Научная статья на тему 'Основные направления противодействия сепаратизму в РФ'

Основные направления противодействия сепаратизму в РФ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1234
295
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бочарников Игорь Валентинович

Стержневой проблемой обеспечения национальной безопасности, в том числе в вопросах противодействия сепаратизму, является укрепление государственности. Наведение порядка в государственном управлении, ставшее приоритетом деятельности второго Президента России, безусловно, способствовало стабилизации внутриполитической ситуации в стране, в том числе в вопросах преодоления мультицентризма власти и проявлений сепаратизма. В этом плане очевидна роль В. В. Путина как главы государства, сумевшего посредством реализации своих властных полномочий предотвратить углубление системного кризиса российской государственности, в том числе на почве дезинтеграционных процессов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Бочарников Игорь Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления противодействия сепаратизму в РФ»

Игорь БОЧАРНИКОВ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ СЕПАРАТИЗМУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Стержневой проблемой обеспечения национальной безопасности, в том числе в вопросах противодействия сепаратизму, является укрепление государственности. Наведение порядка в государственном управлении, ставшее приоритетом деятельности второго Президента России, безусловно, способствовало стабилизации внутриполитической ситуации в стране, в том числе в вопросах преодоления мультицентризма власти и проявлений сепаратизма. В этом плане очевидна роль В. В. Путина как главы государства, сумевшего посредством реализации своих властных полномочий предотвратить углубление системного кризиса российской государственности, в том числе на почве дезинтеграционных процессов.

В то же время очевидно, что, сыграв исключительно важную роль на этапе проведения контртеррористической операции и ликвидации регионального сепаратизма, сложившаяся модель отечественной государственно-управленческой системы в условиях стабильного развития играет скорее негативную, чем позитивную роль.

Главная проблема заключается в том, что в стремлении навести порядок в государственном управлении и восстановить эффективность управленческой иерархии произошел очередной перекос.

После вакуума и мультицентризма власти 90-х гг. фактически вся российская государственно-управленческая система представляет собой абсолютно монолитную властную вертикаль. Независимость и самостоятельность отдельных важнейших ее систем — законодательной власти, региональных властных структур в настоящее время носит в значительной мере символический характер.

В этом уязвимость современной системы государственного управления. Более того, такая система в меньшей степени способна противостоять эволюционирующим угрозам со стороны сепаратистских тенденций.

В этой связи полагаем крайне важным сосредоточиться на практической реализации положений концепции правового государства, в основе которых лежит реальное, а не декларативное разделение властей, их независимость и самостоятельность в осуществлении полномочий, в том числе в сфере обеспечения национальной безопасности государства.

Другим важнейшим направлением противодействия сепаратизму в Российской Федерации в современных условиях является совершенствование государственного устройства России, ее федеративных основ.

Россия представляет собой уникальную, не имеющую аналога в истории федерацию. Она одновременно иерархична и асимметрична, построена на смеси национально-государственного и территориально-административного, договорного и конституци-БОЧАРНИКОВ онного принципов, часть субъектов Федерации входит в состав

Игорь Валентинович других субъектов Федерации. Это, с одной стороны, необоснован- к. полит. н, но ставит в неравное положение субъекты Федерации, а с другой

профессор Академии — объективно генерирует напряженность как на межрегиональном

военных наук уровне, так и во взаимоотношениях центра с регионами. В резуль-

тате формируются условия для дезинтеграции единого политического пространства.

Причиной этого является, как выше было отмечено, несовершенство самого федеративного устройства.

К особенностям российского федерализма, определяющим его уязвимость, помимо указанных выше, следует также отнести:

• высокий уровень персонификации федеративных отношений — хотя все субъекты Федерации формально равны, их статус по-прежнему определяется в значительной мере реальным статусом лидера региона;

• аномальную несбалансированность ресурсов и полномочий региональных органов власти;

• сильное влияние в федеративных отношениях интересов крупных финансово-промышленных корпораций.

