страны через развитие ЛПХ, и раскрыты основные пути экономической поддержки ЛПХ.
Karimov M.K., Usypov D.S.
Some problems of economic mechanism stimulation of personal supplementary holdings
In this scientific article, on the basis of personal observations and the method of statistic analysis is researched an actual problem - the analysis of the economic mechanism stimulation ofLPH population’s activity in conditions of Tajikistan.
The author pays particular attention on different aspects of creation and function of efficacious support on mechanism of LPH population in order to reach the high agricultural production results in such holdings. The actual matter, connected with maintenance offood safety of the country through the LPH development is touched in this article and the ways of economic maintenance ofLPH are revealed
Орифов Абдуллоджон Орифович, -
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой таможенной службы ТГУПБП, Мухаммадиева Зарина Эркиновна, - соискатель факультета таможни, коммерции и права Института экономики и торговли
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ГОСУДАРСТВОМ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ
ТАДЖИКИСТАН
Как показывает мировая и отечественная практика, малое предпринимательство, учитывая его характерные особенности, нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. В результате эффективных государственных мер здесь сложились качественно новые условия для занятий предпринимательством.
Государственное регулирование развития малого
предпринимательства, создание широкой сети поддержки, включение его как составной части в экономику страны - все эти проблемы уже несколько десятилетий решаются во многих индустриально развитых странах. Государство использует огромные финансовые и производственные ресурсы, способствует формированию конкурентной среды, играет значительную роль в осуществлении прорыва по ряду важных направлений научно-технического прогресса.
Государственная поддержка малого предпринимательства является средством достижения социально-экономических целей текущего и перспективных этапов развития. Поэтому общие и поэтапные социальноэкономические задачи развития страны выступают одновременно задачами государственной поддержки малого предпринимательства. Подлинная цель хозяйственных реформ - достижение экономического роста, создание эффективной экономики, обеспечивающей высокий уровень жизни населения.
Несмотря на то что поддержка малого предпринимательства с самого начала проведения экономических реформ в Республике Таджикистан была декларирована как приоритетная задача, благоприятные условия для создания малых предприятий и их устойчивого функционирования все еще не созданы.
Перед малыми предприятиями стоит целый ряд таких сложно разрешимых проблем, как высокие налоги, недостаточность высококвалифицированных кадров, сложность регистрации, многочисленные противоправные посягательства на имущество, доходы, право деятельности. Эти проблемы затрудняют становление и развитие малого предпринимательства как полноправного сектора национальной экономики. Поэтому Правительство Республики Таджикистан в рамках Стратегии сокращения бедности ускорило реализацию программы, целью которой является обеспечение дальнейшего подъема экономики на основе развития предпринимательства и создания новых рабочих мест.
Поддержка малого предпринимательства является одной из основных целей экономической политики Президента страны Э. Рахмона. В своем выступлении Президент Э. Рахмон отмечал, что: «...важную роль должны сыграть малое и среднее предпринимательство, семейные предприятия, которые за короткий срок могут приспособиться к новым условиям труда и решать проблемы без больших капиталовложений».^]
Вместе с тем, объективно существующие товарно-денежные отношения, основанные на свободе хозяйствования субъектов рынка, самостоятельном распоряжении продуктами своей деятельности, отсутствие государственного диктата в формировании цен и распределении результатов производства, обеспечивают саморегулирование экономики. Однако пока в стране существуют определенные барьеры на пути развития малого предпринимательства.
