромного бюджетного дефицита, государство не располагало «живыми» деньгами для выплаты возмещения пострадавшим вкладчикам, сроки выплат растягивались, государство вынуждено было прибегать к займам в Госсберкассе. Выход из этой ситуации был усмотрен в переносе, как и в остальных странах Центральной и Восточной Европы, главных усилий по формированию системы гарантий на кредитные учреждения. Новый закон о страховании банковских вкладов, принятый в апреле 1998 года, предусматривает обязательное для всех коммерческих банков участие в финансировании гарантийного фонда, а взнос государства в этот фонд ограничивается 1 % от совокупной величины банковских депозитов.

Первоначально в странах Центральной и Восточной Европы потолок компенсируемой суммы был не очень высоким, а страхование распространялось лишь на вклады физических лиц. Затем абсолютная и относительная величина возмещения вкладчикам понесенного ущерба в рассматриваемых странах повышается, параллельно с этим происходит расширение круга страхуемых вкладов: в число последних включаются, наряду с именными, и анонимные сберегательные вклады, вклады не только в национальной, но и иностранной валюте. Кроме того, страхование постепенно распространяется и на вклады юридических лиц (в Польше с 1994 г., Болгарии — 1996 г., Чехии — 1998 г.)

Принимая меры по дальнейшему развитию системы страхования банковских вкладов, страны Центральной и Восточной Европы ориентируются на сближение с соответствующими стандартами защиты вкладчиков, принятыми в европейском законодательстве: возмещение понесенного ущерба в размере 90 % от величины вклада при потолке компенсируемой суммы 20 тыс. ЭКЮ (на сегодняшний день ЕВРО). В настоящее время уровень страхового возмещения по банковским вкладам в большинстве стран Центральной и Восточной Европы уже достиг аналогичного стандарта ЕС.

В России в соответствии с принятым Законом «О страховании вкладов граждан в банках Российской Федерации» предусматривается осуществление мониторинга кредитных учреждений на соответствие критериям системы страхования вкладов и создание гарантийного фонда.

Сегодня практически во всех экономически развитых государствах органы надзора, располагая достаточно широким диапазоном мер воздействия на банки, предпочитают в целях предотвращения возникающих проблем поддерживать постоянные неофициальные контакты с банками для регулярного обсуждения их планов, общих направлений их деятельности, а также, возникающих трудностей.

Таким образом, выше приведенный анализ должен способствовать выработке оптимального варианта защиты финансовых интересов вкладчиков банков в Азербайджане. Нам представляется важным дальнейшая адаптация отечественной системы страхования банковских вкладов к действующим западным системам. То есть, в случае банкротства того или иного отечественного банка страховое покрытие из средств Фонда должно быть обеспечено как по манатным, так и по валютным вкладам в соответствии со стандартами защиты вкладчиков, принятыми в европейском законодательстве. Следующим этапом развития системы, должно стать покрытие ущерба юридических лиц.

В соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики Азербайджана в ближайшие годы обеспечение устойчивости денег (стабильность цен) остается главной целью Центрального Банка Азербайджана. Инструментарий, применяющийся в банковских системах рыночных стран Запада и включающий: нормативы обязательных резервов коммерческих банков, депонируемых в центральном банке (резервные требования); операции центрального банка с государственными ценными бумагами; процентные ставки рефинансирования коммерческих банков; операции на открытом рынке; валютное регулирование; установление ориентиров роста денежной массы; прямые количественные ограничения — является основным средством реализации денежно-кредитной политики в стране.

В развитой рыночной экономике выше перечисленные инструменты в комплексе действуют весьма эффективно в качестве факторов снижения инфляции и стимулирования роста. В условиях Еврозоны они позволяют удерживать рост цен в рамках 1—2% в год. Смысл их использования состоит в том, чтобы в периоды роста инфляции сжать денежную массу в обращении, заставить банки снизить объемы кредитования, прежде всего реального сектора, а рынок ценных бумаг — сократить размеры инвестирования и таким образом снизить спрос на производимые товары и услуги. В периоды же падения производства применение тех же инструментов с целью расширения предложения денег позволяет добиться обратного эффекта. Но все это действует лишь тогда, когда имеет место высокая степень интегрированности, «участия» банков и фондового рынка в реальном производстве товаров. В условиях же Азербайджана, центральный банк страны может ограничить с помощью указанных инструментов кредитные

ресурсы банков, однако поскольку банки и так, по существу, слабо кредитуют экономику, а рынок ценных бумаг пока еще не получил должного развития — это мало скажется на предложении денег реальному сектору, а потом весьма слабо повлияет как на объем, так и на цены производимых здесь благ.

