Научная статья на тему 'Основные направления национальной стратегии финансовой безопасности'

Основные направления национальной стратегии финансовой безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1864
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСЫ / СТРАТЕГИЯ / ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА / ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ / FINANCE / STRATEGY / FINANCIAL SYSTEM / FINANCIAL SECURITY CHALLENGES AND THREATS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Буневич Константин Георгиевич, Ефимов Владимир Семенович

В статье рассматриваются правовые аспекты обеспечения национальной безопасности. В этом контексте акцентируется внимание на финансовую сферу. Анализируются теоретические подходы к вызовам и угрозам финансовой системе России. Предлагается авторское обоснование по необходимости выработки Национальной стратегии финансовой безопасности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main directions of the national strategy for financial security

The article deals with the legal aspects of national-security. In this context, attention is focused on the financial sector. The theoretical approaches to the challenges and threats to the financial system of Russia. The author's study on the need for a national strategy for financial security

Текст научной работы на тему «Основные направления национальной стратегии финансовой безопасности»

4. Чепанская Г. Ростовская страница «Молодой гвардии»// О подпольной организации города Краснодона. «Молодая гвардия». URL:

http://thefireofthewar.ru/1418/index.php/mg/stati/1671-chapanskaya-g-rostovskaya-stranitsa-molodoj -gvardii

5. Янчевский Н.Л. Гражданская борьба на Северном Кавказе. Ростов н/Д.: Севкавкнига, 1927. 158 с.

6. Янчевский Н.Л. Как живет и чем болеет деревня. Ростов н/Д., 1924.

7. Авксентьев Н.Д. Современные записки, 1926.

8.. Чернопицкий П.Г. Деревня Северо-Кавказского края в 1920-1929 гг. Ростов н/Д., 1987.

9. АлпатовМ.А. Горели костры: роман. М.: Правда, 1986. 480 с.

10. Вся Область Войска Донского на 1899 год; сост. Д.С. Нейфельд. Издание А.И. Тер-Абрамян.

11. Алфавитный список населенных мест Области Войска Донского (по данным 1912 г.) / под ред. З.И. Щелкунова. Новочеркасск: изд-во обл. войска Донского стат. комитета, 1915.

12. Скороход О. По велению Екатерины // Наш край. № 287-288 (16689) от 08.12.2012 г.

13. Бредихин А.В. Казачье самоуправление на селе (на примере с. Дячкино) // Государственный советник. 2015. № 1(9). С. 35-39.

14. Бредихин А.В. Этнокультурная идентичность приграничья (сельский этюд) // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура: научный и социокультурный журнал. М.: МГУ ПС (МИИТ), 2015. Вып. 1(48). С. 99-106.

The administrative-territorial division of the border municipalities

Anton Viktorovich Bredikhin, graduate student ofpost-Soviet countries, the adviser of the state Civil Service of the Russian Federation 3 classes, Russian State Humanitarian University

The author reveals the issues of the administrative-territorial division in connection with the Historical background of the municipalities. As an example, select the Rostov region, in particular the Tara-sovsky district and Dyachkino.

Keywords: Euroregion, Cossacks, borderland, Donbass, Ukraine, Dyachkino, Rostov region, Don, the Ukrainians, the municipality

УДК 338.245

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Константин Георгиевич Буневич, канд. экон. наук, доцент, заведующий кафедрой финансов и кредита, E-mail: [email protected], Владимир Семенович Ефимов, канд. экон. наук, ст. науч. сотр., проф. кафедры финансов и кредита, E-mail: [email protected], Московский университет им. С.Ю. Витте, http://www.muiv.ru

В статье рассматриваются правовые аспекты обеспечения национальной безопасности. В этом контексте акцентируется внимание на финансовую сферу. Анализируются теоретические подходы к вызовам и угрозам финансовой системе России. Предлагается авторское обоснование по необходимости выработки Национальной стратегии финансовой безопасности.

Ефимов

Ключевые слова: финансы, стратегия, финансовая система, финансовая безопасность, вызовы и угрозы.

Экономические основы устойчивого и безопасного развития страны во многом зависят от состояния ее финансовой систе-Ь мы, обеспечения финансовой безопасности государства, под которой понимается «обеспечение такого развития финансовой системы и финансовых отношений и процессов в эконо-^^к мике, при котором создаются необходимые финансовые условия для социально-экономической и финансовой стабильности развития страны, сохра-

И.Г. Буневич нения целостности и единства финансо-

вой системы (включая денежную, бюджетную, кредитную, налоговую и валютную системы), успешного преодоления внутренних и внешних угроз России в финансовой сфере» [1].

