Научная статья на тему 'Основные направления налоговой политики как результат исследования эволюции пространственного развития'

Основные направления налоговой политики как результат исследования эволюции пространственного развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
пространственное развитие / фискальные механизмы / барьеры / производственное развитие / кластеризация / трансформация экономики / эволюция / налоговые инструменты / spatial development / fiscal mechanisms / barriers / industrial development / clustering / economic transformation / evolution / tax instruments

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Диана Евгеньевна Симакова

В статье рассматриваются ключевые направления налоговой политики в контексте эволюции пространственного развития. Исследование фокусируется на анализе взаимосвязи между налоговыми преференциями, льготами и пространственным развитием, выявляя наиболее эффективные стратегии для стимулирования экономического роста и сбалансированного развития регионов. Используя геоинформационные системы (ГИС) и другие аналитические инструменты, автор проводит комплексный анализ влияния налоговых льгот и преференций на различные территории, регионы, кластеры. Особое внимание уделяется трансформации и цифровизации экономики, которые диктуют необходимость адаптации налоговой политики к современным условиям экономического развития. В результате исследования предложены рекомендации по оптимизации налоговой политики, направленные на стратегическое совершенствование пространственного развития и улучшение управления экономическими процессами. Основные выводы работы подчеркивают важность интеграции пространственного анализа в разработку налоговых стратегий, что способствует более обоснованным управленческим решениям и повышению эффективности фискальных стимулов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Key tax policy directions based on research into the evolution of spatial development

The article examines the key areas of tax policy in the context of the evolution of spatial development. The research focuses on analyzing the relationship between tax preferences, benefits and spatial development, identifying the most effective strategies to stimulate economic growth and balanced development of regions. Using geographic information systems (GIS) and other analytical tools, the author conducts a comprehensive analysis of the impact of tax benefits and preferences on various territories, regions, and clusters. Special attention is paid to the transformation and digitalization of the economy, which dictate the need to adapt tax policy to modern conditions of economic development. As a result of the research, recommendations on optimizing tax policy aimed at strategic improvement of spatial development and improvement of economic process management are proposed. The main conclusions of the work emphasize the importance of integrating spatial analysis into the development of tax strategies, which contributes to more informed management decisions and increases the effectiveness of fiscal incentives.

Текст научной работы на тему «Основные направления налоговой политики как результат исследования эволюции пространственного развития»

Аудиторские ведомости. 2024. № 3. С. 149—155.

Audit journal. 2024;(3):149—155.

НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Научная статья

УДК 336.221.4

https://doi.org/10.2441 2/1 727-8058-2024-3-149-1 55 NIION: 201 7-0074-3/24-100

EDN: https://elibrary.ru/KPHGJG MOSURED: 77/27-021-2024-03-300

Основные направления налоговой политики как результат исследования эволюции пространственного развития

Диана Евгеньевна Симакова

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

Москва, Россия, simakova.diana@list.ru

Аннотация. В статье рассматриваются ключевые направления налоговой политики в контексте эволюции пространственного развития. Исследование фокусируется на анализе взаимосвязи между налоговыми преференциями, льготами и пространственным развитием, выявляя наиболее эффективные стратегии для стимулирования экономического роста и сбалансированного развития регионов. Используя геоинформационные системы (ГИС) и другие аналитические инструменты, автор проводит комплексный анализ влияния налоговых льгот и преференций на различные территории, регионы, кластеры. Особое внимание уделяется трансформации и цифровизации экономики, которые диктуют необходимость адаптации налоговой политики к современным условиям экономического развития. В результате исследования предложены рекомендации по оптимизации налоговой политики, направленные на стратегическое совершенствование пространственного развития и улучшение управления экономическими процессами. Основные выводы работы подчеркивают важность интеграции пространственного анализа в разработку налоговых стратегий, что способствует более обоснованным управленческим решениям и повышению эффективности фискальных стимулов.

