УДК 343.9
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
В.И. Шиян,
канд. юрид. наук, доцент, ведущий научный сотрудник, ФГКУ «ВНИИ МВД России» E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье представлена характеристика основных направлений предупреждения преступности несовершеннолетних, обусловленная основными тенденциями их преступных деяний и особенностями личности несовершеннолетнего преступника.
ключевые слова: криминология, преступность несовершеннолетних, особенности личности, предупреждение.
Abstract. The article presents the characteristics of the main directions of prevention of juvenile crime caused by the main tendencies of their criminal acts and caused by personality features of the juvenile offender.
Keywords: criminology, juvenile crime, personality features, prevention.
Предупреждение преступности стало сегодня одним из самых приоритетных направлений в деятельности государственных структур и общественных институтов в области борьбы с преступностью. Сейчас ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что в современных условиях без возведения надежных барьеров преступности поступательное развитие нашего общества оказывается под сомнением. Криминологические исследования показывают, что 7 из 10 преступлений могут быть предотвращены при действенной их профилактике.
В настоящее время предупреждение преступных деяний, совершаемых несовершеннолетними, является важнейшей проблемой современной России.
Преступность несовершеннолетних всегда вызывала повышенное внимание со стороны государства и общества. Это вполне обоснованно, поскольку именно несовершеннолетние правонарушители являются резервом армии преступников. По материалам исследователей, свыше
половины (53,0%) профессиональных преступников первое преступление совершили в возрасте 14-16 лет, 39,9% - в возрасте 17-18 лет [1, с. 21]. Таким образом, лица, совершившие преступления в несовершеннолетнем возрасте, в дальнейшем, как правило, не прекращают свою преступную деятельность.
Предупреждение преступлений, совершаемых несовершеннолетними, как разновидность социальной деятельности, может быть достаточно эффективным и давать необходимый результат лишь в том случае, если оно базируется на прочном научном фундаменте.
Одним из главных этапов предупредительной работы является разработка и осуществление направлений предупредительной деятельности на основе анализа состояния, структуры и динамики преступности несовершеннолетних, особенностей их личности и причин преступного поведения. В связи с этим можно выделить следующие направления деятельности по предупреждению преступности несовершеннолетних:
1. Направления, обусловленные различием в видах преступной деятельности (деятельность по предупреждению краж, грабежей, разбоев и других наиболее часто совершаемых несовершеннолетними преступлений).
2. Направления, обусловленные особенностями личности несовершеннолетних преступников:
а) предупреждение преступлений со стороны лиц, склонных к совершению правонарушений и совершающих аморальные деяния (раннее предупреждение);
б) предупреждение преступлений, состоящих на учете в органах внутренних дел за совершение правонарушений (непосредственное предупреждение);
в) предупреждение рецидива преступлений;
г) предупреждение преступлений со стороны лиц с психическими отклонениями.
3. Направления, обусловленные уровнями профилактической деятельности (общесоциальным и специальным).
В рамках данной статьи остановим свое внимание на характеристике отдельных аспектов.
Представляется, что из перечисленных направлений основным и наиболее эффективным является раннее предупреждение.
Под ранним предупреждением преступлений понимается предупреждение их на таких стадиях, где: а) у человека происходит формиро-
вание стереотипов при выборе варианта поведения, причем некоторые из таких вариантов могут оказаться противоправными; б) нарушения закона носят непреступный характер.
Субъектам предупредительной деятельности следует знать, что несовершеннолетний возраст является одним из самых бурных и сложных. Для несовершеннолетних свойственно не только интенсивное физическое развитие, но и большие психологические сдвиги. Для них характерен ряд кризисных состояний, глубокие качественные изменения в деятельности личности, в восприятии ею жизненных явлений.
