ВЕСТНИК ТГГПУ. 2010. №2(20)
УДК 372.878:93
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМНОГО ПОЛЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА
© З.М.Явгильдина
В статье раскрываются ведущие тенденции развития современного общего музыкального образования, выявляются противоречия, закономерности, рассматриваются основные проблемы и обозначаются профессионально-личностные компетенции будущего педагога-музыканта.
Ключевые слова: музыкальное образование, музыкальная культура, национальный характер, регионализация, тенденции, противоречия, закономерности, компетенции.
В настоящее время идет активный процесс модернизации общего и профессионального образования, который в основном реализуется путем постепенного изменения содержания, технологий и управления образовательной деятельностью. Мы наблюдаем, как этот процесс постепенно переходит в хроническую форму и может разрушить зарождающиеся и еще не окрепшие инновационные формы работы. Грамотное и результативное осуществление реформирования современного образования требует глубокого анализа предыдущего опыта и продуманного проектирования процесса модернизации.
Конечной целью модернизированного современного образования является подготовка широко образованного, эрудированного, профессионально компетентного, интеллигентного гражданина нашего Отечества, обладающего активной жизненной позицией, творческим потенциалом, высокой духовной и эстетической культурой. В последние годы наблюдается принижение и недооценка роли ценностей культуры и искусства в жизни и деятельности человека. Большинство педагогов-музыкантов утверждают, что искусство должно стать необходимой частью жизни каждого человека, и эта точка зрения не подлежит сомнению. В современную эпоху бездуховности и антикультуры особенно важно повышение эстетической культуры общества, неотъемлемым компонентом которой является музыкальная культура каждого его гражданина.
Возможность формирования музыкальной культуры подрастающего поколения предоставляет массовое музыкальное образование, которое осуществляется на уроках музыки в общеобразовательной школе и охватывает всех без исключения детей и подростков. Музыкальное образование способствует формированию эстетических чувств, сознания, потребностей, вкуса, ощущению и осознанию красоты и гармонии в искусст-
ве и жизни. С музыкальным образованием каждой личности и общества в целом все чаще связывают перспективы духовного развития народа, повышения его культурного уровня, возрождения национальных традиций, развития интереса к народному искусству.
В значительном количестве современных российских школ отсутствует дух высокой музыкальной культуры, атмосфера художественного творчества, воспитывающая и развивающая музыкальная среда. Одним из направлений решения данной проблемы является изучение многовекового опыта отечественного музыкального воспитания детей, региональных и национальных систем музыкального образования, критическое осмысление музыкально-педагогического опыта, накопленного в предшествующие периоды с использованием современных методов научного анализа и творческое применение всего прогрессивного в практике обучения и воспитания подрастающего поколения.
Данные социологических опросов доказывают, что музыка занимает одно из первых мест в сфере интересов современной молодежи. Однако проблема заключается в том, что предпочтение отдается низкопробному отечественному и зарубежному музыкальному репертуару. В музыкальном окружении молодежи не находится место шедеврам классического музыкального искусства, высокохудожественным образцам народной музыки, обладающим огромным духовным потенциалом, воспитательными и развивающими возможностями.
Исследование современного состояния общего музыкального образования позволило нам выявить следующие тенденции. Во-первых, низкий уровень музыкальной культуры школьников и молодежи, незнание ими национального музыкального искусства своего народа, других народов региона, страны, мира. Во-вторых, недоста-
точный уровень профессиональной компетенции выпускников музыкальных факультетов педвузов, в том числе и в области национального музыкального искусства. В-третьих, наличие слабой материально-технической базы учебных заведений и, как следствие, отставание в области освоения инновационных технологий и их использования в процессе школьной музыкальнообразовательной практики. В-четвертых, несогласованность заказа государства на специалистов с учетом образовательных потребностей региона и реальным количеством выпускников музыкальных факультетов педвузов. В-пятых, незаинтересованность государства в повышении престижа профессии учителя, в том числе и учителя музыки, которая проявляется в низкой заработной плате учителей, отсутствии социальных льгот и т. д., что реально решить в рамках региональной политики.
