РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СПОРТИВНОЙ РАДИОПЕЛЕНГАЦИИ
К.Г. Зеленский
Анализ научно-методической литературы показывает [1-4], что спортивный результат в спортивной радиопеленгации (СРП) в большей степени зависит от технико-тактического мастерства спортсмена и недостатки в этом виде подготовке, в большинстве случаев не могут быть компенсированы за счет более высокого уровня физических качеств и других способностей.
В основу исследования положена гипотеза, которая базируется на предположении о том, что технико-тактическая подготовка занимает центральное место в структуре тренировки радиоспортсменов.
Целью настоящего исследования явились определение роли и значения технико-тактической подготовки в спортивной радиопеленгации в процессе тренировки квалифицированных спортсменов.
Поэтому нами проводились наблюдения в период с 1981 по 2006 годы за 129 спортсменами (юноши, юниоры) разных лет - с момента начала занятий радиоспортом до показа наивысшего результата в юниорском возрасте (до 19 лет включительно), и которые выполнили 3-й взрослый разряд и выше. Из наблюдаемых 129 спортсменов в ходе многолетнего исследования 19 спортсменам было присвоено звание мастера спорта или кандидата в мастера спорта. В дальнейшем был проведен анализ динамики показателей уровня техникотактической и специальной физической подготовки, а также спортивных результатов, указанных выше 19 спортсменов.
Критерием оценки уровня специальной физической и функциональной подготовленности нами принято время, показанное в контрольном беге на 3000м (13000) в конце подготовительного - начале соревновательного этапа (март - апрель).
Критериями оценки уровня технико-тактической подготовленности спортсмена считались: средний показатель времени обнаружения РП на двух диапазонах (2 и 80 м) с расстояния 250 ±5м (1поиск рп), где оценивается уровень владения техникой оперативной радиопеленгации; время потерь, приходящих на один РП дистанции (Потерь), где показан лучший результат, здесь оценивается уровень технико-тактического мастерства и психологической подготовленности.
Занятое место на одном из диапазонов (2 или 80 м) на главных соревнованиях сезона оценивалось рейтинговыми очками (ИПрейтинг) и являлось интегральным показателем уровня подготовленности радиоспортсмена.
За основу нами были взяты четырехлетние циклы подготовки, завершающиеся годом, когда показан лучший результат в юниорском возрасте.
Обработка результатов 1поиск РП, Потерь и 1;3000, показанных в ходе многолетнего исследования 19 спортсменами в конце подготовительного - начале соревновательного периода годичного макроцикла, а также интегрального критерия ИПрейтинг, позволила нам проследить динамику уровня подготовленности в процессе четырехлетнего цикла подготовки.
С целью установления приоритетности видов подготовки нами был проведен корреляционный анализ взаимосвязи различных критериев уровня подготовленности.
Проведенный корреляционный анализ показал, что на спортивный результат, который является интегральным показателем уровня подготовленности (ИПрейтинг) в год, когда спортсмены добивались наивысшего результата, большое влияние оказывает уровень технико-тактического мастерства в виде показателя потерь времени на дистанции - Потерь (г=-0,784) и уровень владения техникой оперативной радиопеленгации в виде показателя времени, затраченного на обнаружение радиопередатчика с расстояния 250м - 1поиск РП (г=-0,765).
Значительно меньшее влияние на спортивный результат оказывает уровень специальной физической подготовки в виде результата в беге на 3000м -13000 (г=-0,445).
Кроме того, нами достоверно установлено, что от способности выполнять приемы пеленгования в движении и ближний радиопоиск на высокой скорости (1поиск РП) в итоге зависят потери времени на дистанции ^потерь), что, в конечном счете, влияет на спортивный результат (занятое спортсменом место в соревнованиях).
Вывод
При непрерывном увеличении времени, отводимого на физическую подготовку, в процессе многолетнего совершенствования и, в частности, в четырехлетнем цикле подготовки, приоритетным направлением должна являться технико-тактическая подготовка в оперативной радиопеленгации и радиопоиске. В тоже время, очевидно, что повышение уровня физической подготовленности спортсмена является одним из резервов для дальнейшего роста технико-тактического мастерства в СРП.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вартанесян, В.А. Спортивная радиопеленгация. - М.: ДОСААФ, 1980. - 96 с.
2. Гречихин, А.И. Соревнования «охота на лис». - М.: ДОСААФ, 1973. - 176 с.
3. Верхотуров, В.Н. Тренироваться круглый год // Радио. - 1970. - № 10. - С. 11-12.
4. Кошкин, А.Е. Подготовка «лисолова» // Радио. - 1978. - № 3. - С. 8 -
9.
КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ УСПЕШНОЙ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ
Л.А. Карпенко
Художественная гимнастика относится к числу технико-эстетических видов спорта, отличительной особенностью которых является важность, ёмкость и многогранность технической подготовки спортсменов. Чтобы успешно ориентироваться, планировать и осуществлять техническую подготовку гимнасток, целесообразно осознанно выделять в ней разделы и компоненты.
На современном этапе развития художественной гимнастики оправданно выделение 5-ти разделов в технической подготовке гимнасток:
1) беспредметная подготовка (обучение технике движений телом);
2) предметная подготовка (обучение технике движений предметом);
3) хореографическая подготовка (обучение технике исполнения истори-