Научная статья на тему 'Основные направления музыкально-инструментальной деятельности и их воспитательный потенциал'

Основные направления музыкально-инструментальной деятельности и их воспитательный потенциал Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1083
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ И РАЗВИВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муртазина Гульфия Раисовна

В статье автор представляет структуру музыкально-инструментальной деятельности, включающую такие направления, как слушательская, исполнительская, педагогическая, дирижерская, музыковедческая, методическая, производственная, издательская, менеджерская, импровизационно-композиторская и подробно раскрывает их воспитательный и развивающий потенциал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Муртазина Гульфия Раисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления музыкально-инструментальной деятельности и их воспитательный потенциал»

- владение достаточным арсеналом исследовательских, поисковых методов;

- умение организовывать учебно-воспитательную работу по предмету, ориентированную на приоритет разнообразных видов самостоятельной деятельности детей (индивидуальных, парных, групповых видов самостоятельной работы исследовательского, поискового, творческого плана).

ХПД в хореографической подготовке позволяет детям младшего школьного возраста:

- проявить творческую индивидуальность, расширить кругозор;

- освоить основные этапы работы над созданием танцевального произведения;

- приобрести прочные танцевальные навыки;

- применить практические умения не только в области исполнительского мастерства, но и «увидеть» себя в роли постановщика - балетмейстера;

- научиться работать в коллективе - хореографической группе;

- решать творческие споры, достигать договоренности, оказывать помощь участникам деятельности - обучать партнеров, делиться собственным опытом со сверстниками;

- обсуждать результаты деятельности, оценивать действия каждого;

- применять полученные знания и умения с пользой для себя и окружающих.

ХПД ориентирована на формирование таких отношений «ребенок-взрослый», которые строятся на со-участии в деятельности. Педагог ведет ребенка к со-участию постепенно: от наблюдений за его самостоятельной деятельностью к эпизодическому участию в ней, затем к партнерству и, наконец, к сотрудничеству.

Библиографический список

1. Бандуристый Ф. Художественное проектирование как основа межпредметных связей в школе // Искусство в школе. - 2004. - №2 3. - С.73-75.

2. Богачева Ю.В. Формирование профессиональной готовности к практической деятельности педагогов-хореографов в ВУЗах культуры и искусств: Дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2007. -189 с.

3. Лебедева Л.И. Метод проектов в продуктивном обучении / Л.И.Лебедева, Е.В.Иванова // Школьные технологии. - 2004. - №2 5. - С. 116-120.

4. Мелехина С.И. Развитие познавательной активности младших школьников в процессе учебно-проектной деятельности (на примере обучения технологии): Дисс. ... кандидата педагогических наук. - Ярославль, 2005. - 203 с.

УДК 785 Г.Р. МУРТАЗИНА

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

В статье автор представляет структуру музыкально-инструментальной деятельности, включающую такие направления, как слушательская, исполнительская, педагогическая, дирижерская, музыковедческая, методическая, производственная, издательская, менеджерская, импровизационно-композиторская и подробно раскрывает их воспитательный и развивающий потенциал.

Ключевые слова: музыкально-инструментальная деятельность, воспитательный и развивающий потенциал.

На протяжении всей истории человечества рода деятельности: педагогов, психологов, соци-

проблема воспитания является предметом при- ологов, философов, историков, культурологов и

стального внимания со стороны ученых разного т.д. Это не случайно. Духовное, нравственное здо-

© Г.Р. Муртазина, 2009

31

ровье подрастающего поколения - залог успешного сохранения и развития общества.

В последние десятилетия значительно возрос интерес к проблемам изучения, становления и развития народно-инструментального творчества. Современное музыкальное образование в этой области достигло определенных высот. Большие достижения имеются в педагогике, методике, исполнительстве, инструментарии и просветительстве. Защищено несколько десятков диссертационных исследований. Среди них следует выделить докторские диссертации В. Бычкова, М. -Имханицкого, Р. Зелинского, Е. Максимова,

А. Мирека, Р. Рахимова, В. Яковлева, кандидатские - Г. Андрюшенкова, В. Галактионова, Г. Макарова, В. Ушенина, Р. Халитова, Ю. Ястребова и других специалистов народно-инструментальной деятельности, которые внесли существенный вклад в разработку многих аспектов этого направления.