На наш взгляд, главным условием успешного развития общего музыкального образования является его национальный характер. Общеобразовательная школа на современном этапе решает задачу воспитания музыкальной культуры учащихся. Содержание музыкальной культуры складывается из трех уровней: национальной музыкальной культуры, общероссийской музыкальной культуры и мировой музыкальной культуры. Первичной в данной иерархии выступает национальная музыкальная культура. Культура конкретного человека всегда индивидуальна и национальна. Соответственно, средством воспитания национальной музыкальной культуры должны выступать народные источники. В области музыкальной культуры таким источником, такой основой может быть национальная музыка, музыкальный фольклор.
Обращаясь к историческому опыту воспитания подрастающего поколения, мы обнаруживаем, что дети находились в постоянном контакте с художественным творчеством в его естественных бытовых условиях и осваивали народный музыкально-поэтический язык в процессе приобретения жизненного опыта. Музыкально-поэтический фольклор, народные песни служили средством общения в процессе трудовой, обрядовой, ритуальной и эстетической деятельности. Музыкальные игры готовили их к взрослой жизни и развивали музыкальный слух, ритм, память, голос, пластику, вкус, творческие способности, физические возможности.
Современный репертуар, музыкальные произведения композиторов, которые используются в школьном музыкальном воспитании и обучении детей не всегда соответствуют необходимым художественным и педагогическим требованиям.
В частности, далеко не все программные вокальные и инструментальные произведения обладают художественной ценностью, воспитательными возможностями, развивающим потенциалом, соответствуют психическому развитию, физическому состоянию, музыкальным способностям ребенка, учитывают уровень их интересов, обладают яркостью образов, национальным колоритом, синкретичностью, позволяют реализовать творческие проявления, способствуют умственному и физическому развитию, воспитывают эстетически и нравственно и т.д. Однако всеми названными свойствами обладает музыкальный фольклор. В связи с этим было бы неразумно не использовать данное средство, проверенное вековым опытом, дающее ни с чем не сравнимый воспитательный и развивающий результат.
Принцип народности в воспитании детей, в том числе и музыкальном, отстаивали многие отечественные педагоги, в том числе Б.В. Асафьев, Г.С.Виноградов, С.И.Миропольский, А.Е.Покровский, К.Д.Ушинский и другие. Практическое применение народной музыки в воспитании подрастающего поколения демонстрировали зарубежные педагоги З.Кодай, К. Орф. Данный подход в музыкальном образовании развивают и современные российские ученые. За этнографическую парадигму современного школьного музыкального образования выступает музыкант-педагог Л.В.Шамина [1]. Музыкально-краеведческий материал предлагает использовать в работе с детьми и в системе высшего музыкально-педагогического образования исследователь Л. А.Тарасова [2]. Национально-культурную среду внедряет в общеобразовательную школу Л.В.Кузнецова [3].
На современном этапе в естественном окружении городского ребенка национальная среда практически отсутствует. Возможно, именно в этом кроется причина потери национального лица, национальной культуры сегодняшнего молодого поколения. Следовательно, необходимо создать детям такое окружение, которое выполняло бы роль национальной музыкальной среды. Решить данную проблему, на наш взгляд, может создание регионального школьного музыкальноэтнографического пространства, основным содержательным элементом которого будет выступать региональная школьная программа по музыке.
Не подлежит сомнению, что учебная программа по музыке в начальных классах общеобразовательной школы должна строиться на народном материале и начинаться с детского музыкального фольклора, как самого близкого, понятного, доступного данной возрастной катего-
рии. После освоения детского музыкального фольклора можно переходить к разнообразным жанрам народного музыкального творчества и далее включать в образовательный процесс музыку профессиональных композиторов своего народа и региона.
