Научная статья на тему 'Основные направления работы по развитию речевой культуры младших школьников'

Основные направления работы по развитию речевой культуры младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
551
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВАЯ АКТИВНОСТЬ / РЕЧЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА / КОММУНИКАТИВНАЯ АКТИВНОСТЬ / ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гамзатова Джамиля Анварбековна

Цель современного образования видится в развитии творческой личности и, прежде всего, «диалогичной» личности, способной комфортно чувствовать себя в информационном обществе. Педагогам необходимо помнить, что речь особый вид деятельности, где происходит процесс порождения и восприятия высказывания. В этой связи особую значимость приобретают вопросы, связанные с основными направлениями работы по развитию речевой культуры младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гамзатова Джамиля Анварбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления работы по развитию речевой культуры младших школьников»

Психолого-педагогические науки

• ••

59

УДК 371

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ

РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

© 2013 Гамзатова Д.А.

Дагестанский государственный педагогический университет

Цель современного образования видится в развитии творческой личности и, прежде всего, «диалогичной» личности, способной комфортно чувствовать себя в информационном обществе. Педагогам необходимо помнить, что речь - особый вид деятельности, где происходит процесс порождения и восприятия высказывания. В этой связи особую значимость приобретают вопросы, связанные с основными направлениями работы по развитию речевой культуры младших школьников.

The purpose of modern education is seen in the development of a creative personality and, above all, the "dialogic" person able to feel comfortable in the Information Society. Teachers are extremely important to know that it is a type of activity, where the process of generation and perception of speech takes place. In this connection, the problem of speech culture is particularly significant.

Ключевые слова: «речевая активность», «речевая коммуникация», «речевая

культура», «коммуникативная активность», «выразительность речи», «младший школьник».

Keywords: speech activity, verbal communication, speech culture, communicative activity, expressive speech, junior schoolchild.

В современном обществе возрастает роль коммуникации благодаря увеличению и расширению

межличностных, межрегиональных и международных связей в сфере политики, экономики, науки, культуры. В этой связи основным результатом

деятельности школы должна стать не система знаний, умений и навыков, а совокупность ключевых компетенций как ожидаемый образовательный результат обучения.

Актуальность изучения сути формирования речевой компетенции определяется субъективной, личностнопсихологической компетентностью

воспитанников к интенсивной

коммуникативной деятельности в условиях делового общения.

В связи с этим, необходимо проведение педагогических

исследований, определяющих поиск эффективных способов формирования речевой культуры, коммуникативной компетентности.

Современное образование не может игнорировать то обстоятельство, что образовательный процесс всегда связан с определенным социальным контекстом, и должно отвечать его требованиям и заказам, а также всячески способствовать становлению коммуникативной активной личности.

В соответствии с культурноисторической теорией Л.С.Выготского речевая коммуникативная деятельность определяется как «взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и для достижения общего результата» [3].

Задачи общения, сотрудничества и взаимодействия решаются, главным образом, с помощью средств речевой коммуникации.

Общение и взаимодействие с партнерами по организации совместной деятельности по осуществлению обмена информацией опирается на:

- умение слушать и слышать друг друга;

60

• ••

Известия ДГПУ, №3, 2013

— способность достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями речевой коммуникации;

— умение оптимально пользоваться средствами речевой коммуникации для дискуссий и аргументации своей позиции;

— готовность задавать вопросы, интересоваться чужим мнением и высказывать собственное мнение;

— способность диалогизировать, а

также участвовать в коллективном обсуждении проблем, в полемике, владение монологической и

диалогической формами речи в соответствии с грамматическими, орфоэпическими, лексическими нормами родного языка.

Умение действовать с учетом позиции другого, и способность согласовывать свои действия с партнером, предполагает:

— осознание наличия разнообразных точек зрения, не совпадающих с собственной позицией;

— готовность к полемике и выработке общей стратегии поведения;

— способность анализировать и сравнивать различные взгляды прежде, чем делать выводы и принимать окончательные решения;

— умение отстаивать свою

собственную позицию, аргументируя фактами, избегая враждебности, громких и резких высказываний в речи.

Рассмотрим особенности

планирования и организации

сотрудничества в учебном процессе с педагогом и сверстниками. К ним относятся:

— определение способов

взаимодействия, общих целей и функций для участников образовательного процесса;

— планирование этапов и способов общей работы;

— организация взаимодействия между членами группы по обмену знаниями для принятия совместных эффективных решений;

— способность быть инициативным

при организации совместного

сотрудничества;

— умение находить недостающую информацию с помощью различных вопросов;

— способность управлять поведением партнера, контролировать его действия, следить за осанкой, высказываниями, умением убеждать.

