УДК: 338.222
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ
УРОВНЕ
И.Ю. Зинченко
Спроектированная информационно-аналитическая система «Мониторинг эффективности управления региональной экономики» отражает информацию, на основе которой можно определять эффективность управления региональным субъектом. Информационно-аналитическая система позволяет получать достоверную статистическую и расчетную аналитическую информацию о показателях эффективности деятельности региона.
Ключевые слова: информационно-аналитическая система, корпоративная информационная система, электронное правительство региона, портал правительства региона.
В условиях развития информационного фактора развития регионов меняются механизмы, структура и процессы управления субъектами РФ, выдвигаются новые требования к процессу управления, объекту и субъекту управления региона.
Так, для осуществления мониторинга эффективности управления региональной экономикой в Волгоградском регионе спроектирована и реализована информационно-аналитическая система (ИАС «Мониторинг эффективности управления региональной экономикой»), содержащая все используемые показатели оценки и их расчет для муниципальных образований Волгоградской области, региона в целом и сравнительные оценки по регионам Юга России [1].
ИАС позволяет аккумулировать в себе большие объемы актуальной и архивной информации по качественным и количественным характеристикам системы управления региональной экономикой и обеспечивает анализ эффективности принимаемых на ее основе решений. Наиболее трудоемкими этапами разработки информационной системы являются этапы анализа и проектирования [2].
Первым этапом необходимо формализовать архитектуру создаваемой системы. Учитывая поставленные требования, предлагаемая ИАС должна быть построена на принципах трехуровневой клиент-серверной архитектуры, основными составными частями которой являются сервер приложений, сервер баз данных и обозреватель клиента (рис. 1).
Рис. 1. Архитектура информационно-аналитической web-системы «Мониторинг эффективности управления региональной экономикой»
Клиентская часть представлена следующими компонентами: компьютер пользователя Интернета, web-обозреватель и модуль расширения web-обозревателя. Серверная часть состоит из web-сервера, модуля расширения web-сервера, динамических библиотек для обработки php-страниц, сервера базы данных (СУБД MySQL) и источника данных.
Следующим этапом проектирования является разработка модели данных системы, реализация которой позволяет обеспечить рациональное (с точки зрения последующей выборки) хранение статистической и аналитической информации. Г раницы предметной области управления субъектом РФ задаются показателями субъектов региона (рис. 3), которые берутся за основу при вычислении интегрального показателя оценки эффективности.
В рассматриваемой предметной области были выделены основные ее элементы (сущности). Каждая выделенная сущность обладает определенным набором характеризующих ее основных свойств, как статических, не изменяемых с течением времени, так и динамических, изменяемых - показатели, отражающие показатели эффективности управления.
Главная особенность отношений уровней состоит в том, что элементы нижнего уровня входят в состав элементов верхнего уровня. Число уровней может варьироваться в зависимости от входящих в него элементов.
Далее на основе составленной концептуальной модели спроектирована логическая и физическая модели базы данных. На рисунке 2 представлена физическая схема данных системы «Мониторинг эффективности управления региональной экономикой» для конкретной базы данных.
Рис. 2. Физическая модель базы данных «Мониторинг эффективности
региональной экономикой»
В проводимом проектировании платформой для создания базы данных выбрана среда Microsoft SQL Server и средство Microsoft SQL Server Management Studio Express 2008 R2.
Предполагается дальнейшая интеграция спроектированной системы в систему Электронного правительства Волгоградской области. Действующая в настоящее время корпоративная информационная система (КИС) «Электронное правительство Волгоградской области» представляет собой комплекс интегрированных между собой четырех базовых модулей: подсистема межведомственного электронного документооборота (SAP RM (Record and case management)) органов исполнительной власти Волгоградской области, позволяющая автоматизировать организационно-документационное обеспечение управленческой деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Волгоградской области; единый информационно-справочный портал (SAP Enterprise portal) органов исполнительной власти Волгоградской области, позволяющий организовать единую точку доступа ко всей информации о деятельности органов испол-
нительной власти и органов местного самоуправления Волгоградской области, а также доступ к системе оказания государственных услуг населению; единая информационно-аналитическая подсистема (SAP BI IP (Business Intelligence Integrated Planning)) органов исполнительной власти Волгоградской области. Платформа SAP NetWeaver и модуль SAP BI IP позволяют строить форматированную отчетность в текстовом, табличном или графическом виде, доступ к которой может быть обеспечен через WEB-интерфейс (в настоящее время реализована частично в объеме планирования регионального бюджета); общая интеграционная подсистема КИС «Электронное правительство Волгоградской области» (SAP CRM (Customer Relationship Management)) - создание системы оказания государственных услуг населению, позволяющей объединять органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, процессы и технологии в рамках полного замкнутого цикла взаимодействия с гражданами (проектируется).