За последние годы в России созданы все основные рыночные экономические институты. Вместе с тем финансовая система России оказалась наиболее уязвимой для различных угроз. Так, среди внешних угроз можно выделить влияние мирового финансового кризиса, интересы международных корпораций на российском рынке в ущерб России, что может отразиться на финансовом рынке страны, темпах развития, жизненном уровне населения. Финансово-экономический кризис года показал слабость и неустойчивость финансовой системы, ориентированной на привлечение заемных средств из-за рубежа, зависимость от экспорта энергоносителей, кредитования наших банков за границей, приток на фондовый рынок спекулятивных средств.

Внутренние угрозы финансовой безопасности связаны с криминализацией экономики, недостаточным правовым обеспечением финансовой системы, слабой эффективностью финансового контроля и банковского надзора, нецелевым расходованием бюджетных средств, большим удельным весом в ВВП теневой экономики, коррупцией.

Для преодоления последней был принят Национальный план противодействия коррупции, в котором задействована система органов, включая Счетную палату, МВД РФ, ФСБ РФ, Генеральную прокуратуру, Федеральную службу по финансовому мониторингу, Федеральную службу финансово-бюджетного надзора.

Концептуальные положения в области обеспечения национальной безопасности базируются на фундаментальной взаимосвязи и взаимозависимости Федерального закона от 28 декабря 2010 г. «О безопасности», Стратегии национальной безопасности РФ, Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.

В Законе «О безопасности» впервые дано определение государственной политики в области обеспечения национальной безопасности. Реализация Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г. призвана стать мобилизующим фактором развития национальной экономики, улучшения качества жизни населения, обеспечения политической стабильности в обществе, укрепления национальной обороны, государственной безопасности и правопорядка, повышения конкурентоспособности и международного престижа РФ [2].

Созданная законодательная база позволяет проводить работу по реализации долгосрочной политики по основным направлениям обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития РФ. Секретарь Совета безопасности РФ Н. Патрушев отмечает, что «возросли угрозы, связанные с неконтролируемой и незаконной миграцией, наркоторговлей и торговлей людьми, другими формами транснациональной организованной преступности. Отчетливо стали проявляться недостаточные темпы перехода к инновационной экономике, проблемы высокого уровня социального расслоения

населения, в региональном развитии и повышении эффективности государственного управления. Все это потребовало нового понимания основ обеспечения национальной безопасности, а именно - четкого определения взаимосвязи и взаимозависимости безопасности и развития. Возникла необходимость формирования новой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности, неразрывно связанной с вопросами устойчивого социально-экономического развития страны...... Безопасность

через развитие становится. ключевым принципом стратегического планирования, суть которого заключается в том, что надежное обеспечение безопасности возможно только через устойчивое социально-экономическое развитие страны. [3].

В то же время «главными стратегическими рисками и угрозами национальной безопасности в экономической сфере на долгосрочную перспективу являются:

- сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики;

- снижение конкурентоспособности и высокая зависимость ее важнейших сфер от внешнеэкономической конъюнктуры;

- потеря контроля над национальными ресурсами, ухудшение состояния сырьевой базы промышленности и энергетики;

- неравномерное развитие регионов и прогрессирующая трудонедостаточность;

- низкая устойчивость и защищенность национальной финансовой системы;

- сохранение условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений, а также незаконной миграции. [4].

В стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г. отмечается, что особого внимания требуют низкая устойчивость и защищенность национальной финансовой системы. Стержневое звено финансовой безопасности, от которого зависит устойчивость финансовой системы страны, - это, прежде всего, бюджетно-налоговая сфера, являющаяся основой функционирования любого государства. Именно поэтому показатели функционирования бюджета стоят в одном ряду с основными макроэкономическими показателями, характеризующими уровень социально-экономического развития страны. Таким образом, одна из важнейших сторон проблемы экономической безопасности государства - состояние его финансовой системы (государственного бюджета и других институтов), способность этой системы обеспечивать государство финансовыми средствами, достаточными для выполнения его внутренних и внешних функций [1].