Ключевые слова: пространственное развитие, фискальные механизмы, барьеры, производственное развитие, кластеризация, трансформация экономики, эволюция, налоговые инструменты

Для цитирования: Симакова Д.Е. Основные направления налоговой политики как результат исследования эволюции пространственного развития // Аудиторские ведомости. 2024. № 3. С. 149—155. https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-3-149-155. EDN: https://elibrary.ru/KPHGJG.

TAXES AND TAXATION

Original article

Key tax policy directions based on research into the evolution

of spatial development

Diana E. Simakova

Financial University under the Government of the Russian Federation,

Moscow, Russia, simakova.diana@list.ru

Abstract. The article examines the key areas of tax policy in the context of the evolution of spatial development. The research focuses on analyzing the relationship between tax preferences, benefits and spatial development, identifying the most effective strategies to stimulate economic growth and balanced development of regions. Using geographic information systems (GIS) and other analytical tools, the author conducts a comprehensive analysis of the impact of tax benefits and preferences on various territories, regions, and clusters. Special attention is paid to the transformation and digitalization of the economy, which dictate the need to adapt tax policy to modern conditions of economic development. As a result of the research, recommendations on optimizing tax policy aimed at strategic improvement of spatial development and improvement of economic process management are proposed. The main conclusions of the work emphasize the importance of integrating spatial analysis into the development of tax strategies, which contributes to more informed management decisions and increases the effectiveness of fiscal incentives.

Keywords: spatial development, fiscal mechanisms, barriers, industrial development, clustering, economic transformation, evolution, tax instruments

For citation: Simakova D.E. Key tax policy directions based on research into the evolution of spatial development // Auditor-skiye vedomosti = Audit journal. 2024;(3):149—155. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-3-149-155. EDN: https://elibrary.ru/KPHGJG.

© Симакова Д.Е., 2024

Введение. Основные направления налоговой политики в контексте пространственного развития основываются на нормативном правовом акте о стратегическом планировании в России. Социально-экономическое развитие конкретных зон, территорий и регионов должно осуществляться в рамках параметров пространственного развития, установленных Стратегией до 2025 года [5]. Проблема налогового стимулирования в данном контексте заключается в том, что нормативный правовой акт является в значительной степени декларативным, а механизмы развития территорий описаны широкими понятиями, что затрудняет достижение целей российской экономики.

Эволюционные изменения в налоговой политике пространственного развития требуют обоснования применяемых механизмов, ключевых и целевых ориентиров для преодоления социально-экономических различий регионов. Недостаток количественных показателей, формул экономических расчетов инновационной и инвестиционной среды, а также мониторинга различных территориальных режимов представляет собой значительную проблему для стратегического планирования российской экономики [7].

Цифровизация налоговой политики открывает новые возможности для повышения эффективности государственного управления и оптимизации налоговых процессов. Использование цифровых технологий позволяет более точно отслеживать движение финансовых потоков и налоговых поступлений в различных регионах, точках развития, что снижает уровень налоговых правонарушений и уклонения от уплаты налогов. Это обеспечивает более справедливое распределение налоговой нагрузки и улучшает бюджетное планирование на всех уровнях. Стратегия пространственного развития, учитывающая территориальные, региональные и кластерные особенности, позволяет государству более эффективно направлять ресурсы на приоритетные направления, обеспечивая сбалансированный рост и устойчивое развитие. Применение цифровых технологий в данном процессе обеспечивает гибкость и адаптивность налоговой системы, что особенно важно в условиях быстро меняющихся экономических реалий [2].

Основная часть. На основе исследования налогового стимулирования в части простран-

ственного развития можно выделить несколько ключевых направлений.

1. Устранение дисбалансов в развитии регионов через экономические /математические индикаторь . Налоговая политика должна отвечать вызовам пространственного развития и внедрять различные методы для устранения дифференциации в развитии регионов, территорий и кластеров. Данная политика может включать использование налоговых стимулов для привлечения инвестиций и развития определенных отраслей в малоразвитых регионах, имеющих низкий уровень индексов. В более развитых регионах можно вводить налоговые меры, направленные на стимулирование инноваций и высокотехнологичных отраслей, выявлять связи между существующими кластерными образованиями по географическому расположению. Важно учитывать особенности регионов и их потенциал, который субъект самостоятельно формирует для развития целевых ориентиров [6].