Спроектированная и реализованная авторами ИАС «Мониторинг эффективности управления региональной экономики» отражает информацию, на основе которой можно определять эффективность управления региональным субъектом в соответствии с предложенной методикой. Отчеты ИАС выводят значения показателей по годам и показывают темп роста и прироста величины каждого из 125 показателей базы данных. Спроектированная ИАС позволяет получать достоверную статистическую и расчетную аналитическую информацию, обновляемую с заданной периодичностью.
Очевидно, что переход на электронный вид оказания услуг снимет многие существующие проблемы: долгое ожидание в очереди; необходимость многократно обращаться по одному и тому же вопросу; длительные ожидания результата; коррупционные составляющие; недостаток информации о процедуре получения услуг и другие.
Вместе с тем в регионах России существует целый ряд проблем создания электронного правительства.
Базой для интеграции ресурсов должно стать создание единых справочников, классификаторов, реестров, регистров и т.д. Они должны быть едины для всех органов государственной и муниципальной власти. Современные информационные системы основаны на справочниках и классификаторах, которые зачастую не совпадают. Поэтому нужна дополнительная серьёзная работа по типизации, созданию единых правил формирования баз данных, их актуализации.
Немаловажным для развития информационного общества в регионе является развитие муниципальной информатизации и порталов муниципальных услуг. Отсутствие отработанного механизма взаимодействия органов исполнительной власти субъекта и органов местного самоуправления в рамках развития электронного правительства впоследствии может привести к созданию правовых, административных и технических барьеров для дальнейшего развития региональных порталов государственных услуг.
Отдельно необходимо отметить проблему низкого уровня использования интернет-технологий в отдалённых районах: с одной стороны, это связано с низким качеством услуг интернет-провайдеров (чаще всего они являются единственными поставщиками в таких районах), а с другой стороны, с низким уровнем спроса на такие услуги.
И, наконец, вопрос обучения, как пользователей услуг, так и тех, кто эти услуги должен представлять. Во-первых, требуется обучить работе с порталами государственных услуг почти всех работников органов государственной и муниципальной власти, без этого наладить работу электронного правительства в регионе вряд ли удастся. Необходимо также будет обучить и различные категории населения.
Еще один важный аспект, учитываемый при разработке концепции развития информационного общества, — ожидаемые результаты её реализации. Ряд показателей зафиксирован на федеральном уровне, и по этим показателям будут оцениваться субъекты РФ в части работы по развитию электронного правительства и информационного общества [4].
Оценивая опыт создания порталов в субъектах РФ, уже сегодня возможно выделить лидера в предоставлении государственных услуг в электронном виде — портал правительства Республики Татарстан, наиболее близкий по структуре и содержанию к требованиям правительства РФ.
Первый опыт внедрения порталов позволил выделить основные проблемы, связанные с дальнейшим функционированием порталов.
Во-первых, зачастую наблюдаются нестыковки, дублирование информации и несогласование работы регионального портала с официальным порталом государственных услуг www.gosuslugi.ru. Так, например, при замене заграничного паспорта на портале Нижегородской области форма квитанции об оплате не совпадает с формой квитанции, представленной на федеральном портале [3].
Во-вторых, практически на всех порталах отсутствует блок муниципальных услуг. В лучшем случае можно встретить ссылку на сайты администраций муниципалитетов или краткое описание тех услуг, которые предоставляются в муниципальных образованиях, а чаще всего об этом даже не упоминается. Так, на портале Рязанской области даже нет ссылки на портал государственных и муниципальных услуг г. Рязани [4].
В-третьих, отсутствуют единые требования к составу и содержанию информации об оказываемых услугах. Это приводит к чрезмерному усложнению получения важной информации. Так, на портале Орловской области отсутствует обобщённое представление информации об услуге. В итоге пользователь получает излишнее количество информации, необязательной для получения услуги. При этом отсутствует основная информация (адрес, телефон, график работы) об учреждениях или ссылка на сайт[5].
В-четвёртых, не соблюдается правило «кликов» для нахождения нужной информации. Для получения информации на портале Орловской области по услуге «Выдача разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда» адрес Управления Орловской области доступен на расстоянии 8 «кликов» мышью [6].
В-пятых, часто встречается существенное усложнение организации работы портала, связанное с дублированием информации на портале услуг и на сайте министерств, ответственных за оказание данных услуг. Например, на портале Ярославской области требования «для получения лицензии на осуществление фармацевтической деятельности» отличаются от требований, размещённых на сайте Департамента здравоохранения Ярославской области [7].
Данные проблемы негативно сказываются на дальнейшем функционировании порталов государственных услуг, увеличивая, с одной стороны, затраты на поддержание портала (как временные, так и финансовые), с другой — снижая степень интереса конечных пользователей в связи с недостоверностью размещённой информации.
Таким образом, для обеспечения бесперебойного функционирования портала государственных и муниципальных услуг, отвечающего всем современным требованиям и гарантирующего востребованность со стороны конечных потребителей услуг, необходимо провести комплекс работ по инвентаризации портала и его модернизации.