Однако значительный удельный вес теневой экономики, криминализация финансово-хозяйственных отношений в России отрицательным образом сказывается в целом на финансово-кредитной и вызывает угрозы национальной безопасности государства. В этой связи в рамках экономической теории развиваются направления, связанные с исследованием проблем обеспечения национальной безопасности, противодействия преступлениям в экономической сфере. Следует отметить направление, которое получило название «Экономическая теория преступлений и наказаний. [5]. Анализ в его рамках осуществляется для решения задач, по выработке экономической политики противодействия преступности и теневой экономике; измерению теневой экономики, ее экономической сегментации; объяснению модели поведения преступников; оценке макроэкономических последствий преступной деятельности для общества; изучению экономических механизмов, применяемых преступниками и их влияния на экономику и т.д.

Традиционно вопросы использования экономических знаний в практике борьбы с преступлениями разрабатывались юридической наукой в рамках направлений «уголовный процесс., «криминалистика., «судебная экспертиза.. Указанными направлениями исследовались процессуальные и криминалистические возможности применения экономических знаний в правоохранительных целях, в том числе в рамках судебно-экономических экспертиз. Сегодня отмечается необходимость кристаллизации экономических знаний в целях противодействия криминализации хозяйственно-финансовых отношений, разработки на их основе механизмов противодействия преступности. Так,

предлагается осуществить синтез этих знаний в синтетическую агрегированную отрасль науки - анализ и прогнозирование рисков в деятельности хозяйствующих субъектов, судебную экономику, судебную бухгалтерию, «экономическую теорию преступлений и наказаний» (экономика организованной преступности, методы оптимизации правоохранительной деятельности, экономическая теория контроля над преступностью и др. [6].

В современных условиях для противодействия этим процессам недостаточно опираться на положения криминалистики, а требуется использование экономических знаний для выявления отклонений от нормального протекания экономических процессов, обеспечения финансовой безопасности экономических систем.

Сущность экономической безопасности на уровне государства определяется как состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов. Иными словами, экономическая безопасность - это не только защищенность национальных интересов, но и готовность и способность институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества.

На микроуровне под экономической безопасностью хозяйствующего субъекта понимается такое его состояние, при котором посредством проведения соответствующего комплекса мероприятий обеспечивается гарантированная защита от негативного воздействия контрагентов (конкурентов, криминала и т.п.) на его экономическое, технического и финансовое положение, а также достижение конкурентных преимуществ.

В то же время криминализация экономических отношений рассматривается в качестве одной из основных угроз экономической безопасности. Эффективная деятельность контролирующих органов, правоохранительной системы - это в свою очередь ключевой фактор, направленный на нейтрализацию этих угроз. Чтобы это обеспечить необходима разработка комплекса мер в рамках национальной стратегии финансовой безопасности, включая разработку частных методик по выявлению и фиксации финансовой составляющей конкретных видов преступлений, встраивание этих методик в общие алгоритмы действий при их выявлении и расследовании.

К первоочередным угрозам экономической безопасности предприятия относят противоправную деятельность, связанную с корпоративными мошенничествами, уклонением от уплаты налогов, отмыванием денежных доходов, полученных преступным путем, незаконным «обналичиванием» денежных средств, не учитываемой легально заработной платы в конвертах и др. Финансовые расследования, осуществляемые службами внутреннего контроля (аудита), экономической безопасности, аудиторами мошенничества консалтинговых компаний, выступают в качестве одного из основных инструментов по противодействию данным угрозам [11].

Вместе с тем усиление роли финансовых отношений во всех сферах экономики страны приводит к росту значимости обеспечения финансовой безопасности как на уровне государства, так и субъектов финансового и нефинансового секторов экономики. Так, справедливо отмечается, что «финансовая система России - основное звено регулирования экономических процессов развивающегося российского рынка - представляет собой наиболее уязвимую систему для использования ее преступными элементами, конкурирующими международными корпорациями, заинтересованными международными кланами и государствами в обеспечении своих интересов на российском рынке в ущерб экономике России. Правовое обеспечение финансовой системы оказалось наиболее отсталой сферой финансового законодательства, крайне несогласованной с мировой практикой и международными соглашениями России в области банковской и налоговой деятельности».

Изощренные способы этих противоправных деяний в этой сфере, высокий уровень их латентности обусловливают сложность их выявления и требуют специальных

механизмов их расследования с применением финансово-аналитического инструментария, основанного на знаниях финансового менеджмента, анализа, бухучета и др.