Все поставленные задачи перед системой образования можно решить, если обратиться к существующим уже подходам и методам обучения в педагогике.

Педагог, который занимается с детьми развитием речевой коммуникации, речевой культуры, формированием коммуникативной активности детей непременно должен быть

квалифицированным профессионалом, компетентным в определенных областях знаний. Физиология, педагогика, языкознание, психология, теория

актёрского мастерства, театроведение, логопедия, фониатрия, риторика — это далеко не весь перечень обязательных для освоения научных направлений. Именно они являются

фундаментальными, теоретическими основами преподавания техники речи.

В этой связи, особый стиль педагогической деятельности строится на осно-вании междисциплинарного

подхода, на взаимосвязи и взаимовлиянии всех без исключения вышеперечисленных нап-равлений

человеческой деятельности.

Для решения этой проблемы нами разработан специальный курс «Интерактивный подход в развитии речевой коммуникации специалиста», который рекомендован для повышения квалификации и переподготовки работников образования. В тематику курса входят модули: «Коммуникативная компетентность в свете реализации Федеральных государственных

образовательных стан-дартов»,

«Взаимодействие участников

образовательного процесса как фактор развития речевой коммуникации», «Деловая игра», «Проблемная дискуссия», «Дебаты», «Социально-психологичес-кий тренинг»,

практические занятия: «Лучший

теоретик», «Лучший практик», «Лучший оратор» и др. [ 6 ].

Психолого-педагогические науки

61

Педагог должен не только сам уметь выполнить то или иное упражнение, но и объяснить детям ero цель, задачу, он должен не только уметь определить, «услышать» рeчeвые ошибки, ш и в полной мере овладеть технологией исправления речевых нeдoстатков, а также своей работой уметь добиться пoлoжительного результата, используя в своей деятельности нeoбходимые педагогические и психологические элементы воздействия.

Общеизвестно, что технология любого обучения предполагает поэтапное усложнение материала. Педагог

постепенно проходит вместе с детьми путь «от простого к сложному», от «частного к общему». Невозможно подняться на следующую ступень, не пройдя предыдущую.

Постановка речевой культуры,

воспитание правильного произношения проходит ряд этапов. Навыки складываются и формируются не случайно, а в результате

последовательного усвоения детьми комплексов различных движений таких органов, как дыхательный аппарат, голосовые связки, небная занавеска, язык, нижняя челюсть, губы. Все эти

комплексы упражнений координируются со слуховыми впечатлениями. В процессе занятий ребенок должен, прежде всего, овладеть умением контролировать свое произношение и исправлять его,

сравнивая речь окружающих с

собственной речью.

Задача педагога не только научить детей правильному произношению, умению слушать и слышать, но и умению дискутировать, задавать вопросы, поддерживать разговор. При этом использовать средства выразительности речи, формы коммуникативной активности в младшем школьном возрасте.

Цукерман Г.А. отмечала: «Если удается воспитать ученика, спрашивающего учителя, а не только отвечающего на учительские вопросы, то у такого школьника формируется умение учиться -самостоятельно ставить новые учебные цели и самостоятельно находить средства их достижения»[10, с.48- 65].

Научить детей задавать вопросы и не бояться на них отвечать, главное для детей младшего школьного возраста. В ходе эксперимента на этапе организации факультативных занятий в начальной школе было доказано, что первые детские вопросы и гипотезы рождаются нaибoлее успешно в там случае, если oрганизoвать совместные действия самих детей так, чтобы разные точки зрения на обсуждаемую проблему были

распределены не между ребенком и взрослым, а между сверстниками -равнонезнающими, равнонеумелыми, равнонесовершенными партнерами.

Такая проблемная ситуация включает в себя не только тематическую проблему, но и коммуникативную проблему, мобилизующую возможности

общающихся наладить контакт.

В ходе такого занятия можно добиться не только значительного дидактического эффекта, но и большей степени социализации личности, у детей вырабатываются активность,

психологическая совместимость,

разумный конформизм. Если дети учатся взаимодействовать друг с другом, то у них откладывается в виде психологических структур обобщенные формы, и способы взаимодействия с товарищами, опыт общения и совместного творчества.

Исследования показали, что на занятиях дети, действующие сообща, в кооперации с друзьями, дают более высокие показатели в рефлексии (при оценке своих возможностей и своих знаний), чем дети, работающие индивидуально. Сотрудничество со сверстниками обеспечивает

коммуникативную активность.

Подтверждение этой точки зрения можно найти в исследованиях В.В. Рубцова, Г.А. Цукерман [8, 11].

