Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИКИ ТУРЦИИ В ВОСТОЧНОМ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИКИ ТУРЦИИ В ВОСТОЧНОМ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
34
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Ключевые слова
СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ / ТУРЦИЯ / ГРЕЦИЯ / РЕСПУБЛИКА КИПР / ТУРЕЦКАЯ РЕСПУБЛИКА СЕВЕРНОГО КИПРА / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / КОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ ШЕЛЬФ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / Mediterranean / Turkey / Greece / Republic of Cyprus / Turkish Republic of Northern Cyprus / foreign policy / continental shelf / energy resources

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Татлыоглу Эрман

В настоящей статье рассматриваются ключевые приоритеты внешней политики Турецкой Республики в регионе Восточного Средиземноморья. В частности, автор подробно анализирует взаимоотношения Турции, с одной стороны, Греции и Республики Кипр - с другой, в контексте проблемы территориально-правового статуса Турецкой Республики Северного Кипра. Отдельные разделы посвящены взаимодействию Турции и Ливии в сфере делимитации континентального шельфа и акватории Средиземного моря. В заключении делаются выводы о перспективах развития и основных инструментах достижения внешнеполитических целей Турецкой Республики в регионе Восточного Средиземноморья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN DIRECTIONS OF TURKEY’S POLICY IN THE EASTERN MEDITERRANEAN

This article examines the key priorities of Turkey’s foreign policy in the Eastern Mediterranean. In particular, the author examines in detail the relationship between Turkey, on the one hand, and Greece and the Republic of Cyprus, on the other hand, in the context of the territorial and legal status of the Turkish Republic of Northern Cyprus. The author also considers the interaction between Turkey and Libya in the delimitation of the continental shelf and the waters of the Mediterranean Sea. The conclusions are made about the prospects of development and the main tools of achieving the foreign policy goals of the Republic of Turkey in the Eastern Mediterranean region.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИКИ ТУРЦИИ В ВОСТОЧНОМ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ»

Татлыоглу Эрман

Аспирант кафедры теории и истории международных отношений.

Российский университет дружбы народов.

Основные направления политики Турции в Восточном Средиземноморье

Введение

На протяжении многих веков Средиземноморский регион был центром человеческой цивилизации. Средиземное море является важной магистралью судоходства, транспорта, торговли и культурного обмена между различными государствами, расположенными на разных континентах. Без сомнения, Турция является одной из важнейших средиземноморских держав и на протяжении многих веков вносила значительный вклад в создание средиземноморской культуры.

Однако в последние годы в регионе Восточного Средиземноморья наблюдается рост напряженности и нестабильности, препятствующий урегулированию международных споров и конфликтов мирными средствами. В дополнение к сложной политической ситуации в регионе еще одним источником напряженности является тот факт, что зоны морской юрисдикции прибрежных государств не полностью разграничены.

Технический прогресс сделал возможным как разведку, так и эксплуатацию энергетических ресурсов, находящихся в глубоководных районах Восточного Средиземноморья. С 2004 года и вплоть до экономического кризиса, вызванного пандемией COVID-19, цена на нефть держалась на уровне более 50 долларов за баррель, достигая максимума, особенно в период 2011-2014 годов, около 100 долларов за баррель.1 Высокие цены на углеводороды сделали возможным проведение дорогостоящих геологоразведочных работ в глубоководных районах.

Остановимся более подробно на позиции Турции относительно разработки энергетических ресурсов на территории о. Кипр. В конце первого десятилетия XXI в. к югу от острова Кипр были обнаружены богатые запасы шельфовых энергетических ресурсов, что привлекло

1 Spot Prices for Crude Oil and Petroleum Products // URL: https://www.eia.gov/ . dnav/pet/hist/rwtcD.htm (Дата обращения: 30.11.2021).

JEU_

Геополитика и патриотическое воспитание №58 год 2022

внимание многих государств мира. Однако обострение ситуации в регионе было вызвано не только экономическим, но и геополитическим соперничеством, в первую очередь, между Турцией и Грецией.2 Позиция Турции всегда основывалась на решении спорных вопросов путем диалога в соответствии с международным правом, которое предполагает, что прибрежные государства, прежде всего, должны вступить в конструктивные переговоры для достижения соглашения о морских границах, основанного на общих принципах международного права. Важнейшим аспектом внешней политики Турции в отношении Кипра также является стремление к защите местных турков-киприотов и их прав на прибрежные ресурсы острова. Турки-киприоты как совладельцы острова имеют равные с греками-киприотами права на морские ресурсы.3

