Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии.
2016. - Т. 25, № 3. - С. 178-182.
УДК 574
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТ НА САМАРСКОЙ ЛУКЕ ДЛЯ ПОЗНАНИЯ ПРИРОДЫ РОДНОГО КРАЯ
© 2016 Т.В Паюсова, В.П. Моров
Институт экологии Волжского бассейна РАН, г. Тольятти (Россия)
Поступила 12.05.2016
Подведен опыт работы Института экологии Волжского бассейна РАН в области экологического просвещения. Предложены основные направления научно-исследовательских тем для школьников, посвященных изучению природы Самарской Луки.
Ключевые слова: Институт экологи Волжского бассейна РАН, экологическое просвещение, тематика научно-исследовательских работ для школьников.
Pausova T.W., Morov B.P. The main directions of work on the Samara Luka to the knowledge of the native nature - Summed up the experience of the Institute of ecology of Volga basin of RAS in the field of environmental education. The main directions of research topics devoted to the study of the nature of the Samara bend. Key words: Institute of ecologists of the Volga basin Russian Academy of Sciences, environmental education, the topics of scientific research works for students.
Глобальный характер экологических проблем свидетельствует о необходимости формирования экологической культуры населения как основы нового образа жизни. Культурный человек, с экологической точки зрения, не только должен знать законы природы, но и иметь определенную позицию по отношению к различным стратегиям природопользования, а также потребность в их реализации. От уровня экологической культуры каждого человека зависит будущее экологического состояния нашего города, области и страны (Розенберг и др., 2014).
Формирование экологической культуры рассматривается как сложный, многоаспектный, длительный процесс утверждения в образе мышления, чувств и поведении жителей всех возрастов социально-нравственных ценностей, норм и требований, правил, привычек, осуществление которых обеспечит устойчивое качество окружающей среды, экологическую безопасность и рациональное использование природных ресурсов (Розенберг и др., 2011, 2012; Зибарев и др., 2012).
Первым и самым важным шагом в этом направлении является работа с детьми и молодежью. В Институте экологии Волжского бассейна РАН (Розенберг, Саксо-нов, 2007; Саксонов, Киселева, 2007; Саксонов, Розенберг, 2007; Федоров и др., 2007; Васильев, Саксонов, 2014) и некоторых общеобразовательных учреждениях г.о. Тольятти накоплен большой опыт работы с детьми по формированию экологической культуры подрастающего поколения. Школьники вместе с педагогами принимают участие в семинарах, конференциях, акциях, конкурсах и т.п. экологической тематики. В школьных музеях гимназии № 35, 76, 40 есть экспозиции, которые рассказывают о природе родной земли, созданы кружки и объединения по изу-
Паюсова Татьяна Владимировна, хранитель Экологического музея; Моров Владимир Павлович, внештатный сотрудник Экологического музея, [email protected]
чению природы Самарской области. Ученики, занимающиеся в таких объединениях, имеют опыт работы в природе, хорошо владеют материалом и выступают в роли экскурсоводов и консультантов среди своих сверстников (Ошкина и др., 2005; Саксонов и др., 2011). Ребята этих учебных заведений - частые гости нашего учреждения.
Экологический музей Волжского бассейна является структурной единицей Института экологии Волжского бассейна РАН. Одной из задач, которая прописана в уставе музея, является содействие учебному процессу и организация просветительской и учебно-методической работы среди учащихся школ, лицеев, гимназий, работников музеев города и области, а также с представителями туристических агентств, среди широких масс населения путем проведения групповых экскурсий, лекториев, индивидуальных консультаций. Экспонаты Музея знакомят посетителей с особенностями природы Среднего Поволжья, историей развития экологической науки и современного состояния экологии Волжского бассейна. Для молодежи регулярно проводятся различные конкурсы (экологических плакатов, творческих работ), викторины, организуются выставки. Сотрудники ИЭВБ РАН регулярно проводят курсы повышения квалификации с учителями биологии и географии читают лекции, проводят семинары, оказывают консультации. (Раков и др., 2012).
Так, в 2014 г. был организован и проведен семинар «Природа г.о. Тольятти и его окрестностей», на котором обсуждались вопросы по изучению объектов городской среды. Сотрудниками ИЭВБ РАН были даны рекомендации для проведения экскурсий и знакомству с дендрофлорой г.о. Тольятти, а также участники познакомились с дендрарием ИЭВБ РАН (Саксонов и др., 2008) и проектируемым Памятником природы «Песчаная степь» в Портпосёлке Комсомольского района г.о. Тольятти (Ерин и др., 2010).
