Айрапетян Э. С.
7.2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Айрапетян Эдуард Станиславович, аспирант НОО ВПО (НП) «Кисловодский гуманитарно-технический институт»
rector@kgti.ru
Аннотация: В дaннoй стaтьe рaссмaтривaeтся такое слoжнoe и чрeзвычaйнo вaжнoe явлeниe ^к тррупция. Дaeтся хaрaктeристикa сoстoяния тррупции в регионе на примере Ставропольского края, и рaссмaтривaются прaвoвыe acne^bi ee рeгулирoвaния.
Ключевые слова: Коррупция, антикоррупционные меры, правовое регулирование коррупции, Ставропольский край.
MAIN AREAS OF COMBATING CORRUPTION IN PUBLIC AUTHORITIES OF THE STAVROPOL TERRITORY
Hayrapetyan Edward S., a graduate student DOE HPE (TM) «Kislovodsk Humanities and Technology»
rector@kgti.ru
Annotation: This article discusses how such a difficult and very important phenomenon as corruption. Is a characteristic of the state of corruption in the region on the example of the Stavropol territory, and is considered legal aspects of ee regulation.
Keywords: Corruption, anti-corruption measures, regulation, corruption, Stavropol region.
В настоящее время проблеме коррупции уделяется повышенное внимание в планах по дальнейшему
реформированию системы государственного управления в Российской Федерации. Разработка и принятие нормативной правовой базы, регламентирующей вопросы противодействия коррупции и формирования условий для ее функционирования, - задачи, находящиеся под непосредственным контролем Президента Российской Федерации.
Коррупция, являясь неизбежным следствием избыточного администрирования хозяйственной деятельности со стороны государства, серьезно затрудняет нормальное функционирование всех
общественных институтов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, порождает недоверие в обществе к государственным институтам, создает негативный имидж любого государства на международной арене. Поэтому коррупция правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации.
Коррупция является самым разрушительным
препятствием для экономического, социального и политического развития страны. Иногда говорят, что коррупция в небольших масштабах полезна для
сокращения волокиты, что она является частью культуры данной страны. Возможно, что коррупция более, чем какая-либо другая форма межчеловеческого и политического взаимодействия, связана с местной
ситуацией, культурой и традициями. Однако теперь в обществе появилось более глубокое осознание опасностей коррупции, и терпимость по отношению к ней уменьшилась.
Однако в России коррупция в силу своего характера и масштабов - это не просто какое-то отдельное, локальное явление в области политики и государственного управления. Это система отношений, которая пронизывает все структуры нашего государства и общества.
Никогда ранее в истории России коррупция не принимала такого масштаба. Ситуация складывается очень тревожная. Коррупция достигла уже таких масштабов, что несет угрозу коренным национальным интересам страны. Именно коррупция создает условия для проявлений терроризма, который является сегодня наиболее острой угрозой для безопасности граждан и страны в целом. Коррупция, дискредитируя право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества, разрушает правовые и демократические институты государства и общества. Особенно негативно она сказывается на судебной и правоохранительной системах.
Разрушительно воздействие коррупции и на экономическую сферу. Нарушаются механизмы конкуренции, создаются препятствия свободе предпринимательской деятельности, ущемляются права собственности, неэффективно используются бюджетные средства, необоснованно повышаются цены. Все это приводит к расширению теневой экономики, сдерживает приток в Россию прямых иностранных инвестиций на фоне высокого уровня вывоза капитала из страны. Таким образом, коррупция препятствует формированию в России конкурентоспособной экономики, снижению бедности, росту благосостояния россиян, становлению сильного гражданского общества.
Коррупция стимулирует несправедливое
перераспределение средств в пользу отдельных корпоративных и социальных групп за счет наиболее уязвимых социальных слоев. Неимущая часть общества, наименее защищенные граждане, почти не имеют возможности противостоять вымогательству и иным коррупционным злоупотреблениям. Коррупция приводит к масштабному вытеснению граждан из сферы бесплатных обязательных государственных услуг, прежде всего в области образования и медицины, что приводит к массовым нарушениям конституционных прав граждан.
