Научная статья на тему 'Основные направления повышения политической активности населения'

Основные направления повышения политической активности населения Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
898
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ФОРМЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ / ФАКТОРЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ / МОБИЛИЗАЦИОННОЕ УЧАСТИЕ / POLITICAL SOCIOLOGY / POLITICAL ACTIVITY / FORMS OF POLITICAL ACTIVITY / FACTORS OF POLITICAL BEHAVIOR / MOBILIZATIONAL PARTICIPATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Алексеенок Анна Алексеевна, Каира Юрий Владимирович

Представлен социологический анализ политической активности населения на региональном уровне. На теоретическом уровне рассмотрены наиболее популярные формы политической активности населения, выделены группы факторов политического поведения и участия. На эмпирическом уровне представлены результаты измерения политической активности населения Орловской области в 2011, 2014, 2016 гг. Сформулированы рекомендации по повышению политической активности населения, при этом особое внимание уделено мобилизационному участию и его современным моделям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Алексеенок Анна Алексеевна, Каира Юрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN DIRECTIONS OF INCREASE THE POLITICAL ACTIVITY

The sociological analysis of political activity of the population at the regional level is presented in this article. At the theoretical level the most popular forms of political activity of the population are considered, groups offactors of political behavior and participation are allocated. At the empirical level results of measurement ofpolitical activity of the population of the Oryol region in 2011, 2014, 2016 are presented. Recommendations about increase in political activity of the population are formulated, at the same time special attention is paid to mobilizational participation and its modern models.

Текст научной работы на тему «Основные направления повышения политической активности населения»

УДК 316.442. 316.443

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

А.А. Алексеёнок, Ю.В. Каира

Представлен социологический анализ политической активности населения на региональном уровне. На теоретическом уровне рассмотрены наиболее популярные формы политической активности населения, выделены группы факторов политического поведения и участия. На эмпирическом уровне представлены результаты измерения политической активности населения Орловской области в 2011, 2014, 2016 гг. Сформулированы рекомендации по повышению политической активности населения, при этом особое внимание уделено мобилизационному участию и его современным моделям.

Ключевые слова: политическая социология, политическая активность, формы политической активности, факторы политического поведения, мобилизационное участие.

Проблемы формирования, развития и стимулирования активности населения, выявления факторов влияния на социальную активность личности рассматривались представителями научного сообщества на всех этапах существования и развития государства. Однако в различные периоды развития общества представления об активности личности значительно различались. В исследованиях разных периодов предпринимались попытки осуществления анализа содержания самого понятия социальной активности, а также выявления мотивов, направляющих и стимулирующих активность индивида в его деятельности [1].

На современном этапе развития гражданского общества в нашей стране население имеет достаточно широкий круг возможностей для реализации потенциала политической активности и общественного участия. Происходящие в последние десятилетия социально-политические трансформации утвердили «право на жизнь» различным социальным институтам гражданского общества -разноплановым общественным организациям и объединениям, партиям в рамках практически любых (за исключением экстремистских) идеологических платформ, органам местного самоуправления, церкви и т.п.

Таким образом, граждане получили возможность для самореализации в различных сферах общественной жизни, для активной вертикальной и горизонтальной социальной мобильности. Но востребованность населением имеющихся возможностей очень низка, что находит подтверждение в результатах многочисленных социологических исследований. В противоречии между имеющимися возможностями для самовыражения, самореализации и их низкой востребованностью проявляется одна из проблем современного российского общества. В данной связи назревают вопросы о том, возможно ли разрешение данного противоречия, формируется ли среди населения позитивное отношение к возможностям, которые предоставляет им развивающиеся гражданское общество, станет ли общественное участие важной составляющей жизни населения [2].

В современной отечественной социологии превалирует определение общественно-политической активности, сформулированное Д.В. Ольшанским. Ученый определяет ее как «.. .деятельность отдельных индивидов или социальных групп населения, которая связана с формулированием и выражением собственных интересов и потребностей, направленную на изменение существующего политического или социально-экономического порядка и реформирование соответствующих политических институтов» [3]. Из данного определения можно сделать вывод о том, что социально-политическая активность является особым видом деятельности, состоящим из совокупности отдельных компонентов, составляющих содержание этого феномена.

Наиболее популярными формами политической активности у населения выступают следующие:

- предвыборная и избирательная активность, которая вызвана стремлением населения оказать влияние на результаты выборов (голосование на выборах, сбор голосов в поддержку отдельных кандидатов, участие в избирательных комиссиях и т.п.);

- организованная активность, которая проявляется в участии в общественных движениях, в различных политических организациях, целью которых является влияние на процесс принятия политических решений;

- протестная активность конвенционального и неконвенционального характера, которая выражает политические недовольства населения деятельностью правительства или какими-то определенными политическими решениями [4].