Н.П. Бехтерева писала: «Чем больше вовлекается мозг в деятельность, тем ярче человек, тем менее избиты его ассоциации. Гениальный человек обладает своей биохимией мозга, определяющей легкость ассоциаций»[2, с.71].

Еще выдающийся русский физиолог И.М.Сеченов утверждал, что не может быть мысли, которой не предшествовало

62

• ••

Известия ДГПУ, №3, 2013

бы то или иное «внешнее чувственное возбуждение». Эти чувственные возбуждения, импульсы для

произнесения слов дают нам физические действия. Они связаны с работой нашей первой сигнальной системы, на которую опирается вторая сигнальная система, имеющая дело со словом. Умение «действовать» словом приобретается в процессе живого общения, при котором слова становятся необходимым средством воздействия на партнеров [9].

Овладевая языком в раннем детстве, мы многое перестаем в нем замечать: многие его выразительные стороны как бы стираются для нас, некоторые приобретают особое значение. Не придаем особой значимости самой «материи» языка: звуковому составу,

грамматической форме слова, а также тонким оттенкам его значений. Это становится важным, так как наш язык -средство речевой коммуникации, сообщающий нечто, называющий предметы и явления, - превратился в язык художественный. Чтобы, сохраняя все свои обычные качества, приобрел еще и новую эмоциональную выразительность.

В ходе диссертационного

исследования было доказано, что занятия художественным словом развивают внимание, наблюдательность, умение сосредоточиться - все эти качества необходимы не только художнику, артисту, писателю, но и обыкновенному человеку в его жизни. Высокий уровень проявления этих качеств, включение их в методическую копилку- показатели профессиональной компетентности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

педагога.

Развитие речевой культуры предполагает освоение не только содержательной стороны языка, но и образной и эмоциональной сторон родного языка. Выразительность выступает как качественная

характеристика речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека. Владение детьми

разнообразными средствами речевой коммуникации - непременное условие своевременного интеллектуального,

речевого, литературного и

художественного развития.

Понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные средства (интонационная, лексическая, и синтаксическая выразительность) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства речевой коммуникации. Выразительность речи формируется в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной

выразительности у малышей к интонационной речевой выразительности у детей средней группы и к языковой выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.

Чтобы процесс был эффективным, для развития выразительной речи

необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды не только в разговоре, но и публично, не стесняясь слушателей, огромную помощь в этом могут оказать занятия по развитию речевой культуры.

Обобщая вышесказанное, хочется отметить, что в контексте личностноориентированного обучения основными психолого-педагогическими условиями, которые могли бы обеспечить развитие коммуникативной активности младших школьников в процессе развития речевой культуры являются;

- учет возрастных,

психофизиологических особенностей при организации процесса развития речевой культуры младших школьников;

- интерактивный подход в организации обучения младших школьников речевой культуре;

- opганизация paзвития peчевой

культуры млядших шгольников ^и использовании cooтветствующих

пoлoжений педагогики, рaзвитие у детей умений саморефлексии;

- психoлoгическая и педaгoгическая готовность педагога к opганизации развития peчевой культуры и создания мотивации у дeтeй к пpoизвольной кoммуникативной aктивнocти при учете индивидной, субъектной и личностной подструктуры личности младших школьников.

Психолого-педагогические науки

• ••

63

Примечания

1. Асмолов А. Г. Дополнительное образование детей как зона ближайшего развития образования России: от традиционной педагогики - к педагогике развития // Современные технологии социально-педагогического проектирования в дополнительном образовании: материалы к семинару. СПб., 1997. С. 8-9. 2. Бехтерев B. М. Избранные работы по социальной психологии. М.

: Наука, 1994. 398 с. 3. Выготский Л. С. Booбражение и творчество в детском возрасте. М. :

1991. 4. BbiroTC^ Л. С. Детская психология. 4-2: Вопросы детской психологии. Собр. Соч. В 6-ти томах. М. : Педагогика, 1984. Т 4. 5. BbiroTC^ Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / гл. ред. A.B. Запорожец. М.: Педагогика, 1983. Т. 3: Проблемы развития психики / под ред. А. М. Матюшина, 1983. 367 с. 6. Гасанова Д. И. Игра в развитии познавательной сферы. Махачкала : АЛЕФ, 2012. 72 с. 7. Гойхман О. Я., Надеина Т. М. Речевая коммуникация: Учебник. 2-е изд., перераб. И доп.