По-прежнему нерешенными остаются экономические проблемы регионов, отсутствует общегосударственная идеология. Преобладавший в 90-е гг. сепаратизм республик все более замещается ростом дезинтеграционных процессов в целом ряде краев и областей России.

Продолжает оставаться нерешенной важнейшая проблема федерализма — нахождение баланса между необходимостью обеспечить общие для всей страны стандарты качества жизни и предоставлением регионам разумной самостоятельности и инициативы.

Таким образом, вполне очевидно, что состояние национальной безопасности России и ее территориальная целостность органично связаны с оптимизацией федеративного устройства страны и, прежде всего, разрешением противоречия, обусловленного асимметричной формой федерализации.

Перспективным направлением развития российского федерализма в этом отношении является переход от национально-государственного, национально-территориального и административно-государственного к универсальному территориальному принципу устройства государства.

Это, в свою очередь, обусловливает необходимость деэтнизации российской государственности. Этнически ориентированная национальная политика государства по определению является дискри-

минационной, поскольку нельзя сделать «приоритетными» все этносы: выделять один из них неизбежно придется за счет ущемления других. Крайне опасным и, безусловно, подрывающим основы государственности является также и искусственное наделение того или иного этноса элементами государственности, особенно там, где в этом нет никакой необходимости. На практике это закономерно ведет к ослаблению всей системы государственной власти.

Перспективной в этом плане представляется идея «выведения этноса из политики» путем разнесения полномочий с уровня субъектов Федерации одновременно на более высокий и более низкий уровни.

Важнейшим направлением обеспечения внутриполитической стабильности в стране является постепенное выравнивание социально-экономического статуса субъектов Российской Федерации. Ни одна федерация, как свидетельствует мировой опыт, долго не существовала, если ее правовые нормы и институты не соответствовали экономическим реалиям. В этой связи вполне оправданным, на наш взгляд, является начавшийся процесс укрупнения субъектов Федерации. Данные процессы, на наш взгляд, в значительной мере способствуют преодолению как особости во взаимоотношениях федерального центра с субъектами Федерации, так и выравниванию их социально-экономического положения.

Строительство качественно новой системы федеративных отношений потребует научной проработки ряда других сложных проблем.

Немаловажное значение в этом плане имеет противодействие процессам межэтнической и межконфессиональной конфликтности, чрезвычайно обострившимся в последние годы и в ряде случаев принявшим характер экстремистской деятельности.

Особую обеспокоенность вызывает наметившаяся в ряде регионов России тенденция создания нелегальной организованной сети экстремистских религиозных объединений. Наиболее характерна данная тенденция для Южного федерального округа, где фактически сформированы опорные группы исламистских организаций, специализирующиеся на распространении экстремист-

ской деятельности на территорию других регионов России.

Помимо этого мусульманское население Северо-Кавказского региона на протяжении последних десятилетий подвергается интенсивному внешнему религиозному воздействию. Это стало возможным и в силу того, что часть представителей исламского духовенства получила и продолжает получать образование в зарубежных исламских образовательных центрах (Турция, Саудовская Аравия и др.), многие из которых находятся под патронажем спецслужб указанных государств и международных террористических центров, что, безусловно, формирует потенциальную радикальную этнорелигиозную среду.

В ряде республик Северо-Кавказского региона функционируют параллельные официальным исламские структуры. При этом они пользуются значительным влиянием на мусульманское население региона. Об этом свидетельствует тот факт, что именно последователи нетрадиционного ислама составляют основу бандформирований и террористического подполья в Северо-Кавказском регионе. Радикальные исламистские организации, несмотря на то что их деятельность на территории Российской Федерации запрещена, объединенные в так называемые «джамааты», продолжают диверсионно-террористическую деятельность на Северном Кавказе и пытаются легализоваться в других регионах страны. Причина в том, что процессы межкон-фессиональной и межэтнической толерантности были отданы на откуп тем силам, в основу деятельности которых сознательно заложена враждебная российской государственности идеология.