В 2015 г., который явился годом 100-летия Русского ботанического общества, в Центральной библиотеке им. В.Н. Татищева и библиотеке Автограда были организованы и проведены выставки редких книг и документов «Я слышу голоса трав...». На презентацию выставки приглашались педагоги и школьники, студенты и преподаватели. Вместе с сотрудниками библиотек мы говорили о возможностях наших учреждений в оказании помощи для изучения, сохранения, воспитания любви родного края. В этом же году для обучающихся был организован и проведен конкурс рисунков «Есть такая профессия ботаник.». На презентации выставки участники конкурса получили дипломы и сертификаты. Материалы подготовленных выставок используются для проведения классных часов и других мероприятий экологической направленности в школах г.о. Тольятти и Ставропольского района.
Наряду с развитием экологической культуры важной задачей сегодняшнего дня является воспитание любви к своей малой родине. Самарская область, жителями которой мы являемся, включает в себя уникальные природные объекты, и среди них Жигулевская возвышенность, или Самарская Лука - удивительное место во всех отношениях. Здесь изысканиями нескольких поколений естествоиспытателей, историков и краеведов, вскрыты пласты знаний, которые заставляют нас считать эту территорию природно-культурным феноменом.
Каждое новое поколение естествоиспытателей вносит свой неоценимый вклад в познание этого уникального природного объекта. Во второй половине XX в. Самарская Лука вошла в список особо охраняемых природных территорий (ООПТ), с возможностью использования этого объекта для рекреационных целей (Чистова, Саксонов, 2004; Абакумов и др., 2013, 2013).
На сегодняшний день возникла необходимость включить этот объект в список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО (Сенатор, Саксонов, 2010). Инициатором создания этого проекта выступает ИЭВБ РАН совместно с Самарским отделением Русского географического общества (СоРГО) и Тольяттинским отделением Русского ботанического общества (ТоРБО). Многолетнее изучение Самарской Луки географами, ботаниками, этнографами и краеведами отражается в научных и литературных источниках. Изучение современного состояния природы этого объекта необходимое условие для сохранения и его рекреационного использования. В преддверии 2017 года, который в России будет объявлен годом экологии, ИЭВБ РАН выступает с инициативой объявить наступивший 2016 год годом Самарской Луки.
В данной работе предлагаются основные направления исследований, которые могут быть проведены педагогами совместно со школьниками и студентами образовательных учреждений г.о. Тольятти и Самарской области.
Определяя содержание работ, хотелось бы обратить внимание на то, что познание природы родного края - это не только созерцание отдельных красивых объектов, которые можно увидеть во время проведения экскурсий по Самарской Луке. Познание - это вид деятельности человека, в ходе которого он получает знание об окружающем мире. Познание включает в себя ощущение, восприятие, представление об объекте, а также понятие, суждение и умозаключение об увиденном. Связующим звеном, дающим полное представление об объекте, является практика. Практика соединяет объект и действие, которое производится в соответствии с мыслью. Это критерий истины (http://схемо.рф/shemy/filosofija/dovzhenko-l-p-remarchuk-v-n-filosofija-kurs-osnov-filosofi-v-shematicheskom-izlozheni-uchebnoe-posobie-m-yuridicheskii-institut-mita-2004-g/74.html) Познание природы родного края - это важный этап развития экологической культуры, воспитания патриотизма и любви к своей Родине молодого поколения Самарской области.
Основными направлениями работ для познания природы Самарской Луки с обучающимися могут быть следующие.
1. События, связанные с изучением Самарской Луки (составление хроники событий, связанных с Самарской Лукой, работа в архивах Жигулёвска, Тольятти, Самары, изучение литературных источников).
2. Геологическая история Самарской Луки (изучение горных пород и палеонтологических остатков, встречающихся на Самарской Луке, свидетелей жизни разных геологических эпох).
3. Археологическое прошлое, история заселения Самарской Луки (организация экспедиций по изучению истории населенных пунктов Самарской Луки, встречи с местными жителями, сбор интересной информации из прошлого);
4. Оценка современного состояния памятников Природы на Самарской Луке (сохранность, практическое участие в сохранении - проведение экологических десантов и т.п.).
5. Сельскохозяйственная деятельность, в том числе создание дачных кооперативов (прошлое и настоящее сельскохозяйственной деятельности, когда появились первые сельхозугодья, дачные массивы, каковы последствия воздействия на природные ландшафты Самарской Луки).
6. История добычи нефти, известняков и других полезных ископаемых (воздействие на природные комплексы Самарской Луки, современное состояние нефтескважин, карьеров).