Работа по модернизации портала государственных и муниципальных услуг в соответствии с требованиями правительства РФ предполагает систематизацию процессов электронного взаимодействия, регламентацию и документирование процессов, а также создание системы мониторинга и управления процессами предоставления услуг. В процессе модернизации в технологию работы портала государственных и муниципальных услуг должны внедряться следующие системообразующие элементы, обеспечивающие жизнеспособность электронного правительства региона.
1. Создание единой жёстко регламентированной системы сбора, хранения и обработки информации (информация отраслевого министерства и информация, отображаемая на портале государственных услуг, должны храниться в одном месте).
2. Распределение и закрепление ответственности служащего за выполнение каждого шага (этапа) предоставления государственной или муниципальной услуги (с детальным отображением в административном регламенте и должностной инструкции).
3. Организация многоуровневого взаимодействия с муниципальными образованиями и учреждениями по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг.
4. Каждый сервис электронного правительства должен быть реализован по технологии единого окна (сервис ориентирован как на непосредственного получателя услуги, так и на государственного или муниципального служащего, содействующего в получении услуги на основе различных средств коммуникации).
5. Формирование системы мониторинга и контроля предоставления государственных и муниципальных услуг на каждом шаге (этапе) их предоставления.
Таким образом, модернизация портала государственных и муниципальных услуг позволит сделать работу правительства субъекта РФ максимально открытой и понятной для населения и гостей из других регионов. Именно для этого необходимы создание и модернизация интерактивных сервисов портала, которые позволят в ближайшем будущем, не выходя из дома, получить полную информацию по интересующему вопросу, проконсультироваться у специалистов, направить в органы власти своё предложение, вопрос или комментарии, получить результаты предоставления услуг в электронном виде.
Выделенные направления совершенствования систем управления на региональном уровне в условиях проводимой административной реформы и развития информатизации позволяют выделить в качестве ключевых формирование электронного правительства, электронные общественные приемные, многофункциональные центры, электронные карты региона на основе информационно-аналитических систем, территориальное общественное самоуправление. Основные составляющие региональной системы управления адаптируются к новым условиям, видоизменяя: методы управления (информационные технологии поиска, сбора, обработки, хранения информации); инструменты управления (информационно-аналитические системы); каналы передачи информации.
Предложенная методика оценки эффективности управления региональной экономикой предполагает интегральную оценку результативности и экономичности деятельности органов исполнительной власти, функциональности субъекта управления и потенциала модернизации объекта управления с использованием рейтинг-технологии. С целью хранения и обработки имеющейся информации спроектирована информационноаналитическая система «Мониторинг эффективности управления региональной экономики», предоставляющая достоверную статистическую и расчетную аналитическую информацию по показателям оценки эффективности управления региональным субъектом, обновляемую с заданной периодичностью. Использование возможно в рамках формируемой в настоящее время корпоративной информационной системой «Электронное правительство Рязанской области».
Список литературы
1. Калинина, А. Э. Менеджмент web - сайта: учеб.- методическое пособие для орг. самостоят. работы студентов / А. Э. Калинина, В. В. Калинина; ВолГУ. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2007. - С. 25
2. Смирнов Г. Н. Проектирование экономических информационных систем: учебник / Г. Н. Смирнов, А. А. Сорокин, Ю. Ф.Тельнов. - М.: Финансы и статистика, 2001/ 356 c.
3. Информационный портал государственных и муниципальных услуг Нижегородской области URL: http://www.gu.nnov.ru/ (дата обращения: 11.08.2012).
4.Информационный портал правительства Рязанской области URL: http://www.ryazanreg.ru/links/47/ (дата обращения 06.04.2012).
5. Публичный информационный портал Орловской области URL: http://orel-region.ru/index.php?head= 1 &unit=3137 (дата обращения
09.09.2013).
6. Портал государственных услуг Российской Федерации URL: http://57.gosuslugi.ru/pgu/service/10001970310 5.html;jsessionid=E68F2EEDB 3AE9995C49E6F5F264BB6F9 (дата обращения 12.10.2012).
7. Департамент здравоохранения и фармации Ярославской области
URL: http://www.yarregion.ru/depts/zdrav/default.aspx (дата обращения
11.11.2013).
Зинченко Инна Юрьевна аспирант кафедры политической экономии и мирового глобального хозяйства, [email protected], Россия, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина.
THE MAIN DIRECTIONS OF THE USE OF INFORMATION AND ANALYTICAL TOOLS TO ASSESS MANAGEMENT SYSTEMS AT THE REGIONAL LEVEL
I.Yu. Zinchenko
Designed informational-analytical system «Monitoring of management effectiveness of regional economy» reflects information, on the basis of which you can determine the effectiveness of management of the regional actors. Information-analytical system allows to obtain accurate hundred-тистическую and clearing the analytical information on the indicators of effectiveness in the region.
Keywords: information-analytical system, corporate in-formation system, electronic government of the region, the portal of the government of the region.
Zinchenko Inna Yurievna student of the Department of political economy and global economy, [email protected], Russia, Tambov state University named after G.R Derzhavin, Russia