Коррупция самым непосредственным образом содействует криминализации общества. Сращиваясь с коррумпированными группами чиновников и предпринимателей, все больше усиливается
организованная преступность, которая не только расширяет возможности «отмывания денег», но и получает доступ к политической власти.
Все это подрывает доверие граждан к государственной власти, разрушает легитимность государственных институтов, препятствует проведению необходимых
России преобразований, повышает социальную
напряженность, усиливает угрозу терроризма, способствует падению престижа страны в мировом сообществе.
Примечательно, что социологические опросы фиксируют понимание гражданами России той угрозы, которую несет коррупция национальным интересам
России. Так, на прямой вопрос социологов
Бизнес в законе
4’2013
Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) «Что препятствует выходу России из кризиса и ее экономическому процветанию?» большинство россиян (55%) на первое место ставят бюрократическое засилье, коррумпированность нынешней политической и экономической элиты страны [3].
Ставропольский край входит в число наиболее экономически развитых регионов Северо-Кавказского федерального округа, имеет высокие показатели по инвестиционной привлекательности. Необходимым условием успешного стратегического развития Ставропольского края является создание такой системы государственного управления, при которой коррупция не будет оказывать сколько-нибудь существенного воздействия на социальноэкономическую обстановку в регионе.
В крае сформирована система антикоррупционных мер, позволившая выделить сферы хозяйственной деятельности, пораженные повышенным уровнем коррупции, и принять меры по его сокращению. В частности, такие меры дали положительные результаты при реорганизации сельскохозяйственных предприятий, в ходе проведения земельной реформы, организации исполнения государственного заказа и при реализации арестованного имущества в ходе исполнительного производства.
В 2010 году в Ставропольском крае зарегистрировано 445 преступлений коррупционной направленности, в том числе 130 фактов взяточничества. Следственными органами возбуждено свыше 420 уголовных дел. Судами края за совершение коррупционных преступлений осуждено к различным видам наказания 184 лица. Уголовному преследованию подвергались должностные лица практически всех сфер деятельности. Имеются, конечно, и проблемы, связанные с качеством работы оперативных и следственных органов, поддержанием прокурорами государственного обвинения в судах. В 2009 году судами края к реальному лишению свободы приговорено немногим более 10 процентов подсудимых, осужденных за коррупционные преступления, а в 2010 году - более 20 процентов. Кроме того, в прошедшем году почти 40 процентам осужденных назначено дополнительное наказание в виде лишения права занимать должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет. То есть гражданин в течение установленного судом срока не вправе претендовать на замещение должности государственного или муниципального служащего. Это немаловажный фактор в борьбе с коррупцией [3].
Сотрудники правоохранительных органов к «неприкасаемым» не относятся. За период 2009-2011 годов осуждено 66 сотрудников правоохранительных органов (милиции, наркоконтроля, уголовноисполнительной системы) [3].
За первый квартал 2013 года возбуждено 183 уголовных дела о преступлениях коррупционной направленности, что на 53% больше, чем в аналогичном периоде 2012 года [4].
В общем количестве возбужденных уголовных дел преобладают дела о служебном подлоге (49 дел), получении взятки (44), мошенничестве (36), даче взятки (18). Новым в следственной практике и перспективным в вопросах противодействия коррупции является выявление преступлений, предусмотренных ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации), а также ст. 204 УК РФ
(коммерческий подкуп). В первом квартале 2013 года возбуждено 21 таких дел [4].
Наибольшее количество уголовных дел о преступлениях анализируемой категории возбуждено в Ставропольском (50), Пятигорском (27), Предгорном (20), Буденновском (12) межрайонных следственных отделах, а также в следственных отделах по Промышленному району города Ставрополь (14) и по городу Ессентуки (по 12) [4].