Как показывает практика, требуется научное обоснование таких механизмов, направленных на снижение финансовых рисков и угроз, обеспечение финансовой безопасности, выявление негативных процессов в экономике и финансах на основе междисциплинарного научного подхода, сочетающего методы юридической, экономической и других наук. Это позволит создать методологическую базу для разработки частных методик по выявлению и расследованию правонарушений и преступлений экономической направленности - финансовых расследований.

В теории экономической и финансовой безопасности эти вопросы исследуются с позиций выявления современных рисков и угроз безопасности денежно-кредитной, налогово-бюджетной систем. Структурно система экономической безопасности включает ряд блоков: стратегия национальной безопасности - национальные интересы России в сфере экономики - угрозы в сфере экономики - индикаторы экономической безопасности - их пороговые значения - организация экономической безопасности - правовое обеспечение экономической безопасности. Исходя из такого подхода, необходимо исходить при разработке национальной стратегии финансовой безопасности. В ней должны быть учтены, новые риски, опасности и угрозы, связанные с криминализацией финансово-хозяйственных отношений. С учетом того, что частота рисков как в стране, так и в мире повысилась, необходимо дальнейшее исследование их новых параметров. Так, экспертами Всемирного экономического форума были проведены специальные исследования современных рисков. В частности, в докладе «Глобальные риски-2011» среди ключевых групп риска в наступившем десятилетии названы структурные недостатки мировой экономики, ставшие причиной последнего глобального финансового кризиса.

Нынешний кризис выявил новые параметры, которые нужно включать в оценку уязвимости в рамках анализа и мониторинга финансовой стабильности, криминализации финансово-хозяйственных отношений, мошенничества с финансовой отчетностью и др. В этих целях необходимо исследование комплекса теоретических и прикладных проблем, связанных с формированием национальной финансовой стратегии, включая основные тенденции финансовой политики, угрозы национальным интересам с учетом криминализации финансовых отношений.

Положения стратегии финансовой безопасности должны найти отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ, Стратегии развития финансового рынка РФ, Основных направлениях налоговой, денежно-кредитной политики.

Разработка национальной стратегии финансовой безопасности - сложный процесс, заключающийся в решении многокритериальных задач, требующих участия высокопрофессиональных специалистов, которыми уже был предложен позитивный и нормативный подходы к изучению экономических процессов, агрегирование, методы макроэкономического, экономико-математического и статистического анализа, метод межстрановых сопоставлений и др. [7].

При ее разработке должны быть учтены основные характеристики состояния национальной безопасности России:

- уровень безработицы (доля от экономически активного населения);

- децильный коэффициент (соотношение доходов 10 % наиболее и 10 % наименее обеспеченного населения);

- уровень роста потребительских цен;

- уровень государственного внешнего и внутреннего долга в процентном отношении от валового внутреннего продукта;

- уровень обеспеченности ресурсами здравоохранения, культуры, образования и науки процентном отношении от валового внутреннего продукта др.

При этом следует учесть, что перечень основных характеристик состояния национальной безопасности может уточняться по результатам мониторинга состояния безопасности, например, состоянием коррупции, криминализации финансово-хозяйственных отношений и др. Поэтому требует уточнения перечень рисков, угроз и опасностей финансовой безопасности. До сих пор остается открытым вопрос о разграничении этих понятий, Так, категория «риск» и связанные с ней понятия «угроза», «опасность» рассматриваются с разных подходов и в законодательстве получили ограниченное применение. Еще в Законе РФ от 5 марта 1992 г. № 2445-1 в статье 3 «угроза» определялась как «совокупность условий и факторов, создающих опасность». В специальной литературе под риском понимается комплекс (система) социальных, экономических, политических, духовных, техногенных и экологических процессов, разрушающим образом воздействующих на социальные организации и структуры, трансформируя их элементы и нарушая нормальное функционирование, что в конечном счете приводит социальные системы к упадку и распаду. Опасности характеризуются как качественно и количество определенные параметры и характеристики рисков, угрозы - качественно определенные характеристики и количественно замеренные параметры риска, а вызовы - основные детерминанты угроз и общий вектор их направленности.

Финансы, отражая через стоимостные показатели формирование и использование финансовых ресурсов, позволяют с использованием бухгалтерской счетной системы выявлять риски и угрозы финансовой безопасности, негативные отклонения от нормального протекания процессов с использованием соответствующего инструментария на основе методов и приемов финансового менеджмента, контроля, аудита, анализа.