Любое из этих направлений может стать отправной точкой в познании природы родной земли. Для познания природы Самарской Луки мы предлагаем список литературы, авторами которой являются ученые-исследователи Института экологии Волжского бассейна. С этими изданиями можно познакомиться в библиотеке Музея ИЭВБ РАН, а также на сайте Тольяттинского отделения Русского ботанического общества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абакумов А.В., Бакиев А.Г., Васюков В.М. и др. Могутова гора: взаимоотношения человека и природы. Тольятти: Кассандра, 2012. 108 с. - Абакумов А.В., Бакиев А.Г., Васюков В.М. и др. Могутова гора и ее окрестности. Подорожник. Тольятти: Кассандра, 2013. 134 с.
Васильев А.В., Саксонов С.В. Дни экологического просвящения в Среднем Поволжье // Изв. Самар. НЦ РАН. 2014. Т. 16, № 5. С. 1837-1839.
Ерин В.А., Павлинова Н.И., Розенберг Г.С., Саксонов С.В., Сенатор С.А. Проект системы особо охраняемых природных территорий городского округа Тольятти // Проблемы экологии городского округа Тольятти и пути их решения: Сб. тр. науч.-практ. конф. Самара, 2010. С. 87-93.
Зибарев А.Г., Розенберг Г.С., Саксонов С.В. и др. Институт экологии Волжского бассейна РАН и город Тольятти. Экологические инновации для устойчивого развития города. Аналитический доклад. Тольятти, 2012. 88 с.
Ошкина Е.Н., Паюсова Т.В., Саксонов С.В. Опыт работы МОУ школа № 45 по сохранению лесов города Тольятти и его окрестностей // Лес и человек: перспективы сотрудничества. Сб. материалов межрегион. науч.-практ. конф. М., 2005. С. 76-80.
Раков Н.С., Саксонов С.В., Сенатор С.А. О работе Ботанического кабинета Толь-яттинского отделения Русского ботанического общества // Самарский край в истории России. Вып. 4. Материалы межрегион. науч. конф. Самара, 2012. С. 248-249. - Розенберг Г.С., Гелашвили Д.Б., Евланов И.А. и др. Устойчивое развитие Волжского бассейна: мифы - утопии - реальность... Тольятти: Кассандра, 2012. 226 с. - Розенберг Г.С., Гелашвили Д.Б., Хасаев Г.Р. и др. Экологическое образование и образованность - два «кита» устойчивого развития. 2-е изд. Самара; Тольятти; Н. Новгород; Саратов, 2014. 292 с. - Розенберг Г.С., Костина Н.В., Шитиков В.К. и др. Волжский бассейн. Устойчивое развитие: опыт, проблемы, перспективы. М., 2011. 104 с. - Розенберг Г.С., Саксонов С.В. Опыт Института экологии Волжского бассейна РАН по формированию экологического мировоззрения // Тр. Всерос. науч.-практ. конф. «Экологическое образование в целях устойчивого развития - 2». Самара, 2007. С. 95-97.
Саксонов С.В., Киселева М.А. Реализация концепции устойчивого развития в плане сохранения природного разнообразия самарской области // Тр. Всерос. науч.-практ. конф. «Экологическое образование в целях устойчивого развития - 2». Самара, 2007. С. 99-103. - Саксонов С.В., Розенберг Г.С. Популяризация экологических знаний в трудах Института экологии Волжского бассейна РАН // Тр. Всерос. науч.-практ. конф. «Экологическое образование в целях устойчивого развития - 2». Самара, 2007. С. 103-107. - Саксонов С.В., Сенатор С.А., Раков Н.С., Иванова А.В., Васюков В.М. Флора дендропарка Института экологии Волжского бассейна РАН и его окрестностей // Фиторазнообразие Восточной Европы. 2008. № 6. С. 186-221. - Саксонов С.В., Ужамецкая Е.А., Сенатор С.А. Социально-педагогическое партнерство в Тольятти: взгляд эколога // Содружество. Сотворчество. Сб. материалов научн.-практ. конф. М.; Тольятти, 2011. С. 63-73. - Сенатор С.А., Саксонов С.В. Средне-Волжский биосферный резерват: раритеный флористический комплекс. Тольятти: Кассандра, 2010. 251 с.
Федоров А.А., Розенберг Г.С., Саксонов С.В., Васильев А.В. Экологическая наука при решении проблем устойчивого развития Самарской области // ELPIT 2007. Сб. тр. I Междунар. экологич. конгресса (III Междунар. науч.-техн. конф.) «Экология и безопас-
ность жизнедеятельности промышленно-транспортных комплексов». Тольятти: ТГУ, 2007. Т. 1. С. 96-101.
Чистова В.В., Саксонов С.В. Жемчужина России Самарская Лука. Тольятти: ФГУ национальный парк «Самарская Лука», 2004. 192 с.