Несовершеннолетний возраст издавна именуют взрывоопасным, ранимым, трудным, жестокосердным, кризисным, переходным. В этом возрасте физическое и духовное развитие несовершеннолетнего еще не завершено. Это отражается на характере его действий и поступков. В подростковом возрасте интенсивно происходит социальное развитие: формируются мировоззрение, нравственные убеждения, принципы и идеалы, система оценочных суждений. Неблагополучное окружение несовершеннолетнего способствует прививанию искаженных ценностей, формированию низкой самооценки личности, облегчает процесс вовлечения несовершеннолетнего в антиобщественные действия. Несовершеннолетний возраст отличается существенными, качественно своеобразными процессами развития, которые определяют последний, завершающий этап формирования личности. В этом возрасте особенно ярко встает проблема осознания себя и своего будущего.
К возрастным особенностям психологии несовершеннолетнего относятся: противоречивость, полярность чувств и побуждений, импульсивность, сочетание сенситивности и черствости, жестокости и холодности, чрезмерно завышенной самооценки и неуверенности в себе, отказа от общепринятых норм поведения и подчинение себя случайным «кумирам», максимализма в оценках и неспособности к борьбе мотивов, к принятию аргументированных решений, упрямства и противодействия советам с внушаемостью, склонностью к индуцированию. Возрастающий интерес к общим гуманитарным проблемам, вопросам жизни и смерти, своему социальному статусу в этом периоде парадоксально сочетаются с недостаточно развитой способностью к объективной оценке конкретных поступков, к самоконтролю поведения. Особенно явно отмеченные черты выступают при их сочетании с устойчивым негативным отношением к общественной морали, установкам родителей, стилю семейных отношений [2, с. 115-116].
Стремление проявить свою самостоятельность, реализовать себя является часто одной из причин, толкающих этих лиц на совершение асоциальных поступков. Ввиду того, что активность лиц указанной категории достаточно высокая, несовершеннолетних легче в некоторых случаях склонить и к совершению преступления. Кроме того, их интеллектуальные и физические возможности представляют собой большой криминогенный резерв.
Криминогенное значение могут иметь и физиологические особенности несовершеннолетнего возраста - внешность, физическая конституция, половое созревание (пубертат). Причем пубертат оказывает разное влияние на формирование личности несовершеннолетних. Психолого-психиатрические исследования показывают, что лицам мужского пола в этот период свойственны уверенность в себе и меньшая ранимость. Лица женского пола в этом случае имеют гораздо больше проблем - депрессии, внутренние психологические конфликты и напряжения [3; с. 48]. Возможно эти характеристики, присущие несовершеннолетним женского пола, являются одним из объяснений чрезмерной жестокости при совершении насильственных преступлений.
В конфликтах с собой и окружением складывается самосознание несовершеннолетних - главный результат этого периода. Несовершеннолетние чувствуют себя взрослыми, и это порождает стремление к самоутверждению, решительной демонстрации собственного взросления. Прежде всего это означает свободу от опеки и ограничений, накладываемых родителями, учителями, другими взрослыми. Нередко подобное отношение переносится и на сами нормы, традиции и правила общества, которые рассматриваются несовершеннолетним уже не как нечто незыблемое, а как требующее практической проверки и доказательств для того, чтобы быть окончательно и индивидуально усвоенным. Отсюда готовность к рискованному поведению, к поиску новых, своих собственных путей в жизни, проявлению индивидуальности, всему тому, что является главным содержанием возраста несовершеннолетнего.
Исследование особенностей личности несовершеннолетних преступников показало, что они отличаются от законопослушных граждан более высоким уровнем импульсивности, то есть склонностью действовать по первому побуждению и агрессивностью, что сочетается у них с высокой чувствительностью и ранимостью в межличностных взаимоотношениях. Из-за этого такие лица чаще применяют насилие в различных конфликтах. Они хуже усвоили требования правовых и нравствен-
ных норм, больше отчуждены от общества и его ценностей, от малых социальных групп (семьи, трудовых коллективов и т.д.), и у них плохая социальная приспособляемость. Поэтому для таких лиц характерны сложности при попытках адаптироваться в тех же малых группах.