Однако эти работы не учитывают ряда новых явлений, затрудняющих дальнейшее развитие народно-инструментального исполнительства. В частности, далеко не все программные инструментальные произведения обладают художественной ценностью, воспитательными возможностями, развивающим потенциалом; соответствуют психическому развитию, физическому состоянию, музыкальным способностям обучающихся; учитывают уровень их интересов; обладают яркостью образов, национальным колоритом, синкретичностью; позволяют реализовать творческие проявления; развивают умственно и физически, воспитывают эстетически и нравственно и т.д. Всеми названными свойствами обладает народно-инструментальная деятельность. В связи с этим, было бы неразумно не использовать данное средство, проверенное вековым опытом, дающее ни с чем не сравнимый воспитательный и развивающий результат.

Практическая деятельность показывает, что участие человека в исполнении музыкальных произведений, регулярное посещение репетиций, концертные выступления, сами по себе, не ведут к положительным результатам в области воспитания нравственно-эстетической культуры. Такая форма творческого участия может иметь лишь «локальное» воспитательное значение (развитие навыков и умений, расширение знаний по искусству и т.п.), если оно не подкреплено целенаправленной и систематической музыкально-образо-

вательной и воспитательной работой. Нередки случаи, когда участники, научившись играть на музыкальном инструменте, держать себя на сцене, остаются музыкально (в широком смысле слова) необразованными или нравственно невоспитанными людьми. Их знание музыки носит, по сути, формальный характер. Это значит, что в коллективе недостаточно внимания уделяется общему развитию и воспитанию участников.

Соответственно, в процессе образовательной деятельности необходимо решать следующие воспитательные задачи: воздействовать на художественно-эстетическое и нравственное развитие участников, а также на широкие массы слушателей, растить их творчески, формировать вкусы, «будить» в них художников. Таким образом, одна сторона в воспитании - это образование и обучение их как музыкантов. Другая сторона - это воспитание личности, формирование патриотических, гражданских, нравственно-эстетических качеств, отвечающих духу нашего общества. Такое условное разделение воспитания участников важно в том плане, что они являются одновременно и потребителями, и создателями художественных ценностей.

В связи с этим, появилась необходимость максимально использовать созидательный и воспитательный потенциал музыкальной культуры, возродить ее непреходящие ценности, опираясь на национально-культурные традиции во имя социально-экономического и духовного прогресса. В различных статьях, диссертациях, посвященных народно-инструментальному творчеству, красной нитью проходит мысль о значении инструментальной деятельности как школы музыкального воспитания, обладающей большим воспитательным и развивающим потенциалом.

Теоретические выводы о воспитательном потенциале народного творчества и его традиций составляют основные положения концепций ведущих исследователей такими средствами как: фольклор (Е. Боронина, Д. Брызгалов, А. Енике-ева, С. Раимова, Т. Чунтыжева, З. Явгильдина); народно-прикладное творчество (Л. Кадыйрова, Ф. Кодиров, Г. Комарова, Ж. Кошенов, Н. Литвинова, А. Цыбатова); вокально-хоровое творчество (Л. Мингазова, И. Парий); музыкальное искусство (адыгского - Ф. Пшимахова, калмыцкого - Т. Д-жамбинова, Н. Коростелева, С. Николаева, Е. Плеханова, Н. Полукарова); литература (В. Лукьяненко, А. Московкина, Л. Никитина, Ха Дык

Нгок); театральное творчество (Е. Аккуратова, Д. Стрелков, А. Титов), инструментальное творчество (Т. Лукашевич, Л. Медведева, С. Горобец,

В. Чардынцев).

Не подлежит сомнению, что воспитательный потенциал наиболее эффективно будет реализован в процессе активной музыкальной деятельности. Современная наука предлагает различные подходы к структуре музыкальной деятельности. В частности, музыкальная психология выделяет такие виды музыкальной и связанные с музыкой деятельности, как сочинение музыки, исполнение, восприятие, музыковедческий анализ, музыкальное воспитание.

По мнению доктора педагогических наук Т. -Мариупольской, российская музыкально-педагогическая традиция - в обобщающем толковании этого понятия - представляет собой сложную, многоплановую структуру, вбирающую в себя различные виды музыкальной деятельности: обучение игре на фортепиано, струнных и духовых инструментах, хоровое дирижирование, вокал и др. [2, с. 14].

Классификация, разработанная профессором Е.Николаевой, связана с общим музыкальным образованием школьников и представлена следующими видами музыкальной деятельности: собственно музыкальной, музыкально-теоретической, музыкально-исторической, музыкально-ориентированной полихудожественной, музыкальноопосредованной. В свою очередь, собственно музыкальная деятельность учащихся состоит из музыкально-слушательской, музыкально-исполнительской и музыкально-композиторской видов деятельности [1, с. 54].

