Научная статья на тему 'Основные направления и содержание тактической подготовки в спортивной радиопеленгации'

Основные направления и содержание тактической подготовки в спортивной радиопеленгации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1031
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TACTICS IN SPORTS RADIO DIRECTION FINDING / LEVEL OF TACTICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зеленский Константин Григорьевич, Зеленская Ирина Викторовна

В статье рассмотрены основные направления и содержание тактической подготовки в спортивной радиопеленгации. Даны определения и характеристика тактики спортивной радиопеленгации и тактической подготовки, как в целом, так и отдельных компонентов процесса формирования тактической подготовленности в этом виде спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зеленский Константин Григорьевич, Зеленская Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main directions and content of tactical training in sports radio direction finding

The article describes the main directions and content of the tactical training in sports radio direction finding. It defines and characterizes the tactics in sports radio direction finding and the level of tactical training as a whole, as well as the individual components of the formation of tactical training level in this sport.

Текст научной работы на тему «Основные направления и содержание тактической подготовки в спортивной радиопеленгации»

подготовленностью ЧСС составляет 110^130 уд/мин. При обучении основным техническим приемам тех же самых студентов, используя фронтальный метод в парах, тренировочный эффект занятия повышается ЧСС составляет 130^140 уд/мин.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Построение занятий физической культурой с использованием подвижных и спортивных игр должно предусматривать чередование в использовании различных игр. При этом значительную часть времени необходимо отводить на изучение основных технических приемов той или иной игры, что позволяет управлять тренировочным эффектом занятия и повысить эффективность занятий по физической культуре.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федякин, А. А. К вопросу выбора средств физической культуры для оздоровительно-рекреативных занятий / А.А. Федякин, Ж.Г. Кортава // Известия Сочинского государственного университета. - 2013. - № 2 (25). - С. 133-136.

2. Федякина, Л.К. Влияние последовательности выполнения упражнений на физическую подготовленность и эмоциональное состояние студентов / Л.К. Федякина, А.А. Федякин, Е.В. Кувалдина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 2 (120). - С. 186-189.

3. Fedyakin, А.А. Analysis of dissertation research on physical education of students / Fedyakin А.А., Kuvaldina E.V. // European Journal of Physical Education and Sport. - 2015. - № 1 (7). - С. 17-23.

REFERENCES

1. Fedyakin, A.A. and Kortava, Zh.G. (2013), "On the selection of means of physical training for health-improvement and recreation activities" Messenger Sochi State University, 2013, No. 2 (25), pp. 133-136.

2. Fedyakina, L.K., Fedyakin, А.А. and Kuvaldina, E.V. (2015), "Influence following make exercises on physical training and emotional condition students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 120, No. 2, pp. 186-189.

3. Fedyakin, А.А. and Kuvaldina, E.V. (2015), "Analysis of dissertation research on physical education of students", European Journal of Physical Education and Sport, No. 1(7), pp. 17-23.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 06.10.2015.

УДК 796.052

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СПОРТИВНОЙ РАДИОПЕЛЕНГАЦИИ

Константин Григорьевич Зеленский, кандидат педагогических наук, заслуженный

тренер РСФСР, заслуженный мастер спорта, Ирина Викторовна Зеленская, заслуженный тренер России, мастер спорта СССР, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь

Аннотация

В статье рассмотрены основные направления и содержание тактической подготовки в спортивной радиопеленгации. Даны определения и характеристика тактики спортивной радиопеленгации и тактической подготовки, как в целом, так и отдельных компонентов процесса формирования тактической подготовленности в этом виде спорта.

Ключевые слова: тактика спортивной радиопеленгации, тактическая подготовленность.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.10.128.p68-73

MAIN DIRECTIONS AND CONTENT OF TACTICAL TRAINING IN SPORTS RADIO DIRECTION FINDING

Konstantin Grigoryevich Zelenskiy, the candidate of pedagogical sciences, honored trainer of

the Russian Federation, honored master of sports, Irina Viktorovna Zelenskaya, the honored trainer of the Russian Federation, master of sports,

North Caucasian University, Stavropol

Annotation

The article describes the main directions and content of the tactical training in sports radio direction finding. It defines and characterizes the tactics in sports radio direction finding and the level of tactical training as a whole, as well as the individual components of the formation of tactical training level in this sport.

Keywords: tactics in sports radio direction finding, level of tactical training.

