Научная статья на тему 'Основные направления обеспечения внешней безопасности России'

Основные направления обеспечения внешней безопасности России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2045
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления обеспечения внешней безопасности России»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (26) 2005

В.А. Колокольцев*, А.Г. Тищенко**, Ю.П. Пузанов***, В.Ф. Мартынов****

Основные направления обеспечения внешней безопасности России

Россия, с одной стороны, как любое государство, является субъектом международных отношений, с другой - выступает объектом посягательства со стороны других государств в их деятельности по реализации собственных национальных интересов.

В Концепции внешней политики Российской Федерации закреплено, что главные усилия должны быть направлены на достижение следующих целей:

- обеспечение надежной безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, которые в наибольшей мере отвечают интересам Российской Федерации как великой державы, как одного из влиятельных центров современного мира и которые необходимы для роста ее политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала;

- воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка, строящегося на общепризнанных нормах международного права, включая прежде всего цели и принципы Устава ООН, на равноправных и партнерских отношениях между государствами;

- создание благоприятных внешних условий для поступательного развития России, подъема ее экономики, повышения уровня жизни населения, успешного проведения демократических преобразований, укрепления основ конституционного строя, соблюдения прав и свобод человека;

- формирование пояса добрососедства по периметру российских границ, содействие устранению имеющихся и предотвращению возникновения потенциальных очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к Российской Федерации регионах;

- поиск согласия и совпадающих интересов с зарубежными странами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач, определяемых национальными приоритетами России, строительство на этой основе системы партнерских и союзнических отношений, улучшающих условия и параметры международного взаимодействия;

- всесторонняя защита прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом;

- содействие позитивному восприятию Российской Федерации в мире, популяризации русского языка и культуры народов России в иностранных государствах1.

Фундаментальные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации2 связаны в первую очередь с геополитическими факторами: Россия - мощное геополитическое образование; наша страна - полирегиональная держава, обладающая автономной государственной региональной политикой, в т.ч. региональными системами безопасности; территориальное пространство России экономически неоднородно, социально неравномерно и политически конфликтно, что предъявляет вполне определенные требования к системе безопасности и к содержанию ее Концепции.

Характеризуя международную обстановку, министр иностранных дел Российской Федерации С.Лавров отметил, что «с исчезновением негативной стабильности эпохи “холодной войны” обострились многочисленные региональные конфликты, как старые, так и новые. Опасной тенденцией стало их превращение в реальные или потенциальные очаги терроризма, преступности, наркоторговли и распространения оружия массового уничтожения»3.

Сложность современной внешнеполитической ситуации во многом обусловлена происходящими процессами глобализации, которые проявляются в различных формах, с разной степенью интенсивности влияющих на стратегию внешней и внутренней безопасности государства. Противоречивый характер глобализации называется главной причиной, затрудняющей создание новых механизмов обеспечения безопасности и стабильности в мире4.

Следует прежде всего выделить следующие формы проявления глобализации5.

Во-первых, технический прогресс привел к изменению коммуникационных возможностей в пространстве и времени. Медленно, в течение тысячелетий шел процесс коммуникационного сжатия мира, превращения его в «мировую деревню», где все знакомы друг с другом и составляют единое

* Заместитель начальника ОРБ РУ МВД России по ЦФО, кандидат юридических наук, полковник милиции.

** Член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент.

*** Кандидат юридических наук.

**** Доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук.

общество. Этому способствовал целый ряд фундаментальных открытий и достижений: географическое освоение мира арабскими, китайскими и европейскими мореплавателями, развитие гуманистических традиций культуры и науки, изобретение книгопечатания и механических часов, распространение транспорта и телевидения, покорение человеком космических просторов и утверждение глобальной сети Интернет. Пространственно-временное уплотнение весьма «сократило» не только физические, но и социальные дистанции, разделяющие граждан информационного общества.

Во-вторых, резко возрастают масштабы взаимосвязей и степень взаимозависимостей в современном обществе. Это происходит столь интенсивно и наглядно между социальными общностями и движениями, странами и континентами, транснациональными корпорациями и развивающимися ранками, что известный социолог М.Кастельс назвал нынешнее общество «сетевым», где в качестве ядра образуется глобальная экономика, которая в отличие от иерархически выстроенной модели мировой экономики Ф.Броделя и И.Валлерстайна, «работает как единая система в режиме реального времени и масштабе всей планеты»6.