Итак, главным противоречием современного общего музыкального образования, на наш взгляд, выступает противоречие между существующим традиционным музыкальным фольклором, обладающим огромными возможностями в эстетическом, нравственном, художественном развитии детей и отсутствием региональной программы для школьников по изучению национального музыкального искусства. Главное противоречие позволило сформулировать следующие частные противоречия регионального общего музыкального образования:
- между необходимостью изучения национального музыкального искусства в общеисторическом контексте с учетом преемственности, последовательности формирования народного пласта музыки и бессистемным его использованием в содержании музыкального образования школьников без опоры на прошлый исторический опыт;
- между необходимостью интеграции предметов художественно-эстетического цикла в процессе воспитания национальной музыкальной культуры школьников и существующей разобщенностью в содержании учебных программ данной направленности;
- между необходимостью развития музыкально-эстетического интереса школьников к освоению народного, фольклорного пласта музыкального искусства и отсутствием разработанной технологии его реализации;
- между необходимостью использовать фольклорный материал в музыкальном воспитании и обучении учащихся и неразработанностью форм, методов, приемов, а также отсутствием методики использования музыкального фольклора в школьной образовательной деятельности;
- между необходимостью создания единого национального музыкального пространства в целях погружения в фольклорную среду и изолированностью других субъектов, прямо или косвенно участвующих в образовательном процессе или заинтересованных в них (учреждения культуры, дополнительного и специального образования, общественные структуры, родительский актив).
Исторический анализ общего музыкального образования позволил не только выявить существующие противоречия регионального школьного музыкального образования, но и раскрыть
закономерности современного музыкально-
образовательного процесса в республике. Данные закономерности определяются как объективно существующие, повторяющиеся, отражающие существенные связи между явлениями в любой сфере общественной жизни или этапами какого-либо процесса. В педагогической науке существует разделение на закономерности воспитания и обучения. Педагогические закономерности воспитания рассматриваются как "адекватное отражение объективной, то есть независимой от воли субъекта, действительности воспитательного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах" [4: 372].
Педагогические закономерности обучения рассматриваются как объективные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения. Особенность понятия "закономерность" в дидактике состоит в том, что эти связи, зависимость компонентов обучения носят в основном вероятностностатистический характер. Выделяются внешние и внутренние закономерности процесса обучения. Внешние характеризуют зависимость обучения от общественных процессов и условий: социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и уровне образования. Внутренние закономерности устанавливают зависимость между преподаванием, учением и изучаемым материалом; к ним относятся связи между компонентами обучения: целями, содержанием, методами, средствами, формами [4: 176].
Исходя из вышеизложенных противоречий, учитывая теоретические положения о педагогических закономерностях воспитания и обучения, выделим ряд закономерностей современного общего музыкального образования, проявляющихся в обучении при наличии определенных условий, а именно:
- воспитание национальной музыкальной культуры учащихся общеобразовательной школы будет осуществляться при условии системного включения в содержание общего музыкального образования национального музыкального фольклора, обладающего уникальным воспитательным и развивающим потенциалом;
- освоение национального музыкального искусства своего народа школьниками будет успешным при условии сохранения преемственности с богатейшим историческим опытом использования музыкального фольклора в воспитании подрастающего поколения;
- широта и глубина знания основ национального музыкального искусства учащихся связана с интеграцией содержания учебных программ по музыке и предметов художественно-гуманитарного цикла;
- развитие музыкально-эстетического интереса школьников к освоению фольклора будет оптимальным при применении системы специальных педагогических методов и средств, активизирующих данный процесс;
- прочность освоения содержания национального музыкального искусства учащимися зависит от технологий его использования в школьном музыкально-образовательном процессе;
- национальная музыкальная культура учащихся будет сформирована при условии создания единого национального музыкального пространства, включающего все субъекты прямо или косвенно участвующих в образовательном процессе.