В условиях возросшей конкуренции на соревнованиях по спортивной радиопеленгации (СРП) особое место в структуре подготовки спортсмена занимает тактическая подготовка. Это, в свою очередь, требует дальнейшей разработки теоретических основ тактики и совершенствования методики тактической подготовленности в спортивной радиопеленгации. Теоретический анализ специальной литературы, обобщение опыта и результаты педагогических наблюдений позволили определить основные направления и содержание тактической подготовки в спортивной радиопеленгации.

СРП относится к видам спорта, в которых условия соревнований характеризуются тем, что спортсмены выступают отдельно друг от друга, без непосредственного контакта, в последовательности, определяемой жеребьевкой. Спортсмен концентрирует сознание преимущественно на самом процессе выполнения упражнения (радиопоиска). Тактические задачи в СРП заключаются в умении в соответствии со своими возможностями (физическими, техническими, психическими, интеллектуальными) применять необходимые технико-тактические варианты, действия, приемы с использованием технических возможностей специальной радиоаппаратуры для достижения основной цели - обнаружения радиопередатчиков (РП) в кратчайшее время.

Под тактикой спортивной радиопеленгации следует понимать способ поведения, реагирования спортсменом на возникающие ситуации, основанный на общем плане, который разрабатывается заранее или экспромтом и может изменяться в зависимости от поступающей информации во время прохождения дистанции. Это умение выбирать наиболее рациональные, с учетом опыта, физических и психических качеств радиоспортсмена и складывающихся соревновательных условий технические навыки, приемы и способы пеленгации и радиопоиска (определение расстояния до РП, оценка времени обнаружения, оценка уровня сигнала, своевременное и правильное реагирование на изменение пеленгов и т.п.). Это умение применять широкий арсенал технико-тактических навыков, приемов, способов спортивного ориентирования при выборе наиболее рационального пути движения на перегонах между радиопередатчиками, а также со старта и на финиш.

Тактическая подготовка - это процесс приобретения и совершенствования спортсменом в ходе тренировки и соревнований тактических знаний, умений, навыков и тактического мышления [3], который характеризуется уровнем технической подготовленности. В СРП тактическая подготовленность определяется наличием теоретических знаний техники и тактики спортивной борьбы, способности к прогнозированию соревновательных ситуаций и их анализу, она тесно связана с использованием разнообразных технико-тактических приемов и действий радиопеленгации и радиопоиска, выбором того или иного тактического варианта поиска РП, пути движения на перегонах.

Основные направления и содержание тактической подготовки в спортивной радиопеленгации приведены на рисунке 1.

Рис. 1. Процесс формирования тактической подготовленности в спортивной радиопеленгации

Изучение теории спортивной тактики предусматривает овладение знаниями о принципах и рациональных форм тактики в спорте, изучение тактики спортивной радиопеленгации, особенностей тактики ориентирования на местности, правил соревнований и особенностей судейства, опыта ведущих спортсменов.

Овладение тактическими действиями предусматривает освоение тактических навыков и приемов оперативной радиопеленгации и ориентирования на местности, выполняемых в преднамеренных и экспромтных ситуациях. Тактические действия включают в себя один или несколько технических приемов, применяемых для решения конкретной тактической задачи. Например, пеленгованием «по максимуму» на ультракоротковолновом диапазоне 2 м в условиях пересеченной местности можно определить не только направление на РП, но и предполагаемое его месторасположение (например, вверху или внизу крутого склона).

Необходимо развивать умение переключаться с одних действий на другие по ходу прохождения дистанции. Например, если окажется, что дорожная сеть на самом деле не соответствует обозначенному на карте классу, и поэтому бег по тропам затруднен, то спортсмену целесообразнее больше использовать бег по лесу напрямик. Или если во время пеленгования «по минимуму» на коротковолновом диапазоне 80 м ввиду объективных причин (разность проводимости почвы, наличие по близости переизлучателей и др.) пеленг становится сильно «размытым», спортсмен должен своевременно переключиться на пеленгование «по максимуму» (в данных условиях более рациональном способе). Овладение практическими элементами (навыками, приемами) спортивной тактики определяется уровнем технической подготовленности спортсмена [2]. Чем шире объем

технических навыков, приемов, умений спортсмена в оперативной радиопеленгации и ориентировании на местности, тем эффективнее будет реализован тактический замысел на дистанции.

Совершенствование тактических действий в СРП зависит, прежде всего, от уровня развития внимания (его объема, распределения, переключения, концентрации и др.) быстроты и адекватности восприятия. Основным методом совершенствования тактических действий является многократное выполнение конкретных тактических заданий, которые ставятся перед спортсменом. Особенно важными являются выработка и совершенствование специфических качеств спортсменом: чувство приближения к радиопередатчику, чувство пройденного расстояния, чувство леса.