Государство играет незаменимую роль в разработке и принятии долгосрочных стратегических решений, определяющих основные направления и приоритеты социально-экономического развития страны. Государство несет прямую ответственность за жизнеспособность и эффективность национальной экономики. Как правильно отмечает Н.К. Каюмов, «для развития малого и среднего бизнеса нужно активное вмешательство государства. Без оказания прямой государственной защиты и поддержки, без снижения налогового пресса, выдачи льготных кредитов, подготовки кадров, без создания информационной инфраструктуры,
распространения передового зарубежного опыта, правовой защиты предпринимателей от бюрократического произвола и криминала нельзя обеспечить нормальное развитие малого и среднего предпринимательства. Отсутствие многих из этих условий в переходный период тормозит превращение этой структуры в высокоэффективную сферу экономики Таджикистана».[2]
По мнению В.М. Рязановой, «государство определяет правила, по которым совершаются деловые операции экономических агентов, регулирует отдельные аспекты функционирования производящих и потребляющих субъектов экономики, оказывает поддержку или устраняет те или иные сферы деятельности индивидов и институтов экономической системы». [3].
Малое предпринимательство само по себе, без государственной поддержки, не способно обеспечить объективного выравнивающего положения с другими, более мощными секторами экономики. Неустойчивое состояние малого предпринимательства в Республике Таджикистан
объясняется именно несовершенством механизмов управления и поддержки его развития, отсутствием в системе управления элементов инфраструктуры или функций, требующихся для решения данной задачи.
Анализ особенностей малых предприятий позволяет определить специфику процессов формирования и развития малого предпринимательства в экономике Таджикистана. Отсюда можно выделить десять основных факторов, выступающих существенным препятствием на пути развития малых предприятий.
Во - первых, это ограниченность масштабов деятельности (направленность на местный рынок - ограниченный местный спрос -незначительный объем производства - трудности сбыта продукции). Поэтому многие предприниматели вынуждены вывозить свою продукцию за пределы своего места жительства.
Во - вторых, нехватка капитала для предпринимательской деятельности (отсутствие средств на приобретение новой техники, современного оборудования и т.д.) приводит к невозможности ведения производственного процесса на производственном уровне.
В - третьих, недостаточность земельных ресурсов и подходящих производственных помещений. В сельской местности выбор подходящих для бизнеса помещений ограничен, что вынуждает строить новые здания, а это, в свою очередь, приводит к существенным потерям времени, финансовых средств и, соответственно, сказывается на себестоимости продукции.
В - четвертых, дефицит инфраструктурных услуг. Качество услуг, которые предоставляют фирмы, занимающиеся телекоммуникациями, маркетинговыми исследованиями, в сельской местности остается низким.
В - пятых, низкое качество информации для бизнеса и ограниченный доступ к ней.
В - шестых, недостаточное развитие структуры поддержки малого предпринимательства.
В - седьмых, минимальные возможности перепрофилирования. Из-за отсутствия необходимых ресурсов перепрофилирование малых предприятий является затруднительным.
В - восьмых, кадровая проблема. Современное развитие производства становится невозможным без применения последних достижений науки и техники - инфраструктурных технологий, передовых средств коммуникации, средств автоматизации и т.п.
В - девятых, сопротивление развитию малого бизнеса со стороны сельских жителей и существующих предприятий. Местное сельское население пассивно в силу того, что имеет определенную материальную базу, устойчивый стереотип образа жизни и в переходных нестабильных условиях предпочитает не рисковать.
В - десятых, низкий уровень доходов сельского населения. Следует особо сказать о проблеме низкого уровня доходов сельского населения, которая является следствием действия целого ряда факторов, в числе которых ограниченное число рабочих мест, низкая заработная плата, возможность лишь сезонной занятости, низкий уровень образования, миграция населения и т.д.
Развитие малого предпринимательства в Республике Таджикистан связано с созданием нормативно-правовых и финансовых условий.
Основные вопросы, связанные с регулированием предпринимательской деятельности, регламентируется Гражданским кодексом Республики Таджикистан и законодательными актами, конкретизирующими его основные положения.
За последние годы политика в сфере развития малого предпринимательства существенно изменилась. Отдельные разрозненные мероприятия заменены комплексными программами, ориентированными на решение проблем становления и развития малого предпринимательства как особой формы экономической жизни общества.