Тревожным является тот факт, что значительное количество несовершеннолетних совершают преступление повторно. В этом случае речь идет о криминологическом рецидиве. Согласно официальным данным ГИАЦ МВД России их удельный вес в общем числе несовершеннолетних, совершивших преступления, в среднем за последние восемь лет составляет 16%. Причем до 2010 г. их количество неуклонно росло (19,1%). Эта негативная тенденция наблюдалась на фоне общего снижения преступности, наметившегося с 2007 г. Приведенные обстоятельства и обусловили выделение отдельного направления в предупреждении преступности несовершеннолетних.
Существенное значение для предупреждения преступлений, совершаемых несовершеннолетними, имеет изучение состояния их здоровья, которое накладывает отпечаток на психику, влияет на настроение и поведение человека.
Вызывает опасение тот факт, что определенная часть несовершеннолетних, совершивших преступления, имеет отклонения в психике от нормы, не исключающие вменяемости, и в силу ст. 22 УК РФ подлежит уголовной ответственности.
Было установлено, что из числа несовершеннолетних с психическими аномалиями преступления совершают, как правило, те, которые страдают олигофренией (врожденным умственным недоразвитием) в степени легкой либо умеренной дебильности (около 60%), или те, которые являются психопатами либо имеют иные психопатические расстройства без признаков слабоумия (около 40%). Другие аномалии встречаются очень редко (1,5-2%). Из них наиболее регулярна эпилепсия.
Согласно расчетным данным ежегодно на диспансерном учете олигофренов в возрасте от 14 до 18 лет находится примерно в 15-19 раз больше, чем психопатов, а коэффициент пораженности преступным поведением у несовершеннолетних психопатов примерно в 7-10 раз выше, чем у олигофренов, и в 40-50 раз выше, чем у эпилептиков. Что касается преступности психически здоровых несовершеннолетних, не имеющих никаких аномалий, то она примерно в 1,7-2 раза ниже, чем у олигофренов, в 15-16 раз ниже, чем у психопатов.
Олигофрены и психопаты наиболее представлены в числе несовершеннолетних с психическими аномалиями преступников. При этом указанные психические аномалии существенным образом отличаются не только их клиникой, но и характером преступного посягательства.
Олигофрены в основном совершают преступления ненасильственного характера, психопаты же склонны к совершению насильственных преступлений. У олигофренов ежегодно примерно 65-70% преступлений приходится на кражу и грабеж, не соединенный с насилием, в то время как у психопатов на эти преступления приходится чуть более 40%, а на преступления, требующие агрессивных, решительных действий, - более 50%. Психопаты чаще олигофренов совершают сексуальные преступления, убийства, разбойные нападения, занимаются му-желожеством, хулиганством. Однако и олигофрены совершают те же преступления, хотя и реже. Поэтому необходимо, подробнейшим образом изучая личность каждого, устанавливать те зависимости, которые ведут к образованию соответствующей структуры.
Учитывая изложенное, определение основных направлений предупреждения преступности несовершеннолетних, базирующихся прежде всего на основе анализа состояния, структуры и динамики преступности несовершеннолетних, особенностей их личности и причин преступного поведения имеет большое практическое значение. В первую очередь для выработки эффективных мер противодействия исследуемому виду преступности, а также для раскрытия и расследования преступлений, совершаемых несовершеннолетними.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агрессия и психическое здоровье / Под ред. Т.Б. Дмитриевой и Б.В. Шостаковича. - СПб., 2002.
2. Дмитриева Т.Б., Иммерман К.Л., Качаева М.А., Ромасенко Л.В. Криминальная агрессия женщин с психическими расстройствами. -М., 2003.
3. Тайбаков А.А. Профессиональный преступник // Социологические исследования. 2007. № 8.