2. Мониторинг эффективности налоговых льгот и преференций представляет собой важный инструмент оценки воздействия налоговой политики на экономическое развитие регионов и территорий. В условиях эволюции налогового стимулирования пространственного развития этот процесс становится ключевым для оптимизации фискальных механизмов и повышения их эффективности. Единая система отслеживания льгот позволит более прозрачно и достоверно устранять малоэффективные фискальные инструменты.

3. Точки роста в рамках информационной системы кластерного, регионального, территориального и пространственного развития. В налоговом стимулировании пространственного развития необходимо выделить два ключевых концепта: точки роста и полюсы роста. Эти понятия играют центральную роль в разработке стратегий экономического развития территорий, направленных на повышение их конкурентоспособности и устойчивости. Точки роста — это конкретные географические или экономические зоны, которые обладают потенциалом для быстрого экономического развития и могут служить катализаторами для остальной территории. Полюсы роста, или экономические полюса, представляют собой более масштабные территории, обычно включающие в себя несколько точек роста. Полюсы роста фокусируются на создании синерге-тических эффектов за счет концентрации раз-

личных видов экономической активности и повышения общей экономической производительности региона. Эволюционный подход к налоговой политике пространственного развития предполагает постоянную адаптацию и корректировку мер в зависимости от изменений в экономической и социальной среде [8].

Оценка налоговых расходов в настоящее время является основным показателем оценки эффективности применяемых налоговых льгот и преференций на уровне кластеров, территорий, регионов и в целом экономического пространства. В связи с этим стоит определить важность формирования проекта документа, характеризующего не только количество, суммы льгот и преференций согласно существующей нормативно-правовой базе, их прогнозное значение, а также нормативных правовых актов на региональном уровне в разрезе инновационного и инвестиционного аспектов. Расчет показателей регламентируется Минфином России, при этом не отражает фактические показатели на уровне регионов.

Основная проблема нормативных правовых актов на уровне пространственного раз-

вития — это отсутствие правового подтверждения совмещения налоговых льгот и преференций при применении различных налоговых режимов. Налоговая политика государства направлена посредством государственных программ, внедряемых определенных зон (СЭЗ, ТОР) и иных налоговых режимов на инвестиционное и экономическое развитие регионов, однако не учитывается факт использования данных льгот как объект офшо-ризации и их пробелов в части различных вариантов использования. Данными фискальными стимулами активно пользуются холдинговые компании логистики, промышленности, складирования и хранения. Неправильное использование льготных режимов может создавать неравные условия для конкуренции между компаниями, что негативно отражается на стратегическом развитии. Установление конкретных правил и норм, касающихся совместимости льготных режимов, помогает обеспечить равные условия для всех участников рынка, поддерживая честную конкуренцию (табл. 1).

Таблица 1. Основные льготные налоговые режимы и их характеристика [10]

Характеристика Налоговый режим

СПИК ИНВ РИП ТОР ОЭЗ СЗПК

Порядок Разрешитель- Заявитель- Разреши- Разреши- Разреши- Разреши-

получения льгот ный ный тельный (кроме ДФО) тельный тельный тельный

Раздельный учет Да Нет Да Да Да Да

Льготы по налогу на прибыль Да Да Да Да Да Да

Льготы по налогу Зависит Нет Зависит Зависит Да Через

на имущество от региона от региона от региона налоговый вычет

Льготы Зависит Нет Зависит Зависит Да Через

по земельному от регио- от регио- от регио- налоговый

налогу на / МО на / МО на / МО вычет

Пониженные Нет Нет Нет Да (опре- Нет Нет

тарифы страховых деленные условия) (кроме ОЭЗ в Калинин-

взносов граде)

Иные меры Да Нет Нет Нет Да Да

Основные льготные налоговые режимы и их возможность совместного использования является одним из основных направлений налоговой политики в рамках пространственного развития. К примеру, наиболее распространенными фискальными инструментами в России являются территория опережающего развития (ТОР) и особая экономическая зона