В мае 2002 года принят Закон РТ «О государственной защите и поддержке предпринимательства в Республике Таджикистан», где предусмотрена государственная поддержка малого предпринимательства.
С этой целью, для непосредственного решения имеющихся проблем и вопросов, принятия своевременных мер по устранению препятствий на пути развития предпринимательства, в стране был создан Консультативный совет при Президенте Республики Таджикистан по улучшению инвестиционного климата.
В марте 2009 года был принят закон «О моратории на проверки деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства». В результате этого предпринимателям была предоставлена возможность активнее развивать свою многогранную деятельность.
С целью оказания поддержки дехканским хозяйствам, в 2009 году указом Президента Таджикистана были списаны долги, образовавшиеся за последние годы у хлопководческих хозяйств. [5]
В законе РТ «О государственной защите и поддержке
предпринимательства в Республике Таджикистан», сформулированы общие принципы, формы и направления политики на государственном уровне. [1]
Функционально всю систему мер по государственной поддержке развития малого предпринимательства в масштабах страны мы
классифицируем по следующим направлениям:
1. Формирование нормативно-правовой базы поддержки и развития малого предпринимательства.
2. Финансово-кредитная и инвестиционная поддержка.
3. Производственная и инновационная поддержка, создание новых рабочих мест.
4. Информационное обеспечение.
5. Формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства.
6. Научно-методическое и кадровое обеспечение.
7. Социальная защищенность и безопасность в малом
предпринимательстве.
8. Создание системы государственной и общественной поддержки.
Данная классификация может быть использована при выборе
инструментария для решения задач как общегосударственной, так и местных программ поддержки малого предпринимательства.
Государственная поддержка должна быть сфокусирована в приоритетном порядке на малых предприятиях, обладающих значительным инновационным потенциалом и имеющих реальные возможности
наращивания объемов экспорта, прежде всего нетрадиционного. Основными инструментами такой поддержки могут стать: создание специализированных государственных фондов по страхованию инвестиционных рисков малого бизнеса. Альтернативным решением этой задачи может быть:
• установление агентских отношений с наиболее надежными частными страховыми компаниями, которые от лица правительства взяли бы на себя обслуживание инвестиционных рисков малых предприятий;
• создание системы эффективной передачи в сферу малого предпринимательства научно-технических достижений, генерируемых в государственном секторе науки, а также в иных научных центрах;
• привлечение малых предприятий к созданию технопарков,
инновационных и инжиниринговых центров с системой инкубаторов бизнеса и пр.;
• учет национальных, региональных и исторических особенностей,
поощрение ремесел, народных промыслов, кооперативных, артельных и семейных форм организации предпринимательской деятельности, сезонных работ, самозанятости и др.;
• использование имущества неэффективных и неплатежеспособных предприятий в качестве источника ресурсного обеспечения малых предприятий и создания объектов его инфраструктуры.
Современному этапу развития малого предпринимательства в Республике Таджикистан присущи определенные трудности и проблемы, обусловленные нехваткой передового опыта. Однако изучение и, главное, восприятие зарубежного опыта только в начале пути и достигнутые на сегодняшний день результаты явно не соответствуют масштабу задач, определенному Концепцией развития предпринимательства в Республике Таджикистан на период до 2015 года. В то же время автоматический перенос опыта развитых стран на условия Республики Таджикистан, без адаптации к специфике местных условий, вряд ли может дать ожидаемый результат. В то же время возникшая в республике за последнее десятилетие экономическая среда и предпринимательская культура существенно отличаются от тех, что сложились в передовых западных странах.
Малые предприятия, создавая новые рабочие места, содействуют снижению уровня безработицы и повышению благосостояния населения республики. Когда крупные предприятия не в состоянии быстро перестроиться на новый спрос и высвобождают свой персонал, малый бизнес открывает вакансии для женщин, молодежи и других социальных групп, которые неконкурентоспособны на рынке труда. Динамику развития малого предпринимательства в Республике Таджикистан можно охарактеризовать с помощью данных таблицы 1.