Третьей сущностной характеристикой глобализации стал неуклонно крепнущий процесс взаимодействия различных культур, настойчиво пробивавшийся сквозь века благодаря иноземным завоеваниям, морским экспедициям, торговым путям, прозелитизму. Современные электронные средства связи, дистанционного образования и массовой информации сделали возможным обмен культурными образцами в широчайших масштабах, детально и с огромными скоростями. Люди в разных концах света все больше проникаются осознанием того, что они живут в едином плюралистическом, мультикультурном мире.

В-четвертых, ускоренное формирование системы глобальных социальных взаимодействий как основы становящегося планетарного социума оказалось возможным в силу разгосударствления системы международных отношений. Изменение характера глобального социального процесса явилось результатом изменения состава субъектов отношений, прибавления большого количества транснациональных организаций, которые выстраивают свою экономическую стратегию не в соответствии с национальными интересами, а согласно законам мирового рынка. Их роль заметно возросла во всех странах.

Все эти факторы оказывают существенное влияние как на восприятие международной системы и порождаемых ею внешних угроз, так и на формирование системы защиты национальных интересов в меняющемся мире. К их анализу мы еще будем обращаться при исследовании политической, экономической и социальной сфер безопасности.

Специфика геополитического положения России предопределяет влияние внешних факторов на формирование системы национальной безопасности. Как вполне справедливо указывает Ю.А. Тихомиров, применительно к России именно геополитические обстоятельства лежат в основе сложившегося системного качества, которое именуется приоритетом внешних факторов развития страны в сравнении с внутренними. Длительность и постоянство выполнения внешних функций по защите территориального единства и целостности в виду того, что сама эта территориальная целостность масштабна, безмерна и ресурсно богата, привели к тому, что система нашей безопасности вынуждена в первую очередь учитывать пространственно-пограничные аспекты безопасности, региональную специфику, эшелонирование всех компонентов безопасности страны в зависимости от расположения ее геополитических образований и т.п.7

Российская Федерация по территории, ресурсному потенциалу является крупнейшей страной. По расположению относительно основных центров силы Россия занимает центральное место. Ее территория площадью 17075,4 тыс. кв. км расположена в восточной части Европы и северной части Азии. Россия граничит с 16 государствами, протяженность ее границ - 60932,3 км (сухопутных -14509,3 км, морских - 39807 км, речных - 7141 км, озерных - 475 км). Граница, унаследованная от СССР, оформленная в международно-правовом отношении, составляет 9850 км (8 сопредельных государств). В то же время граница, не оформленная в международно-правовом отношении, - 13599 км (8 сопредельных государств). Из 89 субъектов Российской Федерации 45 (51%) являются приграничными. Из них 24 субъекта оказались приграничными впервые.

В результате распада СССР и роспуска Варшавского договора изменилось геополитическое и военно-стратегическое положение России. Вокруг нее образовалась три «кольца» государств, занимающих различные позиции по отношению к национальным интересам России. Первое «кольцо»

- ближнее зарубежье - образуют самостоятельные государства, вышедшие из Советского Союза. Второе «кольцо» - североевропейские государства и государства - бывшие участники Организации Варшавского договора - среднее зарубежье. Третье «кольцо» - дальнее зарубежье - составляют государства на Западе, Юге и Востоке.

Процессы, произошедшие в 90-е гг. ХХ в., существенным образом отразились на системе безопасности. В результате разрыва единого пограничного пространства СССР, разрушения системы охраны границ, особенно на южных рубежах8, значительно возросли угрозы безопасности России на новых участках государственной границы и территориях страны, впервые ставших приграничными.

Новые реалии мировой политики, безусловно, оказывают влияние на геополитические процессы

- как международные, так и региональные. Геополитика как средство достижения национальных

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (26) 2005

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (26) 2005

интересов становится одной из важнейших составляющих при обеспечении государственного суверенитета в условиях мировой глобализации. Особое значение эта сфера государственной деятельности имеет для России, которая в силу своего географического положения, огромной территории с богатыми природными ресурсами может быть, с одной стороны, наиболее уязвима, с другой же стороны, может весьма успешно использовать указанные факторы в своих национальных интересах. Вместе с тем, к сожалению, следует отметить, что после распада СССР именно на этом направлении Россия потерпела серьезные поражения.

В политико-правовой науке существуют различные прогнозы развития международной системы. Концепция безопасности России должна строиться на основе глубокого и всестороннего анализа существующих прогнозов, выбора наиболее выгодного для обеспечения национальных интересов России и формирования системы мер по реализации именно этого варианта развития событий. В настоящее время в целях защиты национальных интересов Россия должна перестать быть сторонним наблюдателем происходящих в мире перемен, начать активную, целенаправленную и планомерную деятельность в сфере формирования собственной политики на международной арене.