(ОЭЗ), которые имеют ряд особенностей при получении налоговых льгот для участников. Законодательно ОЭЗ можно совмещать с СЗПК (Соглашение о защите и поощрении капиталовложений), при этом если рассматривать практику совмещения льгот 1Т-компа-ний, то активно применяется два фискальных стимула — налоговые льготы для аккредито-

ванных 1Т-компаний и получение налоговых льгот в ОЭЗ [4]. Анализ совместимости налоговых льгот и преференций указывает на ключевую проблему государства с точки зрения оценки эффективности применяемой налоговой политики [8]. Необходимо сформировать правильную систему использования налоговых льгот и оценки рисков для бюджета региона.

В результате исследования была выявлена совместимость основных льготных налоговых режимов:

1) СЗПК (Соглашение о защите и поощрении капиталовложений) совместим с ИНВ (Инвестиционные проекты), СПИК (Специальные инвестиционные контракты), РИП (Региональные инвестиционные проекты), ОЭЗ (Особые экономические зоны), СПВ (Свободный порт Владивосток) и АЗ РФ (Арктическая зона РФ), но несовместим с ТОР (Территории опережающего развития);

2) ИНВ совместим с СЗПК, но несовместим с остальными режимами;

3) СПИК совместим с СЗПК и ИНВ, но несовместим с остальными режимами;

4) РИП совместим с СЗПК, АЗ РФ, но несовместим с остальными режимами;

5) ТОР — с АЗ РФ;

6) ОЭЗ совместим с СЗПК, СПВ и АЗ РФ, но несовместим с остальными режимами;

7) СПВ совместим с СЗПК, ОЭЗ и АЗ РФ, но несовместим с остальными режимами;

8) АЗ РФ совместим с СЗПК, РИП, ОЭЗ, СПВ, ТОР, но несовместим с остальными режимами [10].

Таким образом, основные направления налоговой политики в части пространственного стимулирования должны рассматриваться с учетом возможных рисков и последствий для каждой территории, региона со стороны ответственных компаний. Мониторинг применяемых компаниями, кластерами налоговых льгот и преференций должен быть достоверно оценен для расчета точной оценки выпадающих доходов организаций, которые в дальнейшем должны быть эффективно направлены на инвестиционную часть развития. Система мониторинга налоговых льгот и преференций — одна из задач налоговой политики с точки зрения оценки их эффективности и бюджетного контроля, так как существующие налоговые инструменты зачастую малоэффек-

тивны. В связи с этим эволюционный подход к пространственному развитию указывает на необходимость цифровизации всех процессов в части налоговых льгот и преференций. Разработка общей системы отслеживания и консолидированной матрицы существующих фискальных стимулов позволит государству оценить и спрогнозировать эффективность налогового стимулирования российской экономики.

В рамках стратегии пространственного развития необходимо разработать информационную систему мониторинга эффективности налоговых льгот и преференций для улучшения управления и оценки воздействия налоговой политики на пространственное развитие регионов Российской Федерации. Информационная система мониторинга эффективности налоговых льгот и преференций является ключевым инструментом для повышения прозрачности, управляемости и обоснованности налоговой политики. Она помогает оптимизировать использование бюджетных ресурсов, улучшать пространственное развитие регионов и обеспечивать устойчивый экономический рост. Такой системный подход позволяет не только отслеживать текущую ситуацию, но и прогнозировать будущее развитие, что является важным условием для эффективного государственного управления.

Исходя из изучения эволюционных преобразований в части налогового стимулирования пространственного развития российской экономики в развитии инновационных и инвестиционных аспектов, предлагается возможность аналитически оценивать инвестиционный и инновационные аспекты того или иного региона / территории.

Интегральный индекс, который включает в себя несколько показателей по инновационному, инвестиционному аспектам, а также индекс налогового расхода, позволит более точно оценить эффективность применяемой налоговой политики и фискальных инструментов. Данная методика повысит аналитическую ценность в данной системе мониторинга в качестве аналитического модуля.