Да и сама по себе перманентная нацеленность на стабильность цен не должна являться главным приоритетом современной денежно-кредитной политики Азербайджана. Приоритеты денежно-кредитной политики должны оперативно корректироваться в зависимости от складывающейся ситуации в национальной экономике. Неизменность же цели обусловлена действующим законодательством, в котором указывается, что ЦБА разрабатывает и проводит денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение стабильности цен. Это обстоятельство, как представляется, объясняет, почему на протяжении, по существу, всего пореформенного периода главной целью денежно-кредитной политики, а, следовательно, и деятельности ЦБА неизменно провозглашалась борьба с инфляцией.

Деятельность ЦБА по обеспечению стабильности денежной единицы создает предпосылки для экономического роста и решения других проблем. Однако это утверждение — слишком общее, чтобы быть во всех случаях справедливым. ЦБА обладает возможностью повлиять на инфляцию лишь путем сокращения предложения денег. Но такое сокращение чревато множеством не всегда позитивных последствий для экономики: оно, например, уменьшает ресурсы для развития; не ограничивает инфляцию (если последняя не связана с денежными факторами). Поэтому, в ряде случаев, на наш взгляд, перед ЦБА целесообразно ставить задачу не борьбы с инфляцией, а определять в качестве цели другие задачи, в частности экономический рост за счет расширения кредитования производителей и снижения процентных ставок.

Необходимо также отметить, что в отечественном законодательстве нет конкретных положений, в которых бы указывалось, что главный банк страны должен способствовать развитию отечественного производства. На наш взгляд, поскольку денежно-кредитная политика оказывает большое влияние на экономическое развитие страны, изменение законодательства в таком плане сделало бы политику более эффективной.

Денежно-кредитная политика ЦБА в принципе имеет те же цели и осуществляется теми же методами, что и в других странах с рыночной экономикой, в определенном смысле такая политика является классической: главное направление в ней — поддержание покупательной способности и курса национальной валюты. Однако на практике всегда актуален вопрос о том, какими способами можно усовершенствовать денежно-кредитную политику центрального банка. Например, Закон о Федеральной резервной системе США определяет задачи денежно-кредитной политики таким образом, что она должна: «обеспечивать эластичность денежного обращения, доставлять средства для переучета коммерческих бумаг, обеспечивать более эффективный надзор за банковской деятельностью в США».

Денежно-кредитная политика ЦБА, на наш взгляд, не должна ограничиваться только поддержанием поку-

пательной способности и курса маната. Классический вариант больше подходит для стран со стабильной рыночной экономикой. Но как показывает опыт, даже в этих странах, в которых капитализм развивался на протяжении столетий, делаются попытки расширить влияние центральных банков на социально-экономические процессы. Учитывая же специфику переходной экономики в Азербайджане и сложность решаемых государством задач, можно было бы внести в действующее законодательство соответствующие изменения, с тем, чтобы ЦБА согласовывал потребности формирования денежной массы с потребностями реальной экономики, то есть денежно-кредитная политика должна обеспечивать экономический рост.

Перед Азербайджаном стоит задача внедрения, получившей широкое распространение в зарубежных странах, системы ипотечного кредитования. В этих целях, в 2002 году впервые в Указе Президента страны «О государственном бюджете Азербайджанской Республики на 2003 год» было дано поручение о создании системы ипотечного кредитования. В соответствии с Указом Президента Азербайджана от 16 сентября 2005 года «О создании системы ипотечного кредитования в Азербайджанской Республике» был создан Ипотечный фонд Азербайджана. В том же году было утверждено Положение об Ипотечном фонде при Национальном Банке Азербайджана и Правила выдачи ипотечных кредитов. Указом Президента от 2007 года «О совершенствовании механизма выдачи ипотечных кредитов в Азербайджанской Республике» был установлен срок кредита 25 лет, объем кредита 50 тыс. манат, годовая ставка — 8 %, первый взнос 15 % от суммы кредита.

Изучив зарубежный опыт, нам представляется, что для развития ипотечного кредитования необходимо осуществить ряд институциональных мер связанных с созданием в стране системы жилищно-строительных (ипотечных) банков, пенсионных фондов, активизацией работы с ипотекой страховых компаний, принятием Закона «Об ипотечных облигациях».

Здесь хотелось бы особо выделить необходимость осуществления пенсионной реформы и создание пенсионных фондов, так как они являются главным источником развития ипотеки. Весьма полезным является изучение казахстанского опыта, который признан на мировом уровне, как наиболее успешный. Примечателен тот факт, что за десятилетнее функционирование новой казахстанской пенсионной системы, действующие пенсионные фонды стали крупными институциональными инвесторами, оказывающими значительное влияние на национальную экономику.

Важным направлением расширения финансового посредничества в Азербайджане должно стать усиление роли кредитных структур в сфере сельского хозяйства (Агролизинг, Аграркредит и др.), поддержки предпринимательства (Национальный фонд по поддержке предпринимательства, Азербайджанская инвестиционная компания и др.), микрофинансирования.

Рыночно направленная трансформация банковской системы Азербайджана и эффективное использование на практике передового зарубежного банковского опыта, должны стать одной из опор поступательного и устойчивого развития национальной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.