С.С. Панасенко
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ
Аннотация
В статье проведен анализ современного состояния инновационной деятельности в аграрной сфере экономики; выявлены основные проблемы, перечислены основные направления в рамках ее активизации.
Ключевые слова
Инновационная деятельность, агропромышленный комплекс, государственное регулирование, Госпрограмма, модернизация, инвестиции.
S.S. Panasenko
THE GUIDELINES AND PROBLEMS OF INNOVATION ACTIVITY IN THE AGRICULTURAL SECTOR OF ECONOMY
Annotation
This paper analyzes the current state of innovation activity in the agricultural sector of the economy , the main problems are outlined, the main guidelines are enumerated.
2014 № 1 (45) Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)
Keywords
Innovation activity, agribusiness, government regulation, state program, modernization, investments
Переход на инновационный курс развития в сфере агропромышленного комплекса — это залог обеспечения продовольственной безопасности страны.
В настоящее время развитие инновационной деятельности испытывает существенные затруднения. Россия продолжает далеко отставать от развитых стран, более того этот разрыв увеличивается. Так, например, затраты на НИОКР сегодня не превышают 1,2% ВВП, при этом в развитых странах до 85% ВВП формируются за счет новых знаний, реализуемых в наукоемких технологиях.
Направление развития инновационных процессов в сельском хозяйстве весьма противоречиво. С одной стороны, в последние годы аграрная наука успешно функционирует, а передовые хозяйства, организуют освоение инноваций. С другой стороны, в целом по агропромышленному комплексу этого не происходит.
По своему инновационному развитию регионы Российской Федерации делятся на четыре группы:
1. Регионы, обладающие большим инновационным потенциалом, являющиеся генераторами инноваций, в них сосредоточена большая часть инновационного потенциала страны (Москва, Санкт-Петербург, Московская и Свердловская области).
2. Регионы, обладающие достаточно высоким инновационным потенциалом (Ростовская, Новосибирская, Тюменская, Челябинская, Омская, Воронежская, Волгоградская Ленинградская и Саратовская области, Краснодарский и Приморский края);
3. Регионы с невысоким инновационным потенциалом (Оренбургская, Белгородская, Курская Мурманская и Калининградская области, Хабаровский
и Алтайский края и Республика Дагестан).
4. Регионы с низким инновационным потенциалом (Астраханская, Смоленская, Брянская, Амурская, Курганская и Псковская области, Забайкальский край, Республики: Бурятия, Карелия, Чеченская Республика, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Алания, Тыва, Алтай и Ингушетия).
Третья и четвертая группы регионов характеризуются незначительным количеством малых научных и инновационных предприятий; отсутствием или формальным существованием инновационной инфраструктуры; ограниченными финансовыми возможностями региональных властей и крупного бизнеса; отсутствием новых идей и молодых ученых.
Основными причинами замедленного развития инновационной деятельности в аграрном секторе являются:
- в советский период научно-технические достижения контролировались и финансировались преимущественно государством, в связи с этим инновационной деятельностью занимались в основном крупные государственные учреждения. В настоящее же время, самостоятельно распределяя ресурсы, предприятия не всегда отдают приоритет инновациям. Отсюда отсутствие серьезного опыта ведения инновационной деятельности в рыночных условия;
- большинство предприятий АПК не готовы к инновационной деятельности, им намного проще применять уже имеющееся оборудование и технологии;
- отсутствие взаимосвязанной инновационной инфраструктуры. Эффективная инновационная деятельность — это единый непрерывный процесс между разработкой нововведений и его внедрением в производство;
- нехватка инновационных площадок и производственной базы в целом;
- отсутствуют благоприятных фи-нансов-кредитных условий, а также мер государственной поддержки инновационной деятельности (экономическое стимулирование, налоговые льготы), что приводит к незаинтересованности потребителей и инвесторов в ней;
- дефицит квалифицированных кадров, отсутствие и нехватка опыта ведения инновационных проектов. Речь идет о специалистах, которые способны продвигать инновации на рынок;
- отсутствие системной, четко структурированной нормативно-правовой базы для осуществления всех стадий инновационной деятельности.
Эти барьеры и проблемы инновационного развития в совокупности определяют главную системную проблему: темп развития, структура и научно-технический уровень исследований и разработок научной сферы как региона, так и государства в целом не отвечает потребностям развития национальной экономики, ее структурной перестройки и повышения конкурентоспособности.
Сельское хозяйство сегодня начинает возрождаться, но нуждается в обширной модернизации. Основной целью инноваций в агропромышленном секторе является, в первую очередь развитие инновационного малого предпринимательства, а также обширное использование результатов фундаментальных и прикладных научных исследований, изобретений в сфере сельского хозяйства.