По результатам предварительного следствия в первом квартале 2013 года в суды направлено 28 уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности, что на 55% превышает показатель аналогичного периода 2012 года. По направленным в суд делам преобладают преступления о даче и получении взяток [4].
Одним из актуальных вопросов в сфере противодействия коррупции является практика возмещения причиненного такими преступлениями материального вреда. С положительной стороны необходимо отметить, что в первом квартале текущего года эффективность такой работы составила 100 %. По направленным в суд уголовным делам причинен материальный ущерб на общую сумму 586 тысяч рублей, который в полном объеме возмещен в ходе следствия [4].
Противодействие преступлениям перечисленных категорий, содержащим коррупциогенные факторы, остается одним из приоритетных направлений в деятельности следственных органов Следственного комитета Российской Федерации по Ставропольскому краю, в связи с чем регулярно принимается комплекс мер, направленных на повышение эффективности работы на данном направлении.
Действия отдельных государственных гражданских служащих Ставропольского края и муниципальных служащих муниципальной службы в Ставропольском крае подрывают авторитет органов исполнительной власти Ставропольского края и органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края у населения Ставропольского края, препятствуют развитию предпринимательства, негативно влияют на социально-экономическое развитие Ставропольского края. Все это требует принятия в Ставропольском крае скоординированных мер по устранению причин, порождающих коррупцию.
В настоящее время в Ставропольском крае активно формируется законодательная и организационная база для системного воздействия на причины и условия коррупции: принят Закон «О противодействии коррупции в Ставропольском крае»; разработан и принят целый пакет документов, регламентирующих порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов; утверждена краевая целевая программа противодействия коррупции, прогнозируемый объем финансирования которой до 2014 года составит более 215 млн. рублей [1].
Основными целями данной программы являются: внедрение в практику деятельности органов исполнительной власти Ставропольского края профилактических мер, направленных на недопущение создания условий, порождающих коррупцию; обеспечение регламентации деятельности органов исполнительной власти Ставропольского края, обеспечение ее открытости и прозрачности, повышение эффективности общественного контроля за исполнением государственных функций
(предоставлением государственных услуг); вовлечение
Айрапетян Э. С.
институтов гражданского общества в реализацию антикоррупционных мероприятий.
Основными принципами антикоррупционной политики в рамках данной программы являются:
- признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
- законность;
- публичность и открытость деятельности органов исполнительной власти Ставропольского края и органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края;
- неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
- комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер, направленных на противодействие коррупции;
- приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;
- сотрудничество государства по вопросу противодействия коррупции с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами [2].
В рамках реализации данной программы органами исполнительной власти края разработано свыше 90 административных регламентов оказания
государственных услуг. В настоящее время на территории края функционирует шесть многофункциональных центров, на базе которых предоставляется около 80 государственных и муниципальных услуг. И эта работа продолжается [3].
Под руководством прокуратуры края создана и активно функционирует межведомственная рабочая группа в сфере противодействия коррупции, в которую наряду с правоохранительными органами входят сотрудники контрольно-надзорных органов. Цель деятельности группы - межведомственный обмен информацией о фактах коррупционных правонарушений и проведение совместных целевых проверок в этой сфере. Кроме того, прокуратура края руководствуется Национальным планом противодействия коррупции и Национальной стратегией противодействия коррупции, утвержденными Президентом России. И здесь можно выделить три основных направления.
Во-первых, это проведение прокурорами проверок соблюдения требований законодательства о государственной и муниципальной службе, о противодействии коррупции. Мы выявляем многочисленные факты представления
государственными и муниципальными служащими работодателю недостоверных сведений о своих доходах и членов семьи, назначения на должности граждан, не отвечающих квалификационным требованиям, непринятия мер по урегулированию конфликта интересов, несоблюдения служащими установленных запретов и ограничений. Только в 2010 году по результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования за эти нарушения к дисциплинарной ответственности привлечено свыше 380 должностных лиц.
