ЭКОНОМИКА
нинградской области не превышает 2-5 %, а это значит, что среднее значение коэффициента эффективности управления финансовыми ресурсами арендаторами, рассчитанного по предложенному подходу, не превышает 0,02-0,05.
Лесопользователи и инвесторы - это равноправные участники лесных отношений,
ставшие важной составной частью экономики лесных регионов, имеющие полное право на равную норму прибыли наряду с другими участниками лесных отношений.
Одна из задач лесной политики - обеспечение экономическими методами баланса интересов основных субъектов лесных отношений государства и частного бизнеса.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ЛЕСНОМ ХОЗЯЙСТВЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
ТВ. ПИМЕНОВА, ст. преподаватель каф. экономики о организации л/х и л/п МГУЛ
Система финансирования должна гарантировать воспроизводство ресурсов в эксплуатируемых лесах и наряду с этим обеспечивать охрану и защиту неиспользуемых, в том числе резервных, лесов, которые доминируют в составе лесного фонда страны. Только при этом условии может быть налажена организация устойчивого лесопользования и управления лесами. Пока же существующая система финансирования не обеспечивает надлежащую охрану и защиту резервных лесов.
Например, привлекать инвестиции для осуществления лесохозяйственных работ и мероприятий в резервных лесах можно только за счет средств федерального бюджета, так как леса по-прежнему находятся в федеральной собственности. Государство должно быть заинтересовано в том, чтобы регулировать, какие инвестиции и куда именно арендатор будет вкладывать после получения участка в единоличное пользование, то есть стимулировать развитие или создание производственных мощностей по переработке, строительству дорожной сети в резервных лесах.
По состоянию на 1 января 2008 г. размер инвестиций в основной капитал на общее развитие лесного хозяйства составил только
2,5 % от всех источников финансирования затрат на выполнение лесохозяйственных и противопожарных мероприятий. Поэтому в современных социально-экономических условиях поиск и определение источников финансирования инвестиций является объективно сложившейся потребностью. Не-
caf-elh@mgul. ac. ru прерывность и достаточность их являются обязательными для нормального функционирования экономики страны.
Но осуществить реализацию этой задачи не представляется возможным без учета главной особенности отрасли - длительного процесса лесовыращивания, которая обязывает учитывать требование непрерывного неистощительного пользования всеми ресурсами и услугами при планировании и организации лесного хозяйства, без чего немыслимо и само управление лесами и всей хозяйственной деятельностью.
Поскольку понятие воспроизводства лесных ресурсов является центральным для экономики лесного хозяйства, то раскроем некоторые основные направления воспроизводства леса.
Многие классики рассматривали «лес» как «капитал».
Например, в 1884 году Арнольд Ф.К. во 2 томе 1 части «Русского леса» определил экономические элементы лесного хозяйства и объяснил, что является капиталом в лесном хозяйстве: «В экономическом смысле капиталом называется все то, из чего и посредством чего или прямо получается доход или создаются продукты в производстве».
Как указывал Арнольд, «лесоводы утверждают, что под именем капитала в лесохозяйственном производстве подразумевается:
1) почва;
2) семена, пни и корни, служащие для воспроизведения на вырубленной площади
148
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2010
ЭКОНОМИКА
леса, а также древесный запас, растущий и ожидающий очереди вырубки;
3) все необходимые для ведения хозяйства сооружения - дома, конторы, склады, дороги, спуски и всякие другие приспособления, без которых нельзя обойтись в лесном хозяйстве;
4) орудия и инструменты для культуры леса, ухода за ним, измерения и оценки, рубки и известной степени отделки срубленного леса, постройки и ремонта дорог и прочее, необходимая сумма денег, процентами с которой нужно оплатить администрацию, налоги и прочее».
Ресурс, являющийся целью хозяйства, воспроизводится с помощью системы мероприятий, затраты на которую и составляют его себестоимость. В данном случае система - это целостная совокупность взаимообусловленных мероприятий; она как целое не сводится к простой сумме составных частей. Выпадение любого мероприятия нарушает систему и исключает воспроизводство целевого ресурса. Затраты и конечные эффекты в рамках простого воспроизводства укладываются в годичные циклы и не требуют учета времени.
В случае передачи работ по лесному хозяйству субподрядчику арендатор должен будет все затраты по соответствующим нормативам финансировать из своих источников. Однако и арендаторы, и другого рода лесопользователи обязаны будут нести издержки на лесное хозяйство только в масштабе простого воспроизводства используемого ресурса.
Денежной формой возмещения потребленной части основных производственных фондов для их простого воспроизводства является амортизация. Благодаря амортизации может и должно осуществляться не только обновление, но и постоянное переструк-турирование материально-технической базы общественного производства. Но в лесном хозяйстве до принятия нового Лесного кодекса, как и по всей системе бюджетных учреждений, амортизация как источник обновления основных фондов не учитывался, а просто начислялся износ и отражался в бухгалтерском балансе общей суммой.
Затраты на расширенное воспроизводство направлены на воспроизводство дополнительного количества ресурса и (или) лучшего качества. Он достигается за счет уже не систе-
мы, а комплекса мероприятий, воздействующих на состав насаждений или условий местопроизрастания, либо на то и на другое, вместе взятое, а в целом на повышение продуктивности лесов (интенсивный вариант), или же на расширение площади лесов (экстенсивный вариант).