Регионализация образования обусловливает необходимость учета региональных и национальных особенностей при подготовке специалистов, которые должны хорошо знать историю развития музыкального и эстетического воспитания, историю музыкальной культуры родного края. Проводимые среди учителей музыки опросы выявляют отсутствие у них знаний по истории музыкальной педагогики и теории музыкального образования своего региона. Во многих российских регионах имеются оригинальные, заслуживающие пристального внимания историкоархивные данные, связанные с интересными формами и методами музыкального образования в отдельных общеобразовательных учреждениях, с педагогической деятельностью выдающихся музыкантов-педагогов края, которые недостаточно исследованы и практически не используются в практике работы современных школ, средних и высших музыкально-педагогических учебных заведений.
Таким образом, регионализация музыкального образования позволит решить все эти проблемы и кардинально исправить ситуацию в музыкально-образовательной системе. В качестве основных направлений регионализации современного общего музыкального образования мы предлагаем следующие: сохранение преемственности в освоении национальной музыкальной культуры; интегративность музыкального образования, т.е. освоение национального музыкального искусства в синтезе с другими видами искусства; вариативность учебных программ, обеспечивающая учет региональных особенностей, музыкальные способности, интересы и потребности учащихся; поликультурность музыкально-
го образования, т.е. путь развития музыкальной культуры учащихся от погружения в музыкально-этнографическое пространство своего народа к освоению музыкальной культуры других народов региона, страны, мира; приоритет воспитательной и развивающей функций музыкального образования над обучающей.
На сегодняшний день одной из важнейших совершенствования общего музыкального образования выступает подготовка компетентных, конкурентоспособных специалистов в сфере музыкальной культуры на уровне современных образовательных стандартов. Согласно требованиям ГОС третьего поколения, утвержденным Министерством образования и науки РФ (декабрь 2009 г.), подготовка учителей музыки, как и вся система высшего образования, переходит на двухуровневую систему подготовки - бакалавриат и магистратуру. Основная образовательная программа бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки "Педагогическое образование" (профиль "Музыкальное образование") ставит целью подготовку педагога-музыканта инновационного типа, особенностью которой является специалист, обладающий общекультурными, профессиональными и специальными компетенциями в области музыкального образования.
Образовательная программа подготовки музыкально-педагогических кадров для Республики Татарстан и поволжского региона, с одной стороны, должна учитывать региональные особенности образования, с другой - ориентироваться на современные требования общества и государства, с третьей - ориентироваться на достижения в области инновационных технологий. В связи с этим концептуальная основа программы опирается на следующие положения:
1. Формирование полилогической музыкальной культуры в процессе освоения музыкального искусства. Полилогичность музыкальной культуры мы рассматриваем как многокомпонентную, многоуровневую систему, которая органически связывает:
а) внутренние закономерности музыки, ее центральное явление - музыкальное произведение - с процессами, которые происходят в ходе обусловленного им общения композитора (автора), исполнителя (интерпретатора), слушателя (потребителя) и музыковеда (критика);
б) различные пласты музыкального искусства
- духовную, народную, классическую и современную музыку;
в) музыкальное искусство и культуру разных народов Поволжья;
г) музыкальные произведения разных эпох, стилей и жанров;
в) разные виды музыкальной деятельности -слушательскую, исполнительскую, композиторскую и т. д.
2. Создание интегративной обучающе-развивающей среды, которая представляет собой по-лихудожественную среду, воплощающую интеграцию на разных уровнях:
а) интеграция науки и культуры, искусства и образования;
б) интеграция разных видов искусств;
в) интеграция традиционных и инновационных технологий, среди которых мы особо выделяем музыкально-компьютерные технологии, обладающие высоким развивающим потенциалом. Педагог-музыкант, обладающий компетенциями в области музыкально-компьютерных технологий (освоивший музыкально-компьютерные программы, умеющий записывать фонограммы, осуществлять аранжировки, видеозапись, компьютерный набор нот и т.д.), позволит совершенно на новом уровне осваивать содержание музыкального образования.