Как один из возможных вариантов развития социума рассматривается формирование однополярной системы. Расширительный вариант концепции униполярности также исходит из постулата о том, что с распадом «советского» полюса биполярного мира международная система становится однополярной. Однополярность при этом предполагает формирование системы доминирующих в глобальной системе демократических индустриальных стран при гегемонии США. «Лидерство Америки в рамках униполя носит характер первенства среди равных и друзей, а не господства одной державы над сопротивляющимися подчиненными народами. Оно воплощается не путем принуждения, а путем согласия, осуществляющегося через посредство многосторонних структур униполя»9.

Формирование униполя и «морального лидерства» в нем США предполагается формировать на основе «международной системы ценностей» и «господствующего культурного климата», составляющими которого являются:

- идеал демократии (несмотря на отсутствие всеобщей приверженности правам человека);

- идеал терпимости (хотя в отношении иностранцев он проявляется лишь частично и не всегда распространяется на некоторые меньшинства, например, гомосексуалистов);

- ориентация на локальный уровень артикуляции интересов (город, в меньшей степени - страна);

- идея женской эмансипации и довольно либеральные взгляды на брак;

- признание наличия проблем, связанных с окружающей средой;

- стремление защитить детей от воздействия неблагоприятных факторов10.

Подтверждением подобной тенденции развития мирового порядка, имеющей к тому же немалое

значение для будущего России, являются интеграционные процессы в деятельности НАТО (несмотря на совершенно новую геополитическую ситуацию на Европейском континенте). Одним из наиболее существенных тому подтверждений выступает включение в Североатлантический союз новых стран за счет государств Центральной и Восточной Европы - так называемое движение НАТО на восток.

Процесс этот начался в 1990 г., когда военный блок впервые предложил сотрудничество странам Центральной и Восточной Европы. В 1991 г. был создан форум для обсуждения вопросов взаимодействия между НАТО и его бывшими противниками - Совет Североатлантического Сотрудничества, преобразованный в 1997 г. в Совет Евроатлантического партнерства. В 1994 г. была принята программа «Партнерство ради мира». Россия присоединилась к этой программе одной из первых, но затем свернула свое участие в ней. Россия и НАТО подписали в 1997 г. Основополагающий Акт, создающий правовую основу взаимоотношений. В июле 1997 г. государства Североатлантического Договора пригласили три государства из числа бывших противников - Польшу, Чехию и Венгрию. Окончательное оформление их членства состоялось в 1999 г. На этой же встрече Североатлантического Договора подписана хартия «Украина -НАТО», определяющая специальные отношения между ними. «Вторая волна» присоединения к НАТО завершилась тем, что в 2004 г. Североатлантический Договор подписали Болгария, Словакия, Словения, Латвия, Литва и Эстония.

Российское руководство прямо заявило, что «по целому ряду параметров нынешние политические и военные установки НАТО не совпадают с интересами безопасности Российской Федерации, а порой прямо противоречат им. В первую очередь это касается положений новой стратегической концепции НАТО, не исключающих ведения силовых операций вне зоны действия Вашингтонского договора без санкции Совета Безопасности ООН. Россия сохраняет негативное отношение к расширению НАТО»11.

По мнению Хантингтона, современный миропорядок характеризуется наличием одной сверхдержавы, окруженной несколькими вполне самостоятельными, но существенно меньшими по военному или экономическому потенциалу центрами, способными не только пойти на конфликт друг с другом, но и бросить вызов и серьезно осложнить жизнь такой сверхдержаве. Вместе с тем ни один из альтернативных центров силы не в состоянии стать противовесом этому суперцентру как организующему началу мировой экономической и политической системы12.

В этой ситуации реализация Россией своих национальных интересов и обеспечение безопасности должны быть связаны с поддержанием и формированием дружественных отношений с «братскими», культурно идентичными, прежде всего православными славянскими народами. Российское руководство, к сожалению, не принимает во внимание то обстоятельство, что если сегодня разрушают территориально-государственную целостность, уничтожают государственность народа с близкой культурой и общими историческими корнями, то завтра будут уничтожены те, кто вопреки принципам существовавших отношений не пришли ему на помощь. Примером тому может служить политика, проводимая Россией в отношении бывшей Югославии и особенно в отношении Сербии.

