Цекова Л.М.
Кандидат филологических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин. Северо-Кавказская государственная академия.
Основные направления лингвокультурологии в современной лингвистике*
До последнего десятилетия прошлого века лингвокультурология не воспринималась как самостоятельная отрасль лингвистики. Она прошла длительный период становления и дождалась стремительного развития в начале XXI века в России. Лингвокультурология - молодая гуманитарная дисциплина. Она приобрела особенно много сторонников в России и в настоящее время продолжает вызывать большой интерес у лингвистов и филологов.
Термин лингвокультурология появился в российском языкознании в последнее десятилетие XX века в связи с работами фразеологической школы, возглавляемой В.Н. Телия, работами Ю.С. Степанова, Н.Д. Арутюновой, В.В. Воробьева, В.И. Шаклеина, В.А. Масловой, А.Д. Шмелева, В.Г. Костомарова, Н.И. Толстого и других исследователей. Как научное направление она активно развивается в российской лингвистике, её теоретические положения, в настоящее время, реализованы и получили практическое применение в большом количестве диссертационных исследований, монографий, учебников и словарей, написанных на материале различных языков [1, с. 9].
Лингвокультурология - это наука, возникшая на границе лингвистики и культурологии, которая исследует проявления культуры народа, отразившиеся в языке. Она изучает язык как явление культуры. Это определенно взгляд мира на развитие и реализацию народного языка, когда язык выступает как представитель особой национальной ментальности. Можно смело сказать, что понятие «лингвокультура» взаимосвязана с таким понятием как «языковая картина мира». Язык не только связан с культурой: он растет из нее и выражает ее саму. Язык одновременно является и орудием создания, развития, хранения (в виде текстов) культуры, и ее частью. На основе этой идеи возникла новая научная дисциплина - лингвокультурология, изучающая взаимосвязь культуры и языка. Можно выделить два периода в её развитии: первый: предпосылки развития науки, которые характеризуются трудами Гумбольдта, Потебни, Сепира и др.; второй, утверждение лингво-культурологии как отдельной области исследований.
© Цекова Л.М., 2023.
По определению В.А. Масловой, «лингвокультурология - это наука, возникшая на стыке лингвистики и культурологии и исследующая проявления культуры народа, которые отразились и закрепились в языке» [2, с. 28].
В. Н. Телия определяет лингвокультурологию как научную дисциплину, исследующую «воплощенные в живой национальный язык материальную культуру и менталитет и проявляющиеся в языковых процессах в их действенной преемственности с языком и культурой этноса». Основные направления в современной лингвистике, формирующиеся в рамках данной парадигмы - это когнитивная лингвистика и лингвокультурология, которая должна быть «ориентирована на культурный фактор в языке и на языковой фактор в человеке» [3, с. 8].
В современной лингвокультурологии сформировались несколько основных направлений:
1. Лингвокультурология отдельного этноса, т. е. исследование конкретной лингвокультурной ситуации. Указанное направление раскрывает роль языка и культуры в формировании и сохранении национальной идентичности отдельных социальных групп и способствует носителям этнической духовной культуры сформулировать этническую идентичность.
2. Диахроническая лингвокультурология изучает изменения лингво-культурного состояния этноса за определенный период времени. Основной целью ставит изучение этапов развития взаимосвязи языка и культуры в историческом аспекте
3. Сравнительная лингвокультурология, исследующая лингвокультур-ные проявления разных, но взаимосвязанных этносов. По своей природе она схожа с сопоставительной лингвокультурологией.
4. Сопоставительная лингвокультурология. Малоизученное направление лингокультурологии. Уже изучив ее цели и методы исследования можно сказать, что она дает возможность выявить сходства и различия лингво-культурных областей сравниваемых языков и культур, открыть специфику культурного фона каждого из сопоставляемых языков, изучить способы, которыми каждый из языков выражает, хранит и передает культуру [4, с. 9]. Таким образом, сопоставительная лингвокультурология дает возможность выявить сходства и различия в особенностях лингвокогнитивной категоризации и концептуализации лингвоментальных сфер, которые впоследствии могут дать исследователям материал, раскрывающий не только структуру сопоставляемых языков, но и культурное и духовное состояние народов, чтобы в дальнейшем представить общую картину мира, отражающую как индивидуальное видение нации, так и отдельно взятой личности, принадлежащей к тому или иному лингвокультурному сообществу [5, с. 42].
