УДК: 330.131.7
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОЦЕНКИ КОНТРАГЕНТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Хутиев А.М., студент
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
E-mail: [email protected]
Аннотация. Изучая природу и сущность таких понятий как риск и неопределенность, проблема получения информации о контрагенте и выявление потенциальных рисков, которые связаны с этим, приобретает наиболее значимый характер. Соответственно, бизнес нуждается в тщательном и комплексном способе их решения. В настоящей статье анализируются основные направления оценки контрагентов в экономико-финансовой деятельности предприятия.
Актуальность и значимость анализа и оценки контрагентов состоит главным образом в том, что для формирования представления о финансовом положении и устойчивости определенного бизнеса необходимо раскрыть полную картину об имеющихся рисках организации. В связи с этим возникает вопрос о правильной проверке партнеров или контрагентов организации, а также в целом о раскрытии необходимой информации, в том числе в части финансовых расследованиях в организации.
В рамках данного исследования рассмотрены методы анализа деловых партнеров предприятия, представлен рейтинговый анализ как основа выбора делового партнера.
Обработка информации осуществлялась с использованием принципов системного и комплексного подходов. Применены методы анализа, сравнения, обобщения.
Субъектам бизнеса необходимо регулярно отслеживать собственные рейтинги для определения своей позиции, сохранения и поддержания имиджа, оценки эффективности, а также разработки стратегии дальнейшего развития.
Ключевые слова: Контрагенты, рейтинговая методика, финансово-экономический анализ, риски в компаниях.
KEY DIRECTIONS OF EVALUATION OF CONTRACTORS OF ECONOMIC ACTIVITY OF THE ENTERPRISE
Khutiev A.M., student
Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia
E-mail: [email protected]
Abstract. Studying the nature and essence of such concepts as risk and uncertainty, the problem of obtaining information about the counterparty and identifying potential risks that are associated with this becomes the most significant. Accordingly, a business needs a thorough and comprehensive way to solve them. This article analyzes the main directions of counterparty assessment in the economic and financial activities of the enterprise.
The relevance and significance of the analysis and evaluation of counterparties consists mainly in the fact that in order to form an idea of the financial situation and stability of a certain business, it is necessary to reveal the full picture of the existing risks of the organization. In this regard, the question arises about the correct verification ofpartners or contractors of the organization, as well as the whole disclosure of the necessary information, including regarding financial investigations in the organization.
In the framework of this study, methods of analysis of business partners of the enterprise are considered; rating analysis is presented as the basis for choosing a business partner.
Information processing was carried out using the principles of a systematic and integrated approach.
The methods of analysis, comparison, generalization are applied.
Business entities need to regularly monitor their own ratings to determine their position, maintain and maintain an image, evaluate effectiveness, and develop a strategy for further development.
Key words: Counterparties, rating methodology, financial and economic analysis, risks in companies.
Сегодня современным компаниям необходимо проявлять должную осмотрительность в отношении своих контрагентов, ввиду этого им предлагается широкий ассортимент проектов, таких как, например, «Знай своего контрагента», представляющую собой автоматизированную
проверку потенциальной аффилированности контрагентов посредством информационной системы RADAR, которая предоставляется компанией KPMG и т.д.
В настоящее время, любая современная организация, компания, предприятие или фирма в
своей деятельности взаимодействует с заинтересованными лицами - партнерами или контрагентами, которые, как правило, способны оказывать влияние на ее деятельность. Ставя перед собой цель эффективного развития бизнеса, обязательным условием является - учет всех интересов контрагентов, поиск способов их удовлетворения, что, в свою очередь, в обязательном порядке должно быть предпринято в стратегии управления компанией.
В своей деятельности контрагенты, как правило, преследуют определенные цели и обладают возможностью как положительного, так и отрицательного влияния на так называемый «goodwill» современной компании.
Рыночная среда, в которой функционирует современная организация, по своей сути является довольно изменчивой и непостоянной -происходят сокращения производства товаров и
услуг и предоставления услуг, проектов, что приводит к необходимости перехода от централизованного управления к
децентрализованному, предполагающему
свободу и самостоятельность в принятии решений во взаимоотношениях с контрагентами.
