УДК 796.5
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЛИЯНИЯ УРОВНЯ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ НА СПОРТИВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ У ЮНОШЕЙ И ЮНИОРОВ В СПОРТИВНОЙ РАДИОПЕЛЕНГАЦИИ
Константин Григорьевич Зеленский, кандидат педагогических наук, заслуженный тренер РСФСР, заслуженный мастер спорта, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь
Аннотация
В статье представлены результаты лонгитюдного исследования влияния технико-тактической подготовки на спортивный результат в процессе многолетнего совершенствования в спортивной радиопеленгации. Полученные данные свидетельствуют о том, что на протяжении всей многолетней тренировки у юношей и юниоров приоритетным направлением является совершенствование технического и тактического мастерства в оперативной радиопеленгации и радиопоиске.
Ключевые слова: технико-тактическая подготовка, спортивная радиопеленгация, лонги-тюдное исследование, ранговая корреляционная зависимость.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.06.136.p61-64
DETERMINATION OF THE INFLUENCE OF TECHNICAL AND TACTICAL TRAINING ON THE ATHLETIC PERFORMANCE OF YOUNG MEN AND JUNIORS IN SPORTS RADIO DIRECTION FINDING
Konstantin Grigoryevich Zelenskiy, the candidate of pedagogical sciences, honored trainer of the Russian Federation, honored master of sports, North Caucasian University, Stavropol
Annotation
This article presents the results of the longitudinal study of the impact of technical and tactical training on the athletic performance during the long-term perfection in sports radio direction finding. The findings suggest that throughout the many years of training of young men and juniors a priority direction is improvement of the technical and tactical skills in radio direction finding and radio search.
Keywords: technical and tactical training, sports radio direction finding, longitudinal study, rank correlation.
ВВЕДЕНИЕ
Известно, что роль и значение технико-тактического мастерства в различных видах спорта неодинаково [2, 3]. Также неодинакова роль техники и тактики на различных этапах многолетней подготовки в рамках одного вида спорта [1].
Знание влияния уровня технической и тактической подготовленности на спортивный результат в процессе многолетней подготовки в спортивной радиопеленгации (СРП) позволит тренеру оптимально построить многолетний тренировочный процесс юных спортсменов.
Целью работы являлось определение влияния технико-тактической подготовки на спортивный результат в процессе многолетней тренировки в спортивной радиопеленгации.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В качестве основного метода исследования был применен лонгитюдный метод, позволяющий изучать явление без нарушения естественного течения тренировочного процесса. Наблюдения за тренировочной и соревновательной деятельностью спортсменов (юноши, юниоры) с момента начала занятий спортивной радиопеленгацией (10-11 лет) до юниорского периода (17-19 лет) включительно проводились с 1985 по 2015 годы.
После обработки данных нами были выделены показатели 23-х спортсменов, которым присвоены звания ЗМС, МСМК, МС, и которые стали победителями или призерами чемпионатов и первенств мира или Европы.
В процессе лонгитюдного исследования фиксировались показатели спортивного мастерства, спортивно-технической подготовленности, технико-тактической и специальной физической подготовленности.
В качестве интегрального показателя уровня спортивного мастерства было принято занимаемое спортсменом место во всероссийском рейтинге, который рассчитывался по сумме результатов выступлений на крупнейших соревнованиях спортивного сезона с определением индивидуального числового значения (ИПрейтинг). Учитывались показатели всероссийских юношеских и юниорских рейтингов М14 (14 лет и моложе), М15 (15 лет и моложе), М16 (16 лет и моложе), М19 (19 лет и моложе).
В качестве критерия оценки уровня спортивно-технической подготовленности (владения техникой оперативной радиопеленгации и ближнего радиопоиска) была принята скорость обнаружения непрерывно работающего радиопередатчика (РП), расположенного на расстоянии 200^250 м, (Уобн.рп, мс 1), при легко пробегаемом лесе.
В связи с тем, что в спортивной радиопеленгации возможен расчет времени прохождения дистанции спортсменом с учетом особенностей трассы (рельеф, проходимость, грунт), погодных и климатических условий, возрастной категории, нами определялось время потерь, приходящееся на один РП соревновательной дистанции (1потерь), где показан лучший результат сезона. По данному показателю (1потерь) определялся уровень технико-тактической и психологической подготовленности.