Активизация инновационной деятельности в экономике государства и в ее ведущем звене — аграрно-промышленном комплексе — предполагает осуществление мероприятий по следующим направлениям:
1. Развитие инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности (комплекс заинтересованных научных, образовательных, производ-
ственных и наукоемких структур с участием государства на различных уровнях, задействованных в разработке и производстве научной и научно-технической продукции; инновационно-технологические центры, технопарков).
2. Создание мотивационного механизма инновационной деятельности (финансирование приоритетных научных исследований, государственная поддержка наукоградов; стимулирование малого научно-технического и инновационного предпринимательства; обеспечение доступности финансовых средств и ресурсов для предприятий АПК и его отраслей; налоговые льготы, субсидии и дотации).
3. Совершенствование и подготовка научных кадров (повышение престижа и привлекательности научно-технической деятельности; совершенствование системы оплаты труда работников бюджетных научных организаций; стимулирующие выплаты за различные достижения в области науки и техники, создание условий для закрепления молодежи в сфере науки, технологий; подготовка инновационно ориентированных специалистов).
4. Переход к неценовой конкуренции, основой которой является «всеобщее качество и новизна»; разработка и продвижение на рынок принципиально новых товаров и услуг.
5. Совершенствование нормативно-правового регулирования инновационной деятельности.
6. Формирование системы освоения инновационных технологий в аграрной сфере, основанных на ресурсосбережении, это, прежде всего рациональное использование природных ресурсов, оптимальная эксплуатация сельскохозяйственной техники, оборудования.
7. Создание благоприятных условий для увеличения объема инвестиций, стимулирование инвестиционной при-
влекательности и инновационной активности в АПК.
Основой инновационного развития отрасли на различных уровнях управления должен стать программно-целевой поход.
Наиболее эффективные методы программно-целевого планирования и управления в ходе освоения приоритетного национального проекта «Развитие АПК», а также при реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села» не оправдали себя.
Также разработана Госпрограмма развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия на 20132020 годы, главной задачей, которой является создание целостного механизма, стимулирующего хозяйствующие субъекты к технико-технологической модернизации сельского хозяйства.
Госпрограмма — 2020 предусматривает: субсидирование кредитов сельхозпроизводителей по инвестиционным проектам; государственный лизинг технических средств и сельскохозяйственных животных; финансирование приоритетных инновационных проектов на условиях частно-государственного партнерства.
Следует отметить, что государственное регулирование инновационной деятельности будет эффективным лишь в случае сочетания макроуровня управленческой иерархии с уровнем агропредприятий и их объединений. Основной задачей руководства предприятий является сочетание текущей и инновационной деятельности таким образом, чтобы производство было не только самоокупаемым, но и рентабельным, с высокой инвестиционной привлекательностью.
Таким образом, комплексная модернизация, инвестиции и инновационная направленность могут служить основой повышения уровня инновационного развития аграрного сектора экономики страны.
Библиографический список
1. Организация инновационной деятельности в АПК / В.И. Нечаев, В.Ф. Бирман, И.С. Санду, Ю.И. Бершницкий, А.В. Боговиз; Под ред. В.И. Нечаева. — М.: КолосС, 2012. — С. 296.
2. Проблемы инновационного развития в АПК / Н.И. Лукашев // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2011. — N 10. — С. 36-38.
3. Проблемы освоения инноваций в АПК / В. Нечаев // ПАК; экономика, управление. — 2010. — N 6.-С. 74-79.
4. Проблемы развития инновационной деятельности предприятий агропромышленного комплекса / А.В. Ан-цибор // Экономические науки. — 2011.
— N12. — С. 221-224.
5. Совершенствование направлений и механизма стимулирования инновационной активности агробизнеса в регионах России / Н.П. Карпусь // Региональная экономика: теория и практика
— 2010. — N 7(190). — С.19-24.
Bibliographic list
1. Organization of innovation activity in agribusiness / V.I. Nechayev, V.F. Birman, I.S. Sandu, Y.I. Bershnitsky, A.V. Bogoviz, By V.I. Nechayev . — M.: ColossC, 2012 . — 296 p.
2. Problems of innovative development in agriculture/ N.I. Lukashev // Economics of agricultural and processing enterprises. — 2011. — N 10. — P. 36-38.
3. Problems of Innovation in Agribusiness/ V. Nechaev // PAC, economics, management. — 2010. — N 6. — P. 74-79.
4. Problems of innovation activity development of agricultural enterprises / A.V. Antsibor / / Economic Sciences. — 2011. — N 12. — P. 221-224.
5. Improvement of guidelines and the mechanism of innovation activity stimulation in the regions of Russia Agribusiness / N.P. Karpus / / Regional Economy : Theory and Practice — 2010 .
— N 7 (190). — P.19 -24.