Таблица 1.
Число предприятий, занятых предпринимательской деятельностью и имеющих статус юридического лица в Республике Таджикистан за 2002-2009 гг.*.
На конец года Всего предприятий, единиц Численность работающих, тыс. человек Выручка от реализации продукции (работ, услуг) за год, тыс. сомони Производительность труда, сомони
2002 1215 15,1 95,4 6315,3
2003 1322 16,2 270,5 16699,1
2004 1483 16,5 346,8 21021,0
2005 1669 17,2 435,2 18654,5
2006 1801 18,1 534,7 21813,5
2007 2003 18,9 864,9 39468,0
2008 2291 19,4 1615,2 1615158,3
* Источник: Статистический ежегодник Республики Таджикистан. - Душанбе:
Госкомстат РТ, 2009. - с. 230-231.
Данные таблицы 1 показывают, что на первые годы исследуемого периода приходится интенсивное увеличение числа предприятий.
Увеличение количества предприятий по сравнению с 2003 годом наблюдается и в последующие годы. На наш взгляд, это объясняется тем, что хотя в Республике Таджикистан еще и не созданы достаточные условия для развития малого предпринимательства и инфраструктуры их поддержки, но количество созданных малых предприятий растет из года в год. Поэтому достаточно трудно оценить реальную ситуацию и ответить на вопрос о том, какие факторы обусловили увеличение количества малых предприятий. Тем более трудно по данным официальной статистики судить об этом, а в масштабе страны исследования по выявлению этих причин не проводились. По результатам данного исследования мы наблюдаем, что за 2005 год количество малых предприятий увеличилось на 186 единиц, но численность занятых не увеличилась и, что странно, выручка от реализации товаров и услуг сократилась на 2366,5 тыс. сомони. Это уменьшение в основном произошло за счет снижения производительности труда на предприятиях.
Развитие малых предприятий в разрезе отраслей также имеет свои специфические особенности. Основные показатели, характеризующие динамику развития малых предприятий Таджикистана в разрезе отраслей, приведены в таблице 2.
Таблица 2
Основные показатели деятельности малых предприятий, имеющих статус юридического лица по видам деятельности в Республике
Таджикистан на 01.01.2009г*.
Показатели Число малых предприятий Среднесписочная численность работающих (без совместителей) человек Выручка от реализации продукции (работ, услуг), тыс. сомони
единиц в % к итогу
Всего предприятий, в том числе: 2291 100 % 19401 1615158,3
Промышленность 389 16,9 % 4453 124191,6
Сельское и лесное хозяйство 38 1,6 % 404 2442,6
Строительство и проектные организации 314 13,7 % 3926 179863,1
Транспорт и связь 76 3,3 % 804 48557,0
Торговля, общественное питание и снабжение 718 31,3 % 4257 1002714,1
ЖКХ и непроизводственные виды бытового обслуживания 518 22,6 % 4016 166481,7
Другие отрасли 238 10,4% 1541 90908,2
* Источник: Статистический ежегодник Республики Таджикистан. - Душанбе:
Госкомстат РТ, 2009. - С. 231.
Согласно данным таблицы 2, наибольший удельный вес в течение всего периода изучения имеют предприятия торговли, общественного питания, снабжения и сбыта (более 31,3%). На наш взгляд, это результат того, что данные сферы приложения труда менее капиталоемкие и быстроокупаемые.
ЖКХ и непроизводственные виды бытового обслуживания занимают в общей структуре малых предприятий только 22,6%, промышленные и строительные предприятия составляют в структуре малых предприятий только 30,6 %, так как на данном этапе развития рыночных отношений эти сферы еще малопривлекательны из-за необходимости финансовых вложений и нестабильности ситуации на данных рынках. Однако по количеству занятых в промышленности, торговле, общественном питании, снабжении и сбыте (8710 человек) эти отрасли опережают предприятия строительства и сферу бытовых услуг (7942 человек). Кроме того, необходимо отметить, что сегодняшний предприниматель не обладает достаточной интуицией и предвидением в выборе рынка деятельности и получении наибольшей прибыли. Для перелома этого отношения и привлечения предпринимательской активности в сферу материального производства необходима выработка государственной стратегии поддержки производственного малого предпринимательства как приоритетного направления.