Совершенствование тактического мышления заключается в развитии способности спортсмена быстро воспринимать, адекватно осознавать и анализировать соревновательную обстановку, развивать умение рефлексивно отображать соревновательную ситуацию [1]. Тактическое мышление развивается в специальных упражнениях по радиопоиску и ориентированию на местности, при выполнении которых делается акцент на решение конкретной тактической задачи. Например, во время ближнего поиска трех РП на короткой дистанции с совмещенным стартом и финишем решаются, прежде всего, задачи технического совершенствования, а поиск тех же трех РП, но уже со значительно разнесенными друг от друга стартом и финишем, совершенствует уровень тактического мышления. Развитию тактического мышления способствуют специальные упражнения повышенной трудности, например, поиск семи и более РП, или одновременный поиск большого количества РП и контрольных пунктов (радиоориентирование).

Тактическое мышление лучше всего совершенствуется в процессе интегральной подготовки, т. е. при прохождении классической дистанции в СРП в незнакомой, сложной местности или на соревнованиях.

Сбор и обработка информации является важным направлением тактической подготовки радиоспортсменов. Это, прежде всего, получение сведений:

- о местности, на которой будут проводиться соревнования (рельеф, проходимость леса, наличие озер, болот, камней, скальных выходов и т.п.);

- о техническом обеспечении соревнований (технические характеристики и конструктивные особенности радиопередатчиков, связной радиоаппаратуры, средств отметки на контрольных пунктах, особенности фиксирование финиша и др.);

- о судействе предстоящих соревнований - составе судейской коллегии, опыте судей, особенности и манере их судейства.

Важно также знание о среде, в которой предстоит соревноваться - климатические условия, временной пояс, высота над уровнем моря и др. Имеет значение и информация о вероятных соперниках - сведения об их физической, технико-тактической, психологической подготовленности, особенности поведения в различных условиях соревнований, о морально-волевых качествах. Важную информацию о состязаниях дает положение о соревнованиях. Сбор информации о среде и условиях предстоящих соревнований необходим для создания на тренировке условий, адекватных предстоящим соревнованиям, моделирование так называемых условий «поля боя», с тем, чтобы спортсмены могли постепенно к ним адаптироваться [2].

Практическая реализация тактической подготовленности, выбор той или иной тактики поведения на дистанции в СРП.

Практическая реализация тактической подготовленности является синтезирующим направлением тактической подготовки, и зависит, прежде всего, от умения своевременно воплощать принятые решения, подбирая наиболее рациональные приемы и действия, варианты тактики поведения на дистанции, учитывая особенности среды, судейства, соревновательной ситуации и др. [1]. Выбор определенного тактического плана действий на дистанции в спортивной радиопеленгации зависит от принятой целевой установки на

предстоящее состязание или серию соревнований. Выделяются три основных вида тактики алгоритмичная, вероятностная и эвристическая [1]. На соревнованиях по спортивной радиопеленгации они характеризуются следующим.

Алгоритмическая тактикастроится на заранее запланированных действиях и их преднамеренной реализации. Она подразумевает прохождение по дистанции с началом движения в том направлении (тем вариантом), которое было определено спортсменом еще до старта, и которое в дальнейшем не изменяется. Такую тактику в СРП можно назвать «Тактикой риска», так как она имеет большую степень риска. Она может применяться спортсменами высокого класса на соревнованиях различного уровня, при условии, что его результат не повлияет на командный результат.

Вероятностная тактика предполагает преднамеренно-экспромтные действия, в которых планируется определенное начало, когда спортсмен заранее (до старта) продумывает только первоначальное направление движения (в течение 5-10 мин) после старта. Дальнейшее поведение на дистанции зависит от конкретных ситуаций, складывающихся на соревнованиях.

Эвристическая тактика строится на экспромтном реагировании спортсменом на складывающиеся ситуации в ходе соревнований. Эта тактика применяется тогда, когда ставится задача надежно пройти дистанцию. Все действия во время ее прохождения, с первых минут после старта и до того момента пока спортсмен не финиширует, строятся на основании и в зависимости от поступающей информации и складывающейся ситуации. В СРП ее называют «Тактикой надежного прохождения».