Исследователь Э. Скворцова выделяет деятельность как один из компонентов структуры музыкальной культуры, к которой она причисляет деятельность композиторов, дирижеров, исполнителей, а также менеджеров (импресарио, антрепренеров) [3, с. 227].

Определяя составляющие музыкальной культуры, в ее содержание А. Сохор включил различные виды деятельности по созданию, хранению, воспроизведению, распространению, восприятию и использованию музыкальных ценностей [3, с. 229].

Изучение и анализ представленных выше определений, классификаций и составляющих музыкальной деятельности в качестве основополагающей для сферы народной инструментальной

деятельности мы вывели следующие ее направления: слушательская, исполнительская, педагогическая, дирижерская, методическая, музыковедческая, импровизационно-композиторская, производственная, издательская, просветительская, менеджерская. Подробно рассмотрим сущность каждого вида и раскроем их воспитательный и развивающий потенциал.

Слушательская деятельность заключается в слушании народно-инструментальной музыки. Главной ее задачей является не только формирование слушательской культуры, которая, связана с постижением интонационно-образных, жанровых, стилевых свойств народной музыки; характерных черт различных исторических эпох; разнообразия народно-инструментальной музыки, но и призвана содействовать развитию интереса к народной музыке, творческих способностей, образного и ассоциативного мышления, воображения, музыкального восприятия, музыкальных способностей.

Однако в действительности ничто не может заменить музыкального воспитания средствами активного исполнительства на доступном для начального освоения инструменте. Исполнительство на традиционных и нетрадиционных народных инструментах в сольных, ансамблевых и оркестровых формах есть исполнительская деятельность, которая направлена на приобщение к народным инструментальным традициям, народной музыки, на развитие всех сторон музыкального слуха. Инструментальное музицирование вызывает восторг, радость, желание каждого попробовать свои силы, развивает самостоятельность, внимание и организованность, поэтому эта деятельность важна для общего музыкального и творческого развития.

Педагогическая деятельность заключается в обучении на народных инструментах. В настоящее время исполнительство на народных инструментах охватывает все звенья педагогического обучения: академии, институты и колледжи культуры, педагогические университеты, колледжи и училища, специального музыкального образования от школ до вузов. Педагог обязан прививать любовь к народным музыкальным инструментам и воспитывать в духе этой любви, должен внимательно изучать успехи и недостатки каждого, чутко вникать в мир его личных переживаний, устанавливать атмосферу полного доверия. Такие отношения способствуют наиболее полно-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 4, 2009

33

му творческому росту и художественному развитию.

Среди видов музыкальной деятельности дирижерская работа как деятельность инструментальная явно недооценивается. Практически все инструменталисты прямо или косвенно сталкиваются с данным видом деятельности, который состоит в руководстве и дирижировании оркестром народных инструментов. Упор в проводимой работе руководитель должен делать на развитии комплекса таких качеств, как: умение «расшифровывать» музыку, наличие эстетического вкуса, владение творческими и специальными навыками и умениями, которые можно рассматривать как определенные профессиональные качества инструменталиста.

Важным направлением профессиональной педагогической деятельности является методическая, которая связана с разработкой программ, учебных пособий, составлением методических рекомендаций, проектированием содержания музыкальных занятий, подбором репертуара для оркестра народных инструментов, разработкой инновационных форм и методов обучения игре на инструментах, которые способствуют развитию конструктивного мышления, аналитических способностей, музыкально-познавательного интереса и т.д.

Музыковедческая деятельность связана с анализом народно-инструментального творчества, поисковой работой, музыкальной критикой и т.д. Изучение музыки расширяет общекультурный и музыкальный кругозор, обеспечивает накопление музыкально-слуховых впечатлений, повышает уровень восприятия и оценки музыкальных произведений, способствует совершенствованию художественного и исполнительского мастерства.

К самому фундаментальному направлению в музыкальной деятельности относится импровизационно-композиторская деятельность, в которую входят: сочинение, обработки, переложения, фантазии, транскрипции, импровизации народной музыки для народных музыкальных инструментов, как для отдельных инструментов, так и для ансамблей и оркестров различного состава. В процессе импровизационно-композиторской деятельности формируется слуховая активность, фантазия, эмоциональная сфера, воспитывается отзывчивость, художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, активизируется память, наблюдательность, интуиция.