Вряд ли Россия получит хоть какие-то выгоды от формирования униполярной международной системы. России это грозит полным подчинением экономической и политической сфер жизни интересам супердержавы, утратой контроля над энергоресурсами и, по сути, реальной угрозой собственной государственности. В связи с этим в Концепции внешней политики РФ «создание однополярной структуры мира при экономическом и силовом доминировании США» указывается в качестве основной угрозы национальным интересам России в международной сфере. Указывается, что «Россия будет добиваться формирования многополярной системы международных отношений, реально отражающей многоликость современного мира с разнообразием его интересов».

Сама Россия в ближайшей перспективе вряд ли способна выступить в роли противовеса. В связи с этим необходимо строить свою внешнюю политику в расчете на формирование нового центра силы, прежде всего в лице Китая (именно с перспективами динамичного развития Азиатско-Тихоокеанского региона многими связывается восстановление биполярности), который в условиях стабильного экономического роста при параллельном наращивании военных усилий может уже в первой четверти XXI в. составить серьезную конкуренцию США. Определенные усилия в этом направлении со стороны России в последнее время предпринимаются13. Однако необходимо иметь в виду, что поддержка Китая на современном этапе формирования международных отношений вовсе не гарантирует обеспечения собственной безопасности и защиты национальных интересов в отношениях с этой страной в будущем (как известно, Китай и в настоящее время довольно агрессивно действует в реализации своих интересов на территории России). В связи с этим параллельно развитию добрососедских отношений с Китаем России требуется предпринять немало усилий по развитию системы коллективной безопасности в рамках Содружества Независимых Государств и налаживанию отношений с «ближайшими родственниками» - Украиной и Белоруссией. Однако, как явствует из последних событий, и в одном, и в другом направлении существует множество проблем.

Ситуация в области обеспечения коллективной безопасности государств СНГ определяется тем, что огромное количество договоров и соглашений о сотрудничестве в области безопасности практически сразу после подписания превращаются в недействующие акты или в лучшем случае остаются лишь общими заверениями о намерениях и декларациями. В настоящее время порядок управления силами общего назначения определяется исключительно национальным законодательством государств их пребывания. Никаких Сил общего назначения в состав Объединенных Вооруженных Сил Содружества ни одним государством до настоящего времени не выделено. В этой связи не действуют и нормы Соглашения о военной присяге в Силах общего назначения от 16 января 1992 г., Соглашения о принципах комплектования Объединенных Вооруженных Сил Содружества и прохождении в них военной службы от 20 марта 1992 г. Не действует ни одна норма Соглашения о формировании единого оборонного бюджета и порядке финансирования Вооруженных Сил государств Содружества от 14 февраля 1992 г. Нарушаются обязательства по стратегическим силам.

Несмотря на объективную необходимость для государств-членов СНГ и особенно для России объединить усилия для защиты своих национальных интересов и обеспечения безопасности при наличии напряженности, открытых военных действий в Азии, транзита наркотических средств и оружия, такого объединения в реальности не происходит14. Количество членов СНГ уменьшается, в рамках самой организации возникают существенные противоречия и локальные объединения. Так, например, в 1993 г. создано Центральноазиатское экономическое сообщество (ЦАЭС)15, в 1994 г. -Межгосударственный совет Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Республики Узбекистан (созданы рабочий орган - Исполнительный комитет, советы премьер-министров, министров иностранных дел и обороны).

Образование этих организаций стало своего рода вызовом сложным и противоречивым процессам интеграции республик, входивших в состав СССР, в рамках СНГ. В связи с тем, что СНГ не смогло стать полноправным инструментом объединения постсоветских государств, соответственно и начался переход от попыток создания крупных интеграционных объединений к отраслевым, региональным, двусторонним отношениям. Однако и в рамках региональных объединений (в том числе России и Белоруссии) не удается достичь желаемых результатов. Со стороны России должно предприниматься значительно больше усилий, в т.ч. экономического характера, для интеграции государств в рамках СНГ. Как справедливо отметил Р.Гейтс, «ни одна международная организация

- нигде - не может быть эффективной в решении серьезных потенциальных конфликтов, пока не найдется одна страна, которая возьмет на себя ответственность и бремя лидерства, а другие не

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (26) 2005

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (26) 2005

захотят следовать за ней... Консультации между государствами... весьма важны, но ценной предупредительная дипломатия станет только тогда, когда ее действия будут порождать результат, а не бесполезные дебаты»16.