Второе направление - проведение антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов.
И третье - работа по выявлению, пресечению и расследованию преступлений коррупционной направленности.
Таким образом, предупреждение коррупции должно иметь приоритет перед иными мерами борьбы с этим явлением. В качестве реальной цели противодействия коррупции необходимо рассматривать снижение ее распространения до уровня, не препятствующего прогрессивному развитию общества. Кроме того, эффективное противодействие коррупции, учитывая масштабность проблемы, должно предполагать внедрение системы правовых, экономических, политических и информационных мер, которые будет реализовываться в органах исполнительной власти Ставропольского края.
Список литературы:
1. Постановление Правительства Ставропольского края от
16.02.2011 N 42-п, от 20.04.2011 N 147-п.
2. Краевая целевая программа «Противодействие коррупции в сфере деятельности органов исполнительной власти Ставропольского края на 2010-2014 годы».
3. Портал органов государственной власти Ставропольского края: http://www.stavregion.ru/stat/ [электронный ресурс]
4. Пресс-релиз Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ставропольскому краю от
17.04.2013 года.
5. Айрапетьян Э.С. Борьба с коррупцией в органах власти и основные направления ее предупреждения в современных условиях/ Э.С. Айрапетьян// Черные дыры в российском законодательстве, 2012. - №5. - С.83-86.
Reference list:
1. Resolution of Ше Govemment of Stavropol territory from
16.02.2011 N 42-p, from 20.04.2011 N 147-p.
2. Regional target ргодгат «сотЬа^пд соггир^оп in Ше sphere of асМу of Ехес^К/е power bodies of Ше Stavropol territory for 2010-2014».
3. Ро|1а1 public аиШоп^ of Ше Stavropol territory: http://www.stavregion.ru/stat/ [е1ес^опю resource]
4. Press-release of Ше 1т^йда^е Department of Ше 1т^йда^е СоттМее of Ше Russian Federation for Stavropol Krai from
17.04.2013 уеаг
5. Ayrapetyan E.S. Во^а with korruptsiey in о^апаЬ! vtasti and osnovnye napravleniya ее preduprezhdeniya in sovremennyh usloviyah / ES Ayrapetyan / / В|аск holes in Ше Russian legislation, 2012. - № 5. - P.83-86.
РЕЦЕНЗИЯ
Статья Айрапетяна Эдуарда Станиславовича посвящена исследованию и правовому регулированию такого сложного и чрезвычайно важного явления как коррупция. В статье дается оценка современного состояния коррупции в органах государственной власти Ставропольского края и рассматриваются основные направления его правового регулирования.
Актуальность статьи не вызывает сомнения, поскольку в настоящее время проблема коррупции является чрезвычайно важной и актуальной в политической, экономической, социальной жизни, как России, так и зарубежом. Коррупция существует практически во всех сферах жизни общества и проявляется в самых разнообразных формах и видах.
Разрушительно воздействие коррупции и на экономическую сферу. Нарушаются механизмы конкуренции, создаются препятствия свободе предпринимательской деятельности, ущемляются права собственности, неэффективно используются бюджетные средства, необоснованно повышаются цены. Все это приводит к расширению теневой экономики, сдерживает приток в Россию прямых иностранных инвестиций на фоне высокого уровня вывоза капитала из страны. Таким образом, коррупция препятствует формированию в России конкурентоспособной экономики, снижению бедности, росту благосостояния россиян, становлению сильного гражданского общества.
Научная статья Айрапетяна Эдуарда Станиславовича «Основные направления противодействия коррупции в органах государственной власти Ставропольского края» соответствует всем требования, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.
Заведующий кафедрой уголовноправовых дисциплин НОО ВПО (НП)
КГТИ, к.ю.н., доцент С.И. Джамбулатов