3. Усиление этнокультурного компонента в содержании музыкально-педагогического образования. Реализация данного направления предполагает:
а) создание условий для возрождения, сохранения и развития национальной художественной культуры народов Поволжья;
б) создание эффективной системы
сотрудничества, взаимодействия с
образовательными, социокультурными, научноисследовательскими учреждениями
Поволжского региона в области этнохудожественной культуры Поволжского региона;
в) подготовку руководителей фольклорных коллективов (вокальных, инструментальных);
г) развитие национального инструментального, вокального, хореографического исполнительства.
Одной из особенностей данной образовательной программы является ее направленность на реализацию компетентностного подхода через формирование у студентов общекультурных, профессиональных, специальных компетенций как способностей применять знания, умения, опыт и личностные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности. Раскроем подробнее специальные компетенции бакалавров.
Целью в области обучения и воспитания личности бакалавров по направлению подготовки 050100 "Педагогическое образование" (профиль
"Музыкальное образование") является обладание выпускником следующими специальными компетенциями:
- владеет культурой музыкально-педагогического мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию музыкально-педагогической действительности;
- способен выявлять и анализировать музыкально-образовательные проблемы, ставить цели музыкально-педагогической деятельности и выбирать пути ее достижения;
- способен использовать систематизированные теоретические и практические знания в области музыкального образования для решения социальных и профессиональных задач;
- владеет основными видами музыкальной деятельности - исполнительской (по направлениям инструментального, дирижерского, вокального исполнительства), слуховой (музыкальноаналитической), музыкально-творческой;
- способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в музыкальнопедагогической деятельности;
- готов применять современные методики и технологии, в том числе и музыкально-компьютерные, для обеспечения качества музыкальнообразовательного процесса;
- способен применять современные методы диагностирования музыкальной образованности обучающихся и воспитанников;
- умеет разрабатывать и реализовывать музыкально-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием этномузыкального творчества народов Поволжья;
- способен профессионально взаимодействовать с участниками музыкально-просветительской деятельности;
- способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации музыкальнопросветительской деятельности;
- способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации музыкально-просветительской деятельности.
Таким образом, анализ проблемного поля современного общего музыкального образования позволил выявить ведущие тенденции, противоречия и закономерности его развития, определить основные пути решения существующих в данной области проблем и обозначить профессионально-личностные компетенции будущего педагога-музыканта, способного поднять на совершенно новый уровень музыкальное образование школьников и далее музыкальную культуру общества.
1. Шамина Л.В. Этнографическая парадигма школь- 3.
ного музыкального образования: от "этнографии слуха" к музыке мира // Преподаватель (спецвыпуск "Музыкант-педагог"). - 2001. - №6. - С.21-26.
2. Тарасова Л.А. Теория и практика музыкального краеведения в системе современного музыкально-
го образования: Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02. -М., 1997. - 464 с.
Кузнецова Л.В. Национально-культурная среда в общеобразовательной школе: (теория и практика формирования): Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. -Чебоксары, 2001. - 380 с.
4. Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. - М.: Просвещение, 1996. - 412 с.
ANALYSIS OF THE PROBLEM FIELD OF CONTEMPORARY MUSIC EDUCATION AS A FACTOR IN FORMING PROFESSIOANAL PERSONAL COMPETENCIES OF THE FUTURE TEACHER OF MUSIC
Z.M.Yavgildina
The article reveals the major trends in contemporary general music education; identify the contradictions, laws, main issues and designated professional personal competencies of the future teacher of music.
Key words: music education, musical culture, national character, regionalization, trends, contradictions, laws, competencies.
Явгильдина Зилия Мухтаровна - доктор педагогических наук, декан факультета художественного образования Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета.
E-mail: [email protected]