Затраты на расширенное воспроизводство, осуществляемые по интенсивному или экстенсивному вариантам, относятся уже не к текущим, а к инвестиционным. При государственной собственности на леса их финансирование может предусматриваться из той части государственного бюджета, которая аккумулируется за счет поступающего лесного дохода.
Комплекс мероприятий по расширенному воспроизводству лесных ресурсов для того или иного лесного участка или лесничества, в состав которого он входит, может быть обоснован в виде отдельного инвестиционного проекта. В состав такого комплекса могут входить мероприятия по реконструкции лесов, осушению избыточно увлажненных лесных земель, лесоразведению на безлесных участках земель лесного фонда, в том числе создание быстрорастущих древесных плантаций для предприятий лесопромышленного комплекса, строительство лесных дорог и т.д.
Выполнение отдельных из перечисленных мероприятий может осуществляться и на основе частно-государственного партнерства, условия которого должны быть закреплены в инвестиционных соглашениях, которые будут основой для долгосрочных арендных договоров (по новому Лесному Кодексу).
Разрыв во времени между началом лесовыращивания и получением спелой древесины столь велик, что ограничивает масштаб капитальных вложений в отрасль как со стороны государства, так и со стороны субъектов Российской Федерации и частных лесопользователей (в т.ч. иностранных).
Учитывая масштабы российских лесов и ряд их особенностей (низкая производительность, длительный период лесовыращивания, фактическое отсутствие современной инфраструктуры и т.д.) следует признать, как отмечает академик РАСХН А.И. Писаренко в своем труде «Лесное хозяйство России: от пользования - к управлению», что только государство имеет необходимые финансовые и матери-
ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 2/2010
149
ЭКОНОМИКА
альные ресурсы для обеспечения на следующие несколько десятилетий лесного хозяйства квалифицированными специалистами, современными машинами и технологией, а также капитальными вложениями для развития инфраструктуры. Для ее решения требуются значительные инвестиции в основные фонды.
Не в лучшем положении оказались и реформированные лесхозы, вынужденные с учетом нового Лесного кодекса переходить на общие с другими лесопользователями условия хозяйствования. До реформы они были освобождены от платы за древесину, заготавливаемую в порядке рубок промежуточного пользования лесом, и от налогов на этот вид деятельности, которая теперь признается коммерческой. Также они получали поддержку бюджетов всех уровней на ряд лесохозяйственных мероприятий и даже на приобретение отдельных видов техники.
Теперь же, переходя в статус государственных унитарных предприятий, они лишились перечисленных преимуществ. А их материально-техническая база в основном физически изношена и морально устарела. Так, автотракторный парк, используемый на лесохозяйственных и лесовосстановительных работах, на 75 % полностью амортизирован и требует замены. Наземная техника, используемая для противопожарных мероприятий и строительства лесохозяйственных дорог, укомплектована лишь на четверть от общей потребности в ней, и та наполовину изношена. Не в лучшем положении находится и техника для авиалесоохраны, которая также передана теперь отдельным субъектам Российской Федерации. До 1 января 2007 г. бывшие лесхозы еще пытались приобретать отдельные виды тяговой и транспортной техники за счет дохода от внебюджетной деятельности, но с момента приравнивания внебюджетных средств к бюджетным приобретение новых видов техники прекратилось.
Возможными источниками для организации эффективного управления резервными и другими неиспользуемыми лесами могут быть: экологические фонды разных уровней, поступления от различных юридических лиц, организующих разные виды туризма и рекреационных услуг, штрафные санкции и т.д.
Для решения многих из названных проблем требуется адекватный экономический механизм, который при всем его многокомпонентном характере строится на основе рентного подхода. Общим для него может быть требование, что объектом лесопользования могут быть экономически доступные ресурсы и услуги, обеспечивающие безубыточную деятельность как владельцев лесов, так и самих лесопользователей.
При использовании таких ресурсов затраты на воспроизводство могут окупаться при реализации производимой продукции и возвращаться лесопользователям как источники их финансирования, не требуя отчислений в региональные или тем более федеральные бюджеты, как до сих пор было, что затрудняло их последующее использование. В связи с передачей многих полномочий по управлению лесами на уровень субъектов РФ, очевидно, в адекватных пропорциях должен быть распределен и аккумулируемый в консолидированном бюджете чистый лесной доход, что требует предварительных или обоснованных расчетов.
При таком рентном подходе изменится и характер самих субвенций, выделяемых из федерального бюджета уполномоченным органам государственной власти в субъектах Российской Федерации на ведение лесного хозяйства. Ныне они сводятся в основном к финансированию текущих затрат, которые в рамках простого воспроизводства должны покрываться за счет текущей деятельности лесопользователей.
Чистый лесной доход, аккумулируемый в консолидированном бюджете, и должен быть источником инвестиций, адрес использования которых может быть обоснован в федеральных и региональных программах. За счет этих источников может рассматриваться участие государства в строительстве определенных видов лесных дорог для расширения доступности лесных ресурсов, других видов инфраструктурных объектов (например, по охране лесов от пожаров и защиты от вредителей), меры по повышению продуктивности лесов (реконструкция, осушение), лесоразведению; по подготовке кадров, финансированию научных исследований и т.п.
150
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2010