5. Лингвокультурная лексикография, занимающаяся составлением лин-гвострановедческих словарей.
Лингокультурология, являясь наукой о взаимосвязи и взаимодействии языка и культуры, исследует проявления культуры народа, отраженные и закрепленные в национальном языке. Лингвокультурологический анализ языковых единиц позволяет раскрыть ментальные особенности той или иной лингвокультурной общности, описать национально-культурную специфику коммуникативных категорий, объяснить значимость концептов национальной культуры [6, с. 413].
Изучив статьи и научные материалы, можно сделать вывод о том, что в современном понимании лингвокультурология - это научная дисциплина, которая изучает процессы и результаты выражения материальной и духовной культуры в живом языке, взаимосвязь языка и культуры.
Соотношения языка и культуры - надлежит междисциплинарному изучению. Проблемы, которые изучает лингвокультурология возможно решить только усилиями нескольких наук - от философии и социологии до этнолингвистики и лингвокультурологии, она представляет собой интердисциплинарную науку и является частью этнолингвистики, филологии, культурологии, лингвистики, социолингвистики, её отличительной чертой является то, что она рассматривает взаимоотношения языка и культуры в согласованном и совместном развитии.
Таким образом, лингвокультурология выглядит более широкой наукой, так как наряду с проблемой изучения культуры и языка, в процессе их деятельности, она предполагает включение и реальных исследований этих явлений.
Библиографический список:
[1] Лингвокультурология: от теории к практике. Учебник. — СПб.: СПбГУ; Нестор-История, 2016. 182 с.
[2] Маслова В.А. Лингвокультурология : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Маслова. -
Москва : Издательский центр «Академия», 2010. 208 с.
[3] Лингвокультурология: учебно-методическое по-собие / сост. В.В. Пестова. - Электронные текстовые
данные (665 КБ). - Самара: СФ ГАОУ ВО МГПУ, 2022.
[4] Ормокеева Р.К. Лингвокультурология как научная парадигма // Актуальные проблемы гуманитарных и
естественных наук. 2016. № 2-1. С. 136-139.
[5] Сергиенко Н.А. Политическая лингвистика. 2019. № 6 (78). С. 37-43.
[6] Газизов Р.А., Мурясов Р.З. Лингвокультурология и современная лексикография // Вестник Башкирск.
ун-та. 2016. № 2. С.413-421.
Reference
[1] Linguoculturology: from theory to practice. Textbook. - St. Petersburg: St. Petersburg State University; Nestor-
History, 2016. 182 p.
[2] Maslova V.A. Linguoculturology: a textbook for students. higher textbook institutions / V.A. Maslova. - Mos-
cow: Publishing Center "Academy", 2010. 208 p.
[3] Linguoculturology: educational and methodological manual / comp. V.V. Pestov. - Electronic text data (665
KB). - Samara: SF GAOU VO MGPU, 2022.
[4] Ormokeeva R.K. Linguoculturology as a scientific paradigm // Actual problems of the humanities and natural
sciences. 2016. № 2-1. Р. 136-139.
[5] Sergienko N.A. Political linguistics. 2019. № 6 (78). Р. 37-43.
[6] Gazizov R.A., Muryasov R.Z. Linguoculturology and modern lexicography // Bulletin of Bashkirsk. university
2016. № 2. P. 413-421.
Цекова Л.М.
Кандидат филологических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин.
Северо-Кавказская государственная академия.
Основные направления лингвокультурологии в современной лингвистике Аннотация. Индивидуальная языковая система существует в каждой культуре, с ее помощью носители имеют возможность общаться друг с другом. Культура невозможна вне языка, так как язык формирует ее внутреннюю основу. Именно с помощью языка люди передают и фиксируют символы, нормы, обычаи, передают информацию, знания и модели поведения.
Ключевые слова: лингвокультурология, лингвистика, языкознание, этнолингвистика, филология, лингвокультура.
Tsekova L.M.
Candidate of Philological Sciences, Associate Professor.
North Caucasian State Academy.
The main directions of linguoculturology in modern linguistics Abstract. An individual language system exists in every culture, with its help, native speakers have the opportunity to communicate with each other. Culture is impossible outside of language, since language forms its internal basis. It is with the help of language that people transmit and fix symbols, norms, customs, transmit information, knowledge and behaviors.
Key words: linguoculturology, linguistics, language, ethnolinguistics, philology, linguoculture.