Поскольку контрагенты любой современной организации являются одними из участников экономического обмена, они способны влиять на политику компании и менять стратегию таким образом, чтобы она отвечала их интересам и целям.
В зависимости от собственных целей компании и контрагентов их интересы могут не совпадать, поэтому возникают ситуации, отрицательно воздействующие на развитие компании в будущем.
Выделим существующие потенциальные риски, связанные с деятельностью контрагентов в современной организации (рис.1 [1]).
Нарушение сроков поставок, количества поставляемой продукции.
Поставка низкого по качеству материалов и сырья со стороны поставщиков.
N.
Нарушение способа оплаты, договоренности о ценах со стороны покупателя.
Неисполнение контрагентом своих обязательств в установленный контрактом срок.
Несостоятельность или банкротство контрагента, либо наличие признаков банкротства.
Приостановка производства (деятельности) контрагента ввиду чрезвычайных ситуаций экологического характера
Налоговые риски - выявление подозрительных сделок, в частности, налоговыми органами.
\
Политические ситуации - санкции.
Рис. 1. Потенциальные риски, связанные с деяте Последствия от вышеперечисленных рисков так или иначе негативным образом сказываются на деятельности любой современной компании. Они способны привести к дополнительным растратам, срывам поставок, а также подрывают доверие со стороны клиента компании, оказывая
остью контрагентов в современной организации
таким образом негативное воздействие на
деловую репутацию организации.
В качестве иллюстрации предлагается график распределения российских компаний по риску неблагонадежности, показанный на рисунке 2 [3].
4500000 4000000 3500000 3000000 2500000 2000000 1500000 1000000 500000 0
2014
2015 2016 2017 2018
I низкий риск ■ средний риск ■ Столбец2
2019
Рис.2. График распределения российских компаний по риску неблагонадежности (составлено автором на основе индекса
должной осмотрительности (система СПАРК-ИНТЕРФАКС))
Из-за непостоянства рынка и ситуации в мире в целом проверка контрагентов сегодня - не только инструмент осмотрительности компании, посредством которого компания способна минимизировать риски, но и законодательная норма.
Сегодня противодействие неблагонадежным компаниям перешло на новую стадию. В случае появления у налоговой инспекции претензий к контрагенту компания в любом случае окажется участником данной неблагоприятной ситуации.
Согласно информации, предоставляемой в «СПАРК - Мониторинг платежей» - системе онлайн-оценки рисков просрочки платежа, управления клиентским портфелем, а также борьбы с неплатежами, для которой компании различных отраслей добровольно предоставляют сведения о своевременности оплаты юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям выставленных счетов, порядка 20% отечественных компаний являются фирмами-однодневками. Кроме того, ежемесячно в России происходит более 1000 банкротств и ликвидируются около 40000 компаний, около двух миллионов зарегистрированных
юридических лиц не предоставляют бухгалтерскую отчётность, а отчётность компании в случае ее наличия вовсе доступна с большим опозданием [3].
На сегодняшний день алгоритм анализа финансово-экономического положения
контрагентов усложняется наличием разного рода требованиями его заказчиков, а также присутствием множества позитивных и негативных факторов, которые способны оказывать влияние на партнеров и взаимоотношения с ними. Здесь особое значение приобретает достоверность используемых данных, поскольку именно достоверность влияет на объективность решения о степени надежности контрагентов.
Приоритетность вопроса обусловлена тем, что анализ финансового положения - главный и необходимый процесс осуществления любой хозяйственной деятельности, а финансовая отчётность, в свою очередь, является «лицом» компании. Финансовая отчетность - это система обобщенных показателей, характеризующие итоги финансово-хозяйственной деятельности конкретного предприятия.
Понятие «рейтинг» подразумевает собой комплексную оценку объектов одного типа и по единой и сопоставимой шкале значений, производимую согласно единому алгоритму посредством использования прозрачной и доступной методологии. С помощью рейтинга становится возможна объективная оценка преимуществ и недостатков определенного
субъекта в конкурентной среде объектов, которые схожи между собой, или на изначально равных условиях на определенный период времени путем использования единой методики оценки.