Нынешняя напряженность в Восточном Средиземноморье восходит к 2003 году, когда администрация Республики Кипр заключила соглашение о разграничении континентального шельфа с Египтом. Это соглашение, по мнению турецких экспертов, ущемляло права не только Турции, но и Турецкой Республики Северного Кипра (ТРСК).4 Во-первых, часть территории, разграниченной между Египтом и Республикой Кипр, находится в пределах континентального шельфа Турции, поэтому Турция объявила указанное соглашение недействительным. Во-вторых, Республика Кипр, с точки зрения Турции, не имела полномочий подписывать какие-либо соглашения о границах, поскольку Никосия не является единственным представителем острова.

В 2007 г. аналогичное соглашение о делимитации континентального шельфа было подписано между Республикой Кипр и Ливаном, а в 2010 г. - с Израилем. Основываясь на данных соглашениях, Республика Кипр предоставила права на разведку энергетических ресурсов континентального шельфа американской компании Noble Energy, имеющей значительный вес в Израиле. Осенью 2011 года компания Noble Energy обнаружила месторождение углеводородов под назва-

2 Qagatay Erciyes. Eastern Mediterranean Turkey's Legal and Political Views. 5 February 2020, Brussels // URL: https://www.mfa.gov.tr/site_media/html/Eastern-Mediterra-nean-Turkey-s-Legal-and-Political-Views-5-February-2020.pdf (Дата доступа: 30.11.2021)

3 Ministry of Foreign Affairs of Turkey. Turkish Foreign Policy on Maritime Boundary & Energy Issues in Eastern Mediterranean // URL: https://www.mfa.gov.tr/site_ media/html/Turkish-Foreign-Policy-on-Maritime-Boundary-Energy-Issues-in-the-East-ern-Mediterranean.pdf (Дата обращения: 30.11.2021)

4 Ongun E. Turkey in Eastern Mediterranean: how Turkey can protect its interests and loosen regional isolation / in: New geopolitical realities, Ankara, Konrad Adenauer Stiftung, 2021. P. 47-58.

нием «Афродита». После открытия газового месторождения Зор в исключительной экономической зоне Египта к геологоразведке и разработке местных природных ресурсов подключились такие крупные компании, как итальянская Eni, французская Total и американская ExxonMobil. В 2018 г. консорциум компаний Eni-Total открыл месторождение «Калипсо». В 2019 г. консорциумом ExxonMobil и компанией Qatar Petroleum было открыто месторождение «Глафкос».5

В свою очередь, для Турции, имеющей самую длинную континентальную береговую линию в Восточном Средиземноморье, позиция Республики Кипр представляется неприемлемой.

Меморандум о взаимопомощи между Турцией и Ливией

27 ноября 2019 г. был подписан Меморандум о взаимопомощи между Турцией и Ливией, касавшийся делимитации зон морской юрисдикции в Восточном Средиземноморье. Этот документы был основан на следующих принципах:

• острова Восточного Средиземноморья не могут оказывать ограничивающего воздействия на береговую защиту;

• острова, расположенные на противоположной стороне срединной линии между двумя материками, не могут создавать зоны морской юрисдикции за пределами своих территориальных вод;

• при определении районов морской юрисдикции в первую очередь должны приниматься во внимание длина и направление береговой линии соответствующих государств.6

Согласно тексту Меморандума, каждое из подписавших его государств должно принимать во внимание интересы другой стороны, а также соображения международного права. В соответствии с документом, Турция заявила в ООН о собственном праве на геологоразведку и эксплуатацию природных ресурсов континентального шельфа, территория которого была детально описана в рамках Меморандума.

Соглашение между Египтом и Грецией и позиция Турции

В августе 2020 г. Египет и Греция подписали Соглашение о делимитации исключительной экономической зоны7. Согласно офици-

5 Karaguel S. Alliance's Initiatives on Energy Axis in Eastern Mediterranean and Turkey // URL: https://www.tyb.org.tr/prof-dr-soner-karagul-dogu-akdenizde-enerji-ek-senli-ittifak-girisimleri-ve-turkiye-49691h.htm (Дата доступа: 02.12.2021).