Феномен устойчивости экстремизма в указанных субъектах Федерации объясняется также и тем, что в этих республиках выросло целое поколение, ориентированное на насилие как средство достижения различного рода целей, оказавшееся под влиянием целого ряда экстремистских организаций и движений, в том числе этноконфессионального характера. Все это формирует среду, в которой развивается национальный эгоизм, стремление к обособлению на почве неприятия тех или иных этнорелигиозных групп населения и, соответственно, сепаратизм.

Главным изъяном функционирующей в Российской Федерации системы противодействия сепаратизму на почве этноконфессионального экстремизма является разрозненность ее субъектов. Фактически органы государственной власти, общественные организации и СМИ (как выразители общественного мнения) в данной сфере действуют разрозненно и от случая к случаю. Как правило, это происходит после резонансных событий. Жизнь же требует консолидации усилий государства и общества, а также средств массовой информации, формирования общенациональной системы противодействия данному явлению. В этом контексте крайне важно завершить работу над новой редакцией Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, где также должны найти отражение вопросы противодействия экстремизму и сепаратизму в любых их проявлениях.

Совершенствование законодательства является основой государственной политики по противодействию экстремизму. Вместе с тем, данное законодательство не будет работать, если оно не будет подкреплено эффективной реализацией его на практике. Речь в данном случае идет о комплексе мер, прежде всего, политического и административного характера, направленных на предупреждение и пресечение экстремистской деятельности.

В части предупреждения проявлений экстремизма на этноконфессиональной основе мы полагали бы целесообразным усилить контроль со стороны органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных органов власти за развитием процессов в местах компактного расселения представителей национальных диаспор дальнего и ближнего зарубежья.

Помимо этого целесообразно дальнейшее повышение и ужесточение ответственности не только за экстремистскую деятельность, но и за непринятие мер по ее профилактике и пресечению. Политические процессы, связанные с экстремизмом, формируются на протяжении длительных периодов и, как правило, на виду у органов местного самоуправления и государственной власти субъектов Федерации. Недооценка развития подобных процессов, а тем более

их игнорирование, заканчиваются, как правило, событиями, аналогичными кон-допогским.

Серьезной проработки требуют также проблемы разграничения компетенции ветвей власти по вертикали и горизонтали в сфере предупреждения и пресечения экстремизма. В этой связи следует отметить, что созданное в 2004 г. Министерство регионального развития Российской Федерации наделено лишь полномочиями по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной национальной политики и межнациональных отношений. Однако ему не предоставлено право по координации и контролю деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в этой области. Функция ограничена мониторингом и разработкой соответствующих целевых программ, что, конечно же, недостаточно для противодействия проявлениям межэтнической и межконфессиональной конфликтности.

С учетом значимости данной проблемы мы полагали бы целесообразным координирующими функциями по профилактике, предупреждению и пресечению экстремизма наделить Совет Безопасности Российской Федерации, поскольку это именно та структура, которая в соответствии с отечественным законодательством уполномочена координировать деятельность системы обеспечения безопасности Российской Федерации по разработке стратегии в области внутренней, внешней и военной политики.

Перспективным решением данной проблемы могло бы быть и создание отдельного федерального ведомства, ответственного за реализацию национальной политики в Российской Федерации. В данном случае представляется необходимым изучить опыт функционирования в Российской Федерации Министерства по делам национальностей (расформированного в 2001 г.), с тем чтобы, взяв лучшее из опыта его работы, не повторить ошибки данного ведомства.

Важнейшим аспектом в противодействии экстремизму является целенаправленная информационная политика и непосредственно вопросы взаимодействия органов государственной власти и средств массовой информации в обеспечении профилактики проявлений поли-

тического, национального и религиозного экстремизма и борьбы с ними.