М. : ИНФРА-М, 2007. 272 с. 8. Рубцов В. В., Ривина И.В. Уровни системности в формировании учебно-познавательной деятельности // Вопросы психологии. 1995. № 2. С. 47-53. 9. Скворцов Л. И. Основы культуры речи: Хрестоматия. М., 1984. 324 с. 10. Цукерман Г. А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться. М., 1992. 11. Цукерман Г. А. Может ли младший школьник стать субъектом учебной деятельности. // Вестник. Ассоциации «Развивающее обучение». 1997. № 2. С. 48-65.

Notes

1. Asmolov A. G. Supplement education for children ав а zone of the nearest devetopment of edu-са^оп in Ruввia: from traditional pedagogy to the pedagogy of development. //Modem technologieв for вocial-pedagogical projedng at the supplement education: m^tedls of the sem^r. SPb.,

1997. P. 8-9. 2. Bekhterev B.M. Selened workв in воаа! pвychology. M. : Иаика, 1994. 398 p. 3. Vygotвky L.S. Imagination and сгоа^^ of dildren. M. : 1991. 4. Vygotвky L. S. The dild pвycho-togy. 4-2: Issues of dild pвychology. СоП. Workв in 6 volumeв. M. : Pedagogy, 1984. V. 4. 5. Vygotsky L. S. Workв: in 6 volumeв / dief editor A.V. Zaporozhetв. M: Pedagogika, 1983. VdI. 3: Problemв of devetopment of the mentality, Ed. by A. M. Matyuвhin, 1983. 367 p. 6. Gaвanova D.I. Game in the development of the ODgnitive sphere. Makhachkala: ALEPH, 2012. 72 p. 7. Goikhman O. Ya, Nadeina T. M. Speed communication: Textbook. 2-e Ed., Rev. And suppl. M. : INFRA-M, 2007. 272 p. 8. Rubtвov V.V., Rivn I.V. Levels of conвiвtency in the formation of the educational-cognitive activity // Problems of pвydology. 1995. № 2. P. 47-53. 9. Skvortвov L. I. Fundamentalв of the ^lfore of speed: а reader. M., 1984. 324 p. 10. Zuckerman G.A. Joint educational activity aв а baвiв of development of the ability to ^ат. M., 1992. 11. Zuckerman, A. Whether the younger вdooldild can become the subjen of the training activitieв. // The Bulletin of the Devetoping Education Aввociation. 1997. № 2. P. 48-65.

Primechanija

1. As^ro^ A. G. Dopolnitel'noe obrazovanie detej как zona blizhajвhego razvitija obrazovanija Roввii: ot tradicionnoj pedagogiki - к pedagogike razvitija // CDvremennye tehnologii вocial'no-ped-agogideвkogo proektirovanija v dopolnitel'nom obrazovanii: materialy к sem^m. SPb., 1997. S. 8-

9. 2. Behterev B. M. Izbrannye rodity po вocial'noj pвihologii. M. : Nauka, 1994. 398 s. 3. Vygotвkij L. S. Boobrazhenie i tvordeвtvo v detвkom vozraвte. M. : 1991. 4. Bygotвkij L. S. Detвkaja pвiholo-gija. 4-2: Voproвy detвkoj pвihologii. S!br. Sod. V 6-ti tomah. M. : Pedagogika, 1984. T 4. 5. Byg!t-skij L. S. Sobranie вodinenij: v 6 t. / gl. red. A.B. Zaporozhec. M.: Pedagogika, 1983. T. 3: Problemy razvitija psihiki / p!d red. A. M. Matjuвhina, 1983. 367 s. 6. Gaвanova D. I. Igro v razvitii poznavatel'noj sfery. Mahadkala : ALEF, 2012. 72 s. 7. Gojhman O. Ja., Nadeina T. M. Redevaja kommunikacija: Udebnik. 2-e izd., pererab. I dop. M. : INFRA-M, 2007. 272 s. 8. Rubrav V. V., Rivina

I.V. Urovni вiвtemnoвti v formirovanii udebno-poznavatel'noj dejatel'noвti // Boproвy pвihologii. 1995. № 2. S. 47-53. 9. Ckvorcov L. I. Osn!vy kul'tury redi: Xreвtomatija. M., 1984. 324 s. 10. Cukerman G. A. Covmeвtnaja udebnaja dejatel'noвt' kak ocnova formirovanija umenija udit'вja. M.,

1992. 11. Cukerm^n G. A. Mozhet li m^dsl'iiy вhkol'nik вtat' cub'ektom udebnoj dejatel'noвti. // Be-stnik. Accociacii «Pazvivayuвhhee obudenie». 1997. №2. S. 48-65.

Статья поступила в редакцию 20.11.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.