Система интегрирует данные по различным территориям, регионам и кластерам, обеспечивая комплексный и прозрачный подход к анализу и контролю налоговых стимулов. Блоки системы можно представить следующим образом (рис. 1).

Рис. 1. Ключевые индикаторы в рамках налогового стимулирования пространственного развития с точки зрения цифровизации

Статус выполнения стратегии пространственного развития

Основные компоненты информационной системы:

1) централизованная база данных. Включает сведения о всех налоговых льготах и преференциях, предоставляемых на федеральном, региональном и местном уровнях. Содержит информацию о предприятиях и организациях, которые пользуются налоговыми льготами, а также о размерах предоставленных преференций;

2) аналитический модуль. Позволяет проводить комплексный анализ эффективности налоговых льгот и преференций в различных регионах и отраслях, оценивает влияние налоговых стимулов на экономическое развитие, инновационную активность и инвестиционную привлекательность регионов;

3) мониторинг и отчетность. Обеспечивает регулярное обновление данных и формирование отчетов о текущем состоянии и результатах применения налоговых льгот, позволяет отслеживать динамику изменений и выявлять тенденции в использовании налоговых преференций;

4) прозрачность и доступность. Модуль обеспечивает доступ к актуальной информа-

ции для всех заинтересованных сторон, включая государственные органы, предприятия и общественность, способствует повышению прозрачности налоговой политики и улучшению взаимодействия между государством и бизнесом;

5) интерактивные инструменты визуализации данных. Этот модуль включает в себя геоинформационные системы (ГИС), позволяющие визуализировать распределение налоговых льгот и их влияние на развитие различных территорий. Помимо этого, модуль предлагает наглядное представление результатов анализа, что способствует принятию обоснованных управленческих решений.

Преимущества данной информационной системы налоговых льгот и преференций в контексте пространственного развития заключаются в ее способности стать ключевым инструментом для мониторинга эффективности фискальных стимулов в условиях трансформации и цифровизации экономики. Информационная система помогает выявить наиболее и наименее эффективные налоговые льготы и преференции, что позволяет оптимизировать их применение и корректировать

стратегию пространственного развития. Автоматизация и создание такой системы улучшает управление стратегией пространственного развития, обеспечивая более точную оценку влияния налоговых стимулов на развитие регионов и территорий, что способствует сбалансированному и устойчивому экономическому росту.

Автоматизация процессов мониторинга и отчетности снижает бюрократическую нагрузку на бизнес и государственные органы, ускоряя принятие решений. Кроме того, она обеспечивает доступность и прозрачность информации, что способствует укреплению доверительных экономических отношений между государством, бизнесом и обществом.

Заключение. Акцентирование внимания на совместимости льготных налоговых режимов является важным аспектом налоговой политики, который способствует повышению эффективности налоговой системы, обеспечивает справедливое налогообложение, снижает риски офшоризации и уклонения от уплаты налогов, а также стимулирует экономический рост и инвестиции. В условиях глобальной конкуренции и необходимости адаптации к меняющимся экономическим реалиям формирование такой политики становится особенно актуальным и значимым. При этом реализация стратегии о пространственном развитии также является связующей задачей цифровизации российской экономики, когда достигается прозрачность тех или иных аспектов территориального, регионального и кластерного развития. Таким образом, формирование налоговой политики с учетом эволюции пространственного развития и активное использование цифровых технологий являются актуальным и необходимым шагом для обеспечения устойчивого и сбалансированного развития страны, что позволяет государству эффективно реагировать на вызовы, поддерживать экономическую активность территорий, регионов, кластеров и способствовать повышению уровня инновационного развития.