Одной из дискуссионных проблем, рассматриваемых в рамках исследуемой проблематики, является проблема факторов, которые оказывают влияние на общественно-политическую активность населения.

Выделяют три группы факторов политического поведения и участия:

1) факторы внешней среды: состояние и функционирование политической системы, тип политического режима, характер и форма государственного управления, уровень развития гражданского общества, политическая культура населения, идеология, различные политические события;

2) внутриличностные факторы: потребности, мотивация, внутренние установки, ценностные ориентации;

3) личностные особенности: пол, возраст, материальное и социально-профессиональное положение, социальный статус.

Динамика политической активности населения Орловской области в выборах различного уровня представлена в таблице [5].

Частота участия населения в выборах различного уровня власти в 2011,

2014, 2016 гг., %

Частота участия в голосовании на выборах Всегда Иногда Никогда

1) Президента 2011 2014 2016 2011 2014 2016 2011 2014 2016

74,4 78,1 78,7 18,7 16,5 16,2 6,9 5,4 5,1

2) Депутатов Государственной Думы 54,9 51,7 52,1 30,9 29,4 30,1 14,2 18,9 17,8

Окончание табл.

3) Мэра / Главы района 57,2 56,6 56,7 28,4 28,2 27,9 14,4 15,2 15,4

4) Депутатов Областного Совета народных депутатов 46,5 44,6 44,7 32,8 32,1 31,9 20,8 23,4 23,4

5) Депутатов городского / сельского совета народных депутатов 48,1 43,9 44,1 30,2 31,3 29,1 21,7 24,8 26,8

В таблице показано, что частота политического участия в динамике практически не меняется. Чаще всего население принимает участие в выборах Президента (около 80 %). Лишь 5 % населения заявили о том, что никогда не участвуют в выборах главы государства. Активность участия населения в выборах депутатов Государственной Думы и мэра/главы района значительно ниже. Тем не менее, в выборах данного уровня участвует более половины населения - 52,1 % и 56,7 % соответственно. Что касается выборов депутатов областного Совета народных депутатов, депутатов городского / сельского Совета народных депутатов, то в них принимают участие менее половины населения -44,7 % и 44,1 % соответственно. В то время как четвертая часть населения никогда не участвует в выборах данного уровня - 23,4 % и 26,8 % соответственно.

Достаточно низкий уровень политической активности населения региона, который не изменяется в динамике, обусловил необходимость исследования основных направлений и путей повышения политической активности населения.

Мероприятия по повышению политической активности населения необходимо поводить в трех направлениях.

Во-первых, сохранять, развивать и повышать уровень активности населения, которое поддерживает действующие органы власти и политику которую они проводят.

Во-вторых, привлекать в их ряды политически пассивную часть граждан.

В-третьих, противостоять существующей деструктивной оппозиции и одновременно нейтрализовать действий ее рядовых членов, донесением до них подлинных целей осуществляемой государственной политики.

Перечисленные направления повышения политической активности населения на этом не ограничиваются. Имеется ряд других путей, средств, методов формирования высокой позитивной политической активности народа. Перед тем как стать субъектом политических отношений, индивид проходит политическую социализацию, усваивает систему существующих политических отношений. В результате личность обретает политическое содержание, определяет свое место и роль в политической жизни общества.

В настоящее время в России имеется большая проблема повышения политической активности населения в поддержку органов действующей власти. Данная проблема должна решаться как по линии совершенствования механизма отношений власти и граждан, так и посредствам воспитания у населения чувства патриотизма и законопослушности.

55

Одним из направлений повышения политической активности населения выступает такая форма как мобилизационное участие.

В зависимости от побудительных мотивов, ценностных установок и иных факторов принято выделять автономное и мобилизационное участие.

Автономное участие понимается как самостоятельное, рациональное, свободное политическое поведение индивидов. Оно в большей мере характерно для западного типа общества.

Мобилизационное участие распространено в обществе с административно-командной системой управления. Оно не требует сложной системы мотивации и является, главным образом, откликом на различного рода призывы, указания, решения властей.

Как правило, мобилизационное участие — следствие прямого, жесткого государственного давления в рамках тоталитарных систем, поскольку они не намерены мириться с проявлением политической апатии граждан.

На характер мобилизационного участия существенное влияние оказывают доминирующие в обществе формы политической власти. Власть выступает в различных формах в зависимости от силы и масштабности ее осуществления. Это может быть «экстенсивная» и «интенсивная» власть, а также «авторитарная» и «диффузная».