Таким образом, несмотря на то что Правительством Республики Таджикистан на данном этапе развития национальной экономики создаются определенные условия для малого предпринимательства, однако до сих пор есть факторы, негативно влияющие на развитие предпринимательской деятельности. К таковым можно отнести административно-правовые преграды в реализации налоговой системы, банковских услуг, большое число проверок хозяйствующих субъектов, что приводит к росту неофициальных платежей. Слабые механизмы реализации законов, их противоречивость и недостаточная прозрачность исполнения также создают условия для вымогательства. Это обуславливает серьезное вмешательство республиканских и местных государственных структур в повседневную предпринимательскую деятельность. Для малых предприятий главными проблемами являются: размер банковского залога, ставка кредитов,
неопределенность нормативной политики, правовая неграмотность и налоговые проверки. Для экспортеров основными проблемами являются неопределенность нормативной политики, налоговые проверки, таможенные нормы, ставки кредита.
Таким образом, исходя из анализа практики государственного регулирования и поддержки развития малого предпринимательства, можно сделать следующие выводы: малое предпринимательство является
исторически обусловленной и динамично развивающейся частью предпринимательства и требует поддержки со стороны государства.
Ключевые слова: малые предприятия, малое предпринимательство, государственная поддержка, инфраструктура услуг, факторы, направления.
Key words: small enterprises, small entrepreneurship, state support, service infrastructure, factors, direction.
Список использованной литературы:
1. Закон Республики Таджикистан «О государственной защите и поддержке предпринимательства в Республике Таджикистан». -Душанбе, № 46 от 19 мая 2002.
2. Каюмов Н.К. Приоритеты и меры по стимулированию экономического развития РТ в переходный период // Экономика Таджикистана: стратегия развития. -2001.- №3.-с.116-117.
3. Розанова Н.М. Место и роль государственной промышленной политики как регулятора взаимодействия фирм // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика.- 1999. № 3. - С. 20.
4. Статистический ежегодник Республики Таджикистан. - Душанбе, 2009. - С. 126-235.
5. Э. Рахмон: « Предприниматели и коммерсанты - огромная сила в развитии экономики страны» //Согдийская правда. № 6 (15783) от 20 января 2010. -с. 2-4.
Орипов А. О., Мухаммадиева З.Э.
Основные направления поддержки государством малого предпринимательства в
Республике Таджикистан
В статье рассматриваются особенности развития малого предпринимательства в системе национальной экономики. Государственное регулирование развития малого предпринимательства, создание широкой сети поддержки, включение его как составной части в экономику страны - все эти проблемы уже несколько десятилетий решаются во многих индустриально развитых странах. Государство использует огромные финансовые и производственные ресурсы, способствует формированию конкурентной среды, играет значительную роль в осуществлении прорыва по ряду важных направлений научно-технического прогресса.
Авторами уточняются понятия государственной поддержки малого предпринимательства и пути его регулирования. В связи с этим исследуется институт государственной поддержки на примере зарубежного опыта.
A.O.Oripov, Z. E. Mukhammadieva The main directions of small business support by Tajik republic state
The article considers the peculiarities of small business development in national economy system of Tajikistan. Here is specified ideas of state support and the ways of its regulations. In connection with this it is explored institute of state support on example of foreign experience. The authors underline that the state use huge finance and productive resourses, contributes to formation of competitive atmosphere, plays significance role in implimentation a number of important directions of scientific-technical progress
Шарипова Зарина Сафаровна, -
преподаватель кафедры экономики