Критерием оценки уровня специальной физической подготовленности считалось время, показанное в контрольном беге (кроссе) на 1000 м (^оо), 3000 м (13000).
Показатели УобнРП и 11000/3000 определялись в апреле, на который приходился конец подготовительного - начало соревновательного этапа.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Полученные в результате ретроспективного анализа показатели уровня спортивно-технической, технико-тактической и специальной физической подготовленности юношей в процессе многолетней тренировки в СРП приведены в таблицах 1-2.
Таблица 1
Динамика показателей уровня подготовленности юношей 11-15 лет в спортивной
радиопеленгации (Х±о)
Параметры Возраст, лет
11-12 12-13 13-14 14-15
Скорость обнаружения РП с расстояния 200^250 м (¥оен.РП), м-с-1 2,19±0,47 2,73±0,54 3,21±0,21 3,4±0,31
Время потерь, приходящееся на один РП дистанции (1пота)ь), с 1129±408 574±299 282±181 268±149
Интегральный показатель - место во всероссийском рейтинге (ИП рейтинг) 27±14,4 18,0±9,8 4,8±2,7 3,9±2,9
Контрольный бег, кросс (11000), мин,с 4.20,2±30,8 3.59,2±22,5 3.32,1±14,2 3.19,1±09,5
Таблица 2
Динамика показателей уровня подготовленности юношей 15-19 лет в спортивной _радиопеленгации (Х±о)_
Параметры Возраст, лет
15-16 16-17 17-18 18-19
Скорость обнаружения РП с расстояния 200^250 м (¥обнРП), м-с-1 3,66±0,38 3,84±0,38 4,07±0,35 4,17±0,34
Время потерь, приходящееся на один РП дистанции (1потя)ь), с 195±101 156±89 127±78 81±52
Интегральный показатель - место во всероссийском рейтинге (ИП рейтинг) 13,4±10 11,8±9,4 6,8±6,1 4,1±3,8
Контрольный бег, кросс (13000), мин,с 11.28,0±51,0 10.56,2±48,2 10.35,7±20,1 10.20,0±15,1
На основании полученных данных был проведен ранговый корреляционный анализ зависимости между уровнями спортивно-технической (Уобн.РП), технико-тактической (1потерь), специальной физической (^ооо) подготовленности и спортивного мастерства - интегрального показателя (ИПрейтинг) (таблица 3).
Таблица 3
Ранговая корреляционная зависимость (гр) между показателем спортивного мастерства и уровнями спортивно-технической, технико-тактической и специальной физической подготовленности у юношей и юниоров на различных этапах
многолетней подготовки в спортивной радиопеленгации
Возраст Критерии, корреляция
ИПрейтинг
"^обн.РП потерь t1000/3000
11-12 лет 0,876 0,049 0,091
12-13 лет 0,731 0,214 0,701
13-14 лет -0,439 0,054 0,716
14-15 лет -0,399 0,274 0,411
15-16 лет -0,572 0,759 0,341
16-17 лет -0,434 0,649 0,434
17-18 лет -0,531 0,641 0,084
18-19 лет -0,677 0,747 0,575
* - При значении rp > 0,564 корреляция значима на уровне 0,05
С целью определения роли каждого фактора-причины (показателя подготовленности) на целевой фактор (место в рейтинге, спортивный результат) нами был проведен ранговый корреляционный анализ.
В таблице 3 показана ранговая корреляционная зависимость между интегральным показателем (место в рейтинге - ИПрейтинг) и уровнями спортивно-технической (Уобн.РП),
технико-тактической (1потерь) и специальной физической О-юоо/зооо) подготовленности.
Проведенный анализ динамики корреляционной зависимости между критериями уровня интегральной и спортивно-технической, технико-тактической, физической подготовленности юношей в процессе многолетнего совершенствования (рисунок 1) позволяет сделать следующие выводы.
В течение всей многолетней подготовки у юношей отмечается достоверная связь между показателем интегральной подготовленности (ИПрейтинг) и уровнем спортивно-
технической подготовленности (УобнРП). Особенно сильна она на начальных этапах подготовки 11-13 лет (гр=-о,731^о,876) и на этапе совершенствования спортивного мастерства 18-19 лет (гр=-о,677). В период с 14 до 17 лет влияние уровня спортивно-технической подготовленности (УобнРП) на показатель спортивного мастерства несколько снижается (гр=-о,399-о,531 при р>о,о5).