Экстенсивная власть означает способность организовывать большие группы людей, проживающих на обширных территориях, с целью обеспечить минимально стабильную ситуацию. Данной форме власти соответствует низкий, эпизодический уровень мобилизационного участия [6].

Интенсивная власть — это способность обеспечить плотную организацию какой-либо группы людей и добиться от них высокого уровня мобилизованности и вовлеченности.

Авторитарная власть предполагает отдачу определенных команд одними и осознанное подчинение других этим командам.

Диффузная власть носит спонтанный, бессознательный, децентрализованный характер при слабой политической включенности граждан.

Из-за исторических особенностей развития в России доминирующим было мобилизационное, централизованное воздействие на поведение людей. Это выражалось в различных мерах контроля, внеэкономическом принуждении к труду, в опеке, попечительстве со стороны государства, организации починов, массовой поддержке инициатив и т. д.

Надо сказать, что мобилизационная модель участия позволяла России выходить из трудных ситуаций и порой результативно решать сложные проблемы как в масштабах страны, так и на локальном уровне. Существует мобилизационное участие, определяемое установками политических элит с целью упрочения их положения. Это как раз тот случай, когда налицо всеобщее участие в голосовании, всеохватывающая активность, но без какого-либо заметно-

го влияния на власть. Подобного рода активность имела место в бывшем СССР, когда на безальтернативных выборах в голосовании принимало участие не менее 49 % избирателей.

Однако подобного рода мобилизационное участие не может оцениваться однозначно. Дело в том, что субъективно люди ощущали свою причастность к решению государственных дел. Так, политический, трудовой энтузиазм 30-х годов в СССР нельзя назвать безрезультатным явлением, по крайней мере для значительной части самих граждан. На волне коллективного психологического подъема происходило политическое самовыражение личности, а также решались конкретные социально-экономические и хозяйственные проблемы. Конечно, следует иметь в виду, что грань между энтузиазмом и эксплуатацией того чувства властями весьма тонкая. Вполне очевидно также, что мобилизационное участие, навязываемое извне, не может быть всегда эффективным. Оно оправдано лишь при особых, чрезвычайных обстоятельствах, когда вопрос стоит о выживании общества.

Помимо принудительной модели мобилизационного участия и массового энтузиазма следует выделить «демократический тип мобилизационного участия», который достигается не императивными, а более мягкими методами воздействия на граждан, предоставлением возможности свободного выбора вариантов поведения. Данный тип мобилизационного участия находится, как правило, в сбалансированном сочетании с автономным участием.

В современном российском обществе ни один из указанных типов участия не проявляется с последовательной определенностью. Для него в большей мере характерен трансформационный, переходный тип мобилизационного участия. Дело в том, что переход от жесткого мобилизационного типа развития общества к инновационному происходит постепенно, по мере структурных изменений в сфере экономики, политики, психологии и сознания людей.

Стремление быстрыми темпами осуществить модернизацию в разных сферах жизни противоречит объективному ходу общественного развития. Мировая практика показывает, что результативными оказывались постепенные, эволюционные темпы проведения реформирования, приватизации.

В настоящее время важным представляется использование сохраняющегося пока в обществе мобилизационного ресурса, составляющими которого являются политическое, эмоционально-волевое, нравственное состояние людей, их готовность к активным действиям.

Целесообразно выделить следующие модели мобилизационного участия:

- стихийное мобилизационное участие, которое происходит на иррациональном уровне, под воздействием неблагоприятной ситуации;

- принудительное мобилизационное участие в условиях авторитарного режима;

- демократическое мобилизационное участие, поддерживаемое властными структурами в целях подъема активности граждан в ходе избирательных компаний, референдумов и т. д.;

- трансформационный, промежуточный тип мобилизационного участия, характерный для современного российского общества.

Продуктивное участие может быть достигнуто в результате максимального учета властями потенциальных возможностей и интересов индивидов.

Политика должна основываться во многом на здравом смысле, не отрываться от повседневности. Как правило, отвлеченные политические прожекты к успеху не приводят. Таким образом, даже рационально выстроенные политические конструкции, не поддержанные гражданами, обречены на неуспех.

Активизация мобилизационного ресурса находится в прямой зависимости от нравственной составляющей, которая порой играет большую роль, чем прямое воздействие властей на граждан.