Таким образом, в настоящее время внешняя безопасность России, связанная с противодействием процессам формирования униполярной международной системы, предполагает:

- установление механизмов взаимовыгодных отношений и согласования позиций по вопросам международной жизни с формирующимися центрами силы - Западной Европой и Китаем;

- формирование дружественных отношений с «братскими», культурно идентичными, прежде всего православными славянскими народами;

- развитие системы коллективной безопасности в рамках Содружества Независимых Государств;

- противостояние информационно-психологическому воздействию.

Интеграция с ближайшими соседями необходима для эффективного противостояния внешним угрозам, в том числе военного-политического характера.

Военно-политическая обстановка определяется следующими основными факторами:

- снижение опасности развязывания крупномасштабной войны, в т.ч. ядерной;

- формирование и укрепление региональных центров силы; усиление национального, этнического и религиозного экстремизма; активизация сепаратизма;

- распространение локальных войн и вооруженных конфликтов; усиление региональной гонки вооружений;

- распространение ядерного и других видов оружия массового уничтожения, средств его доставки; обострение информационного противоборства17.

Военный фактор во все времена был решающим во внешнеполитических отношениях государств. Анализ современного состояния военной сферы показывает, что страны НАТО, Япония, Китай не только сохранили, но и продолжают совершенствовать и укреплять свои вооруженные силы. Ядерные силы зарубежных государств, несмотря на проводимые сокращения, остаются достаточными для того, чтобы осуществлять функцию стратегического сдерживания. США в соответствии с подписанными договорами СНВ-1 и СНВ-2 сокращают свои стратегические силы на двусторонней основе с Россией. В то же время Великобритания, Франция и Китай пока не предлагают осуществлять существенные сокращения.

Численный и боевой состав сил общего назначения развитых стран находится в стадии стабилизации, и достигнутые пропорции, видимо, будут сохраняться еще десятилетия при постоянном техническом переоснащении все более современными образцами оружия и военной техники. Несмотря на определенные сокращения личного состава армий европейских стран НАТО, группировка этого союза останется самой мощной в мире на долгие годы. В связи с этим, с учетом указанного выше «движения НАТО на восток», особую озабоченность вызывает современное состояние Вооруженных Сил Российской Федерации и уровень их технического оснащения, научные разработки в сфере военной техники и вооружений.

Следует, на наш взгляд, выделить следующие аспекты внешней безопасности в военной сфере:

- анализ существующих и возможных театров военных действий, основных операционных направлений;

- состояние стратегических резервов, людских, материальных и финансовых ресурсов и др.;

- количественные и качественные характеристики Вооруженных Сил государства, наличие современных ядерных и обычных вооружений, основных видов Вооруженных Сил, степень боеготовности и боеспособности армии и флота;

- наличие военных союзников, участие государства в региональных военно-политических союзах, межгосударственных и коалиционных группировках;

- возможность стратегического развертывания войск и флота, характер их размещения;

- профессиональная подготовка и морально-психологическая устойчивость, наличие современного и исторического боевого опыта, военных традиций и т.д.;

- состояние военных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, развитие военной науки;

- направленность военной доктрины.

Необходимо отметить, что по всем указанным направлениям, за исключением разве что исторического боевого опыта, Россия значительно снизила свой потенциал и ухудшила реальное состояние, что значительно снижает уровень безопасности государства и не позволяет с достаточной степенью эффективности защитить и реализовать национальные интересы.

В целом можно сделать вывод, что к основным реальным внешним угрозам безопасности России на сегодняшний день могут быть отнесены следующие:

- качественное и количественное наращивание мощи вооруженных сил другими государствами в регионах, прилегающих к государственной границе России;

- наличие очагов вооруженных конфликтов и политической дестабилизации, прежде всего вблизи границ России и ее союзников;

- территориальные притязания, неурегулированность вопросов о разграничении территории, экономических зон и континентального шельфа;

- ущемление экономических интересов государства и посягательства на его природные богатства;

- интенсивная противоправная разведывательная деятельность других государств;

- нравственно-психологическая экспансия;

- международный терроризм.

Для обеспечения внешней безопасности, в т.ч. военной, необходимо проводить мероприятия, которые можно объединить в два крупных направления:

1) сведение к минимуму существующих внешних угроз - предполагает заключение между государствами различных соглашений и договоров, способствующих укреплению мира, коллективной безопасности, взаимопомощи, разрешению возникающих противоречий мирным путем;

2) поддержание на должном уровне обороноспособности страны - предполагает создание системы обороны, в т.ч. в информационной сфере, адекватной уровню внешней опасности и непосредственной военной угрозы, готовность к применению Вооруженных Сил и других войск, всей оборонной мощи государства для защиты своих интересов. Это предполагает также создание единой системы политического руководства военной организацией государства, ее законодательное закрепление, а также скорейшее завершение военной реформы.