Как показывает анализ, вопросы предотвращения и пресечения появления материалов экстремистской направленности в СМИ и сети Интернет, проработаны недостаточно.

Сформировавшаяся в настоящее время индустрия СМИ, несмотря на сложившееся мнение о том, что она находится под жестким контролем государства, тем не менее достаточно свободно пропагандирует культ насилия и жестокости, что в конечном итоге негативно сказывается на морально-психологическом состоянии населения, в первую очередь молодежи.

Примером тому является сетка вещания государственных телевизионных каналов, перенасыщенная криминальными сюжетами и «оболванивающими» ток-шоу. Их опасность заключается в том, что ежедневный негатив с экранов приучает людей смириться с мыслью о неизбежности насилия. При этом отмечается провокационная позиция некоторых СМИ, рассматривающих темы межэтнических и межконфессиональных противоречий как средство привлечения и удержания внимания аудитории. Понимая, что эти темы напрямую затрагивают интересы граждан, что их обсуждение вызывает немедленную и острую реакцию, такие СМИ сознательно акцентируют внимание общественности прежде всего на конфликтах, создавая иллюзию, что межэтническое взаимодействие в современной России может носить только конфликтный характер. Даже там, где кризисные ситуации возникают на бытовых, криминальных, коррупционных и других основаниях, представители таких СМИ намеренно придают их описанию межэтнический характер.

В то же время познавательные программы о народах России, их культуре, быте и традициях фактически не представлены, даже на телеканале «Культура».

Результатом этого является формирование в российском обществе устойчивых стереотипов восприятия определенных этнических или религиозных групп (например, кавказцев или мусульман) как враждебных по отношению к России или русским. Это накладывается на отсутствие систематической работы по воспитанию детей и молодежи в духе нравс-

твенности и толерантности, взаимного уважения различных народов, культур, религий, общероссийского гражданского единства. В результате молодое поколение россиян попадает под деструктивное влияние агрессивной националистической, экстремистской пропаганды.

Все это не способствует формированию толерантности и единению народов России в решении важнейших вопросов социально-экономического развития страны и свидетельствует о том, что ни органы власти, ни общество фактически не влияют на информационную политику СМИ.

Наиболее негативный фактор, не способствующий целенаправленной государственной политике по профилактике экстремизма, заключается в том, что большинство российских СМИ и публикуемые в них материалы — апатриотичны. Именно стараниями СМИ термин «патриотизм» превратился в явление, которого нужно стыдиться.

Всем этим достаточно успешно пользуются лидеры различных националистических организаций и движений, размывая и подменяя понятие «патриотизм» узконациональными аспектами.

Наиболее уязвимым сегментом информационной политики является противодействие распространению материалов экстремистской направленности через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, в которой активно действуют сотни интернет-сайтов, содержащих материалы, пропагандирующие неравноправие граждан по националь-

ному, расовому и религиозному признаку, провоцирующие разжигание межнациональной или межконфессиональной вражды.

С учетом того что Интернет в России активно развивается и уже в настоящее время число его пользователей превысило 25 млн человек, в перспективе данный сегмент информационного пространства будет оказывать существенное влияние на развитие ситуации в стране, в том числе в плане возможной эскалации экстремизма.

В этой связи мы полагали бы необходимым реализовать комплекс мер по привлечению внимания ведущих провайдеров Рунета (российского сегмента сети Интернет), а также руководителей ведущих СМИ к проблемам противодействия экстремизму. Проведение аналогичных мероприятий целесообразно и непосредственно в регионах Российской Федерации, где развиваются и функционируют местные (региональные) сети.

Требует своего решения и подготовка соответствующих специалистов в области высоких технологий, а также журналистики, с тем чтобы их профессиональные качества дополнялись ответственной гражданской позицией.

Перечисленные меры при условии их системного и комплексного применения будут способствовать эффективной государственной политике по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации, в том числе в плане профилактики, предупреждения и пресечения сепаратизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.