Таким образом, политическое участие населения представляет собой достаточно динамичный, подвижный, но в принципе управляемый процесс. Чтобы наиболее эффективно повышать политическое участие населения, его уровень необходимо постоянно отслеживать по целому ряду параметров. Представление о нем можно получить в результате:

- исследования количественных показателей вовлеченности населения в определенные виды политической активности;

- выявления различных форм политического участия населения (организованных и неорганизованных, типичных и нетипичных, легитимных и нелегитимных, санкционированных и несанкционированных);

- исследования степени компетентности и заинтересованности населения при обсуждении политических вопросов, различных политических проектов и принятых решений;

- определения степени реакции представителей органов государственной власти на общественное мнение населения, их пожелания и предложения[7];

- изучения ценностных ориентаций и мотивации представителей различных социальных групп населения, которые являются включенными в политические процессы;

- проведения мониторинга уровня социально-политической напряженности населения и их готовн6ости к участию в акциях массового протеста против действия властей [4].

Выводы

Таким образом, повышение политической активности населения в нашей стране необходимо осуществлять по следующим направлениям:

1. Необходимо принимать комплекс мер по повышению материального благосостояния жизни населения, так как материальное положение оказывает непосредственное влияние на его политическую активность, снижает степень

поддержки действующей власти и проводимой ею государственной политики, способствует повышению уровня недовольства и появлению протестных настроений.

2. Создавать твердые гарантии равенства всего населения перед лицом законом. Осознание населением равенства своего положения, независимо от их социального статуса, повышает чувство собственного достоинства граждан, укрепляет социальную ответственность, способствует повышению политической активности и поддержке действующей власти.

3. Привлекать рядовое население к обсуждению, выработке и принятию управленческих решений по различным направлениям общественной и государственной жизни. Данное направление необходимо внедрять в первую очередь на муниципальном уровне, так как на федеральном это осуществить достаточно сложно. Не представляется возможным частое проведение референдумов, опросов всего населения страны, для выяснения мнения населения по какому-то конкретному вопросу или какой либо проблеме.

4. Улучшать имидж представителей органов власти. Конкретные действия представителей органов власти, уровень их профессионализма, высокие личностные качества, скромность в быту, проявление чуткости и внимания повышают уровень доверия со стороны населения, способствуют поддержке их деятельности.

Список литературы

1. Батанина И.А., Лаврикова А.А., Шумилова О.Е. Политическая компетентность россиян как фактор политического участия // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. № 1 (31). С. 50-56.

2. Батанина И.А., Лаврикова А.А. Институционализация самоорганизации граждан: теоретико-методологические аспекты исследования // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2014. Вып. 3. С. 116-124.

3. Ольшанский В.Д. Основы политической психологии. М.: Деловая книга, 2001. 356 с.

4. Каира Ю.В. Социальная напряженность и протестная активность населения региона // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. Т. 12. № 2. С. 20-28.

5. Алексеёнок А.А. Политические установки, политическая активность и политические предпочтения представителей российского среднего класса // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2016. Вып. 3. С. 72-79.

6. Мамонов М. В. Электоральный выбор и политическая активность: взаимосвязи и противоречия [Электронный ресурс] // Мониторинг. 2012. №5 (111). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/elektoralnyy-vybor-i-politicheskaya-aktivnost-vzaimosvyazi-i-protivorechiya (дата обращения: 15.01.2017).

59

7. Клюев А.В. Политическое участие: состояние и тенденции развития в условиях современного российского общества. Управленческое консультирование. 2005. № 2 (18). С. 69-77.

Алексеенок Анна Алексеевна,д-р социол. наук, проф., alexaconst@rambler.ru, Россия, Орел, Российская академия народного хозяйства и государственной службы,

Каира Юрий Владимирович, канд. социол. наук, доц., kaira_r@rambler.ru, Россия, Орел, Российская академия народного хозяйства и государственной службы

MAIN DIRECTIONS OF INCREASE THE POLITICAL ACTIVITY A.A. Alekseenok, Yu. V. Kaira

The sociological analysis of political activity of the population at the regional level is presented in this article. At the theoretical level the most popular forms of political activity of the population are considered, groups offactors of political behavior and participation are allocated. At the empirical level results of measurement ofpolitical activity of the population of the Oryol region in 2011, 2014, 2016 are presented. Recommendations about increase in political activity of the population are formulated, at the same time special attention is paid to mobilizational participation and its modern models.

Key words: political sociology, political activity, forms of political activity, factors of political behavior, mobilizational participation

Alekseenok Anna Alekseevna, doctor of sociological sciences, professor, alexa-const@rambler.ru, Russia, Orel, Russian academy of national economy and public service,

Kaira Yurij Vladimirovich, candidate of sociological sciences, associate professor, alexa-const@rambler.ru, Russia, Orel, Russian academy of national economy and public service

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.