Список источников

1. Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (ред. от 24 июля 2023 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

2. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в

Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

3. Федеральный закон от № 473-ФЗ от 29 декабря 2014 г. «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

4. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (ред. от 4 августа 2023 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

5. Распоряжение Правительства РФ от 13 февраля 2019 г. № 207-р «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» (ред. от 30 сентября 2022 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

6. Гурнак А.В., Назарова Н.А. Налоговое стимулирование экономического роста в России: проблемы и перспективы // Налоги и налогообложение. 2023. № 1. URL: https:// cy-berleninka.ru/article/n/nalogovoe-stimulirovanie-ekonomicheskogo-rosta-v-rossii-problemy-i-per-spektivy

7. Суворова А.В. Пространственное развитие: содержание и особенности // Journal of new economy. 2019. № 3. URL: https:// cyber-leninka.ru/article/n/prostranstvennoe-razvitie-so-derzhanie-i-osobennosti

8. Harmonization of Tax Concepts in Europe. The Example of R&D Notions and Expenses // URL: https://univ-lyon3.hal.science/hal-02961157/ document (дата обращения: 12.05.2024).

9. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации // URL: http://www.gks.ru

10. Новые льготные возможности, или Как инвестиции помогут избежать повышения налоговой нагрузки // URL: https:// taxology.ru/

References

1. Federal Law No. 488-FZ of December 31, 2014 "On Industrial Policy in the Russian Federation" (as amended on July 24, 2023) // SPS "ConsultantPlus".

2. Federal Law No. 172-FZ of June 28, 2014 "On Strategic Planning in the Russian Federation" // SPS "ConsultantPlus".

3. Federal Law No. 473-FZ of December 29, 2014 "On territories of advanced socio-economic development in the Russian Federation" // SPS "ConsultantPlus".

4. Federal Law No. 116-FZ of July 22, 2005 "On Special Economic Zones in the Russian Federation" (as amended on August 4, 2023) // SPS "ConsultantPlus".

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Decree of the Government of the Russian Federation dated February 13, 2019 No. 207-r "On approval of the Spatial Development Strategy of the Russian Federation for the period up to 2025" (ed. dated September 30, 2022) // SPS "ConsultantPlus".

6. Gurnak A.V., Nazarova N.A. Tax stimulation of economic growth in Russia: problems and prospects // Taxes and taxation. 2023. № 1. URL: https://cyberleninka .ru/article/n /nalogovoe -stimulirovanie-ekonomicheskogo-rosta-v-rossii-problemy-i-perspektivy

7. Suvorova A. V. Spatial development: content and features // Journal of new economy. 2019. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/ prostranstvennoe-razvitie-soderzhanie-i-oso-ben-nosti

8. Harmonization of Tax Concepts in Europe. The Example of R&D Notices and Expenses // URL: https://univ-lyon3.hal.science/hal-029611 57/document (date of access: 05/12/2024).

9. Official website of the Federal State Statistics Service of the Russian Federation // URL: http://www.gks. ru

10. New preferential opportunities, or How investments will help to avoid an increase in the tax burden // URL: https://taxology.ru/

Информация об авторе

Д.Е. Симакова — аспирант Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Information about the author

D.E. Simakova — Postgraduate Student of the Financial University under the Government of the Russian Federation.

Статья поступила в редакцию 16.07.2024; одобрена после рецензирования 16.08.2024; принята к публикации 16.09.2024.

The article was submitted 16.07.2024; approved after reviewing 16.08.2024; accepted for publication 16.09.2024.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Финансово-

экономический

анализ

Финансово-экономический анализ: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Финансы и кредит» (магистерская программа «Финансовая аналитика, корпоративные финансы»), «Экономика» / под науч. ред. В.С. Осипова; под общ. ред. Н.Д. Эриаш-вили. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2023. 335 с. ISBN 978-5-238-03661-8

Представлен механизм проведения финансово-экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия. Детально рассмотрены приемы, методы и методики проведения аналитических расчетов по оценке финансового состояния предприятия. Рассмотренные методы иллюстрируются примерами, позволяющими понять логику анализа финансового состояния предприятия для принятия экономически обоснованных управленческих решений. Учтены последние изменения законодательства.

В конце каждой главы приведены контрольные вопросы и тесты для закрепления материала. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям. Может быть полезен специалистам в области управления бизнесом, аспирантам, преподавателям, аудиторам, предпринимателям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.