Рейтинговая методика основана на теории финансового анализа с использованием различных рейтингов. Цель рейтингового анализа состоит в распределении фирм в соответствии с уровнем риска на рынке.
Методология рейтингового анализа включает в себя расчет важных показатели фирмы и в соответствии с их значениями определяется итоговый финансовый рейтинг компании.
Итоговая оценка рейтинга, как правило, учитывает ключевые параметры деятельности компании. Построение итоговой оценки происходит в соответствии с информацией о мощностях фирмы, о состоянии ее средств и т. д. Необходимо учитывать, что обоснование выбранных показателей для оценки происходит в соответствии с теоретическими основами финансового анализа.
Рейтинги, как правило, используются и внешними и внутренними субъектами управления.
Таблица 1. Классы критериального уровня п
Так, посредством использования внутренних рейтингов можно определить место экономического субъекта в данной системе и провести оценку его конкурентов. Инвесторы, поставщики, сотрудники и другие контрагенты бизнес-субъекта являются внешними пользователями.
После произведения всех вычислений показатели сравниваются с нормативными значениями. В зависимости от результатов этого сравнения каждое из соотношений получает оценку 1, 0 или -1. Они взвешиваются по коэффициентам, внимательным образом отбираются в зависимости от каждого соотношения в соответствии со степенью его важности и влиянием, а потом они суммируются.
Так, конечный результат расчета и есть финансовый рейтинг компании. Окончательный же вывод о финансовом состоянии компании делается в зависимости от значения этого финансового рейтинга.
В таблице 1 представлены классы критериального уровня показателей финансового состояния, необходимые при проведении рейтингового анализа выбора контрагента. ителей финансового состояния компании [2]
Показатель Доля показателя, % Классы
1 2 3 4 5
Эффект финансового рычага 10 <-1 от -1 до 0 0 от 0 до 1 > 1
Тип устойчивости 10 (0,0,0) (0,0,1) (0,1,1) (1,1,1) (1,1,1)
Коэффициент автономии 10 <0,4 0,4-0,45 0,45-0,5 0,5-0,6 >0,6
Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными средствами 10 <0,1 0,1-0,2 0,2-0,3 0,3-0,5 >0,5
Коэффициент абсолютной ликвидности 10 <0,2 0,2-0,25 0,25-0,3 0,3-0,4 >0,4
Промежуточный коэффициент покрытия 10 <0,4 0,4-0,5 0,5-0,7 0,7-0,9 >0,9
Коэффициент текущей ликвидности 10 <1 1-1,5 1,5-2,0 2,0-2,5 >2,5
Рентабельность продаж, % 15 <0 0-5 от 5 до 10 от 10 до 15 >15
Рентабельность капитала, % 15 <0 0-5 от 5 до 10 от 10 до 15 >15
Как видно из таблицы, методика рейтингового анализа подразумевает расчет представленных в ней показателей. Таким образом, рейтинговая оценка используется в целях классификации предприятий по уровню финансового риска.
В рамках данной работы были рассмотрены возможные альтернативные варианты, которые, по мнению автора, могли бы стать основными направлениями оценки контрагентов финансово-хозяйственной деятельности предприятий.
Список используемых источников
[1] Авдийский В. И, Безденежных В. М, Катаева Е. Г. Управление рисками как ключевой элемент обеспечения реализации риск-ориентированного подхода в деятельности хозяйствующих субъектов // Экономика. Налоги. Право. 2017. No 6. С. 6-15
[2] Кадиева Лейла Магомедовна Особенности проверки контрагентов в деятельности современной организации // Наука без границ. 2018. №5 (22). URL:
https://cyberleninka.ru/article/nosobemosti-proverki-kontragentov-v-deyatelnosti-sovremennoy-organizatsii (Дата обращения: 01.05.2020).
[3] Экспресс - оценка рисков [электронный ресурс]. URL: http://www.spark-interfax.ru/ru/features/indexes (Дата обращения: 06.05.2020)
[4] Богомолов А.И. Хроноэкономика. Издательство «Креативная экономика». Москва, с 264.
V V