¿5. 1,0
g 0,9
§ 0,8
CD
ä 0,7
о
* 0,6
0
g 0,5
га 0,4
iE 0,3
CD
1 0,2 S 0,1
m
5 0,0
-0,876
-0,731 *__-о 0,716 А 0,759 / • .0,747 ✓
0,701 Л V \ N / 0,649 . " А
/ / \ \ \ \ / Vfcv-0,572 >/0,531 Д575
/ / 0,434 0,411 v/1 / ST-0,434 ,
1 1 -0,399 Х> 0,341 \
/ 1 ж°,214 / 0,274 \ :
1 0,091 , / N \ ' \'
V ■ *0,049 V * 0,054 ^ 0,084
11-12 12-13 13-14 14-15 15-16 16-17 17-18 18-19
Возраст, лет
—♦—ИПр-нг - Уобн.РП -О- ИПр-нг - t1000/3000 -А-ИПр-нг-потерь
Рисунок 1. Динамика ранговой корреляционной зависимости между показателем спортивного мастерства (ИП рейшнг) и уровнями спортивно-технической (¥обнРП), технико-тактической ^потерь) и специальной физической (t10oo/3ooo) подготовленности у юношей в процессе многолетней тренировки в СРП
Другая динамика в процессе многолетней подготовки наблюдается у показателей технико-тактической ^потерь) и специальной физической подготовленности (tiooo/зооо)-
Показатель технико-тактической подготовленности - потери времени на дистанции ^потерь) в период с 11 до 15-летнего возраста не оказывает существенного влияния на уровень интегральной подготовленности (ИПрейтинг) (rp=-0,049^0,274 при p>0,05). Однако, начиная с 15-ти летнего возраста и далее, показатель ^потерь) оказывает значительное влияние на спортивный результат (rp= 0,641^0,759 при p<0,05).
Уровень специальной физической подготовленности (^000/3000) оказывает сильное влияние на интегральный показатель (ИПрейтинг) в период с 12 до 14 лет (rp=0,701^0,716) и в 18-19 лет (rp=0,575 при p<0,05). В остальные периоды многолетней подготовки связь между ИПрейтинг и t1000/3000 слабая (rp= 0,084^0,411).
ВЫВОДЫ
На основании полученных результатов можно сделать вывод, что на протяжении всей многолетней тренировки у юношей приоритетным направлением является совершенствование технического и тактического мастерства в оперативной радиопеленгации и радиопоиске. Уровень специальной физической подготовленности существенно влияет на спортивный результат в период с 12 до 14 лет, а также после 17-летнего возраста. В то же время, очевидно, что повышение специальной физической подготовленности спортсмена является одним из резервов для дальнейшего роста технико-тактического мастерства в спортивной радиопеленгации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В.Н. Платонов. - Киев : Олимпийская литература, 2004. - 808 с.
2. Рубин, В. С. Олимпийские и годичные циклы тренировки. Теория и практика : учебное пособие / В.С. Рубин. - М. : Советский спорт, 2004. - 136 с.
3. Семенов, Л. А. Определение спортивной пригодности детей и подростков: биологические и психологические аспекты : учеб.-метод. пособие / Л.А. Семенов. - М. : Советский спорт, 2005. - 142 с.
REFERENCES
1. Platonov, V.N. (2004), The system of training athletes in Olympic sports. General theory and its practical applications, Olympic Literature, Kiev.
2. Rubin, V.S. (2004), Olympic and year training cycles. Theory and practice: Teaching book, Soviet sport, Moscow.
3. Semenov, L.A. (2005), Determination of sports fitness of children and adolescents: biological and psychological aspects: teaching book, Soviet sport, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.06.2016
УДК 796.922.093.642
КЛАССИФИКАЦИЯ СПОСОБОВ ПРОИЗВОДСТВА ВЫСТРЕЛОВ В БИАТЛОНЕ
Роман Алексеевич Зубрилов, кандидат педагогических наук, заслуженный тренер
Украины, тренер по биатлону, Государственное автономное учреждение Тюменской области «Центр спортивной подготовки и проведения спортивных мероприятий» (ГАУ ТО «ЦСП»), г. Тюмень
Аннотация
Описывая технику процесса производства выстрела, все доступные нам для изучения специалисты, рассматривали его как нечто однообразное. В тоже время автором были обнаружены существенные отличия в технике выполнения производства выстрела в биатлоне у разных спортс-