В заключение хотелось бы особо отметить, что основной каркас международной системы формируют наиболее мощные в экономическом и сильные в политическом отношении государства, что позволяет им навязывать остальному миру свои национальные интересы. Существуют два способа добиться этого: или самому стать сильным, или присоединиться к сильным государствам. В связи с этим достойное положение в системе международных отношений, способность защитить национальные интересы и обеспечить безопасность от внешних угроз напрямую зависит от ситуации внутри страны, способности государства найти потенциал для стабилизации внутриполитических отношений, развития экономической и социальной сфер жизнедеятельности.

1 Концепция внешней политики Российской Федерации Утверждена Указом Президента РФ от 28 июня 2000 г. // Российская газета. 2000. 11 июля.

2 Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации от

17 декабря 1997 г. № 1300 (в ред. Указа Президента от 10 января 2000 г. № 24) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 2. Ст. 170.

3 Лавров С. Архитектура завтрашнего мира: современная демократия, международное управление и будущее человеческого сообщества // Российская газета. 2005. 11 февраля.

4 См. там же.

5 См., напр.: Левашов В.К. Глобализация и социальная безопасность // Социс. 2002. № 3. С. 21-22. Среди множества публикаций последних лет по данным проблемам следует обратить внимание также на книгу: Cohen Robin, Kennedy Paul. Global Sociology. Palgrave. N.Y., 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Кастельс М. Информационная эпоха: экономика общества и культура. М., 2000. С. 105.

А. Тойнби подчеркивал, что предстоит затратить немало усилий на исследование отношений «экуменического характера», под которыми он понимал социальные отношения вселенского всемирного масштаба, принципиально отличающиеся от «международных отношений». См.: Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1991. С. 34.

7 См.: Тихомиров Ю.А. Геополитические императивы безопасности российского государства // Государство и право. 2005. № 1. С. 82-83.

8 Только на Северном Кавказе более 1250 км участков государственной границы оказались полностью необустроенными, открытыми и не защищенными силами и средствами пограничной охраны.

9 Страусс А. Униполярность. Концентрическая структура нового мирового порядка и позиция России // Полис. 1997. №

2. С. 29.

10 См.: Стай А. Общественное мнение и всеобщая этика: описательное исследование данных обследований // Всемирный доклад по культуре 1998. Культура, творчество, рынок. М., 2001. С. 252-277, 278-308.

11 Концепция внешней политики. Утверждена Указом Президента РФ 28 июня 2000 г. // Российская газета. 2000. 11 июля.

12 См.: Huntington S.P. The Lonely Superpower // Foreign Affairs. 1999. № 2.

13 Концепция внешней политики указывает на то, что «упор будет сделан на активизации участия России в основных

интеграционных структурах Азиатско-Тихоокеанского региона - форуме “Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество”, региональном форуме Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) по безопасности, в созданной при инициативной роли России “шанхайской пятерке” (Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан)». См.: Концепция внешней

политики. Утверждена Указом Президента РФ 28 июня 2000 г. // Российская газета. 2000. 11 июля.

14 Отметим хотя бы следующий факт: несмотря на то, что после принятия Договора о коллективной безопасности пятеро его участников приняли решение о ратификации, Россия этому не последовала. Более года шли дебаты на парламентском и межведомственном уровне о том, надо ли России участвовать в региональной системе коллективной безопасности, Между тем реализация реальных мер, к которым на тот момент иные участники договора были готовы, затягивалась. В итоге договоренности приобрели характер декларации.

15 В момент создания (23 сентября 1993 г.) Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном был подписан Договор о создании экономического союза - организация тогда называлась Центральноазиатским союзом. 30 марта 1998 г. к союзу присоединился Таджикистан. С 17 июля 1998 г. данное региональное объединение называется Центральноазиатским экономическим сообществом. Россия, Грузия, Украина и Азербайджан получили в ЦАЭС статус наблюдателей.

16 Gates R.M. Preventive Diplomacy: Concept and Reality // PacNet Newsletter. 1996. № 39. Sept. 27.

17 См.: Военная доктрина Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ от 21 апреля 2000 г. № 706 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 17. Ст. 1852.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (26) 2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.