Как правило, традиционный список основных направлений музыкальной деятельности завершен, но, учитывая то, что вся музыкально - инструментальная деятельность связана с сохранением, развитием и распространением инструмента еще одной из важных видов выступает производственная деятельность, которая занимается изготовлением и реставрацией народных инструментов. Производственно-технологическая деятельность побуждает к новым конструктивным поискам, идеям, способствует повышению креативности личности, ее интеллектуального потенциала, воспитывает интерес к опыту прошлых поколений.

Издательская деятельность заключается в издании нотной, методической литературы, информационных периодических изданий и т.д. Она развивает творческие и организаторские способности, обучает культуре общения, способствует воспитанию толерантности, активной жизненной позиции, формирует положительный взгляд на мир, развивает устную и письменную речь, способствует освоению коммуникативных навыков, умению вести диалог, расположить к себе собеседника и т.д.

Одним из ведущих способов передачи духовного наследия, системы общественных идеалов, трансляции культурных ценностей представителями российской интеллигенции подрастающему поколению выступает просветительская деятельность. Она способствует общекультурному обогащению людей, воспитанию художественного и эстетического вкуса, позволяет ориентироваться в современной культурной, прежде всего, музыкальной жизни.

Во всем мире есть импресарио, антрепренеры, продюсеры, которые непосредственно занимается менеджерской работой. Она необходима для поддержки и развития всех видов музыкальной деятельности, особенно, концертной. Для России это новый вид деятельности, еще плохо разработанный. Эта деятельность обладает следующими воспитательными и развивающими возможностями: стремление к лидерству, развитие организаторских способностей, работоспособности, активности, творческого мышления, интуиции, вкуса, самостоятельности.

Таким образом, представленные нами традиционные и инновационные виды музыкальной народно-инструментальной деятельности обладают огромным воспитательным и развивающим

Современные концепции преподавания изобразительного искусства в начальной школе

потенциалом, который необходимо активно использовать в процессе музыкально-образовательной деятельности подрастающего поколения и молодежи. Результатом продуманной организации народно-инструментальной деятельности, на наш взгляд, будет высокий уровень развития художественной культуры, духовно-нравственных ценностей молодежи и их творческое развитие.

Библиографический список

1. Абдулин Э.Б. Теория преподавания музы-

ки в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. - М.: Прометей, 2003. - 224 с.

2. Мариупольская Т.Г. Проблемы традиций и новаторства в современной теории и методике преподавания музыки. - М.: «Прометей» МИТУ, 2002. - 204 с.

3. Шафеев Р.Н. Системный подход к изучению музыкальной культуры. Структура музыкальной культуры // Вестник СамТУ: гуманитарная серия. - 2007. - №> 3 (53). - С. 223-231.

УДК 372.8 И.В. ГУРЬЯНОВА

СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье раскрываются основы, образовательные задачи и содержание существующих на сегодняшний день концепций преподавания изобразительного искусства в начальной школе. Современные концепции предполагают по-разному реализовывать главную цель преподавания изобразительного искусства в школе - воспитание эстетического отношения к жизни.

Ключевые слова: изобразительное искусство в начальной школе, концепция художественного образования, эстетическое отношение к жизни, вариативность преподавания, духовно-нравственное воспитание, эстетическое воспитание.

В настоящее время современные учебные заведения находятся на этапе модернизации и обновления содержания образования. На сегодняшний день основной стратегической целью образования является создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России. На духовное становление человека, на формирование его культуры существенно влияют занятия искусством, которые могут служить механизмом развития культурного потенциала общества, его художественно-творческой элиты. Однако осуществление главной стратегической цели образования через занятия искусством связано с необходимостью решения современных проблем в области культуры, к которым относятся:

- недооценка в социальной практике роли

эстетического сознания, художественной культуры как влиятельных факторов динамического развития общества;

- культурный нигилизм значительной части молодежи, когда ценности высокого искусства и их эталонная роль в культуре подвергаются сомнению или даже отрицаются;

- усиление разрыва между массовой школой и высокой культурой, которая приобретает все более элитарный характер;

- второстепенная роль, которая отводится предметам художественно-эстетического цикла в общем образовании на всех его ступенях;

- распространение платных форм обучения, на фоне низкого уровня жизни основной части населения, невозможность приобретения специальных инструментов, современных техни-

© И.В. Турьянова, 2009

35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.