6 Memorandum of Understanding between the Government of the Republic Turkey and the Government of National Accord-State of Libya on Delimitation of the Maritime Jurisdiction Areas in the Mediterranean // URL: https://www.un.org/depts/los/ LEGISLATI0NANDTREATIES/PDFFILES/TREATIES/Turkey_11122019_%28HC%29_ MoU_Libya-Delimitation-areas-Mediterranean.pdf (Дата обращения: 02.12.2021)

7 Agreement between the Government of the Hellenic Republic and the

Геополитика и патриотическое воспитание №58 год 2022

альной позиции турецкого правительства, данное соглашение наносит серьезный ущерб национальным интересам Турции. Более того, по мнению Анкары, если бы Египет подписал аналогичное соглашение не с Грецией, а с Турцией, то получил бы дополнительные 20 000 квадратных километров морской юрисдикции.

Официальная позиция Турции состоит в следующем: в соответствии с международным правом, острова Восточного Средиземноморья не имеют права на зону морской юрисдикции, аналогичную материковым территориям. Следовательно, для достижения соглашения и проведения справедливой линии разграничения необходимо учитывать континентальный шельф не островов, а анатолийского и североафриканского побережья.

Кроме того, с точки зрения Турции, египетско-греческое соглашение наносит ущерб всей архитектуре безопасности на территории Средиземного моря, а также затрагивает интересы третьих стран -например, Ливии. Опираясь на данный тезис, турецкое и ливийское правительства заняли солидарную позицию, отказавшись признавать легитимным египетско-греческое соглашение.

Заключение

Таким образом, в настоящее время у Турции имеются значительные противоречия в Восточном Средиземноморье как с Египтом, так и с Грецией, причем с последней они носят как экономический, так и территориально-правовой и политической характер.

В целях продвижения собственных интересов в регионе Средиземноморья Турция принимает активное участие в инициированной ООН региональной морской инициативе «Средиземноморский щит».

Другим важнейшим элементом защиты национальных интересов Турции в Средиземноморья является участие государства в Поисково-спасательных работах (ПСР) в средиземноморском бассейне - и, в том числе, в акватории, непосредственно прилегающей к о. Кипр.

В современную эпоху дипломатия и переговоры являются основными инструментами разрешения споров между странами. Мир и процветание в Восточном Средиземноморье наилучшим образом отвечают интересам прибрежных государств, а также Турции и ЕС, поэтому мирное решение существующих проблем в регионе должно быть приоритетом для всех вовлеченных сторон. В свою очередь, Турция стремится проводить собственную внешнюю политику, ос-

Government of the Arab Republic of Egypt on the delimitation of the exclusive economic zone between the two countries // URL: https://treaties.un.org/Pages/showDetails. aspx?objid=080000028058a22f (Дата обращения: 02.12.2021)

новываясь на принципах верховенства закона, добрососедских отношений и уважения норм международного права.

Библиографический список / References

1. Agreement between the Government of the Hellenic Republic and the Government of the Arab Republic of Egypt on the delimitation of the exclusive economic zone between the two countries // URL: https://treaties.un.org/Pages/showDetails.aspxTob-jid=080000028058a22f

2. Qagatay Erciyes. Eastern Mediterranean Turkey's Legal and Political Views. 5 February 2020, Brussels // URL: https://www.mfa.gov.tr/site_media/html/Eastern-Mediterra-nean-Turkey-s-Legal-and-Political-Views-5-February-2020.pdf

3. Karaguel S. Alliance's Initiatives on Energy Axis in Eastern Mediterranean and Turkey // URL: https://www.tyb.org.tr/prof-dr-soner-karagul-dogu-akdenizde-enerji-eksenli-itti-fak-girisimleri-ve-turkiye-49691h.htm

4. Memorandum of Understanding between the Government of the Republic Turkey and the Government of National Accord-State of Libya on Delimitation of the Maritime Jurisdiction Areas in the Mediterranean // URL: https://www.un.org/depts/los/LEGISLATION-ANDTREATIES/PDFFILES/TREATIES/Turkey_11122019_%28HC%29_MoU_Libya-De-limitation-areas-Mediterranean.pdf

5. Ministry of Foreign Affairs of Turkey. Turkish Foreign Policy on Maritime Boundary & Energy Issues in Eastern Mediterranean // URL: https://www.mfa.gov.tr/site_media/html/ Turkish-Foreign-Policy-on-Maritime-Boundary-Energy-Issues-in-the-Eastern-Mediterra-nean.pdf

6. Ongun E. Turkey in Eastern Mediterranean: how Turkey can protect its interests and loosen regional isolation / in: New geopolitical realities, Ankara, Konrad Adenauer Stiftung, 2021. P. 47-58.

7. Spot Prices for Crude Oil and Petroleum Products // URL: https://www.eia.gov/dnav/pet/ hist/rwtcD.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.