Этот инструментарий позволяет формировать информацию, необходимую не только для принятия управленческих решений, но и для выявления угроз и опасностей (мониторинга подозрительных финансовых операций, определение уровня теневой экономики, индекса коррупции, который рассчитывается по ряду показателей и др.).

При этом «инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях, имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели являются разновидностью стоимостных, их особенность - в синтетическом (комплексном) характере отражения разных сторон как хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений, так и деятельности органов публичной власти. Вот почему в условиях рынка огромное значение приобрел наряду с государственным аудиторский финансовый контроль, призванный оценивать достоверность финансовой информации и вносить предложения по ее корректировке в направлении адекватного отражения реальных экономических процессов [9; 10].

В свете изложенного при разработке стратегии финансовой безопасности необходимо использование знаний в каждой из сфер финансовой системы, в том числе аналитических навыков по изучению отклонений от протекания нормальных процессов в узкопрофессиональной деятельности, поскольку существуют определенные закономерности формирования финансовой информации. При этом следует учитывать, что виды экономической преступности связаны с перенаправлением финансовых и товарных потоков и (или) внесением искажений в системы бухгалтерского, налогового или управленческого учета хозяйствующего субъекта. Роль финансовой информации крайне важна при противодействии экономической преступности при фиксации теневого движения денежных и товарных потоков, способов внесения искажений в систему учета, расчета финансового ущерба, контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности.

Литература

1. Экономическая безопасность России. Общий курс: учебник / под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2005. С. 312.

2. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 года № 537 «О стратегии национальной безопасно-

сти Российской Федерации до 2020 года».

3. Изменения в мире потребовали пересмотреть само понятие «обеспечение национальной безопасности» // Российская газета. 2012. 30 мая. С. 17.

4. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2009 года № 537. П. 55.

5. Латов Ю.В., Ковалев С.Н. Теневая экономика: учебное пособие для вузов / под ред. В.Я. Кикотя, Г.М. Казиахметова. М.: Норма, 2005. С. 12.

6. Герасимов П.А. Экономическая безопасность хозяйствующих субъектов: учебное пособие. М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2006. С. 22.

8. Мальцев Г.Н., Мальцева И.Г. Финансы: проблемы управления и прогнозирования. М.: Дело, 2005. С.291-340.

9. Ефимов В.С., Бушуева Н.В. Вызовы и угрозы финансово-кредитной системе РФ в современных условиях // В сб.: Потенциал социально-экономического развития Российской Федерации в новых экономических условиях: материалы Международной научно-практической конференции. М.: ЧОУВО «Моск. университет им. С.Ю. Витте», 2015. С. 34-41.

10. Ефимов В.С., Бушуева Н.В. Методологические подходы к исследованию финансовой безопасности // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Сер. 1: Экономика и управление. 2014. № 2 (8). С. 10-19.

11. Домник А.Ю., Ушаков В.Я. Современные особенности международного движения капитала: фактор для России // В сб.: Потенциал социально-экономического развития Российской Федерации в новых экономических условиях: материалы Международной научно-практической конференции. М.: ЧОУВО «Моск. университет им. С.Ю. Витте», 2015. С. 27-33.

The main directions of the national strategy for financial security

Konstantin Georgievich Bunevich, Ph. D., associate Professor, head of Department "Finance and credit", Witte Moscow University

Vladimir Semenovich Efimov, Ph. D., SNA, Professor of the Department "Finance and credit", Witte Moscow University

The article deals with the legal aspects of national-security. In this context, attention is focused on the financial sector. The theoretical approaches to the challenges and threats to the financial system of Russia. The author's study on the need for a national strategy for financial security.

Keywords: finance, strategy, financial system, financial security challenges and threats.

УДК 336.226.12

ПРИМЕНЕНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Лариса Геннадьевна Лагутина, канд. экон. наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и налогообложения, E-mail: larisalagutina@mail. ru, Московский университет им. С.Ю. Витте, http://www.muiv.ru

В статье обосновывается необходимость применения мер налогового стимулирования с целью активизации инвестиционных процессов в инновационную сферу. Автором рассматриваются способы оптимизации налоговой нагрузки организаций, реализованные действующим законодательством Российской Федерации, обеспечивающей рост прибыли, являющейся основным внутренним источником финансирования инновационной деятельности.

Ключевые слова: инновации, налоговое стимулирование, налог на прибыль, налоговая нагрузка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.