Кроме взаимного расположения старта и финиша на выбор тактики поведения существенно влияет рельеф местности (например, на диапазоне 2 м тактика со стартом у подножия горы будет существенно отличаться от тактики со стартом на вершине хребта), проходимость леса, а также уровень технической, физической, психологической, интеллектуальной подготовленности. Например, особенности физической подготовленности спортсмена (высокий уровень скоростно-силовых качеств, способность быстро передвигаться по болоту, лесу с густым подлеском) могут оказаться решающими при выборе рациональной тактики на дистанции. Так, спортсмены с хорошим развитием скоростно-силовых качеств и силовой выносливости могут выбрать вариант поиска РП с достаточно большим суммарным набором высоты, а спортсмены с хорошо развитой ловкостью и гибкостью такие тактические варианты, при выборе которых необходимо большую часть пути передвигаться по густому лесу.

В СРП важно всестороннее овладение всеми основными приемами, действиями, формами и видами тактической борьбы. Выдающихся спортсменов в СРП отличает яркая индивидуальная манера борьбы, основанная на максимальном использовании своих физических, технических, психологических и интеллектуальных возможностей, а также знании основ радиотехники, распространения радиоволн в различных условиях, радиопеленгации.

Анализ и результаты решения тактических задач на дистанциях и соревнованиях. Тщательный анализ выступления на соревнованиях, выявление эффективности тактических решений, объективные оценки положительных и отрицательных моментов тактики своих действий являются важнейшим условиями повышения уровня тактической подготовленности спортсмена в спортивной радиопеленгации. В итоге у спортсмена пополняется багаж знаний в области тактики и при необходимости вносятся коррективы в тренировочный и соревновательный процесс.

Выводы. Все составляющие процесса формирования тактической подготовленности спортсмена взаимосвязаны между собой и недостаток проработки одних тактических задач неминуемо оказывает влияние на решение других. Определение основных направлений и содержания тактической подготовки будет способствовать более глубокому пониманию процесса формирования тактической подготовленности спортсмена в спортив-

ной радиопеленгации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Келлер, В.С. Содержание и управление тактической подготовленностью спортсменов / В. С. Келлер // Управление тренировочным процессом высококвалифицированных спортсменов. -Киев : Здоров'я, 1985. - С. 157-169.

2. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В.Н. Платонов. - Киев : Олимпийская литература, 2004. - 808 с.

3. Суслов, Ф.П. Терминология спорта : толковый словарь спортивных терминов : около 9500 терминов / сост. Ф.П. Суслов, Д.А. Тышлер. - М. : СпортАкадемПресс, 2001. - 480 с.

REFERENCES

1. Keller, V.S. (1985), "Content and control of tactical training level of athletes", Control of training process of highly qualified athletes, publishing house "Health", Kiev, Ukraine, pp. 157-169.

2. Platonov, V.N. (2004), The system of training athletes in Olympic sports. General theory and its practical applications, Olympic Literature, Kiev, Ukraine.

3. Suslov, F.P. and Tyshler, D.A. (2001), Sports terminology. Dictionary of sports terms. About 9500 terms, SportAcademPress, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 19.10.2015.

УДК 796.071.4

ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ К ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

Фируза Рахматулловна Зотова, доктор педагогических наук, профессор, Валентина Маратовна Афанасьева, аспирант, Наиля Ханифовна Давлетова, кандидат медицинских наук, Фанис Азгатович Мавлиев, кандидат биологических наук, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (ФГБОУВПО «Поволжская ГАФКСиТ»), Казань

Аннотация

В ходе анкетного опроса студентов-спортсменов установлено, что спортивная карьера для данной категории лиц является важнейшим жизненным приоритетом, которому значительно уступает получение качественного образования; при выборе вуза студенты-спортсмены исходят из возможности совмещения спортивной карьеры и учебы. При этом лишь треть студентов-спортсменов успешно совмещают учебный процесс и спортивную подготовку.

Ключевые слова: интеграция образовательного процесса и спортивной подготовки, двойная карьера, студенты-спортсмены, спортивная карьера, академическая карьера.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.10.128.p73-79

STUDENTS-ATHLETES' ATTITUDES TO THE INTEGRATION OF EDUCATIONAL

PROCESS AND SPORTS TRAINING

Firuza Rakhmatullovna Zotova, the doctor of pedagogical sciences, professor, Valentina Maratovna Afanasyeva, the post-graduate student, Nailya Khanifovna Davletova, the candidate of medical sciences, Fanis Azgatovich Mavliev, the candidate of biological sciences, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism, Kazan

Annotation

During questionnaire of the student-athletes, it was found that sports career for that category of people was the most important priority in life, much inferior to the quality of education; when choosing the higher school the student-athletes come from the possibility of combining the sports career and studies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.